Актуальность исследования обусловлена современными вызовами в адрес коэволюционного устойчивого развития общества и природы (по Н.Н. Моисееву), а именно осознанного и ответственного отношения людей к природе с учетом ее законов и закономерностей, с одной стороны, понимания законодательно-правовой стороны безопасного и гармоничного сосуществования с ней – с другой.
Каждому человеку необходимо понять, что достижение поставленных человечеством целей в области устойчивого развития природы и общества лежит в плоскости осознанного восприятия действительности с четкой установкой на осмысленные поступки и действия на базе мотивационно-ценностных установок (эколого-социальных мотивов и ценностей личности) и морально-нравственных принципов. Каждый ныне живущий человек должен обладать эколого-правовым сознанием и умением применять в повседневной жизни эколого-правовые знания: усвоенные естественно-научные знания, основы охраны природы, нормативно-правовые и действующие законодательные акты гражданско-правовой ответственности по соблюдению установленных социальных норм, правил, прав и свобод.
В настоящий момент достаточно часто нарушаются установленные социальные нормы и правила поведения в обществе, часто правонарушителями являются несовершеннолетние, своим поведением и действиями нарушающие права и свободы других людей. По мнению О.С.Амосовой, причины асоциального поведения несовершеннолетних просматриваются во взаимосвязях человека с окружающей социоприродной средой, его отношениях к окружающей действительности, в сформированной индивидуально-личностной направленности сознания, образе мышления и сформированных представлениях, взглядах, интересах и ценностных установках, которые и формируют систему поведения личности в социуме.
Асоциальное поведение выражается в форме девиантного поведения, проявляющегося в нарушении установленных социальных норм, правил поведения в семье, учебном учреждении, в социуме. Чаще всего такое поведение проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации негативного отношения к своему окружению. Оно может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве, склонности к суициду, алкоголизму, приему наркотических средств – это приводит личность к аморальному образу жизни и к негативным, порой катастрофическим последствиям, таким как смерть человека, склонность личности к насилию, террору. Для решения проблемы необходимо рассматривать комплексную систему мер, лежащих в плоскости экономического, социального, экологического регулирования отношения человека к самому себе, к другим людям, окружающей социоприродной среде.
В целом, мы считаем, что формирование и развитие эколого-правового сознания личности будет способствовать становлению осознанного социально-правового (ответственного), экологосообразного (бережного, безопасного) поведения человека в социоприродной среде.
Цель исследования – провести теоретическое обоснование методики формирования эколого-правового сознания у подростков с девиантным поведением, апробировать ее на практике.
Материалы и методы исследования: анализ имеющегося теоретико-практического опыта по проблеме исследования и нормативно-правовой базы; моделирование научно-методической системы; проектирование; методы эколого-педагогического эксперимента; статистическая и графическая обработка данных в ходе исследования.
В качестве теоретико-методологической основы исследования проанализированы работы следующих авторов: работы, посвященные асоциальному поведению молодежи и необходимости формирования эколого-гражданской идентичности, экологической безопасности: О.С. Амосовой [1], Э.В. Желнина [2], Н.П. Несговоровой, В.Г. Савельева, Е.П.Богдановой, Г.В. Иванцовой [3]; работы, посвященные использованию культурологического, культурно-экологического, компетентностно-культурологического подхода в практике образовательной деятельности: И.Н. Пономаревой [4], А.Н. Галагузова [5], Н.П.Несговоровой, В.Г. Савельева, М.Г. Уфимцевой [6, 7]; работы, посвященные проблеме формирования эколого-правового сознания у молодежи: В.В. Дудорова [8], Е.И.Майоровой [9], необходимости нового подхода к решению проблемы формирования эколого-правового сознания: Г.И. Гайсиной, Н.А. Шеяфетдиновой [10]. С.Н. Глазачев, О.О.Марчук, В.П.Кащенко рассматривают особенности формирования эколого-правового сознания у несовершеннолетних [11].
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно исследованиям Г.И. Гайсиной, Н.А. Шеяфетдиновой, в методику формирования эколого-правового сознания у подростков с девиантным поведением должны быть положены «методологические ключи», позволяющие скорректировать индивидуальные характеристики личности, развить мышление и стремление к изучению окружающего мира через активную познавательную деятельность, выстроенную в виде логической последовательности действий [12].
