Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ХИМИЯ, БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»: СООТВЕТСТВИЕ РЕЙТИНГОВОГО БАЛЛА ОТВЕТУ НА ЭКЗАМЕНЕ

Иванова И.С. 1 Попов А.С. 1 Гайковая Л.Б. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье описан практический опыт авторов по организации балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений обучающихся медико-профилактического факультета по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия». Авторы исследовали пути повышения эффективности применения балльно-рейтинговой системы по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия» на медико-профилактическом факультете на основе анализа соответствия рейтинговых баллов в течение семестра ответу на экзамене. Приведен рейтинг-план распределения баллов для студентов медико-профилактического факультета, обучающихся по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия». Показан расчет. Баллы распределяются по следующим видам работ: контрольные работы, тесты, лабораторные работы, активность в Moodle (тесты – проверка самостоятельной работы студентов), посещение практических, лекционных занятий и итоговое тестирование. Приводится анализ результатов: соотнесение рейтинговых баллов текущего контроля с ответом на экзамене в течение двух последних лет (2021/2022; 2022/2023 учебные годы). Сформулированы и раскрыты специфические принципы успешной реализации балльно-рейтинговой системы: модульности, объективности, информируемости и своевременности, поощрения. Показано, за что начисляются баллы поощрения. Представлено, как выполнение данных принципов способствует устранению недостатков балльно-рейтинговой системы и помогает избежать конфликтных ситуаций.
студенты медицинского вуза
оценка знаний
балльно-рейтинговая система
текущий контроль
экзамен
химия
1. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Влияние компетентностного подхода в организации образовательного процесса на результаты текущей и промежуточной аттестации студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2022. №2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31682 (дата обращения: 23.05.2023).
2. Зобнина Н.Л. Балльно-рейтинговая система как средство контроля освоения основных компетенций при изучении курса химии в медицинском вузе // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: сборник материалов III Всероссийской (заочной) научно-практической конференции с международным участием (Киров, 24–25 декабря 2015 года). Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2016. С. 33-36.
3. Яроватая М.А., Королева И.П., Лазарева Е.К. Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы при изучении химии в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 340-342.
4. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки учебных достижений обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. [Электронный ресурс]. URL: https://szgmu.ru/upload/files/2022/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8E....pdf (дата обращения: 23.05.2023).
5. Иванова И.С., Попов А.С. Опыт использования электронного обучения при организации самостоятельной работы студентов I курса медицинского вуза при изучении дисциплины «Общая химия, биоорганическая химия» // Инновации в образовании: материалы X юбилейной региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России (Краснодар, 25 марта 2020 года). Краснодар: Кубанский государственный медицинский университет, 2020. С. 196-200.
6. Иванова И.С., Попов А.С. Организация и мониторинг самостоятельной работы студентов по химии с использованием электронных средств обучения // Информационные технологии в современном инженерном образовании: материалы межвузовской научно-практической конференции (Петергоф, 15 апреля 2020 года). СПб.: Военный институт (ЖДВ и ВОСО), 2020. С. 97-101.
7. Маркина В.М., Пискурёва В.А., Прудникова Е.Г. Модульно-рейтинговая технология – система оценки качества знаний студентов в аграрном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9056 (дата обращения: 23.05.2023).
8. Орлов Ю. В. Рейтинговая система оценки знаний в организации обучения студентов медицинских ВУЗов // Альманах современной науки и образования. 2012. № 9. С. 163-165.
9. Семенова О.С., Шкавро Т.К. Рейтинговая система оценки знаний студента и его внеучебной работы // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2010. Т. 98, № 7. С. 123-124.
10. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 24 с.
11. Осин А.Я., Крукович Е.В., Лучанинова В.Н., Бондарь Г.Н., Цветкова М.М., Садова Н.Г. Балльно-рейтинговая оценка учебных достижений студентов при модульно-блочном обучении в медицинском вузе // Тихоокеанский медицинский журнал. 2011. № 2(44). С. 88-92.
12. Теленкова О.Г., Фаращук Н.Ф., Маркова Е.О. Педагогический контроль при освоении дисциплины «Общая и неорганическая химия» // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 2. С. 108-111.

В ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения РФ обучаются студенты разных факультетов (лечебного, медико-профилактического, педиатрического) и институтов (стоматологии, остеопатии). Дисциплина «Общая химия, биоорганическая химия» является фундаментальной дисциплиной в структуре медицинского образования в соответствии с ФГОС 3++, основой для последующих дисциплин профессиональной подготовки врача (биохимии, фармакологии, токсикологии, клинической лабораторной диагностики, гигиены и др.). Данная дисциплина на медико-профилактическом факультете изучается на 1-м курсе в 1-м семестре. По данной дисциплине студенты сдают экзамен. К сожалению, не все первокурсники обладают должным уровнем знаний и умений по химии. Отчасти это объясняется слабыми знаниями студентов, поступающих после колледжа по результатам экзаменов по дисциплинам «Физиология человека», «Анатомия человека», «Русский язык», в отличие от студентов, которые поступали сразу после школы с результатами ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. В этих условиях от преподавателей требуется активность не только в освоении новых средств и методов объяснении материала, стимулировании студентов к активности и самостоятельной деятельности, но и в объективном контроле результатов обучения.

Одним из критериев при оценке деятельности образовательного учреждения служит успеваемость обучающихся [1]. Приказом № 1709-0 от 31.08.2022 г. принято положение о балльно-рейтинговой системе (БРС) оценки учебных достижений обучающихся в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России.

Совершенствуют БРС на различных дисциплинах в медицинском вузе многие педагоги-исследователи: Ю.В. Орлов («Акушерство и гинекология»); И.О. Леднева, Н.Э.Петушок, В.В. Лелевич («Биологическая химия»); И.В. Андрющенко, Е.В. Малинина; М.В. Малишевский («Внутренние болезни»); О.В. Казунина («Иностранный язык»); Н.В.Полунина, Г.Н. Буслаева, Ашанина Н.М., В.С. Полунин («Общественное здоровье и здравоохранение», «Экономика здравоохранения»); А.Я. Осин, Е.В. Крукович, В.Н.Лучанинова («Педиатрия»); О.Л. Мазина, Н.П. Мамчик, Н.В. Габбасова («Эпидемиология, военная эпидемиология») и др.

К сожалению, исследований БРС в области химии недостаточно. Отметим работы следующих авторов: Н. Л. Зобниной [2]; Яроватой М.А., Королёвой И.П., Лазаревой Е.К [3]. Отличное число часов (произошло уменьшение количества часов лекционных и практических занятий по химии в медицинских вузах), отсутствие рейтинг-плана распределения баллов в опубликованных работах приводят к невозможности внедрения БРС исследователей.

БРС – это система количественной оценки качества освоения образовательной программы [4].

Цели БРС [4]:

· стимулирование повседневной систематической работы обучающихся;

· повышение мотивации обучающихся к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;

· получение более точной и объективной оценки уровня знаний профессиональной подготовки обучающихся.

Рейтинговая система может быть использована и в дистанционном обучении [5, 6].

Целью исследования является повышение эффективности применения БРС по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия» на медико-профилактическом факультете на основе анализа соответствия рейтинговых баллов в течение семестра ответу на экзамене.

При организации процесса рейтингового оценивания необходимо придерживаться следующих специфических принципов:

· модульности [7] (изучаемая дисциплина делится на ряд самостоятельных, логически завершенных разделов (тем) для проведения по ним контрольных мероприятий (контрольных работ, тестов (микроконтрольных работ), лабораторных работ, тестов для самостоятельной работы в Moodle, итогового тестирования);

· объективности [8] (независимость результатов от личности педагога);

· информируемости и своевременности [9] (на первом лекционном и практическом занятии преподаватель знакомит студентов с БРС, в ходе обучения идет постоянное информирование обучающихся о количестве набранных баллов на платформе Moodle);

· поощрения [10, с. 13] (оценка учебной деятельности студента количеством баллов, отсутствие отработок при наборе необходимого количества баллов; начисление дополнительных баллов за участие в олимпиадах, научно-исследовательской деятельности СНО, конференциях).

