Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОЦЕНТРИЧНОСТИ

Кучумова О.П. 1
1 Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
В статье отражены особенности образовательной среды в современный период. В условиях цифроцентричности образовательная среда обладает не только информационной функцией, но и мотивационной, и направлена на поддержание обучающегося вне образовательной организации. Одна из важнейших функций образовательной среды - мотивационная, направленная на самоорганизацию, способствует созданию условий для самообучения и инициативности, благоприятной психологической атмосферы, способствующей погружению обучающихся в творческий процесс и самоанализ. В таких условиях появляется необходимость взаимодействия информации и мотивации, направленного на повышение самоорганизации и качества образования. Современное информационное общество тяготеет к высокотехнологичным сферам науки и производства и предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих специалистов уже в стенах общеобразовательных организаций. Образовательная среда, активно влияющая на процесс самоорганизации личности посредством мотивации, информатизации, побуждает школьников к развитию навыков саморазвития. Данная ситуация актуализирует необходимость создания технологии повышения качественного уровня метапредметных результатов, что находит отражение в приоритетных задачах современной политики в области образования. Тем самым развитие самоорганизации с учетом информационной среды и управления ею может стать востребованным как оказывающее существенное влияние на качество обучения школьников в условиях цифроцентричности.
информационные технологии
информационное пространство
качество образования
информационная инфраструктура
мотивация
информатизация
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.10.2022).
2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. 365 с.
3. Ковалева Г.С. Оценка качества образования // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 150-155.
4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.
5. Приказ Постановление Правительства РБ от 13 ноября 2007 года № 354 «Об утверждении концепции республиканской системы оценки качества образования». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/473808738 (дата обращения: 05.10.2022).
6. Приказ Минобрнауки РБ от 20 апреля 2020 г. № 551 «Об утверждении модели и положения о региональной системе оценки качества образования в Республике Бурятия». [Электронный ресурс]. URL: https://cloud.mail.ru/public/3h6D/eAaFGwB2A (дата обращения: 07.10.2022).
7. Приказ Минобрнауки РБ от 22 января 2020 г. № 83 «Об утверждении графика проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования в 2020 году в Республике Бурятия». [Электронный ресурс]. URL: https://cloud.mail.ru/public/g6MA/2VEXo1nw6 (дата обращения: 07.10.2022).
8. Приказ Минобрнауки РБ от 15 февраля 2021 г. № 210 «Об утверждении графика проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования в 2021 году в Республике Бурятия». [Электронный ресурс]: URL: https://cloud.mail.ru/public/xxEK/YKNr49MWB (дата обращения: 07.10.2022).
9. Приказ Минобрнауки РБ от 29 декабря 2021 г. № 1710 «Об утверждении графика проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования в 2022 году в Республике Бурятия». [Электронный ресурс]. URL: https://cloud.mail.ru/public/RVe2/JjPTSxGud (дата обращения: 07.10.2022).
10. Закон РБ от 13 декабря 2013 года N 216-V «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Бурятия». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/29589519/ (дата обращения: 07.10.2022).
11. Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Психология образования: учебник и практикум для академического бакалавриата. Изд-е 2-е, пер. и доп. М.: Юрайт, 2019. 213 с.

Понятие «мотивация» включает в себя само стремление действовать тем или иным образом, а также причину этого желания. Эта причина, как правило, связана с внутренними потребностями человека, противоречиями, которые он стремится разрешить, и внешними стимулами поведения. Образование как трансляция знаний или ключевых навыков к образованию приводит к тому, что навыки – первичны, а мотивация становится вторичной, как следствие, процесс обучения становится «дрессировкой», приводящей к увеличению набора компетенций, при этом не развивается системное знание [1].

Цель исследования: рассмотреть влияние мотивации и информатизации на повышение качества образования.

