Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF KNOWLEDGE OF THE FUTURE TEACHER ABOUT THE PURPOSE AND POSSIBILITIES OF USING VIDEO CONTENT IN PEDAGOGICAL ACTIVITY

Novoselov R.Y. 1 Savva L.I. 1 Savelev K.N. 1 Fridrikhson O.V. 1
1 NMSTU Nosov Magnitogorsk state technical university
Forming the readiness of a future teacher to design, create and use educational video content is a complex multi-stage process, for the successful completion of which a set of pedagogical conditions must be implemented. The basic pedagogical condition for the formation of ICT competence is the actualization of the knowledge of the future teacher about the purpose and possibilities of using educational video content in pedagogical activity. The article proves the need to implement a pedagogical condition in order to increase the level of ICT competence of students, future teachers in the process of professional training at a university in the context of digitalization of education, and also describes the structure and form of implementation of this condition. The authors disclosed the basic concepts of the study: "information and communication technologies", "educational video content", and also presented the author's definition of the concept "readiness of the future teacher to design educational video content". The article presents the tools for the implementation of the pedagogical conditions: technology, methodological map, thematic plan of the optional course. The following methods were used in the study: analysis, generalization, description, comparison, modeling. The article may be of interest to both practicing teachers and beginner teachers, and can also be used for self-education of students in the field of scientific research under consideration.
university
university student
information and communication technologies
ICT competence
educational video content
pedagogical condition
pedagogical technology.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из основных современных трендов развития образовательной системы. Внедрение ИКТ в образовательный процесс любого уровня обучения позволяет максимально эффективно удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в кастомизации обучения, самостоятельного управления образовательной траекторией, в том числе на протяжении всей жизни, а также способствует адаптации учебного материала в соответствии с когнитивными способностями обучающегося. В то же время наблюдается дисбаланс между скоростью внедрения инструментов и успешных практик использования ИКТ в образовательном процессе всех уровней образования и наполнением образовательных программ педагогических направлений подготовки в вузах. Инерционность процесса актуализации содержания программ подготовки будущих педагогов в части применения ИКТ, недостаточная эффективность краткосрочных программ повышения квалификации в процессе трудовой деятельности приводит к ситуации постоянного отставания (примерно на 3-5 лет) приобретаемых будущими педагогами педагогических компетенций от актуальных образовательных технологий, востребованных на всех уровнях образования. Снижение эффективности образовательного процесса в свою очередь не позволяет в полной мере удовлетворить потребности государства в ускоренном и качественном воспроизведении кадрового и научного потенциала страны.

ИКТ-компетентность является одним из ключевых элементов профессионально-личностного портрета педагога [1, с. 163], а процесс формирования указанной компетентности глубоко интегрирован с этапами педагогического становления будущего педагога – формированием его ключевых, базовых и специальных компетенций [2, с. 36]. Формирование у будущих педагогов ИКТ-компетентности высокого уровня возможно в случае системного и целенаправленного приобретения ими знаний и опыта, усиления личностных качеств. Формирование компетентности становится возможным в результате выполнения следующих условий: приведение содержания, методов и форм подготовки будущих педагогов в соответствие с актуальными требованиями государства, образовательной отрасли и индустрии, организация практической подготовки будущих педагогов с активным применением ИКТ (методический уровень, уровень владения специализированным ПО, сервисами, техническими средствами и т.д.).

В соответствии с моделью конуса обучения Э. Дейла [3] эффективность усвоения материала посредством работы с видеоконтентом составляет 30-50%, использование в видеоматериалах инструментов активного вовлечения обучающего в процесс изучения учебного материала позволяет повысить эффективность до 90%. Согласно данным аналитических отчетов ПАО «Сбербанк» [4, с. 3], 67% студентов считают учебный видеоконтент эффективной формой обучения, 84% преподавателей отмечают повышение успеваемости студентов при использовании видео, 59% топ-менеджеров предпочтут изучать новый материал в видеоформате. Статистические данные указывают на высокую востребованность видеоконтента как формы представления учебного материала, а, следовательно, востребованность специалистов, способных осуществлять педагогическое, методическое и техническое сопровождение процесса проектирования, создания и внедрения образовательного видеоконтента, также будет возрастать.

