Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TO TEACHING IN PRIMARY SCHOOL: HISTORY AND MODERNITY

Korotaeva E.V. 1 Ismagilova D.V. 1
1 Ural State Pedagogical University
The presented article reveals the hikes associated with the axiological foundations of learning activities. The purpose of this material is a certain generalization of the existing views and concepts, the appropriate terminology, the content equipment of the process of forming a value attitude to teaching among primary school students. An overview of the characteristics of the concept of "attitude to teaching" is given both in the history of pedagogy and in the works of modern scientists. It is emphasized that in the studies of the last half century, this concept has been detailed by clarifying its orientation: positive, emotional, value-semantic, responsible, conscious, etc. Such a variety of interpretations and approaches indicates the interest of scientists in this problem. Based on the studied works, the authors propose to consider the value attitude to learning as a reflection of the subjective experience of the younger student of the activity associated with cognition, manifested in his active and proactive position in learning, in the formation of readiness for cognitive self-development in the present and future. As part of the study of the content support for the formation of a value attitude to teaching among younger schoolchildren, textbooks on the Russian language for the third grade of the educational and methodological complexes «School of Russia» and «Promising primary School» were analyzed. The thematic analysis gave grounds for the conclusion that the content basis for the formation of students' value attitude to teaching in primary school is insufficient. It is obvious that the need to fill this meaningful gap through the development of an appropriate theoretical framework, thoughtful normative and methodological support, improvement of teaching tools (textbooks, manuals, etc.), the formation of an appropriate attitude in the activities of a teacher, most likely, will become an urgent direction for the development of domestic pedagogy in the near future.
attitude to educational activity
value attitude
teaching
junior high school student
primary school textbooks

В современной системе образования происходят значительные изменения, обусловленные как внутренними, так и внешними причинами. Однако при этом вопросы, связанные с аксиологическими основаниями образовательной деятельности, остаются актуальными, поскольку связаны и с общим целеполаганием, и с практикой реализации образовательной деятельности. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в результаты обучения входят такие компоненты, как формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, становление у них гуманистических и демократических ценностных ориентаций; воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям – человеческой жизни, родному языку, литературе, искусству [1].

В аксиологическом подходе к осмыслению образовательного процесса закономерно возникает вопрос и о формировании ценностного отношения у школьников к самому процессу учения (работы А.А. Александрова [2], А.Д. Андреевой [3], А.А. Казаковой и Л.Ю.Савиновой [4], Е.В. Коротаевой и Д.В. Дылдиной [5] и др.).

Особую значимость такое отношение приобретает в начальном звене обучения, поскольку для младшего школьника учение является ведущей деятельностью, которая целенаправленно способствует обретению учебно-познавательного опыта, формирует умение учиться, развивает способы мыслительной деятельности, оформляет новую социальную роль – обучающегося. Таким образом, социальная ситуация развития ребенка, современные тренды образования – Lifelong Learning (обучение через всю жизнь) и иные актуализируют проблему ценности учения и способствуют формированию соответствующего отношения к учебной деятельности.

Цель исследования. Данный материал имеет целью обобщить взгляды и концепции, раскрывающие общие подходы, рабочую терминологию и содержательное оснащение процесса формирования ценностного отношения к учению у обучающихся начальной школы.

Материал и методы исследования. Основным материалом для исследования послужили общетеоретические концепции, труды педагогов, психолого-педагогические материалы, анализ которых раскрывает те или иные аспекты процесса формирования у учащихся ценностного отношения к учебной деятельности, а также содержание учебников для начальной школы с точки зрения опоры на данный материал в процессе формирования обозначенного отношения к учению.

