Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR REFUGEE PARENTS OF PRESCHOOLERS

Lavoshnik O.V. 1
1 Municipal budget preschool educational institution kindergarten No. 19 "Antoshka" Belgorod
More than four thousand people arrived in the Belgorod region in 2022, including about two thousand children who were forced to leave the territories of Ukraine, the Donetsk People's Republic, the Luhansk People's Republic and arrived on the territory of the Russian Federation in an emergency mass order.). In modern conditions, migration processes are growing and actualizing the tasks of supporting parents who are forced to change their place of residence along with small children. The teaching staff of the municipal budgetary preschool educational institution kindergarten No. 19 "Antoshka" of the city of Belgorod consults parents (legal representatives) of children of early (from 0 to 3 years old) and preschool age based on the developed and tested conceptual model for optimizing the parental position. The article describes approaches to organizing interaction with parents of preschoolers, the leading of which we consider the system-event, the content of the target, diagnostic, procedural and reflective modules of the support program. Each of these modules takes into account the views of parents and their satisfaction in the development of psychological, pedagogical, diagnostic and advisory services. Approbation of the described model showed its effectiveness, which is confirmed by the demand for pedagogical support and the satisfaction of parents.
model
psychological and pedagogical counseling
refugees
preschoolers
support program

Организация работы с родителями в системе дошкольного образования традиционно выступает предметом многочисленных психолого-педагогических исследований и формирует значительный объем содержания практической деятельности дошкольных образовательных организаций. Понимание значимости родительского воспитания и его неразрывной связи с дошкольной педагогикой (как в целом, так и в контексте профессионального сопровождения каждого воспитанника детского сада) определяет интерес теоретиков и практиков к данной проблематике. В классических и современных научных работах, начиная с Я.А.Коменского, который акцентировал роль матери в воспитании ребенка, традиционно проводится мысль о необходимости и важности совместного с родителями дошкольников воспитания детей с опорой на общечеловеческие и семейные ценности. Принцип сотрудничества с семьей включен в федеральный государственный стандарт дошкольного образования, и разработана и реализуется «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», ориентированная прежде всего на семьи, где воспитываются дети от 0 до 3 лет. Научные исследования и практика дошкольного образования убедительно доказывают целесообразность семейно-центрированного психолого-педагогического сопровождения дошкольников, при этом особый интерес как в научном, так и в практическом плане вызывает разработка модели организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Цель исследования: раскрыть концептуальные основы разработки модели психолого-педагогического сопровождения беженцев – родителей дошкольников.

Материал и методы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сопровождения беженцев и вынужденных переселенцев в системе образования показал, что внимание уделяется работе с детьми [1-3], а вопросы педагогической поддержки их родителей остаются мало изученными [1; 4]. Описывая систему психологической помощи детям беженцев, Л.Ю.Овчаренко подчеркивает «неоспоримую роль семьи, родителей, которые в чрезвычайных ситуациях оказываются в роли буфера, смягчающего силу психического стресса детей» [4, с. 57]. Психологическую помощь и педагогическую поддержку нуждающиеся в ней родители могли бы получить в службах ранней помощи, но эти структуры малочисленные и ориентированы, прежде всего, на семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Задачи кризисных психологов, работающих с беженцами, существенно отличаются от образовательных, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей и создание семейно-образовательной среды для ребенка раннего или дошкольного возраста. Чтобы реализовать это направление работы, авторы предлагают включить в сопровождение беженцев «специалистов различных территориальных центров помощи семьи и детям к организации консультаций для родителей, в том числе и касающихся воспитания и позитивной адаптации ребенка», привлечь к этой работе работников системы дополнительного образования, тех, кто ведет различные кружки, секции и т.п. [2, с. 655]. Сущность педагогической поддержки семьи исследователи определяют «как практическую помощь семье в преодолении трудностей и решении конкретных задач воспитания ребенка, реализации его прав как личности, способность в использовании потенциальных возможностей сопротивления семьи воздействию негативных факторов, устремленность к преодолению жизненных и педагогических трудностей» [5, с. 67].

Разработка модели организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации, с необходимостью включает методы учета их мнения для определения спектра услуг психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи. Командное взаимодействие специалистов, сопровождающих указанную категорию родителей, должно быть построено на утвердившихся в отечественной андрагогике гуманистических принципах: «В рамках гуманистической педагогической парадигмы все формы работы с родителями основываются на уважении, принятии здорового авторитета родителя. Они ориентируются на развитие психологической и педагогической компетенции родителей, на повышение их активности в воспитании, а также на творческой свободе» (Ш.А.Амонашвили) [6, c. 22]. Ввиду специфики жизненного опыта тех, кто, будучи родителем маленького ребенка, пережил потери (родного дома, близких и т.д.), педагогическая поддержка должна быть направлена восстановление перспективной родительской позиции, опирающейся на уверенность взрослого в завтрашнем дне. Это в свою очередь требует организации поддерживающей атмосферы и формирования нового позитивного опыта в аспекте воспитания и обучения ребенка в новых условиях. Наиболее полно данным задачам, с нашей точки зрения, отвечает системно-событийный подход, т.к. разделенное переживание, событие – это источник развития ребенка-дошкольника и основа душевного благополучия взрослого, т.к. «движущие силы развития личности дошкольника следует искать в сфере не просто взаимодействия или общения ребенка и взрослого, а в их духовной общности, в совместном бытии, в разделенных переживаниях, ценностях и смыслах (С.Л.Рубинштейн, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков) [7].

Результаты исследования и их обсуждение. Отталкиваясь от идей событийной педагогики, разработка модели организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации, включающей методы учета их мнения при развитии услуг психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, основывается на следующих концептуальных положениях.

