Организация работы с родителями в системе дошкольного образования традиционно выступает предметом многочисленных психолого-педагогических исследований и формирует значительный объем содержания практической деятельности дошкольных образовательных организаций. Понимание значимости родительского воспитания и его неразрывной связи с дошкольной педагогикой (как в целом, так и в контексте профессионального сопровождения каждого воспитанника детского сада) определяет интерес теоретиков и практиков к данной проблематике. В классических и современных научных работах, начиная с Я.А.Коменского, который акцентировал роль матери в воспитании ребенка, традиционно проводится мысль о необходимости и важности совместного с родителями дошкольников воспитания детей с опорой на общечеловеческие и семейные ценности. Принцип сотрудничества с семьей включен в федеральный государственный стандарт дошкольного образования, и разработана и реализуется «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», ориентированная прежде всего на семьи, где воспитываются дети от 0 до 3 лет. Научные исследования и практика дошкольного образования убедительно доказывают целесообразность семейно-центрированного психолого-педагогического сопровождения дошкольников, при этом особый интерес как в научном, так и в практическом плане вызывает разработка модели организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.
Цель исследования: раскрыть концептуальные основы разработки модели психолого-педагогического сопровождения беженцев – родителей дошкольников.
Материал и методы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сопровождения беженцев и вынужденных переселенцев в системе образования показал, что внимание уделяется работе с детьми [1-3], а вопросы педагогической поддержки их родителей остаются мало изученными [1; 4]. Описывая систему психологической помощи детям беженцев, Л.Ю.Овчаренко подчеркивает «неоспоримую роль семьи, родителей, которые в чрезвычайных ситуациях оказываются в роли буфера, смягчающего силу психического стресса детей» [4, с. 57]. Психологическую помощь и педагогическую поддержку нуждающиеся в ней родители могли бы получить в службах ранней помощи, но эти структуры малочисленные и ориентированы, прежде всего, на семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Задачи кризисных психологов, работающих с беженцами, существенно отличаются от образовательных, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей и создание семейно-образовательной среды для ребенка раннего или дошкольного возраста. Чтобы реализовать это направление работы, авторы предлагают включить в сопровождение беженцев «специалистов различных территориальных центров помощи семьи и детям к организации консультаций для родителей, в том числе и касающихся воспитания и позитивной адаптации ребенка», привлечь к этой работе работников системы дополнительного образования, тех, кто ведет различные кружки, секции и т.п. [2, с. 655]. Сущность педагогической поддержки семьи исследователи определяют «как практическую помощь семье в преодолении трудностей и решении конкретных задач воспитания ребенка, реализации его прав как личности, способность в использовании потенциальных возможностей сопротивления семьи воздействию негативных факторов, устремленность к преодолению жизненных и педагогических трудностей» [5, с. 67].
Разработка модели организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации, с необходимостью включает методы учета их мнения для определения спектра услуг психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи. Командное взаимодействие специалистов, сопровождающих указанную категорию родителей, должно быть построено на утвердившихся в отечественной андрагогике гуманистических принципах: «В рамках гуманистической педагогической парадигмы все формы работы с родителями основываются на уважении, принятии здорового авторитета родителя. Они ориентируются на развитие психологической и педагогической компетенции родителей, на повышение их активности в воспитании, а также на творческой свободе» (Ш.А.Амонашвили) [6, c. 22]. Ввиду специфики жизненного опыта тех, кто, будучи родителем маленького ребенка, пережил потери (родного дома, близких и т.д.), педагогическая поддержка должна быть направлена восстановление перспективной родительской позиции, опирающейся на уверенность взрослого в завтрашнем дне. Это в свою очередь требует организации поддерживающей атмосферы и формирования нового позитивного опыта в аспекте воспитания и обучения ребенка в новых условиях. Наиболее полно данным задачам, с нашей точки зрения, отвечает системно-событийный подход, т.к. разделенное переживание, событие – это источник развития ребенка-дошкольника и основа душевного благополучия взрослого, т.к. «движущие силы развития личности дошкольника следует искать в сфере не просто взаимодействия или общения ребенка и взрослого, а в их духовной общности, в совместном бытии, в разделенных переживаниях, ценностях и смыслах (С.Л.Рубинштейн, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков) [7].
Результаты исследования и их обсуждение. Отталкиваясь от идей событийной педагогики, разработка модели организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации, включающей методы учета их мнения при развитии услуг психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, основывается на следующих концептуальных положениях.
1. Родители – первые педагоги, от родительской позиции зависит характер взаимоотношений с дошкольником, складывающийся в семье и в общении с окружающими ребенка людьми, включая работников образовательной организации. В период младенчества и раннего детства вклад родительского отношения в создание образовательной ситуации максимально велик как в психолого-педагогическом аспекте, так и в организационно-методическом, т.к. родители выступают заказчиками образовательных услуг.
