Актуальность сохранения исторической памяти о сельской школе России и необходимость ее дальнейшего развития не вызывают сомнений, поскольку сельская школа остается носителем традиционных, этнокультурных ценностей, составляющих нашу общую культуру, государственность, при этом прошлое, настоящее и будущее сельской школы напрямую зависят от того социокультурного пространства, которое она формирует вокруг себя. История сельской школы позволяет понять развитие системы образования, ее закономерности и взаимосвязи. Изучение истории своей школы, своей местности способствует пониманию себя в жизни и обществе, дает уверенность в том, что сохранится память о хороших людях и их добрых делах. Понимание необходимости участия в создании истории своей школы, своего населенного пункта, постепенный поиск информации, ее размещение – важные моменты формирования гражданского сознания, понимания времени, событий и фактов [1, 2, 3].
В настоящее время сельская школа, как и другие образовательные и иные учреждения, организации и иное, представлена в сети Интернет разнообразными ресурсами – от сайтов до страниц в социальных сетях. Стоит заметить, что при этом хостинг-провайдер у сельской школы до недавнего времени мог быть любым, а в настоящем рекомендуется переходить на Федеральнуюгосударственнуюинформационную систему «Единый порталгосударственныхи муниципальныхуслуг(функций)». Это значительно облегчит поиск сельской школы и информации о ней, будет способствовать унификации информации, размещенной на сайте школы, ее необходимости и значимости, позволит сельской школе позиционировать себя в сети Интернет.
В данной работе исследуются исторические справки, действующие сайты сельских школ России для понимания истории генезиса сельской школы, ее становления и развития, деятельности в настоящий период времени и необходимых изменений в будущем.
Материалы и методы исследования
Сплошной контентный и контекстный анализ текста 1500 исторических справок (из представленных на данный момент более 2000) сельских школ [4], визуальный и текстовый анализ 1400 сайтов действующих сельских школ и 150 районных управлений (отделов) образованием, проводившийся в течение 3 лет, наблюдения с 2016 года по настоящее время путем личного и непосредственного участия в реализации проекта «Сельские школы Российской Федерации» [5], контентный анализ деятельности Российского союза сельской молодежи [6] позволили определить основные моменты развития сельской школы России в настоящем и прошлом при помощи историко-педагогического [7, 8] и социокультурного подходов [9, 10].
Результаты исследования и их обсуждение
Для понимания деятельности сельской школы считаем возможным дать историю ее развития посредством разработанной периодизации генезиса сельской школы. Отметим, что при этом принимаем во внимание существующие периодизации сельской школы [11, 12, 13].
Рассматривая периодизацию сельской школы как деление ее исторического развития на отдельные, временные, качественно отличающиеся друг от друга этапы, связанные с определенными социокультурными изменениями, можно выделить 4 этапа и 8 периодов: I этап – догосударственный («домашние школы» – от распространения письменности до XVIII в.); II этап – государственный дореволюционный (1-й период – становление и развитие системы государственного образования – с начала XVIII в. до 1860-х гг.; 2-й период – возникновение и развитие земских школ – с 1860-е гг. до октября 1917 г.); III этап – государственный советский (1-й период – становление и развитие системы советского школьного образования на селе – 1917–1940 гг.; 2-й период – школа военного и послевоенного времени – 1941–1953 гг.; 3-й период – школа «либерализации жизни» – 1954–1977 гг.; 4-й период – школа «развитого социализма» – 1978–1990 гг.); IV этап – государственный российский демократический – с 1991 г. и по настоящее время.
Для каждого из этапов определены качественные характеристики.
I этап связываем с главной качественной характеристикой – возникновением и распространением частных, инициируемых крестьянской общиной, школ, в дела которых государство не вмешивалось.
II этап характеризуется государственным участием в организации обучения крестьянских детей, которое проявлялось разнообразно – от законодательных актов до контрольной функции. Главные качественные характеристики сельской и особенно земской школы связаны с ее демократичностью, широким масштабом распространения по всей территории страны, а также с новаторской педагогикой, дидактикой и практикой обучения и воспитания детей в традициях отечественной сельской культуры.
III этап характеризуется стремлением унифицировать сельские школы, преодолеть изначально присущее ей разнообразие, обусловленное природной и социокультурной средой, традициями, сельским укладом жизни.
