В ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения РФ обучаются студенты разных факультетов (лечебного, медико-профилактического, педиатрического) и институтов (стоматологии, остеопатии). Дисциплина «Общая химия, биоорганическая химия» является фундаментальной дисциплиной в структуре медицинского образования в соответствии с ФГОС 3++, основой для последующих дисциплин профессиональной подготовки врача (биохимии, фармакологии, токсикологии, клинической лабораторной диагностики, гигиены и др.). Данная дисциплина на медико-профилактическом факультете изучается на 1-м курсе в 1-м семестре. По данной дисциплине студенты сдают экзамен. К сожалению, не все первокурсники обладают должным уровнем знаний и умений по химии. Отчасти это объясняется слабыми знаниями студентов, поступающих после колледжа по результатам экзаменов по дисциплинам «Физиология человека», «Анатомия человека», «Русский язык», в отличие от студентов, которые поступали сразу после школы с результатами ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. В этих условиях от преподавателей требуется активность не только в освоении новых средств и методов объяснении материала, стимулировании студентов к активности и самостоятельной деятельности, но и в объективном контроле результатов обучения.
Одним из критериев при оценке деятельности образовательного учреждения служит успеваемость обучающихся [1]. Приказом № 1709-0 от 31.08.2022 г. принято положение о балльно-рейтинговой системе (БРС) оценки учебных достижений обучающихся в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России.
Совершенствуют БРС на различных дисциплинах в медицинском вузе многие педагоги-исследователи: Ю.В. Орлов («Акушерство и гинекология»); И.О. Леднева, Н.Э.Петушок, В.В. Лелевич («Биологическая химия»); И.В. Андрющенко, Е.В. Малинина; М.В. Малишевский («Внутренние болезни»); О.В. Казунина («Иностранный язык»); Н.В.Полунина, Г.Н. Буслаева, Ашанина Н.М., В.С. Полунин («Общественное здоровье и здравоохранение», «Экономика здравоохранения»); А.Я. Осин, Е.В. Крукович, В.Н.Лучанинова («Педиатрия»); О.Л. Мазина, Н.П. Мамчик, Н.В. Габбасова («Эпидемиология, военная эпидемиология») и др.
К сожалению, исследований БРС в области химии недостаточно. Отметим работы следующих авторов: Н. Л. Зобниной [2]; Яроватой М.А., Королёвой И.П., Лазаревой Е.К [3]. Отличное число часов (произошло уменьшение количества часов лекционных и практических занятий по химии в медицинских вузах), отсутствие рейтинг-плана распределения баллов в опубликованных работах приводят к невозможности внедрения БРС исследователей.
БРС – это система количественной оценки качества освоения образовательной программы [4].
Цели БРС [4]:
· стимулирование повседневной систематической работы обучающихся;
· повышение мотивации обучающихся к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;
· получение более точной и объективной оценки уровня знаний профессиональной подготовки обучающихся.
Рейтинговая система может быть использована и в дистанционном обучении [5, 6].
Целью исследования является повышение эффективности применения БРС по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия» на медико-профилактическом факультете на основе анализа соответствия рейтинговых баллов в течение семестра ответу на экзамене.
При организации процесса рейтингового оценивания необходимо придерживаться следующих специфических принципов:
· модульности [7] (изучаемая дисциплина делится на ряд самостоятельных, логически завершенных разделов (тем) для проведения по ним контрольных мероприятий (контрольных работ, тестов (микроконтрольных работ), лабораторных работ, тестов для самостоятельной работы в Moodle, итогового тестирования);
· объективности [8] (независимость результатов от личности педагога);
· информируемости и своевременности [9] (на первом лекционном и практическом занятии преподаватель знакомит студентов с БРС, в ходе обучения идет постоянное информирование обучающихся о количестве набранных баллов на платформе Moodle);
· поощрения [10, с. 13] (оценка учебной деятельности студента количеством баллов, отсутствие отработок при наборе необходимого количества баллов; начисление дополнительных баллов за участие в олимпиадах, научно-исследовательской деятельности СНО, конференциях).
Материал и методы исследования
Работа была выполнена на базе кафедры клинической лабораторной диагностики, биологической и общей химии им. В.В. Соколовского СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Анализировались результаты БРС для студентов медико-профилактического факультета, обучающихся по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия» за 2021/2022 и 2022/2023 учебные годы.
