Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА О НАЗНАЧЕНИИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОКОНТЕНТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Новоселов Р.Ю. 1 Савва Л.И. 1 Савельев К.Н. 1 Фридрихсон О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Формирование готовности будущего педагога к проектированию, созданию и использованию образовательного видеоконтента представляет собой сложный многоэтапный процесс, для успешного завершения которого должен быть реализован комплекс педагогических условий. Базовым педагогическим условием формирования ИКТ-компетентности является актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использования образовательного видеоконтента в педагогической деятельности. В статье доказывается необходимость реализации педагогического условия в целях повышения уровня ИКТ-компетентности студентов, будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе в условиях цифровизации образования, а также приведено описание структуры и формы реализации данного условия. Авторами раскрыты базовые понятия исследования: «информационно-коммуникационные технологии», «образовательный видеоконтент», а также представлено авторское определение понятия «готовность будущего педагога к проектированию образовательного видеоконтента». В статье представлены инструменты реализации педагогического условия: технология, методическая карта, тематический план факультативного курса. При проведении исследования использовались следующие методы: анализ, обобщение, описание, сравнение, моделирование. Статья может представлять интерес как для преподавателей-практиков, так и для начинающих педагогов, а также может быть использована для самообразования студентов в рассматриваемом поле научного исследования.
вуз
студент
информационно-коммуникационные технологии
ИКТ-компетентность
образовательный видеоконтент
педагогическое условие
педагогическая технология
1. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2017. С. 163.
2. Лаптева И.Д. К вопросу о педагогической компетентности // Педагогическое образование и наука. 2007. № 4. С. 35-38.
3. Конус обучения Эдгара Дейла: как сделать обучение более эффективным? [Электронный ресурс]. URL: https:// 4brain.ru/blog/конус-обучения-дейла (дата обращения: 17.04.2023).
4. Юрченков В, Шустрова Ю., Видео в обучении: создаём и вовлекаем // EduTech информационно-аналитический журнал. 2021. № 1 (39). С. 3.
5. Горяйнова А.Р., Дворецкая И.В. и др. Цифровое обновление российской школы: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 48 c.
6. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских Е.И., Афонина М.В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул: БГПУ, 2006. С. 38.
7. Бедрин В.С. Проблемы электронного обучения // МНКО. 2022. № 6 (97). С. 234-236.
8. Козлова А.А., Петрова С.С. Психологическая готовность студентов к будущей профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (65). [Электронный ресурс]. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskaya-gotovnost-studentov-k-budushhej-professionalnoj-deyatelnosti.html (дата обращения: 17.04.2023).
9. Насонова Т. Г. Подготовка студентов к развитию творческих способностей, учащихся на уроках технологии // Психолого-педагогические проблемы развития современного образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Брянск, 21-22 окт. 2003 г.). Брянск: БИПКРО, 2003. С. 77-83.
10. Савва Л.И., Гасаненко Е.А., Шахмаева К.Е. Готовность студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 56-64.
11. Бабаев Э.З. Содержание и структура практической готовности учителя к воспитательной работе в школе. Методические рекомендации / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. С.и19.
12. Новоселов Р.Ю. Образовательный видеоконтент и готовность учителя к его проектированию // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2019: материалы международной студенческой научно-практической конференции (Магнитогорск, 21–22 марта 2019 года). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. С. 1185-1189.
13. Словарь торгового маркетинга. [Электронный ресурс]. URL: https://aroundgroup.ru/slovar (дата обращения: 17.04.2023).

