Актуальность темы обоснована необходимостью поиска консолидирующих основ многонационального российского общества через осознание, принятие, закрепление и реализацию в деятельности и поведении гражданских ценностей, основная нагрузка по формированию и развитию которых ложится на систему образования.
Образовательные организации являются тем ключевым институтом, который способен выполнить задачу формирования гражданского самосознания подрастающего поколения, укреплять чувство принадлежности к государству и сообществу граждан [1]. В связи с тем, что процессы развития личности обучаемого и формирования его аксиосферы сопряжены друг с другом, уместно говорить об аксиологическом потенциале системы образования, под которым понимается совокупность возможностей образовательной среды осуществлять педагогический процесс, направленный на становление у подрастающего поколения системы нравственных норм, потребностей, убеждений, ориентаций [2].
В условиях обострения миграционных процессов вопросы становления аксиосферы молодежи особенно актуализировались в полиэтничных регионах России, к которым относится и Ростовская область ЮФО. Следует отметить, что Ростовская область, как и другие регионы ЮФО, исторически складывалась как территория контактов различных цивилизаций, конфессий и культур, что проявилось в такой характерной особенности регионального общества, как толерантность к другим обычаям, идеологиям, образу жизни, поведению, и сделало регион благоприятным для миграции и расселения беженцев. В образовательных организациях региона всегда обучались дети различных национальностей и конфессий, но в последнее время учреждения системы образования региона пополнились детьми из семей вынужденных переселенцев, многие из которых еще не приняли новую реальность, не согласующуюся с их ценностями и традициями, что вызывает повышение уровня социальной напряженности и несет риски дестабилизации ситуации в регионе.
В связи с тем, что процессы развития и социализации ребенка зависят от определенной среды, которая влияет на формирование его аксиологических основ [3], образовательным организациям, активно участвующим в формировании нравственных ценностей, в том числе гражданских, необходимо использовать весь свой потенциал и гибкость для адаптации и социализации новых учащихся через осознание равенства всех граждан независимо от их языка и культуры, через принятие гражданской ответственности перед обществом.
Анализ психолого-педагогических и социологических исследований о роли системы образования в формировании ценностных ориентаций молодежи позволяет сделать вывод, что в работах многих авторов система образования понимается как «инструмент идеологического конструирования, утверждения и транслирования ценностей общества» [4, 5, 6]. Однако, несмотря на множество работ, касающихся роли системы образования в формировании аксиосферы подрастающего поколения, к сожалению, проведенный анализ источников демонстрирует ограниченность научных данных по вопросу включенности образовательных организаций в работу по формированию гражданской идентичности на основе принятия гражданских ценностей детьми вынужденных переселенцев, с учетом часто уже сформированной национальной и культурной общности, принадлежности к определенному сообществу граждан.
Цель исследования: выявить педагогические условия обеспечения эффективности процесса формирования гражданских ценностей как базовой основы гражданской идентичности обучаемых – детей вынужденных переселенцев.
Материалы и методы исследования: анализ педагогической литературы, теоретическое моделирование, системный, аксиологический и деятельностный подходы; опытно-экспериментальное исследование, методы математической статистики, в том числе использование статистического непараметрического критерия Манна–Уитни, анкетирования, методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова и др.
Апробация разработанной модели была осуществлена с согласия родителей или законных представителей детей в процессе опытно-экспериментальной работы, проведенной с марта 2022 года по март 2023 года на выборке учащихся 9-х классов некоторых школ Неклиновского района Ростовской области, в которых процент обучающихся – детей вынужденных переселенцев составляет более 50%. Были определены экспериментальная и контрольная группы.
Результаты исследования и их обсуждение. Гражданские ценности представляют собой «совокупность субъективных личностных оценок, отражающих отношение к государству, обществу, человеку, и выступают регуляторами поведения» [5]. Педагогический процесс формирования гражданских ценностей обучающихся – детей вынужденных переселенцев образовательной средой можно представить в виде модели, основные структурные компоненты которой представлены на рисунке 1.
Так, основными элементами предлагаемой модели являются:
- целевой, включающий цели и задачи;
- технологический, отражающий этапы, компоненты, уровни, процесса формирования гражданских ценностей;
- содержательный, включающий блоки: учебный, представленный совокупностью учебных дисциплин; социально-педагогический, ориентированный на формирование во внеклассной работе духовно-нравственных качеств, норм и ценностей общества; практический, содержащий виды учебно-познавательной, творческой, общественно-полезной и иной деятельности, а также потенциал современных педагогических технологий, методов, средств и форм работы с детьми;
- результативный, отражающий планируемые итоги работы по закреплению и реализации эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности и поведении обучающихся – детей вынужденных переселенцев.
Рис. 1. Модель процесса формирования гражданских ценностей обучающихся – детей вынужденных переселенцев
Исследование трудов H.A. Асташовой [7], A.B. Кирьяковой [8], Г.А. Мелекесова и иных [9] позволило выявить, что процесс формирования аксиосферы личности, в том числе такой ее структурной составляющей, как гражданские ценности, отражает поэтапное тановление самого субъекта воспитания и включает несколько фаз: предъявление ценностей, осознание ценностей, принятие ценностей, их закрепление и реализация в деятельности и поведении. С целью реализации Модели предлагается в указанных фазах становления аксиосферы детей вынужденных переселенцев делать упор на такие содержательные компоненты процесса формирования гражданских ценностей, как: 1) когнитивно-информационный, позволяющий на начальном этапе формирования аксиосферы личности, в фазе предъявления ценностей овладеть доступными возрасту суждениями об общественном устройстве, истории страны, общности исторического пути развития государств и народов; пропатриотически ориентированными знаниями и представлениями, принятыми в стране этическими нормами и др.; 2) эмоционально-ценностный, позволяющий в фазах осознания и принятия ценностей добиваться положительного отношения личности к усвоенным знаниям, приобщать к национальным, общероссийским и общечеловеческим ценностям; развивать привязанность к месту проживания, чувство благодарности и уважения к стране и ее народу; 3) деятельностно-мотивационный, позволяющий в фазах закрепления и реализации эмоционально прочувствованных и осознанных знаний предпринимать необходимые действия, направленные на участие в созидательной деятельности на благо приютившего людей государства и по защите его интересов, выделять патриотические и гражданские приоритеты. Каждый компонент имеет уровни сформированности: высокий, средний, низкий.