Приведем распределение баллов рейтинговой оценки для студентов медико-профилактического факультета, обучающихся по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия» (табл. 1).
Таблица 1
Распределение баллов рейтинговой оценки для студентов медико-профилактического факультета, обучающихся по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия»
Вид деятельности |
Кол-во |
Рейтинговые баллы |
Контрольные работы |
(1, 2 и 3) 3 |
10+10+10=30 |
Тесты (микроконтрольные) |
8 |
1×8=8 |
Лабораторные работы |
9 |
1×9=9 |
Активность в Moodle (тесты, проверяющие самостоятельную работу студентов) |
8 |
1×8=8 |
Посещение практических занятий |
12 |
5 (>75%), или 3 (51–75%), или 0 (<50%) |
Посещение лекционных занятий |
12 |
5 (>75%), или 3 (51–75%), или 0 (<50%) |
Итоговое тестирование |
1 |
5 |
Экзамен |
1 (3 вопроса в билете) |
10×3=30 |
В таблице 1 приводится распределение рейтинговых баллов оценки работы студентов в течение семестра. Баллы распределяются по следующим видам работ: контрольные работы, тесты, лабораторные работы, активность в Moodle (тесты), посещение практик, посещение лекций и итоговое тестирование. Поясним на некоторых примерах. Студентам в курсе прохождения дисциплины нужно выполнить 3 контрольные работы. Максимальное количество баллов за одну контрольную работу в рейтинговой системе – 10 (10 баллов дается при 100% правильном выполнении работы, 9 баллов – 90% и т.д.). Так, контрольная работа № 1 включает в себя следующие темы: «Основы количественных расчетов по химии»; «Химическое равновесие»; «Растворы электролитов, гидролиз солей»; «Кислотно-основные буферные системы». Она представляет собой тестовую работу, состоящую из 25 задач, каждая из задач имеет варианты ответов. За каждое правильно выполненное задание с показом решения студент получает 2 балла, за частично правильное решение – 1 балл. Максимум за работу можно получить 50 баллов. Тестовая форма упрощает проверку преподавателю, а баллы помогают студентам адаптироваться от школьной системы оценивания к вузовской. Первичные баллы 50–45 баллов – это «отлично», 44–36 «хорошо», 30–35 – «удовлетворительно», 29 и меньше – «неудовлетворительно». Далее идет перевод в рейтинговую таблицу. Выполненная на 100% работа (первичные баллы 50) дает 10 баллов (вторичные баллы). Работа, выполненная меньше чем на 60% (меньше чем на 30 первичных баллов), переписывается. Это аналогия первичных и вторичных баллов в ЕГЭ.
В ходе обучения студентам также необходимо выполнить 8 аудиторных тестов (микроконтрольных работ). Каждый выполненный на 100% тест дает по 1 баллу, на 90% – 0,9 балла и т.п. Лабораторных работ девять. Правильно выполненная лабораторная работа на «отлично» оценивается 1 баллом; на «хорошо» – 0,85 балла; на «удовлетворительно» – 0,7 балла, на «неудовлетворительно» – 0 баллов с возможностью пересдачи.
Хотим обратить внимание, что в курсе дисциплины «Общая химия, биоорганическая химия» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Проверить результаты этой работы нам помогает система Moodle (https://sdo.szgmu.ru/), являясь важной поддержкой курса. Активность в Moodle оценивается по вовремя пройденным восьми тестам (каждый тест открыт только в определенный календарный период времени; чтобы получить баллы в рейтинг, его необходимо пройти вовремя). Работа на практических занятиях (их 12) также приносит баллы в рейтинг: 5 баллов ставится, если посещено более 75% занятий при условии уважительной причины и отработки занятий; 3 балла, если посещено от 51 до 75% занятий, и 0 баллов, если студент присутствовал меньше чем на 6 практических занятиях (менее 50%). Аналогично проводится расчет посещения лекционных занятий, баллы засчитываются только при наличии у студента конспекта лекций. Перед экзаменом осуществляется итоговое тестирование по всему курсу на платформе Moodle: 5 баллов – если тест выполнен на 88–100%; 4 балла – на 75–87%; 3 балла – на 61–74%; 2 балла – меньше 61%. Итоговое тестирование имеет не только обобщающее значение в текущем рейтинге, но и стимулирующее. Если студент видит, что результаты его не устраивают, то у него есть возможность откорректировать свои знания к экзамену.