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из основных современных трендов развития образовательной системы. Внедрение ИКТ в образовательный процесс любого уровня обучения позволяет максимально эффективно удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в кастомизации обучения, самостоятельного управления образовательной траекторией, в том числе на протяжении всей жизни, а также способствует адаптации учебного материала в соответствии с когнитивными способностями обучающегося. В то же время наблюдается дисбаланс между скоростью внедрения инструментов и успешных практик использования ИКТ в образовательном процессе всех уровней образования и наполнением образовательных программ педагогических направлений подготовки в вузах. Инерционность процесса актуализации содержания программ подготовки будущих педагогов в части применения ИКТ, недостаточная эффективность краткосрочных программ повышения квалификации в процессе трудовой деятельности приводит к ситуации постоянного отставания (примерно на 3-5 лет) приобретаемых будущими педагогами педагогических компетенций от актуальных образовательных технологий, востребованных на всех уровнях образования. Снижение эффективности образовательного процесса в свою очередь не позволяет в полной мере удовлетворить потребности государства в ускоренном и качественном воспроизведении кадрового и научного потенциала страны.

ИКТ-компетентность является одним из ключевых элементов профессионально-личностного портрета педагога [1, с. 163], а процесс формирования указанной компетентности глубоко интегрирован с этапами педагогического становления будущего педагога – формированием его ключевых, базовых и специальных компетенций [2, с. 36]. Формирование у будущих педагогов ИКТ-компетентности высокого уровня возможно в случае системного и целенаправленного приобретения ими знаний и опыта, усиления личностных качеств. Формирование компетентности становится возможным в результате выполнения следующих условий: приведение содержания, методов и форм подготовки будущих педагогов в соответствие с актуальными требованиями государства, образовательной отрасли и индустрии, организация практической подготовки будущих педагогов с активным применением ИКТ (методический уровень, уровень владения специализированным ПО, сервисами, техническими средствами и т.д.).

В соответствии с моделью конуса обучения Э. Дейла [3] эффективность усвоения материала посредством работы с видеоконтентом составляет 30-50%, использование в видеоматериалах инструментов активного вовлечения обучающего в процесс изучения учебного материала позволяет повысить эффективность до 90%. Согласно данным аналитических отчетов ПАО «Сбербанк» [4, с. 3], 67% студентов считают учебный видеоконтент эффективной формой обучения, 84% преподавателей отмечают повышение успеваемости студентов при использовании видео, 59% топ-менеджеров предпочтут изучать новый материал в видеоформате. Статистические данные указывают на высокую востребованность видеоконтента как формы представления учебного материала, а, следовательно, востребованность специалистов, способных осуществлять педагогическое, методическое и техническое сопровождение процесса проектирования, создания и внедрения образовательного видеоконтента, также будет возрастать.

К факторам, снижающим эффективность формирования ИКT-компетентности будущих педагогов, относятся: дефицит специализированных курсов по разработке видеоконтента, недостаточное привлечение к реализации образовательных программ педагогических направлений подготовки в вузе практикующих преподавателей, имеющих опыт модерирования образовательных курсов на Edtech-платформах, владеющих актуальными инструментами и методиками проектирования и создания специализированного образовательного видеоконтента. Помимо этого, низкий уровень сформированности ИКT-компетентности обусловлен устаревшей материально-технической базой университетов, применяемой в процессе подготовки студентов педагогических направлений, ограниченностью доступа будущих педагогов к актуальным инструментам для разработки образовательного видеоконтента, неспособностью большинства студентов использовать системный подход к организации проектирования, анализу результатов и разработке мероприятий по совершенствованию и адаптации создаваемого видеоконтента. Результаты диагностического педагогического эксперимента подтвердили гипотезу о том, что подавляющая часть студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки, имеет низкий уровень готовности к проектированию, созданию и внедрению специализированного образовательного видеоконтента.

Актуальность представленного исследования подтверждается наличием дисбаланса между существующей потребностью обучающихся в определенных формах образовательного контента и способностью педагогов проектировать, создавать и адаптировать учебный материал в видеоформате. Используемый в вузах подход к подготовке будущих педагогов требует существенной трансформации, заключающейся, прежде всего, в создании, внедрении и управлении педагогическими условиями формирования ИКТ-компетентности обучающихся педагогических направлений подготовки на основе обоснованного системного научно-методологического инструментария.

