Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ КАК УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ

Ушаков А.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет"
Постоянное обновление требований к функционированию образовательных систем и процессы их цифровой трансформации актуализируют социальный запрос общества и государства на саморазвивающихся педагогов. Методологической основой исследования является субъектный подход, обогащенный представлением о субъектно-смысловом и субъектно-интегративном регулятивах. Профессиональное саморазвитие педагога основано, прежде всего, на сформированной субъектной позиции педагога (субъектно-смысловой регулятив). Вместе с этим усиливающееся влияние внешней цифровой образовательной среды сопровождается возникновением профессиональных кризисов в педагогической деятельности. В таких кризисных периодах как точках возможного роста и будущих направлений саморазвития педагоги нуждаются в оказании внешней социально-педагогической поддержки (субъектно-интегративный регулятив). В результате исследования определена типология профессиональных кризисов и установлены основные кризисогенные факторы педагогической деятельности. Условием актуализации внешней социально-педагогической поддержки являются следующие типы профессиональных кризисов: кризисы адаптации, интернальные кризисы, кризисы зрелости и завершения профессионально-педагогической активности. Результаты исследования позволяют организовать социально-педагогическую поддержку саморазвивающихся педагогов, направленную на всестороннее оказание оперативной и превентивной помощи в раскрытии потенциала, преодолении профессиональных, социальных и психологических проблем в условиях современной цифровой образовательной среды. Полученные результаты могут быть использованы в повышении эффективности профессионального саморазвития педагогов всех уровней образования, в чем заключается практическая значимость проведенного исследования.
субъектный подход
субъектно-смысловой и субъектно-интегративный регулятивы
профессиональное саморазвитие педагога
типология профессиональных кризисов
кризисогенные факторы педагогической деятельности
социально-педагогическая поддержка
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 г. № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76083.html (дата обращения 16.03.2023).
2. Уйманова Н.А. Педагогическое саморазвитие – саморазвитие педагога: анализ аналогий в терминологии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. № 2 (234). С. 85-89. DOI: 10.25198/1814-6457-234-85.
3. Ведерникова Л.В., Еланцева С.А., Поворознюк О.А. Развитие субъектной профессионально-личностной позиции педагога в практикоориентированной подготовке // Человек и образование. 2018. № 3 (56). С. 21-28.
4. Вашечкина О.В., Сущенко Л.Н. Модель цифровой образовательной среды как единой среды коммуникации и профессионального роста педагогов // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2021. № 2 (14). С. 22-27.
5. Садовникова Н.О., Сергеева Т.Б. Феноменологический подход в исследовании профессионального кризиса личности педагога // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 9. С. 45-49.
6. Амбалова С.А. Синдром психического выгорания как следствие профессионального кризиса у педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 321-324. DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0079.
7. Рождественская Я.В., Огольцова Е.Г. Социально-педагогическая и психологическая поддержка педагогов среднего профессионального образования с синдромом эмоционального выгорания // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 6 (37). С. 188-189.
8. Капина Е.В. Социально-педагогическая поддержка педагогов с синдромом эмоционального выгорания // Прорывные научные исследования: проблемы, пределы и возможности: материалы международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 03 апреля 2020 г.). Уфа: Агентство международных исследований, 2020. С. 15-17.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/8.

Современные вызовы времени, постоянно обновляющиеся требования к образовательным системам, цифровизация всех сфер общества и образования в частности определяют новые требования к педагогам, готовым к изменениям и способным к профессиональному саморазвитию. Данный социальный запрос общества и государства закреплен на нормативно-правовом уровне в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, где в качестве одного из основных принципов определены непрерывность и преемственность профессионального развития педагогических кадров [1].

Ключевым понятием в этом случае является профессиональное саморазвитие педагога как непрерывный процесс повышения педагогического мастерства, сопровождающийся качественным преобразованием личности, а также максимальной реализацией личностно-профессиональных возможностей. В психолого-педагогической литературе профессиональное саморазвитие педагога синонимично понятию «педагогическое саморазвитие», а также «саморазвитие преподавателя» [2]. Профессиональное саморазвитие педагога основано на его субъектной позиции, включающей синтез сознания, сопереживания и содействия [3]. В качестве единого пространства профессионального саморазвития выступает цифровая образовательная среда, интегративная по своей сущности, что обеспечивает коммуникации и рост педагогов [4].

