Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY AS A SUBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

Kriskovets T.N. 1 Grafeeva K.V. 2
1 Military Engineering and Technical Institute of Khrulev Military Academy of Logistics and Transportation
2 Military Medical Academy named after S.M.Kirov
Modern trends of the educational system of the Russian Federation are focused on updating pedagogical approaches to learning, the paradigm of which is more focused on the independent formation of a personality and the disclosure of its motivational potential to activate cognitive activity. The retrospective analysis demonstrates the evolution of the development of this problem, in the process of which scientists are increasingly inclined to the idea that education should be continuous and implemented throughout life. This factor determines the expediency of the development of cognitive interest, which is the conceptual sphere of pedagogical, psychological and psychophysiological methods and contributes to the improvement of competencies throughout the entire trajectory of a person's life path. The relevance of the activation of cognitive activity has been actualized since ancient times by Socrates and Xenophon, then it receives its recognition among foreign and domestic researchers, but, most importantly, it reaches the level of the Russian legislative system. In the author's definition of the activation of cognitive activity, emphasis is placed on a significant contribution to the organization of the educational process of the teacher. Meanwhile, the independence and cognitive interest of the student is taken out as "important factors", on the basis of which it should be concluded that the activities of teachers and students should be considered in dialectical unity. The scientific novelty of the work consists in differentiating the key features of the definition of "activation of cognitive activity", which postulate a number of mandatory factors contributing to the formation of cognitive interest, which is based on motivation, self-development skills, as well as self-determination of listeners.
activation of cognitive activity
retrospective analysis
pedagogical research
cognitive interest
activation of educational and cognitive activity
cadets
higher education

Становление современного образования, базирующегося на мировых тенденциях обучения и эффективизации учебного процесса, детерминирует необходимость развития навыков обучающихся, способствующих систематическому самостоятельному углублению и совершенствованию их знаний, навыков и умений. С этой целью большая роль отводится активизации познавательной деятельности (далее – АПД). Согласно концепции президента Российской Федерации, важно «воспитывать гражданина, человека, который стремится к реализации своих собственных талантов и устремлений, к тому, чтобы поставить эти таланты на службу обществу» [1]. Рассматривая развитие АПД обучающихся в современном российском образовании, нельзя не упомянуть о Послании Президента В.В. Путина Федеральному собранию 21.02.2023 г., где он подчеркивает следующее: «С участием педагогов, учёных, специалистов мы должны серьёзно повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего, – истории, обществознанию, литературе, географии, – чтобы молодёжь могла как можно больше узнать о России, её великом прошлом, о нашей культуре и традициях… Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий… вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием…» [2].

Выдвинув данные постулаты на законодательный уровень, вышеобозначенные факторы и рекомендации были закреплены в требованиях ФГОС ВО (3++), согласно которым при организации условий развития АПД следует конгломерировать педагогические, психологические и психофизиологические методы.

Результаты ретроспективного анализа последних исследований зарубежных и отечественных ученых и практикующих педагогов свидетельствуют о том, что при АПД взаимокоррелятивны такие дефиниции, как «знания», «познавательная активность» и «активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся». При этом последняя дефиниция обусловливает междисциплинарный подход к совершенствованию учебного процесса, что предполагает включение педагогических и психологических аспектов становления мотивационного потенциала и познавательного интереса слушателей при освоении учебной информации.

Цель исследования – анализ и дефинирование основных признаков и факторов развития АПД в современном образовании сквозь призму философии и психолого-педагогических воззрений.

Такие смежные дисциплины, как педагогика, философия, психология и социология, по-разному интерпретируют исследуемый термин. При этом в каждом определении существует ядро, которое взаимокоррелятивно с трактованием понятий одного и того же феномена (АПД) на протяжении становления педагогики как науки. Соответственно, каждое дефинирование взаимодополняет существующие АПД, синтез которых позволяет прийти к единой эффективной концепции развития познавательного интереса обучающихся.

С точки зрения философии, целесообразность развития АПД впервые аргументировал Сократ, при этом ученый опирался, прежде всего, на способности и таланты слушателей, исходя из которых он формировал индивидуальный подход к развитию АПД каждого. Согласно трактату одного из именитых обучающихся мыслителя – Ксенофонту, «признаками хороших способностей Сократ считал быстрое усвоение человеком предмета, который его занимал, запоминание выученного и интерес ко всем занятиям, которые помогают хорошо вести домашнее хозяйство, управлять государством и вообще уметь воспользоваться действиями людей» [3, с.111].