Допуск студента к экзамену осуществляется при достижении не менее 50 баллов по результатам текущего контроля с учетом своевременного посещения учебных занятий и выполнения рейтинг-плана. Максимальное количество баллов, которое могут получить студенты по результатам текущего контроля по всем контрольным мероприятиям в рамках конкретной дисциплины, составляет 60 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся по дисциплине по итогам текущего контроля и экзамена, с учетом своевременного посещения занятий (без учета баллов за олимпиады), – 100 баллов (посещаемость лекций и практик 10, текущий контроль 60, экзамен 30).
Оценка на экзамене – это сумма баллов за каждый из трех устных вопросов (0–10 баллов) и рейтинговых баллов, полученных в течение семестра. Экзамен оценивается на «неудовлетворительно», если по 30-балльной шкале оценка 10 баллов и ниже. Итоговая оценка за освоение дисциплины выставляется в соответствии с пятибалльной системой оценивания исходя из суммы баллов: 88–100 баллов – 5 (отлично); 75–87 баллов – 4 (хорошо); 61–74 балла – 3 (удовлетворительно); меньше 61 – 2 (неудовлетворительно). В конце курса внутри факультета идет ранжирование по успешности усвоения изученного материала.
Результаты исследования и их обсуждение
Число студентов, участвующих в экзамене в 2022/2023 учебном году, – 154. Из них «отлично» получили 17 (11%); «хорошо» – 47 (30,5%); «удовлетворительно» – 86 (55,8%), «неудовлетворительно» – 4 (2,7%). Средний балл экзаменационной оценки 3,5.
Число студентов, участвующих в экзамене в 2021/2022 учебном году, – 156. Из них отлично» получили 23 (14,7%); «хорошо» – 79 (50,6%); «удовлетворительно» – 52 (33,3%), «неудовлетворительно» – 2 (1,4%). Средний балл экзаменационной оценки 3,8.
Приведем соответствие рейтинга и экзаменационной оценки за последние два учебных года (2022/2023, 2021/2022) (табл. 2).
Таблица 2
Соответствие рейтинга и экзаменационной оценки
Рейтинговый балл за текущий контроль с учетом своевременного посещения учебных занятий |
Рейтинг по дисциплине (с учетом экзамена) |
Количество студентов, набравших данный балл (процент студентов, получивших данную оценку с одинаковым баллом по текущему контролю) |
Полученная отметка (оценка) |
|
в 2022/2023 уч. году |
в 2021/2022 уч. году |
|||
50 |
61–74 |
31 (91%) |
28 (76%) |
3 (удовлетворительно) |
75–87 |
3 (9%) |
9 (24%) |
4 (хорошо) |
|
51 |
61–74 |
5 (100%) |
3 (33%) |
3 (удовлетворительно) |
75–87 |
0 (0%) |
6 (66%) |
4 (хорошо) |
|
52 |
61–74 |
7 (70%) |
2 (20%) |
3 (удовлетворительно) |
75–87 |
3 (30%) |
8 (80%) |
4 (хорошо) |
|
53 |
61–74 |
9 (69%) |
3 (23%) |
3 (удовлетворительно) |
75–87 |
4 (31%) |
10 (77%) |
4 (хорошо) |
|
54 |
61–74 |
19 (70%) |
8 (67%) |
3 (удовлетворительно) |
75–87 |
8 (30%) |
4 (33%) |
4 (хорошо) |
|
55 |
61–74 |
7 (47%) |
2 (67%) |
3 (удовлетворительно) |
75–87 |
7 (47%) |
1 (33%) |
4 (хорошо) |
|
88–100 |
1 (6%) |
0 (0%) |
5 (отлично) |
|
56 |
61–74 |
4 (36%) |
2 (14%) |
3 (удовлетворительно) |
75–87 |
6 (55%) |
12 (86%) |
4 (хорошо) |
|
88–100 |
1 (9%) |
0 (0%) |
5 (отлично) |
|
57 |
61–74 |
4 (40%) |
2(15%) |
3 (удовлетворительно) |
75–87 |
6 (60%) |
11 (85%) |
4 (хорошо) |
|
58 |
75–87 |
3 (33%) |
11 (69%) |
4 (хорошо) |
88–100 |
6 (66%) |
5 (31%) |
5 (отлично) |
|
59 |
61–74 |
0 (0%) |
2 (13%) |
3 (удовлетворительно) |
75–87 |
1 (33%) |
3 (20%) |
4 (хорошо) |
|
88–100 |
2 (66%) |
11 (73%) |
5 (отлично) |
|
60 |
75–87 |
1 (25%) |
2 (40%) |
4 (хорошо) |
88–100 |
3 (75%) |