Динамичное обновление требований к образовательным системам и соответственно педагогам сопряжено с возникновением профессиональных кризисов в педагогической деятельности, взаимосвязанных с процессом саморазвития. Профессиональный кризис сопровождается неустойчивостью собственных мыслей, смысложизненными переживаниями, а также утратой идентичности педагога [5]. Следствием профессионального кризиса может являться синдром психического выгорания, на профилактику которого должна быть направлена системная поддержка саморазвивающихся педагогов [6]. Основными направлениями оказания такой помощи педагогу в процессе его собственного развития являются: оптимизация коммуникативных взаимодействий между субъектами образовательного процесса, постоянное повышение профессиональной мотивации, снижение психического и эмоционального напряжения, развитие эмоционально-волевой сферы [7]. Таким образом, профессиональные кризисы педагогов определяют необходимость оказания внешней всесторонней социально-педагогической поддержки в целях повышения работоспособности и результативности процесса саморазвития, профилактики возникновения психического выгорания [8].

Анализ современных тенденций в образовательной сфере и психолого-педагогической литературы определяет проблему исследования: в чем заключаются методологические и теоретические основы профессионального саморазвития педагога и каким образом эффективно организовать систему социально-педагогической поддержки саморазвивающимся педагогам в кризисные периоды?

Цель исследования: обосновать на теоретико-методологическом уровне процесс профессионального саморазвития педагога, разработать типологию профессиональных кризисов и определить основные кризисогенные факторы, актуализирующие организацию социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов.

Методология, материал и методы исследования. Методологической основой исследования является субъектный подход, ключевая идея которого заключается в представлении о субъекте деятельности как центре организации бытия. С позиций субъектного подхода профессиональное саморазвитие педагога является внутренне детерминированным процессом в соответствии с собственными ценностями и смыслами.

В проведенном исследовании субъектный подход обогащен представлениями о регулятивах как основных векторах профессионального саморазвития педагога:

– субъектно-смысловой регулятив – заключается в саморазвитии на основе ценностно-мотивационных ориентиров сформированной субъектной позиции педагога как внутренней потребности к движению и изменениям;

– субъектно-интегративный регулятив – определяет меру внешней социально-педагогической поддержки саморазвития педагога, находящегося в состоянии профессионального кризиса в условиях современной цифровой интегративной среды.

С целью получения результатов использованы следующие методы научно-педагогического исследования: анализ нормативно-правовых документов в области стратегического развития образования и актуальной психолого-педагогической литературы, анкетирование педагогов для установления основных кризисогенных факторов, ранжирование, корреляционный анализ. Для оценки достоверности полученных данных применялся t-критерий Стьюдента.

В исследовании приняли участие 76 педагогов общеобразовательных учреждений города Краснодара и Краснодарского края.

Результаты исследования и их обсуждение

Условием актуализации внешней социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов являются профессиональные кризисы, типология которых и результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Типология профессиональных кризисов педагогов

Типы профессиональных кризисов

Этапы профессионального развития

Педагогический стаж, лет

Процент педагогов, находящихся в стадии кризиса

1. Кризисы адаптации

Адаптант

1–3

44,1

2. Интернальные кризисы

Интернал

4–10

59,5

3. Кризисы зрелости

Мастер

11–20

50,0

4. Кризисы завершения профессионально-педагогической активности

Наставник

более 20

39,1

Анализ полученных данных анкетирования показывает, что именно на самых трудоспособных стадиях развития профессиональной зрелости («Интернал» и «Мастер») педагоги сталкиваются с проблемой кризисных ситуаций с наибольшей вероятностью (рисунок).

Динамика возникновения профессиональных кризисов, %

В результате исследования, по данным анкетирования, установлены основные кризисогенные факторы педагогической деятельности и факторы успешного преодоления профессиональных кризисов (табл. 2). При обработке результатов анкетирования использованы средние баллы (максимальный балл равен 7).

Таблица 2

Кризисогенные факторы педагогической деятельности и факторы успешного преодоления профессиональных кризисов

Кризисогенные факторы

Ранг

Средний балл

Факторы преодоления кризисов

Ранг

Средний балл

B – фактор отрицательного влияния условий и обстоятельств

1

3,09

G – фактор перспективного целеполагания

1

6,12

C – фактор отсутствия смысложизненных ориентаций

2

2,18

H – фактор открытости внешней среде

2

5,89

A – фактор отсутствия перспективного саморазвития

3

1,76

E – фактор новизны и готовности к инновациям

3

5,75

D – фактор закрытости от внешней цифровой образовательной среды

4

1,19

F – фактор самоорганизации и самоконтроля деятельности

4

5,38

Таким образом, определены высокие значения факторов успешного преодоления кризисов, что в сочетании с мерами внешней социально-педагогической поддержки способствует комплексному решению исследуемой проблемы.