Результаты исследования и их обсуждение

Давая характеристику исследуемой области, начнем с ключевого понятия, в нашем случае – это понятие «отношение». К нему в своих трудах неоднократно обращались философы (Аристотель, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, В.Н. Сагатовский, Ф.А. Селиванов, А.И.Уемов и др.), психологи (А. Адлер, В.П.Ананьев, А.А. Бодалёв, С.В. Духновский, А.Ф.Лазурский, В.Н. Мясищев, Г.С. Салливен и др.), педагоги (В.М. Кабаева [6], А.К.Маркова, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин и др.).

В философии содержание дефиниции «отношения» до сих пор является предметом дискурса, хотя и достигнуто единство взглядов в том, что оно обозначает реально взаимодействующие друг с другом объекты, «вещи». Однако в зарубежной и отечественной психологии понятие «отношение» чаще всего характеризуется как активная интегральная позиция, определяющая индивидуальный характер деятельности и поступков, возникающий в результате взаимодействия субъектов, отражающий ранее приобретенный опыт целостной системы избирательных взаимосвязей и их переживаний.

Несмотря на то что понятие «отношение к учению» – это словосочетание XX в., обращение к нему мы находим в истории педагогики. Еще в «Великой дидактике» Я.А.Коменский, раскрывая принцип природосообразности обучения, писал о том, что с его помощью можно «воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению» [7]. Н.Г.Чернышевский настаивал на том, что ребенок должен «любить учиться», а основную цель воспитания он видел в том, чтобы сформировать в воспитаннике стойкую потребность в знаниях. К.Д. Ушинский также ратовал за то, что «учение есть труд и должно остаться трудом, то трудом, полным мысли, так чтобы самый интерес к учению зависел от серьезной мысли, а не от каких-либо не идущих к делу прикрас» [8].

В ХХ–ХХI вв. ученые не просто изучали отношение к учению, они его дифференцировали: добросовестное и ответственное отношение (П.В. Серова [9], С.А. Рудь [10]), положительное отношение (А.А. Александров, М.В. Кириллова [11]), эмоциональное отношение (Н.Г. Левандовский, С.В. Маришин [12]), ценностно-смысловое отношение (И.О.Бакланов, Е.В. Лукашина, Л.Ю. Суфлян), ценностное отношение к учению (А.Г.Здравомыслов, А.К. Маркова, Л.Ю. Савинова).

Большая часть педагогов считают, что учение школьников нельзя рассматривать как сугубо познавательный процесс, так как процесс учения имеет и другую побудительную сторону, суть которой заключается в том, что эффективность его в немалой степени зависит от того, каковы цели, потребности, мотивы, определяющие отношение школьников к учению. В таком подходе отношение к учению способствует пониманию смысла и значения выполняемых действий, активизирует и регулирует деятельность и познание, способствует овладению способами выполнения деятельности, оказывает существенное влияние на все виды психической деятельности, обеспечивает успешность учения, активность познания.

Часть исследователей подчеркивают эмоциональную составляющую отношения к учению, используя словосочетание «эмоционально-ценностное отношение». Однако, рассматривая структуру деятельности (мотивы, задачи, действия, контроль, оценка), отметим, что эмоции доминируют преимущественно на первом этапе (мотивации). Конечно, эмоциональная основа соединена с ценностными основаниями. Но ценностное отношение к учению может и должно формироваться на протяжении всего цикла деятельности, Не случайно В.Н. Мясищев рассматривает ценностное отношение как единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, следовательно, центрация на одном компоненте оказывается не вполне оправданной.

С учетом аспектов, обозначенных выше, мы предлагаем следующую дефиницию понятия «ценностное отношение к учению» применительно к звену начальной школы: это отражение субъективного переживания младшим школьником деятельности, связанной с познанием, которое проявляется в активности и инициативности в образовательной деятельности, в осознании необходимости процесса получения знаний, в готовности к познавательному саморазвитию в настоящем и будущем.

Очевидно, что практически любое явление в образовательной области имеет свое как формальное, так содержательное обеспечение.

