Ценностное понимание труда традиционно связывается с его значимостью для общества и личности. При этом часто акцент ставится на общественной важности ценностного отношения личности к труду, что обусловлено, очевидно, подходом к пониманию ценности как феномена: «ценность – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного» [1, с. 286].
Труд в истории человечества всегда рассматривался и как основа общественного развития, и как средство и база воспитания личности. К проблематике значимости труда в жизни человека, его влияния на развитие личности в своих работах обращались многие мыслители: Т. Мор, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Кершенштайнер, Д. Дьюи, П.П.Блонский, А.С. Макаренко и др. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья» [2, с. 337–338].
Сегодня трудовая деятельность личности составляет основу для самореализации в обществе, а труд каждого гражданина – условие развития общества, государства. Этот постулат принимается россиянами, он же принят на государственном уровне в России в контексте развития человеческого капитала (см., например [3]). Важность культивирования у молодежи ценностного отношения к труду и профессиональной самореализации определяется тем, что ценности созидательного труда органично входят в систему духовно-нравственных ценностей человека, общества (это характерно не только для России [4, 5]), задают на десятилетия вперед вектор развития мировоззренческой составляющей общества. Решение данной воспитательной задачи, тем самым, выходит за рамки образования и лежит в пространстве обеспечения социальной безопасности молодежи [6] и национальной безопасности государства.
Эффективность трудового воспитания молодого поколения россиян во многом зависит от четкости определения содержания ценностей трудовой деятельности и профессиональной самореализации исходя из их значимости не только для общества, но и для личности.
Цель исследования: определить сущностные характеристики и содержание ценностного отношения молодого поколения россиян к труду и профессиональной самореализации.
Методологическую базу исследования составляют концептуальные идеи личностно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.), педагогического сопровождения и поддержки личности (О.С. Газман, Т.В.Фролова и др.), ценностно-смыслового содержания воспитания (М.В. Богусловский, Б.Л. Вульфсон, В.Н. Дадонов, В.В.Давыдов, М.С. Каган, В.А.Сластенин и др.), образовательных (В.П. Борисенков, С.К.Бондырева, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдов, А.Н.Джуринский, Н.Д. Никандров, В.Е.Шукшунов и др.) и воспитательных (И.Д. Демакова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова, В.И. Слободчиков и др.) пространств.
Материалами исследования служат понимание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ценности трудовой деятельности, а также отношение подростков и молодежи России к ценностям труда и профессиональной самореализации.
Основные методы исследования: терминологический анализ, классификация, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение. Формирование ценностного отношения к миру, к самому себе, как известно, происходит у человека в течение всей жизни. При этом сензитивным периодом в принятии ценностей является этап интенсивного накопления личностью опыта взаимодействия с окружающим миром, период познания человеком самого себя – подростковый и юношеский возраст (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Г.Олпорт, В. Франкл и др.). Ценности, принятые в молодом возрасте, составляют базу миропонимания и отношения к действительности для личности всю сознательную жизнь.
Ценностное отношение в обществе к труду формировалось на протяжении всей истории человечества. Общественно-политические и экономические трансформации прошедших трех десятилетий в России, стремительная информатизация всех сфер жизни общества внесли изменения во взгляды наших соотечественников, особенно молодежи, на трудовую деятельность и профессиональную самореализацию. В последние годы кардинально меняется отношение молодежи к выбору специальности, трудовой деятельности в целом, изменяется понимание ценности труда [7, 8, c. 25–28]. По результатам проводимых исследований более половины опрошенных старших подростков и юношей испытывают затруднения в профессиональном самоопределении, не считают высшее образование необходимым для современного человека, строят свой выбор профессии более самостоятельно, чем старшие поколения, преимущественно из меркантильных и прагматичных интересов, не выказывая мотив служения обществу, в котором проходят их взросление и личностное становление [9, 10]. Данные результаты мониторингов требуют системного, включая исследование противоречий и терминологический анализ, осмысления понимания содержания ценностей труда подростками и молодежью.
Определение сущности категории «ценность» с точки зрения психологии лежит в плоскости «специфического отношения» человека, общества к чему-либо (М.С. Каган) [11, c. 5]), осознания субъектом некоторого объекта с позиций «хочу», «[мне, обществу] это надо, необходимо». Субъектами такого осознания могут выступать отдельно или вместе личность и общество (общество в качестве инструмента выражения своей воли использует определенный способ своей организации – государство). Систему общих для личности и общества гуманистических ценностных доминант составляют общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, свобода, любовь к своей земле, семья, забота о ближних, природа, произведения искусства, культура в целом, созидательный труд, образование и др. Ценности личности – это совокупность ценностных установок общества, принятых человеком, и ценностного отношения человека к окружающему миру.