Цель исследования

Формирование готовности будущих педагогов к проектированию, созданию и использованию образовательного видеоконтента, по мнению авторов, возможно при реализации следующих педагогических условий: формирование знаний будущего педагога о назначении и возможностях использования видеоконтента в педагогической деятельности (организационно-педагогическое условие); формирование способности педагога выделять целевую аудиторию, для которой будет создаваться образовательный видеоконтент, и прогнозировать эффективность восприятия материала в видеоформате (психолого-педагогическое условие); овладение обучающимися комплексом компетенций, необходимых для создания видеоконтента для установленной целевой аудитории (дидактическое условие); освоение будущими педагогами приёмов анализа, саморазвития и самоорганизации в условиях необходимости непрерывного совершенствования инструментов педагогической деятельности.

В данной статье приведена характеристика первого педагогического условия - актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использования образовательного видеоконтента в образовательном процессе, представлены доказательства необходимости его обеспечения, описана технология и форма реализации.

Анализ учебных планов основных образовательных программ (ООП) высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» четырех различных профилей («Математика и информатика», «Английский и немецкий языки», «Информатика и экономика», «История и обществознание»), реализуемых в трех вузах страны (ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»), позволил сделать следующие выводы: в одной из ООП на изучение дисциплины «Информационные технологии в образовании» выделены 3 зачетные единицы, в рабочей программе дисциплины трудоемкость раздела, посвящённого созданию образовательного контента, составляет 18 академических часов, реализация иных дисциплин, связанных с ИКТ, учебным планом не предусмотрена; во второй ООП методы и инструменты использования ИКТ в образовательном процессе осваиваются в рамках следующих дисциплин: «Дистанционные образовательные технологии» (7 зачетных единиц, из них 23 академических часа на изучение технологий создания контента (7/23), «Информационные системы и технологии» (3/0), «Информационные технологии в образовании» (3/8), «Компьютерная графика и анимация» (7/0), «Методика обучения информатике» (12/44), «Создание и редактирование образовательных сайтов» (3/0), «Управление IT-сервисами и контентом» (3/4). Аналогичные данные были получены по двум другим ООП. Таким образом, формированию ИКТ-компетентности по проектированию и созданию образовательного видеоконтента в ООП, рассмотренных профилей педагогического направления подготовки, уделено менее 0,5% общей трудоемкости программы, что не позволяет реализовать первое педагогическое условие. По данным информационного бюллетеня «Цифровое обновление российской школы», специализированное программное обеспечение для работы с аудио- и видеофайлами на высоком уровне способны использовать всего лишь 10,6% педагогов школ, из них 17,3% - педагоги, работающие в школах г. Москвы [5]. Эти данные подтверждают наличие дисбаланса между ИКТ-компетентностью будущих педагогов, выпускников образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» и требованиями, предъявляемыми к модели педагога нового поколения.

В связи с нормативной невозможностью внесения изменений в действующие учебные планы образовательных программ возможным вариантом реализации первого педагогического условия является разработка факультативного образовательного курса.

Анализ иностранных информационных источников позволил сделать вывод о том, что большое количество авторов посвятили свои исследования изучению вопросов создания и использования образовательного видеоконтента.

Вопросы, связанные с тем, как производство видео влияет на вовлеченность студентов, рассматриваются в исследованиях Го Пи Джея, Дж. Кима и Р. Робина. Изучение использования комбинирования аудиовизуальных каналов информации поднимается в исследованиях основателя платформы «edX» Салмана Хана. Вопросы, связанные с комбинированным использованием некогнитивных элементов при создании образовательного видеоконтента, способствующих повышению вовлечения обучающихся в образовательный процесс, рассматривались исследователями Р.Е. Майером, Дж. Свеллером, Дж. Бреймом, Р.О. Бриггсом, С. Виллемсом С.М. Гринвудом, Б. Деконингом.

