Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЕБ-САЙТ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Мендова Н.С. 1
1 ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет
В статье показана значимость проблемы адаптации обучающихся и, в особенности, будущих педагогов к условиям высшей школы. Подчеркивается актуальность применения веб-сайта как средства педагогического сопровождения адаптации первокурсников. На основании учета возрастных и поколенческих особенностей современного студенчества определены и охарактеризованы требования к сайту, включающие специфику формы представления информации, его визуального и стилевого оформления: современное визуальное оформление, логичное и структурированное меню, краткое и структурированное изложение, дружелюбная форма подачи информации, адаптация сайта для экранов мобильных устройств, отсутствие «тяжелых» элементов на сайте, интеграция с социальными сетями, быстрые результаты тестирования, относительная простота создания и поддержки веб-ресурса. Представлены результаты опыта разработки сайта «Помощь в адаптации», реализованного на базе Пензенского государственного университета и предназначенного для будущих педагогов. Описаны его основные разделы: «Главная страница», «Что такое адаптация», «Социальные отношения», «Работа на лекциях», «Работа на семинарах», «Подготовка к сессии», «Во время сессии», «Тайм-менеджмент», «Эмоциональное состояние», «Профессиональное саморазвитие» и «Диагностика». Сделан вывод о целесообразности использования веб-сайта в качестве средства педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов.
адаптация
информационно-коммуникационные технологии
веб-сайт
высшая школа
студенты
первокурсники
будущие педагоги
профессиональная подготовка
1. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Проблема адаптации студентов-первокурсников в контексте особенностей обучения в высшей школе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2013. № 2. С. 155–159.
2. Носова С.С., Кужелева-Саган И.П. Молодежь в сетевом информационно-коммуникативном обществе: зарубежные подходы к изучению проблемы // Сибирский психологический журнал. 2013. № 49. С. 85-96.
3. Мендова Н.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза как запрос современной студенческой молодежи // Воспитание в современных условиях: региональный аспек: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 30 октября 2020 г.). Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2020. С. 143-151.
4. Пoлевoй С.А., Павлова В.В. Oсoбеннoсти oбучения студентoв с клипoвым мышлением // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 2. С. 56-67.
5. Крайнов А.Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. Вып. 3. С. 262-266.

Поступая в вуз, каждый первокурсник сталкивается с проблемой адаптации к высшей школе, испытывая дидактические, социально-психологические и профессиональные трудности [1, с. 156]. От того, насколько успешно и быстро будет пройден этот период конкретным обучающимся, во многом зависит ход его последующего обучения, формирование профессиональных компетенций, психологический комфорт, личностная и профессиональная самореализация как в вузе, так и после выпуска из него.

Особенную важность данная проблема приобретает в обучении будущих педагогов. В настоящее время отчетливо понимается значимость образования для развития информационного общества, в связи с этим возрастают требования к профессионально-личностным качествам педагогов. Следовательно, возрастает значимость обучения в вузе для их всесторонней подготовки, базис же ее закладывается на этапе адаптации к образовательной среде вуза в начальный период обучения.

Эффективной адаптации обучающихся к образовательной среде вуза может способствовать комплексная система мер педагогического сопровождения. При этом в условиях цифровизации общества одним из практических инструментов сопровождения могут становиться информационно-коммуникационные технологии, обеспечивая новые возможности диагностики и коррекции трудностей в адаптационном процессе у обучающихся.

Проблема адаптации человека неоднократно поднималась в науке и не теряет своей значимости до сих пор. Так, ею занимались такие ученые, как С.К.Быструшкин, Л.ГДикая, Е.П.Ермолаева, А.Л.Журавлев, Г.Ю.Крылова, А.Б.Купрейченко, Н.Н.Мельникова, А.А.Налчаджян, Е.Н.Николаевский, Л.А.Пергаменщик, М.В.Ростовцева и др.

Вопрос об адаптации студентов к условиям вуза изучался в исследованиях Г.В.Акименко, О.Б.Александровой, О.Г.Берестневой, А.И. Бугакова, О.А.Воскрекасенко, С.В.Гридневой, Н.В.Киценко, И.Н.Киселевой, О.В.Марухиной, Т.М.Михайловой, А.И.Тащёвой, Ю.А.Тихонова, В.А.Швецовой, Д.О.Щербакова и др.

В то же время студенты демонстрируют высокую степень приверженности использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных жизненных сферах. Компьютеры и смартфоны заняли прочное место в жизни современного информационного общества, и в особенности представителей поколения так называемых «цифровых аборигенов» (термин М.Пренски) – тех людей, которые родились и выросли одновременно с появлением и развитием цифровых технологий [2, с. 89].