2. Родительская позиция как центральный фактор проектирования образовательной ситуации представляет собой системное образование, которое включает в себя три вектора отношений: к себе как к родителю, к ребенку и к перспективам (представление о будущем ребенка и семьи). Гармоничность родительской позиции обуславливает позитивную социализацию дошкольника и эффективное взаимодействие с работниками образовательной организации. Оптимизация родительской позиции выступает целевым ориентиром в работе службы психолого-педагогического сопровождения, включая задачи ранней помощи. Уверенность родителя в собственных силах и представление о перспективности воспитательных воздействий – залог успеха в командной работе специалистов образовательной организации и семьи дошкольника.
3. Нацеленность в будущее вопреки трудностям прошлого и настоящего – мотиватор и ориентир разработки педагогической программы воспитания дошкольника в семье и в условиях организованной образовательной деятельности. Развитие родительской компетенции предусматривает поддержку, просвещение и коучинг. В этом контексте реализуются психолого-педагогические принципы развивающей диагностики, недирективной помощи при консультировании, организации обучающих тренингов и деловых игр.
4. Партнерство детского сада и родителей дошкольников опирается на идеи построения событийного образовательного пространства, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности ребенка. «Не навреди!» - базовый принцип партнерских отношений.
5. Открытость – ведущий принцип построения доверительных отношений и моделирования событийной общности во взаимодействии специалистов и родителей дошкольников.
В связи с тем что компетентность родителя в вопросах воспитания ребенка-дошкольника – ключевой ресурс образовательной деятельности, нами разработана обобщенная схема концептуальной модели оптимизации родительской позиции (рисунок).
Схема концептуальной модели оптимизации родительской позиции
С нашей точки зрения, модель организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, может быть эффективной при условии, что она, во-первых, включает в себя методы учета их мнения при развитии услуг психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, во-вторых, имеет модульную структуру, предусматривающую динамический мониторинг эффективности взаимодействия на каждом этапе, в целях оказания качественной помощи родителям, а также – развития мотивации и компетентности педагогов. Проектирование и реализация такого рода модели призваны обеспечить событийную включенность всех заинтересованных сторон и оказать действенную помощь родителям как субъектам реабилитационно-образовательного процесса.
Динамическое взаимодействие специалистов междисциплинарной команды осуществляется посредством «развертывания» модулей, взаимодополняющих друг друга.
Целевой модуль направлен на определение стратегических целей и задач организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста, включая методы учета их мнения при развитии услуг психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.
Диагностический модуль включает разработку методов и методик учета мнения родителей с использованием цифровых ресурсов (очно, онлайн, офлайн).
Процессуальный модуль. Консультативная модель работы центра состоит в создании необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активном включении в реабилитационно-образовательный процесс родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке. Содержание консультативной помощи включает информацию: о закономерностях развития ребенка в раннем и младенческом возрасте; об индивидуальных особенностях развития ребенка; о задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком; информацию об услугах, оказываемых детям раннего возраста специалистами службы; информацию о других, внешних учреждениях и службах. Консультативная помощь реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций. Различные сценарии организации консультативной помощи в центре: психологическая консультация; плановое групповое консультирование; индивидуальное консультирование родителей; консультирование родителей по запросу.
Рефлексивный модуль. Выявление удовлетворенности родителей услугами консультационного центра;
- проведение мониторинга удовлетворенности родителей с учетом их мнения по улучшению услуг консультационного центра;
- проведение оценки качества дистанционного взаимодействия в условиях реализации модели организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, в первую очередь от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации, включающей методы учета их мнения при развитии услуг психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.
Апробирование описанной модели показало ее эффективность, что подтверждается востребованностью педагогической поддержки и удовлетворённостью родителей. Отметим, что удовлетворенность родителей составляет 93%, мнения и пожелания родителей больше касались блоков «социальная защита», «предоставление рабочих мест», «компенсация съёма жилья» и др. Необходимо отметить, что в рамках педагогической поддержки предоставлялась возможность «передышки»: организация детских праздников педагогами детского сада позволяла детям получить позитивные впечатления и реализовать себя в детских видах деятельности, а родителям – отдохнуть от выполнения родительских обязанностей, порадоваться детским успехам, присутствуя на детском празднике, или уделить немного времени себе (технология «Передышка» используется в практике служб ранней помощи [8] и в системе социальной защиты [9]).
Заключение
В современных условиях миграционные процессы нарастают и актуализируют задачи поддержки родителей, вынужденных вместе с маленькими детьми менять место жительства. Помимо решения социальных и психологических проблем семей, покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших в экстренном массовом порядке на территорию Российской Федерации, необходима и психолого-педагогическая поддержка, которая может быть профессионально оказана специалистами системы дошкольного образования. При построении модели взаимодействия специалистов в области дошкольной педагогики с родителями детей раннего и дошкольного возраста необходимо учесть не только образовательные задачи, диктуемые возрастом ребенка, но и специфику опыта родительства беженцев, переживших утрату и осваивающихся в новой для них реальности. Ключевой категорией при проектировании системы мероприятий по сопровождению этой категории родителей предлагаем определить их родительскую позицию, а в качестве механизма ее оптимизации – построение новой событийной общности детей и взрослых.
Библиографическая ссылка
Лавошник О.В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ – РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32222 (дата обращения: 11.09.2024).