К факторам, снижающим эффективность формирования ИКT-компетентности будущих педагогов, относятся: дефицит специализированных курсов по разработке видеоконтента, недостаточное привлечение к реализации образовательных программ педагогических направлений подготовки в вузе практикующих преподавателей, имеющих опыт модерирования образовательных курсов на Edtech-платформах, владеющих актуальными инструментами и методиками проектирования и создания специализированного образовательного видеоконтента. Помимо этого, низкий уровень сформированности ИКT-компетентности обусловлен устаревшей материально-технической базой университетов, применяемой в процессе подготовки студентов педагогических направлений, ограниченностью доступа будущих педагогов к актуальным инструментам для разработки образовательного видеоконтента, неспособностью большинства студентов использовать системный подход к организации проектирования, анализу результатов и разработке мероприятий по совершенствованию и адаптации создаваемого видеоконтента. Результаты диагностического педагогического эксперимента подтвердили гипотезу о том, что подавляющая часть студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки, имеет низкий уровень готовности к проектированию, созданию и внедрению специализированного образовательного видеоконтента.

Актуальность представленного исследования подтверждается наличием дисбаланса между существующей потребностью обучающихся в определенных формах образовательного контента и способностью педагогов проектировать, создавать и адаптировать учебный материал в видеоформате. Используемый в вузах подход к подготовке будущих педагогов требует существенной трансформации, заключающейся, прежде всего, в создании, внедрении и управлении педагогическими условиями формирования ИКТ-компетентности обучающихся педагогических направлений подготовки на основе обоснованного системного научно-методологического инструментария.

Цель исследования

Формирование готовности будущих педагогов к проектированию, созданию и использованию образовательного видеоконтента, по мнению авторов, возможно при реализации следующих педагогических условий: формирование знаний будущего педагога о назначении и возможностях использования видеоконтента в педагогической деятельности (организационно-педагогическое условие); формирование способности педагога выделять целевую аудиторию, для которой будет создаваться образовательный видеоконтент, и прогнозировать эффективность восприятия материала в видеоформате (психолого-педагогическое условие); овладение обучающимися комплексом компетенций, необходимых для создания видеоконтента для установленной целевой аудитории (дидактическое условие); освоение будущими педагогами приёмов анализа, саморазвития и самоорганизации в условиях необходимости непрерывного совершенствования инструментов педагогической деятельности.

В данной статье приведена характеристика первого педагогического условия - актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использования образовательного видеоконтента в образовательном процессе, представлены доказательства необходимости его обеспечения, описана технология и форма реализации.

Анализ учебных планов основных образовательных программ (ООП) высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» четырех различных профилей («Математика и информатика», «Английский и немецкий языки», «Информатика и экономика», «История и обществознание»), реализуемых в трех вузах страны (ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»), позволил сделать следующие выводы: в одной из ООП на изучение дисциплины «Информационные технологии в образовании» выделены 3 зачетные единицы, в рабочей программе дисциплины трудоемкость раздела, посвящённого созданию образовательного контента, составляет 18 академических часов, реализация иных дисциплин, связанных с ИКТ, учебным планом не предусмотрена; во второй ООП методы и инструменты использования ИКТ в образовательном процессе осваиваются в рамках следующих дисциплин: «Дистанционные образовательные технологии» (7 зачетных единиц, из них 23 академических часа на изучение технологий создания контента (7/23), «Информационные системы и технологии» (3/0), «Информационные технологии в образовании» (3/8), «Компьютерная графика и анимация» (7/0), «Методика обучения информатике» (12/44), «Создание и редактирование образовательных сайтов» (3/0), «Управление IT-сервисами и контентом» (3/4). Аналогичные данные были получены по двум другим ООП. Таким образом, формированию ИКТ-компетентности по проектированию и созданию образовательного видеоконтента в ООП, рассмотренных профилей педагогического направления подготовки, уделено менее 0,5% общей трудоемкости программы, что не позволяет реализовать первое педагогическое условие. По данным информационного бюллетеня «Цифровое обновление российской школы», специализированное программное обеспечение для работы с аудио- и видеофайлами на высоком уровне способны использовать всего лишь 10,6% педагогов школ, из них 17,3% - педагоги, работающие в школах г. Москвы [5]. Эти данные подтверждают наличие дисбаланса между ИКТ-компетентностью будущих педагогов, выпускников образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» и требованиями, предъявляемыми к модели педагога нового поколения.

