Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Федорова О.Б. 1 Бурлева Л.Г. 1
1 ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет"
Девиантное поведение молодого поколения достаточно часто проявляется в школьной среде. Цель исследования – теоретически обосновать значимость формирования у подростков эколого-правового сознания, разработать соответствующую методику, при апробации которой выявить ее эффективность. В процессе реализации цели разработана дополнительная образовательная программа, ориентированная на коррекцию девиантного поведения у подростков в процессе формирования эколого-правового сознания личности. Программа может быть реализована в комплексе с предметом «Обществознание» в школе и основами безопасности жизнедеятельности на базе принципа экологизации. Отличительными особенностями разработанной программы являются углубление школьного курса «Обществознание» и интеграция экологического и правового знания в выстроенной системе занятий. Программа построена по блочно-модульному типу, содержит несколько блоков, в которые включены учебные модули, содержащие определенные темы. В ходе исследования проведен эколого-педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего (теоретико-методологического); формирующего (реализация разработанной дополнительной образовательной программы по формированию эколого-правового сознания у обучающихся во внеурочной деятельности); обобщающего, подводящего итоги опытно-экспериментальной деятельности. Эксперимент проведен с обучающимися 8–10-х классов. Общее количество участников эксперимента – 65 обучающихся, из них 25 учеников 8-го класса, 20 учеников 9-го класса и 20 учеников 10-го класса. В ходе эксперимента проведены следующие занятия: уроки доброты, уроки мужества и чести, уроки экологической грамотности, уроки дружбы, уроки гражданской ответственности и патриотизма, уроки экологической безопасности; также проведены тренинги (эколого-правовой коворкинг среди обучающихся старших классов). Результаты итогового контроля показали, что у обучающихся повысился познавательный интерес, у большинства в ценностно-мотивационной сфере наблюдается сдвиг в область общественных и социально-личностных мотивов. Школьники стали более вежливы, более эмоционально уравновешены.
склонность к девиантному поведению
эколого-правовое сознание
методика формирования
1. Амосова О.С. Асоциальное поведение молодежи: факторы, причины, методы профилактики и коррекции //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 9-13.
2. Желнин Э.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник науки. 2021. № 8 (41). Т. 2. С. 5-12.
3. Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Богданова Е.П., Иванцова Г.В. Экологические риски как показатель взаимоотношений с природой и сформированности культуры экологической безопасности людей // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24927 (дата обращения: 10.10.2022).
4. Пономарева И.Н., Несговорова Н.П. Компетентностно-культурологический подход к оценке эколого-профессиональной подготовки педагогов к проектной деятельности // Научный диалог. 2012. № 5. С. 155-174.
5. Галагузов А.Н. Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. C. 45-50.
6. Несговорова Н.П., Визерская Т.А., Савельев В.Г. Возрастные особенности экологической культуры населения и факторы их определяющие // Эколого-географические аспекты природопользования, рекреации, туризма: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России (г. Курган, 07-08 октября 2017 г.). Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2017. С. 309-312.
7. Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Уфимцева М.Г. Научно-теоретические основания эколого-гражданской идентичности // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10-2. С. 355-359.
8. Дудоров В.В. Формирование эколого-правового сознания старшеклассников в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 188 с.
9. Майорова Е.И. Проблема формирования эколого-правового сознания // Лестнойвестник. 1999. № 3/99. С. 62-64.
10. Шеяфетдинова Н.А. Специфика эколого-правового сознания как фактора, способствующего решению экологической проблемы // Общество и право. 2003. № 1. С. 152-157.
11. Сухан Н.А.Экологическая деятельность как компонент организации пространства работы объединений по интересам. Вилейка: Вилейский районный центр дополнительного образования детей и молодежи, 2015. 8 с.
12. Гайсин Э.Д., Рахматуллина Ш.М., Гайсина Г.И., Маджуга А.Г. Взаимосвязь ценностей и ценностных ориентаций личности: концептуальные подходы // Школа будущего. 2021. № 2. С. 342-353.
13. Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Результаты оценивания особенностей формирования гражданской идентичности иностранных и российских студентов // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29069 (дата обращения: 10.10.2022).
14. Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Богданова Е.П., Бурлева Л.Г. Методика организации аналитико-проектной деятельности в формате хакатона по разработке социоориентированных продуктов студентами естественно-научных направлений // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 206-212.
15. Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Богданова Е.П. Методика оценки компонентов культуры экологической безопасности у студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23553 (дата обращения: 10.10.2022).