Ценностное отношение личности к труду и профессиональной самореализации можно рассматривать:
– как убеждения, основанные на взглядах на трудовую деятельность, культивируемых в обществе. «Ценность» (от «ценить», «оценивать») – это принятые личностью нормы оценки окружающей действительности, себя, своего места в мире, ее отношение к объектам, процессам, факторам действительности, составляющее, по сути, фундамент мировоззренческой позиции. В этом контексте ценности созидательного труда, входя в духовно-нравственные ценности общества, интегрируют в своем содержании самобытную культуру народов России, сложившуюся в ходе тысячелетнего историко-культурного развития нашей страны, являют собой средства духовной связи поколений. Содержание данных ценностей составляют идеалы и устремления, обусловленные значимостью созидательного труда в социокультурном развитии человеческой цивилизации, а также ценностным отношением к человеку труда, трудовой деятельности и ее результатам;
– как факторы удовлетворения потребностей человека: по А. Маслоу – жизни, здоровья, безопасности, принадлежности к общности, культуры, самоактуализации. Важное место в системе потребностей личности занимают потребности познания и уважения, сопряженные с познавательной (в том числе образовательной) и трудовой деятельностью человека, с их результатами, с профессиональной компетентностью личности. Соответственно, выделяются ценности, предопределенные потребностями личности в образовании, уважении и профессиональной самореализации, в профессиональном успехе или избегании профессиональных неудач и ограничений.
При высокой общей значимости трудовой деятельности и для личности, и для общества сфера труда и профессиональной занятости остается достаточно противоречивой. Анализируя взгляды молодого поколения россиян на труд [8; 10, с. 27–43], выделим следующие противоречия между мотивацией трудовой деятельности молодежи и потребностями рынка труда, возможностями общества, государства в обеспечении профессиональной занятости россиян:
- желание молодежи достойной оценки своего труда, исходя из его результатов, требуемой квалификации, уровня образования, интенсивности, сложности, и несбалансированность в системе оплаты труда: отмечается значительная диспропорция в оплате за один и тот же труд в мегаполисах и в регионах, в оплате труда специалистов многих сфер экономики недостаточно учитываются уровень квалификации и интенсивность труда, и др. [12];
- склонность молодежи к выбору профессии «по душе» (с учетом своих сил, навыков, наклонностей и др.) и ограниченность потребностей рынка труда (особенно в регионах);
- стремление молодых специалистов проявить себя в профессии, продемонстрировать свою креативность и ограничения вариативности их профессиональной деятельности вследствие недостаточной развитости материально-технической базы предприятий и организаций, косности и рациональности мышления старших по возрасту и/или должности коллег и др.;
- стремление молодежи к карьерному росту и ограниченность профессиональной самореализации специалистов спецификой трудовой деятельности, закономерной зависимостью профессиональной компетентности от стажа профессиональной деятельности, объективной необходимостью поддержания баланса в системе «руководитель – подчиненный»;
- желание молодежи самореализовать себя в профессии через результаты («плоды») трудовой деятельности и ужесточение критериев оценки результатов труда обществом, вариативность оценки качества труда различными группами общества и др.;
- ориентация общества на обязательное получение молодежью среднего профессионального и высшего образования и снижение востребованности такого образования в отдельных сферах трудовой занятости: социальные сети и интернет-маркетинг, продажи, творческие специальности, ряд специальностей IT-сферы [13] и др.
Выявленные противоречия позволяют, опираясь на отношение наших соотечественников к труду, базирующееся на многовековых морально-нравственных устоях российского общества, учитывая интересы молодого поколения россиян, обусловленные цифровой трансформацией общества, социально-экономическими преобразованиями в стране и глобализационными процессами, определить следующие доминанты созидательного труда и профессиональной самореализации для молодых россиян сегодня:
– обучение, профессиональное образование, трудовая деятельность в соответствии с интересами и возможностями;
– достойные оценка и условия труда, профессиональная самореализация, карьера;
– трудовые отношения, созидательное профессиональное взаимодействие;
– трудовые достижения, соответствующие профессиональным традициям и культуре народов нашей страны.
