Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Лаврентьева Н.Г. 1
1 Забайкальский государственный университет
В статье актуализирована взаимосвязь экологического и финансово-экономического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения в рамках образовательной области «познавательное развитие». Представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме финансово-экологического и эколого-экономического образования дошкольников. В статье показана необходимость соотнесения эколого-экономического образования дошкольников с целями устойчивого развития. Цель статьи – обосновать и раскрыть специфику организации эколого-экономического образования детей дошкольного возраста на основе эколого-системной методологии познания мира дошкольниками в интересах устойчивого развития. Основными методами являются анализ научной литературы, посвященной проблеме финансово-экономического и эколого-экономического образования детей, опыта апробации эколого-системной методологии организации экологического образования детей дошкольного возраста, анкетирование педагогов. Представлена эколого-системная методология познания дошкольниками окружающего мира как основа организации эколого-экономического образования в интересах устойчивого развития. Проанализирован опрос педагогов методом анкетирования об организации эколого-экономического образования детей дошкольного возраста. Подчеркивается эффективность использования эколого-системной методологии познания окружающего мира дошкольниками для организации эколого-экономического образования в интересах устойчивого развития. Реализация данной модели образовательного процесса позволяет повысить эффективность накопления основ человеческого капитала для развития человека на постдошкольных этапах и последующей жизни.
финансово-экономическое образование дошкольников
эколого-экономическое образование дошкольников
устойчивое развитие
цели устойчивого развития
единая картина мира
эколого-системная методология познания мира дошкольниками
природное и социокультурное окружение
1. Мудрецов А.Ф. Человеческий потенциал устойчивого развития // РППЭ. 2016. №8 (70). С. 98-103.
2. Деркунская В.А. Воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности и поведения в детском саду // Современное дошкольное образование. 2019. № 1(91). С. 34-45. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10038.
3. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Новые глобальные цели устойчивого развития // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2015. №3-4. С. 60-84.
4. Бурак П.М. Коэволюционная стратегия в совершенствовании образования и формировании социокультурных условий безопасного будущего // Труды БГТУ. 2020. Серия 6. № 1. С. 97-106.
5. Бричка Е.И., Бричка А.В. Роль человеческого капитала в развитии экономики России // Финансовые исследования. 2018. №3 (60). С. 35-43.
6. Карпова С.И., Иванова В.С. Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста // Гаудеамус. 2017. № 2. С. 24-30.
7. Тодорова М.С. Игра – форма развития экономической культуры в дошкольном возрасте // ПНиО. 2016. №4 (22). С. 52-56.
8. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Economic Consultant. 2018. № 1. С. 25– 30.
9. Ханова Т.Г., Белинова Н.В., Колосова А.А. Особенности формирования финансово-экономической грамотности в дошкольном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-3. С. 270-272.
10. Галкина Л.Н. Формирование экономической компетентности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. № 7. С. 24-29.
11. Галкина Л.Н., Пермякова Н.Е. Формирование эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №8. С. 38-48.
12. Жук А., Давидович А. Эколого-экономическое образование детей дошкольного возраста: теоретический аспект // Пралеска. 2021. С. 5-11.
13. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.
14. Лаврентьева Н.Г. Организация экологического образования дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15, № 5. С. 48–55. DOI: 10.21209/2658-7114-2020-15-5-48-55.
15. Лаврентьева Н.Г. Подготовка педагогов к экологическому образованию дошкольников с учётом природного и социокультурного окружения детского сада // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16, № 4. С. 122–131. DOI: 10.21209/2658-7114-2021-16-4-122-131.

Всеобщее экологическое образование было инициировано на Всемирном саммите в РИО-де-Жанейро в 1992 году в связи с утверждением Концепции устойчивого развития (УР). Впервые для дошкольников начали разрабатываться программы экологического образования, имеющие в содержательном компоненте преимущественно природоведческий аспект. С развитием экологического образования появляется социальный аспект в экологическом образовании дошкольников. В связи с утверждением 17 целей устойчивого развития (ЦУР) во втором десятилетии 2000-х годов, одной из целей является ликвидация нищеты, в современном образовании актуализируется необходимость финансово-экономического образования всех слоев населения для наращивания человеческого потенциала устойчивого развития [1]. Поскольку этот аспект находит отражение в дошкольном образовании, было принято решение проанализировать имеющийся в дошкольном образовании опыт финансово-экономического образования детей дошкольного возраста и определить его гармоничную взаимосвязь с экологическим образованием дошкольников и современным общемировым трендом – устойчивым развитием.