Под данными ключами понимают совокупность подходов, методов, способов и средств обучения, позволяющих учесть психологические и творческие особенности личности. Данными ключами в нашем исследовании служат подходы: культурологический, его три компонента: личность, образование и культура; личностно-ориентированный подход, позволяющий поддержать процессы самопознания, саморазвития, самореализации личности обучающегося; системно-деятельностный и коррекционный подход. Системно-деятельностный подход нацелен на активную, разностороннюю, в большей степени самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Коррекционный подход – психолого-педагогический, ориентированный на индивидуальные качества обучающегося, их физико-психологическое состояние, уровень мотивационно-познавательных характеристик, развитие волевой сферы личности [12, 13].
В методику формирования эколого-правового сознания личности необходимо включить систему занятий, построенных на создании «ситуации-действия» и «ситуации-противодействия», которые будут способствовать коррекции индивидуально-личностных, социально значимых мотивов личности, формировать мотивационно-ценностную сферу с установкой на ответственное, бережное, гуманное, осознанное отношение к окружающей социоприродной среде [14, 15].
Учебная «ситуация-действие» – создание условий, при которых необходимо ответить на поставленную задачу конкретным действием. Может осуществляться путем создания игровых моментов, описания ситуаций, например: «Представьте себе, что вы начали тонуть, каковы будут ваши действия?» Обучающимся необходимо продемонстрировать действия, которые они предпримут в данной опасной ситуации. Примером ситуации-действия будет создание игровой имитационной ситуации, например в учебном классе создать условия для отработки умений, которые помогут в опасных или чрезвычайных ситуациях.
Пример создания «ситуаций-действия»:
1. Продемонстрируйте, какие действия вы предпримете в следующих ситуациях:
– вы идете по улице и видите стаю бродячих собак, замечаете, что одна из собак бежит прямо на вас. Ваши действия?
– вы с родителями приехали в лес и заблудились. Ваши действия?
– вы видите, что незнакомый человек пытается увести вашего друга в противоположном от вас направлении. Какие действия вы предпримите?
2. Продумайте последовательность ваших действий в следующих ситуациях:
– вы увидели, что тонет человек;
– вы стали свидетелем преступления, например кражи из продуктового магазина;
– вы увидели, что произошел обрыв линии электропередач;
– вас случайно толкнули в толпе;
– вы стали свидетелем издевательства над бездомным животным (кошкой / собакой);
– вы увидели, что постороннему человеку стало плохо;
– вы стали свидетелем уличной драки.
Пример создания «ситуации-противодействия»
Ситуацию-противодействие, так же как и ситуацию-действие, можно представить в виде игры. Ситуация-противодействие отличается от ситуации-действия созданием условия, при котором обучающийся должен ответить на заданное действие собственным действием, например педагог просит одних учеников выступить в роли преступников, а других – в роли правозащитников. Создается ситуация ролевой игры, в которой одни из участников будут совершать противоправные действия, создавая опасную ситуацию, а другие должны грамотно ответить на их действия.
Нами разработана дополнительная образовательная программа, ориентированная на коррекцию девиантного поведения у подростков и формирование эколого-правового сознания личности. Программа основана на курсах «Обществознание» и основах безопасности жизнедеятельности с применением принципа экологизации. Отличительными особенностями разработанной программы являются углубление школьного курса «Обществознание» и интеграция экологического и правового знания в выстроенной системе занятий.
В программу включены темы эколого-правового плана и экологической безопасности. Данную программу рекомендуем реализовывать во внеурочной деятельности, в форме факультатива или элективного курса. Программа рассчитана на 2 года обучения для обучающихся 8–11-х классов.
Программа построена по блочно-модульному типу, содержит несколько блоков, в которые включены учебные модули, делящиеся на определенные темы.
