Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Коротаева Е.В. 1 Исмагилова Д.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Представленная статья раскрывает походы, связанные с аксиологическими основаниями деятельности обучения. Цель данного материала заключается в определенном обобщении имеющихся взглядов и концепций, соответствующей терминологии, содержательного оснащения процесса формирования ценностного отношения к учению у обучающихся начальной школы. Дан обзор характеристик понятия «отношение к учению» как в истории педагогики, так и в работах современных ученых. Подчеркивается, что в исследованиях последнего полувека данное понятие получило детализацию через уточнение его направленности: положительное, эмоциональное, ценностно-смысловое, ответственное, сознательное и др. Такое разнообразие трактовок и подходов свидетельствует об интересе ученых к данной проблеме. На основании изученных работ авторы предлагают рассматривать ценностное отношение к учению как отражение субъективного переживания младшим школьником деятельности, связанное с познанием, проявляемое в его активной и инициативной позиции в обучении, в формировании готовности к познавательному саморазвитию в настоящем и будущем. В рамках изучения содержательной опоры для формирования у младших школьников ценностного отношения к учению проанализированы учебники по русскому языку для третьего класса учебно-методических комплексов «Школа России» и «Перспективная начальная школа». Тематический анализ дал основания для вывода о недостаточности содержательной основы для формирования у обучающихся ценностного отношения к учению в начальной школе. Очевидно, что необходимость восполнить эту содержательную лакуну через разработку соответствующей теоретической базы, продуманного нормативно-методического сопровождения, совершенствование средств обучения (учебники, учебные пособия и т.д.), формирование соответствующей установки в деятельности педагога, скорее всего, и станет актуальным направлением для развития отечественной педагогики на ближайшее будущее.
отношение к учебной деятельности
ценностное отношение
учение
младший школьник
учебники начальной школы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 20.10.2022).
2. Александров А.А. Факторы формирования положительного отношения школьников к изучению иностранного // Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2021. С. 54-58.
3. Андреева А.Д. Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17. № 1. С. 84-92. DOI: 10.17759/chp.2021170112.
4. Савинова Л.Ю., Казакова А.А. Проблема воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению как основы становления опыта учебно-познавательной деятельности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 13. № 3. С. 57-67. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-57-67.
5. Коротаева Е.В., Дылдина Д.В. Формирование ценностного отношения к учению у младших школьников: аспекты теории и практики // Педагогическое образование в России. 2019. № 5. С. 23-28. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.3.6.
6. Кабаева В.М. Отношение школьников к учению как характеристика познавательной активности // Развитие познавательных способностей младших школьников: материалы VI научно-практической конференции преподавателей и студентов. М.: МГПУ, 2019. С. 84-91.
7. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. 416 с.
8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М: Учпедгиз, 1945. 567 с.
9. Серова П.В. К вопросу о развитии у школьников ответственного отношения к учению на уроках биологии // Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2019. С. 119-123.
10. Рудь С.А. Понятие «ответственное отношение к учению» и его характеристика // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 282-290.
11. Кириллова М.В. Положительное отношение к учебе как характеристика учебной деятельности обучающихся младшего подросткового возраста // Вестник современных исследований. 2020. № 8-6 (38). С. 42-49.
12. Маришин С.В. Эмоциональное отношение к учению в десятом классе общеобразовательной школы // Взаимодействие науки и общества - путь к модернизации и инновационному развитию: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2021. С. 170-172.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности: учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
14. Васильева К.Н., Мукин В.А. Гуманитарное научное знание в современном обществе // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 198-205.
15. Разбегаева Л.П., Самоходкина Т.В, Гуманитарное образование: как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности: монография. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. 131 с.

В современной системе образования происходят значительные изменения, обусловленные как внутренними, так и внешними причинами. Однако при этом вопросы, связанные с аксиологическими основаниями образовательной деятельности, остаются актуальными, поскольку связаны и с общим целеполаганием, и с практикой реализации образовательной деятельности. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в результаты обучения входят такие компоненты, как формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, становление у них гуманистических и демократических ценностных ориентаций; воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям – человеческой жизни, родному языку, литературе, искусству [1].

В аксиологическом подходе к осмыслению образовательного процесса закономерно возникает вопрос и о формировании ценностного отношения у школьников к самому процессу учения (работы А.А. Александрова [2], А.Д. Андреевой [3], А.А. Казаковой и Л.Ю.Савиновой [4], Е.В. Коротаевой и Д.В. Дылдиной [5] и др.).

