Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL ENVIRONMENT FEATURES UNDER THE DIGITAL-CENTRICITY CONDITIONS

Kuchumova O.P. 1
1 applicant at the department of pedagogy
The article reflects the features of the educational environment in the modern period. Under the conditions of digital centricity, the educational environment not only has an informational function, but also a motivational one, and has its aim to support students out of educational organization. One of the most important educational environment functions – motivational one, contributes to the creation of conditions for self-learning self-organization and initiative, a favorable psychological atmosphere that contributes to immersion of students into the creative process and introspection. In such conditions, there is a need for the information and motivation interaction, aimed at self-organization improving and education quality. The modern information society gravitates towards high-tech areas of science and production and places high demands on the level of future specialists training within the walls of educational institutions. The educational environment, actively influencing the self-organization process of the individual through motivation, informatization, encourages schoolchildren to develop self-development skills. This situation actualizes the need to create a technology to improve the quality level of meta-subject results, which is reflected in the priority tasks of modern education policy. Thus, the self-organization development, taking into account the information environment and its management, can become demanded, as it has a significant impact on the schoolchildren's education quality in the digital-centric environment.
information technologies
information space
EDUCATION QUALITY
information infrastructure
motivation
informatization

Понятие «мотивация» включает в себя само стремление действовать тем или иным образом, а также причину этого желания. Эта причина, как правило, связана с внутренними потребностями человека, противоречиями, которые он стремится разрешить, и внешними стимулами поведения. Образование как трансляция знаний или ключевых навыков к образованию приводит к тому, что навыки – первичны, а мотивация становится вторичной, как следствие, процесс обучения становится «дрессировкой», приводящей к увеличению набора компетенций, при этом не развивается системное знание [1].

Цель исследования: рассмотреть влияние мотивации и информатизации на повышение качества образования.

Материал и методы исследования: обобщение передового педагогического опыта, анализ и синтез, проведение анкетирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследованию образовательной среды школы посвящены работы Ю.Г. Абрамовой, В.Г. Бочаровой, Г.А. Ковалева, Л.А. Боденко, О.В. Гукаленко, Л.И. Туктаевой, И.В. Крапининой, В.А. Ясвина. По мнению В.А. Ясвина, среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [2]. В исследованиях Г.А. Ковалева и Ю.Г. Абрамовой в большей степени акцент делается на атмосферу школьного пространства [3], у Л.А. Боденко – на педагогические условия. Образовательная среда у В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой «представляет совокупность существующих внешних условий, влияний, возможностей, способствующих воспитанию личности» [4]. Роль информации при этом имеет большое значение, поэтому некоторые ученые отождествляют понятие «образовательная среда» и «информационная образовательная среда» [5, 6]. Информационно-образовательная среда, не наполненная мотивацией, приводит к тому, что произойдет простое наполнение школьника информацией. Так, в региональном графике проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования, еще в 2020 [7], 2021 [8] и на 2022 гг. [9] были прописаны региональные мониторинговые исследования, в том числе и в Республике Бурятия. Своей целью они ставят получение актуальной и достоверной информации, характеризующей качество образования, предоставляемого на рынке образовательных услуг, для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях – от регионального и муниципального и до уровня отдельной образовательной организации [10].

Образовательный процесс ввиду своей многоаспектности нуждается в определении и фиксации результатов образования с применением специальных измерений, параметров, описаний, характеристик, инструментов. Результат оценки образовательной деятельности невозможно определить при этом однозначно: положительно или отрицательно. Причинами такой неоднозначности являются сложность интеграции результатов образования, проявление этих результатов в течение всей жизни, а не конкретно в момент образовательного процесса. К результатам образования относятся и отрицательные эффекты, которые обусловлены недостаточным уровнем «здоровьесберегающих технологий», уровнем компетенций педагога и его мотивационной направленности, изменением роли и престижа школы в обществе, а также степенью включения обучающегося в самостоятельный процесс (рис. 1).

Рис. 1. Включение обучающегося в самостоятельный процесс

А.С. Асмолов утверждает, что такое обогащение информацией приводит к сдвигу ценностей, к «штампам», а «если не изменить подход к обучению и воспитанию, не создать условия для развития личности, не воспитывать у нее вкуса к свободе, не формировать потребность к жизненному росту, деградация общества неизбежна». А.С. Асмолов проводит параллель между образованием как трансляцией знания и образованием как мотивацией к действию. Образование как мотив к действию, возможность и смысл, по А.С. Асмолову, приводит к противоположному результату. А именно, образование как мотив способствует мотивации стать первичной, отчего обучение – это уже не «натаскивание», а системное мышление, универсальность, развивающая самостоятельность. А.С. Асмолов, опираясь на деятельностный подход Л.С Выготского и А.Н Леонтьева, говорит о необходимости развития образования с точки зрения области возможностей, где мотивация действия должна стать ключевой задачей образования [6]. Таким образом, самостоятельность становится тем результатом, к которому непосредственно приводит мотивация (рис. 2, 3).

