Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из основных современных трендов развития образовательной системы. Внедрение ИКТ в образовательный процесс любого уровня обучения позволяет максимально эффективно удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в кастомизации обучения, самостоятельного управления образовательной траекторией, в том числе на протяжении всей жизни, а также способствует адаптации учебного материала в соответствии с когнитивными способностями обучающегося. В то же время наблюдается дисбаланс между скоростью внедрения инструментов и успешных практик использования ИКТ в образовательном процессе всех уровней образования и наполнением образовательных программ педагогических направлений подготовки в вузах. Инерционность процесса актуализации содержания программ подготовки будущих педагогов в части применения ИКТ, недостаточная эффективность краткосрочных программ повышения квалификации в процессе трудовой деятельности приводит к ситуации постоянного отставания (примерно на 3-5 лет) приобретаемых будущими педагогами педагогических компетенций от актуальных образовательных технологий, востребованных на всех уровнях образования. Снижение эффективности образовательного процесса в свою очередь не позволяет в полной мере удовлетворить потребности государства в ускоренном и качественном воспроизведении кадрового и научного потенциала страны.
ИКТ-компетентность является одним из ключевых элементов профессионально-личностного портрета педагога [1, с. 163], а процесс формирования указанной компетентности глубоко интегрирован с этапами педагогического становления будущего педагога – формированием его ключевых, базовых и специальных компетенций [2, с. 36]. Формирование у будущих педагогов ИКТ-компетентности высокого уровня возможно в случае системного и целенаправленного приобретения ими знаний и опыта, усиления личностных качеств. Формирование компетентности становится возможным в результате выполнения следующих условий: приведение содержания, методов и форм подготовки будущих педагогов в соответствие с актуальными требованиями государства, образовательной отрасли и индустрии, организация практической подготовки будущих педагогов с активным применением ИКТ (методический уровень, уровень владения специализированным ПО, сервисами, техническими средствами и т.д.).
В соответствии с моделью конуса обучения Э. Дейла [3] эффективность усвоения материала посредством работы с видеоконтентом составляет 30-50%, использование в видеоматериалах инструментов активного вовлечения обучающего в процесс изучения учебного материала позволяет повысить эффективность до 90%. Согласно данным аналитических отчетов ПАО «Сбербанк» [4, с. 3], 67% студентов считают учебный видеоконтент эффективной формой обучения, 84% преподавателей отмечают повышение успеваемости студентов при использовании видео, 59% топ-менеджеров предпочтут изучать новый материал в видеоформате. Статистические данные указывают на высокую востребованность видеоконтента как формы представления учебного материала, а, следовательно, востребованность специалистов, способных осуществлять педагогическое, методическое и техническое сопровождение процесса проектирования, создания и внедрения образовательного видеоконтента, также будет возрастать.
К факторам, снижающим эффективность формирования ИКT-компетентности будущих педагогов, относятся: дефицит специализированных курсов по разработке видеоконтента, недостаточное привлечение к реализации образовательных программ педагогических направлений подготовки в вузе практикующих преподавателей, имеющих опыт модерирования образовательных курсов на Edtech-платформах, владеющих актуальными инструментами и методиками проектирования и создания специализированного образовательного видеоконтента. Помимо этого, низкий уровень сформированности ИКT-компетентности обусловлен устаревшей материально-технической базой университетов, применяемой в процессе подготовки студентов педагогических направлений, ограниченностью доступа будущих педагогов к актуальным инструментам для разработки образовательного видеоконтента, неспособностью большинства студентов использовать системный подход к организации проектирования, анализу результатов и разработке мероприятий по совершенствованию и адаптации создаваемого видеоконтента. Результаты диагностического педагогического эксперимента подтвердили гипотезу о том, что подавляющая часть студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки, имеет низкий уровень готовности к проектированию, созданию и внедрению специализированного образовательного видеоконтента.
