Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РОССИИ В НАСТОЯЩЕМ И ПРОШЛОМ

Горбушов А.А. 1
1 ФГБУ «Уральское отделение Российской академии наук»
В статье рассматривается история сельской школы России, создание которой и память о которой есть наше настоящее и будущее, поскольку эта образовательная система на селе формирует социокультурное пространство территории, сельского населенного пункта. Это особенно актуально в настоящее время, так как есть необходимость знания и понимания собственной истории, истории России, в том числе в целях развития гражданственности и патриотизма у учащихся в соответствии с традициями и действующей нормативно-правовой базой. Выделяются этапы и периоды развития сельской школы с характерными для каждого этапа качественными характеристиками, которые, в свою очередь, помогут нам понять социокультурное своеобразие сельской школы. Проведен анализ 1500 исторических справок и 1400 сайтов действующих сельских школ, 150 районных управлений (отделов) образованием для понимания истории сельской школы и ее социокультурной деятельности в настоящее время. Отметим, что представленная на сайтах сельских школ информация напрямую влияет на позиционирование сельской школы в виртуальной среде. Исследование позволило выработать рекомендации по развитию информационно-коммуникационной составляющей сайта школы, напрямую влияющей на формирование социокультурного пространства сельских территорий России.
сельская школа
генезис сельской школы
виртуальное пространство
социокультурное пространство
1. Историческая память и российская идентичность / под. ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М.: РАН, 2018. 508 с.
2. Логунова Л.Ю. Историческая и социальная память: парадоксы и смыслы // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 1, Ч. 2. С. 227-253. DOI: 10.17212/2075-0862-2019- 11.1.2-227-253.
3. Моисеенко О.А. Роль исторической памяти в формировании гражданской идентичности современной России // Вестник Московского ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2022. № 1. С. 31-45.
4. Исторические справки сельских школ // Сельские школы РФ. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai/?page_id=14007&ysclid=ljb2xsh0i2935634775 (дата обращения: 25.06.2023).
5. Сельские школы РФ: официальный сайт. Миасс. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai/?ysclid=ljbcap8rqj492312292 (дата обращения: 25.06.2023).
6. Российский союз сельской молодежи: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rssm.su/ (дата обращения: 25.06.2023).
7. Шкабара Т.Е. Современные методологические подходы в организации историко-педагогического исследования // Образование и наука. 2005. № 5 (35). С. 39-43.
8. Кирьякова А.В., Гараева Е.А. История педагогики и образования: учебное пособие. Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2020. 120 с.
9. Сафонова В.В. Социокультурный подход: основные социально-педагогические и методические положения // Иностранные языки в школе. 2014. № 11. С. 2-13.
10. Четвертакова А.Ж. Социокультурный подход к определению понятия «этнос» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2023. № 1. С. 61-67.
11. Еретнова Е.П., Сартакова Е.Е. Особенности и этапы становления современной сельской школы // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 5 (27). С. 83-89.
12. Ищенко А.М. Эволюция российской сельской школы // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5571 (дата обращения: 25.06.2023).
13. Сидоров С.В. Основные этапы развития отечественных сельских школ // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-33?ysclid=ljb1lfphs7716902573 (дата обращения: 25.06.2023).
14. Горбушов А.А. Развитие сельской школы на Урале: XVIII в. - начало XXI в.: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 174 с.
15. Историческая справка МБОУ «Ключевская НОШ» // Сельские школы РФ: официальный сайт. Миасс. [Электронный ресурс]. URL: https://сельскиешколыроссии.рф/?bgmp=мбоу-ключевская-оош-тюльганский-райо#more-2466 (дата обращения: 25.06.2023).
16. Историческая справка МБОУ «Трубачевская ООШ» // Сельские школы РФ: официальный сайт. Миасс. [Электронный ресурс]. URL: https://сельскиешколыроссии.рф/?bgmp=мбоу-трубчевская-оош-болховский-райо#more-12367 (дата обращения: 25.06.2023).
17. Горбушов А.А. Исследование сельской школы России в НЭБ «eLIBRARY.RU» и представление социокультурного пространства сельской школы в виртуальной среде, в том числе в социальных сетях // Проблемы современного образования. 2022. № 5. С. 16-123.
18. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 25.06.2023).
19. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.06.2023).
20. Историческая справка МОБУ «Котансинская ООШ» // Сельские школы РФ: официальный сайт. Миасс. [Электронный ресурс]. URL: https://сельскиешколыроссии.рф/?bgmp=мобу-котансинская-оош-ясненский-горо (дата обращения: 25.06.2023).
21. Историческая справка МОБУ «Ржанопольская ООШ» // Сельские школы РФ: официальный сайт. Миасс. [Электронный ресурс]. URL: https://сельскиешколыроссии.рф/?bgmp=мбоу-ржанопольская-оош-залегощенски#more-12180 (дата обращения: 25.06.2023).
22. Историческая справка МОБУ «Ярищенская СОШ» // Сельские школы РФ: официальный сайт. Миасс. [Электронный ресурс]. URL: https://сельскиешколыроссии.рф/?bgmp=мбоу-ярищенская-сош-колпнянский-райо#more-13261 (дата обращения: 25.06.2023).
23. Историческая справка МОБУ «Корсаковская СОШ» // Сельские школы РФ: официальный сайт. Миасс. [Электронный ресурс]. URL: https://сельскиешколыроссии.рф/?bgmp=мбоу-корсаковская-сош-корсаковский-р#more-12887 (дата обращения: 25.06.2023).

