Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOME ASPECTS OF THE METHOD OF FORMING ENVIRONMENTAL AND LEGAL CONSCIOUSNESS IN ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Fedorova O.B. 1 Burleva L.G. 1
1 Kurgan State University
The deviant behavior of the younger generation often manifests itself in the school environment. The purpose of the study is to theoretically substantiate the importance of the formation of environmental and legal consciousness in adolescents, to develop an appropriate methodology, in the process of testing which to identify its effectiveness. In the process of achieving the goal, an additional educational program has been developed, focused on correcting deviant behavior in adolescents in the process of forming the environmental and legal consciousness of the individual. The program can be implemented in conjunction with the subject «Social Studies» at school and the basics of life safety based on the principle of greening. A distinctive feature of the developed program is the deepening of the school course «Social Studies» and the integration of environmental and legal knowledge in the built system of classes. The program is built on a block-modular type, contains several blocks, which include training modules that include certain topics. In the course of the study, an ecological and pedagogical experiment was carried out, which consisted of three stages: ascertaining (theoretical and methodological); formative (implementation of the developed additional educational program for the formation of environmental and legal consciousness among students in extracurricular activities); generalizing, summing up the results of experimental activities. The experiment was conducted with students in grades 8–10. The total number of participants in the experiment is 65 students, of which 25 are students of the 8th grade, 20 students of the 9th grade and 20 students of the 10th grade. During the experiment, the following classes were held: lessons of kindness, lessons of courage and honor, lessons of environmental literacy, lessons of friendship, lessons of civic responsibility and patriotism, lessons of environmental safety, trainings were also held (environmental and legal coworking among high school students). The results of the final control showed that the students have increased cognitive interest, the majority in the value-motivational sphere there is a shift to the area of social and social-personal motives. Schoolchildren have become more polite, more emotionally balanced.
propensity to deviant behavior
ecological and legal consciousness
method of formation

Актуальность исследования обусловлена современными вызовами в адрес коэволюционного устойчивого развития общества и природы (по Н.Н. Моисееву), а именно осознанного и ответственного отношения людей к природе с учетом ее законов и закономерностей, с одной стороны, понимания законодательно-правовой стороны безопасного и гармоничного сосуществования с ней – с другой.

Каждому человеку необходимо понять, что достижение поставленных человечеством целей в области устойчивого развития природы и общества лежит в плоскости осознанного восприятия действительности с четкой установкой на осмысленные поступки и действия на базе мотивационно-ценностных установок (эколого-социальных мотивов и ценностей личности) и морально-нравственных принципов. Каждый ныне живущий человек должен обладать эколого-правовым сознанием и умением применять в повседневной жизни эколого-правовые знания: усвоенные естественно-научные знания, основы охраны природы, нормативно-правовые и действующие законодательные акты гражданско-правовой ответственности по соблюдению установленных социальных норм, правил, прав и свобод.

В настоящий момент достаточно часто нарушаются установленные социальные нормы и правила поведения в обществе, часто правонарушителями являются несовершеннолетние, своим поведением и действиями нарушающие права и свободы других людей. По мнению О.С.Амосовой, причины асоциального поведения несовершеннолетних просматриваются во взаимосвязях человека с окружающей социоприродной средой, его отношениях к окружающей действительности, в сформированной индивидуально-личностной направленности сознания, образе мышления и сформированных представлениях, взглядах, интересах и ценностных установках, которые и формируют систему поведения личности в социуме.

Асоциальное поведение выражается в форме девиантного поведения, проявляющегося в нарушении установленных социальных норм, правил поведения в семье, учебном учреждении, в социуме. Чаще всего такое поведение проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации негативного отношения к своему окружению. Оно может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве, склонности к суициду, алкоголизму, приему наркотических средств – это приводит личность к аморальному образу жизни и к негативным, порой катастрофическим последствиям, таким как смерть человека, склонность личности к насилию, террору. Для решения проблемы необходимо рассматривать комплексную систему мер, лежащих в плоскости экономического, социального, экологического регулирования отношения человека к самому себе, к другим людям, окружающей социоприродной среде.

В целом, мы считаем, что формирование и развитие эколого-правового сознания личности будет способствовать становлению осознанного социально-правового (ответственного), экологосообразного (бережного, безопасного) поведения человека в социоприродной среде.

Цель исследования – провести теоретическое обоснование методики формирования эколого-правового сознания у подростков с девиантным поведением, апробировать ее на практике.

Материалы и методы исследования: анализ имеющегося теоретико-практического опыта по проблеме исследования и нормативно-правовой базы; моделирование научно-методической системы; проектирование; методы эколого-педагогического эксперимента; статистическая и графическая обработка данных в ходе исследования.

