Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/8.
Современные вызовы времени, постоянно обновляющиеся требования к образовательным системам, цифровизация всех сфер общества и образования в частности определяют новые требования к педагогам, готовым к изменениям и способным к профессиональному саморазвитию. Данный социальный запрос общества и государства закреплен на нормативно-правовом уровне в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, где в качестве одного из основных принципов определены непрерывность и преемственность профессионального развития педагогических кадров [1].
Ключевым понятием в этом случае является профессиональное саморазвитие педагога как непрерывный процесс повышения педагогического мастерства, сопровождающийся качественным преобразованием личности, а также максимальной реализацией личностно-профессиональных возможностей. В психолого-педагогической литературе профессиональное саморазвитие педагога синонимично понятию «педагогическое саморазвитие», а также «саморазвитие преподавателя» [2]. Профессиональное саморазвитие педагога основано на его субъектной позиции, включающей синтез сознания, сопереживания и содействия [3]. В качестве единого пространства профессионального саморазвития выступает цифровая образовательная среда, интегративная по своей сущности, что обеспечивает коммуникации и рост педагогов [4].
Динамичное обновление требований к образовательным системам и соответственно педагогам сопряжено с возникновением профессиональных кризисов в педагогической деятельности, взаимосвязанных с процессом саморазвития. Профессиональный кризис сопровождается неустойчивостью собственных мыслей, смысложизненными переживаниями, а также утратой идентичности педагога [5]. Следствием профессионального кризиса может являться синдром психического выгорания, на профилактику которого должна быть направлена системная поддержка саморазвивающихся педагогов [6]. Основными направлениями оказания такой помощи педагогу в процессе его собственного развития являются: оптимизация коммуникативных взаимодействий между субъектами образовательного процесса, постоянное повышение профессиональной мотивации, снижение психического и эмоционального напряжения, развитие эмоционально-волевой сферы [7]. Таким образом, профессиональные кризисы педагогов определяют необходимость оказания внешней всесторонней социально-педагогической поддержки в целях повышения работоспособности и результативности процесса саморазвития, профилактики возникновения психического выгорания [8].
Анализ современных тенденций в образовательной сфере и психолого-педагогической литературы определяет проблему исследования: в чем заключаются методологические и теоретические основы профессионального саморазвития педагога и каким образом эффективно организовать систему социально-педагогической поддержки саморазвивающимся педагогам в кризисные периоды?
Цель исследования: обосновать на теоретико-методологическом уровне процесс профессионального саморазвития педагога, разработать типологию профессиональных кризисов и определить основные кризисогенные факторы, актуализирующие организацию социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов.
Методология, материал и методы исследования. Методологической основой исследования является субъектный подход, ключевая идея которого заключается в представлении о субъекте деятельности как центре организации бытия. С позиций субъектного подхода профессиональное саморазвитие педагога является внутренне детерминированным процессом в соответствии с собственными ценностями и смыслами.
В проведенном исследовании субъектный подход обогащен представлениями о регулятивах как основных векторах профессионального саморазвития педагога:
– субъектно-смысловой регулятив – заключается в саморазвитии на основе ценностно-мотивационных ориентиров сформированной субъектной позиции педагога как внутренней потребности к движению и изменениям;
– субъектно-интегративный регулятив – определяет меру внешней социально-педагогической поддержки саморазвития педагога, находящегося в состоянии профессионального кризиса в условиях современной цифровой интегративной среды.
С целью получения результатов использованы следующие методы научно-педагогического исследования: анализ нормативно-правовых документов в области стратегического развития образования и актуальной психолого-педагогической литературы, анкетирование педагогов для установления основных кризисогенных факторов, ранжирование, корреляционный анализ. Для оценки достоверности полученных данных применялся t-критерий Стьюдента.
В исследовании приняли участие 76 педагогов общеобразовательных учреждений города Краснодара и Краснодарского края.
Результаты исследования и их обсуждение
Условием актуализации внешней социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов являются профессиональные кризисы, типология которых и результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Типология профессиональных кризисов педагогов
Типы профессиональных кризисов |
Этапы профессионального развития |
Педагогический стаж, лет |
Процент педагогов, находящихся в стадии кризиса |
1. Кризисы адаптации |
Адаптант |
1–3 |
44,1 |
2. Интернальные кризисы |
Интернал |
4–10 |
59,5 |
3. Кризисы зрелости |
Мастер |
11–20 |
50,0 |
4. Кризисы завершения профессионально-педагогической активности |
Наставник |
более 20 |
39,1 |
Анализ полученных данных анкетирования показывает, что именно на самых трудоспособных стадиях развития профессиональной зрелости («Интернал» и «Мастер») педагоги сталкиваются с проблемой кризисных ситуаций с наибольшей вероятностью (рисунок).
Динамика возникновения профессиональных кризисов, %
В результате исследования, по данным анкетирования, установлены основные кризисогенные факторы педагогической деятельности и факторы успешного преодоления профессиональных кризисов (табл. 2). При обработке результатов анкетирования использованы средние баллы (максимальный балл равен 7).
