Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КАК БАЗОВОЙ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЮГА РОССИИ

Паничкина М.В. 1 Подберезный В.В. 1 Зарубина Р.В. 1
1 Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)"
В статье исследуются вопросы формирования образовательными организациями Юга России гражданской идентичности обучаемых в условиях обострения миграционных процессов, несущих риски социальной напряженности и дестабилизации ситуации в регионе. Под гражданской идентичностью в статье понимается чувство принадлежности к государству и сообществу граждан, которое формируется на основе принятия гражданских ценностей. В ходе исследования разработана и реализована в образовательных организациях Неклиновского района Ростовской области Модель процесса формирования гражданских ценностей обучающихся – детей вынужденных переселенцев, включающая такие структурные компоненты, как целевой, технологический, содержательный и результативный. Анализ, проведенный в ходе исследования, подтвердил актуальность поставленной проблемы вхождения детей вынужденных переселенцев, становящихся гражданами России, в новые социальные, культурные, педагогические и другие условия, выявил необходимость организации аксиолого-ориентированной деятельности образовательных учреждений и позволил определить педагогические условия ее результативности. В ходе организации и проведения педагогического эксперимента была разработана и апробирована Программа «Соотечественник», при реализации которой был осуществлен переход от интериоризации гражданских ценностей обучающихся, в том числе детей вынужденных переселенцев, к деятельностной экстериоризации.
система образования
педагогические условия
гражданская идентичность
гражданские ценности
дети вынужденных переселенцев
аксиологический потенциал образовательной организации
1. Эндрюшко А.А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 1. С. 95-110. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7875.
2. Подберезный В.В., Паничкина М.В., Зарубина Р.В. Непрерывность актуализации знаний как фактор устойчивости образовательных экосистем // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31499 (дата обращения: 25.01.2023). DOI: 10.17513/spno.31499.
3. Боровская М.А., Масыч М.А., Паничкина М.В. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9(5). С. 15–35. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.5.1.
4. Асеев С.Ю., Казанцев Д.А. Ценностные основы идентичности школьников регионов юго-западной Сибири // Среднерусский вестник общественных наук. 2020. Т. 15, № 1. C. 87-98. DOI: 10.22394/2071-2367-2020-15-1-87-98.
5. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. 485 с.
6. Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5 (385). С. 44-53.
7. Асташова H.A. Гражданско-правовое образование: ценности и приоритеты: монография. Брянск: БИПКРО Курсив, 2006. 100 с.
8. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург: «Южный Урал», 1996. 188 с.
9. Мелекесов Г.А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя: автореф. дис. … докт. пед. наук. Оренбург, 2003. 36 с.

Актуальность темы обоснована необходимостью поиска консолидирующих основ многонационального российского общества через осознание, принятие, закрепление и реализацию в деятельности и поведении гражданских ценностей, основная нагрузка по формированию и развитию которых ложится на систему образования.

Образовательные организации являются тем ключевым институтом, который способен выполнить задачу формирования гражданского самосознания подрастающего поколения, укреплять чувство принадлежности к государству и сообществу граждан [1]. В связи с тем, что процессы развития личности обучаемого и формирования его аксиосферы сопряжены друг с другом, уместно говорить об аксиологическом потенциале системы образования, под которым понимается совокупность возможностей образовательной среды осуществлять педагогический процесс, направленный на становление у подрастающего поколения системы нравственных норм, потребностей, убеждений, ориентаций [2].

В условиях обострения миграционных процессов вопросы становления аксиосферы молодежи особенно актуализировались в полиэтничных регионах России, к которым относится и Ростовская область ЮФО. Следует отметить, что Ростовская область, как и другие регионы ЮФО, исторически складывалась как территория контактов различных цивилизаций, конфессий и культур, что проявилось в такой характерной особенности регионального общества, как толерантность к другим обычаям, идеологиям, образу жизни, поведению, и сделало регион благоприятным для миграции и расселения беженцев. В образовательных организациях региона всегда обучались дети различных национальностей и конфессий, но в последнее время учреждения системы образования региона пополнились детьми из семей вынужденных переселенцев, многие из которых еще не приняли новую реальность, не согласующуюся с их ценностями и традициями, что вызывает повышение уровня социальной напряженности и несет риски дестабилизации ситуации в регионе.

В связи с тем, что процессы развития и социализации ребенка зависят от определенной среды, которая влияет на формирование его аксиологических основ [3], образовательным организациям, активно участвующим в формировании нравственных ценностей, в том числе гражданских, необходимо использовать весь свой потенциал и гибкость для адаптации и социализации новых учащихся через осознание равенства всех граждан независимо от их языка и культуры, через принятие гражданской ответственности перед обществом.