Главным «действующим лицом» в образовательном процессе, которое активно способствует развитию АПД, Сократ считал преподавателя, подчеркивая, что именно благодаря своей деятельности обучающий способен раскрыть мотивационный и интеллектуальный потенциалы слушателей, ориентированные на самостоятельное познание окружающей действительности в непрерывном своем развитии. При этом, помимо деятельности организатора учебного процесса, ученый выделял такие важные качества аудитории, как самоорганизация и инициативность, которые должны исходить от обучающихся. Между тем основным был принцип построения образовательных программ, ориентированных на АПД обучающихся, согласно которым при углублении знаний и компетенций студент должен опираться, прежде всего, на самостоятельность [4]. Наиболее прогрессивным методом в педагогике Сократ считал беседу, которая помогала разработать субъектно направленный подход к обучению каждого. Этапы данного учебного процесса характеризовались усложнением решения исследуемой проблематики: в рамках образовательной деятельности научный диспут конгломерировал в себе такие методы, как сравнение, метафора, усложняющиеся речевые обороты, сатира и т.д., которые помогали прийти к истине, соответственно, древний мыслитель более всего импонировал индуктивному методу.

Английский философ XVII в. Ф.Бэкон стал новатором в британской педагогике, предлагая деятельностный подход в обучении. Он также активно поддерживает концепцию Сократа о том, что наиболее результативным будет именно индуктивный метод. В то же время педагог акцентирует внимание на целесообразности практического «подкрепления» знаний, которые укореняются в сознании слушателей именно благодаря их реализации на профессиональном уровне. Фундаментообразующим компонентом АПД ученый считает принцип рационального исследования окружающей действительности: «знание не возникает в голове само по себе, его нужно получить в результате эксперимента» [5, с.63], – подчеркивает философ из Великобритании.

И.Кант – философ XIX в. из Кёнигсберга (в настоящее время это Калининград) приходит к заключению, что «в своей познавательной деятельности человек всегда соприкасается только с явлениями, при этом они существуют лишь благодаря тому, что имеет место, как их причина, вещь в себе» [6, с.192]. При этом ученый дифференцирует 4 основополагающих фактора развития АПД, среди которых наиболее значимыми являются созерцание, рассудок, разум и суждение.

Представители такого философского течения, как прагматизм, среди которых важно выделить Ч.Пирса, У.Джеймса и Д.Дьюи, пришли к выводу, что становлению АПД существенно способствуют игровые методы, развивающие навыки самосовершенствования и самоутверждения ее участников благодаря реализации их знаний «на практике», а именно: при решении потенциальных профессиональных проблем в рамках аудитории, сынициированных лектором, с которыми в последующем может столкнуться выпускник [7, с.19].

В диссертации отечественного философа Д.А.Шелудченко подчеркивается, что АПД немецкий мыслитель Х.Ленк «связывает с процессом реактивации определенной схемы. Сама же схематизация, эпистемологически говоря, есть структурная активация паттернов, которые могут быть психологически и неврологически согласованы, адаптированы, "узнаны" (со- и ре)активацией нейронных ансамблей» [8, с.66].

Среди российских ученых наших дней, которые подчеркивают целесообразность АПД в современной образовательной системе, следует выделить работы Т.Н.Крисковец [9, с.375–378] и Н.Н.Надежиной, Ю.И.Андриенко [10, с.65–69]. Согласно концепции данных практикующих педагогов, сложный характер АПД предполагает организацию учебного процесса таким образом, чтобы он способствовал активизации инициативности и критического мышления аудитории. В то же время обучающимся необходимо систематически решать сложные учебные задачи путём их дифференцирования, «сворачивания» и «разворачивания» [9, с.381], анализа смоделированных учебно-профессиональных (ситуационных) задач и актуальной информации. Между тем акцентируется внимание на целесообразности групповой работы, в процессе которой слушатели совместно генерируют решения, анализируют альтернативные мнения, принимают участие в научном диспуте, благодаря чему приходят к взвешенным правильным решениям [10, с.68].

Взаимокоррелятивный аспект содержания и средств обучения четко прослеживается в научных трудах С.В.Недбайло. Ученый делает акцент на важности работы преподавателя, от которого зависит становление АПД обучающихся. В то же время исследователь приходит к мнению о том, что слушатели должны проявлять самостоятельность в мышлении и принятии решений при разборе учебных проблем – это помогает взращиванию и совершенствованию их практических навыков, формирующихся посредством интеграции в учебный процесс кейс-методов и ситуативных задач с использованием наличествующих теоретических знаний. Соответственно, необходимо тесное взаимодействие курсантов и лектора, а также слаженная групповая работы – именно в данной конгломерации реципиенты способны развивать навыки активного слушания, анализа и принятия альтернативного мнения, в то время как обучающий мягко корректирует действия обучающихся и подталкивает их в нужном направлении [11, с.120]. Что характерно, как подчеркивает В.Н.Пустовойтов, самостоятельная познавательная деятельность при этом тесно взаимодействует с развитием познавательной самостоятельности [12, с.7].