Актуальность исследования обусловлена современными вызовами в адрес коэволюционного устойчивого развития общества и природы (по Н.Н. Моисееву), а именно осознанного и ответственного отношения людей к природе с учетом ее законов и закономерностей, с одной стороны, понимания законодательно-правовой стороны безопасного и гармоничного сосуществования с ней – с другой.

Каждому человеку необходимо понять, что достижение поставленных человечеством целей в области устойчивого развития природы и общества лежит в плоскости осознанного восприятия действительности с четкой установкой на осмысленные поступки и действия на базе мотивационно-ценностных установок (эколого-социальных мотивов и ценностей личности) и морально-нравственных принципов. Каждый ныне живущий человек должен обладать эколого-правовым сознанием и умением применять в повседневной жизни эколого-правовые знания: усвоенные естественно-научные знания, основы охраны природы, нормативно-правовые и действующие законодательные акты гражданско-правовой ответственности по соблюдению установленных социальных норм, правил, прав и свобод.

В настоящий момент достаточно часто нарушаются установленные социальные нормы и правила поведения в обществе, часто правонарушителями являются несовершеннолетние, своим поведением и действиями нарушающие права и свободы других людей. По мнению О.С.Амосовой, причины асоциального поведения несовершеннолетних просматриваются во взаимосвязях человека с окружающей социоприродной средой, его отношениях к окружающей действительности, в сформированной индивидуально-личностной направленности сознания, образе мышления и сформированных представлениях, взглядах, интересах и ценностных установках, которые и формируют систему поведения личности в социуме.

Асоциальное поведение выражается в форме девиантного поведения, проявляющегося в нарушении установленных социальных норм, правил поведения в семье, учебном учреждении, в социуме. Чаще всего такое поведение проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации негативного отношения к своему окружению. Оно может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве, склонности к суициду, алкоголизму, приему наркотических средств – это приводит личность к аморальному образу жизни и к негативным, порой катастрофическим последствиям, таким как смерть человека, склонность личности к насилию, террору. Для решения проблемы необходимо рассматривать комплексную систему мер, лежащих в плоскости экономического, социального, экологического регулирования отношения человека к самому себе, к другим людям, окружающей социоприродной среде.

В целом, мы считаем, что формирование и развитие эколого-правового сознания личности будет способствовать становлению осознанного социально-правового (ответственного), экологосообразного (бережного, безопасного) поведения человека в социоприродной среде.

Цель исследования – провести теоретическое обоснование методики формирования эколого-правового сознания у подростков с девиантным поведением, апробировать ее на практике.

Материалы и методы исследования: анализ имеющегося теоретико-практического опыта по проблеме исследования и нормативно-правовой базы; моделирование научно-методической системы; проектирование; методы эколого-педагогического эксперимента; статистическая и графическая обработка данных в ходе исследования.

В качестве теоретико-методологической основы исследования проанализированы работы следующих авторов: работы, посвященные асоциальному поведению молодежи и необходимости формирования эколого-гражданской идентичности, экологической безопасности: О.С. Амосовой [1], Э.В. Желнина [2], Н.П. Несговоровой, В.Г. Савельева, Е.П.Богдановой, Г.В. Иванцовой [3]; работы, посвященные использованию культурологического, культурно-экологического, компетентностно-культурологического подхода в практике образовательной деятельности: И.Н. Пономаревой [4], А.Н. Галагузова [5], Н.П.Несговоровой, В.Г. Савельева, М.Г. Уфимцевой [6, 7]; работы, посвященные проблеме формирования эколого-правового сознания у молодежи: В.В. Дудорова [8], Е.И.Майоровой [9], необходимости нового подхода к решению проблемы формирования эколого-правового сознания: Г.И. Гайсиной, Н.А. Шеяфетдиновой [10]. С.Н. Глазачев, О.О.Марчук, В.П.Кащенко рассматривают особенности формирования эколого-правового сознания у несовершеннолетних [11].