Согласно результату исследования использования ИКТ современной молодежью, для них в большей мере свойственны такие цифровые предпочтения, как использование информационных сайтов, социальных сетей и мессенджеров. Студенты демонстрируют высокую готовность к применению ИКТ, в том числе в процессе обучения и профессионального саморазвития [3].

Вопрос об использовании ИКТ в образовательном процессе высшей школы получил отражение в трудах таких исследователей, как Т.П.Болдырева, В.М.Головач, М.Г.Евдокимова, М.А.Иваненко, Ж.Б.Иванова, И.А.Карпович, А.И.Киселев, О.А.Кривушина, И.В.Куламихина, С.В.Никитина, О.В.Пигорева, О.А.Плоцкая, А.Е.Поличка, А.В.Потапова, Т.В.Рихтер, О.Л.Серветник, Ж.Ф.Таннинг, О.В.Уфимцева, Н.В.Чернухина и др.

В то же время проблема использования веб-сайтов как средства адаптации к обучению в высшей школе студентов, и, в особенности, будущих педагогов, является крайне малоизученной, однако актуальной. В этой связи представляется значимым изучение проблематики использования средств ИКТ, в частности, специально разработанного веб-сайта, в целях педагогического сопровождения адаптации первокурсников педагогических направлений подготовки к образовательной среде вуза.

Цель исследования: определить оптимальную структуру и содержание сайта, применяемого в качестве средства педагогического сопровождения первокурсников педагогических направлений подготовки.

Материалы и методы исследования

В исследовании были использованы методы анализа, обобщения и систематизации научной литературы по проблеме исследования, а также опыта педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде вуза посредством веб-сайта, организованного на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».

Результаты исследования и их обсуждение

Предварительно были выделены требования к создаваемому веб-сайту. Они касаются формы представления информации и особенностей визуального и стилевого оформления.

Одним из требований к веб-сайту данной направленности является его современное визуальное оформление. Необходимо придерживаться минималистичного дизайна и цветовой гармонии. Важно присутствие графических элементов, но не избыточное их количество. На сайте должен быть достаточно крупный шрифт для удобства чтения, в том числе с экранов мобильных устройств. Представляются удобными раскрывающиеся списки, к которым привыкли современные пользователи Интернета, а также привлекающие внимание кнопки интерактивных элементов, побуждающие к совершению пользователем какого-либо действия с содержимым страницы сайта.

Также важнейшим требованием является логичное, структурированное меню сайта, разделенное на смысловые группы. Меню должно быть понятным, не должно вызывать сложностей пользователей при навигации; с помощью него студенты могут легко ориентироваться на сайте и находить нужную информацию. При этом не должно быть чрезмерного количества пунктов меню, предъявляемых на странице.

Необходимо отметить обязательную краткость и структурированность изложения. В связи с тем, что в целом поколению современного юношества свойственна клиповость мышления [4, с. 60; 5], необходимо отдавать предпочтение кратко изложенным тезисам, которые привлекают внимание адресатов. Облегчает восприятие текста и структурированное оформление: блоки текста, абзацы, отделенные друг от друга по смыслу; крупные понятные заголовки, помогающие ориентироваться и быстро считывать смысл содержания еще до его внимательного прочтения.

Кроме того, еще одно требование к сайту исследуемой направленности – дружелюбная форма подачи информации. Представленная на его страницах информация, предназначенная для лиц юношеского возраста, должна содержать обращения к адресату и призывы к действиям, которые не выглядят, как изложение лекции или родительское поучение. Предпочтение желательно отдать оформлению в непринужденном разговорном стиле дружеской беседы.

Учитывая специфику современного использования сети Интернет, крайне важным требованием является адаптация сайта для экранов мобильных устройств. Как в дальнейшем показал анализ активности пользователей веб-сайта, более 90% пользователей просматривают его с помощью мобильных устройств, а не компьютеров. В этой связи необходимо следить за адаптацией к экрану смартфона меню сайта, оформления его текстовой информации и графических элементов, чтобы страницы и меню сайта были одинаково удобно читаемы как с экрана компьютера, так и с экранов планшетов и смартфонов.

Другое техническое требование – отсутствие «тяжелых» элементов на сайте. К ним относятся, в частности, видео, документы для скачивания, большие не обработанные фото, прочие графические и иные элементы, которые могли бы вызывать сложности загрузки содержимого. Так, данная проблема может проявиться при использовании студентами устройств небольшой мощности, либо при нестабильном мобильном Интернет-соединении, либо в условиях ограниченного траффика, либо может вызвать замедленную загрузку контента с помощью VPN-сервисов, получивших распространение среди российских пользователей Интернета. Медленная загрузка наполнения сайта приведет к неудобству пользователей и, с определенной вероятностью, к их отказу от дальнейшей работы с данным веб-ресурсом.