Вопросы, связанные с формированием ИКТ-компетентности в различных аспектах, рассмотрены в трудах отечественных авторов: О.Н. Грибан, Р.Х. Джураева, Л.В. Доброва, И.А. Зимней, В.В. Краевского, М.П. Прохорова, А.Л. Семенова, A.B. Хуторского.

Самостоятельным аспектом исследования педагогической науки является обоснование необходимости внедрения ИКТ для повышения качества обучения. Данный вопрос наиболее подробно изложен в исследованиях B.П. Беспалько, С.А. Богданова, Б.С.Гершунского, Л.Б. Иванова, Д.Ш. Кузнецова, Б.Р. Мандель, Е.Д. Маргулиса, А.В.Федорова.

Материал и методы исследования

При проведении исследования использовались следующие методы: анализ, обобщение, описание, сравнение, моделирование. Применение перечисленных методов позволило доказать актуальность сформулированного педагогического условия, выполнить его структурное и содержательное описание.

К методам реализации педагогического условия относятся: метод защиты проектов, дискуссионный метод, метод мастер-класса (вебинара), метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента, метод оценивания и метод экскурсии.

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные методологические результаты являются основой фундаментального понимания направлений осуществления педагогической деятельности, однако теоретические основы механизма формирования готовности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки к работе в постоянно усложняющейся цифровой среде (повышение требований к индивидуализации образовательного процесса, реализации принципов геймификации, повышение требований в образовательному контенту и его качеству, усилению цифровой гигиены пользователей и др.) требуют дополнительного изучения.

Выбор педагогического условия «актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности» является ценностно-целевой компонентой в достижении цели исследования, поскольку отвечает за определение основной цели и задач деятельности, а также раскрывает подходы, принципы и ценности, составляющие основу модели ИКТ-компетентности будущего педагога и его готовности к проектированию, созданию и использованию образовательного видеоконтента в профессиональной деятельности.

Для выявления сущности указанного выше педагогического условия необходимо определить терминологическую базу, являющуюся его дидактической основой, а именно: «информационно-коммуникационные технологии», «готовность будущего педагога к проектированию образовательного видеоконтента», «образовательный видеоконтент».

В исследовании используется определение ИКТ, предложенное Д.П. Тевс и В.Н.Подковыровой: «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [6, с. 38].

В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» под термином «образовательный контент» понимается «структурированное предметное содержание, применяемое при освоении образовательных программ и являющееся составной частью электронного образовательного ресурса». В работах В.В.Баландина, И.Е.Жигалова, А.Г.Сергеева используется данное определение понятия образовательного контента, подчеркивается необходимость придерживаться четкой структуры наполнения образовательным материалом [7].

В результате обобщения содержания научно-методических работ М.И. Дьяченко [8], Г.В. Насоновой, [9, c. 79], Л.И. Саввы [10, с. 58], Э.З. Бабаева [11, с. 15] стало возможным сформулировать определение понятия готовности будущего педагога к проектированию и созданию образовательного видеоконтента, под которым понимается интегративное личностное качество будущего педагога, формирующееся в процессе его профессионально-педагогической подготовки, включающее когнитивный, процессуальный, личностный и мотивационно-ценностный компоненты, позволяющие ему проектировать, создавать и целенаправленно внедрять видеоконтент в образовательный процесс [12, с. 1187].

На основе содержательного синтеза указанных выше понятий авторами было сформулировано определение «образовательного видеоконтента», которое представляет собой совокупность видеоматериалов определенной образовательной направленности, созданных с помощью электронных технологий формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения подвижного изображения, основанных на принципах телевидения, а также технологий аудиовизуального воспроизведения [13], демонстрируемых с помощью разнообразных средств ИКТ с целью достижения планируемого образовательного результата.

