Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF CIVIC VALUES AS THE BASIC BASIS OF CIVIC IDENTITY IN THE CONDITIONS OF MIGRATION PROCESSES IN THE SOUTH OF RUSSIA

Panichkina M.V. 1 Podbereznyy V.V. 1 Zarubina R.V. 1
1 Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of the Rostov State University of Economics (RINH)
The article examines the issues of formation by educational organizations of the South of Russia of the civil identity of students in the conditions of aggravation of migration processes that carry risks of social tension and destabilization of the situation in the region. Civic identity in the article is understood as a sense of belonging to the state and the community of citizens, which is formed on the basis of their acceptance of civic values. In the course of the study, a model of the process of forming civic values of students - children of internally displaced persons, including such structural components as targeted, technological, meaningful and effective, was developed and implemented in educational organizations of the Neklinovsky district of the Rostov region. The analysis of the experimental work carried out during the study confirmed the relevance of the problem of the entry of children of internally displaced persons who become citizens of Russia into new social, cultural, pedagogical and other conditions, revealed the need for the organization of axiological-oriented activities of educational institutions and allowed to determine the pedagogical conditions of its effectiveness. During the organization and conduct of the pedagogical experiment, the Program "Compatriot" was developed and tested, during the implementation of which a transition was made from the internalization of the civic values of students, including children of internally displaced persons, to the activity exteriorization.
education system
pedagogical conditions
civic identity
civic values
children of internally displaced persons
axiological potential of an educational organization

Актуальность темы обоснована необходимостью поиска консолидирующих основ многонационального российского общества через осознание, принятие, закрепление и реализацию в деятельности и поведении гражданских ценностей, основная нагрузка по формированию и развитию которых ложится на систему образования.

Образовательные организации являются тем ключевым институтом, который способен выполнить задачу формирования гражданского самосознания подрастающего поколения, укреплять чувство принадлежности к государству и сообществу граждан [1]. В связи с тем, что процессы развития личности обучаемого и формирования его аксиосферы сопряжены друг с другом, уместно говорить об аксиологическом потенциале системы образования, под которым понимается совокупность возможностей образовательной среды осуществлять педагогический процесс, направленный на становление у подрастающего поколения системы нравственных норм, потребностей, убеждений, ориентаций [2].

В условиях обострения миграционных процессов вопросы становления аксиосферы молодежи особенно актуализировались в полиэтничных регионах России, к которым относится и Ростовская область ЮФО. Следует отметить, что Ростовская область, как и другие регионы ЮФО, исторически складывалась как территория контактов различных цивилизаций, конфессий и культур, что проявилось в такой характерной особенности регионального общества, как толерантность к другим обычаям, идеологиям, образу жизни, поведению, и сделало регион благоприятным для миграции и расселения беженцев. В образовательных организациях региона всегда обучались дети различных национальностей и конфессий, но в последнее время учреждения системы образования региона пополнились детьми из семей вынужденных переселенцев, многие из которых еще не приняли новую реальность, не согласующуюся с их ценностями и традициями, что вызывает повышение уровня социальной напряженности и несет риски дестабилизации ситуации в регионе.

В связи с тем, что процессы развития и социализации ребенка зависят от определенной среды, которая влияет на формирование его аксиологических основ [3], образовательным организациям, активно участвующим в формировании нравственных ценностей, в том числе гражданских, необходимо использовать весь свой потенциал и гибкость для адаптации и социализации новых учащихся через осознание равенства всех граждан независимо от их языка и культуры, через принятие гражданской ответственности перед обществом.

Анализ психолого-педагогических и социологических исследований о роли системы образования в формировании ценностных ориентаций молодежи позволяет сделать вывод, что в работах многих авторов система образования понимается как «инструмент идеологического конструирования, утверждения и транслирования ценностей общества» [4, 5, 6]. Однако, несмотря на множество работ, касающихся роли системы образования в формировании аксиосферы подрастающего поколения, к сожалению, проведенный анализ источников демонстрирует ограниченность научных данных по вопросу включенности образовательных организаций в работу по формированию гражданской идентичности на основе принятия гражданских ценностей детьми вынужденных переселенцев, с учетом часто уже сформированной национальной и культурной общности, принадлежности к определенному сообществу граждан.