В связи с нормативной невозможностью внесения изменений в действующие учебные планы образовательных программ возможным вариантом реализации первого педагогического условия является разработка факультативного образовательного курса.

Анализ иностранных информационных источников позволил сделать вывод о том, что большое количество авторов посвятили свои исследования изучению вопросов создания и использования образовательного видеоконтента.

Вопросы, связанные с тем, как производство видео влияет на вовлеченность студентов, рассматриваются в исследованиях Го Пи Джея, Дж. Кима и Р. Робина. Изучение использования комбинирования аудиовизуальных каналов информации поднимается в исследованиях основателя платформы «edX» Салмана Хана. Вопросы, связанные с комбинированным использованием некогнитивных элементов при создании образовательного видеоконтента, способствующих повышению вовлечения обучающихся в образовательный процесс, рассматривались исследователями Р.Е. Майером, Дж. Свеллером, Дж. Бреймом, Р.О. Бриггсом, С. Виллемсом С.М. Гринвудом, Б. Деконингом.

Вопросы, связанные с формированием ИКТ-компетентности в различных аспектах, рассмотрены в трудах отечественных авторов: О.Н. Грибан, Р.Х. Джураева, Л.В. Доброва, И.А. Зимней, В.В. Краевского, М.П. Прохорова, А.Л. Семенова, A.B. Хуторского.

Самостоятельным аспектом исследования педагогической науки является обоснование необходимости внедрения ИКТ для повышения качества обучения. Данный вопрос наиболее подробно изложен в исследованиях B.П. Беспалько, С.А. Богданова, Б.С.Гершунского, Л.Б. Иванова, Д.Ш. Кузнецова, Б.Р. Мандель, Е.Д. Маргулиса, А.В.Федорова.

Материал и методы исследования

При проведении исследования использовались следующие методы: анализ, обобщение, описание, сравнение, моделирование. Применение перечисленных методов позволило доказать актуальность сформулированного педагогического условия, выполнить его структурное и содержательное описание.

К методам реализации педагогического условия относятся: метод защиты проектов, дискуссионный метод, метод мастер-класса (вебинара), метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента, метод оценивания и метод экскурсии.

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные методологические результаты являются основой фундаментального понимания направлений осуществления педагогической деятельности, однако теоретические основы механизма формирования готовности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки к работе в постоянно усложняющейся цифровой среде (повышение требований к индивидуализации образовательного процесса, реализации принципов геймификации, повышение требований в образовательному контенту и его качеству, усилению цифровой гигиены пользователей и др.) требуют дополнительного изучения.

Выбор педагогического условия «актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности» является ценностно-целевой компонентой в достижении цели исследования, поскольку отвечает за определение основной цели и задач деятельности, а также раскрывает подходы, принципы и ценности, составляющие основу модели ИКТ-компетентности будущего педагога и его готовности к проектированию, созданию и использованию образовательного видеоконтента в профессиональной деятельности.

Для выявления сущности указанного выше педагогического условия необходимо определить терминологическую базу, являющуюся его дидактической основой, а именно: «информационно-коммуникационные технологии», «готовность будущего педагога к проектированию образовательного видеоконтента», «образовательный видеоконтент».

В исследовании используется определение ИКТ, предложенное Д.П. Тевс и В.Н.Подковыровой: «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [6, с. 38].

В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» под термином «образовательный контент» понимается «структурированное предметное содержание, применяемое при освоении образовательных программ и являющееся составной частью электронного образовательного ресурса». В работах В.В.Баландина, И.Е.Жигалова, А.Г.Сергеева используется данное определение понятия образовательного контента, подчеркивается необходимость придерживаться четкой структуры наполнения образовательным материалом [7].

В результате обобщения содержания научно-методических работ М.И. Дьяченко [8], Г.В. Насоновой, [9, c. 79], Л.И. Саввы [10, с. 58], Э.З. Бабаева [11, с. 15] стало возможным сформулировать определение понятия готовности будущего педагога к проектированию и созданию образовательного видеоконтента, под которым понимается интегративное личностное качество будущего педагога, формирующееся в процессе его профессионально-педагогической подготовки, включающее когнитивный, процессуальный, личностный и мотивационно-ценностный компоненты, позволяющие ему проектировать, создавать и целенаправленно внедрять видеоконтент в образовательный процесс [12, с. 1187].