Реализацию первого педагогического условия предложено осуществить в форме факультативного образовательного курса для будущих педагогов. Тематический план курса «ИКТ-курс по созданию и использованию образовательного видеоконтента» общей трудоемкостью 144 академических часа (4 ЗЕ) предполагает проведение лекционных и практических занятий (табл. 1). Следует отметить, что трудоемкость факультатива была увеличена (с 8 академических часов) в связи с выявленным дефицитом времени на качественное освоение всех разделов студентами, проходившими экспериментальный демокурс.

Таблица 1

Тематический план факультативного курса

Наименование темы курса

Количество часов

всего

лекций

практик

1

Цифровизация образования: современные отечественные и зарубежные образовательные тренды

2

2

-

2

Что такое образовательный контент? История образовательного видеоконтента

4

4

-

3

Виды и специфика образовательного видеоконтента

2

2

-

4

Как использовать и создавать образовательный видеоконтент? Технологии, методики и приёмы создания

8

-

8

5

Нормативно-правовые и юридические аспекты в работе с образовательным видеоконтентом

2

2

-

6

Препродакшн

6

-

6

7

Продакшн

6

-

6

8

Постпродакшн

6

-

6

 

Итого

36

10

26

Продолжительность курса может быть увеличена в зависимости от первоначального уровня подготовки обучающихся. Кроме того, в структуре факультатива может быть предусмотрена самостоятельная работа слушателей, для эффективной реализации которой авторами сформирована подборка литературных и информационных источников по каждому разделу образовательного курса. В случае реализации курса в форме программы повышения квалификации действующих педагогов трудоемкость должна быть увеличена.

Педагогическая технология реализации первого педагогического условия формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов представлена в таблице 2.

Таблица 2

Технология реализации педагогического условия «актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности»

Раздел ИКТ-курса

Краткое описание содержания

Педагогические методы

Педагогические средства

Педагогические формы

Цифровизация образования: современные отечественные и зарубежные образовательные тренды

Обзор государственной политики в сфере цифровой трансформации образования. Обзор современных зарубежных и отечественных трендов в сфере образовательного видеоконтента. Анализ зарубежного и отечественного рынков МООК

метод наблюдения,

дискуссионный метод

познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации (презентации, образовательные видеоролики), упражнения. Технические средства: мультимедийное оборудование

лекция

 

Что такое образовательный контент? История образовательного видеоконтента

Определение понятия образовательного контента. Исторический экскурс отечественной и зарубежной практики использования образовательного видеоконтента (СССР, Франции, США и других стран)

метод оценивания,

метод демонстрации и просмотра

образовательного видеоконтента

лекция

консультация

видеолекция

Виды и специфика образовательного видеоконтента

Обзор видов и классификаций образовательного видеоконтента, а также анализ его специфики применения с точки зрения эффективности восприятия у обучающихся различных целевых групп

метод наблюдения, метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента

лекция

консультация

видеолекция

Как использовать и создавать образовательный видеоконтент? Технологии, методики и приёмы создания

Обзор технологий, методик и приёмов создания образовательного видеоконтента

метод наблюдения, метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента

практические занятия

видеолекция

Нормативно-правовые и юридические аспекты в работе с образовательным видеоконтентом

Изучение нормативно-правовых основ государственной политики, связанной с дистанционным обучением, образовательными платформами (МООК), защитой интеллектуальной собственности и авторского права

метод наблюдения, метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента,

метод систематизации материала

лекция

консультация

видеолекция

Препродакшн

Изучение существующего рынка образовательного видеоконтента, действующих Edtech-платформ, изучение структуры и видеоконтента существующих МООК, планирование структуры курса, его методическое наполнение, определение форматов видеоконтента и технических средств для его реализации, составление графика производства, подготовки локаций

метод наблюдения, метод экскурсии,

метод мастер-класса (вебинара)

задание-проект, познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации упражнения, алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты. Технические средства: мультимедийное оборудование, ПК, Интернет