Далее следует подчеркнуть важность умозаключений В.Ф.Беркова и А.Ю.Гура, которые полагают, что формирование АПД должно быть соразмерно с уровнем развития обучающихся, именно тогда «познавательное затруднение активизирует учебный интерес и побуждает к поисковой работе» [13, с.13]. Данные философы солидарны в использовании в процессе обучения логических правил применения вопросов, при этом первый ввел такую дефиницию, как «вопрос с ограниченной до минимума суггестией», который является эффективным дидактическим способом развития средств АПД» [13, с.13]. Л.Л.Мелтонян обращает наше внимание на то, что АПД в системе профильного обучения – это «внешнее воздействие на человека, обеспечивающее повышение степени его активности при осуществлении познавательной деятельности» [14, с.277].

С точки зрения О.Ю.Лушниковой, АПД предполагает определенное побуждение обучающихся к интеллектуальной деятельности, которая наиболее эффективна при работе в группе. При этом преподаватель является для слушателей определенной опорой, в тесном сотрудничестве с ним реципиенты развивают положительный мотивационный потенциал к решению учебных задач, благодаря чему повышается их учебная активность и самостоятельность, вера в собственные силы и возможности, уверенность в релевантности использования теоретических знаний на практике, что будет способствовать их становлению как профессиональной личности [15, с.7].

Активизация креативного и самостоятельного мышления обучающихся детально рассматривается в исследованиях У.Т.Уразбаковой, Б.А.Наркуловой, М.М.Тогатай и У.Б.Ибрагимовой. Реализация мыслительного потенциала, как подчеркивают практикующие педагоги, осуществляется «путем создания проблемных ситуаций, формирования познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству» [16, с.47].

С.Н.Уткина в своем научном труде приходит к выводу, что под АПД необходимо понимать спектр педагогических действий, направленных на эффективизацию и организацию различных форм учебной деятельности, которые способствуют самостоятельному овладению теоретическими знаниями и практикоориентированными умениями в рамках будущей профессии. При этом моделируемые ситуации должны способствовать мотивации раскрывать проблему и интерпретировать ее с различных углов, что способствует глубокому усвоению учебного материала и развивает познавательный интерес [17, с.383].

Анализируя работы психологов, следует подчеркнуть взаимокорреляцию таких дефиниций, как «интенсификация познавательной деятельности» и «АПД». В трудах И.С.Морозовой отмечено, что вышеуказанная взаимосвязь концептов заключается в следующем: «в каждый момент времени неизменное или даже меньшее количество усилий субъекта приводит в движение всё бόльшую массу прошлого знания, воплощённого в более совершенных средствах познавательной деятельности, создаёт при меньших затратах всё большее количество продукта познания» [18, с.48].

Исходя из концепции В.Г.Петровской, АПД – «целеустремлённая деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование форм, содержания, приемов и средств обучения, способствующих повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в процессе усвоения знаний, формирования умений, навыков в их практическом применении, а также развития способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения» [19, с.81].

Кандидат психологических наук Т.Л.Чепель АПД трактует как «построение такого образовательного процесса, который позволяет максимально вовлекать личностный и психофизиологический потенциал обучаемых и обучающих, направлять его для максимального использования внешних ресурсов образовательной ситуации» [19, с.27].

М.Г.Сергеева, А.В.Вилкова, В.М.Литвишков, Л.В.Ковтуненко, Д.В.Лукашенко, Е.М.Климова предлагают понимать под исследуемой дефиницией «активное взаимодействие преподавателей и курсантов, направленное на повышение познавательного интереса, творческой активности, самостоятельности воспитанников за счет использования различных методов и приемов, в т.ч, интерактивных технологий, формирующих навыки и практический опыт» [20, с.1050–1055].

Как подчёркивают Е.В.Коробова, И.К.Кардович, М.В.Конышева, Д.А.Миронова, чем выше уровень познавательной деятельности, тем эффективнее весь процесс обучения, поскольку знания усваиваются быстрее и на более высоком уровне. Познавательная самостоятельность в сочетании с АПД позволяет радикально улучшить весь процесс обучения [21, с.1]. В работах Г.И. Щукиной АПД определена как «процесс, направленный на интенсификацию деятельности учителя и ученика, на побуждение к ее энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения» [22, с.212].