3 (60%) |
5 (отлично) |
|
61 |
75–87 |
4 (80%) |
1 (25%) |
4 (хорошо) |
88–100 |
1 (20%) |
3 (75%) |
5 (отлично) |
|
62 |
75–87 |
1 (100%) |
1 (100%) |
4 (хорошо) |
63 |
88–100 |
1 (100%) |
0 |
5 (отлично) |
65 |
88–100 |
1 (100%) |
1 (100%) |
5 (отлично) |
66 |
88–100 |
1 (100%) |
0 |
5 (отлично) |
Результаты экзамена (табл. 2) 2022/23 учебного года подтверждают соответствие семестровой работы студента результату экзамена, тогда как в 2021/2022 учебном году авторы видят отклонения (выделено жирным и подчеркнуто в таблице 2). Это связываем в период введения БРС с несоблюдением принципов: информируемости (незнание, за что студенты получают рейтинговые баллы, вследствие этого заниженные рейтинговые баллы за текущий контроль и с учетом посещения учебных занятий) и своевременности (регулярное обновление информации на платформе Moodle о собственном рейтинге и возможности его сравнения с рейтингом других студентов). Следует отметить, что соблюдение данных принципов предотвращает конфликтные и стрессовые ситуации [11].
Также нами была проведена коррекция рейтинга в баллах – позиции «контрольные работы» и «тесты (микроконтрольные)». Ранее в 2021/2022 учебном году при пересдаче контрольной работы студент получал только первоначальный балл в рейтинг, даже если он был 0. В 2022/2023 учебном году при пересдаче контрольной работы, теста (пересдача засчитывалась, если выполнено правильно более 60% работы) студент получал балл, соответствующий работе, выполненной на 50%.
Также авторы согласны с исследователями [12], что рейтинг стал служить объективным показателем для экзаменатора. Экзаменационный билет несет иногда элемент случайности, а опираясь на рейтинг, экзаменатор строит свою тактику опроса. Если студент имеет высокий рейтинг, то экзаменатор имеет моральное право задать дополнительный вопрос для повышения экзаменационной оценки.
К недостаткам отнесем, что БРС не всегда объективна из-за симпатий преподавателя, а также затратна по времени педагога. Авторы ликвидировали указанные недостатки, допуская старост к расчету рейтинговых баллов.
Заключение
БРС позволяет охватить весь процесс обучения – получить объективную, полную, точную информацию об образовательных результатах в области изучения дисциплины «Общая химия, биоорганическая химия».
БРС относится к накопительным оценочным средствам. Она стимулирует планомерную, систематическую работу студентов; повышает их мотивацию к освоению программ дисциплины вследствие более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы.
По нашему суждению, наивысшее достижение в БРС – становление студента как субъекта учебной, научной деятельности (этому способствуют дополнительные баллы), достижение такого уровня развития студентов, когда они способны поставить цель своей деятельности, составить план, произвести коррекцию деятельности, соотнося результат с поставленной целью, провести саморефлексию (самооценку учебных и личностных достижений, сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других студентов). Все это способствует повышению качества подготовки будущего врача.
Преимуществом БРС является установление уверенности, положительной мотивации к становлению собственной профессиональной деятельности. Недостатки БРС, которые выявили авторы, исправляются четким соблюдением принципов (модульности, объективности, информируемости и своевременности, поощрения), что доказывает соответствие рейтингового балла в течение семестра ответу на экзамене в 2022/2023 учебном году.