Актуальность представленного исследования подтверждается наличием дисбаланса между существующей потребностью обучающихся в определенных формах образовательного контента и способностью педагогов проектировать, создавать и адаптировать учебный материал в видеоформате. Используемый в вузах подход к подготовке будущих педагогов требует существенной трансформации, заключающейся, прежде всего, в создании, внедрении и управлении педагогическими условиями формирования ИКТ-компетентности обучающихся педагогических направлений подготовки на основе обоснованного системного научно-методологического инструментария.
Цель исследования
Формирование готовности будущих педагогов к проектированию, созданию и использованию образовательного видеоконтента, по мнению авторов, возможно при реализации следующих педагогических условий: формирование знаний будущего педагога о назначении и возможностях использования видеоконтента в педагогической деятельности (организационно-педагогическое условие); формирование способности педагога выделять целевую аудиторию, для которой будет создаваться образовательный видеоконтент, и прогнозировать эффективность восприятия материала в видеоформате (психолого-педагогическое условие); овладение обучающимися комплексом компетенций, необходимых для создания видеоконтента для установленной целевой аудитории (дидактическое условие); освоение будущими педагогами приёмов анализа, саморазвития и самоорганизации в условиях необходимости непрерывного совершенствования инструментов педагогической деятельности.
В данной статье приведена характеристика первого педагогического условия - актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использования образовательного видеоконтента в образовательном процессе, представлены доказательства необходимости его обеспечения, описана технология и форма реализации.
Анализ учебных планов основных образовательных программ (ООП) высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» четырех различных профилей («Математика и информатика», «Английский и немецкий языки», «Информатика и экономика», «История и обществознание»), реализуемых в трех вузах страны (ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»), позволил сделать следующие выводы: в одной из ООП на изучение дисциплины «Информационные технологии в образовании» выделены 3 зачетные единицы, в рабочей программе дисциплины трудоемкость раздела, посвящённого созданию образовательного контента, составляет 18 академических часов, реализация иных дисциплин, связанных с ИКТ, учебным планом не предусмотрена; во второй ООП методы и инструменты использования ИКТ в образовательном процессе осваиваются в рамках следующих дисциплин: «Дистанционные образовательные технологии» (7 зачетных единиц, из них 23 академических часа на изучение технологий создания контента (7/23), «Информационные системы и технологии» (3/0), «Информационные технологии в образовании» (3/8), «Компьютерная графика и анимация» (7/0), «Методика обучения информатике» (12/44), «Создание и редактирование образовательных сайтов» (3/0), «Управление IT-сервисами и контентом» (3/4). Аналогичные данные были получены по двум другим ООП. Таким образом, формированию ИКТ-компетентности по проектированию и созданию образовательного видеоконтента в ООП, рассмотренных профилей педагогического направления подготовки, уделено менее 0,5% общей трудоемкости программы, что не позволяет реализовать первое педагогическое условие. По данным информационного бюллетеня «Цифровое обновление российской школы», специализированное программное обеспечение для работы с аудио- и видеофайлами на высоком уровне способны использовать всего лишь 10,6% педагогов школ, из них 17,3% - педагоги, работающие в школах г. Москвы [5]. Эти данные подтверждают наличие дисбаланса между ИКТ-компетентностью будущих педагогов, выпускников образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» и требованиями, предъявляемыми к модели педагога нового поколения.
В связи с нормативной невозможностью внесения изменений в действующие учебные планы образовательных программ возможным вариантом реализации первого педагогического условия является разработка факультативного образовательного курса.
Анализ иностранных информационных источников позволил сделать вывод о том, что большое количество авторов посвятили свои исследования изучению вопросов создания и использования образовательного видеоконтента.
Вопросы, связанные с тем, как производство видео влияет на вовлеченность студентов, рассматриваются в исследованиях Го Пи Джея, Дж. Кима и Р. Робина. Изучение использования комбинирования аудиовизуальных каналов информации поднимается в исследованиях основателя платформы «edX» Салмана Хана. Вопросы, связанные с комбинированным использованием некогнитивных элементов при создании образовательного видеоконтента, способствующих повышению вовлечения обучающихся в образовательный процесс, рассматривались исследователями Р.Е. Майером, Дж. Свеллером, Дж. Бреймом, Р.О. Бриггсом, С. Виллемсом С.М. Гринвудом, Б. Деконингом.
