Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE INTERESTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Lavrenteva N.G. 1
1 Transbaikal State University
The article updates the relationship between environmental and financial and economic education of preschool children in the natural and socio-cultural environment within the framework of the educational field "cognitive development". A review of the main ideas of modern researchers on the problem of financial-ecological and environmental-economic education of preschoolers is presented. The article shows the need to correlate the environmental and economic education of preschoolers with the goals of sustainable development. The purpose of the article is to substantiate and reveal the specifics of the organization of ecological and economic education of preschool children based on the ecological and systemic methodology of preschool children's knowledge of the world in the interests of sustainable development. The main methods are the analysis of scientific literature on the problem of financial-economic and environmental-economic education of children, the experience of approbation of the environmental-system methodology for organizing environmental education of preschool children, and questioning of teachers. The ecological-systemic methodology of cognition of the surrounding world by preschoolers is presented as the basis for the organization of ecological-economic education in the interests of sustainable development. The survey of teachers by the method of questioning about the organization of environmental and economic education of preschool children was analyzed. The effectiveness of using the ecological-systemic methodology of cognition of the surrounding world by preschoolers for the organization of ecological-economic education in the interests of sustainable development is emphasized. The implementation of this model of the educational process makes it possible to increase the efficiency of accumulating the foundations of human capital for human development at the post-preschool stages and later life.
financial and economic education of preschoolers
environmental and economic education of preschoolers
sustainable development
sustainable development goals
unified picture of the world
ecological and systemic methodology of preschoolers' cognition of the world
natural and sociocultural environment

Всеобщее экологическое образование было инициировано на Всемирном саммите в РИО-де-Жанейро в 1992 году в связи с утверждением Концепции устойчивого развития (УР). Впервые для дошкольников начали разрабатываться программы экологического образования, имеющие в содержательном компоненте преимущественно природоведческий аспект. С развитием экологического образования появляется социальный аспект в экологическом образовании дошкольников. В связи с утверждением 17 целей устойчивого развития (ЦУР) во втором десятилетии 2000-х годов, одной из целей является ликвидация нищеты, в современном образовании актуализируется необходимость финансово-экономического образования всех слоев населения для наращивания человеческого потенциала устойчивого развития [1]. Поскольку этот аспект находит отражение в дошкольном образовании, было принято решение проанализировать имеющийся в дошкольном образовании опыт финансово-экономического образования детей дошкольного возраста и определить его гармоничную взаимосвязь с экологическим образованием дошкольников и современным общемировым трендом – устойчивым развитием.

Цель исследования – обосновать и раскрыть специфику организации эколого-экономического образования детей дошкольного возраста на основе эколого-системной методологии познания окружающего мира дошкольниками в интересах устойчивого развития будущего общества.

Материалы и методы исследования. Для достижения цели исследования осуществлен ретроспективный анализ научной литературы, посвященной проблеме финансово-экономического и эколого-экономического образования детей. Проанализировано более 30 найденных в открытом доступе статей в периодических научных журналах за период 2000-2022 годы. Кроме того, осуществлен анализ опыта апробации эколого-системной методологии организации экологического образования детей дошкольного возраста в процессе инновационной деятельности в детских садах, при выполнения выпускных квалификационных работ студентами дошкольных специальностей вуза. Использован метод анкетирования педагогов – участников инновационной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Среди целей устойчивого развития можно выделить цели, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста как представителей будущего общества, для которых важно предусмотреть подготовку к нейтрализации рисков, которые им предстоит преодолевать. Успешность развития человека в течение всей жизни (УР) во многом зависит от прохождения первой самоценной ступени образовательной системы - дошкольного периода детства. В этом возрасте закладываются основы личностного развития человека [2]. Достижение целей устойчивого развития возможно при условии исключения деградации общества и природы, осознания большинством потребности выживания будущих поколений и тесно связано с изменением социально-экономического развития общества, основанного на использовании природных ресурсов. Изменения касаются развития новых технологий для обеспечения потребностей настоящих и будущих поколений, исключающих избыточный прессинг природы для сохранения её способности к саморегуляции. Новая стратегия развития предполагает соединение «экономической, экологической и социальной областей деятельности» [3, с. 68]. «Первым, актуально особо чувствительным и нацеленным на будущее адаптирующим институтом социума… … должна быть система образования» [4, с. 98], направленная на увеличение человеческого капитала [5] для достижения целей устойчивого развития.