Цель исследования – обосновать и раскрыть специфику организации эколого-экономического образования детей дошкольного возраста на основе эколого-системной методологии познания окружающего мира дошкольниками в интересах устойчивого развития будущего общества.

Материалы и методы исследования. Для достижения цели исследования осуществлен ретроспективный анализ научной литературы, посвященной проблеме финансово-экономического и эколого-экономического образования детей. Проанализировано более 30 найденных в открытом доступе статей в периодических научных журналах за период 2000-2022 годы. Кроме того, осуществлен анализ опыта апробации эколого-системной методологии организации экологического образования детей дошкольного возраста в процессе инновационной деятельности в детских садах, при выполнения выпускных квалификационных работ студентами дошкольных специальностей вуза. Использован метод анкетирования педагогов – участников инновационной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Среди целей устойчивого развития можно выделить цели, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста как представителей будущего общества, для которых важно предусмотреть подготовку к нейтрализации рисков, которые им предстоит преодолевать. Успешность развития человека в течение всей жизни (УР) во многом зависит от прохождения первой самоценной ступени образовательной системы - дошкольного периода детства. В этом возрасте закладываются основы личностного развития человека [2]. Достижение целей устойчивого развития возможно при условии исключения деградации общества и природы, осознания большинством потребности выживания будущих поколений и тесно связано с изменением социально-экономического развития общества, основанного на использовании природных ресурсов. Изменения касаются развития новых технологий для обеспечения потребностей настоящих и будущих поколений, исключающих избыточный прессинг природы для сохранения её способности к саморегуляции. Новая стратегия развития предполагает соединение «экономической, экологической и социальной областей деятельности» [3, с. 68]. «Первым, актуально особо чувствительным и нацеленным на будущее адаптирующим институтом социума… … должна быть система образования» [4, с. 98], направленная на увеличение человеческого капитала [5] для достижения целей устойчивого развития.

Парадокс отечественного финансово-экономического образования детей дошкольного возраста выявлен в процессе ретроспективного анализа научно-исследовательских материалов, предложенных в печатных изданиях. Оказывается, что изначально в первом и во втором десятилетии 2000-х годов актуальным было экономическое образование дошкольников, его ведущими понятиями стали «экономическая культура», «потребности», «производство», «ресурсы», «капитал» и другие. В последнее пятилетие акценты исследований изменились в сторону финансового образования с соответствующими понятиями «финансовая культура», «деньги (финансы)», «бюджет», «доход», «расход» и «планирование финансов». Экономическая культура и финансовая культура как результаты образования взаимосвязаны между собой, так же как и взаимосвязаны звенья указанной цепи: производство – финансы – потребности, в связи с этим некоторыми педагогами используется словосочетание «финансово-экономическое образование».

Анализируя труды ученых, С.И. Карпова выявила, что первоначальные финансово-экономические представления формируются в процессе целенаправленной систематической работы у детей с четырех лет, а в семь лет дошкольники уже могут «объяснить смысл таких сложных понятий как «деньги», «стоимость», «бюджет семьи», «услуга», «качество», «рынок», «прибыль», «выгода» и другие. Анализируя работы зарубежных и отечественных авторов, программ по данному направлению выделяются не только разные аспекты содержания, но и такие условия, необходимые для реализации финансово-экономического образования, как создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями детей и интеграцию финансово-экономического образования с «математической, трудовой и художественной деятельностью» [6, с. 24-28].

М.С. Тодорова рассматривает детство как время, когда накапливается «сокровищница для будущего» [7, с. 52] как показатель степени подготовки к жизни. Механизмом развития экономической культуры служит игра, в процессе которой развиваются навыки поведения в соответствии с правилами, умения войти в роль, планировать, оценивать ситуацию, сотрудничать, быть терпеливым, активным и целеустремленным. Автор считает игру, особенно сюжетно-ролевую, самым благоприятным условием творческого развития и проявления детей, осмысления реальных ситуаций жизни [7].