Материал и методы исследования

Работа была выполнена на базе кафедры клинической лабораторной диагностики, биологической и общей химии им. В.В. Соколовского СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Анализировались результаты БРС для студентов медико-профилактического факультета, обучающихся по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия» за 2021/2022 и 2022/2023 учебные годы.

Приведем распределение баллов рейтинговой оценки для студентов медико-профилактического факультета, обучающихся по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия» (табл. 1).

Таблица 1

Распределение баллов рейтинговой оценки для студентов медико-профилактического факультета, обучающихся по дисциплине «Общая химия, биоорганическая химия»

Вид деятельности

Кол-во

Рейтинговые баллы

Контрольные работы

(1, 2 и 3) 3

10+10+10=30

Тесты (микроконтрольные)

8

1×8=8

Лабораторные работы

9

1×9=9

Активность в Moodle (тесты, проверяющие самостоятельную работу студентов)

8

1×8=8

Посещение практических занятий

12

5 (>75%), или 3 (51–75%), или 0 (<50%)

Посещение лекционных занятий

12

5 (>75%), или 3 (51–75%), или 0 (<50%)

Итоговое тестирование

1

5

Экзамен

1 (3 вопроса в билете)

10×3=30

В таблице 1 приводится распределение рейтинговых баллов оценки работы студентов в течение семестра. Баллы распределяются по следующим видам работ: контрольные работы, тесты, лабораторные работы, активность в Moodle (тесты), посещение практик, посещение лекций и итоговое тестирование. Поясним на некоторых примерах. Студентам в курсе прохождения дисциплины нужно выполнить 3 контрольные работы. Максимальное количество баллов за одну контрольную работу в рейтинговой системе – 10 (10 баллов дается при 100% правильном выполнении работы, 9 баллов – 90% и т.д.). Так, контрольная работа № 1 включает в себя следующие темы: «Основы количественных расчетов по химии»; «Химическое равновесие»; «Растворы электролитов, гидролиз солей»; «Кислотно-основные буферные системы». Она представляет собой тестовую работу, состоящую из 25 задач, каждая из задач имеет варианты ответов. За каждое правильно выполненное задание с показом решения студент получает 2 балла, за частично правильное решение – 1 балл. Максимум за работу можно получить 50 баллов. Тестовая форма упрощает проверку преподавателю, а баллы помогают студентам адаптироваться от школьной системы оценивания к вузовской. Первичные баллы 50–45 баллов – это «отлично», 44–36 «хорошо», 30–35 – «удовлетворительно», 29 и меньше – «неудовлетворительно». Далее идет перевод в рейтинговую таблицу. Выполненная на 100% работа (первичные баллы 50) дает 10 баллов (вторичные баллы). Работа, выполненная меньше чем на 60% (меньше чем на 30 первичных баллов), переписывается. Это аналогия первичных и вторичных баллов в ЕГЭ.

В ходе обучения студентам также необходимо выполнить 8 аудиторных тестов (микроконтрольных работ). Каждый выполненный на 100% тест дает по 1 баллу, на 90% – 0,9 балла и т.п. Лабораторных работ девять. Правильно выполненная лабораторная работа на «отлично» оценивается 1 баллом; на «хорошо» – 0,85 балла; на «удовлетворительно» – 0,7 балла, на «неудовлетворительно» – 0 баллов с возможностью пересдачи.

Хотим обратить внимание, что в курсе дисциплины «Общая химия, биоорганическая химия» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Проверить результаты этой работы нам помогает система Moodle (https://sdo.szgmu.ru/), являясь важной поддержкой курса. Активность в Moodle оценивается по вовремя пройденным восьми тестам (каждый тест открыт только в определенный календарный период времени; чтобы получить баллы в рейтинг, его необходимо пройти вовремя). Работа на практических занятиях (их 12) также приносит баллы в рейтинг: 5 баллов ставится, если посещено более 75% занятий при условии уважительной причины и отработки занятий; 3 балла, если посещено от 51 до 75% занятий, и 0 баллов, если студент присутствовал меньше чем на 6 практических занятиях (менее 50%). Аналогично проводится расчет посещения лекционных занятий, баллы засчитываются только при наличии у студента конспекта лекций. Перед экзаменом осуществляется итоговое тестирование по всему курсу на платформе Moodle: 5 баллов – если тест выполнен на 88–100%; 4 балла – на 75–87%; 3 балла – на 61–74%; 2 балла – меньше 61%. Итоговое тестирование имеет не только обобщающее значение в текущем рейтинге, но и стимулирующее. Если студент видит, что результаты его не устраивают, то у него есть возможность откорректировать свои знания к экзамену.