Парадокс отечественного финансово-экономического образования детей дошкольного возраста выявлен в процессе ретроспективного анализа научно-исследовательских материалов, предложенных в печатных изданиях. Оказывается, что изначально в первом и во втором десятилетии 2000-х годов актуальным было экономическое образование дошкольников, его ведущими понятиями стали «экономическая культура», «потребности», «производство», «ресурсы», «капитал» и другие. В последнее пятилетие акценты исследований изменились в сторону финансового образования с соответствующими понятиями «финансовая культура», «деньги (финансы)», «бюджет», «доход», «расход» и «планирование финансов». Экономическая культура и финансовая культура как результаты образования взаимосвязаны между собой, так же как и взаимосвязаны звенья указанной цепи: производство – финансы – потребности, в связи с этим некоторыми педагогами используется словосочетание «финансово-экономическое образование».

Анализируя труды ученых, С.И. Карпова выявила, что первоначальные финансово-экономические представления формируются в процессе целенаправленной систематической работы у детей с четырех лет, а в семь лет дошкольники уже могут «объяснить смысл таких сложных понятий как «деньги», «стоимость», «бюджет семьи», «услуга», «качество», «рынок», «прибыль», «выгода» и другие. Анализируя работы зарубежных и отечественных авторов, программ по данному направлению выделяются не только разные аспекты содержания, но и такие условия, необходимые для реализации финансово-экономического образования, как создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями детей и интеграцию финансово-экономического образования с «математической, трудовой и художественной деятельностью» [6, с. 24-28].

М.С. Тодорова рассматривает детство как время, когда накапливается «сокровищница для будущего» [7, с. 52] как показатель степени подготовки к жизни. Механизмом развития экономической культуры служит игра, в процессе которой развиваются навыки поведения в соответствии с правилами, умения войти в роль, планировать, оценивать ситуацию, сотрудничать, быть терпеливым, активным и целеустремленным. Автор считает игру, особенно сюжетно-ролевую, самым благоприятным условием творческого развития и проявления детей, осмысления реальных ситуаций жизни [7].

Т.Г. Ханова предлагает направить воспитание в дошкольном возрасте на формирование представлений, связанных с основными финансово-экономическими категориями. Она предлагает приучать детей правильному отношению к деньгам, их использованию, выявлению способов зарабатывания; формировать элементарные представления о товаре как продукте человеческого труда, его стоимости и ценности; советует развивать рефлексивные способности детей. В процессе практической деятельности воспитывать бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность и другие нравственные качества личности; воспитывать уважение к труду взрослых, как основному продукту экономической среды. Для реализации содержания предложены такие формы и методы, как занятия, игры, моделирование игровых обучающих ситуаций, чтение художественной литературы [8]. Опираясь на проведенные исследования, Т.Г. Ханова в соавторстве с коллегами определяют задачи финансово-экономического воспитания и организационно-методические условия его реализации: профессиональную компетентность и самосовершенствование педагогов, методическое обеспечение дидактическими материалами (картотеки сказок и мультфильмов, конспекты занятий, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, кейсы проблемных ситуаций, поговорок, пословиц, загадок, рабочие тетради для детей). Уделяется внимание сотрудничеству детского сада и родителей, использованию интернет-пространства [9].

Л.Н. Галкина рекомендует уделять внимание формированию элементарных представлений о труде, производстве, товарно-денежных отношениях, развитию умений и навыков элементарных экономических расчетов, использованию пословиц, поговорок экономической направленности, рассматриванию иллюстраций, моделей и схем алгоритмов [10]. Совместно с Н.Е. Пермяковой автор исследует вопрос интеграции экологического и экономического образования детей, формирования эколого-экономических ценностей в соответствии с ФГОС ДО. Этот вопрос не находит достаточного отражения в других публикациях, хотя является очень актуальным в настоящее время. Опираясь на исследования ученых, авторы выделяют такие моральные нормы, как «желание сохранять окружающую среду, гуманное и бережное отношение к природе, умение предвидеть последствия своих действий в окружающей среде, рациональное и безопасное использование природных ресурсов». Среди нравственных эколого-экономических качеств у дошкольников авторы выделяют ответственность, трудолюбие, гуманность, бережливость. Ценно то, что среди механизмов авторы называют экскурсии и наблюдения, беседы, проблемные ситуации, моделирование, кодирование коллекционирование, сюжетно-дидактические игры производственной тематики для формирования единой картины мира и интеграции экологического и экономического образования [11, с. 42-45].

Существенным в рамках проблемы исследования выступает исследование белорусских авторов А. Жук и А. Давидович, которые с разных позиций рассматривают понятие «эколого-экономическое образование», выделяют понятие «эколого-экономическое воспитание» как формирование качеств личности, необходимых для успешной хозяйственной деятельности в сфере производства и в сфере обмена, распределения и потребления. В понятии «эколого-экономическая культура» выделяют единство экологических и экономических знаний, умений и навыков, ценностей. Применительно к эколого-экономическому образованию на дошкольной ступени образования авторы указывают на отсутствие разработанного теоретико-методологического и научно-методического обеспечения данного процесса, необходимость его направленности на интересы устойчивого развития общества и потребность в инновационных процессах при переходе к образованию в интересах устойчивого развития [12].