Вопросы, связанные с формированием ИКТ-компетентности в различных аспектах, рассмотрены в трудах отечественных авторов: О.Н. Грибан, Р.Х. Джураева, Л.В. Доброва, И.А. Зимней, В.В. Краевского, М.П. Прохорова, А.Л. Семенова, A.B. Хуторского.
Самостоятельным аспектом исследования педагогической науки является обоснование необходимости внедрения ИКТ для повышения качества обучения. Данный вопрос наиболее подробно изложен в исследованиях B.П. Беспалько, С.А. Богданова, Б.С.Гершунского, Л.Б. Иванова, Д.Ш. Кузнецова, Б.Р. Мандель, Е.Д. Маргулиса, А.В.Федорова.
Материал и методы исследования
При проведении исследования использовались следующие методы: анализ, обобщение, описание, сравнение, моделирование. Применение перечисленных методов позволило доказать актуальность сформулированного педагогического условия, выполнить его структурное и содержательное описание.
К методам реализации педагогического условия относятся: метод защиты проектов, дискуссионный метод, метод мастер-класса (вебинара), метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента, метод оценивания и метод экскурсии.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные методологические результаты являются основой фундаментального понимания направлений осуществления педагогической деятельности, однако теоретические основы механизма формирования готовности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки к работе в постоянно усложняющейся цифровой среде (повышение требований к индивидуализации образовательного процесса, реализации принципов геймификации, повышение требований в образовательному контенту и его качеству, усилению цифровой гигиены пользователей и др.) требуют дополнительного изучения.
Выбор педагогического условия «актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности» является ценностно-целевой компонентой в достижении цели исследования, поскольку отвечает за определение основной цели и задач деятельности, а также раскрывает подходы, принципы и ценности, составляющие основу модели ИКТ-компетентности будущего педагога и его готовности к проектированию, созданию и использованию образовательного видеоконтента в профессиональной деятельности.
Для выявления сущности указанного выше педагогического условия необходимо определить терминологическую базу, являющуюся его дидактической основой, а именно: «информационно-коммуникационные технологии», «готовность будущего педагога к проектированию образовательного видеоконтента», «образовательный видеоконтент».
В исследовании используется определение ИКТ, предложенное Д.П. Тевс и В.Н.Подковыровой: «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [6, с. 38].
В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» под термином «образовательный контент» понимается «структурированное предметное содержание, применяемое при освоении образовательных программ и являющееся составной частью электронного образовательного ресурса». В работах В.В.Баландина, И.Е.Жигалова, А.Г.Сергеева используется данное определение понятия образовательного контента, подчеркивается необходимость придерживаться четкой структуры наполнения образовательным материалом [7].
В результате обобщения содержания научно-методических работ М.И. Дьяченко [8], Г.В. Насоновой, [9, c. 79], Л.И. Саввы [10, с. 58], Э.З. Бабаева [11, с. 15] стало возможным сформулировать определение понятия готовности будущего педагога к проектированию и созданию образовательного видеоконтента, под которым понимается интегративное личностное качество будущего педагога, формирующееся в процессе его профессионально-педагогической подготовки, включающее когнитивный, процессуальный, личностный и мотивационно-ценностный компоненты, позволяющие ему проектировать, создавать и целенаправленно внедрять видеоконтент в образовательный процесс [12, с. 1187].
На основе содержательного синтеза указанных выше понятий авторами было сформулировано определение «образовательного видеоконтента», которое представляет собой совокупность видеоматериалов определенной образовательной направленности, созданных с помощью электронных технологий формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения подвижного изображения, основанных на принципах телевидения, а также технологий аудиовизуального воспроизведения [13], демонстрируемых с помощью разнообразных средств ИКТ с целью достижения планируемого образовательного результата.
Реализацию первого педагогического условия предложено осуществить в форме факультативного образовательного курса для будущих педагогов. Тематический план курса «ИКТ-курс по созданию и использованию образовательного видеоконтента» общей трудоемкостью 144 академических часа (4 ЗЕ) предполагает проведение лекционных и практических занятий (табл. 1). Следует отметить, что трудоемкость факультатива была увеличена (с 8 академических часов) в связи с выявленным дефицитом времени на качественное освоение всех разделов студентами, проходившими экспериментальный демокурс.