Актуальность сохранения исторической памяти о сельской школе России и необходимость ее дальнейшего развития не вызывают сомнений, поскольку сельская школа остается носителем традиционных, этнокультурных ценностей, составляющих нашу общую культуру, государственность, при этом прошлое, настоящее и будущее сельской школы напрямую зависят от того социокультурного пространства, которое она формирует вокруг себя. История сельской школы позволяет понять развитие системы образования, ее закономерности и взаимосвязи. Изучение истории своей школы, своей местности способствует пониманию себя в жизни и обществе, дает уверенность в том, что сохранится память о хороших людях и их добрых делах. Понимание необходимости участия в создании истории своей школы, своего населенного пункта, постепенный поиск информации, ее размещение – важные моменты формирования гражданского сознания, понимания времени, событий и фактов [1, 2, 3].

В настоящее время сельская школа, как и другие образовательные и иные учреждения, организации и иное, представлена в сети Интернет разнообразными ресурсами – от сайтов до страниц в социальных сетях. Стоит заметить, что при этом хостинг-провайдер у сельской школы до недавнего времени мог быть любым, а в настоящем рекомендуется переходить на Федеральнуюгосударственнуюинформационную систему «Единый порталгосударственныхи муниципальныхуслуг(функций)». Это значительно облегчит поиск сельской школы и информации о ней, будет способствовать унификации информации, размещенной на сайте школы, ее необходимости и значимости, позволит сельской школе позиционировать себя в сети Интернет.

В данной работе исследуются исторические справки, действующие сайты сельских школ России для понимания истории генезиса сельской школы, ее становления и развития, деятельности в настоящий период времени и необходимых изменений в будущем.

Материалы и методы исследования

Сплошной контентный и контекстный анализ текста 1500 исторических справок (из представленных на данный момент более 2000) сельских школ [4], визуальный и текстовый анализ 1400 сайтов действующих сельских школ и 150 районных управлений (отделов) образованием, проводившийся в течение 3 лет, наблюдения с 2016 года по настоящее время путем личного и непосредственного участия в реализации проекта «Сельские школы Российской Федерации» [5], контентный анализ деятельности Российского союза сельской молодежи [6] позволили определить основные моменты развития сельской школы России в настоящем и прошлом при помощи историко-педагогического [7, 8] и социокультурного подходов [9, 10].

Результаты исследования и их обсуждение

Для понимания деятельности сельской школы считаем возможным дать историю ее развития посредством разработанной периодизации генезиса сельской школы. Отметим, что при этом принимаем во внимание существующие периодизации сельской школы [11, 12, 13].

Рассматривая периодизацию сельской школы как деление ее исторического развития на отдельные, временные, качественно отличающиеся друг от друга этапы, связанные с определенными социокультурными изменениями, можно выделить 4 этапа и 8 периодов: I этап – догосударственный («домашние школы» – от распространения письменности до XVIII в.); II этап – государственный дореволюционный (1-й период – становление и развитие системы государственного образования – с начала XVIII в. до 1860-х гг.; 2-й период – возникновение и развитие земских школ – с 1860-е гг. до октября 1917 г.); III этап – государственный советский (1-й период – становление и развитие системы советского школьного образования на селе – 1917–1940 гг.; 2-й период – школа военного и послевоенного времени – 1941–1953 гг.; 3-й период – школа «либерализации жизни» – 1954–1977 гг.; 4-й период – школа «развитого социализма» – 1978–1990 гг.); IV этап – государственный российский демократический – с 1991 г. и по настоящее время.

Для каждого из этапов определены качественные характеристики.

I этап связываем с главной качественной характеристикой – возникновением и распространением частных, инициируемых крестьянской общиной, школ, в дела которых государство не вмешивалось.

II этап характеризуется государственным участием в организации обучения крестьянских детей, которое проявлялось разнообразно – от законодательных актов до контрольной функции. Главные качественные характеристики сельской и особенно земской школы связаны с ее демократичностью, широким масштабом распространения по всей территории страны, а также с новаторской педагогикой, дидактикой и практикой обучения и воспитания детей в традициях отечественной сельской культуры.