В имеющихся по выделенной проблеме публикациях недостаточно уделяется внимания формам непосредственного взаимодействия дошкольников с реалиями природными, производственными, социокультурными в ближайшем окружении детского сада для формирования эколого-экономических представлений, тогда как В.А. Ясвин указывает, что субъективное отношение дошкольников к природе формируется, прежде всего, на основе полученных представлений [13]. Затем на их основе развиваются элементарные понятия для формирования субъективного отношения к природе, её охране, социальной жизни и совместному творческому труду людей. Сущность эколого-системной методологии экологического образования дошкольников состоит в организации воспитательного процесса посредством наблюдений реальной действительности в открытой функционально дифференцированной системе форм прогулки – целевые прогулки – экскурсии в природном и социокультурном окружении детского сада. Организация повторных системных наблюдений детей необходима для обогащения чувственного опыта и представлений об экосистемах (домах) для жизни живых организмов – растений, животных и людей [14], установления элементарных причинно-следственных связей не только внутри экосистем, но и взаимосвязи природных экосистем с жизнью людей и социальными системами – «домами» большими и маленькими для жизни людей. Познание города как большого дома осуществляется по аналогии с домом, в котором живут дети вместе со своей семьей. Это позволяет им «увидеть», что в городе тоже есть «прихожие» - автовокзал, аэропорт, железнодорожный вокзал, благодаря которым в город привозят необходимые для его жизни товары и приезжают гости. В городе есть «кухни» - кафе и рестораны, где не только горожане, но и гости могут покушать. Есть «спальные комнаты» - гостиницы; «залы» - места для отдыха людей – спортзалы, библиотеки, кинотеатры и прочее. Для знакомства старших дошкольников с городом как большим домом (экосистемой) для жизни людей важно использовать потенциал родителей детей, трудящихся в производственной сфере и сфере услуг для организации экскурсий и целевых прогулок на места их работы в ближайшее окружение детского сада. Такой подход не только удобен в организации экскурсий (реальных и виртуальных), но и активизирует познавательную деятельность детей, их взаимодействие с родителями. Неоднократные посещения педагогов совместно с детьми в течение дошкольного периода детства магазина, аптеки, банка, пекарни, молочного завода, пожарной части и прочих организаций позволяет формировать у детей представления о профессиях, характере производства, средствах производства, продуктах, помогает устанавливать взаимосвязи в системе финансово-экономических взаимоотношений. Обращая внимание детей на то, из чего производятся одежда, продукты питания, мебель, машины и механизмы педагоги формируют представления об использовании природы для нужд производства и жизни людей, необходимости её охраны, экономии всего разнообразия природных ресурсов для будущего. Кроме того, реальные условия позволяют увидеть взаимосвязь жизни людей разных профессий, живущих в одном городе и отразить разные картины этих взаимосвязей в сюжетно-ролевых играх, которые позволяют получить опыт первого «проживания» детьми разных социальных ролей, опыт ранней профориентации. Причем, повторные наблюдения в ходе целевых прогулок позволяют углубить и конкретизировать представления, способствовать обогащению предметно-пространственной среды для игр посредством совместного творчества воспитателя, детей и их родителей. Кроме того, современные информационные ресурсы позволяют в процессе виртуальных экскурсий или целевых прогулок «приблизить» отдаленную или недоступную реальность, чтобы обсудить её вместе с детьми на занятиях для осмысления целостности производства. На занятиях финансово-экономические взаимосвязи, взаимосвязи «природа – производство», «производство, услуги – потребности людей» показываются в виде доступных и понятных детям схем-моделей, настольно-печатных игр, игр с использованием интерактивной доски и т.д. Важной задачей итоговых экскурсий и занятий является формирование у детей единства деятельности всех людей города, трудовыми усилиями обеспечивающих совместную жизнь и процветание родного города, его развитие.

Подготовка педагогов к реализации эколого-системной методологии [15] играет решающую роль в качественной организации процесса эколого-экономического образования с детьми, в организации развивающей предметно-пространственной среды, системно отражающей не только экологические, но и финансово-экономические особенности города, его предприятий и жизнь людей. Активное привлечение родителей к совместному эколого-экономическому образованию детей посредством их профессиональной деятельности позволит использовать социокультурное окружение детского сада как источник содержания совместной эколого-экономической деятельности всего коллектива педагогов, детей и родителей.