Таблица 1
Тематический план факультативного курса
№ |
Наименование темы курса |
Количество часов |
||
всего |
лекций |
практик |
||
1 |
Цифровизация образования: современные отечественные и зарубежные образовательные тренды |
2 |
2 |
- |
2 |
Что такое образовательный контент? История образовательного видеоконтента |
4 |
4 |
- |
3 |
Виды и специфика образовательного видеоконтента |
2 |
2 |
- |
4 |
Как использовать и создавать образовательный видеоконтент? Технологии, методики и приёмы создания |
8 |
- |
8 |
5 |
Нормативно-правовые и юридические аспекты в работе с образовательным видеоконтентом |
2 |
2 |
- |
6 |
Препродакшн |
6 |
- |
6 |
7 |
Продакшн |
6 |
- |
6 |
8 |
Постпродакшн |
6 |
- |
6 |
|
Итого |
36 |
10 |
26 |
Продолжительность курса может быть увеличена в зависимости от первоначального уровня подготовки обучающихся. Кроме того, в структуре факультатива может быть предусмотрена самостоятельная работа слушателей, для эффективной реализации которой авторами сформирована подборка литературных и информационных источников по каждому разделу образовательного курса. В случае реализации курса в форме программы повышения квалификации действующих педагогов трудоемкость должна быть увеличена.
Педагогическая технология реализации первого педагогического условия формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Технология реализации педагогического условия «актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности»
Раздел ИКТ-курса |
Краткое описание содержания |
Педагогические методы |
Педагогические средства |
Педагогические формы |
Цифровизация образования: современные отечественные и зарубежные образовательные тренды |
Обзор государственной политики в сфере цифровой трансформации образования. Обзор современных зарубежных и отечественных трендов в сфере образовательного видеоконтента. Анализ зарубежного и отечественного рынков МООК |
метод наблюдения, дискуссионный метод |
познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации (презентации, образовательные видеоролики), упражнения. Технические средства: мультимедийное оборудование |
лекция
|
Что такое образовательный контент? История образовательного видеоконтента |
Определение понятия образовательного контента. Исторический экскурс отечественной и зарубежной практики использования образовательного видеоконтента (СССР, Франции, США и других стран) |
метод оценивания, метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента |
лекция консультация видеолекция |
|
Виды и специфика образовательного видеоконтента |
Обзор видов и классификаций образовательного видеоконтента, а также анализ его специфики применения с точки зрения эффективности восприятия у обучающихся различных целевых групп |
метод наблюдения, метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента |
лекция консультация видеолекция |
|
Как использовать и создавать образовательный видеоконтент? Технологии, методики и приёмы создания |
Обзор технологий, методик и приёмов создания образовательного видеоконтента |
метод наблюдения, метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента |
практические занятия видеолекция |
|
Нормативно-правовые и юридические аспекты в работе с образовательным видеоконтентом |
Изучение нормативно-правовых основ государственной политики, связанной с дистанционным обучением, образовательными платформами (МООК), защитой интеллектуальной собственности и авторского права |
метод наблюдения, метод демонстрации и просмотра образовательного видеоконтента, метод систематизации материала |
лекция консультация видеолекция |
|
Препродакшн |
Изучение существующего рынка образовательного видеоконтента, действующих Edtech-платформ, изучение структуры и видеоконтента существующих МООК, планирование структуры курса, его методическое наполнение, определение форматов видеоконтента и технических средств для его реализации, составление графика производства, подготовки локаций |
метод наблюдения, метод экскурсии, метод мастер-класса (вебинара) |
задание-проект, познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации упражнения, алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты. Технические средства: мультимедийное оборудование, ПК, Интернет |
экскур сия, мастер-класс |
Продакшн |
Методические рекомендации по созданию образовательного видеоконтента, включающие в себя подготовку к съемке, монтаж съемочного и осветительного оборудования, сбор реквизита, репетиции, пробные и тестовые съемки, съемки основного видеоматериала, подсъемки и отсмотр снятого материала |
метод экскурсии, метод мастер-класса |
задание-проект, познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации упражнения, алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты. Технические средства: мультимедиа, видеоаппаратура, фотоаппаратура, ПО, цифровые инструменты, компьютер, видеостудия, съемочный павильон, хромакей, программные продукты |
мастер-класс, создание видеоурока |
Постпродакшн |
Методические рекомендации по видеомонтажу, дизайнерскому и визуальному сопровождению видеоконтента, обработке и цветокоррекции, саунд-дизайну, мастерингу, цифровому композитингу, а также внесению правок, согласованию и тестированию, а также сопровождению видеокурса после его запуска и анализа обратной связи от пользователей |
метод защиты проектов |
задание-проект, познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты. Технические средства: ПК, Интернет, звукозаписывающее оборудование, программные продукты |
защита проектов и кейсов |
Обобщение педагогической технологии реализации педагогического условия «актуализация знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности» представлено в виде методической карты (табл. 3).