Анализ психолого-педагогических и социологических исследований о роли системы образования в формировании ценностных ориентаций молодежи позволяет сделать вывод, что в работах многих авторов система образования понимается как «инструмент идеологического конструирования, утверждения и транслирования ценностей общества» [4, 5, 6]. Однако, несмотря на множество работ, касающихся роли системы образования в формировании аксиосферы подрастающего поколения, к сожалению, проведенный анализ источников демонстрирует ограниченность научных данных по вопросу включенности образовательных организаций в работу по формированию гражданской идентичности на основе принятия гражданских ценностей детьми вынужденных переселенцев, с учетом часто уже сформированной национальной и культурной общности, принадлежности к определенному сообществу граждан.

Цель исследования: выявить педагогические условия обеспечения эффективности процесса формирования гражданских ценностей как базовой основы гражданской идентичности обучаемых – детей вынужденных переселенцев.

Материалы и методы исследования: анализ педагогической литературы, теоретическое моделирование, системный, аксиологический и деятельностный подходы; опытно-экспериментальное исследование, методы математической статистики, в том числе использование статистического непараметрического критерия Манна–Уитни, анкетирования, методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова и др.

Апробация разработанной модели была осуществлена с согласия родителей или законных представителей детей в процессе опытно-экспериментальной работы, проведенной с марта 2022 года по март 2023 года на выборке учащихся 9-х классов некоторых школ Неклиновского района Ростовской области, в которых процент обучающихся – детей вынужденных переселенцев составляет более 50%. Были определены экспериментальная и контрольная группы.

Результаты исследования и их обсуждение. Гражданские ценности представляют собой «совокупность субъективных личностных оценок, отражающих отношение к государству, обществу, человеку, и выступают регуляторами поведения» [5]. Педагогический процесс формирования гражданских ценностей обучающихся – детей вынужденных переселенцев образовательной средой можно представить в виде модели, основные структурные компоненты которой представлены на рисунке 1.

Так, основными элементами предлагаемой модели являются:

- целевой, включающий цели и задачи;

- технологический, отражающий этапы, компоненты, уровни, процесса формирования гражданских ценностей;

- содержательный, включающий блоки: учебный, представленный совокупностью учебных дисциплин; социально-педагогический, ориентированный на формирование во внеклассной работе духовно-нравственных качеств, норм и ценностей общества; практический, содержащий виды учебно-познавательной, творческой, общественно-полезной и иной деятельности, а также потенциал современных педагогических технологий, методов, средств и форм работы с детьми;

- результативный, отражающий планируемые итоги работы по закреплению и реализации эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности и поведении обучающихся – детей вынужденных переселенцев.

Рис. 1. Модель процесса формирования гражданских ценностей обучающихся – детей вынужденных переселенцев

Исследование трудов H.A. Асташовой [7], A.B. Кирьяковой [8], Г.А. Мелекесова и иных [9] позволило выявить, что процесс формирования аксиосферы личности, в том числе такой ее структурной составляющей, как гражданские ценности, отражает поэтапное тановление самого субъекта воспитания и включает несколько фаз: предъявление ценностей, осознание ценностей, принятие ценностей, их закрепление и реализация в деятельности и поведении. С целью реализации Модели предлагается в указанных фазах становления аксиосферы детей вынужденных переселенцев делать упор на такие содержательные компоненты процесса формирования гражданских ценностей, как: 1) когнитивно-информационный, позволяющий на начальном этапе формирования аксиосферы личности, в фазе предъявления ценностей овладеть доступными возрасту суждениями об общественном устройстве, истории страны, общности исторического пути развития государств и народов; пропатриотически ориентированными знаниями и представлениями, принятыми в стране этическими нормами и др.; 2) эмоционально-ценностный, позволяющий в фазах осознания и принятия ценностей добиваться положительного отношения личности к усвоенным знаниям, приобщать к национальным, общероссийским и общечеловеческим ценностям; развивать привязанность к месту проживания, чувство благодарности и уважения к стране и ее народу; 3) деятельностно-мотивационный, позволяющий в фазах закрепления и реализации эмоционально прочувствованных и осознанных знаний предпринимать необходимые действия, направленные на участие в созидательной деятельности на благо приютившего людей государства и по защите его интересов, выделять патриотические и гражданские приоритеты. Каждый компонент имеет уровни сформированности: высокий, средний, низкий.