В первый блок включены теоретические аспекты углубленного изучения правовой культуры личности и общества с ориентиром на изучение норм права, а именно правового поведения личности, экологически сообразного поведения личности с учетом установленных на законодательном уровне прав и свобод личности. Блок содержит модули по закреплению полученных знаний, умений и формированию мотивов личности: развитию познавательных интересов и мотивов, формированию границ собственного знания и незнания; развитию умения безопасного поведения в окружающей среде; формированию и развитию социально значимых мотивов и интересов личности, качеств личности, гражданско-патриотических норм поведения в обществе (патриотического отношения личности к своей Родине, к природе родного края); формированию личностных социально значимых мотивов, закреплению знаний основных моральных норм поведения в обществе, развитию умения рефлексивно оценить свою деятельность и поведение (развитию умений уважительного и доброжелательного отношения к себе, к другим людям, формированию ценностных установок бережного отношения к окружающей природной среде); развитию личностных мотивов к самоорганизации и самоанализу.
Во второй блок входят учебные модули, посвященные вопросам культуры безопасности личности в обществе и природе, способствующие формированию активной гражданской позиции (развитие индивидуально-личностных мотивов, к примеру мотива справедливости); безопасного, гуманного, уважительного отношения к природе, к людям, к себе (развитие социально значимых мотивов личности), развитию ценностных ориентиров личности (таких как ценность жизни и здоровья, ценность всего живого, ценность природного богатства и разнообразия, духовные ценности личности), в целом развитию морально-нравственных мотивов личности.
В третий блок включены учебные модули, способствующие развитию экологической культуры личности, а именно: развитию ценностных ориентиров личности (ценности дружбы, любви к природе, ценности доброжелательного отношения к окружающей действительности); развитию побудительных эколого-сообразных мотивов деятельности и поведения (развитию интереса и мотивов к экологически сообразному образу жизни); развитию умений применять полученные знания на практике и в повседневной жизни; развитию интереса к правовой и экологически сообразной деятельности и поведению.
Образовательные блоки и учебные модули в программе выстроены по принципу постепенного изучения материала и согласуются с линейной системой обществознания Л.Н.Боголюбова (с 7-го по 11-й класс).
В ходе исследования нами проведен эколого-педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего (теоретико-методологического); формирующего (реализация разработанной дополнительной образовательной программы по формированию эколого-правового сознания у обучающихся во внеурочной деятельности); обобщающего.
Эксперимент проведен с обучающимися 8–10-х классов МБОУ г. Кургана «СОШ №44 имени героя советского союза Крутикова Д.М.». Общее количество участников эксперимента – 65 обучающихся, из них 25 учеников 8-го класса, 20 учеников 9-го класса и 20 учеников 10-го класса.
В ходе эксперимента проведены следующие занятия: уроки доброты; уроки мужества и чести; уроки экологической грамотности; уроки дружбы; уроки гражданской ответственности и патриотизма; уроки экологической безопасности; также проведены тренинги (эколого-правовой коворкинг среди обучающихся старших классов).
На констатирующем этапе эксперимента проведена входная диагностика по выявлению первоначальных эколого-правовых знаний: знаний экологических понятий и определений; правовых основ (своих прав и свобод, установленных запретов на законодательном уровне); знаний об охране окружающей среды (законодательной базы); знаний о социально-экологических опасностях и рисках; знаний правил безопасного поведения в обществе и в природе.
Выявлен первоначальный уровень умений: критически мыслить и логически рассуждать; аналитической деятельности; рефлексивно оценивать свою деятельность и деятельность других согласно действующему законодательству (нормам права); бережно и ответственно относиться к природным и социокультурным объектам в окружающей среде; применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.
Выявлены преобладающие интересы, мотивы, взгляды, убеждения и направленность деятельности у обучающихся с 8-го по 10-й класс: познавательные мотивы и интересы; личные (удовлетворение собственных интересов и потребностей); социально значимые (гуманность, бережливость, ответственность, дипломатичность, гражданственность); морально-нравственные (стремление к эмпатии, сочувствию, состраданию); мотивы экологически сообразного и безопасного образа жизни; ценностные ориентиры (ценность жизни и здоровья, ценность сохранения природы, ценность всего живого, ценность прав и свобод личности).