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно исследованиям Г.И. Гайсиной, Н.А. Шеяфетдиновой, в методику формирования эколого-правового сознания у подростков с девиантным поведением должны быть положены «методологические ключи», позволяющие скорректировать индивидуальные характеристики личности, развить мышление и стремление к изучению окружающего мира через активную познавательную деятельность, выстроенную в виде логической последовательности действий [12].

Под данными ключами понимают совокупность подходов, методов, способов и средств обучения, позволяющих учесть психологические и творческие особенности личности. Данными ключами в нашем исследовании служат подходы: культурологический, его три компонента: личность, образование и культура; личностно-ориентированный подход, позволяющий поддержать процессы самопознания, саморазвития, самореализации личности обучающегося; системно-деятельностный и коррекционный подход. Системно-деятельностный подход нацелен на активную, разностороннюю, в большей степени самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Коррекционный подход – психолого-педагогический, ориентированный на индивидуальные качества обучающегося, их физико-психологическое состояние, уровень мотивационно-познавательных характеристик, развитие волевой сферы личности [12, 13].

В методику формирования эколого-правового сознания личности необходимо включить систему занятий, построенных на создании «ситуации-действия» и «ситуации-противодействия», которые будут способствовать коррекции индивидуально-личностных, социально значимых мотивов личности, формировать мотивационно-ценностную сферу с установкой на ответственное, бережное, гуманное, осознанное отношение к окружающей социоприродной среде [14, 15].

Учебная «ситуация-действие» – создание условий, при которых необходимо ответить на поставленную задачу конкретным действием. Может осуществляться путем создания игровых моментов, описания ситуаций, например: «Представьте себе, что вы начали тонуть, каковы будут ваши действия?» Обучающимся необходимо продемонстрировать действия, которые они предпримут в данной опасной ситуации. Примером ситуации-действия будет создание игровой имитационной ситуации, например в учебном классе создать условия для отработки умений, которые помогут в опасных или чрезвычайных ситуациях.

Пример создания «ситуаций-действия»:

1. Продемонстрируйте, какие действия вы предпримете в следующих ситуациях:

– вы идете по улице и видите стаю бродячих собак, замечаете, что одна из собак бежит прямо на вас. Ваши действия?

– вы с родителями приехали в лес и заблудились. Ваши действия?

– вы видите, что незнакомый человек пытается увести вашего друга в противоположном от вас направлении. Какие действия вы предпримите?

2. Продумайте последовательность ваших действий в следующих ситуациях:

– вы увидели, что тонет человек;

– вы стали свидетелем преступления, например кражи из продуктового магазина;

– вы увидели, что произошел обрыв линии электропередач;

– вас случайно толкнули в толпе;

– вы стали свидетелем издевательства над бездомным животным (кошкой / собакой);

– вы увидели, что постороннему человеку стало плохо;

– вы стали свидетелем уличной драки.

Пример создания «ситуации-противодействия»

Ситуацию-противодействие, так же как и ситуацию-действие, можно представить в виде игры. Ситуация-противодействие отличается от ситуации-действия созданием условия, при котором обучающийся должен ответить на заданное действие собственным действием, например педагог просит одних учеников выступить в роли преступников, а других – в роли правозащитников. Создается ситуация ролевой игры, в которой одни из участников будут совершать противоправные действия, создавая опасную ситуацию, а другие должны грамотно ответить на их действия.

Нами разработана дополнительная образовательная программа, ориентированная на коррекцию девиантного поведения у подростков и формирование эколого-правового сознания личности. Программа основана на курсах «Обществознание» и основах безопасности жизнедеятельности с применением принципа экологизации. Отличительными особенностями разработанной программы являются углубление школьного курса «Обществознание» и интеграция экологического и правового знания в выстроенной системе занятий.

В программу включены темы эколого-правового плана и экологической безопасности. Данную программу рекомендуем реализовывать во внеурочной деятельности, в форме факультатива или элективного курса. Программа рассчитана на 2 года обучения для обучающихся 8–11-х классов.

Программа построена по блочно-модульному типу, содержит несколько блоков, в которые включены учебные модули, делящиеся на определенные темы.