1. Родители – первые педагоги, от родительской позиции зависит характер взаимоотношений с дошкольником, складывающийся в семье и в общении с окружающими ребенка людьми, включая работников образовательной организации. В период младенчества и раннего детства вклад родительского отношения в создание образовательной ситуации максимально велик как в психолого-педагогическом аспекте, так и в организационно-методическом, т.к. родители выступают заказчиками образовательных услуг.

2. Родительская позиция как центральный фактор проектирования образовательной ситуации представляет собой системное образование, которое включает в себя три вектора отношений: к себе как к родителю, к ребенку и к перспективам (представление о будущем ребенка и семьи). Гармоничность родительской позиции обуславливает позитивную социализацию дошкольника и эффективное взаимодействие с работниками образовательной организации. Оптимизация родительской позиции выступает целевым ориентиром в работе службы психолого-педагогического сопровождения, включая задачи ранней помощи. Уверенность родителя в собственных силах и представление о перспективности воспитательных воздействий – залог успеха в командной работе специалистов образовательной организации и семьи дошкольника.

3. Нацеленность в будущее вопреки трудностям прошлого и настоящего – мотиватор и ориентир разработки педагогической программы воспитания дошкольника в семье и в условиях организованной образовательной деятельности. Развитие родительской компетенции предусматривает поддержку, просвещение и коучинг. В этом контексте реализуются психолого-педагогические принципы развивающей диагностики, недирективной помощи при консультировании, организации обучающих тренингов и деловых игр.

4. Партнерство детского сада и родителей дошкольников опирается на идеи построения событийного образовательного пространства, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности ребенка. «Не навреди!» - базовый принцип партнерских отношений.

5. Открытость – ведущий принцип построения доверительных отношений и моделирования событийной общности во взаимодействии специалистов и родителей дошкольников.

В связи с тем что компетентность родителя в вопросах воспитания ребенка-дошкольника – ключевой ресурс образовательной деятельности, нами разработана обобщенная схема концептуальной модели оптимизации родительской позиции (рисунок).

Схема концептуальной модели оптимизации родительской позиции

С нашей точки зрения, модель организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, может быть эффективной при условии, что она, во-первых, включает в себя методы учета их мнения при развитии услуг психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, во-вторых, имеет модульную структуру, предусматривающую динамический мониторинг эффективности взаимодействия на каждом этапе, в целях оказания качественной помощи родителям, а также – развития мотивации и компетентности педагогов. Проектирование и реализация такого рода модели призваны обеспечить событийную включенность всех заинтересованных сторон и оказать действенную помощь родителям как субъектам реабилитационно-образовательного процесса.

Динамическое взаимодействие специалистов междисциплинарной команды осуществляется посредством «развертывания» модулей, взаимодополняющих друг друга.

Целевой модуль направлен на определение стратегических целей и задач организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста, включая методы учета их мнения при развитии услуг психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.

Диагностический модуль включает разработку методов и методик учета мнения родителей с использованием цифровых ресурсов (очно, онлайн, офлайн).

Процессуальный модуль. Консультативная модель работы центра состоит в создании необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активном включении в реабилитационно-образовательный процесс родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке. Содержание консультативной помощи включает информацию: о закономерностях развития ребенка в раннем и младенческом возрасте; об индивидуальных особенностях развития ребенка; о задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком; информацию об услугах, оказываемых детям раннего возраста специалистами службы; информацию о других, внешних учреждениях и службах. Консультативная помощь реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций. Различные сценарии организации консультативной помощи в центре: психологическая консультация; плановое групповое консультирование; индивидуальное консультирование родителей; консультирование родителей по запросу.

Рефлексивный модуль. Выявление удовлетворенности родителей услугами консультационного центра;

- проведение мониторинга удовлетворенности родителей с учетом их мнения по улучшению услуг консультационного центра;

- проведение оценки качества дистанционного взаимодействия в условиях реализации модели организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации, включающей методы учета их мнения при развитии услуг психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.

Апробирование описанной модели показало ее эффективность, что подтверждается востребованностью педагогической поддержки и удовлетворённостью родителей. Отметим, что удовлетворенность родителей составляет 93%, мнения и пожелания родителей больше касались блоков «социальная защита», «предоставление рабочих мест», «компенсация съёма жилья» и др. Необходимо отметить, что в рамках педагогической поддержки предоставлялась возможность «передышки»: организация детских праздников педагогами детского сада позволяла детям получить позитивные впечатления и реализовать себя в детских видах деятельности, а родителям – отдохнуть от выполнения родительских обязанностей, порадоваться детским успехам, присутствуя на детском празднике, или уделить немного времени себе (технология «Передышка» используется в практике служб ранней помощи [8] и в системе социальной защиты [9]).

Заключение

В современных условиях миграционные процессы нарастают и актуализируют задачи поддержки родителей, вынужденных вместе с маленькими детьми менять место жительства. Помимо решения социальных и психологических проблем семей, покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших в экстренном массовом порядке на территорию Российской Федерации, необходима и психолого-педагогическая поддержка, которая может быть профессионально оказана специалистами системы дошкольного образования. При построении модели взаимодействия специалистов в области дошкольной педагогики с родителями детей раннего и дошкольного возраста необходимо учесть не только образовательные задачи, диктуемые возрастом ребенка, но и специфику опыта родительства беженцев, переживших утрату и осваивающихся в новой для них реальности. Ключевой категорией при проектировании системы мероприятий по сопровождению этой категории родителей предлагаем определить их родительскую позицию, а в качестве механизма ее оптимизации – построение новой событийной общности детей и взрослых.