Особую значимость такое отношение приобретает в начальном звене обучения, поскольку для младшего школьника учение является ведущей деятельностью, которая целенаправленно способствует обретению учебно-познавательного опыта, формирует умение учиться, развивает способы мыслительной деятельности, оформляет новую социальную роль – обучающегося. Таким образом, социальная ситуация развития ребенка, современные тренды образования – Lifelong Learning (обучение через всю жизнь) и иные актуализируют проблему ценности учения и способствуют формированию соответствующего отношения к учебной деятельности.

Цель исследования. Данный материал имеет целью обобщить взгляды и концепции, раскрывающие общие подходы, рабочую терминологию и содержательное оснащение процесса формирования ценностного отношения к учению у обучающихся начальной школы.

Материал и методы исследования. Основным материалом для исследования послужили общетеоретические концепции, труды педагогов, психолого-педагогические материалы, анализ которых раскрывает те или иные аспекты процесса формирования у учащихся ценностного отношения к учебной деятельности, а также содержание учебников для начальной школы с точки зрения опоры на данный материал в процессе формирования обозначенного отношения к учению.

Результаты исследования и их обсуждение

Давая характеристику исследуемой области, начнем с ключевого понятия, в нашем случае – это понятие «отношение». К нему в своих трудах неоднократно обращались философы (Аристотель, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, В.Н. Сагатовский, Ф.А. Селиванов, А.И.Уемов и др.), психологи (А. Адлер, В.П.Ананьев, А.А. Бодалёв, С.В. Духновский, А.Ф.Лазурский, В.Н. Мясищев, Г.С. Салливен и др.), педагоги (В.М. Кабаева [6], А.К.Маркова, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин и др.).

В философии содержание дефиниции «отношения» до сих пор является предметом дискурса, хотя и достигнуто единство взглядов в том, что оно обозначает реально взаимодействующие друг с другом объекты, «вещи». Однако в зарубежной и отечественной психологии понятие «отношение» чаще всего характеризуется как активная интегральная позиция, определяющая индивидуальный характер деятельности и поступков, возникающий в результате взаимодействия субъектов, отражающий ранее приобретенный опыт целостной системы избирательных взаимосвязей и их переживаний.

Несмотря на то что понятие «отношение к учению» – это словосочетание XX в., обращение к нему мы находим в истории педагогики. Еще в «Великой дидактике» Я.А.Коменский, раскрывая принцип природосообразности обучения, писал о том, что с его помощью можно «воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению» [7]. Н.Г.Чернышевский настаивал на том, что ребенок должен «любить учиться», а основную цель воспитания он видел в том, чтобы сформировать в воспитаннике стойкую потребность в знаниях. К.Д. Ушинский также ратовал за то, что «учение есть труд и должно остаться трудом, то трудом, полным мысли, так чтобы самый интерес к учению зависел от серьезной мысли, а не от каких-либо не идущих к делу прикрас» [8].

В ХХ–ХХI вв. ученые не просто изучали отношение к учению, они его дифференцировали: добросовестное и ответственное отношение (П.В. Серова [9], С.А. Рудь [10]), положительное отношение (А.А. Александров, М.В. Кириллова [11]), эмоциональное отношение (Н.Г. Левандовский, С.В. Маришин [12]), ценностно-смысловое отношение (И.О.Бакланов, Е.В. Лукашина, Л.Ю. Суфлян), ценностное отношение к учению (А.Г.Здравомыслов, А.К. Маркова, Л.Ю. Савинова).

Большая часть педагогов считают, что учение школьников нельзя рассматривать как сугубо познавательный процесс, так как процесс учения имеет и другую побудительную сторону, суть которой заключается в том, что эффективность его в немалой степени зависит от того, каковы цели, потребности, мотивы, определяющие отношение школьников к учению. В таком подходе отношение к учению способствует пониманию смысла и значения выполняемых действий, активизирует и регулирует деятельность и познание, способствует овладению способами выполнения деятельности, оказывает существенное влияние на все виды психической деятельности, обеспечивает успешность учения, активность познания.