Еще одним требованием к веб-сайту является его интеграция с социальными сетями. Пользователи сайта за счет подключенных комментариев из социальных сетей получают возможность вступать в диалог. В связи с тем, что, по результатам проведенного опроса студентов, социальная сеть «ВКонтакте» является приоритетной по использованию современными студентами [3], представляется целесообразным интеграция веб-сайта именно с данной соцсетью.

Также стоит отметить такое требование к сайту, как возможность быстрого тестирования. При необходимости проведения психологических тестов предпочтение отдано электронному онлайн-тестированию с мгновенным получением результатов. Это служит задачам экономии времени при обработке результатов, а также оперативной обратной связи с обучающимися, которые, как правило, демонстрируют высокую заинтересованность в результатах психологического тестирования и желание получить результаты как можно скорее, свойственное современному «цифровому поколению». При этом соблюдается принцип конфиденциальности: обучающиеся проходят тестирование и читают описание конкретно своего результата на личном техническом устройстве.

Одно из первостепенных требований состоит в относительной простоте создания и поддержки веб-ресурса. Функциональность, несложность создания и редактирования, отсутствие «замусоривания» спамом (как в группах в соцсетях) и возможность бесплатного размещения определили выбор в пользу конструктора сайтов Tilda, с помощью которого был оформлен данный веб-сайт.

С учетом представленных требований был создан сайт «Помощь в адаптации», доступный по ссылке http://assistance-in-adapting.tilda.ws/, предназначенный, в первую очередь, для первокурсников педагогических направлений обучения Пензенского государственного университета. Рассмотрим подробнее его разделы.

1. Главная страница содержит краткое описание содержания сайта, его задач и целевой аудитории. Это титульная страница, на которую осуществляется переход по прямой ссылке на веб-сайт. Кроме того, данная страница ссылается на страницу кафедры «Педагогика и психология» ПГУ, что служит пониманию единства воспитательной системы вуза, а также предоставляет возможность обучающимся адресно обратиться с возникающими вопросами. Переход на остальные разделы сайта осуществляется с помощью меню.

2. Раздел «Что такое адаптация» информирует первокурсников об этом явлении, описывает возможные трудности адаптационного периода на начальных этапах вузовского обучения. Благодаря этому возрастает осведомленность студентов в вопросах адаптации и появляется понимание нормативности происходящих с ними явлений и, соответственно, возникающих переживаний. Впоследствии это выражается в более глубоком понимании себя и в большей готовности к профилактированию и преодолению уже возникших сложностей.

3. Раздел «Социальные отношения» ориентирует первокурсников на создание и поддержание благоприятных межличностных отношений с другими студентами в учебной группе, в вузе вообще, а также на выстраивание продуктивных отношений с преподавателями и сотрудниками. Подчеркивается важность собственной активности личности при включении в жизнь вуза.

4. Раздел «Работа на лекциях» подчеркивает различие между школьными и вузовскими формами работы. Он ориентирует первокурсников на освоение новых форм работы, которые позволят успешно овладеть предлагаемым на лекциях материалом. В связи с тем, что с лекциями, как правило, студент сталкивается впервые только в вузе, на начальном этапе обучения он не имеет специфических навыков работы на лекциях. Поэтому предложенные рекомендации касаются посещения лекций, оптимизации их ведения в тетради и последующей обработки материалов лекций обучающимися.

5. Раздел «Работа на семинарах» также включает в себя рекомендации по использованию студентами потенциала данной формы работы. Обучающимся предлагаются способы, касающиеся подготовки к семинарским занятиям в условиях обилия информации, обсуждается участие в ходе семинарских занятий и варианты самопрезентации студентов на них, затрагиваются вопросы организации времени и планирования работы и отдыха. Необходимость обсуждения данной информации обусловлена тем, что зачастую первокурсники, оказавшись в вузе, испытывают растерянность от необходимости выполнения большого объема заданий и трудности понимания того, как им эту подготовку оптимально встроить в пока не привычное для себя двухнедельное расписание занятий.

6. Раздел «Подготовка к сессии» призван оказать помощь первокурсникам и помочь предотвратить трудности на сессии, связанные с их организационными просчетами при подготовке. Здесь содержатся советы по планированию, оптимальному распределению времени и балансу труда и отдыха при подготовке, приведены рекомендации приложений для смартфона и органайзеров на бумажных носителях, которые могут быть удобны для применения. С точки зрения функционирования человеческой психики указываются некоторые возможные трудности, с которыми могут встретиться студенты при подготовке и приводятся способы преодоления такого рода трудностей.