Корреляционный анализ показателей взаимосвязи между установленными значениями показал, что наиболее связаны фактор самоорганизации и самоконтроля деятельности (F) и фактор перспективного целеполагания (G): коэффициент корреляции составил 0,546903, соответственно tф (5,619) > tst (1,990) при α=0,05, что свидетельствует о достоверности полученных данных. Данные результаты позволяют сделать вывод, что именно самоорганизационные и проектировочные компетенции, обеспечивающие постановку цели и достижение запланированного результата, являются основополагающими в процессе профессионального саморазвития и успешного преодоления кризисных периодов. Такие периоды можно рассматривать как точки роста и выбора перспективных направлений в целях проектирования дальнейшей индивидуальной профессионально развивающей траектории.

Социально-педагогическая поддержка профессионального саморазвития в кризисные периоды – это система деятельности, направленная на комплексное оказание актуальной и превентивной помощи педагогу в раскрытии собственного потенциала, преодолении имеющихся профессиональных и социально-психологических проблем в изменяющихся условиях цифровой образовательной среды.

Практико-ориентированная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога в цифровой образовательной среде как основа практической реализации субъектно-интегративного регулятива состоит из совокупности следующих взаимосвязанных компонентов:

– организационно-целевого компонента – включает цель, задачи, принципы и условия социально-педагогической поддержки, основные кризисогенные факторы педагогической деятельности и факторы успешного преодоления профессиональных кризисов;

– содержательно-технологического компонента – определяет содержание вариативных профессионально развивающих ресурсов, этапы и формы социально-педагогической поддержки педагога;

– критериально-оценочного компонента – включает критериально-диагностическое обеспечение процесса профессионального саморазвития педагога.

Цель технологии – оказание комплексной социально-педагогической поддержки педагогам в кризисные периоды, которые можно рассматривать как точки дальнейшего профессионального роста. Формы социально-педагогической поддержки отличаются разнообразием и вариативностью, включают сопровождение педагога на всех этапах его саморазвития; создание центров и лабораторий социально-педагогической поддержки; оказание психологической, юридической и социальной помощи; повышение квалификации; проведение вебинаров и онлайн-консультаций; разработку и реализацию бизнес-проектов и др.

Социально-педагогическая поддержка осуществляется последовательно:

– проектировочный этап – определяются планируемые стратегия и тактика социально-педагогической поддержки саморазвития, а также возможные формы поддержки и направления профессионального саморазвития, разрабатываются возможные вероятностные сценарии;

– деятельностно-практический этап – включает реализацию программы профессионального саморазвития педагога с учетом кризисных периодов и особенностей их протекания;

– аналитический этап – изучаются результаты социально-педагогической поддержки саморазвития педагога, анализируются полученные продукты педагогической деятельности, при необходимости осуществляются корректировочные действия, а также формулируются выводы и планируются перспективы саморазвития.

Психолого-педагогическими условиями оказания социально-педагогической поддержки являются:

1) развитие мотивации к профессиональному саморазвитию, проведение тренингов по самоорганизации и самоконтролю деятельности;

2) проведение научно-методических консультаций по основам проектирования индивидуальных профессионально развивающих траекторий;

3) тьюторское сопровождение профессионального саморазвития педагога, координация деятельности по реализации запланированного проекта саморазвития, обеспечение широкой доступности цифровых образовательных ресурсов в целях реализации саморазвития;

4) проведение мониторинга процесса профессионального саморазвития педагога, осуществление сравнительного анализа, обобщение полученных результатов саморазвития и его передовых практик;

5)организация самоконтроля непрерывного процесса профессионального саморазвития педагога.

Разработанная практико-ориентированная ценностно-смысловая технология служит основой для построения на системной основе комплексной социально-педагогической поддержки саморазвивающегося педагога, находящегося в состоянии профессионального кризиса.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования на основе субъектного подхода и определения его субъектно-смыслового и субъектно-интегративного регулятивов обоснован процесс профессионального саморазвития педагога, определена типология профессиональных кризисов, а также установлены основные кризисогенные факторы педагогической деятельности. Практико-ориентированная ценностно-смысловая технология позволяет организовать социально-педагогическую поддержку саморазвивающихся педагогов в целях оказания оперативной и превентивной помощи в раскрытии потенциала, преодолении профессиональных, социальных и психологических проблем в условиях современной цифровой образовательной среды. Полученные результаты могут быть использованы в повышении эффективности профессионального саморазвития педагогов всех уровней образования, в чем заключается практическая значимость проведенного исследования.


Библиографическая ссылка

Ушаков А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ КАК УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32558 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674