Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

WEBSITE AS A MEANS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE ADAPTATION OF FUTURE TEACHERS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Mendova N.S. 1
1 FGBOU VO Penza State University
The article shows the significance of the problem of adaptation of students and, in particular, future teachers to the conditions of higher education. The relevance of using the website as a means of pedagogical support for the adaptation of first-year students is emphasized. Based on the age and generational characteristics of modern students, the requirements for the site are defined and characterized, including the specifics of the form of information presentation, its visual and style design: modern visual design, logical and structured menu, short and structured presentation, friendly form of information presentation, site adaptation for screens of mobile devices, the absence of "heavy" elements on the site, integration with social networks, fast test results, the relative ease of creating and maintaining a web resource. The results of the experience of developing the site "Help in Adaptation", implemented on the basis of Penza State University and intended for future teachers, are presented. Its main sections are described: "Main page", "What is adaptation", "Social relations", "Work at lectures", "Work at seminars", "Preparation for the session", "During the session", "Time management" , "Emotional state", "Professional self-development" and "Diagnostics". The conclusion is made about the expediency of using the website as a means of pedagogical support for the adaptation of future teachers.
adaptation
information and communication technologies
website
higher school
students
first-year students
future teachers
professional training

Поступая в вуз, каждый первокурсник сталкивается с проблемой адаптации к высшей школе, испытывая дидактические, социально-психологические и профессиональные трудности [1, с. 156]. От того, насколько успешно и быстро будет пройден этот период конкретным обучающимся, во многом зависит ход его последующего обучения, формирование профессиональных компетенций, психологический комфорт, личностная и профессиональная самореализация как в вузе, так и после выпуска из него.

Особенную важность данная проблема приобретает в обучении будущих педагогов. В настоящее время отчетливо понимается значимость образования для развития информационного общества, в связи с этим возрастают требования к профессионально-личностным качествам педагогов. Следовательно, возрастает значимость обучения в вузе для их всесторонней подготовки, базис же ее закладывается на этапе адаптации к образовательной среде вуза в начальный период обучения.

Эффективной адаптации обучающихся к образовательной среде вуза может способствовать комплексная система мер педагогического сопровождения. При этом в условиях цифровизации общества одним из практических инструментов сопровождения могут становиться информационно-коммуникационные технологии, обеспечивая новые возможности диагностики и коррекции трудностей в адаптационном процессе у обучающихся.

Проблема адаптации человека неоднократно поднималась в науке и не теряет своей значимости до сих пор. Так, ею занимались такие ученые, как С.К.Быструшкин, Л.ГДикая, Е.П.Ермолаева, А.Л.Журавлев, Г.Ю.Крылова, А.Б.Купрейченко, Н.Н.Мельникова, А.А.Налчаджян, Е.Н.Николаевский, Л.А.Пергаменщик, М.В.Ростовцева и др.

Вопрос об адаптации студентов к условиям вуза изучался в исследованиях Г.В.Акименко, О.Б.Александровой, О.Г.Берестневой, А.И. Бугакова, О.А.Воскрекасенко, С.В.Гридневой, Н.В.Киценко, И.Н.Киселевой, О.В.Марухиной, Т.М.Михайловой, А.И.Тащёвой, Ю.А.Тихонова, В.А.Швецовой, Д.О.Щербакова и др.

В то же время студенты демонстрируют высокую степень приверженности использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных жизненных сферах. Компьютеры и смартфоны заняли прочное место в жизни современного информационного общества, и в особенности представителей поколения так называемых «цифровых аборигенов» (термин М.Пренски) – тех людей, которые родились и выросли одновременно с появлением и развитием цифровых технологий [2, с. 89].

Согласно результату исследования использования ИКТ современной молодежью, для них в большей мере свойственны такие цифровые предпочтения, как использование информационных сайтов, социальных сетей и мессенджеров. Студенты демонстрируют высокую готовность к применению ИКТ, в том числе в процессе обучения и профессионального саморазвития [3].

Вопрос об использовании ИКТ в образовательном процессе высшей школы получил отражение в трудах таких исследователей, как Т.П.Болдырева, В.М.Головач, М.Г.Евдокимова, М.А.Иваненко, Ж.Б.Иванова, И.А.Карпович, А.И.Киселев, О.А.Кривушина, И.В.Куламихина, С.В.Никитина, О.В.Пигорева, О.А.Плоцкая, А.Е.Поличка, А.В.Потапова, Т.В.Рихтер, О.Л.Серветник, Ж.Ф.Таннинг, О.В.Уфимцева, Н.В.Чернухина и др.