Т.Г. Ханова предлагает направить воспитание в дошкольном возрасте на формирование представлений, связанных с основными финансово-экономическими категориями. Она предлагает приучать детей правильному отношению к деньгам, их использованию, выявлению способов зарабатывания; формировать элементарные представления о товаре как продукте человеческого труда, его стоимости и ценности; советует развивать рефлексивные способности детей. В процессе практической деятельности воспитывать бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность и другие нравственные качества личности; воспитывать уважение к труду взрослых, как основному продукту экономической среды. Для реализации содержания предложены такие формы и методы, как занятия, игры, моделирование игровых обучающих ситуаций, чтение художественной литературы [8]. Опираясь на проведенные исследования, Т.Г. Ханова в соавторстве с коллегами определяют задачи финансово-экономического воспитания и организационно-методические условия его реализации: профессиональную компетентность и самосовершенствование педагогов, методическое обеспечение дидактическими материалами (картотеки сказок и мультфильмов, конспекты занятий, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, кейсы проблемных ситуаций, поговорок, пословиц, загадок, рабочие тетради для детей). Уделяется внимание сотрудничеству детского сада и родителей, использованию интернет-пространства [9].

Л.Н. Галкина рекомендует уделять внимание формированию элементарных представлений о труде, производстве, товарно-денежных отношениях, развитию умений и навыков элементарных экономических расчетов, использованию пословиц, поговорок экономической направленности, рассматриванию иллюстраций, моделей и схем алгоритмов [10]. Совместно с Н.Е. Пермяковой автор исследует вопрос интеграции экологического и экономического образования детей, формирования эколого-экономических ценностей в соответствии с ФГОС ДО. Этот вопрос не находит достаточного отражения в других публикациях, хотя является очень актуальным в настоящее время. Опираясь на исследования ученых, авторы выделяют такие моральные нормы, как «желание сохранять окружающую среду, гуманное и бережное отношение к природе, умение предвидеть последствия своих действий в окружающей среде, рациональное и безопасное использование природных ресурсов». Среди нравственных эколого-экономических качеств у дошкольников авторы выделяют ответственность, трудолюбие, гуманность, бережливость. Ценно то, что среди механизмов авторы называют экскурсии и наблюдения, беседы, проблемные ситуации, моделирование, кодирование коллекционирование, сюжетно-дидактические игры производственной тематики для формирования единой картины мира и интеграции экологического и экономического образования [11, с. 42-45].

Существенным в рамках проблемы исследования выступает исследование белорусских авторов А. Жук и А. Давидович, которые с разных позиций рассматривают понятие «эколого-экономическое образование», выделяют понятие «эколого-экономическое воспитание» как формирование качеств личности, необходимых для успешной хозяйственной деятельности в сфере производства и в сфере обмена, распределения и потребления. В понятии «эколого-экономическая культура» выделяют единство экологических и экономических знаний, умений и навыков, ценностей. Применительно к эколого-экономическому образованию на дошкольной ступени образования авторы указывают на отсутствие разработанного теоретико-методологического и научно-методического обеспечения данного процесса, необходимость его направленности на интересы устойчивого развития общества и потребность в инновационных процессах при переходе к образованию в интересах устойчивого развития [12].