На основе содержательного синтеза указанных выше понятий авторами было сформулировано определение «образовательного видеоконтента», которое представляет собой совокупность видеоматериалов определенной образовательной направленности, созданных с помощью электронных технологий формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения подвижного изображения, основанных на принципах телевидения, а также технологий аудиовизуального воспроизведения [13], демонстрируемых с помощью разнообразных средств ИКТ с целью достижения планируемого образовательного результата.

Реализацию первого педагогического условия предложено осуществить в форме факультативного образовательного курса для будущих педагогов. Тематический план курса «ИКТ-курс по созданию и использованию образовательного видеоконтента» общей трудоемкостью 144 академических часа (4 ЗЕ) предполагает проведение лекционных и практических занятий (табл. 1). Следует отметить, что трудоемкость факультатива была увеличена (с 8 академических часов) в связи с выявленным дефицитом времени на качественное освоение всех разделов студентами, проходившими экспериментальный демокурс.

Таблица 1

Тематический план факультативного курса

Наименование темы курса

Количество часов

всего

лекций

практик

1

Цифровизация образования: современные отечественные и зарубежные образовательные тренды

2

2

-

2

Что такое образовательный контент? История образовательного видеоконтента

4

4

-

3

Виды и специфика образовательного видеоконтента

2

2

-

4

Как использовать и создавать образовательный видеоконтент? Технологии, методики и приёмы создания

8

-

8

5

Нормативно-правовые и юридические аспекты в работе с образовательным видеоконтентом

2

2

-

6

Препродакшн

6

-

6

7

Продакшн

6

-

6

8

Постпродакшн

6

-

6

 

Итого

36

10

26

Продолжительность курса может быть увеличена в зависимости от первоначального уровня подготовки обучающихся. Кроме того, в структуре факультатива может быть предусмотрена самостоятельная работа слушателей, для эффективной реализации которой авторами сформирована подборка литературных и информационных источников по каждому разделу образовательного курса. В случае реализации курса в форме программы повышения квалификации действующих педагогов трудоемкость должна быть увеличена.

Педагогическая технология реализации первого педагогического условия формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов представлена в таблице 2.

Таблица 2

Технология реализации педагогического условия «актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности»

Раздел ИКТ-курса

Краткое описание содержания

Педагогические методы

Педагогические средства

Педагогические формы

Цифровизация образования: современные отечественные и зарубежные образовательные тренды

Обзор государственной политики в сфере цифровой трансформации образования. Обзор современных зарубежных и отечественных трендов в сфере образовательного видеоконтента. Анализ зарубежного и отечественного рынков МООК

метод наблюдения,

дискуссионный метод

познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации (презентации, образовательные видеоролики), упражнения. Технические средства: мультимедийное оборудование

лекция

 

Что такое образовательный контент? История образовательного видеоконтента

Определение понятия образовательного контента. Исторический экскурс отечественной и зарубежной практики использования образовательного видеоконтента (СССР, Франции, США и других стран)

метод оценивания,

метод демонстрации и просмотра

образовательного видеоконтента

лекция

консультация

видеолекция

Виды и специфика образовательного видеоконтента

Обзор видов и классификаций образовательного видеоконтента, а также анализ его специфики применения с точки зрения эффективности восприятия у обучающихся различных целевых групп

метод наблюдения, метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента

лекция

консультация

видеолекция

Как использовать и создавать образовательный видеоконтент? Технологии, методики и приёмы создания

Обзор технологий, методик и приёмов создания образовательного видеоконтента

метод наблюдения, метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента

практические занятия

видеолекция

Нормативно-правовые и юридические аспекты в работе с образовательным видеоконтентом

Изучение нормативно-правовых основ государственной политики, связанной с дистанционным обучением, образовательными платформами (МООК), защитой интеллектуальной собственности и авторского права