III этап характеризуется стремлением унифицировать сельские школы, преодолеть изначально присущее ей разнообразие, обусловленное природной и социокультурной средой, традициями, сельским укладом жизни.

IV этап характеризуется демократизацией отечественной школы, качественными изменениями, связанными с гуманизацией образования, освоением новой образовательный парадигмы, возникновением инновационных школ и поиском новой образовательной парадигмы развития системы образования. Нововведения данного этапа связаны с количеством и разнообразием сельских школ, ростом числа общих и специально предназначенных для сельской школы учебных планов и, соответственно, форм подготовки сельского учителя, организационных и управленческих структур [14]. Исследование современной сельской школы показало, что в IV этапе в настоящее время можно выделить 2 периода:

– 1-й период – с 1991 по 2021 гг. (большое количество образовательных технологий, форм получения образования, массовая реорганизация и ликвидация образовательных учреждений на сельских территориях);

– 2-й период – с 2022 г. и по настоящее время (связан с переосмыслением целей и задач образования; переход от либерально-демократического образования к государственному российскому).

1-й и 2-й периоды IV этапа генезиза сельской школы качественно отличаются друг от друга (происходят качественные изменения в деятельности сельской школы).

Были исследованы исторические справки сельских школ России, в составлении которых принимали участие детско-взрослые сообщества, в том числе административный персонал школы, учителя, обучающиеся, их родители и другие заинтересованные лица. Представленные в проекте исторические справки составлены по определенной структуре, которая отражает не только историю становления и развития школы, рассказывает о людях, чей труд и благотворительность способствовали развитию образования и воспитания, но и отмечает выпускников, чью значимость для России и мира трудно переоценить. Дадим небольшие иллюстрации:

1. «Благодаря её работе Ключевская 8-летняя школа приобрела статус средней школы, был построен интернат для детей с. Боклинка. Организовано горячее питание в колхозной столовой, построен пионерский лагерь, тир для стрельбы из пневматического и нарезного оружия. Построена спортивная площадка. Все нуждающиеся молодые специалисты были обеспечены собственным жильём».

2. «В 1983 г. пошел служить в ряды воздушно-десантных войск. 19 апреля 1985 года геройски погиб. 20 июня 1985 года Елисеев Иван был награждён орденом Красной звезды, а вторым орденом – посмертно. В его честь названа школа и ДОО» [15].

3. «Школа создана по инициативе зажиточного односельчанина Морозова З.Т.» [16].

Это есть непосредственное отражение состояния социокультурной среды. Так, была проанализирована работа по составлению исторической справки [15], в результате которой можно отметить: высокое знание истории своей школы и села; желание рассказать о своей школе, о себе, в том числе в виртуальном пространстве [17]; готовность к изменениям; формирование социокультурной среды в школе и селе согласно российским духовно-нравственным ценностям [18].

В то же время, как показало настоящее исследование, есть значительное количество сельских школ России, историю которых в настоящее время нет возможности посмотреть, прочитать. Многие сведения о возникновении деревни, села или другого сельского населенного пункта, учебного заведения в нем уже утеряны, порой безвозвратно, однако и в настоящем есть возможность сохранить сведения, память о ликвидированных сельских школах с начала 1990-х гг. и ликвидирующихся в настоящее время.

Проект «Сельские школы Российской Федерации» активно работает по распространению информации среди сельских школ и администраций сельских территорий, региональных и федеральных министерств и ведомств путем личных контактов, онлайн-встреч, информационных писем и иной рассылки, участия в конференциях и иных мероприятиях, посвященных развитию образовательной и воспитательной системы России, в том числе в сельской местности. Данная работа позволяет постоянно пополнять количество исторических справок на ресурсе, соответствует знаниям о структуре системы образования [19], способствует сохранению и увеличению знания об истории становления, развития, общей деятельности образовательного учреждения на селе, его функционирования (выдающееся люди, принимавшие и принимающие активное участие в жизни школы, – директора, учителя, благотворители) и значимости (выдающиеся учащиеся, прославившие Россию, внесшие значительный вклад в развитие науки и производства, экономического и социального сектора, защиту нашей Родины).

Исторические справки, представленные в проекте, позволяют узнать год создания школы и основные моменты преобразования, реорганизации школы и процесса обучения (для нас это качественные характеристики). Так, например:

1. «01.10.1961 г. – открытие Котансинской восьмилетней школы; 18.09.1999 г. – запуск в эксплуатацию нового здания школы» [20], в стадии ликвидации с 11 марта 2022 года.

2. «Ржано-Полевская сельская школа. Долговской волости Мценского уезда. Год основания – 1885. Находилась на общественной земле, здание было церковным» [21].

