Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Voistinova G.Kh. 1 Frolova U.M. 1
1 Sterlitamak Branch of Federal State Budgetary Educational Institution «Ufa University of Science and Technology»
This article provides a brief analysis of the literature on the topical issue of patriotic education of pedagogical students, and provides methodological techniques for the implementation of patriotic education of students. In the course of the study and experience of working with students, it was revealed that the development by students of mathematical games with patriotic and local history content contributes to the patriotic education of the students themselves. According to the authors, this work can go in several directions. However, the problem of patriotic education of students in the scientific, methodological and educational literature is not sufficiently developed. The modern education system has a number of problems that make it difficult to instill patriotic feelings in students. There are gaps in the methodological support of such education. In practice, the teacher is faced with a lack of material and information, as well as experience in their application. The authors have proposed methodological methods for the implementation of patriotic education of students, and various ways of implementing such work are given. To study students' awareness of patriotic norms, a stating diagnosis was carried out. After analyzing the results of a diagnostic study of the level of patriotism, we can conclude that purposeful and systematic work is needed to implement the civil and patriotic education of students.
patriotic education
mathematical game
patriotic content
local history material
mathematics methodology

Патриотическому воспитанию школьников в последние годы привлечено большое внимание в научной и публицистической литературе. Однако проблема привития любви к большой и малой Родине студентов в научно-методической литературе остается недостаточно изученной. Наблюдение за обучающимися показывает достаточно низкий уровень их патриотизма, интерес к зарубежной музыке, фильмам, культуре. При этом встречаются негативно-критические высказывания в адрес собственной страны, народа, региона, города и т.д. Следовательно, патриотическое воспитание является актуальной проблемой в образовании, которая должна решаться на различных уровнях – от государственного до школьного и вузовского.

Цель исследования – методические приемы патриотического воспитания студентов в ходе разработки математических игр.

Материал и методы исследования. Методы исследования носили комплексный характер, среди них выделялись теоретические методы: анализ научно-методических статей и учебных пособий, анализ учебников по математике, и эмпирические методы: анкетирование студентов и учителей математики, наблюдение за процессом разработки математических игр с патриотическим и краеведческим содержанием, также педагогический эксперимент.

Теоретическую базу исследования составили работы многих отечественных авторов. Вопросу воспитания граждан посвящены статьи Е.С.Германа, А.Я. Данилюка, Е.Г. Дедова, С.И. Реснянского и др. Проблему патриотического воспитания рассматривали И.А. Алехин, Г.Х. Ахметзина, Н.П. Захарова, И.В. Мусханова и др.

Основные направления в организации патриотического воспитания молодежи отражены в перечне документов, где патриотизм, по мнению Г.А. Алюбаевой [1], рассматривается в качестве основы духовно-нравственного единства страны. Основу нормативных правовых документов оставляет Конституция РФ. В ней подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. При этом государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [2]. В соответствии со стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [3]. В документе приводятся основные направления воспитания молодежи, среди которых в частности:

1) гражданское – воспитание уважительного отношения к культуре и традициям других народов, формирование духовно-нравственных ценностей и активной гражданской позиции;

2) духовно-нравственное – развитие у молодежи чувств чести, совести, долга, справедливости;

3) патриотическое – развитие у молодежи чувства патриотизма, уважения к истории, государственным символам и памятникам Отечества. Основой государственной молодежной политики также выступает вопрос воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма к Родине. Согласно положениям «О молодежной политике в Российской Федерации» важным направлением ее реализации являются «воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации» [4].

В современной педагогике часто происходит смешение гражданско-патриотического и военно-патриотического направлений. В школьном образовании стремятся сформировать и любовь к Родине, и готовность к физической защите государства. При этом важно сформировать интерес и уважение к традициям, духовным ценностям и многовековой культуре народов.

По мнению Г.Х. Ахметзина [5, с. 125], проблема патриотического воспитания рассматривается многими политическими деятелями, философами, педагогами. Причем идеи патриотизма могут включаться в любой учебный предмет школьного цикла.

Однако в ходе анализа теоретических источников были выявлены некоторые пробелы, в частности отсутствие конкретных методических приемов и рекомендаций по осуществлению нравственного воспитания обучающихся, которые мог бы использовать в своей практике педагог. Причем если проблема патриотического воспитания школьников как-то решается в научно-методической литературе, то вопрос, связанный с патриотическим воспитанием студентов, остается открытым. На наш взгляд, идеи патриотизма могут и должны включаться не только в любой учебный предмет школьного цикла (методические приемы включения патриотического содержания можно найти в трудах одного из авторов статьи [6]), но и в любой предмет методического цикла. Студенты – будущие учителя математики должны быть готовы к осуществлению патриотического воспитания школьников на уроках математики. И предметы методического цикла обладают большим потенциалом для осуществления такой подготовки студентов.