В качестве теоретико-методологической основы исследования проанализированы работы следующих авторов: работы, посвященные асоциальному поведению молодежи и необходимости формирования эколого-гражданской идентичности, экологической безопасности: О.С. Амосовой [1], Э.В. Желнина [2], Н.П. Несговоровой, В.Г. Савельева, Е.П.Богдановой, Г.В. Иванцовой [3]; работы, посвященные использованию культурологического, культурно-экологического, компетентностно-культурологического подхода в практике образовательной деятельности: И.Н. Пономаревой [4], А.Н. Галагузова [5], Н.П.Несговоровой, В.Г. Савельева, М.Г. Уфимцевой [6, 7]; работы, посвященные проблеме формирования эколого-правового сознания у молодежи: В.В. Дудорова [8], Е.И.Майоровой [9], необходимости нового подхода к решению проблемы формирования эколого-правового сознания: Г.И. Гайсиной, Н.А. Шеяфетдиновой [10]. С.Н. Глазачев, О.О.Марчук, В.П.Кащенко рассматривают особенности формирования эколого-правового сознания у несовершеннолетних [11].

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно исследованиям Г.И. Гайсиной, Н.А. Шеяфетдиновой, в методику формирования эколого-правового сознания у подростков с девиантным поведением должны быть положены «методологические ключи», позволяющие скорректировать индивидуальные характеристики личности, развить мышление и стремление к изучению окружающего мира через активную познавательную деятельность, выстроенную в виде логической последовательности действий [12].

Под данными ключами понимают совокупность подходов, методов, способов и средств обучения, позволяющих учесть психологические и творческие особенности личности. Данными ключами в нашем исследовании служат подходы: культурологический, его три компонента: личность, образование и культура; личностно-ориентированный подход, позволяющий поддержать процессы самопознания, саморазвития, самореализации личности обучающегося; системно-деятельностный и коррекционный подход. Системно-деятельностный подход нацелен на активную, разностороннюю, в большей степени самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Коррекционный подход – психолого-педагогический, ориентированный на индивидуальные качества обучающегося, их физико-психологическое состояние, уровень мотивационно-познавательных характеристик, развитие волевой сферы личности [12, 13].

В методику формирования эколого-правового сознания личности необходимо включить систему занятий, построенных на создании «ситуации-действия» и «ситуации-противодействия», которые будут способствовать коррекции индивидуально-личностных, социально значимых мотивов личности, формировать мотивационно-ценностную сферу с установкой на ответственное, бережное, гуманное, осознанное отношение к окружающей социоприродной среде [14, 15].

Учебная «ситуация-действие» – создание условий, при которых необходимо ответить на поставленную задачу конкретным действием. Может осуществляться путем создания игровых моментов, описания ситуаций, например: «Представьте себе, что вы начали тонуть, каковы будут ваши действия?» Обучающимся необходимо продемонстрировать действия, которые они предпримут в данной опасной ситуации. Примером ситуации-действия будет создание игровой имитационной ситуации, например в учебном классе создать условия для отработки умений, которые помогут в опасных или чрезвычайных ситуациях.

Пример создания «ситуаций-действия»:

1. Продемонстрируйте, какие действия вы предпримете в следующих ситуациях:

– вы идете по улице и видите стаю бродячих собак, замечаете, что одна из собак бежит прямо на вас. Ваши действия?

– вы с родителями приехали в лес и заблудились. Ваши действия?

– вы видите, что незнакомый человек пытается увести вашего друга в противоположном от вас направлении. Какие действия вы предпримите?

2. Продумайте последовательность ваших действий в следующих ситуациях:

– вы увидели, что тонет человек;

– вы стали свидетелем преступления, например кражи из продуктового магазина;

– вы увидели, что произошел обрыв линии электропередач;

– вас случайно толкнули в толпе;

– вы стали свидетелем издевательства над бездомным животным (кошкой / собакой);

– вы увидели, что постороннему человеку стало плохо;

– вы стали свидетелем уличной драки.

Пример создания «ситуации-противодействия»

Ситуацию-противодействие, так же как и ситуацию-действие, можно представить в виде игры. Ситуация-противодействие отличается от ситуации-действия созданием условия, при котором обучающийся должен ответить на заданное действие собственным действием, например педагог просит одних учеников выступить в роли преступников, а других – в роли правозащитников. Создается ситуация ролевой игры, в которой одни из участников будут совершать противоправные действия, создавая опасную ситуацию, а другие должны грамотно ответить на их действия.