В первый блок включены теоретические аспекты углубленного изучения правовой культуры личности и общества с ориентиром на изучение норм права, а именно правового поведения личности, экологически сообразного поведения личности с учетом установленных на законодательном уровне прав и свобод личности. Блок содержит модули по закреплению полученных знаний, умений и формированию мотивов личности: развитию познавательных интересов и мотивов, формированию границ собственного знания и незнания; развитию умения безопасного поведения в окружающей среде; формированию и развитию социально значимых мотивов и интересов личности, качеств личности, гражданско-патриотических норм поведения в обществе (патриотического отношения личности к своей Родине, к природе родного края); формированию личностных социально значимых мотивов, закреплению знаний основных моральных норм поведения в обществе, развитию умения рефлексивно оценить свою деятельность и поведение (развитию умений уважительного и доброжелательного отношения к себе, к другим людям, формированию ценностных установок бережного отношения к окружающей природной среде); развитию личностных мотивов к самоорганизации и самоанализу.

Во второй блок входят учебные модули, посвященные вопросам культуры безопасности личности в обществе и природе, способствующие формированию активной гражданской позиции (развитие индивидуально-личностных мотивов, к примеру мотива справедливости); безопасного, гуманного, уважительного отношения к природе, к людям, к себе (развитие социально значимых мотивов личности), развитию ценностных ориентиров личности (таких как ценность жизни и здоровья, ценность всего живого, ценность природного богатства и разнообразия, духовные ценности личности), в целом развитию морально-нравственных мотивов личности.

В третий блок включены учебные модули, способствующие развитию экологической культуры личности, а именно: развитию ценностных ориентиров личности (ценности дружбы, любви к природе, ценности доброжелательного отношения к окружающей действительности); развитию побудительных эколого-сообразных мотивов деятельности и поведения (развитию интереса и мотивов к экологически сообразному образу жизни); развитию умений применять полученные знания на практике и в повседневной жизни; развитию интереса к правовой и экологически сообразной деятельности и поведению.

Образовательные блоки и учебные модули в программе выстроены по принципу постепенного изучения материала и согласуются с линейной системой обществознания Л.Н.Боголюбова (с 7-го по 11-й класс).

В ходе исследования нами проведен эколого-педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего (теоретико-методологического); формирующего (реализация разработанной дополнительной образовательной программы по формированию эколого-правового сознания у обучающихся во внеурочной деятельности); обобщающего.

Эксперимент проведен с обучающимися 8–10-х классов МБОУ г. Кургана «СОШ №44 имени героя советского союза Крутикова Д.М.». Общее количество участников эксперимента – 65 обучающихся, из них 25 учеников 8-го класса, 20 учеников 9-го класса и 20 учеников 10-го класса.

В ходе эксперимента проведены следующие занятия: уроки доброты; уроки мужества и чести; уроки экологической грамотности; уроки дружбы; уроки гражданской ответственности и патриотизма; уроки экологической безопасности; также проведены тренинги (эколого-правовой коворкинг среди обучающихся старших классов).

На констатирующем этапе эксперимента проведена входная диагностика по выявлению первоначальных эколого-правовых знаний: знаний экологических понятий и определений; правовых основ (своих прав и свобод, установленных запретов на законодательном уровне); знаний об охране окружающей среды (законодательной базы); знаний о социально-экологических опасностях и рисках; знаний правил безопасного поведения в обществе и в природе.

Выявлен первоначальный уровень умений: критически мыслить и логически рассуждать; аналитической деятельности; рефлексивно оценивать свою деятельность и деятельность других согласно действующему законодательству (нормам права); бережно и ответственно относиться к природным и социокультурным объектам в окружающей среде; применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.

Выявлены преобладающие интересы, мотивы, взгляды, убеждения и направленность деятельности у обучающихся с 8-го по 10-й класс: познавательные мотивы и интересы; личные (удовлетворение собственных интересов и потребностей); социально значимые (гуманность, бережливость, ответственность, дипломатичность, гражданственность); морально-нравственные (стремление к эмпатии, сочувствию, состраданию); мотивы экологически сообразного и безопасного образа жизни; ценностные ориентиры (ценность жизни и здоровья, ценность сохранения природы, ценность всего живого, ценность прав и свобод личности).