метод наблюдения, метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента,

метод систематизации материала

лекция

консультация

видеолекция

Препродакшн

Изучение существующего рынка образовательного видеоконтента, действующих Edtech-платформ, изучение структуры и видеоконтента существующих МООК, планирование структуры курса, его методическое наполнение, определение форматов видеоконтента и технических средств для его реализации, составление графика производства, подготовки локаций

метод наблюдения, метод экскурсии,

метод мастер-класса (вебинара)

задание-проект, познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации упражнения, алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты. Технические средства: мультимедийное оборудование, ПК, Интернет

экскур

сия,

мастер-класс

Продакшн

Методические рекомендации по созданию образовательного видеоконтента, включающие в себя подготовку к съемке, монтаж съемочного и осветительного оборудования, сбор реквизита, репетиции, пробные и тестовые съемки, съемки основного видеоматериала, подсъемки и отсмотр снятого материала

метод экскурсии,

метод мастер-класса

задание-проект, познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации упражнения, алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты. Технические средства: мультимедиа, видеоаппаратура, фотоаппаратура, ПО, цифровые инструменты, компьютер, видеостудия, съемочный павильон, хромакей, программные продукты

мастер-класс, создание видеоурока

Постпродакшн

Методические рекомендации по видеомонтажу, дизайнерскому и визуальному сопровождению видеоконтента, обработке и цветокоррекции, саунд-дизайну, мастерингу, цифровому композитингу, а также внесению правок, согласованию и тестированию, а также сопровождению видеокурса после его запуска и анализа обратной связи от пользователей

метод защиты проектов

задание-проект, познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты. Технические средства: ПК, Интернет, звукозаписывающее оборудование, программные продукты

защита проектов и кейсов

Обобщение педагогической технологии реализации педагогического условия «актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности» представлено в виде методической карты (табл. 3).

Таблица 3

Методическая карта реализации педагогического условия

Этап

Содержание этапа

Начальный

постановка цели и задач обучения, анализ и разработка методического материала для методического обеспечения формирования знаний будущего педагога о назначении и возможностях использования видеоконтента в педагогической деятельности; создание программы педагогической диагностики студентов, создание программы факультатива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной

 

Методы

выбор методов формирования знаний о технологии и средствах проектирования и создания образовательного видеоконтента (кейс-стади, проектный, наглядный, дискуссионный проблемный)

Средства

разработка и применение диагностических средств (анкеты, тесты, вопросы, задание-проект);

проектирование педагогических воздействий (познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации (презентации, образовательные видеоролики), упражнения, алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты);

подготовка технических средств: мультимедиа, видеоаппаратура, фотоаппаратура, ПО, цифровые инструменты, компьютер, видеостудия, съемочный павильон, хромакей, программные продукты

Формы

выбор эффективных педагогических форм: проблемная лекция, проблемная дискуссия, практические занятия, консультации, факультатив, мастер-класс, защита проектов и кейсов, создание видеоурока, web-семинар, видеолекция

Завершающий

разработка методики оценки и материалов для контроля формирования знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности

Следует отметить, что методы, средства и организационные формы описанной педагогической технологии могут быть вариативными и модульными. Структура и содержание предлагаемого факультатива могут быть скорректированы с учетом уровня подготовки обучающихся, уровня материально-технического оснащения образовательной программы, а также предусматривают возможность освоения курса обучающимися в индивидуальном формате (повторение материала, асинхронное изучение материала, изучение материала повышенного уровня сложности и пр.).

Заключение

В соответствии с представленным определением понятия «готовность будущего педагога к проектированию образовательного видеоконтента» авторами определены четыре педагогических условия, реализация которых в комплексе позволит сформировать обозначенную готовность. Базовым условием является формирование комплекса теоретических знаний о формах, возможностях и технологиях создания образовательного видеоконтента. В процессе реализации первого педагогического условия у будущего педагога формируется комплекс знаний, необходимых для успешного освоения практических навыков и умений по проектированию, созданию и целенаправленному внедрению видеоконтента в образовательный процесс.

Разработанная методическая карта является универсальной и позволяет реализовать педагогическую технологию формирования знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности в условиях реализации образовательных программ педагогических направлений подготовки в вузе, а также может быть использована для повышения ИКТ-компетентности действующих педагогов.