Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONTENT OF YOUTH'S VALUE ATTITUDE TO LABOR AND PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Pustovoytov V.N. 1
1 Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
The content of the value attitude of young people to labor and professional self-realization is determined. The significance of labor activity, labor both for the individual and for society and the state is noted. It is shown that the values of creative labor can be considered both as individual beliefs based on the views cultivated in society, and in the context of the factor of satisfying human needs. An analysis of the contradictions between the motivation of the labor activity of young people and the needs of the labor market, the possibilities of the state in ensuring the professional employment of Russian citizens is carried out. The dominants of creative labor for young Russians today are determined: training, vocational education, labor activity in accordance with interests and opportunities; decent assessment and working conditions, professional self-realization, career; work relations, creative professional interaction; work achievements corresponding to the professional tradition and culture of the peoples of our country. Based on the dominants, the content of the value attitude of young people to labor and professional self-realization is determined. It consists of: awareness of work activity as a significant part of the life of a modern person; provision of work activity with social guarantees; variability and accessibility of vocational education and type of work activity; compliance with the level of education, professional qualifications and assessment of labor by the state; establishment of work relations with colleagues; work achievements as the fruits of the creative labor of many generations of Russians.
values of russians
labor values
the content of the value attitude to work
professional self-realization of young people
creative work
education

Ценностное понимание труда традиционно связывается с его значимостью для общества и личности. При этом часто акцент ставится на общественной важности ценностного отношения личности к труду, что обусловлено, очевидно, подходом к пониманию ценности как феномена: «ценность – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного» [1, с. 286].

Труд в истории человечества всегда рассматривался и как основа общественного развития, и как средство и база воспитания личности. К проблематике значимости труда в жизни человека, его влияния на развитие личности в своих работах обращались многие мыслители: Т. Мор, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Кершенштайнер, Д. Дьюи, П.П.Блонский, А.С. Макаренко и др. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья» [2, с. 337–338].

Сегодня трудовая деятельность личности составляет основу для самореализации в обществе, а труд каждого гражданина – условие развития общества, государства. Этот постулат принимается россиянами, он же принят на государственном уровне в России в контексте развития человеческого капитала (см., например [3]). Важность культивирования у молодежи ценностного отношения к труду и профессиональной самореализации определяется тем, что ценности созидательного труда органично входят в систему духовно-нравственных ценностей человека, общества (это характерно не только для России [4, 5]), задают на десятилетия вперед вектор развития мировоззренческой составляющей общества. Решение данной воспитательной задачи, тем самым, выходит за рамки образования и лежит в пространстве обеспечения социальной безопасности молодежи [6] и национальной безопасности государства.

Эффективность трудового воспитания молодого поколения россиян во многом зависит от четкости определения содержания ценностей трудовой деятельности и профессиональной самореализации исходя из их значимости не только для общества, но и для личности.

Цель исследования: определить сущностные характеристики и содержание ценностного отношения молодого поколения россиян к труду и профессиональной самореализации.

Методологическую базу исследования составляют концептуальные идеи личностно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.), педагогического сопровождения и поддержки личности (О.С. Газман, Т.В.Фролова и др.), ценностно-смыслового содержания воспитания (М.В. Богусловский, Б.Л. Вульфсон, В.Н. Дадонов, В.В.Давыдов, М.С. Каган, В.А.Сластенин и др.), образовательных (В.П. Борисенков, С.К.Бондырева, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдов, А.Н.Джуринский, Н.Д. Никандров, В.Е.Шукшунов и др.) и воспитательных (И.Д. Демакова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова, В.И. Слободчиков и др.) пространств.

Материалами исследования служат понимание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ценности трудовой деятельности, а также отношение подростков и молодежи России к ценностям труда и профессиональной самореализации.

Основные методы исследования: терминологический анализ, классификация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение. Формирование ценностного отношения к миру, к самому себе, как известно, происходит у человека в течение всей жизни. При этом сензитивным периодом в принятии ценностей является этап интенсивного накопления личностью опыта взаимодействия с окружающим миром, период познания человеком самого себя – подростковый и юношеский возраст (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Г.Олпорт, В. Франкл и др.). Ценности, принятые в молодом возрасте, составляют базу миропонимания и отношения к действительности для личности всю сознательную жизнь.

Ценностное отношение в обществе к труду формировалось на протяжении всей истории человечества. Общественно-политические и экономические трансформации прошедших трех десятилетий в России, стремительная информатизация всех сфер жизни общества внесли изменения во взгляды наших соотечественников, особенно молодежи, на трудовую деятельность и профессиональную самореализацию. В последние годы кардинально меняется отношение молодежи к выбору специальности, трудовой деятельности в целом, изменяется понимание ценности труда [7, 8, c. 25–28]. По результатам проводимых исследований более половины опрошенных старших подростков и юношей испытывают затруднения в профессиональном самоопределении, не считают высшее образование необходимым для современного человека, строят свой выбор профессии более самостоятельно, чем старшие поколения, преимущественно из меркантильных и прагматичных интересов, не выказывая мотив служения обществу, в котором проходят их взросление и личностное становление [9, 10]. Данные результаты мониторингов требуют системного, включая исследование противоречий и терминологический анализ, осмысления понимания содержания ценностей труда подростками и молодежью.