Допуск студента к экзамену осуществляется при достижении не менее 50 баллов по результатам текущего контроля с учетом своевременного посещения учебных занятий и выполнения рейтинг-плана. Максимальное количество баллов, которое могут получить студенты по результатам текущего контроля по всем контрольным мероприятиям в рамках конкретной дисциплины, составляет 60 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся по дисциплине по итогам текущего контроля и экзамена, с учетом своевременного посещения занятий (без учета баллов за олимпиады), – 100 баллов (посещаемость лекций и практик 10, текущий контроль 60, экзамен 30).

Оценка на экзамене – это сумма баллов за каждый из трех устных вопросов (0–10 баллов) и рейтинговых баллов, полученных в течение семестра. Экзамен оценивается на «неудовлетворительно», если по 30-балльной шкале оценка 10 баллов и ниже. Итоговая оценка за освоение дисциплины выставляется в соответствии с пятибалльной системой оценивания исходя из суммы баллов: 88–100 баллов – 5 (отлично); 75–87 баллов – 4 (хорошо); 61–74 балла – 3 (удовлетворительно); меньше 61 – 2 (неудовлетворительно). В конце курса внутри факультета идет ранжирование по успешности усвоения изученного материала.

Результаты исследования и их обсуждение

Число студентов, участвующих в экзамене в 2022/2023 учебном году, – 154. Из них «отлично» получили 17 (11%); «хорошо» – 47 (30,5%); «удовлетворительно» – 86 (55,8%), «неудовлетворительно» – 4 (2,7%). Средний балл экзаменационной оценки 3,5.

Число студентов, участвующих в экзамене в 2021/2022 учебном году, – 156. Из них отлично» получили 23 (14,7%); «хорошо» – 79 (50,6%); «удовлетворительно» – 52 (33,3%), «неудовлетворительно» – 2 (1,4%). Средний балл экзаменационной оценки 3,8.

Приведем соответствие рейтинга и экзаменационной оценки за последние два учебных года (2022/2023, 2021/2022) (табл. 2).

Таблица 2

Соответствие рейтинга и экзаменационной оценки

Рейтинговый балл за текущий контроль с учетом своевременного посещения учебных занятий

Рейтинг по дисциплине (с учетом экзамена)

Количество студентов, набравших данный балл (процент студентов, получивших данную оценку с одинаковым баллом по текущему контролю)

Полученная отметка (оценка)

в 2022/2023 уч. году

в 2021/2022 уч. году

50

61–74

31 (91%)

28 (76%)

3 (удовлетворительно)

75–87

3 (9%)

9 (24%)

4 (хорошо)

51

61–74

5 (100%)

3 (33%)

3 (удовлетворительно)

75–87

0 (0%)

6 (66%)

4 (хорошо)

52

61–74

7 (70%)

2 (20%)

3 (удовлетворительно)

75–87

3 (30%)

8 (80%)

4 (хорошо)

53

61–74

9 (69%)

3 (23%)

3 (удовлетворительно)

75–87

4 (31%)

10 (77%)

4 (хорошо)

54

61–74

19 (70%)

8 (67%)

3 (удовлетворительно)

75–87

8 (30%)

4 (33%)

4 (хорошо)

55

61–74

7 (47%)

2 (67%)

3 (удовлетворительно)

75–87

7 (47%)

1 (33%)

4 (хорошо)

88–100

1 (6%)

0 (0%)

5 (отлично)

56

61–74

4 (36%)

2 (14%)

3 (удовлетворительно)

75–87

6 (55%)

12 (86%)

4 (хорошо)

88–100

1 (9%)

0 (0%)

5 (отлично)

57

61–74

4 (40%)

2(15%)

3 (удовлетворительно)