Материал и методы исследования: обобщение передового педагогического опыта, анализ и синтез, проведение анкетирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследованию образовательной среды школы посвящены работы Ю.Г. Абрамовой, В.Г. Бочаровой, Г.А. Ковалева, Л.А. Боденко, О.В. Гукаленко, Л.И. Туктаевой, И.В. Крапининой, В.А. Ясвина. По мнению В.А. Ясвина, среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [2]. В исследованиях Г.А. Ковалева и Ю.Г. Абрамовой в большей степени акцент делается на атмосферу школьного пространства [3], у Л.А. Боденко – на педагогические условия. Образовательная среда у В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой «представляет совокупность существующих внешних условий, влияний, возможностей, способствующих воспитанию личности» [4]. Роль информации при этом имеет большое значение, поэтому некоторые ученые отождествляют понятие «образовательная среда» и «информационная образовательная среда» [5, 6]. Информационно-образовательная среда, не наполненная мотивацией, приводит к тому, что произойдет простое наполнение школьника информацией. Так, в региональном графике проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования, еще в 2020 [7], 2021 [8] и на 2022 гг. [9] были прописаны региональные мониторинговые исследования, в том числе и в Республике Бурятия. Своей целью они ставят получение актуальной и достоверной информации, характеризующей качество образования, предоставляемого на рынке образовательных услуг, для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях – от регионального и муниципального и до уровня отдельной образовательной организации [10].

Образовательный процесс ввиду своей многоаспектности нуждается в определении и фиксации результатов образования с применением специальных измерений, параметров, описаний, характеристик, инструментов. Результат оценки образовательной деятельности невозможно определить при этом однозначно: положительно или отрицательно. Причинами такой неоднозначности являются сложность интеграции результатов образования, проявление этих результатов в течение всей жизни, а не конкретно в момент образовательного процесса. К результатам образования относятся и отрицательные эффекты, которые обусловлены недостаточным уровнем «здоровьесберегающих технологий», уровнем компетенций педагога и его мотивационной направленности, изменением роли и престижа школы в обществе, а также степенью включения обучающегося в самостоятельный процесс (рис. 1).

Рис. 1. Включение обучающегося в самостоятельный процесс

А.С. Асмолов утверждает, что такое обогащение информацией приводит к сдвигу ценностей, к «штампам», а «если не изменить подход к обучению и воспитанию, не создать условия для развития личности, не воспитывать у нее вкуса к свободе, не формировать потребность к жизненному росту, деградация общества неизбежна». А.С. Асмолов проводит параллель между образованием как трансляцией знания и образованием как мотивацией к действию. Образование как мотив к действию, возможность и смысл, по А.С. Асмолову, приводит к противоположному результату. А именно, образование как мотив способствует мотивации стать первичной, отчего обучение – это уже не «натаскивание», а системное мышление, универсальность, развивающая самостоятельность. А.С. Асмолов, опираясь на деятельностный подход Л.С Выготского и А.Н Леонтьева, говорит о необходимости развития образования с точки зрения области возможностей, где мотивация действия должна стать ключевой задачей образования [6]. Таким образом, самостоятельность становится тем результатом, к которому непосредственно приводит мотивация (рис. 2, 3).

 

Рис. 2. Построение образования как зоны возможностей

Рис. 3. Сравнение результатов образовательного процесса в зависимости от подхода к расстановке приоритетов и места мотивации в процессе

Следовательно, самостоятельность обучаемого, формирующаяся в процессе самообразования, составляет основу внутреннего стимула обучения, характеризует укрепление готовности учащихся включаться в познавательную деятельность. При этом мотивация является движущей силой к возникновению возможностей, которые, в свою очередь, приводят к индивидуализации личности. Индивидуализация помогает метапредметному познанию, улучшению понимания. А.С. Асмолов при этом акцентирует внимание на трех характеристиках, которые необходимы школе: мотивация, возможности, индивидуализация [11]. Так, в 2021–2022 гг. был проведен опрос случайной выборки респондентов посредством размещения электронной формы анкеты на открытых интернет-ресурсах на предмет их удовлетворенности качеством образования и характером, длительностью и качеством самостоятельной работы учащегося. Средний возраст анкетируемых, проживающих в г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, составил 30–40 лет. Основная масса респондентов (150 человек) являются родителями учащихся 1–4-х классов. Опрос показал, что 70% родителей считают, что школа не мотивирует ребенка к развитию.