Определение сущности категории «ценность» с точки зрения психологии лежит в плоскости «специфического отношения» человека, общества к чему-либо (М.С. Каган) [11, c. 5]), осознания субъектом некоторого объекта с позиций «хочу», «[мне, обществу] это надо, необходимо». Субъектами такого осознания могут выступать отдельно или вместе личность и общество (общество в качестве инструмента выражения своей воли использует определенный способ своей организации – государство). Систему общих для личности и общества гуманистических ценностных доминант составляют общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, свобода, любовь к своей земле, семья, забота о ближних, природа, произведения искусства, культура в целом, созидательный труд, образование и др. Ценности личности – это совокупность ценностных установок общества, принятых человеком, и ценностного отношения человека к окружающему миру.

Ценностное отношение личности к труду и профессиональной самореализации можно рассматривать:

– как убеждения, основанные на взглядах на трудовую деятельность, культивируемых в обществе. «Ценность» (от «ценить», «оценивать») – это принятые личностью нормы оценки окружающей действительности, себя, своего места в мире, ее отношение к объектам, процессам, факторам действительности, составляющее, по сути, фундамент мировоззренческой позиции. В этом контексте ценности созидательного труда, входя в духовно-нравственные ценности общества, интегрируют в своем содержании самобытную культуру народов России, сложившуюся в ходе тысячелетнего историко-культурного развития нашей страны, являют собой средства духовной связи поколений. Содержание данных ценностей составляют идеалы и устремления, обусловленные значимостью созидательного труда в социокультурном развитии человеческой цивилизации, а также ценностным отношением к человеку труда, трудовой деятельности и ее результатам;

– как факторы удовлетворения потребностей человека: по А. Маслоу – жизни, здоровья, безопасности, принадлежности к общности, культуры, самоактуализации. Важное место в системе потребностей личности занимают потребности познания и уважения, сопряженные с познавательной (в том числе образовательной) и трудовой деятельностью человека, с их результатами, с профессиональной компетентностью личности. Соответственно, выделяются ценности, предопределенные потребностями личности в образовании, уважении и профессиональной самореализации, в профессиональном успехе или избегании профессиональных неудач и ограничений.

При высокой общей значимости трудовой деятельности и для личности, и для общества сфера труда и профессиональной занятости остается достаточно противоречивой. Анализируя взгляды молодого поколения россиян на труд [8; 10, с. 27–43], выделим следующие противоречия между мотивацией трудовой деятельности молодежи и потребностями рынка труда, возможностями общества, государства в обеспечении профессиональной занятости россиян:

- желание молодежи достойной оценки своего труда, исходя из его результатов, требуемой квалификации, уровня образования, интенсивности, сложности, и несбалансированность в системе оплаты труда: отмечается значительная диспропорция в оплате за один и тот же труд в мегаполисах и в регионах, в оплате труда специалистов многих сфер экономики недостаточно учитываются уровень квалификации и интенсивность труда, и др. [12];

- склонность молодежи к выбору профессии «по душе» (с учетом своих сил, навыков, наклонностей и др.) и ограниченность потребностей рынка труда (особенно в регионах);

- стремление молодых специалистов проявить себя в профессии, продемонстрировать свою креативность и ограничения вариативности их профессиональной деятельности вследствие недостаточной развитости материально-технической базы предприятий и организаций, косности и рациональности мышления старших по возрасту и/или должности коллег и др.;

- стремление молодежи к карьерному росту и ограниченность профессиональной самореализации специалистов спецификой трудовой деятельности, закономерной зависимостью профессиональной компетентности от стажа профессиональной деятельности, объективной необходимостью поддержания баланса в системе «руководитель – подчиненный»;

- желание молодежи самореализовать себя в профессии через результаты («плоды») трудовой деятельности и ужесточение критериев оценки результатов труда обществом, вариативность оценки качества труда различными группами общества и др.;

- ориентация общества на обязательное получение молодежью среднего профессионального и высшего образования и снижение востребованности такого образования в отдельных сферах трудовой занятости: социальные сети и интернет-маркетинг, продажи, творческие специальности, ряд специальностей IT-сферы [13] и др.