В имеющихся по выделенной проблеме публикациях недостаточно уделяется внимания формам непосредственного взаимодействия дошкольников с реалиями природными, производственными, социокультурными в ближайшем окружении детского сада для формирования эколого-экономических представлений, тогда как В.А. Ясвин указывает, что субъективное отношение дошкольников к природе формируется, прежде всего, на основе полученных представлений [13]. Затем на их основе развиваются элементарные понятия для формирования субъективного отношения к природе, её охране, социальной жизни и совместному творческому труду людей. Сущность эколого-системной методологии экологического образования дошкольников состоит в организации воспитательного процесса посредством наблюдений реальной действительности в открытой функционально дифференцированной системе форм прогулки – целевые прогулки – экскурсии в природном и социокультурном окружении детского сада. Организация повторных системных наблюдений детей необходима для обогащения чувственного опыта и представлений об экосистемах (домах) для жизни живых организмов – растений, животных и людей [14], установления элементарных причинно-следственных связей не только внутри экосистем, но и взаимосвязи природных экосистем с жизнью людей и социальными системами – «домами» большими и маленькими для жизни людей. Познание города как большого дома осуществляется по аналогии с домом, в котором живут дети вместе со своей семьей. Это позволяет им «увидеть», что в городе тоже есть «прихожие» - автовокзал, аэропорт, железнодорожный вокзал, благодаря которым в город привозят необходимые для его жизни товары и приезжают гости. В городе есть «кухни» - кафе и рестораны, где не только горожане, но и гости могут покушать. Есть «спальные комнаты» - гостиницы; «залы» - места для отдыха людей – спортзалы, библиотеки, кинотеатры и прочее. Для знакомства старших дошкольников с городом как большим домом (экосистемой) для жизни людей важно использовать потенциал родителей детей, трудящихся в производственной сфере и сфере услуг для организации экскурсий и целевых прогулок на места их работы в ближайшее окружение детского сада. Такой подход не только удобен в организации экскурсий (реальных и виртуальных), но и активизирует познавательную деятельность детей, их взаимодействие с родителями. Неоднократные посещения педагогов совместно с детьми в течение дошкольного периода детства магазина, аптеки, банка, пекарни, молочного завода, пожарной части и прочих организаций позволяет формировать у детей представления о профессиях, характере производства, средствах производства, продуктах, помогает устанавливать взаимосвязи в системе финансово-экономических взаимоотношений. Обращая внимание детей на то, из чего производятся одежда, продукты питания, мебель, машины и механизмы педагоги формируют представления об использовании природы для нужд производства и жизни людей, необходимости её охраны, экономии всего разнообразия природных ресурсов для будущего. Кроме того, реальные условия позволяют увидеть взаимосвязь жизни людей разных профессий, живущих в одном городе и отразить разные картины этих взаимосвязей в сюжетно-ролевых играх, которые позволяют получить опыт первого «проживания» детьми разных социальных ролей, опыт ранней профориентации. Причем, повторные наблюдения в ходе целевых прогулок позволяют углубить и конкретизировать представления, способствовать обогащению предметно-пространственной среды для игр посредством совместного творчества воспитателя, детей и их родителей. Кроме того, современные информационные ресурсы позволяют в процессе виртуальных экскурсий или целевых прогулок «приблизить» отдаленную или недоступную реальность, чтобы обсудить её вместе с детьми на занятиях для осмысления целостности производства. На занятиях финансово-экономические взаимосвязи, взаимосвязи «природа – производство», «производство, услуги – потребности людей» показываются в виде доступных и понятных детям схем-моделей, настольно-печатных игр, игр с использованием интерактивной доски и т.д. Важной задачей итоговых экскурсий и занятий является формирование у детей единства деятельности всех людей города, трудовыми усилиями обеспечивающих совместную жизнь и процветание родного города, его развитие.

Подготовка педагогов к реализации эколого-системной методологии [15] играет решающую роль в качественной организации процесса эколого-экономического образования с детьми, в организации развивающей предметно-пространственной среды, системно отражающей не только экологические, но и финансово-экономические особенности города, его предприятий и жизнь людей. Активное привлечение родителей к совместному эколого-экономическому образованию детей посредством их профессиональной деятельности позволит использовать социокультурное окружение детского сада как источник содержания совместной эколого-экономической деятельности всего коллектива педагогов, детей и родителей.

Анкетирование педагогов – участников реализации эколого-системного подхода показало следующее (обобщенные итоги опроса в разных детских садах). На вопрос «Считаете ли Вы, что использование эколого-системного подхода положительно отражается на развитии детей?" 100% педагогов ответили утвердительно. На вопрос «Удовлетворены ли Вы результатами своей профессиональной деятельности?» утвердительно ответили 62% педагогов, недостаточную удовлетворенность выразили 38% педагогов, не удовлетворенных итогами не оказалось. Данные опроса свидетельствуют о наличии рефлексивного анализа своей деятельности педагогами и достаточно критичным их отношением к своей деятельности. Отсутствие не удовлетворенных участников исследований можно отнести к положительным итоговым результатам и тому, что педагоги видят причины, знают пути их коррекции в последующей работе. На вопрос «Какие трудности испытывали в практике организации работы с детьми?» ответы разделились. Некоторые педагоги испытывали трудности в перспективном планировании, другие затруднялись в подборе тем для наблюдений на каждодневных прогулках по проблеме, многие педагоги указали на трудности в индивидуализации образовательного процесса, вызвали затруднения и организация экскурсий и целевых прогулок. 13% педагогов не испытывали трудностей. Ответы на данный вопрос объясняют причины недостаточной удовлетворенности некоторых педагогов своей деятельностью, их можно считать отправной точкой в дальнейшем повышении квалификации педагогов по данной проблеме и предоставлении им методических материалов для самообразования.

