Патриотическому воспитанию школьников в последние годы привлечено большое внимание в научной и публицистической литературе. Однако проблема привития любви к большой и малой Родине студентов в научно-методической литературе остается недостаточно изученной. Наблюдение за обучающимися показывает достаточно низкий уровень их патриотизма, интерес к зарубежной музыке, фильмам, культуре. При этом встречаются негативно-критические высказывания в адрес собственной страны, народа, региона, города и т.д. Следовательно, патриотическое воспитание является актуальной проблемой в образовании, которая должна решаться на различных уровнях – от государственного до школьного и вузовского.
Цель исследования – методические приемы патриотического воспитания студентов в ходе разработки математических игр.
Материал и методы исследования. Методы исследования носили комплексный характер, среди них выделялись теоретические методы: анализ научно-методических статей и учебных пособий, анализ учебников по математике, и эмпирические методы: анкетирование студентов и учителей математики, наблюдение за процессом разработки математических игр с патриотическим и краеведческим содержанием, также педагогический эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили работы многих отечественных авторов. Вопросу воспитания граждан посвящены статьи Е.С.Германа, А.Я. Данилюка, Е.Г. Дедова, С.И. Реснянского и др. Проблему патриотического воспитания рассматривали И.А. Алехин, Г.Х. Ахметзина, Н.П. Захарова, И.В. Мусханова и др.
Основные направления в организации патриотического воспитания молодежи отражены в перечне документов, где патриотизм, по мнению Г.А. Алюбаевой [1], рассматривается в качестве основы духовно-нравственного единства страны. Основу нормативных правовых документов оставляет Конституция РФ. В ней подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. При этом государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [2]. В соответствии со стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [3]. В документе приводятся основные направления воспитания молодежи, среди которых в частности:
1) гражданское – воспитание уважительного отношения к культуре и традициям других народов, формирование духовно-нравственных ценностей и активной гражданской позиции;
2) духовно-нравственное – развитие у молодежи чувств чести, совести, долга, справедливости;
3) патриотическое – развитие у молодежи чувства патриотизма, уважения к истории, государственным символам и памятникам Отечества. Основой государственной молодежной политики также выступает вопрос воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма к Родине. Согласно положениям «О молодежной политике в Российской Федерации» важным направлением ее реализации являются «воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации» [4].
В современной педагогике часто происходит смешение гражданско-патриотического и военно-патриотического направлений. В школьном образовании стремятся сформировать и любовь к Родине, и готовность к физической защите государства. При этом важно сформировать интерес и уважение к традициям, духовным ценностям и многовековой культуре народов.
По мнению Г.Х. Ахметзина [5, с. 125], проблема патриотического воспитания рассматривается многими политическими деятелями, философами, педагогами. Причем идеи патриотизма могут включаться в любой учебный предмет школьного цикла.
Однако в ходе анализа теоретических источников были выявлены некоторые пробелы, в частности отсутствие конкретных методических приемов и рекомендаций по осуществлению нравственного воспитания обучающихся, которые мог бы использовать в своей практике педагог. Причем если проблема патриотического воспитания школьников как-то решается в научно-методической литературе, то вопрос, связанный с патриотическим воспитанием студентов, остается открытым. На наш взгляд, идеи патриотизма могут и должны включаться не только в любой учебный предмет школьного цикла (методические приемы включения патриотического содержания можно найти в трудах одного из авторов статьи [6]), но и в любой предмет методического цикла. Студенты – будущие учителя математики должны быть готовы к осуществлению патриотического воспитания школьников на уроках математики. И предметы методического цикла обладают большим потенциалом для осуществления такой подготовки студентов.
Рассмотрим ключевые понятия, связанные с исследуемой проблемой.
Согласно словарю С. Ожегова [7], патриотизм - это «чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины». Патриот, в свою очередь, – это «человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь». Гражданин – «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей». Понятие «Родина» в словаре Ожегова можно рассматривать с двух сторон: 1) Отечество, родная страна, подразумевая любовь к Родине, защиту Родины; 2) место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь и т.п.
Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, а также уважительного отношения к гражданам своей страны.