 

Рис. 2. Построение образования как зоны возможностей

Рис. 3. Сравнение результатов образовательного процесса в зависимости от подхода к расстановке приоритетов и места мотивации в процессе

Следовательно, самостоятельность обучаемого, формирующаяся в процессе самообразования, составляет основу внутреннего стимула обучения, характеризует укрепление готовности учащихся включаться в познавательную деятельность. При этом мотивация является движущей силой к возникновению возможностей, которые, в свою очередь, приводят к индивидуализации личности. Индивидуализация помогает метапредметному познанию, улучшению понимания. А.С. Асмолов при этом акцентирует внимание на трех характеристиках, которые необходимы школе: мотивация, возможности, индивидуализация [11]. Так, в 2021–2022 гг. был проведен опрос случайной выборки респондентов посредством размещения электронной формы анкеты на открытых интернет-ресурсах на предмет их удовлетворенности качеством образования и характером, длительностью и качеством самостоятельной работы учащегося. Средний возраст анкетируемых, проживающих в г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, составил 30–40 лет. Основная масса респондентов (150 человек) являются родителями учащихся 1–4-х классов. Опрос показал, что 70% родителей считают, что школа не мотивирует ребенка к развитию.

Респонденты в ходе анкетирования ответили на такие вопросы, как:

1) Пользуетесь ли вы услугами репетиторов?

2) Сколько времени ваш ребенок выполняет домашнее задание?

3) Нуждается ли ваш ребенок в помощи при выполнении домашнего задания?

4) Как вы оцениваете качество профессиональной подготовки педагогического состава в школе?

5) Какие способы мотивации ребенка к учебе вы считаете наиболее эффективными?

6) Как вы думаете, мотивирует ли школа ребенка к развитию?

7) Считаете ли Вы, что информационная среда, в которой находится ребенок, влияет на него?

8) Считаете ли Вы, что информационная среда, в которой находится ребенок, должна мотивировать его к развитию?

Распределение ответов выглядит следующим образом (рис. 4–13)

Рис. 4. Мотивирует ли школа ребенка к развитию?

Рис. 5. Считаете ли Вы, что информационная среда влияет на него?

Рис. 6. Каким образом информационная среда влияет на него?

Рис. 7. Какие способы мотивации ребенка к учебе вы считаете наиболее эффективными (приемлемыми)?

Рис. 8. Как вы оцениваете качество профессиональной подготовки педагогического состава в школе?

Рис. 9. Как влияет на ребенка время, проведенное за играми на устройстве? (макроуровень)

Рис. 10. Стараетесь ли Вы ограничить время, проведенное с гаджетами?

Рис. 11. Среднее «телефонное» время ребенка в день?

Рис. 12. Сколько времени занимает выполнение домашнего задания?

Рис. 13. Необходима ли ребенку помощь в выполнении домашнего задания?

На основании данных опроса мы можем сделать вывод о необходимости формирования навыка самоорганизации у школьников. Школа, по данным опроса, не способствует мотивированию развития учащихся, и это отражается на отношении ребенка к школе. Это подтверждает преобладание в сфере интересов ребенка информационной среды, не повышающей мотивацию учиться. При этом имеется понимание со стороны родителей, что информационная среда оказывает влияние на ребенка, однако характер влияния оценивают по-разному: как нейтральный, положительный и негативный. Отсутствие мотивации, по мнению родителей, оказывает то положительное влияние информационной среды, которое может быть расценено как «удобное» для родителей, но не для ребенка. Нейтральное влияние в таком контексте может быть расценено как негативное. При этом поддержка ребенка родителями в виде морального поощрения говорит о понимании роли мотивации в процессе учебной деятельности. При влиянии информационной среды, отсутствии мотивации со стороны школы и оценке опрошенными качества профессиональной подготовки педагогов в школе как «среднего» (86%) родители ищут решение вопроса повышения качества в обращении к репетиторам. Так, услугами репетиторов из числа опрошенных пользуются 60%, при этом почти 50% обозначили успеваемость в школе как на 4 и 5, это позволяет сделать вывод о том, что большинство учащихся на «хорошо» и «отлично» имеют такой результат благодаря услугам репетиторов. Посещение репетиторов обычно прекращается после наступления первого результата, на этапе, когда нет закрепления навыка проработки пробелов и чувства удовольствия от состояния успеха в учебе.

В ходе анкетирования мы получили данные объема «телефонного» времени, его ограничения и влияния на ребенка; времени, необходимого на выполнение домашнего задания, и необходимости при этом помощи родителей или ее отсутствии.

Заключение

Таким образом, в условиях цифровизации необходима комплексная информационная инфраструктура, включающая в себя информационные ресурсы, систему мотивации для саморазвития. При этом становится необходимым сочетание информации и мотивации, направленное на повышение самоорганизации и качества образования.