Часть исследователей подчеркивают эмоциональную составляющую отношения к учению, используя словосочетание «эмоционально-ценностное отношение». Однако, рассматривая структуру деятельности (мотивы, задачи, действия, контроль, оценка), отметим, что эмоции доминируют преимущественно на первом этапе (мотивации). Конечно, эмоциональная основа соединена с ценностными основаниями. Но ценностное отношение к учению может и должно формироваться на протяжении всего цикла деятельности, Не случайно В.Н. Мясищев рассматривает ценностное отношение как единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, следовательно, центрация на одном компоненте оказывается не вполне оправданной.

С учетом аспектов, обозначенных выше, мы предлагаем следующую дефиницию понятия «ценностное отношение к учению» применительно к звену начальной школы: это отражение субъективного переживания младшим школьником деятельности, связанной с познанием, которое проявляется в активности и инициативности в образовательной деятельности, в осознании необходимости процесса получения знаний, в готовности к познавательному саморазвитию в настоящем и будущем.

Очевидно, что практически любое явление в образовательной области имеет свое как формальное, так содержательное обеспечение.

Учитывая общие ориентиры аксиологического подхода, а также особенности возрастного развития младших школьников, можно заметить, что содержательную основу формирования ценностного отношения к учению составляют ресурсы учебных дисциплин гуманитарной направленности, а именно русский язык и литературное чтение.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, изучая данную проблему, отмечали, что гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с нравственных, культурных, религиозных, эстетических и иных позиций [13]. По мнению К.Н. Васильевой и В.А. Мукина, именно гуманитарные знания формируют отношение человека к миру, его взгляды на него, оказывают влияние на его сознание и осмысление самого себя в окружающем социуме [14]. Л.П. Разбегаева также считает, что гуманитарное знание, связанное с анализом мотивов и ценностно-смысловых параметров человеческого бытия, формирует ценностно-смысловые знания и представления человека [15].

В рамках изучения содержательной опоры для формирования у младших школьников ценностного отношения к учению мы проанализировали учебники по русскому языку для третьего класса учебно-методических комплексов (далее – УМК) «Школа России» и «Перспективная начальная школа». Анализ учебников осуществлялся по следующим направлениям:

– задания, ориентированные на развитие познавательных мотивов учащихся;

– задания, ориентированные на развитие новых способов познавательных действий;

– упражнения и тексты, способствующие развитию рефлективности учащихся в осмыслении своей познавательной деятельности и развитии.

Анализ учебника по русскому языку для третьего класса УМК «Школа России» дал основание для следующих выводов.

По содержанию. Первая часть учебника: всего 71 текст (стихотворения, художественные тексты в упражнениях), содержание которых связано с природой (51), сказками (8), бытом (3), языком, речью (2), социальными нормами поведения (2), Родиной (1), учением (1). Вторая часть: всего 72 текста, содержание которых связано с природой (59), социальным бытом (7), Родиной (4), сказками (1). Таким образом, даже содержательно из полутора сотен текстов только один связан с учением.

При этом большинство заданий ориентированы на репродуктивную деятельность (изменить форму слова из скобок по образцу; записать словосочетания и т.п.). Упражнения на развитие новых способов познавательных действий, в которых ученик сам бы находил новое, учился аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения, овладевать различными способами представления информации и иное, встречаются крайне редко («обсудите», «докажите», «дайте совет другу»). Среди заданий, ориентированных на развитие познавательных мотивов учащихся (т.е. выйти за «рамки» урока русского языка), встречаются следующие: работа со словарем (выписать из словарей: а) синонимы к словам «красивый», «интересный»; б) антонимы к словам «впереди», «мужество»), межпредметные связи («описание устройства рояля»), но и таких заданий крайне мало.

Подводя итог, стоит отметить, что основное внимание уделено предметным результатам, в меньшей степени – личностным. Однако тексты, упражнения, иллюстрации практически не связаны с процессом учения, с осознанием его необходимости, важности в жизни ученика, с соотнесением применения полученных на уроке знаний в жизненной практике школьника. Задания и упражнения носят преимущественно репродуктивный характер, что не пробуждает у учащихся потребности узнать что-то новое, но формирует у них привычку получения информации в готовом виде.

Анализ учебника по русскому языку для третьего класса УМК «Перспективная начальная школа» дал основание для следующих выводов.

По содержанию. Первая часть: всего в учебнике 65 текстов (стихотворения, художественные тексты в упражнениях), из них наибольшее количество (43) составляют детские стихотворения, произведения о природе (19), о социальных нормах (32). Вторая часть: всего в учебнике 37 текстов; из них: о природе 31 текст, детские стихотворения и рассказы (5), социально-бытовые (1). Третья часть: всего 90 текстов; из них детские стихотворения и рассказы (59) о природе (27), о Родине (3), социально-бытовые (1).