Мы считаем, что на занятиях по методике обучения математике и методических дисциплинах можно и нужно уделять внимание формированию чувства патриотизма студентов, для этого важно выстраивать поэтапную работу, чтобы воспитать в студентах любовь к Родине, гордость к достижениям прошлого и настоящего. Такая целенаправленная работа будет способствовать тому, что студенты в дальнейшей своей профессиональной деятельности смогут в свою очередь передать любовь к Родине школьникам, воспитывая их патриотами, а также ответственными и достойными гражданами своей страны.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации является одной из основных задач и современного высшего образования. Укажем несколько путей реализации такой работы в вузе.
I. В качестве одного из методов реализации данной задачи можно назвать проектную деятельность студентов.
По мнению Г.Х. Воистиновой и Е.А. Киреевой [8], в процессе индивидуальных или групповых проектов по разработке математических игр или внеклассных мероприятий на тему большой или малой Родины студенты более глубоко «погружаются» в проблему патриотизма. Так, в ходе данной деятельности происходит решение не только образовательных задач, но и задач воспитания нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, формирование патриотических установок, образование чувства гордости за героическое прошлое родной страны и чувства благодарности к мужеству защитников родного края, формирование уважительного отношения к истории своего Отечества, формирование уважительного отношения к представителям других народов, к их традициям и взглядам.
Так, в ходе учебной практики (проектно-технологической) в 2022 году студенты 4 курса специальности «Математика, Физика» разработали математические игры с патриотическим и краеведческим содержанием. Лучшие из них представлены на рисунке (рис. 1).
II. Одной из важных форм воспитательной работы по предмету, в частности по математике, является внеклассное мероприятие.
В рамках внеклассных мероприятий по математике можно, на наш взгляд, не только углубить и расширить знания школьников по предмету, но и реализовать ряд воспитательных задач, в том числе и связанных с патриотическим воспитанием. Будущий учитель математики должен иметь в арсенале готовые разработки для осуществления такой работы. В процессе разработки внеклассных мероприятий с патриотическим и краеведческим содержанием студенты, собирая материал, начинают изучать историю Родины: узнавать о людях, внесших вклад в развитие страны; о подвигах героев; о традициях и обычаях жителей края, что в свою очередь способствует патриотическому воспитанию самих студентов.
Так, в рамках подготовки к предстоящей педагогической практике студенты специальности «Математика, Информатика» готовят внеклассные мероприятия по математике, в том числе с патриотическим и краеведческим содержанием. Показ этих разработок всегда вызывает живой интерес, студенты с удовольствием включаются в обсуждение вопросов, связанных с патриотическим воспитанием. Следует отметить, что собранные портфолио математических игр и внеклассных мероприятий могут быть с успехом использованы студентами в дальнейшей их профессиональной деятельности.
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Проекты, разработанные студентами
III. Как отмечалось выше, планомерная работа по патриотическому и нравственному воспитанию должна идти на каждой учебной дисциплине.
Предмет «Методика обучения математике» и методические дисциплины обладают в этом плане большим потенциалом. Раскрывая цели методики обучения математике, можно провести беседу о нравственном и патриотическом воспитании, студенты могут получить индивидуальные задания, связанные с разработкой материалов с патриотическим и краеведческим содержанием. При подготовке методических материалов можно рекомендовать, например, пособия [9], содержащие исторические сведения, краеведческий материал [10; 11], материалы для реализации научного исследования [12]. Отметим, что магистры специальности «Математика и информатика» не остаются в стороне и также включаются в процесс разработки математических игр и внеклассных мероприятий с патриотическим и краеведческим содержанием. Так, на занятиях «Методики обучения математике в национальной билингвальной школе» магистры ZММИ11 в ходе выполнения практических заданий разработали:
· математические квесты с краеведческим содержанием: «Узнаю Башкортостан», «Горы Башкортостана»;
· математические игры с патриотическим содержанием: «77 лет со дня Победы», «Математическая викторина с патриотическим содержанием», «Альшеевцы – герои войны и труда», «Вперед к победе!»;
· математические игры с краеведческим содержанием: «Заводы Башкортостана», «Математический квиз с краеведческим содержанием», «Достопримечательности Альшеевского района республики Башкортостан»;
· математическая игра со сказочным сюжетом «Журавлиная песнь»;
· билингвальные уроки математики: «Треугольник – өсмөйөш», «Смешанные числа (ҡатнаш һандар)», «Сумма углов треугольника (өсмөйөш мөйөштәренең суммаһы)».