Рис. 1. Первоначальный уровень владения знаниями у обучающихся 8-го и 9-го классов, %

По результатам входного контроля на констатирующем этапе эксперимента нами выявлено, что у большинства обучающихся не сформированы эколого-правовые знания. У обучающихся с девиантным поведением наблюдаются опосредованные знания. Так, ученики 8-го класса знают природные объекты, но не могут четко сформулировать определение таких понятий, как «экология», «биосфера», «окружающая среда». Первоначальный уровень знаний у обучающихся низкий, не сформирован эколого-правовой понятийный аппарат (рис. 1).

Первоначальный уровень умений у учащихся низкий, у большинства снижены познавательные, социально значимые, а также морально-нравственные мотивы, которые определяют направленность деятельности личности (рис. 2 и 3).

Рис. 2. Уровень умений у обучающихся 8-го и 9-го классов, %

Рис. 3. Мотивы, интересы и ценностные ориентиры у обучающихся 8-го и 9-го классов, %

У большинства обучающихся преобладают личностные мотивы и интересы, проявляющиеся в удовлетворении собственных интересов и потребностей (рис. 3). В целом, 90% обучающихся личные интересы ставят превыше общественных, пренебрегают правилами поведения, установленными нормами морали и нравственности. Около 40% склонны к девиантному поведению (склонны к агрессивному поведению).

На формирующем этапе эксперимента нами проведен промежуточный контроль. В ходе эксперимента нами применены следующие методики диагностики:

– методика «Альтернатива» (В.А. Ясвин, Д.С. Дерябо). Методика направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического;

– методика «Диагностика ценностно-смысловых ориентиров учащихся» (Юдина, 2007) применяется с целью изучения сформированности ценностно-смысловых ориентиров учащихся: природа как ценность;

– «Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся» (Глазачев, Кашлев, Марченко, 2004);

– методика диагностики сформированности эколого-правового сознания (анкетирование, составление интеллект-карт, решение ситуационных задач).

На рисунках 4 и 5 отображены результаты промежуточного контроля формированности эколого-правовых знаний, умений у обучающихся 9-го и 10-го классов.

Рис. 4. Результаты промежуточного контроля сформированности эколого-правовых знаний у обучающихся, %

Результаты промежуточного контроля показывают, что у 60% обучающихся 9-го и 10-го классов сформирован эколого-правовой понятий аппарат (рис. 4).

Рис. 5. Результаты промежуточного контроля сформированности эколого-правовых умений, %

В ходе практико-ориентированных занятий 50% обучающихся научились применять полученные знания на практических занятиях, 80% умеют рефлексивно оценить свою деятельность, 50% умеют логически рассуждать. Однако остается достаточное количество обучающихся, у которых умения сформированы слабо (рис. 5).

К окончанию 10-го класса (апрель–май 2022 г.) нами проведен итоговый контроль. Нами оценены уровень умений и направленность ценностно-мотивационной сферы личности обучающихся. Результаты итогового контроля показали, что у обучающихся повысился познавательный интерес, у большинства ценностно-мотивационная сфера сдвинулась в область общественных и социально-личностных мотивов (рис. 6). У ребят, которые были склонны к девиантному поведению, наблюдается усидчивость, обучающиеся стали более вежливы, более эмоционально уравновешены.

Рис. 6. Результаты итогового контроля сформированности ценностно-мотивационной сферы личности, %

Выводы

1. В процессе исследования теоретически обоснована и разработана образовательная программа, ориентированная на коррекцию девиантного поведения у подростков и формирование эколого-правового сознания личности на базе курсов «Обществознание» и основ безопасности жизнедеятельности с применением принципа экологизации.

2. Отличительной особенностью разработанной программы является интеграция экологического и правового знания в выстроенной системе занятий. Программа построена по блочно-модульному типу.

3. В процессе апробации разработанной программы проведен эколого-педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего (теоретико-методологического); формирующего (нацеленного на реализацию разработанной дополнительной образовательной программы по формированию эколого-правового сознания у обучающихся во внеурочной деятельности); обобщающего.

4. Результаты итогового контроля показали, что разработанная программа способствует формированию у обучающихся познавательного интереса, общественных и социально-личностных мотивов в ценностно-мотивационной сфере. Школьники, склонные к девиантному поведению, стали более вежливыми, эмоционально уравновешенными.


Библиографическая ссылка

Федорова О.Б., Бурлева Л.Г. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32162 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674