В то же время проблема использования веб-сайтов как средства адаптации к обучению в высшей школе студентов, и, в особенности, будущих педагогов, является крайне малоизученной, однако актуальной. В этой связи представляется значимым изучение проблематики использования средств ИКТ, в частности, специально разработанного веб-сайта, в целях педагогического сопровождения адаптации первокурсников педагогических направлений подготовки к образовательной среде вуза.

Цель исследования: определить оптимальную структуру и содержание сайта, применяемого в качестве средства педагогического сопровождения первокурсников педагогических направлений подготовки.

Материалы и методы исследования

В исследовании были использованы методы анализа, обобщения и систематизации научной литературы по проблеме исследования, а также опыта педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде вуза посредством веб-сайта, организованного на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».

Результаты исследования и их обсуждение

Предварительно были выделены требования к создаваемому веб-сайту. Они касаются формы представления информации и особенностей визуального и стилевого оформления.

Одним из требований к веб-сайту данной направленности является его современное визуальное оформление. Необходимо придерживаться минималистичного дизайна и цветовой гармонии. Важно присутствие графических элементов, но не избыточное их количество. На сайте должен быть достаточно крупный шрифт для удобства чтения, в том числе с экранов мобильных устройств. Представляются удобными раскрывающиеся списки, к которым привыкли современные пользователи Интернета, а также привлекающие внимание кнопки интерактивных элементов, побуждающие к совершению пользователем какого-либо действия с содержимым страницы сайта.

Также важнейшим требованием является логичное, структурированное меню сайта, разделенное на смысловые группы. Меню должно быть понятным, не должно вызывать сложностей пользователей при навигации; с помощью него студенты могут легко ориентироваться на сайте и находить нужную информацию. При этом не должно быть чрезмерного количества пунктов меню, предъявляемых на странице.

Необходимо отметить обязательную краткость и структурированность изложения. В связи с тем, что в целом поколению современного юношества свойственна клиповость мышления [4, с. 60; 5], необходимо отдавать предпочтение кратко изложенным тезисам, которые привлекают внимание адресатов. Облегчает восприятие текста и структурированное оформление: блоки текста, абзацы, отделенные друг от друга по смыслу; крупные понятные заголовки, помогающие ориентироваться и быстро считывать смысл содержания еще до его внимательного прочтения.

Кроме того, еще одно требование к сайту исследуемой направленности – дружелюбная форма подачи информации. Представленная на его страницах информация, предназначенная для лиц юношеского возраста, должна содержать обращения к адресату и призывы к действиям, которые не выглядят, как изложение лекции или родительское поучение. Предпочтение желательно отдать оформлению в непринужденном разговорном стиле дружеской беседы.

Учитывая специфику современного использования сети Интернет, крайне важным требованием является адаптация сайта для экранов мобильных устройств. Как в дальнейшем показал анализ активности пользователей веб-сайта, более 90% пользователей просматривают его с помощью мобильных устройств, а не компьютеров. В этой связи необходимо следить за адаптацией к экрану смартфона меню сайта, оформления его текстовой информации и графических элементов, чтобы страницы и меню сайта были одинаково удобно читаемы как с экрана компьютера, так и с экранов планшетов и смартфонов.

Другое техническое требование – отсутствие «тяжелых» элементов на сайте. К ним относятся, в частности, видео, документы для скачивания, большие не обработанные фото, прочие графические и иные элементы, которые могли бы вызывать сложности загрузки содержимого. Так, данная проблема может проявиться при использовании студентами устройств небольшой мощности, либо при нестабильном мобильном Интернет-соединении, либо в условиях ограниченного траффика, либо может вызвать замедленную загрузку контента с помощью VPN-сервисов, получивших распространение среди российских пользователей Интернета. Медленная загрузка наполнения сайта приведет к неудобству пользователей и, с определенной вероятностью, к их отказу от дальнейшей работы с данным веб-ресурсом.