Таблица 3
Методическая карта реализации педагогического условия
Этап |
Содержание этапа |
|
Начальный |
постановка цели и задач обучения, анализ и разработка методического материала для методического обеспечения формирования знаний будущего педагога о назначении и возможностях использования видеоконтента в педагогической деятельности; создание программы педагогической диагностики студентов, создание программы факультатива |
|
Основной
|
Методы |
выбор методов формирования знаний о технологии и средствах проектирования и создания образовательного видеоконтента (кейс-стади, проектный, наглядный, дискуссионный проблемный) |
Средства |
разработка и применение диагностических средств (анкеты, тесты, вопросы, задание-проект); проектирование педагогических воздействий (познавательные, проблемные и творческие задачи, ситуации (презентации, образовательные видеоролики), упражнения, алгоритмы, рекомендации, информационные средства, творческие проекты); подготовка технических средств: мультимедиа, видеоаппаратура, фотоаппаратура, ПО, цифровые инструменты, компьютер, видеостудия, съемочный павильон, хромакей, программные продукты |
|
Формы |
выбор эффективных педагогических форм: проблемная лекция, проблемная дискуссия, практические занятия, консультации, факультатив, мастер-класс, защита проектов и кейсов, создание видеоурока, web-семинар, видеолекция |
|
Завершающий |
разработка методики оценки и материалов для контроля формирования знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности |
Следует отметить, что методы, средства и организационные формы описанной педагогической технологии могут быть вариативными и модульными. Структура и содержание предлагаемого факультатива могут быть скорректированы с учетом уровня подготовки обучающихся, уровня материально-технического оснащения образовательной программы, а также предусматривают возможность освоения курса обучающимися в индивидуальном формате (повторение материала, асинхронное изучение материала, изучение материала повышенного уровня сложности и пр.).
Заключение
В соответствии с представленным определением понятия «готовность будущего педагога к проектированию образовательного видеоконтента» авторами определены четыре педагогических условия, реализация которых в комплексе позволит сформировать обозначенную готовность. Базовым условием является формирование комплекса теоретических знаний о формах, возможностях и технологиях создания образовательного видеоконтента. В процессе реализации первого педагогического условия у будущего педагога формируется комплекс знаний, необходимых для успешного освоения практических навыков и умений по проектированию, созданию и целенаправленному внедрению видеоконтента в образовательный процесс.
Разработанная методическая карта является универсальной и позволяет реализовать педагогическую технологию формирования знаний будущего педагога о назначении и возможностях использовании видеоконтента в педагогической деятельности в условиях реализации образовательных программ педагогических направлений подготовки в вузе, а также может быть использована для повышения ИКТ-компетентности действующих педагогов.
Библиографическая ссылка
Новоселов Р.Ю., Савва Л.И., Савельев К.Н., Фридрихсон О.В. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА О НАЗНАЧЕНИИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОКОНТЕНТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32616 (дата обращения: 18.02.2025).