Респонденты в ходе анкетирования ответили на такие вопросы, как:

1) Пользуетесь ли вы услугами репетиторов?

2) Сколько времени ваш ребенок выполняет домашнее задание?

3) Нуждается ли ваш ребенок в помощи при выполнении домашнего задания?

4) Как вы оцениваете качество профессиональной подготовки педагогического состава в школе?

5) Какие способы мотивации ребенка к учебе вы считаете наиболее эффективными?

6) Как вы думаете, мотивирует ли школа ребенка к развитию?

7) Считаете ли Вы, что информационная среда, в которой находится ребенок, влияет на него?

8) Считаете ли Вы, что информационная среда, в которой находится ребенок, должна мотивировать его к развитию?

Распределение ответов выглядит следующим образом (рис. 4–13)

Рис. 4. Мотивирует ли школа ребенка к развитию?

Рис. 5. Считаете ли Вы, что информационная среда влияет на него?

Рис. 6. Каким образом информационная среда влияет на него?

Рис. 7. Какие способы мотивации ребенка к учебе вы считаете наиболее эффективными (приемлемыми)?

Рис. 8. Как вы оцениваете качество профессиональной подготовки педагогического состава в школе?

Рис. 9. Как влияет на ребенка время, проведенное за играми на устройстве? (макроуровень)

Рис. 10. Стараетесь ли Вы ограничить время, проведенное с гаджетами?

Рис. 11. Среднее «телефонное» время ребенка в день?

Рис. 12. Сколько времени занимает выполнение домашнего задания?

Рис. 13. Необходима ли ребенку помощь в выполнении домашнего задания?

На основании данных опроса мы можем сделать вывод о необходимости формирования навыка самоорганизации у школьников. Школа, по данным опроса, не способствует мотивированию развития учащихся, и это отражается на отношении ребенка к школе. Это подтверждает преобладание в сфере интересов ребенка информационной среды, не повышающей мотивацию учиться. При этом имеется понимание со стороны родителей, что информационная среда оказывает влияние на ребенка, однако характер влияния оценивают по-разному: как нейтральный, положительный и негативный. Отсутствие мотивации, по мнению родителей, оказывает то положительное влияние информационной среды, которое может быть расценено как «удобное» для родителей, но не для ребенка. Нейтральное влияние в таком контексте может быть расценено как негативное. При этом поддержка ребенка родителями в виде морального поощрения говорит о понимании роли мотивации в процессе учебной деятельности. При влиянии информационной среды, отсутствии мотивации со стороны школы и оценке опрошенными качества профессиональной подготовки педагогов в школе как «среднего» (86%) родители ищут решение вопроса повышения качества в обращении к репетиторам. Так, услугами репетиторов из числа опрошенных пользуются 60%, при этом почти 50% обозначили успеваемость в школе как на 4 и 5, это позволяет сделать вывод о том, что большинство учащихся на «хорошо» и «отлично» имеют такой результат благодаря услугам репетиторов. Посещение репетиторов обычно прекращается после наступления первого результата, на этапе, когда нет закрепления навыка проработки пробелов и чувства удовольствия от состояния успеха в учебе.

В ходе анкетирования мы получили данные объема «телефонного» времени, его ограничения и влияния на ребенка; времени, необходимого на выполнение домашнего задания, и необходимости при этом помощи родителей или ее отсутствии.

Заключение

Таким образом, в условиях цифровизации необходима комплексная информационная инфраструктура, включающая в себя информационные ресурсы, систему мотивации для саморазвития. При этом становится необходимым сочетание информации и мотивации, направленное на повышение самоорганизации и качества образования.


Библиографическая ссылка

Кучумова О.П. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОЦЕНТРИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32092 (дата обращения: 06.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674