Учитывая общие ориентиры аксиологического подхода, а также особенности возрастного развития младших школьников, можно заметить, что содержательную основу формирования ценностного отношения к учению составляют ресурсы учебных дисциплин гуманитарной направленности, а именно русский язык и литературное чтение.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, изучая данную проблему, отмечали, что гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с нравственных, культурных, религиозных, эстетических и иных позиций [13]. По мнению К.Н. Васильевой и В.А. Мукина, именно гуманитарные знания формируют отношение человека к миру, его взгляды на него, оказывают влияние на его сознание и осмысление самого себя в окружающем социуме [14]. Л.П. Разбегаева также считает, что гуманитарное знание, связанное с анализом мотивов и ценностно-смысловых параметров человеческого бытия, формирует ценностно-смысловые знания и представления человека [15].

В рамках изучения содержательной опоры для формирования у младших школьников ценностного отношения к учению мы проанализировали учебники по русскому языку для третьего класса учебно-методических комплексов (далее – УМК) «Школа России» и «Перспективная начальная школа». Анализ учебников осуществлялся по следующим направлениям:

– задания, ориентированные на развитие познавательных мотивов учащихся;

– задания, ориентированные на развитие новых способов познавательных действий;

– упражнения и тексты, способствующие развитию рефлективности учащихся в осмыслении своей познавательной деятельности и развитии.

Анализ учебника по русскому языку для третьего класса УМК «Школа России» дал основание для следующих выводов.

По содержанию. Первая часть учебника: всего 71 текст (стихотворения, художественные тексты в упражнениях), содержание которых связано с природой (51), сказками (8), бытом (3), языком, речью (2), социальными нормами поведения (2), Родиной (1), учением (1). Вторая часть: всего 72 текста, содержание которых связано с природой (59), социальным бытом (7), Родиной (4), сказками (1). Таким образом, даже содержательно из полутора сотен текстов только один связан с учением.

При этом большинство заданий ориентированы на репродуктивную деятельность (изменить форму слова из скобок по образцу; записать словосочетания и т.п.). Упражнения на развитие новых способов познавательных действий, в которых ученик сам бы находил новое, учился аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения, овладевать различными способами представления информации и иное, встречаются крайне редко («обсудите», «докажите», «дайте совет другу»). Среди заданий, ориентированных на развитие познавательных мотивов учащихся (т.е. выйти за «рамки» урока русского языка), встречаются следующие: работа со словарем (выписать из словарей: а) синонимы к словам «красивый», «интересный»; б) антонимы к словам «впереди», «мужество»), межпредметные связи («описание устройства рояля»), но и таких заданий крайне мало.

Подводя итог, стоит отметить, что основное внимание уделено предметным результатам, в меньшей степени – личностным. Однако тексты, упражнения, иллюстрации практически не связаны с процессом учения, с осознанием его необходимости, важности в жизни ученика, с соотнесением применения полученных на уроке знаний в жизненной практике школьника. Задания и упражнения носят преимущественно репродуктивный характер, что не пробуждает у учащихся потребности узнать что-то новое, но формирует у них привычку получения информации в готовом виде.

Анализ учебника по русскому языку для третьего класса УМК «Перспективная начальная школа» дал основание для следующих выводов.

По содержанию. Первая часть: всего в учебнике 65 текстов (стихотворения, художественные тексты в упражнениях), из них наибольшее количество (43) составляют детские стихотворения, произведения о природе (19), о социальных нормах (32). Вторая часть: всего в учебнике 37 текстов; из них: о природе 31 текст, детские стихотворения и рассказы (5), социально-бытовые (1). Третья часть: всего 90 текстов; из них детские стихотворения и рассказы (59) о природе (27), о Родине (3), социально-бытовые (1).