К сожалению, и здесь учебники в большинстве своем ориентированы на задания репродуктивного характера («запиши, вставляя пропущенные буквы» и т.п.). Однако в комплексе «Перспективная начальная школа» имеются и задания, ориентированные на развитие у школьников новых способов познавательных действий («докажи…», «объясни…», «попробуй подтвердить это определение своими примерами», «предположи…»). Задания, которые ориентированы на развитие познавательных мотивов учащихся, представлены вводными диалогами волшебницы (Анишит Йокоповна) и ее друзей (что, без сомнения, разнообразит процесс освоения учебного материала). Обнаружены и задания, направленные на формирование у обучающихся оценки и самооценки (одного из значимых этапов учебной деятельности): «Как выполнить работу над ошибками?», оценить работы одноклассников («А ты видишь этот недостаток?») и др.

Таким образом, процесс изучения русского языка в формате «Перспективной начальной школы» оказывается более ориентированным на личностные результаты обучения, предполагает большее включение школьников в процесс познания. Содержание учебников по русскому языку комплекса «Перспективная начальная школа» побуждает обучающегося самого добывать информацию и оперировать ею, что делает процесс овладения способами учебных действий достаточно интересным. К сожалению, этот процесс практически не подкреплен соответствующими текстами, которые могли в большей степени способствовать формированию ценностного отношения к учению.

В целом, проведенный анализ учебников по русскому языку УМК «Школа России» и УМК «Перспективная начальная школа» свидетельствует о недостаточности в них содержательной основы для формирования у младших школьников ценностного отношения к учению. Изложение учебного материала в учебниках лаконичное и краткое, что повышает сложность учебного текста и увеличивает трудность его понимания. Основная тематика представленных текстов связана с природой, животным миром, а также с детскими произведениями.

Заключение

Дефиниции понятия «отношение» были и остаются базовыми для большого количества исследований, проводимых в области педагогики и психологии. Не случайно обращения к отношенческой составляющей педагогического процесса обнаруживаются в многовековой истории, начиная с трудов Я.А. Коменского. Интерес к этой теме со стороны педагогов и общественных деятелей (К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, Л.Н Толстого и др.) связан с поиском такого способа обучения, в котором у ученика формировалось бы сознательное отношение к учению с опорой на увлекательность самого процесса познания, связанного с интересом и положительными эмоциями. Эта проблема актуализировалась во второй половине XX в., что явствует из многочисленных номинаций отношения к учению: сознательное, ответственное, положительное и др. (А.Г. Здравомыслов, Е.В. Коротаева, В.С.Мерлин, Л.И. Рувинский и др.).

Однако, несмотря на интерес к данной проблеме, проявляемый учеными-теоретиками, к сожалению, практика образовательного процесса (начальной школы) не обеспечивает и не поддерживает продуктивную деятельность в данной области. Как показал анализ содержания учебников по русскому языку для третьего класса, в них доминирует предметная область (в ущерб личностным и метапредметным результатам обучения), ориентированная на репродуктивно-объяснительные методы обучения, тогда как задания, направленные на развитие у обучающихся новых способов действий, представлены в значительно меньшей степени. Однако для формирования ценностного отношения к учению необходима опора на такие тексты и задания, которые могли бы способствовать пониманию применения полученных знаний за пределами ученического класса, перенесению способов действия в иные предметные и жизненные области, развитию самооценки и рефлексивности и т.д.

Очевидно, что формирование ценностного отношения к учению у младших школьников является весьма непростой областью для теории и практики педагогической науки. Это направление нуждается в ясной теоретической базе (учитывающей особенности возрастной группы обучающихся), в продуманном нормативно-методическом сопровождении, в соответствующих средствах обучения (учебники, учебные пособия, в том числе и в цифровом формате), в педагогах, готовых сделать процесс своей деятельности интересным, увлекательным для всех участников образовательных отношений. Пока же обозначенные аспекты можно определить как «проблемные» для отечественного образования. Но осознание этого не снимает актуальности и необходимости поиска оптимальных решений для образовательной практики, способствующей формированию у школьников ценностного отношения к процессу обучения.


Библиографическая ссылка

Коротаева Е.В., Исмагилова Д.В. О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32280 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674