Нами разработана дополнительная образовательная программа, ориентированная на коррекцию девиантного поведения у подростков и формирование эколого-правового сознания личности. Программа основана на курсах «Обществознание» и основах безопасности жизнедеятельности с применением принципа экологизации. Отличительными особенностями разработанной программы являются углубление школьного курса «Обществознание» и интеграция экологического и правового знания в выстроенной системе занятий.

В программу включены темы эколого-правового плана и экологической безопасности. Данную программу рекомендуем реализовывать во внеурочной деятельности, в форме факультатива или элективного курса. Программа рассчитана на 2 года обучения для обучающихся 8–11-х классов.

Программа построена по блочно-модульному типу, содержит несколько блоков, в которые включены учебные модули, делящиеся на определенные темы.

В первый блок включены теоретические аспекты углубленного изучения правовой культуры личности и общества с ориентиром на изучение норм права, а именно правового поведения личности, экологически сообразного поведения личности с учетом установленных на законодательном уровне прав и свобод личности. Блок содержит модули по закреплению полученных знаний, умений и формированию мотивов личности: развитию познавательных интересов и мотивов, формированию границ собственного знания и незнания; развитию умения безопасного поведения в окружающей среде; формированию и развитию социально значимых мотивов и интересов личности, качеств личности, гражданско-патриотических норм поведения в обществе (патриотического отношения личности к своей Родине, к природе родного края); формированию личностных социально значимых мотивов, закреплению знаний основных моральных норм поведения в обществе, развитию умения рефлексивно оценить свою деятельность и поведение (развитию умений уважительного и доброжелательного отношения к себе, к другим людям, формированию ценностных установок бережного отношения к окружающей природной среде); развитию личностных мотивов к самоорганизации и самоанализу.

Во второй блок входят учебные модули, посвященные вопросам культуры безопасности личности в обществе и природе, способствующие формированию активной гражданской позиции (развитие индивидуально-личностных мотивов, к примеру мотива справедливости); безопасного, гуманного, уважительного отношения к природе, к людям, к себе (развитие социально значимых мотивов личности), развитию ценностных ориентиров личности (таких как ценность жизни и здоровья, ценность всего живого, ценность природного богатства и разнообразия, духовные ценности личности), в целом развитию морально-нравственных мотивов личности.

В третий блок включены учебные модули, способствующие развитию экологической культуры личности, а именно: развитию ценностных ориентиров личности (ценности дружбы, любви к природе, ценности доброжелательного отношения к окружающей действительности); развитию побудительных эколого-сообразных мотивов деятельности и поведения (развитию интереса и мотивов к экологически сообразному образу жизни); развитию умений применять полученные знания на практике и в повседневной жизни; развитию интереса к правовой и экологически сообразной деятельности и поведению.

Образовательные блоки и учебные модули в программе выстроены по принципу постепенного изучения материала и согласуются с линейной системой обществознания Л.Н.Боголюбова (с 7-го по 11-й класс).

В ходе исследования нами проведен эколого-педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего (теоретико-методологического); формирующего (реализация разработанной дополнительной образовательной программы по формированию эколого-правового сознания у обучающихся во внеурочной деятельности); обобщающего.

Эксперимент проведен с обучающимися 8–10-х классов МБОУ г. Кургана «СОШ №44 имени героя советского союза Крутикова Д.М.». Общее количество участников эксперимента – 65 обучающихся, из них 25 учеников 8-го класса, 20 учеников 9-го класса и 20 учеников 10-го класса.

В ходе эксперимента проведены следующие занятия: уроки доброты; уроки мужества и чести; уроки экологической грамотности; уроки дружбы; уроки гражданской ответственности и патриотизма; уроки экологической безопасности; также проведены тренинги (эколого-правовой коворкинг среди обучающихся старших классов).

На констатирующем этапе эксперимента проведена входная диагностика по выявлению первоначальных эколого-правовых знаний: знаний экологических понятий и определений; правовых основ (своих прав и свобод, установленных запретов на законодательном уровне); знаний об охране окружающей среды (законодательной базы); знаний о социально-экологических опасностях и рисках; знаний правил безопасного поведения в обществе и в природе.

Выявлен первоначальный уровень умений: критически мыслить и логически рассуждать; аналитической деятельности; рефлексивно оценивать свою деятельность и деятельность других согласно действующему законодательству (нормам права); бережно и ответственно относиться к природным и социокультурным объектам в окружающей среде; применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.

