Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL CRISES AS A CONDITION FOR THE ACTUALIZATION OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SELF-DEVELOPING TEACHERS

Ushakov A.A. 1
1 Kubanskij State University, Krasnodar, Russia,
The constant updating of the requirements for the functioning of educational systems and the processes of their digital transformation actualize the social demand of society and the state for self-developing teachers. The methodological basis of the research is a subjective approach enriched with the idea of subject-semantic and subject-integrative regulatives. Professional self-development of a teacher is based, first of all, on the formed subjective position of the teacher (subject-semantic regulatory). At the same time, the increasing influence of the external digital educational environment is accompanied by the emergence of professional crises in pedagogical activity. In such crisis periods as points of possible growth and future directions of self-development, teachers need external socio-pedagogical support (subject-integrative regulatory). As a result of the study, the typology of professional crises was determined and the main crisis-causing factors of pedagogical activity were established. The following types of professional crises are a condition for the actualization of external socio-pedagogical support: crises of adaptation, internal crises, crises of maturity and completion of professional pedagogical activity. The results of the study make it possible to organize socio-pedagogical support for self-developing teachers aimed at providing comprehensive operational and preventive assistance in unlocking potential, overcoming professional, social and psychological problems in the modern digital educational environment. The results obtained can be used to improve the effectiveness of professional self-development of teachers at all levels of education, which is the practical significance of the study.
subjective approach
subject-semantic and subject-integrative regulatives
professional self-development of a teacher
typology of professional crises
crisis factors of pedagogical activity
socio-pedagogical support

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/8.

Современные вызовы времени, постоянно обновляющиеся требования к образовательным системам, цифровизация всех сфер общества и образования в частности определяют новые требования к педагогам, готовым к изменениям и способным к профессиональному саморазвитию. Данный социальный запрос общества и государства закреплен на нормативно-правовом уровне в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, где в качестве одного из основных принципов определены непрерывность и преемственность профессионального развития педагогических кадров [1].

Ключевым понятием в этом случае является профессиональное саморазвитие педагога как непрерывный процесс повышения педагогического мастерства, сопровождающийся качественным преобразованием личности, а также максимальной реализацией личностно-профессиональных возможностей. В психолого-педагогической литературе профессиональное саморазвитие педагога синонимично понятию «педагогическое саморазвитие», а также «саморазвитие преподавателя» [2]. Профессиональное саморазвитие педагога основано на его субъектной позиции, включающей синтез сознания, сопереживания и содействия [3]. В качестве единого пространства профессионального саморазвития выступает цифровая образовательная среда, интегративная по своей сущности, что обеспечивает коммуникации и рост педагогов [4].

Динамичное обновление требований к образовательным системам и соответственно педагогам сопряжено с возникновением профессиональных кризисов в педагогической деятельности, взаимосвязанных с процессом саморазвития. Профессиональный кризис сопровождается неустойчивостью собственных мыслей, смысложизненными переживаниями, а также утратой идентичности педагога [5]. Следствием профессионального кризиса может являться синдром психического выгорания, на профилактику которого должна быть направлена системная поддержка саморазвивающихся педагогов [6]. Основными направлениями оказания такой помощи педагогу в процессе его собственного развития являются: оптимизация коммуникативных взаимодействий между субъектами образовательного процесса, постоянное повышение профессиональной мотивации, снижение психического и эмоционального напряжения, развитие эмоционально-волевой сферы [7]. Таким образом, профессиональные кризисы педагогов определяют необходимость оказания внешней всесторонней социально-педагогической поддержки в целях повышения работоспособности и результативности процесса саморазвития, профилактики возникновения психического выгорания [8].

Анализ современных тенденций в образовательной сфере и психолого-педагогической литературы определяет проблему исследования: в чем заключаются методологические и теоретические основы профессионального саморазвития педагога и каким образом эффективно организовать систему социально-педагогической поддержки саморазвивающимся педагогам в кризисные периоды?