К сожалению, и здесь учебники в большинстве своем ориентированы на задания репродуктивного характера («запиши, вставляя пропущенные буквы» и т.п.). Однако в комплексе «Перспективная начальная школа» имеются и задания, ориентированные на развитие у школьников новых способов познавательных действий («докажи…», «объясни…», «попробуй подтвердить это определение своими примерами», «предположи…»). Задания, которые ориентированы на развитие познавательных мотивов учащихся, представлены вводными диалогами волшебницы (Анишит Йокоповна) и ее друзей (что, без сомнения, разнообразит процесс освоения учебного материала). Обнаружены и задания, направленные на формирование у обучающихся оценки и самооценки (одного из значимых этапов учебной деятельности): «Как выполнить работу над ошибками?», оценить работы одноклассников («А ты видишь этот недостаток?») и др.

Таким образом, процесс изучения русского языка в формате «Перспективной начальной школы» оказывается более ориентированным на личностные результаты обучения, предполагает большее включение школьников в процесс познания. Содержание учебников по русскому языку комплекса «Перспективная начальная школа» побуждает обучающегося самого добывать информацию и оперировать ею, что делает процесс овладения способами учебных действий достаточно интересным. К сожалению, этот процесс практически не подкреплен соответствующими текстами, которые могли в большей степени способствовать формированию ценностного отношения к учению.

В целом, проведенный анализ учебников по русскому языку УМК «Школа России» и УМК «Перспективная начальная школа» свидетельствует о недостаточности в них содержательной основы для формирования у младших школьников ценностного отношения к учению. Изложение учебного материала в учебниках лаконичное и краткое, что повышает сложность учебного текста и увеличивает трудность его понимания. Основная тематика представленных текстов связана с природой, животным миром, а также с детскими произведениями.

Заключение

Дефиниции понятия «отношение» были и остаются базовыми для большого количества исследований, проводимых в области педагогики и психологии. Не случайно обращения к отношенческой составляющей педагогического процесса обнаруживаются в многовековой истории, начиная с трудов Я.А. Коменского. Интерес к этой теме со стороны педагогов и общественных деятелей (К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, Л.Н Толстого и др.) связан с поиском такого способа обучения, в котором у ученика формировалось бы сознательное отношение к учению с опорой на увлекательность самого процесса познания, связанного с интересом и положительными эмоциями. Эта проблема актуализировалась во второй половине XX в., что явствует из многочисленных номинаций отношения к учению: сознательное, ответственное, положительное и др. (А.Г. Здравомыслов, Е.В. Коротаева, В.С.Мерлин, Л.И. Рувинский и др.).

Однако, несмотря на интерес к данной проблеме, проявляемый учеными-теоретиками, к сожалению, практика образовательного процесса (начальной школы) не обеспечивает и не поддерживает продуктивную деятельность в данной области. Как показал анализ содержания учебников по русскому языку для третьего класса, в них доминирует предметная область (в ущерб личностным и метапредметным результатам обучения), ориентированная на репродуктивно-объяснительные методы обучения, тогда как задания, направленные на развитие у обучающихся новых способов действий, представлены в значительно меньшей степени. Однако для формирования ценностного отношения к учению необходима опора на такие тексты и задания, которые могли бы способствовать пониманию применения полученных знаний за пределами ученического класса, перенесению способов действия в иные предметные и жизненные области, развитию самооценки и рефлексивности и т.д.

Очевидно, что формирование ценностного отношения к учению у младших школьников является весьма непростой областью для теории и практики педагогической науки. Это направление нуждается в ясной теоретической базе (учитывающей особенности возрастной группы обучающихся), в продуманном нормативно-методическом сопровождении, в соответствующих средствах обучения (учебники, учебные пособия, в том числе и в цифровом формате), в педагогах, готовых сделать процесс своей деятельности интересным, увлекательным для всех участников образовательных отношений. Пока же обозначенные аспекты можно определить как «проблемные» для отечественного образования. Но осознание этого не снимает актуальности и необходимости поиска оптимальных решений для образовательной практики, способствующей формированию у школьников ценностного отношения к процессу обучения.