Рис. 1. Первоначальный уровень владения знаниями у обучающихся 8-го и 9-го классов, %
По результатам входного контроля на констатирующем этапе эксперимента нами выявлено, что у большинства обучающихся не сформированы эколого-правовые знания. У обучающихся с девиантным поведением наблюдаются опосредованные знания. Так, ученики 8-го класса знают природные объекты, но не могут четко сформулировать определение таких понятий, как «экология», «биосфера», «окружающая среда». Первоначальный уровень знаний у обучающихся низкий, не сформирован эколого-правовой понятийный аппарат (рис. 1).
Первоначальный уровень умений у учащихся низкий, у большинства снижены познавательные, социально значимые, а также морально-нравственные мотивы, которые определяют направленность деятельности личности (рис. 2 и 3).
Рис. 2. Уровень умений у обучающихся 8-го и 9-го классов, %
Рис. 3. Мотивы, интересы и ценностные ориентиры у обучающихся 8-го и 9-го классов, %
У большинства обучающихся преобладают личностные мотивы и интересы, проявляющиеся в удовлетворении собственных интересов и потребностей (рис. 3). В целом, 90% обучающихся личные интересы ставят превыше общественных, пренебрегают правилами поведения, установленными нормами морали и нравственности. Около 40% склонны к девиантному поведению (склонны к агрессивному поведению).
На формирующем этапе эксперимента нами проведен промежуточный контроль. В ходе эксперимента нами применены следующие методики диагностики:
– методика «Альтернатива» (В.А. Ясвин, Д.С. Дерябо). Методика направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического;
– методика «Диагностика ценностно-смысловых ориентиров учащихся» (Юдина, 2007) применяется с целью изучения сформированности ценностно-смысловых ориентиров учащихся: природа как ценность;
– «Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся» (Глазачев, Кашлев, Марченко, 2004);
– методика диагностики сформированности эколого-правового сознания (анкетирование, составление интеллект-карт, решение ситуационных задач).
На рисунках 4 и 5 отображены результаты промежуточного контроля формированности эколого-правовых знаний, умений у обучающихся 9-го и 10-го классов.
Рис. 4. Результаты промежуточного контроля сформированности эколого-правовых знаний у обучающихся, %
Результаты промежуточного контроля показывают, что у 60% обучающихся 9-го и 10-го классов сформирован эколого-правовой понятий аппарат (рис. 4).
Рис. 5. Результаты промежуточного контроля сформированности эколого-правовых умений, %
В ходе практико-ориентированных занятий 50% обучающихся научились применять полученные знания на практических занятиях, 80% умеют рефлексивно оценить свою деятельность, 50% умеют логически рассуждать. Однако остается достаточное количество обучающихся, у которых умения сформированы слабо (рис. 5).
К окончанию 10-го класса (апрель–май 2022 г.) нами проведен итоговый контроль. Нами оценены уровень умений и направленность ценностно-мотивационной сферы личности обучающихся. Результаты итогового контроля показали, что у обучающихся повысился познавательный интерес, у большинства ценностно-мотивационная сфера сдвинулась в область общественных и социально-личностных мотивов (рис. 6). У ребят, которые были склонны к девиантному поведению, наблюдается усидчивость, обучающиеся стали более вежливы, более эмоционально уравновешены.
Рис. 6. Результаты итогового контроля сформированности ценностно-мотивационной сферы личности, %
Выводы
1. В процессе исследования теоретически обоснована и разработана образовательная программа, ориентированная на коррекцию девиантного поведения у подростков и формирование эколого-правового сознания личности на базе курсов «Обществознание» и основ безопасности жизнедеятельности с применением принципа экологизации.
2. Отличительной особенностью разработанной программы является интеграция экологического и правового знания в выстроенной системе занятий. Программа построена по блочно-модульному типу.
3. В процессе апробации разработанной программы проведен эколого-педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего (теоретико-методологического); формирующего (нацеленного на реализацию разработанной дополнительной образовательной программы по формированию эколого-правового сознания у обучающихся во внеурочной деятельности); обобщающего.
4. Результаты итогового контроля показали, что разработанная программа способствует формированию у обучающихся познавательного интереса, общественных и социально-личностных мотивов в ценностно-мотивационной сфере. Школьники, склонные к девиантному поведению, стали более вежливыми, эмоционально уравновешенными.
Библиографическая ссылка
Федорова О.Б., Бурлева Л.Г. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32162 (дата обращения: 08.10.2024).