Цель исследования: обосновать на теоретико-методологическом уровне процесс профессионального саморазвития педагога, разработать типологию профессиональных кризисов и определить основные кризисогенные факторы, актуализирующие организацию социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов.

Методология, материал и методы исследования. Методологической основой исследования является субъектный подход, ключевая идея которого заключается в представлении о субъекте деятельности как центре организации бытия. С позиций субъектного подхода профессиональное саморазвитие педагога является внутренне детерминированным процессом в соответствии с собственными ценностями и смыслами.

В проведенном исследовании субъектный подход обогащен представлениями о регулятивах как основных векторах профессионального саморазвития педагога:

– субъектно-смысловой регулятив – заключается в саморазвитии на основе ценностно-мотивационных ориентиров сформированной субъектной позиции педагога как внутренней потребности к движению и изменениям;

– субъектно-интегративный регулятив – определяет меру внешней социально-педагогической поддержки саморазвития педагога, находящегося в состоянии профессионального кризиса в условиях современной цифровой интегративной среды.

С целью получения результатов использованы следующие методы научно-педагогического исследования: анализ нормативно-правовых документов в области стратегического развития образования и актуальной психолого-педагогической литературы, анкетирование педагогов для установления основных кризисогенных факторов, ранжирование, корреляционный анализ. Для оценки достоверности полученных данных применялся t-критерий Стьюдента.

В исследовании приняли участие 76 педагогов общеобразовательных учреждений города Краснодара и Краснодарского края.

Результаты исследования и их обсуждение

Условием актуализации внешней социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов являются профессиональные кризисы, типология которых и результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Типология профессиональных кризисов педагогов

Типы профессиональных кризисов

Этапы профессионального развития

Педагогический стаж, лет

Процент педагогов, находящихся в стадии кризиса

1. Кризисы адаптации

Адаптант

1–3

44,1

2. Интернальные кризисы

Интернал

4–10

59,5

3. Кризисы зрелости

Мастер

11–20

50,0

4. Кризисы завершения профессионально-педагогической активности

Наставник

более 20

39,1

Анализ полученных данных анкетирования показывает, что именно на самых трудоспособных стадиях развития профессиональной зрелости («Интернал» и «Мастер») педагоги сталкиваются с проблемой кризисных ситуаций с наибольшей вероятностью (рисунок).

Динамика возникновения профессиональных кризисов, %

В результате исследования, по данным анкетирования, установлены основные кризисогенные факторы педагогической деятельности и факторы успешного преодоления профессиональных кризисов (табл. 2). При обработке результатов анкетирования использованы средние баллы (максимальный балл равен 7).

Таблица 2

Кризисогенные факторы педагогической деятельности и факторы успешного преодоления профессиональных кризисов

Кризисогенные факторы

Ранг

Средний балл

Факторы преодоления кризисов

Ранг

Средний балл

B – фактор отрицательного влияния условий и обстоятельств

1

3,09

G – фактор перспективного целеполагания

1

6,12

C – фактор отсутствия смысложизненных ориентаций

2

2,18

H – фактор открытости внешней среде

2

5,89

A – фактор отсутствия перспективного саморазвития

3

1,76

E – фактор новизны и готовности к инновациям

3

5,75

D – фактор закрытости от внешней цифровой образовательной среды

4

1,19

F – фактор самоорганизации и самоконтроля деятельности

4

5,38

Таким образом, определены высокие значения факторов успешного преодоления кризисов, что в сочетании с мерами внешней социально-педагогической поддержки способствует комплексному решению исследуемой проблемы.

Корреляционный анализ показателей взаимосвязи между установленными значениями показал, что наиболее связаны фактор самоорганизации и самоконтроля деятельности (F) и фактор перспективного целеполагания (G): коэффициент корреляции составил 0,546903, соответственно tф (5,619) > tst (1,990) при α=0,05, что свидетельствует о достоверности полученных данных. Данные результаты позволяют сделать вывод, что именно самоорганизационные и проектировочные компетенции, обеспечивающие постановку цели и достижение запланированного результата, являются основополагающими в процессе профессионального саморазвития и успешного преодоления кризисных периодов. Такие периоды можно рассматривать как точки роста и выбора перспективных направлений в целях проектирования дальнейшей индивидуальной профессионально развивающей траектории.