Выявленные противоречия позволяют, опираясь на отношение наших соотечественников к труду, базирующееся на многовековых морально-нравственных устоях российского общества, учитывая интересы молодого поколения россиян, обусловленные цифровой трансформацией общества, социально-экономическими преобразованиями в стране и глобализационными процессами, определить следующие доминанты созидательного труда и профессиональной самореализации для молодых россиян сегодня:

– обучение, профессиональное образование, трудовая деятельность в соответствии с интересами и возможностями;

– достойные оценка и условия труда, профессиональная самореализация, карьера;

– трудовые отношения, созидательное профессиональное взаимодействие;

– трудовые достижения, соответствующие профессиональным традициям и культуре народов нашей страны.

Базовые доминанты созидательного труда и профессиональной самореализации личности являют собой основу традиционных ценностных ориентаций граждан нашей страны в сфере труда, поскольку: их содержание гуманистично по своей природе, отражает общечеловеческие ценности жизнедеятельности личности, культивируется не в одном поколении россиян, определяет идеалы и убеждения большинства граждан российского общества, сформировано в ходе многовекового культурно-исторического развития России, имеет внутренние взаимосвязи с другими ценностными доминантами, регулирующими отношение человека к окружающему миру, себе, своему месту в обществе.

Исходя из выявленных ценностных доминант, правомерно определить следующее содержание ценностного отношения молодежи к созидательному труду и профессиональной самореализации:

- осознание трудовой деятельности как значимой части жизни современного человека в контекстах финансового благополучия, профессионального развития и самореализации, построения карьеры;

- обеспеченность трудовой деятельности социальными гарантиями, предусмотренными законом, удобный график работы, хорошие условия труда. В нашей стране данные права специалистов (условия их труда) регламентируются положениями законодательства РФ; они называются россиянами в числе наиболее значимых показателей для выбора профессии, удовлетворенности ею [10, с. 27–43];

- вариативность и доступность профессионального образования, выбор вида трудовой деятельности. Для каждого человека важна профессиональная самореализация в соответствии с его интересами и личностными возможностями. Рациональное и эффективное использование потенциала каждого человека – это ключевое условие обеспечения эффективности сферы труда в стране, развития человеческого капитала;

- оценка (в том числе финансовая) труда государством, обществом в соответствии с уровнем образования, профессиональной квалификацией, интенсивностью труда специалистов. Данное положение рассматривается россиянами как проявление их прав и свобод. Труд и образование выступают историко-культурными ценностями для личности и общества – это непреложно;

- установление трудовых отношений с коллегами, возможность общения по интересам. Коммуникация – одна из базовых потребностей человека, ее удовлетворение выступает условием развития личности. В трудовом коллективе, в кругу своих коллег современный человек может общаться по интересам, проявлять свою профессиональную компетентность, восполнять возможный дефицит бытового общения;

- трудовые достижения как плоды созидательного труда многих поколений россиян. Атомные электростанции и полет человека в космос, многочисленные произведения искусства и самобытное творчество народов России, научные и спортивные достижения – это те предопределенные историческим развитием страны плоды труда многих поколений наших соотечественников, которые вошли и пополняют сегодня копилку достижений человечества; они составляют гордость всех россиян.

Принятое на государственном уровне содержание традиционных для России ценностей труда определяют Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. В частности, согласно стандартам основного [14, п. 42.1.6] и среднего [15, п. 7.1] общего образования, личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать «расширение жизненного опыта и опыта деятельности [обучаемых] в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности ... в части трудового воспитания»: уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознание ценности мастерства, готовность к созидательному труду, к активной деятельности технологической и социальной направленности, трудолюбие, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, осознание важности обучения, готовность и способность к построению индивидуальной траектории образования и самообразования на протяжении всей жизни, жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей [15, п. 7.1]. Сравнительный анализ содержания выявленных ценностей молодежи с сущностью ценностей в сфере труда и профессиональной самореализации, официально культивируемых в обществе, позволяет отметить их высокую положительную корреляцию.

На отдельных этапах развития общества иерархия «личностно» и «общественно» предопределенных ценностей труда может изменяться, но данные ценности всегда входят в систему духовно-нравственных ценностей россиян. Ценности созидательного труда и профессиональной самореализации молодого поколения россиян сегодня есть продукт исторически обусловленной трансформации общественного сознания; в них вплетены как национальные идеалы народов и народностей многонациональной России, так и общечеловеческие ценности гуманизма. Труд, трудовая деятельность выступают средством обеспечения личного благополучия человека и одновременно – пространством его служения обществу. Ценностное отношение молодежи к труду наполнено содержанием, созвучным нашей цифровой эпохе, эпохе коренных изменений на рынке труда.

Заключение. Определение содержания ценностей молодежи в сфере созидательного труда и профессиональной самореализации – задача методологического плана. Однако ее решение имеет прямой выход на образовательную практику – позволяет выстроить качественную, по своему содержанию и технологиям созвучную современным реалиям жизни россиян систему воспитательной работы с подростками и молодежью.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00058-22-08 от 26.07.2022 г. по теме «Психолого-педагогические основы приобщения учащихся к традиционным российским ценностям на основе внеурочной деятельности».