экскур

сия,

мастер-класс

Продакшн

Методические рекомендации по созданию образовательного видеоконтента, включающие в себя подготовку к съемке, монтаж съемочного и осветительного оборудования, сбор реквизита, репетиции, пробные и тестовые съемки, съемки основного видеоматериала, подсъемки и отсмотр снятого материала

метод экскурсии,

метод мастер-класса

задание-проект, познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации упражнения, алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты. Технические средства: мультимедиа, видеоаппаратура, фотоаппаратура, ПО, цифровые инструменты, компьютер, видеостудия, съемочный павильон, хромакей, программные продукты

мастер-класс, создание видеоурока

Постпродакшн

Методические рекомендации по видеомонтажу, дизайнерскому и визуальному сопровождению видеоконтента, обработке и цветокоррекции, саунд-дизайну, мастерингу, цифровому композитингу, а также внесению правок, согласованию и тестированию, а также сопровождению видеокурса после его запуска и анализа обратной связи от пользователей

метод защиты проектов

задание-проект, познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты. Технические средства: ПК, Интернет, звукозаписывающее оборудование, программные продукты

защита проектов и кейсов

Обобщение педагогической технологии реализации педагогического условия «актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности» представлено в виде методической карты (табл. 3).

Таблица 3

Методическая карта реализации педагогического условия

Этап

Содержание этапа

Начальный

постановка цели и задач обучения, анализ и разработка методического материала для методического обеспечения формирования знаний будущего педагога о назначении и возможностях использования видеоконтента в педагогической деятельности; создание программы педагогической диагностики студентов, создание программы факультатива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной

 

Методы

выбор методов формирования знаний о технологии и средствах проектирования и создания образовательного видеоконтента (кейс-стади, проектный, наглядный, дискуссионный проблемный)

Средства

разработка и применение диагностических средств (анкеты, тесты, вопросы, задание-проект);

проектирование педагогических воздействий (познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации (презентации, образовательные видеоролики), упражнения, алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты);

подготовка технических средств: мультимедиа, видеоаппаратура, фотоаппаратура, ПО, цифровые инструменты, компьютер, видеостудия, съемочный павильон, хромакей, программные продукты

Формы

выбор эффективных педагогических форм: проблемная лекция, проблемная дискуссия, практические занятия, консультации, факультатив, мастер-класс, защита проектов и кейсов, создание видеоурока, web-семинар, видеолекция

Завершающий

разработка методики оценки и материалов для контроля формирования знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности

Следует отметить, что методы, средства и организационные формы описанной педагогической технологии могут быть вариативными и модульными. Структура и содержание предлагаемого факультатива могут быть скорректированы с учетом уровня подготовки обучающихся, уровня материально-технического оснащения образовательной программы, а также предусматривают возможность освоения курса обучающимися в индивидуальном формате (повторение материала, асинхронное изучение материала, изучение материала повышенного уровня сложности и пр.).

Заключение

В соответствии с представленным определением понятия «готовность будущего педагога к проектированию образовательного видеоконтента» авторами определены четыре педагогических условия, реализация которых в комплексе позволит сформировать обозначенную готовность. Базовым условием является формирование комплекса теоретических знаний о формах, возможностях и технологиях создания образовательного видеоконтента. В процессе реализации первого педагогического условия у будущего педагога формируется комплекс знаний, необходимых для успешного освоения практических навыков и умений по проектированию, созданию и целенаправленному внедрению видеоконтента в образовательный процесс.

Разработанная методическая карта является универсальной и позволяет реализовать педагогическую технологию формирования знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности в условиях реализации образовательных программ педагогических направлений подготовки в вузе, а также может быть использована для повышения ИКТ-компетентности действующих педагогов.


Библиографическая ссылка

Новоселов Р.Ю., Савва Л.И., Савельев К.Н., Фридрихсон О.В. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА О НАЗНАЧЕНИИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОКОНТЕНТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32616 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674