· математические задачи с этнокультурными сюжетами.
Приведем пример задачи с этнокультурным сюжетом.
Задача. Между Кагой и Бурзяном есть группа скал, получившая название Три Брата (рис. 2). Существует легенда о бесчисленных ордах Чингисхана, подошедших к Уралу. Грудь о грудь сшибались с его конниками башкирские всадники, отстаивая свои кочевья и стойбища. С беззаветным отчаянием защищали они родину предков, падали в бою, но не отступали. И вот стеною однажды встали на пути захватчиков три последних джигита, три брата, спрятав за спиной своих жен и детей. Град стрел обрушили они на врагов, не допуская их близко. Вздулась река, запруженная телами мертвых монгольских воинов, а три брата, тесно прижавшись друг к другу, выставили вперед щиты и дружно оборонялись. Так и не сумели одолеть их воины Чингисхана, вынуждены были уйти обратно в открытую степь. А братья остались в памяти народа. Три отвесные скалы слились в каменные щиты, над которыми, точно головы в шлемах, видны три остроконечные вершины. Их высота 21 метр, двух других – порядка 18 и 15 метров. Определите отношение самой малой и самой большой скалы. Ответ запишите в виде дроби. Если это необходимо, дробь сократите.
Рис. 2. Скалы Три Брата
IV. Выпускные квалификационные работы студентов также могут быть посвящены патриотическому воспитанию и разработке математических игр с патриотическим и краеведческим содержанием.
Так, А. Байрамгулова в рамках своего дипломного исследования «Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса к математике учащихся 5-6 классов» разработала в том числе игру-путешествие с патриотическим содержанием «Память о Великой Отечественной войне» и игру-соревнование с краеведческим содержанием «Родина моя – Башкирия». Данные игры получили высокую оценку государственной экзаменационной комиссии во время защиты выпускной квалификационной работы. Также студентка А.Байрамгулова приняла участие в конкурсе дипломных работ и заняла второе место.
В качестве примера приведем фрагмент математической игры-путешествия «Память о Великой Отечественной войне». Для каждой команды определён маршрут на листочках. Необходимо проехать все станции, связанные с подвигами и боевой славой нашего народа, то есть «горячие точки», выполнить на них определённые боевые задания и получить медали или ордена за правильно выполненные задания. Например, на станции «Награда солдата» школьники узнают, что награда присуждается за заслуги перед государством и обществом в связи с совершением героического поступка. Во время Великой Отечественной войны этим знаком отличия были награждены 1635 человек. Среди героев есть те, кто получил это звание три и четыре раза. Например, тремя медалями был награжден генерал-полковник ВВС И.Н. Кожедуб и маршал авиации А. Покрышкин; маршал Советского Союза Г.К. Жуков был награжден четырьмя медалями. Далее ученики получают боевую задачу: отметить точки на координатной плоскости с заданными координатами, соединить их линиями и получить рисунок, символизирующий достояние России.
Выводы. Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод. Разрабатывая математические игры с патриотическим и краеведческим содержанием, студенты проникаются любовью к своей Отчизне, начинают чтить подвиги героев, узнают много нового о своей большой и малой Родине. Такая планомерная работа должна вестись регулярно и может проходить по нескольким направлениям: беседы и практические задания на предметах методического цикла, при подготовке студентов к педагогической практике, в ходе работы над проектами и выпускными квалификационными работами. Уже этого бывает достаточно для патриотического воспитания студентов. Следует отметить, что студенты в ходе разработок игр с патриотическим содержанием отмечали изменение своего отношения к понятиям «патриот» и «патриотизм», об этом же свидетельствуют и результаты повторного анкетирования студентов.
Библиографическая ссылка
Воистинова Г.Х., Фролова У.М. О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32400 (дата обращения: 21.03.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32400