Заключение

Цели устойчивого развития общества направлены не только на развитие здоровья, в том числе дошкольников как представителей будущего общества, обеспечение качественного образования в течение всей жизни, но и сохранение природных экосистем, познание которых с дошкольниками на эмпирическом уровне станет основой для эффективного развития экологического сознания и принятия экологических императивов на последующих этапах жизни человека.

Методические рекомендации педагогам по организации эколого-экономического образования детей дошкольного возраста на основе эколого-системной методологии познания окружающего мира можно предложить следующие:

- необходимо выделять экосистемы природные (лес, луг, водоем) и антропогенные (город, село) в ближайшем окружении детского сада как дома для обитателей (растений, животных, людей) с их взаимосвязями как единицы познавательного содержания для выявления условий жизни живых существ в них;

- обогащать эмоционально-чувственный опыт непосредственного взаимодействия детей с природной и социальной действительностью, представления детей;

- использовать открытую систему форм (прогулки – целевые прогулки – экскурсии – занятия) для расширения познавательного поля, обогащения эколого-экономических представлений детей и осмысления взаимосвязей в природе, жизни людей, роли природы для жизни и хозяйственной деятельности человека;

- организовывать сюжетно-ролевые игры как средство творческого самовоплощения детей в реализации социальных ролей, настольно-печатные и другие виды игр для решения проблемных ситуаций эколого-экономического и финансового содержания;

- в процессе эколого-экономического образования воспитывать у детей нравственные ценности, формировать бережливое, ответственное отношение к природе как среде жизни живых организмов, труду людей и городу как общему дому для людей;

- совместный творческий труд людей (на разных производствах и сфере услуг) рассматривать как взаимопомощь для создания благоприятных условий совместной жизни людей в городе, экономии ресурсов и сохранения естественных экосистем как среды жизни растений и животных.

Эколого-экономическое образование детей дошкольного возраста – одно из ведущих средств накопления основ человеческого капитала, способствующего в будущем посредством интуиции направлять творческую самореализацию человека в профессиональной деятельности на развитие производства, экономию природных ресурсов и повышение качества жизни людей. Оно необходимо для развития инновационных технологий и достижения устойчивого развития общества в будущем, поэтому может рассматриваться как стратегически ценный ресурс.

Выводы

1. Эколого-системная методология познания окружающего мира дошкольниками – это организация воспитательного процесса посредством совместных педагога и детей наблюдений реальной действительности в открытой функционально дифференцированной системе форм прогулки – целевые прогулки – экскурсии в природном и социокультурном окружения детского сада.

2. Содержание эколого-экономического образования детей дошкольного возраста включает знакомство детей с жизнью города как большого дома (экосистемы), в котором совместный творческий труд людей (на разных производствах и сфере услуг) рассматривается как взаимопомощь для создания благоприятных условий для совместной жизни людей и её взаимосвязью с природой.

3. Эксперимент по апробации эколого-системной методологии организации экологического образования детей дошкольного возраста показал, что развитие детей обогащается не только в сфере познавательного развития, но и в развитии всех других сфер, и развитии творческого потенциала личности ребенка.

4. Анкетирование педагогов позволило установить, что потенциал использования данной методологии в практике дошкольного образования не исчерпан, исследования в данном направлении нужно продолжать и в сфере повышения эффективности профессиональной подготовки педагогов, и в сфере обогащения развивающей экологосообразной и финансово-экономической образовательной среды детского сада, и в подборе методов реализации образовательного процесса с детьми, и в установлении сотрудничества с семьями воспитанников.


Библиографическая ссылка

Лаврентьева Н.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32313 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674