Единством указанных компонентов обеспечиваются целостность и системность процесса формирования гражданских ценностей обучаемых, которые являются важными педагогическими условиями его реализации. Кроме того, эффективность указанного процесса обеспечивается единством блоков: 1) учебного, представленного содержанием учебных дисциплин, осуществляющих формирование различных компонентов гражданских ценностей в процессе занятий, их насыщение ценностно-смысловым содержанием, активизирующим внимание обучающихся на гражданско-патриотической проблематике; 2) социально-педагогического, представленного различными формами внеклассной работы, способствующего формированию и развитию нравственных качеств личности, принятию норм и ценностей общества; 3) практического, содержащего виды творческой, проектной, научно-исследовательской и общественно-полезной деятельности гражданско-патриотического характера.
Применение современных технологий, методов, средств и форм педагогической деятельности по формированию гражданских ценностей способствует получению результатов в виде адаптации и социализации новых учащихся через осознание равенства всех граждан независимо от их языка и культуры, через принятие гражданской ответственности перед обществом; уважительного отношения к гражданским, этическим и моральным нормам, традициям и культуре приютившей страны и др.
Представленная модель обеспечивает процесс формирования индивидуальной системы гражданских ценностей и ее переход в деятельностную форму, т.е. от интериоризации к экстериоризации. Разработанная модель служит теоретическим основанием для выбора технологий процесса формирования гражданских ценностей детей вынужденных переселенцев как важнейшего этапа формирования гражданской идентичности.
На констатирующем этапе с целью определения предпосылок для интериоризации системы российских гражданских ценностей детьми вынужденных переселенцев проведена диагностика испытуемых с применением анкетирования, методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, методики диагностики уровня развития рефлексивности А.В.Карпова и др. Изучение испытуемых с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни показало, что различия стартовых значений по содержательным компонентам процесса формирования гражданских ценностей в исследуемых группах (контрольной и экспериментальной) не являются значимыми. Уровень сформированности гражданских ценностей у испытуемых экспериментальной и контрольной групп по всем вышеназванным критериям имеет низкие значения, что подтверждает актуальность поставленной проблемы вхождения детей мигрантов, становящихся гражданами России, в новые условия и является предпосылкой организации аксиолого-ориентированной деятельности образовательной организации.
В связи с тем, что возможности формирования гражданских ценностей не лимитированы содержанием отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, в ходе организации формирующего этапа эксперимента для экспериментальной группы была применена технология процесса формирования гражданских ценностей обучающихся – детей вынужденных переселенцев. Теоретической основой реализованной нами технологии являлась разработанная Программа «Соотечественник». Программа предусматривает такие направления, как учебная деятельность и внеклассная работа, и включает такие формы ее реализации, как мероприятия по усилению противодействия искажениям истории России, по повышению информированности детей вынужденных переселенцев в области культуры, традиций России; по развитию эмоционально-нравственной отзывчивости на происходящие события; мероприятия, формирующие готовность к полноценной самореализации обучающегося в качестве гражданина России, и др.
Повторная диагностика уровней сформированности гражданских ценностей, проведенная по завершении формирующего этапа эксперимента, выявила существенное изменение уровней всех компонентов процесса формирования гражданских ценностей детей вынужденных переселенцев в экспериментальной группе (рис. 2) и практическое отсутствие изменений в контрольной (рис. 3), что подтверждено с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни.
Рис. 2. График изменения общего уровня сформированности гражданских ценностей в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Рис. 3. График изменения общего уровня сформированности гражданских ценностей в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Таким образом, работа, проведенная по Программе «Соотечественник», положительно повлияла на развитие гражданских ценностей в экспериментальной группе, что наглядно демонстрирует График изменения общего уровня сформированности гражданских ценностей в экспериментальной группе (слева) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по сравнению с контрольной группой (справа) (рис. 2).
Заключение
Апробация разработанной модели формирования гражданских ценностей позволила сформулировать педагогические условия ее результативности: целостность и системность процесса; насыщенность содержания учебной и внеклассной деятельности ценностно-смысловой сущностью, активизирующей внимание обучающихся на гражданско-патриотической проблематике; разработка и реализация технологий процесса формирования гражданских ценностей с учетом их поэтапного становления (предъявление ценностей, их осознание, принятие ценностной ориентации и закрепление гражданских ценностей в аксиосфере обучаемых) на основе Программы «Соотечественник». Анализ полученных результатов исследования позволил утверждать, что в процессе опытно-экспериментальной работы осуществлен переход от интериоризации гражданских ценностей обучаемых – детей вынужденных переселенцев к деятельностной экстериоризации, подразумевающей их личную включенность в жизнь российского общества.
Библиографическая ссылка
Паничкина М.В., Подберезный В.В., Зарубина Р.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КАК БАЗОВОЙ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЮГА РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32489 (дата обращения: 13.10.2024).