Еще одним требованием к веб-сайту является его интеграция с социальными сетями. Пользователи сайта за счет подключенных комментариев из социальных сетей получают возможность вступать в диалог. В связи с тем, что, по результатам проведенного опроса студентов, социальная сеть «ВКонтакте» является приоритетной по использованию современными студентами [3], представляется целесообразным интеграция веб-сайта именно с данной соцсетью.

Также стоит отметить такое требование к сайту, как возможность быстрого тестирования. При необходимости проведения психологических тестов предпочтение отдано электронному онлайн-тестированию с мгновенным получением результатов. Это служит задачам экономии времени при обработке результатов, а также оперативной обратной связи с обучающимися, которые, как правило, демонстрируют высокую заинтересованность в результатах психологического тестирования и желание получить результаты как можно скорее, свойственное современному «цифровому поколению». При этом соблюдается принцип конфиденциальности: обучающиеся проходят тестирование и читают описание конкретно своего результата на личном техническом устройстве.

Одно из первостепенных требований состоит в относительной простоте создания и поддержки веб-ресурса. Функциональность, несложность создания и редактирования, отсутствие «замусоривания» спамом (как в группах в соцсетях) и возможность бесплатного размещения определили выбор в пользу конструктора сайтов Tilda, с помощью которого был оформлен данный веб-сайт.

С учетом представленных требований был создан сайт «Помощь в адаптации», доступный по ссылке http://assistance-in-adapting.tilda.ws/, предназначенный, в первую очередь, для первокурсников педагогических направлений обучения Пензенского государственного университета. Рассмотрим подробнее его разделы.

1. Главная страница содержит краткое описание содержания сайта, его задач и целевой аудитории. Это титульная страница, на которую осуществляется переход по прямой ссылке на веб-сайт. Кроме того, данная страница ссылается на страницу кафедры «Педагогика и психология» ПГУ, что служит пониманию единства воспитательной системы вуза, а также предоставляет возможность обучающимся адресно обратиться с возникающими вопросами. Переход на остальные разделы сайта осуществляется с помощью меню.

2. Раздел «Что такое адаптация» информирует первокурсников об этом явлении, описывает возможные трудности адаптационного периода на начальных этапах вузовского обучения. Благодаря этому возрастает осведомленность студентов в вопросах адаптации и появляется понимание нормативности происходящих с ними явлений и, соответственно, возникающих переживаний. Впоследствии это выражается в более глубоком понимании себя и в большей готовности к профилактированию и преодолению уже возникших сложностей.

3. Раздел «Социальные отношения» ориентирует первокурсников на создание и поддержание благоприятных межличностных отношений с другими студентами в учебной группе, в вузе вообще, а также на выстраивание продуктивных отношений с преподавателями и сотрудниками. Подчеркивается важность собственной активности личности при включении в жизнь вуза.

4. Раздел «Работа на лекциях» подчеркивает различие между школьными и вузовскими формами работы. Он ориентирует первокурсников на освоение новых форм работы, которые позволят успешно овладеть предлагаемым на лекциях материалом. В связи с тем, что с лекциями, как правило, студент сталкивается впервые только в вузе, на начальном этапе обучения он не имеет специфических навыков работы на лекциях. Поэтому предложенные рекомендации касаются посещения лекций, оптимизации их ведения в тетради и последующей обработки материалов лекций обучающимися.

5. Раздел «Работа на семинарах» также включает в себя рекомендации по использованию студентами потенциала данной формы работы. Обучающимся предлагаются способы, касающиеся подготовки к семинарским занятиям в условиях обилия информации, обсуждается участие в ходе семинарских занятий и варианты самопрезентации студентов на них, затрагиваются вопросы организации времени и планирования работы и отдыха. Необходимость обсуждения данной информации обусловлена тем, что зачастую первокурсники, оказавшись в вузе, испытывают растерянность от необходимости выполнения большого объема заданий и трудности понимания того, как им эту подготовку оптимально встроить в пока не привычное для себя двухнедельное расписание занятий.

6. Раздел «Подготовка к сессии» призван оказать помощь первокурсникам и помочь предотвратить трудности на сессии, связанные с их организационными просчетами при подготовке. Здесь содержатся советы по планированию, оптимальному распределению времени и балансу труда и отдыха при подготовке, приведены рекомендации приложений для смартфона и органайзеров на бумажных носителях, которые могут быть удобны для применения. С точки зрения функционирования человеческой психики указываются некоторые возможные трудности, с которыми могут встретиться студенты при подготовке и приводятся способы преодоления такого рода трудностей.