7. Раздел «Во время сессии» позволяет первокурсникам получить примерное представление о том, что их ожидает в этом периоде обучения в вузе. Раздел содержит рекомендации относительно периодов до, во время и после экзамена, в первую очередь, по режиму подготовки, сохранению высокой умственной работоспособности и поведению на экзамене. Также он помогает создать верный психологический настрой с оптимальным уровнем мотивации (не слишком низким, но и не чрезмерным, т.к. наиболее эффективная деятельность, согласно психологическому закону Йеркса-Додсона, опирается на средний уровень мотивации).

8. Раздел «Тайм-менеджмент» содержит рекомендации для студентов, связанные в первую очередь с организацией рутинных дел и учебных задач в течение учебного года. Освоив данные приемы, студенты могут переносить их на выполнение и иных, внеучебных задач. Так, в разделе содержатся ориентиры для планирования задач, их ранжирования, приемы выполнения и примеры документов и мобильных приложений, призванных помочь в организации собственной деятельности. Затронут вопрос о некоторых препятствиях на пути к выполнению поставленных задач. Также особенно подчеркивается важность положительного самоподкрепления при достижении запланированного, что служит цели закрепления успешного способа поведения у студентов.

9. Раздел «Эмоциональное состояние» направлен на обучение будущих педагогов приемам стабилизации их состояний, что необходимо как во время учебной деятельности (например, во время экзаменов, выступлений на семинарах, конференциях и конкурсах, что особенно важно для студентов с высоким уровнем личностной тревожности), а также в их будущей профессиональной деятельности. Так как профессия учителя является высокострессовой, то представляется необходимым умение студентов осознавать свое эмоциональное состояние и их владение техниками эмоциональной саморегуляции. Кроме того, наше наблюдение и аналитика сайта показали, что в марте 2022 года наблюдался скачкообразный рост обращений к данной странице сайта, что мы связываем с поиском способов нормализовать эмоциональное состояние у людей в связи с тревожной политической ситуацией в мире, а описанные приемы при их применении могут быть эффективны в любой стрессовой ситуации в жизни человека.

10. Раздел «Профессиональное саморазвитие» включает в себя ссылки и краткое описание интернет-ресурсов, которые могут быть полезны для студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки. Знакомство с данными информационными ресурсами может быть полезным для того, чтобы получить более четкое представление о педагогической профессии. Наблюдения показывают, что абитуриенты и студенты до (и даже после) педагогической практики имеют искаженное представление о труде учителя, о его специфике, о решаемых учителями задачах, которые во время школьной жизни сегодняшних студентов оставались «за кадром». Поэтому представляется важным плавно вводить будущих педагогов в контекст их профессиональной деятельности, знакомя с педагогическим опытом уже состоявшихся коллег. Кроме того, в эпоху соцсетей студенты получают уникальную возможность видеть профессиональную жизнь педагогов посредством их блогов, наблюдать за разрешением профессиональных трудностей и саморазвитием, что является вдохновляющим примером для обучающихся на пути их профессионального и личностного саморазвития. Также в этом разделе к странице подключены комментарии, которые пользователи сайта могут оставлять, используя свой аккаунт социальной сети ВКонтакте.

11. Раздел «Диагностика» содержит ссылки на анкеты с использованием сервиса Google Формы, предназначенные для проведения опроса первокурсников относительно некоторых показателей их адаптированности к образовательной среде вуза. Также на этой странице содержатся ссылки на онлайн-тесты, анонимно пройдя которые, студенты мгновенно могут получить результаты диагностики их состояний, настроений и иных показателей адаптированности. Результаты, полученные студентом, остаются доступными ему по уникальной ссылке, которую он может сохранить. Проводя самодиагностику в течение года и сопоставляя полученные результаты тестов, студенты могут получить представление о динамике собственных психических явлений.

Заключение

Таким образом, проблема использования веб-сайта в сопровождении адаптации первокурсников является актуальной и отвечающей запросам современной молодежи. При этом при создании веб-сайта необходимо учитывать возрастные и поколенческие особенности современного студенчества, которые выдвигают определенные требования к форме и содержанию предъявляемой информации. На основании требований был разработан сайт «Помощь в адаптации», содержащий одиннадцать основных разделов, который применялся в качестве средства педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов в Пензенском государственном университете.


Библиографическая ссылка

Мендова Н.С. ВЕБ-САЙТ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32311 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674