Социально-педагогическая поддержка профессионального саморазвития в кризисные периоды – это система деятельности, направленная на комплексное оказание актуальной и превентивной помощи педагогу в раскрытии собственного потенциала, преодолении имеющихся профессиональных и социально-психологических проблем в изменяющихся условиях цифровой образовательной среды.

Практико-ориентированная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога в цифровой образовательной среде как основа практической реализации субъектно-интегративного регулятива состоит из совокупности следующих взаимосвязанных компонентов:

– организационно-целевого компонента – включает цель, задачи, принципы и условия социально-педагогической поддержки, основные кризисогенные факторы педагогической деятельности и факторы успешного преодоления профессиональных кризисов;

– содержательно-технологического компонента – определяет содержание вариативных профессионально развивающих ресурсов, этапы и формы социально-педагогической поддержки педагога;

– критериально-оценочного компонента – включает критериально-диагностическое обеспечение процесса профессионального саморазвития педагога.

Цель технологии – оказание комплексной социально-педагогической поддержки педагогам в кризисные периоды, которые можно рассматривать как точки дальнейшего профессионального роста. Формы социально-педагогической поддержки отличаются разнообразием и вариативностью, включают сопровождение педагога на всех этапах его саморазвития; создание центров и лабораторий социально-педагогической поддержки; оказание психологической, юридической и социальной помощи; повышение квалификации; проведение вебинаров и онлайн-консультаций; разработку и реализацию бизнес-проектов и др.

Социально-педагогическая поддержка осуществляется последовательно:

– проектировочный этап – определяются планируемые стратегия и тактика социально-педагогической поддержки саморазвития, а также возможные формы поддержки и направления профессионального саморазвития, разрабатываются возможные вероятностные сценарии;

– деятельностно-практический этап – включает реализацию программы профессионального саморазвития педагога с учетом кризисных периодов и особенностей их протекания;

– аналитический этап – изучаются результаты социально-педагогической поддержки саморазвития педагога, анализируются полученные продукты педагогической деятельности, при необходимости осуществляются корректировочные действия, а также формулируются выводы и планируются перспективы саморазвития.

Психолого-педагогическими условиями оказания социально-педагогической поддержки являются:

1) развитие мотивации к профессиональному саморазвитию, проведение тренингов по самоорганизации и самоконтролю деятельности;

2) проведение научно-методических консультаций по основам проектирования индивидуальных профессионально развивающих траекторий;

3) тьюторское сопровождение профессионального саморазвития педагога, координация деятельности по реализации запланированного проекта саморазвития, обеспечение широкой доступности цифровых образовательных ресурсов в целях реализации саморазвития;

4) проведение мониторинга процесса профессионального саморазвития педагога, осуществление сравнительного анализа, обобщение полученных результатов саморазвития и его передовых практик;

5)организация самоконтроля непрерывного процесса профессионального саморазвития педагога.

Разработанная практико-ориентированная ценностно-смысловая технология служит основой для построения на системной основе комплексной социально-педагогической поддержки саморазвивающегося педагога, находящегося в состоянии профессионального кризиса.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования на основе субъектного подхода и определения его субъектно-смыслового и субъектно-интегративного регулятивов обоснован процесс профессионального саморазвития педагога, определена типология профессиональных кризисов, а также установлены основные кризисогенные факторы педагогической деятельности. Практико-ориентированная ценностно-смысловая технология позволяет организовать социально-педагогическую поддержку саморазвивающихся педагогов в целях оказания оперативной и превентивной помощи в раскрытии потенциала, преодолении профессиональных, социальных и психологических проблем в условиях современной цифровой образовательной среды. Полученные результаты могут быть использованы в повышении эффективности профессионального саморазвития педагогов всех уровней образования, в чем заключается практическая значимость проведенного исследования.