75–87

6 (60%)

11 (85%)

4 (хорошо)

58

75–87

3 (33%)

11 (69%)

4 (хорошо)

88–100

6 (66%)

5 (31%)

5 (отлично)

59

61–74

0 (0%)

2 (13%)

3 (удовлетворительно)

75–87

1 (33%)

3 (20%)

4 (хорошо)

88–100

2 (66%)

11 (73%)

5 (отлично)

60

75–87

1 (25%)

2 (40%)

4 (хорошо)

88–100

3 (75%)

3 (60%)

5 (отлично)

61

75–87

4 (80%)

1 (25%)

4 (хорошо)

88–100

1 (20%)

3 (75%)

5 (отлично)

62

75–87

1 (100%)

1 (100%)

4 (хорошо)

63

88–100

1 (100%)

0

5 (отлично)

65

88–100

1 (100%)

1 (100%)

5 (отлично)

66

88–100

1 (100%)

0

5 (отлично)

Результаты экзамена (табл. 2) 2022/23 учебного года подтверждают соответствие семестровой работы студента результату экзамена, тогда как в 2021/2022 учебном году авторы видят отклонения (выделено жирным и подчеркнуто в таблице 2). Это связываем в период введения БРС с несоблюдением принципов: информируемости (незнание, за что студенты получают рейтинговые баллы, вследствие этого заниженные рейтинговые баллы за текущий контроль и с учетом посещения учебных занятий) и своевременности (регулярное обновление информации на платформе Moodle о собственном рейтинге и возможности его сравнения с рейтингом других студентов). Следует отметить, что соблюдение данных принципов предотвращает конфликтные и стрессовые ситуации [11].

Также нами была проведена коррекция рейтинга в баллах – позиции «контрольные работы» и «тесты (микроконтрольные)». Ранее в 2021/2022 учебном году при пересдаче контрольной работы студент получал только первоначальный балл в рейтинг, даже если он был 0. В 2022/2023 учебном году при пересдаче контрольной работы, теста (пересдача засчитывалась, если выполнено правильно более 60% работы) студент получал балл, соответствующий работе, выполненной на 50%.

Также авторы согласны с исследователями [12], что рейтинг стал служить объективным показателем для экзаменатора. Экзаменационный билет несет иногда элемент случайности, а опираясь на рейтинг, экзаменатор строит свою тактику опроса. Если студент имеет высокий рейтинг, то экзаменатор имеет моральное право задать дополнительный вопрос для повышения экзаменационной оценки.

К недостаткам отнесем, что БРС не всегда объективна из-за симпатий преподавателя, а также затратна по времени педагога. Авторы ликвидировали указанные недостатки, допуская старост к расчету рейтинговых баллов.

Заключение

БРС позволяет охватить весь процесс обучения – получить объективную, полную, точную информацию об образовательных результатах в области изучения дисциплины «Общая химия, биоорганическая химия».

БРС относится к накопительным оценочным средствам. Она стимулирует планомерную, систематическую работу студентов; повышает их мотивацию к освоению программ дисциплины вследствие более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы.

По нашему суждению, наивысшее достижение в БРС – становление студента как субъекта учебной, научной деятельности (этому способствуют дополнительные баллы), достижение такого уровня развития студентов, когда они способны поставить цель своей деятельности, составить план, произвести коррекцию деятельности, соотнося результат с поставленной целью, провести саморефлексию (самооценку учебных и личностных достижений, сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других студентов). Все это способствует повышению качества подготовки будущего врача.

Преимуществом БРС является установление уверенности, положительной мотивации к становлению собственной профессиональной деятельности. Недостатки БРС, которые выявили авторы, исправляются четким соблюдением принципов (модульности, объективности, информируемости и своевременности, поощрения), что доказывает соответствие рейтингового балла в течение семестра ответу на экзамене в 2022/2023 учебном году.


Библиографическая ссылка

Иванова И.С., Попов А.С., Гайковая Л.Б. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ХИМИЯ, БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»: СООТВЕТСТВИЕ РЕЙТИНГОВОГО БАЛЛА ОТВЕТУ НА ЭКЗАМЕНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32720 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674