Базовые доминанты созидательного труда и профессиональной самореализации личности являют собой основу традиционных ценностных ориентаций граждан нашей страны в сфере труда, поскольку: их содержание гуманистично по своей природе, отражает общечеловеческие ценности жизнедеятельности личности, культивируется не в одном поколении россиян, определяет идеалы и убеждения большинства граждан российского общества, сформировано в ходе многовекового культурно-исторического развития России, имеет внутренние взаимосвязи с другими ценностными доминантами, регулирующими отношение человека к окружающему миру, себе, своему месту в обществе.
Исходя из выявленных ценностных доминант, правомерно определить следующее содержание ценностного отношения молодежи к созидательному труду и профессиональной самореализации:
- осознание трудовой деятельности как значимой части жизни современного человека в контекстах финансового благополучия, профессионального развития и самореализации, построения карьеры;
- обеспеченность трудовой деятельности социальными гарантиями, предусмотренными законом, удобный график работы, хорошие условия труда. В нашей стране данные права специалистов (условия их труда) регламентируются положениями законодательства РФ; они называются россиянами в числе наиболее значимых показателей для выбора профессии, удовлетворенности ею [10, с. 27–43];
- вариативность и доступность профессионального образования, выбор вида трудовой деятельности. Для каждого человека важна профессиональная самореализация в соответствии с его интересами и личностными возможностями. Рациональное и эффективное использование потенциала каждого человека – это ключевое условие обеспечения эффективности сферы труда в стране, развития человеческого капитала;
- оценка (в том числе финансовая) труда государством, обществом в соответствии с уровнем образования, профессиональной квалификацией, интенсивностью труда специалистов. Данное положение рассматривается россиянами как проявление их прав и свобод. Труд и образование выступают историко-культурными ценностями для личности и общества – это непреложно;
- установление трудовых отношений с коллегами, возможность общения по интересам. Коммуникация – одна из базовых потребностей человека, ее удовлетворение выступает условием развития личности. В трудовом коллективе, в кругу своих коллег современный человек может общаться по интересам, проявлять свою профессиональную компетентность, восполнять возможный дефицит бытового общения;
- трудовые достижения как плоды созидательного труда многих поколений россиян. Атомные электростанции и полет человека в космос, многочисленные произведения искусства и самобытное творчество народов России, научные и спортивные достижения – это те предопределенные историческим развитием страны плоды труда многих поколений наших соотечественников, которые вошли и пополняют сегодня копилку достижений человечества; они составляют гордость всех россиян.
Принятое на государственном уровне содержание традиционных для России ценностей труда определяют Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. В частности, согласно стандартам основного [14, п. 42.1.6] и среднего [15, п. 7.1] общего образования, личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать «расширение жизненного опыта и опыта деятельности [обучаемых] в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности ... в части трудового воспитания»: уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознание ценности мастерства, готовность к созидательному труду, к активной деятельности технологической и социальной направленности, трудолюбие, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, осознание важности обучения, готовность и способность к построению индивидуальной траектории образования и самообразования на протяжении всей жизни, жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей [15, п. 7.1]. Сравнительный анализ содержания выявленных ценностей молодежи с сущностью ценностей в сфере труда и профессиональной самореализации, официально культивируемых в обществе, позволяет отметить их высокую положительную корреляцию.
На отдельных этапах развития общества иерархия «личностно» и «общественно» предопределенных ценностей труда может изменяться, но данные ценности всегда входят в систему духовно-нравственных ценностей россиян. Ценности созидательного труда и профессиональной самореализации молодого поколения россиян сегодня есть продукт исторически обусловленной трансформации общественного сознания; в них вплетены как национальные идеалы народов и народностей многонациональной России, так и общечеловеческие ценности гуманизма. Труд, трудовая деятельность выступают средством обеспечения личного благополучия человека и одновременно – пространством его служения обществу. Ценностное отношение молодежи к труду наполнено содержанием, созвучным нашей цифровой эпохе, эпохе коренных изменений на рынке труда.
Заключение. Определение содержания ценностей молодежи в сфере созидательного труда и профессиональной самореализации – задача методологического плана. Однако ее решение имеет прямой выход на образовательную практику – позволяет выстроить качественную, по своему содержанию и технологиям созвучную современным реалиям жизни россиян систему воспитательной работы с подростками и молодежью.
Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00058-22-08 от 26.07.2022 г. по теме «Психолого-педагогические основы приобщения учащихся к традиционным российским ценностям на основе внеурочной деятельности».
Библиографическая ссылка
Пустовойтов В.Н. СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К ТРУДУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32127 (дата обращения: 20.04.2024).