Таблица 2
Кризисогенные факторы педагогической деятельности и факторы успешного преодоления профессиональных кризисов
Кризисогенные факторы |
Ранг |
Средний балл |
Факторы преодоления кризисов |
Ранг |
Средний балл |
B – фактор отрицательного влияния условий и обстоятельств |
1 |
3,09 |
G – фактор перспективного целеполагания |
1 |
6,12 |
C – фактор отсутствия смысложизненных ориентаций |
2 |
2,18 |
H – фактор открытости внешней среде |
2 |
5,89 |
A – фактор отсутствия перспективного саморазвития |
3 |
1,76 |
E – фактор новизны и готовности к инновациям |
3 |
5,75 |
D – фактор закрытости от внешней цифровой образовательной среды |
4 |
1,19 |
F – фактор самоорганизации и самоконтроля деятельности |
4 |
5,38 |
Таким образом, определены высокие значения факторов успешного преодоления кризисов, что в сочетании с мерами внешней социально-педагогической поддержки способствует комплексному решению исследуемой проблемы.
Корреляционный анализ показателей взаимосвязи между установленными значениями показал, что наиболее связаны фактор самоорганизации и самоконтроля деятельности (F) и фактор перспективного целеполагания (G): коэффициент корреляции составил 0,546903, соответственно tф (5,619) > tst (1,990) при α=0,05, что свидетельствует о достоверности полученных данных. Данные результаты позволяют сделать вывод, что именно самоорганизационные и проектировочные компетенции, обеспечивающие постановку цели и достижение запланированного результата, являются основополагающими в процессе профессионального саморазвития и успешного преодоления кризисных периодов. Такие периоды можно рассматривать как точки роста и выбора перспективных направлений в целях проектирования дальнейшей индивидуальной профессионально развивающей траектории.
Социально-педагогическая поддержка профессионального саморазвития в кризисные периоды – это система деятельности, направленная на комплексное оказание актуальной и превентивной помощи педагогу в раскрытии собственного потенциала, преодолении имеющихся профессиональных и социально-психологических проблем в изменяющихся условиях цифровой образовательной среды.
Практико-ориентированная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога в цифровой образовательной среде как основа практической реализации субъектно-интегративного регулятива состоит из совокупности следующих взаимосвязанных компонентов:
– организационно-целевого компонента – включает цель, задачи, принципы и условия социально-педагогической поддержки, основные кризисогенные факторы педагогической деятельности и факторы успешного преодоления профессиональных кризисов;
– содержательно-технологического компонента – определяет содержание вариативных профессионально развивающих ресурсов, этапы и формы социально-педагогической поддержки педагога;
– критериально-оценочного компонента – включает критериально-диагностическое обеспечение процесса профессионального саморазвития педагога.
Цель технологии – оказание комплексной социально-педагогической поддержки педагогам в кризисные периоды, которые можно рассматривать как точки дальнейшего профессионального роста. Формы социально-педагогической поддержки отличаются разнообразием и вариативностью, включают сопровождение педагога на всех этапах его саморазвития; создание центров и лабораторий социально-педагогической поддержки; оказание психологической, юридической и социальной помощи; повышение квалификации; проведение вебинаров и онлайн-консультаций; разработку и реализацию бизнес-проектов и др.
Социально-педагогическая поддержка осуществляется последовательно:
– проектировочный этап – определяются планируемые стратегия и тактика социально-педагогической поддержки саморазвития, а также возможные формы поддержки и направления профессионального саморазвития, разрабатываются возможные вероятностные сценарии;
– деятельностно-практический этап – включает реализацию программы профессионального саморазвития педагога с учетом кризисных периодов и особенностей их протекания;
– аналитический этап – изучаются результаты социально-педагогической поддержки саморазвития педагога, анализируются полученные продукты педагогической деятельности, при необходимости осуществляются корректировочные действия, а также формулируются выводы и планируются перспективы саморазвития.
Психолого-педагогическими условиями оказания социально-педагогической поддержки являются:
1) развитие мотивации к профессиональному саморазвитию, проведение тренингов по самоорганизации и самоконтролю деятельности;
2) проведение научно-методических консультаций по основам проектирования индивидуальных профессионально развивающих траекторий;
3) тьюторское сопровождение профессионального саморазвития педагога, координация деятельности по реализации запланированного проекта саморазвития, обеспечение широкой доступности цифровых образовательных ресурсов в целях реализации саморазвития;
4) проведение мониторинга процесса профессионального саморазвития педагога, осуществление сравнительного анализа, обобщение полученных результатов саморазвития и его передовых практик;
5)организация самоконтроля непрерывного процесса профессионального саморазвития педагога.
Разработанная практико-ориентированная ценностно-смысловая технология служит основой для построения на системной основе комплексной социально-педагогической поддержки саморазвивающегося педагога, находящегося в состоянии профессионального кризиса.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования на основе субъектного подхода и определения его субъектно-смыслового и субъектно-интегративного регулятивов обоснован процесс профессионального саморазвития педагога, определена типология профессиональных кризисов, а также установлены основные кризисогенные факторы педагогической деятельности. Практико-ориентированная ценностно-смысловая технология позволяет организовать социально-педагогическую поддержку саморазвивающихся педагогов в целях оказания оперативной и превентивной помощи в раскрытии потенциала, преодолении профессиональных, социальных и психологических проблем в условиях современной цифровой образовательной среды. Полученные результаты могут быть использованы в повышении эффективности профессионального саморазвития педагогов всех уровней образования, в чем заключается практическая значимость проведенного исследования.
Библиографическая ссылка
Ушаков А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ КАК УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32558 (дата обращения: 13.10.2024).