Рассмотрим ключевые понятия, связанные с исследуемой проблемой.

Согласно словарю С. Ожегова [7], патриотизм - это «чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины». Патриот, в свою очередь, – это «человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь». Гражданин – «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей». Понятие «Родина» в словаре Ожегова можно рассматривать с двух сторон: 1) Отечество, родная страна, подразумевая любовь к Родине, защиту Родины; 2) место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь и т.п.

Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, а также уважительного отношения к гражданам своей страны.

Мы считаем, что на занятиях по методике обучения математике и методических дисциплинах можно и нужно уделять внимание формированию чувства патриотизма студентов, для этого важно выстраивать поэтапную работу, чтобы воспитать в студентах любовь к Родине, гордость к достижениям прошлого и настоящего. Такая целенаправленная работа будет способствовать тому, что студенты в дальнейшей своей профессиональной деятельности смогут в свою очередь передать любовь к Родине школьникам, воспитывая их патриотами, а также ответственными и достойными гражданами своей страны.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации является одной из основных задач и современного высшего образования. Укажем несколько путей реализации такой работы в вузе.

I. В качестве одного из методов реализации данной задачи можно назвать проектную деятельность студентов.

По мнению Г.Х. Воистиновой и Е.А. Киреевой [8], в процессе индивидуальных или групповых проектов по разработке математических игр или внеклассных мероприятий на тему большой или малой Родины студенты более глубоко «погружаются» в проблему патриотизма. Так, в ходе данной деятельности происходит решение не только образовательных задач, но и задач воспитания нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, формирование патриотических установок, образование чувства гордости за героическое прошлое родной страны и чувства благодарности к мужеству защитников родного края, формирование уважительного отношения к истории своего Отечества, формирование уважительного отношения к представителям других народов, к их традициям и взглядам.

Так, в ходе учебной практики (проектно-технологической) в 2022 году студенты 4 курса специальности «Математика, Физика» разработали математические игры с патриотическим и краеведческим содержанием. Лучшие из них представлены на рисунке (рис. 1).

II. Одной из важных форм воспитательной работы по предмету, в частности по математике, является внеклассное мероприятие.

В рамках внеклассных мероприятий по математике можно, на наш взгляд, не только углубить и расширить знания школьников по предмету, но и реализовать ряд воспитательных задач, в том числе и связанных с патриотическим воспитанием. Будущий учитель математики должен иметь в арсенале готовые разработки для осуществления такой работы. В процессе разработки внеклассных мероприятий с патриотическим и краеведческим содержанием студенты, собирая материал, начинают изучать историю Родины: узнавать о людях, внесших вклад в развитие страны; о подвигах героев; о традициях и обычаях жителей края, что в свою очередь способствует патриотическому воспитанию самих студентов.

Так, в рамках подготовки к предстоящей педагогической практике студенты специальности «Математика, Информатика» готовят внеклассные мероприятия по математике, в том числе с патриотическим и краеведческим содержанием. Показ этих разработок всегда вызывает живой интерес, студенты с удовольствием включаются в обсуждение вопросов, связанных с патриотическим воспитанием. Следует отметить, что собранные портфолио математических игр и внеклассных мероприятий могут быть с успехом использованы студентами в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Рис. 1. Проекты, разработанные студентами

III. Как отмечалось выше, планомерная работа по патриотическому и нравственному воспитанию должна идти на каждой учебной дисциплине.

Предмет «Методика обучения математике» и методические дисциплины обладают в этом плане большим потенциалом. Раскрывая цели методики обучения математике, можно провести беседу о нравственном и патриотическом воспитании, студенты могут получить индивидуальные задания, связанные с разработкой материалов с патриотическим и краеведческим содержанием. При подготовке методических материалов можно рекомендовать, например, пособия [9], содержащие исторические сведения, краеведческий материал [10; 11], материалы для реализации научного исследования [12]. Отметим, что магистры специальности «Математика и информатика» не остаются в стороне и также включаются в процесс разработки математических игр и внеклассных мероприятий с патриотическим и краеведческим содержанием. Так, на занятиях «Методики обучения математике в национальной билингвальной школе» магистры ZММИ11 в ходе выполнения практических заданий разработали:

· математические квесты с краеведческим содержанием: «Узнаю Башкортостан», «Горы Башкортостана»;

· математические игры с патриотическим содержанием: «77 лет со дня Победы», «Математическая викторина с патриотическим содержанием», «Альшеевцы – герои войны и труда», «Вперед к победе!»;

· математические игры с краеведческим содержанием: «Заводы Башкортостана», «Математический квиз с краеведческим содержанием», «Достопримечательности Альшеевского района республики Башкортостан»;

· математическая игра со сказочным сюжетом «Журавлиная песнь»;

· билингвальные уроки математики: «Треугольник – өсмөйөш», «Смешанные числа (ҡатнаш һандар)», «Сумма углов треугольника (өсмөйөш мөйөштәренең суммаһы)».

· математические задачи с этнокультурными сюжетами.

Приведем пример задачи с этнокультурным сюжетом.

Задача. Между Кагой и Бурзяном есть группа скал, получившая название Три Брата (рис. 2). Существует легенда о бесчисленных ордах Чингисхана, подошедших к Уралу. Грудь о грудь сшибались с его конниками башкирские всадники, отстаивая свои кочевья и стойбища. С беззаветным отчаянием защищали они родину предков, падали в бою, но не отступали. И вот стеною однажды встали на пути захватчиков три последних джигита, три брата, спрятав за спиной своих жен и детей. Град стрел обрушили они на врагов, не допуская их близко. Вздулась река, запруженная телами мертвых монгольских воинов, а три брата, тесно прижавшись друг к другу, выставили вперед щиты и дружно оборонялись. Так и не сумели одолеть их воины Чингисхана, вынуждены были уйти обратно в открытую степь. А братья остались в памяти народа. Три отвесные скалы слились в каменные щиты, над которыми, точно головы в шлемах, видны три остроконечные вершины. Их высота 21 метр, двух других – порядка 18 и 15 метров. Определите отношение самой малой и самой большой скалы. Ответ запишите в виде дроби. Если это необходимо, дробь сократите.

3801119_tri_brata_1 (640x427, 58Kb)

Рис. 2. Скалы Три Брата

IV. Выпускные квалификационные работы студентов также могут быть посвящены патриотическому воспитанию и разработке математических игр с патриотическим и краеведческим содержанием.

Так, А. Байрамгулова в рамках своего дипломного исследования «Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса к математике учащихся 5-6 классов» разработала в том числе игру-путешествие с патриотическим содержанием «Память о Великой Отечественной войне» и игру-соревнование с краеведческим содержанием «Родина моя – Башкирия». Данные игры получили высокую оценку государственной экзаменационной комиссии во время защиты выпускной квалификационной работы. Также студентка А.Байрамгулова приняла участие в конкурсе дипломных работ и заняла второе место.

В качестве примера приведем фрагмент математической игры-путешествия «Память о Великой Отечественной войне». Для каждой команды определён маршрут на листочках. Необходимо проехать все станции, связанные с подвигами и боевой славой нашего народа, то есть «горячие точки», выполнить на них определённые боевые задания и получить медали или ордена за правильно выполненные задания. Например, на станции «Награда солдата» школьники узнают, что награда присуждается за заслуги перед государством и обществом в связи с совершением героического поступка. Во время Великой Отечественной войны этим знаком отличия были награждены 1635 человек. Среди героев есть те, кто получил это звание три и четыре раза. Например, тремя медалями был награжден генерал-полковник ВВС И.Н. Кожедуб и маршал авиации А. Покрышкин; маршал Советского Союза Г.К. Жуков был награжден четырьмя медалями. Далее ученики получают боевую задачу: отметить точки на координатной плоскости с заданными координатами, соединить их линиями и получить рисунок, символизирующий достояние России.

Выводы. Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод. Разрабатывая математические игры с патриотическим и краеведческим содержанием, студенты проникаются любовью к своей Отчизне, начинают чтить подвиги героев, узнают много нового о своей большой и малой Родине. Такая планомерная работа должна вестись регулярно и может проходить по нескольким направлениям: беседы и практические задания на предметах методического цикла, при подготовке студентов к педагогической практике, в ходе работы над проектами и выпускными квалификационными работами. Уже этого бывает достаточно для патриотического воспитания студентов. Следует отметить, что студенты в ходе разработок игр с патриотическим содержанием отмечали изменение своего отношения к понятиям «патриот» и «патриотизм», об этом же свидетельствуют и результаты повторного анкетирования студентов.