Анкетирование педагогов – участников реализации эколого-системного подхода показало следующее (обобщенные итоги опроса в разных детских садах). На вопрос «Считаете ли Вы, что использование эколого-системного подхода положительно отражается на развитии детей?" 100% педагогов ответили утвердительно. На вопрос «Удовлетворены ли Вы результатами своей профессиональной деятельности?» утвердительно ответили 62% педагогов, недостаточную удовлетворенность выразили 38% педагогов, не удовлетворенных итогами не оказалось. Данные опроса свидетельствуют о наличии рефлексивного анализа своей деятельности педагогами и достаточно критичным их отношением к своей деятельности. Отсутствие не удовлетворенных участников исследований можно отнести к положительным итоговым результатам и тому, что педагоги видят причины, знают пути их коррекции в последующей работе. На вопрос «Какие трудности испытывали в практике организации работы с детьми?» ответы разделились. Некоторые педагоги испытывали трудности в перспективном планировании, другие затруднялись в подборе тем для наблюдений на каждодневных прогулках по проблеме, многие педагоги указали на трудности в индивидуализации образовательного процесса, вызвали затруднения и организация экскурсий и целевых прогулок. 13% педагогов не испытывали трудностей. Ответы на данный вопрос объясняют причины недостаточной удовлетворенности некоторых педагогов своей деятельностью, их можно считать отправной точкой в дальнейшем повышении квалификации педагогов по данной проблеме и предоставлении им методических материалов для самообразования.

Заключение

Цели устойчивого развития общества направлены не только на развитие здоровья, в том числе дошкольников как представителей будущего общества, обеспечение качественного образования в течение всей жизни, но и сохранение природных экосистем, познание которых с дошкольниками на эмпирическом уровне станет основой для эффективного развития экологического сознания и принятия экологических императивов на последующих этапах жизни человека.

Методические рекомендации педагогам по организации эколого-экономического образования детей дошкольного возраста на основе эколого-системной методологии познания окружающего мира можно предложить следующие:

- необходимо выделять экосистемы природные (лес, луг, водоем) и антропогенные (город, село) в ближайшем окружении детского сада как дома для обитателей (растений, животных, людей) с их взаимосвязями как единицы познавательного содержания для выявления условий жизни живых существ в них;

- обогащать эмоционально-чувственный опыт непосредственного взаимодействия детей с природной и социальной действительностью, представления детей;

- использовать открытую систему форм (прогулки – целевые прогулки – экскурсии – занятия) для расширения познавательного поля, обогащения эколого-экономических представлений детей и осмысления взаимосвязей в природе, жизни людей, роли природы для жизни и хозяйственной деятельности человека;

- организовывать сюжетно-ролевые игры как средство творческого самовоплощения детей в реализации социальных ролей, настольно-печатные и другие виды игр для решения проблемных ситуаций эколого-экономического и финансового содержания;

- в процессе эколого-экономического образования воспитывать у детей нравственные ценности, формировать бережливое, ответственное отношение к природе как среде жизни живых организмов, труду людей и городу как общему дому для людей;

- совместный творческий труд людей (на разных производствах и сфере услуг) рассматривать как взаимопомощь для создания благоприятных условий совместной жизни людей в городе, экономии ресурсов и сохранения естественных экосистем как среды жизни растений и животных.

Эколого-экономическое образование детей дошкольного возраста – одно из ведущих средств накопления основ человеческого капитала, способствующего в будущем посредством интуиции направлять творческую самореализацию человека в профессиональной деятельности на развитие производства, экономию природных ресурсов и повышение качества жизни людей. Оно необходимо для развития инновационных технологий и достижения устойчивого развития общества в будущем, поэтому может рассматриваться как стратегически ценный ресурс.

Выводы

1. Эколого-системная методология познания окружающего мира дошкольниками – это организация воспитательного процесса посредством совместных педагога и детей наблюдений реальной действительности в открытой функционально дифференцированной системе форм прогулки – целевые прогулки – экскурсии в природном и социокультурном окружения детского сада.

2. Содержание эколого-экономического образования детей дошкольного возраста включает знакомство детей с жизнью города как большого дома (экосистемы), в котором совместный творческий труд людей (на разных производствах и сфере услуг) рассматривается как взаимопомощь для создания благоприятных условий для совместной жизни людей и её взаимосвязью с природой.

3. Эксперимент по апробации эколого-системной методологии организации экологического образования детей дошкольного возраста показал, что развитие детей обогащается не только в сфере познавательного развития, но и в развитии всех других сфер, и развитии творческого потенциала личности ребенка.

4. Анкетирование педагогов позволило установить, что потенциал использования данной методологии в практике дошкольного образования не исчерпан, исследования в данном направлении нужно продолжать и в сфере повышения эффективности профессиональной подготовки педагогов, и в сфере обогащения развивающей экологосообразной и финансово-экономической образовательной среды детского сада, и в подборе методов реализации образовательного процесса с детьми, и в установлении сотрудничества с семьями воспитанников.