Единством указанных компонентов обеспечиваются целостность и системность процесса формирования гражданских ценностей обучаемых, которые являются важными педагогическими условиями его реализации. Кроме того, эффективность указанного процесса обеспечивается единством блоков: 1) учебного, представленного содержанием учебных дисциплин, осуществляющих формирование различных компонентов гражданских ценностей в процессе занятий, их насыщение ценностно-смысловым содержанием, активизирующим внимание обучающихся на гражданско-патриотической проблематике; 2) социально-педагогического, представленного различными формами внеклассной работы, способствующего формированию и развитию нравственных качеств личности, принятию норм и ценностей общества; 3) практического, содержащего виды творческой, проектной, научно-исследовательской и общественно-полезной деятельности гражданско-патриотического характера.

Применение современных технологий, методов, средств и форм педагогической деятельности по формированию гражданских ценностей способствует получению результатов в виде адаптации и социализации новых учащихся через осознание равенства всех граждан независимо от их языка и культуры, через принятие гражданской ответственности перед обществом; уважительного отношения к гражданским, этическим и моральным нормам, традициям и культуре приютившей страны и др.

Представленная модель обеспечивает процесс формирования индивидуальной системы гражданских ценностей и ее переход в деятельностную форму, т.е. от интериоризации к экстериоризации. Разработанная модель служит теоретическим основанием для выбора технологий процесса формирования гражданских ценностей детей вынужденных переселенцев как важнейшего этапа формирования гражданской идентичности.

На констатирующем этапе с целью определения предпосылок для интериоризации системы российских гражданских ценностей детьми вынужденных переселенцев проведена диагностика испытуемых с применением анкетирования, методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, методики диагностики уровня развития рефлексивности А.В.Карпова и др. Изучение испытуемых с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни показало, что различия стартовых значений по содержательным компонентам процесса формирования гражданских ценностей в исследуемых группах (контрольной и экспериментальной) не являются значимыми. Уровень сформированности гражданских ценностей у испытуемых экспериментальной и контрольной групп по всем вышеназванным критериям имеет низкие значения, что подтверждает актуальность поставленной проблемы вхождения детей мигрантов, становящихся гражданами России, в новые условия и является предпосылкой организации аксиолого-ориентированной деятельности образовательной организации.

В связи с тем, что возможности формирования гражданских ценностей не лимитированы содержанием отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, в ходе организации формирующего этапа эксперимента для экспериментальной группы была применена технология процесса формирования гражданских ценностей обучающихся – детей вынужденных переселенцев. Теоретической основой реализованной нами технологии являлась разработанная Программа «Соотечественник». Программа предусматривает такие направления, как учебная деятельность и внеклассная работа, и включает такие формы ее реализации, как мероприятия по усилению противодействия искажениям истории России, по повышению информированности детей вынужденных переселенцев в области культуры, традиций России; по развитию эмоционально-нравственной отзывчивости на происходящие события; мероприятия, формирующие готовность к полноценной самореализации обучающегося в качестве гражданина России, и др.

Повторная диагностика уровней сформированности гражданских ценностей, проведенная по завершении формирующего этапа эксперимента, выявила существенное изменение уровней всех компонентов процесса формирования гражданских ценностей детей вынужденных переселенцев в экспериментальной группе (рис. 2) и практическое отсутствие изменений в контрольной (рис. 3), что подтверждено с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни.

Рис. 2. График изменения общего уровня сформированности гражданских ценностей в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Рис. 3. График изменения общего уровня сформированности гражданских ценностей в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Таким образом, работа, проведенная по Программе «Соотечественник», положительно повлияла на развитие гражданских ценностей в экспериментальной группе, что наглядно демонстрирует График изменения общего уровня сформированности гражданских ценностей в экспериментальной группе (слева) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по сравнению с контрольной группой (справа) (рис. 2).

Заключение

Апробация разработанной модели формирования гражданских ценностей позволила сформулировать педагогические условия ее результативности: целостность и системность процесса; насыщенность содержания учебной и внеклассной деятельности ценностно-смысловой сущностью, активизирующей внимание обучающихся на гражданско-патриотической проблематике; разработка и реализация технологий процесса формирования гражданских ценностей с учетом их поэтапного становления (предъявление ценностей, их осознание, принятие ценностной ориентации и закрепление гражданских ценностей в аксиосфере обучаемых) на основе Программы «Соотечественник». Анализ полученных результатов исследования позволил утверждать, что в процессе опытно-экспериментальной работы осуществлен переход от интериоризации гражданских ценностей обучаемых – детей вынужденных переселенцев к деятельностной экстериоризации, подразумевающей их личную включенность в жизнь российского общества.


Библиографическая ссылка

Паничкина М.В., Подберезный В.В., Зарубина Р.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КАК БАЗОВОЙ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЮГА РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32489 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674