Согласно труду А.К.Марковой «Формирование мотивации учеников в школьном возрасте», которая внесла существенный вклад в изучение вынесенной в название статьи проблемы, АПД происходит путем «многомерного образования отдельных потребностей, мотивов, целей, ценностей, интересов, намерений, идеалов» [23, с.86].

Итак, АПД служит важной цели – созданию психолого-педагогических условий для повышения интереса к образовательному процессу, что позволяет обучающимся быстро осваивать материал и управлять качеством своей самостоятельной работы. Согласно исследованиям Е.В.Коробовой, И.К.Кардович, М.В.Конышевой, Д.А.Мироновой, различные интерпретации исследуемого понятия в психолого-педагогических рамках опираются на принципы активизации профессиональной компетентности, нелинейного мышления, инициативности, личностных и профессиональных характеристик, активного взаимодействия и приложения самостоятельных усилий [21, с.212].

Проанализировано 30 научных работ, дающих определение дефиниции АПД. Согласно проведённому контент-анализу, сформирована репертуарная решетка интерпретаций, среди которых выделены наиболее часто встречающиеся ключевые слова (рис. 1).

Рис. 1. Рейтинг наиболее часто встречающихся слов

Результаты проведенного контент-анализа по обозначенной проблематике представлены на рис. 2.

Рис. 2. Основные принципы АПД

Важно подчеркнуть, что некоторые вышеперечисленные авторы концентрируют свое внимание на релевантности формирования нескольких навыков у обучающихся, способствующих АПД, поэтому отнесены одновременно в две или сразу в три вышепредставленные группы.

В контексте содержания представленных дефиниций очевидно следующее: авторы проанализированных определений полагают, что основная деятельность, ориентированная на активизацию познавательного интереса, принадлежит преподавателю. Тем не менее без мотивированности обучающихся и без их вклада в обучение АПД не принесёт академических результатов. Осуществлять АПД удается благодаря взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, в том числе и в ходе самостоятельной работы обучающихся.

Наиболее значимыми исследователями, которые внесли существенный вклад в развитие и формирование принципов и основных концептов АПД, базирующихся на деятельности преподавателя, следует назвать С.В.Недбайло [11, с.120]; О.Ю.Лушникову [15, с.152], С.И. Уткину [17, с.383], Г.И. Щукину [22, с.211]. Сознательное и самостоятельное освоение новых знаний сквозь призму психоэмоционального восприятия подчеркивается в работах Г.М. Лебедева и В.С. Кукушина [28]. Согласно постулатам данных философов и психологов, под АПД следует подразумевать двусторонний процесс участия, который предполагает как инициативность и замотивированность слушателей, так и работу преподавателя, ориентированную на мягкую коррекцию учебной деятельности аудитории, «подталкивание» обучающихся в процессе групповой работы над проблемой к верному и грамотному решению. Опираясь на выводы М.Г.Сергеевой, А.В.Вилковой, В.М.Литвишкова, Л.В.Ковтуненко, Д.В.Лукашенко, Е.М.Климовой, фундаментообразующим концептом учебной мотивации следует считать интеллектуальный интерес, оказывающий существенное влияние на характер АПД [20, с.1050–1055].

Инициатива преподавателя в учебном процессе является немаловажным фактором успешной АПД. Его роль заключается в совершенствовании методик и принципов педагогической деятельности, восполнении релевантным учебным материалом лекций и семинаров, отвечающих требованиям современной действительности, систематическом повышении собственной компетенции, навыков работы с интерактивными методами и технологиями, а также в желании постоянно эффективизировать свою деятельность с учетом индивидуальных потребностей и уровня знаний обучающихся.

Оценить уровень и эффективность АПД можно посредством определения академического и профессионального уровней обучающихся. Все ученые, трактующие исследуемую дефиницию, сходятся во мнении, что преподаватель должен создавать микроклимат в группе обучающихся, способствующий раскрытию их мотивационного потенциала, интеллектуального интереса и стремления к саморазвитию на протяжении всей жизни.

Заключение

Ретроспективный контент-анализ научных трудов российских и зарубежных исследователей, включая трактаты древних мыслителей и статьи современных практикующих преподавателей, позволяет синтезировать следующее определение дефиниции «активизация познавательной деятельности»: данная работа является конгломерацией действий обучающего, включающих организацию учебного процесса, способствующего становлению мотивационного потенциала и познавательного интереса слушателей, и деятельность обучающихся, которые должны стремиться развивать в себе самостоятельность, стремление к научному поиску и расширению профессиональных знаний и навыков, их детализации и углублению. Соответственно, учебную работу обучающих и обучающихся необходимо рассматривать в диалектическом единстве.