3. «С 1907 по 1917 года школа действовала как церковно-приходская. В 1927 году открыли школу крестьянской молодежи. В 1934 году школа реорганизуется в среднюю» [22].

4. «В 1935 году образуется Корсаковский район, что вызвало необходимость организации районной власти и ее размещения – в здании школы был расположен районный исполнительный комитет (Корсаковский райиспоком). Школьники обучались в трёх местах: в здании старой школы, в двух комнатах райисполкома и в помещении, на месте которого расположена нынешняя аптека. В этом же году к старому зданию начальной школы присоединено новое помещение и берет начало своего существования Корсаковская средняя школа. В 1959 году началось строительство нового здания школы. Открытие нового, современного, трехэтажного здания школы произошло в 1961 году. Капитальный ремонт – 2012 год» [23].

Это подтверждает, что возможно выделять этапы и периоды генезиса сельской школы, поскольку каждый из них качественно отличается друг от друга и связан с определенными социокультурными и иными изменениями в среде, в том числе в сельской школе и сельской местности.

Ниже приведены некоторые выявленные качественные характеристики сельской школы настоящего времени, которые помогут понять ее социокультурное своеобразие:

- единые с городской школой законодательные нормы – нормативно-правовые акты, единые для всей системы начального, общего и среднего общего образования;

- отличия в социокультурной среде, в которой функционирует образовательное учреждение, прежде всего наблюдаются отличия в инфраструктуре (больница, полиция, пожарная станция, магазины и досуговые центры и т.д.);

- различия, связанные с территориями, федеральными округами, вероисповеданием населения и его традициями, культурой;

- понимание роли позиционирования школы в виртуальном пространстве, в том числе посредством размещения информации на сайте школы и в социальных сетях.

Исследование позволило сделать следующее заключение и выводы.

Заключение

В ходе настоящей работы, во-первых, была подтверждена актуальность историко-педагогического и социокультурного подходов к изучению и анализу деятельности в сфере образования, в частности к сельским школам; во-вторых, конкретизировано состояние системы школьного образования на селе в разные периоды деятельности сельской школы, в частности в настоящее время; в-третьих, выработаны рекомендации по сохранению и развитию социокультурного пространства сельской школы и села.

Исследование исторических справок и сайтов сельских школ РФ показало реализацию проектов в сфере образования и науки и позволило выделить некоторые моменты, требующие своего решения, работа над которыми полностью соответствует существующим нормативно-правовым документам, в том числе государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809), и способствует реализации социокультурного подхода к деятельности в образовании.

В исследовании установлено, что на сайтах действующих сельских школ РФ нет фотографии школы и ее истории (около 70% сайтов); фотографии Героя или выдающегося деятеля, именем которого названа школа, и его биографии (около 80% сайтов); фотографии и биографии учителей настоящего и прошлого (90% сайтов); информации о традициях школы (практически 100% сайтов). Это позволяет сделать вывод о незначительной информационной, визуальной составляющей сайтов сельских школ по формированию социокультурного пространства территории, формированию знаний об историко-культурном развитии и наследии местности.

В настоящее время есть необходимость развивать информационно-коммуникационную составляющую сайта школы посредством представления визуального ряда о школе (событии, мероприятии и т.д.) с обязательной текстовой информационной составляющей в удобном для пользователя представлении, формате.

Исследование сайтов действующих школ в сельской местности России в целом соответствует предъявляемым к ним требованиям по наличию нормативно-правовой документации, информации о вышестоящих и контролирующих организациях, справочной и иной информации, необходимой для успешного осуществления деятельности в сфере образования. Однако стоит заметить сложную работу на некоторых сайтах сельских школ, прежде всего, по причинам: текст и фон сайта слабо различимы по цвету, очень маленький шрифт, неудачная компоновка разделов сайта.

В ходе настоящего исследования было выявлено, что на сайтах управлений (отделов) образованием районов отсутствуют или имеются недействующие ссылки (интернет-адреса) подведомственных управлению (отделу) образованием районов организаций. Так, например, при действующих новых интернет-адресах (школа перешла на госуслуги) на сайтах размещены недействующие или старые ссылки – двойные сайты и более, что значительно затрудняет поиск сайта школы. В качестве рекомендации можно предложить использовать на сайтах управлений (отделов) образованием районов готовые решения, например размещение на странице сайта фотографий школ района и их наименования с активной ссылкой на сайт школы.

Имеется много разных направлений деятельности школы по организации ее социокультурного пространства и позиционирования ее как реальной образовательной и воспитательной организации, необходима только воля к этому процессу созидания и сохранения истории России!


Библиографическая ссылка

Горбушов А.А. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РОССИИ В НАСТОЯЩЕМ И ПРОШЛОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32761 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674