7. Раздел «Во время сессии» позволяет первокурсникам получить примерное представление о том, что их ожидает в этом периоде обучения в вузе. Раздел содержит рекомендации относительно периодов до, во время и после экзамена, в первую очередь, по режиму подготовки, сохранению высокой умственной работоспособности и поведению на экзамене. Также он помогает создать верный психологический настрой с оптимальным уровнем мотивации (не слишком низким, но и не чрезмерным, т.к. наиболее эффективная деятельность, согласно психологическому закону Йеркса-Додсона, опирается на средний уровень мотивации).

8. Раздел «Тайм-менеджмент» содержит рекомендации для студентов, связанные в первую очередь с организацией рутинных дел и учебных задач в течение учебного года. Освоив данные приемы, студенты могут переносить их на выполнение и иных, внеучебных задач. Так, в разделе содержатся ориентиры для планирования задач, их ранжирования, приемы выполнения и примеры документов и мобильных приложений, призванных помочь в организации собственной деятельности. Затронут вопрос о некоторых препятствиях на пути к выполнению поставленных задач. Также особенно подчеркивается важность положительного самоподкрепления при достижении запланированного, что служит цели закрепления успешного способа поведения у студентов.

9. Раздел «Эмоциональное состояние» направлен на обучение будущих педагогов приемам стабилизации их состояний, что необходимо как во время учебной деятельности (например, во время экзаменов, выступлений на семинарах, конференциях и конкурсах, что особенно важно для студентов с высоким уровнем личностной тревожности), а также в их будущей профессиональной деятельности. Так как профессия учителя является высокострессовой, то представляется необходимым умение студентов осознавать свое эмоциональное состояние и их владение техниками эмоциональной саморегуляции. Кроме того, наше наблюдение и аналитика сайта показали, что в марте 2022 года наблюдался скачкообразный рост обращений к данной странице сайта, что мы связываем с поиском способов нормализовать эмоциональное состояние у людей в связи с тревожной политической ситуацией в мире, а описанные приемы при их применении могут быть эффективны в любой стрессовой ситуации в жизни человека.

10. Раздел «Профессиональное саморазвитие» включает в себя ссылки и краткое описание интернет-ресурсов, которые могут быть полезны для студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки. Знакомство с данными информационными ресурсами может быть полезным для того, чтобы получить более четкое представление о педагогической профессии. Наблюдения показывают, что абитуриенты и студенты до (и даже после) педагогической практики имеют искаженное представление о труде учителя, о его специфике, о решаемых учителями задачах, которые во время школьной жизни сегодняшних студентов оставались «за кадром». Поэтому представляется важным плавно вводить будущих педагогов в контекст их профессиональной деятельности, знакомя с педагогическим опытом уже состоявшихся коллег. Кроме того, в эпоху соцсетей студенты получают уникальную возможность видеть профессиональную жизнь педагогов посредством их блогов, наблюдать за разрешением профессиональных трудностей и саморазвитием, что является вдохновляющим примером для обучающихся на пути их профессионального и личностного саморазвития. Также в этом разделе к странице подключены комментарии, которые пользователи сайта могут оставлять, используя свой аккаунт социальной сети ВКонтакте.

11. Раздел «Диагностика» содержит ссылки на анкеты с использованием сервиса Google Формы, предназначенные для проведения опроса первокурсников относительно некоторых показателей их адаптированности к образовательной среде вуза. Также на этой странице содержатся ссылки на онлайн-тесты, анонимно пройдя которые, студенты мгновенно могут получить результаты диагностики их состояний, настроений и иных показателей адаптированности. Результаты, полученные студентом, остаются доступными ему по уникальной ссылке, которую он может сохранить. Проводя самодиагностику в течение года и сопоставляя полученные результаты тестов, студенты могут получить представление о динамике собственных психических явлений.

Заключение

Таким образом, проблема использования веб-сайта в сопровождении адаптации первокурсников является актуальной и отвечающей запросам современной молодежи. При этом при создании веб-сайта необходимо учитывать возрастные и поколенческие особенности современного студенчества, которые выдвигают определенные требования к форме и содержанию предъявляемой информации. На основании требований был разработан сайт «Помощь в адаптации», содержащий одиннадцать основных разделов, который применялся в качестве средства педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов в Пензенском государственном университете.