Цель исследования: выявить педагогические условия обеспечения эффективности процесса формирования гражданских ценностей как базовой основы гражданской идентичности обучаемых – детей вынужденных переселенцев.

Материалы и методы исследования: анализ педагогической литературы, теоретическое моделирование, системный, аксиологический и деятельностный подходы; опытно-экспериментальное исследование, методы математической статистики, в том числе использование статистического непараметрического критерия Манна–Уитни, анкетирования, методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова и др.

Апробация разработанной модели была осуществлена с согласия родителей или законных представителей детей в процессе опытно-экспериментальной работы, проведенной с марта 2022 года по март 2023 года на выборке учащихся 9-х классов некоторых школ Неклиновского района Ростовской области, в которых процент обучающихся – детей вынужденных переселенцев составляет более 50%. Были определены экспериментальная и контрольная группы.

Результаты исследования и их обсуждение. Гражданские ценности представляют собой «совокупность субъективных личностных оценок, отражающих отношение к государству, обществу, человеку, и выступают регуляторами поведения» [5]. Педагогический процесс формирования гражданских ценностей обучающихся – детей вынужденных переселенцев образовательной средой можно представить в виде модели, основные структурные компоненты которой представлены на рисунке 1.

Так, основными элементами предлагаемой модели являются:

- целевой, включающий цели и задачи;

- технологический, отражающий этапы, компоненты, уровни, процесса формирования гражданских ценностей;

- содержательный, включающий блоки: учебный, представленный совокупностью учебных дисциплин; социально-педагогический, ориентированный на формирование во внеклассной работе духовно-нравственных качеств, норм и ценностей общества; практический, содержащий виды учебно-познавательной, творческой, общественно-полезной и иной деятельности, а также потенциал современных педагогических технологий, методов, средств и форм работы с детьми;

- результативный, отражающий планируемые итоги работы по закреплению и реализации эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности и поведении обучающихся – детей вынужденных переселенцев.

Рис. 1. Модель процесса формирования гражданских ценностей обучающихся – детей вынужденных переселенцев

Исследование трудов H.A. Асташовой [7], A.B. Кирьяковой [8], Г.А. Мелекесова и иных [9] позволило выявить, что процесс формирования аксиосферы личности, в том числе такой ее структурной составляющей, как гражданские ценности, отражает поэтапное тановление самого субъекта воспитания и включает несколько фаз: предъявление ценностей, осознание ценностей, принятие ценностей, их закрепление и реализация в деятельности и поведении. С целью реализации Модели предлагается в указанных фазах становления аксиосферы детей вынужденных переселенцев делать упор на такие содержательные компоненты процесса формирования гражданских ценностей, как: 1) когнитивно-информационный, позволяющий на начальном этапе формирования аксиосферы личности, в фазе предъявления ценностей овладеть доступными возрасту суждениями об общественном устройстве, истории страны, общности исторического пути развития государств и народов; пропатриотически ориентированными знаниями и представлениями, принятыми в стране этическими нормами и др.; 2) эмоционально-ценностный, позволяющий в фазах осознания и принятия ценностей добиваться положительного отношения личности к усвоенным знаниям, приобщать к национальным, общероссийским и общечеловеческим ценностям; развивать привязанность к месту проживания, чувство благодарности и уважения к стране и ее народу; 3) деятельностно-мотивационный, позволяющий в фазах закрепления и реализации эмоционально прочувствованных и осознанных знаний предпринимать необходимые действия, направленные на участие в созидательной деятельности на благо приютившего людей государства и по защите его интересов, выделять патриотические и гражданские приоритеты. Каждый компонент имеет уровни сформированности: высокий, средний, низкий.

Единством указанных компонентов обеспечиваются целостность и системность процесса формирования гражданских ценностей обучаемых, которые являются важными педагогическими условиями его реализации. Кроме того, эффективность указанного процесса обеспечивается единством блоков: 1) учебного, представленного содержанием учебных дисциплин, осуществляющих формирование различных компонентов гражданских ценностей в процессе занятий, их насыщение ценностно-смысловым содержанием, активизирующим внимание обучающихся на гражданско-патриотической проблематике; 2) социально-педагогического, представленного различными формами внеклассной работы, способствующего формированию и развитию нравственных качеств личности, принятию норм и ценностей общества; 3) практического, содержащего виды творческой, проектной, научно-исследовательской и общественно-полезной деятельности гражданско-патриотического характера.