IV этап характеризуется демократизацией отечественной школы, качественными изменениями, связанными с гуманизацией образования, освоением новой образовательный парадигмы, возникновением инновационных школ и поиском новой образовательной парадигмы развития системы образования. Нововведения данного этапа связаны с количеством и разнообразием сельских школ, ростом числа общих и специально предназначенных для сельской школы учебных планов и, соответственно, форм подготовки сельского учителя, организационных и управленческих структур [14]. Исследование современной сельской школы показало, что в IV этапе в настоящее время можно выделить 2 периода:
– 1-й период – с 1991 по 2021 гг. (большое количество образовательных технологий, форм получения образования, массовая реорганизация и ликвидация образовательных учреждений на сельских территориях);
– 2-й период – с 2022 г. и по настоящее время (связан с переосмыслением целей и задач образования; переход от либерально-демократического образования к государственному российскому).
1-й и 2-й периоды IV этапа генезиза сельской школы качественно отличаются друг от друга (происходят качественные изменения в деятельности сельской школы).
Были исследованы исторические справки сельских школ России, в составлении которых принимали участие детско-взрослые сообщества, в том числе административный персонал школы, учителя, обучающиеся, их родители и другие заинтересованные лица. Представленные в проекте исторические справки составлены по определенной структуре, которая отражает не только историю становления и развития школы, рассказывает о людях, чей труд и благотворительность способствовали развитию образования и воспитания, но и отмечает выпускников, чью значимость для России и мира трудно переоценить. Дадим небольшие иллюстрации:
1. «Благодаря её работе Ключевская 8-летняя школа приобрела статус средней школы, был построен интернат для детей с. Боклинка. Организовано горячее питание в колхозной столовой, построен пионерский лагерь, тир для стрельбы из пневматического и нарезного оружия. Построена спортивная площадка. Все нуждающиеся молодые специалисты были обеспечены собственным жильём».
2. «В 1983 г. пошел служить в ряды воздушно-десантных войск. 19 апреля 1985 года геройски погиб. 20 июня 1985 года Елисеев Иван был награждён орденом Красной звезды, а вторым орденом – посмертно. В его честь названа школа и ДОО» [15].
3. «Школа создана по инициативе зажиточного односельчанина Морозова З.Т.» [16].
Это есть непосредственное отражение состояния социокультурной среды. Так, была проанализирована работа по составлению исторической справки [15], в результате которой можно отметить: высокое знание истории своей школы и села; желание рассказать о своей школе, о себе, в том числе в виртуальном пространстве [17]; готовность к изменениям; формирование социокультурной среды в школе и селе согласно российским духовно-нравственным ценностям [18].
В то же время, как показало настоящее исследование, есть значительное количество сельских школ России, историю которых в настоящее время нет возможности посмотреть, прочитать. Многие сведения о возникновении деревни, села или другого сельского населенного пункта, учебного заведения в нем уже утеряны, порой безвозвратно, однако и в настоящем есть возможность сохранить сведения, память о ликвидированных сельских школах с начала 1990-х гг. и ликвидирующихся в настоящее время.
Проект «Сельские школы Российской Федерации» активно работает по распространению информации среди сельских школ и администраций сельских территорий, региональных и федеральных министерств и ведомств путем личных контактов, онлайн-встреч, информационных писем и иной рассылки, участия в конференциях и иных мероприятиях, посвященных развитию образовательной и воспитательной системы России, в том числе в сельской местности. Данная работа позволяет постоянно пополнять количество исторических справок на ресурсе, соответствует знаниям о структуре системы образования [19], способствует сохранению и увеличению знания об истории становления, развития, общей деятельности образовательного учреждения на селе, его функционирования (выдающееся люди, принимавшие и принимающие активное участие в жизни школы, – директора, учителя, благотворители) и значимости (выдающиеся учащиеся, прославившие Россию, внесшие значительный вклад в развитие науки и производства, экономического и социального сектора, защиту нашей Родины).
Исторические справки, представленные в проекте, позволяют узнать год создания школы и основные моменты преобразования, реорганизации школы и процесса обучения (для нас это качественные характеристики). Так, например:
1. «01.10.1961 г. – открытие Котансинской восьмилетней школы; 18.09.1999 г. – запуск в эксплуатацию нового здания школы» [20], в стадии ликвидации с 11 марта 2022 года.
2. «Ржано-Полевская сельская школа. Долговской волости Мценского уезда. Год основания – 1885. Находилась на общественной земле, здание было церковным» [21].
3. «С 1907 по 1917 года школа действовала как церковно-приходская. В 1927 году открыли школу крестьянской молодежи. В 1934 году школа реорганизуется в среднюю» [22].