Выявлены преобладающие интересы, мотивы, взгляды, убеждения и направленность деятельности у обучающихся с 8-го по 10-й класс: познавательные мотивы и интересы; личные (удовлетворение собственных интересов и потребностей); социально значимые (гуманность, бережливость, ответственность, дипломатичность, гражданственность); морально-нравственные (стремление к эмпатии, сочувствию, состраданию); мотивы экологически сообразного и безопасного образа жизни; ценностные ориентиры (ценность жизни и здоровья, ценность сохранения природы, ценность всего живого, ценность прав и свобод личности).

Рис. 1. Первоначальный уровень владения знаниями у обучающихся 8-го и 9-го классов, %

По результатам входного контроля на констатирующем этапе эксперимента нами выявлено, что у большинства обучающихся не сформированы эколого-правовые знания. У обучающихся с девиантным поведением наблюдаются опосредованные знания. Так, ученики 8-го класса знают природные объекты, но не могут четко сформулировать определение таких понятий, как «экология», «биосфера», «окружающая среда». Первоначальный уровень знаний у обучающихся низкий, не сформирован эколого-правовой понятийный аппарат (рис. 1).

Первоначальный уровень умений у учащихся низкий, у большинства снижены познавательные, социально значимые, а также морально-нравственные мотивы, которые определяют направленность деятельности личности (рис. 2 и 3).

Рис. 2. Уровень умений у обучающихся 8-го и 9-го классов, %

Рис. 3. Мотивы, интересы и ценностные ориентиры у обучающихся 8-го и 9-го классов, %

У большинства обучающихся преобладают личностные мотивы и интересы, проявляющиеся в удовлетворении собственных интересов и потребностей (рис. 3). В целом, 90% обучающихся личные интересы ставят превыше общественных, пренебрегают правилами поведения, установленными нормами морали и нравственности. Около 40% склонны к девиантному поведению (склонны к агрессивному поведению).

На формирующем этапе эксперимента нами проведен промежуточный контроль. В ходе эксперимента нами применены следующие методики диагностики:

– методика «Альтернатива» (В.А. Ясвин, Д.С. Дерябо). Методика направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического;

– методика «Диагностика ценностно-смысловых ориентиров учащихся» (Юдина, 2007) применяется с целью изучения сформированности ценностно-смысловых ориентиров учащихся: природа как ценность;

– «Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся» (Глазачев, Кашлев, Марченко, 2004);

– методика диагностики сформированности эколого-правового сознания (анкетирование, составление интеллект-карт, решение ситуационных задач).

На рисунках 4 и 5 отображены результаты промежуточного контроля формированности эколого-правовых знаний, умений у обучающихся 9-го и 10-го классов.

Рис. 4. Результаты промежуточного контроля сформированности эколого-правовых знаний у обучающихся, %

Результаты промежуточного контроля показывают, что у 60% обучающихся 9-го и 10-го классов сформирован эколого-правовой понятий аппарат (рис. 4).

Рис. 5. Результаты промежуточного контроля сформированности эколого-правовых умений, %

В ходе практико-ориентированных занятий 50% обучающихся научились применять полученные знания на практических занятиях, 80% умеют рефлексивно оценить свою деятельность, 50% умеют логически рассуждать. Однако остается достаточное количество обучающихся, у которых умения сформированы слабо (рис. 5).

К окончанию 10-го класса (апрель–май 2022 г.) нами проведен итоговый контроль. Нами оценены уровень умений и направленность ценностно-мотивационной сферы личности обучающихся. Результаты итогового контроля показали, что у обучающихся повысился познавательный интерес, у большинства ценностно-мотивационная сфера сдвинулась в область общественных и социально-личностных мотивов (рис. 6). У ребят, которые были склонны к девиантному поведению, наблюдается усидчивость, обучающиеся стали более вежливы, более эмоционально уравновешены.

Рис. 6. Результаты итогового контроля сформированности ценностно-мотивационной сферы личности, %

Выводы

1. В процессе исследования теоретически обоснована и разработана образовательная программа, ориентированная на коррекцию девиантного поведения у подростков и формирование эколого-правового сознания личности на базе курсов «Обществознание» и основ безопасности жизнедеятельности с применением принципа экологизации.

2. Отличительной особенностью разработанной программы является интеграция экологического и правового знания в выстроенной системе занятий. Программа построена по блочно-модульному типу.

3. В процессе апробации разработанной программы проведен эколого-педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего (теоретико-методологического); формирующего (нацеленного на реализацию разработанной дополнительной образовательной программы по формированию эколого-правового сознания у обучающихся во внеурочной деятельности); обобщающего.

4. Результаты итогового контроля показали, что разработанная программа способствует формированию у обучающихся познавательного интереса, общественных и социально-личностных мотивов в ценностно-мотивационной сфере. Школьники, склонные к девиантному поведению, стали более вежливыми, эмоционально уравновешенными.