Применение современных технологий, методов, средств и форм педагогической деятельности по формированию гражданских ценностей способствует получению результатов в виде адаптации и социализации новых учащихся через осознание равенства всех граждан независимо от их языка и культуры, через принятие гражданской ответственности перед обществом; уважительного отношения к гражданским, этическим и моральным нормам, традициям и культуре приютившей страны и др.

Представленная модель обеспечивает процесс формирования индивидуальной системы гражданских ценностей и ее переход в деятельностную форму, т.е. от интериоризации к экстериоризации. Разработанная модель служит теоретическим основанием для выбора технологий процесса формирования гражданских ценностей детей вынужденных переселенцев как важнейшего этапа формирования гражданской идентичности.

На констатирующем этапе с целью определения предпосылок для интериоризации системы российских гражданских ценностей детьми вынужденных переселенцев проведена диагностика испытуемых с применением анкетирования, методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, методики диагностики уровня развития рефлексивности А.В.Карпова и др. Изучение испытуемых с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни показало, что различия стартовых значений по содержательным компонентам процесса формирования гражданских ценностей в исследуемых группах (контрольной и экспериментальной) не являются значимыми. Уровень сформированности гражданских ценностей у испытуемых экспериментальной и контрольной групп по всем вышеназванным критериям имеет низкие значения, что подтверждает актуальность поставленной проблемы вхождения детей мигрантов, становящихся гражданами России, в новые условия и является предпосылкой организации аксиолого-ориентированной деятельности образовательной организации.

В связи с тем, что возможности формирования гражданских ценностей не лимитированы содержанием отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, в ходе организации формирующего этапа эксперимента для экспериментальной группы была применена технология процесса формирования гражданских ценностей обучающихся – детей вынужденных переселенцев. Теоретической основой реализованной нами технологии являлась разработанная Программа «Соотечественник». Программа предусматривает такие направления, как учебная деятельность и внеклассная работа, и включает такие формы ее реализации, как мероприятия по усилению противодействия искажениям истории России, по повышению информированности детей вынужденных переселенцев в области культуры, традиций России; по развитию эмоционально-нравственной отзывчивости на происходящие события; мероприятия, формирующие готовность к полноценной самореализации обучающегося в качестве гражданина России, и др.

Повторная диагностика уровней сформированности гражданских ценностей, проведенная по завершении формирующего этапа эксперимента, выявила существенное изменение уровней всех компонентов процесса формирования гражданских ценностей детей вынужденных переселенцев в экспериментальной группе (рис. 2) и практическое отсутствие изменений в контрольной (рис. 3), что подтверждено с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни.

Рис. 2. График изменения общего уровня сформированности гражданских ценностей в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Рис. 3. График изменения общего уровня сформированности гражданских ценностей в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Таким образом, работа, проведенная по Программе «Соотечественник», положительно повлияла на развитие гражданских ценностей в экспериментальной группе, что наглядно демонстрирует График изменения общего уровня сформированности гражданских ценностей в экспериментальной группе (слева) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по сравнению с контрольной группой (справа) (рис. 2).

Заключение

Апробация разработанной модели формирования гражданских ценностей позволила сформулировать педагогические условия ее результативности: целостность и системность процесса; насыщенность содержания учебной и внеклассной деятельности ценностно-смысловой сущностью, активизирующей внимание обучающихся на гражданско-патриотической проблематике; разработка и реализация технологий процесса формирования гражданских ценностей с учетом их поэтапного становления (предъявление ценностей, их осознание, принятие ценностной ориентации и закрепление гражданских ценностей в аксиосфере обучаемых) на основе Программы «Соотечественник». Анализ полученных результатов исследования позволил утверждать, что в процессе опытно-экспериментальной работы осуществлен переход от интериоризации гражданских ценностей обучаемых – детей вынужденных переселенцев к деятельностной экстериоризации, подразумевающей их личную включенность в жизнь российского общества.