4. «В 1935 году образуется Корсаковский район, что вызвало необходимость организации районной власти и ее размещения – в здании школы был расположен районный исполнительный комитет (Корсаковский райиспоком). Школьники обучались в трёх местах: в здании старой школы, в двух комнатах райисполкома и в помещении, на месте которого расположена нынешняя аптека. В этом же году к старому зданию начальной школы присоединено новое помещение и берет начало своего существования Корсаковская средняя школа. В 1959 году началось строительство нового здания школы. Открытие нового, современного, трехэтажного здания школы произошло в 1961 году. Капитальный ремонт – 2012 год» [23].
Это подтверждает, что возможно выделять этапы и периоды генезиса сельской школы, поскольку каждый из них качественно отличается друг от друга и связан с определенными социокультурными и иными изменениями в среде, в том числе в сельской школе и сельской местности.
Ниже приведены некоторые выявленные качественные характеристики сельской школы настоящего времени, которые помогут понять ее социокультурное своеобразие:
- единые с городской школой законодательные нормы – нормативно-правовые акты, единые для всей системы начального, общего и среднего общего образования;
- отличия в социокультурной среде, в которой функционирует образовательное учреждение, прежде всего наблюдаются отличия в инфраструктуре (больница, полиция, пожарная станция, магазины и досуговые центры и т.д.);
- различия, связанные с территориями, федеральными округами, вероисповеданием населения и его традициями, культурой;
- понимание роли позиционирования школы в виртуальном пространстве, в том числе посредством размещения информации на сайте школы и в социальных сетях.
Исследование позволило сделать следующее заключение и выводы.
Заключение
В ходе настоящей работы, во-первых, была подтверждена актуальность историко-педагогического и социокультурного подходов к изучению и анализу деятельности в сфере образования, в частности к сельским школам; во-вторых, конкретизировано состояние системы школьного образования на селе в разные периоды деятельности сельской школы, в частности в настоящее время; в-третьих, выработаны рекомендации по сохранению и развитию социокультурного пространства сельской школы и села.
Исследование исторических справок и сайтов сельских школ РФ показало реализацию проектов в сфере образования и науки и позволило выделить некоторые моменты, требующие своего решения, работа над которыми полностью соответствует существующим нормативно-правовым документам, в том числе государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809), и способствует реализации социокультурного подхода к деятельности в образовании.
В исследовании установлено, что на сайтах действующих сельских школ РФ нет фотографии школы и ее истории (около 70% сайтов); фотографии Героя или выдающегося деятеля, именем которого названа школа, и его биографии (около 80% сайтов); фотографии и биографии учителей настоящего и прошлого (90% сайтов); информации о традициях школы (практически 100% сайтов). Это позволяет сделать вывод о незначительной информационной, визуальной составляющей сайтов сельских школ по формированию социокультурного пространства территории, формированию знаний об историко-культурном развитии и наследии местности.
В настоящее время есть необходимость развивать информационно-коммуникационную составляющую сайта школы посредством представления визуального ряда о школе (событии, мероприятии и т.д.) с обязательной текстовой информационной составляющей в удобном для пользователя представлении, формате.
Исследование сайтов действующих школ в сельской местности России в целом соответствует предъявляемым к ним требованиям по наличию нормативно-правовой документации, информации о вышестоящих и контролирующих организациях, справочной и иной информации, необходимой для успешного осуществления деятельности в сфере образования. Однако стоит заметить сложную работу на некоторых сайтах сельских школ, прежде всего, по причинам: текст и фон сайта слабо различимы по цвету, очень маленький шрифт, неудачная компоновка разделов сайта.
В ходе настоящего исследования было выявлено, что на сайтах управлений (отделов) образованием районов отсутствуют или имеются недействующие ссылки (интернет-адреса) подведомственных управлению (отделу) образованием районов организаций. Так, например, при действующих новых интернет-адресах (школа перешла на госуслуги) на сайтах размещены недействующие или старые ссылки – двойные сайты и более, что значительно затрудняет поиск сайта школы. В качестве рекомендации можно предложить использовать на сайтах управлений (отделов) образованием районов готовые решения, например размещение на странице сайта фотографий школ района и их наименования с активной ссылкой на сайт школы.
Имеется много разных направлений деятельности школы по организации ее социокультурного пространства и позиционирования ее как реальной образовательной и воспитательной организации, необходима только воля к этому процессу созидания и сохранения истории России!