Понятие «мотивация» включает в себя само стремление действовать тем или иным образом, а также причину этого желания. Эта причина, как правило, связана с внутренними потребностями человека, противоречиями, которые он стремится разрешить, и внешними стимулами поведения. Образование как трансляция знаний или ключевых навыков к образованию приводит к тому, что навыки – первичны, а мотивация становится вторичной, как следствие, процесс обучения становится «дрессировкой», приводящей к увеличению набора компетенций, при этом не развивается системное знание [1].
Цель исследования: рассмотреть влияние мотивации и информатизации на повышение качества образования.
Материал и методы исследования: обобщение передового педагогического опыта, анализ и синтез, проведение анкетирования.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследованию образовательной среды школы посвящены работы Ю.Г. Абрамовой, В.Г. Бочаровой, Г.А. Ковалева, Л.А. Боденко, О.В. Гукаленко, Л.И. Туктаевой, И.В. Крапининой, В.А. Ясвина. По мнению В.А. Ясвина, среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [2]. В исследованиях Г.А. Ковалева и Ю.Г. Абрамовой в большей степени акцент делается на атмосферу школьного пространства [3], у Л.А. Боденко – на педагогические условия. Образовательная среда у В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой «представляет совокупность существующих внешних условий, влияний, возможностей, способствующих воспитанию личности» [4]. Роль информации при этом имеет большое значение, поэтому некоторые ученые отождествляют понятие «образовательная среда» и «информационная образовательная среда» [5, 6]. Информационно-образовательная среда, не наполненная мотивацией, приводит к тому, что произойдет простое наполнение школьника информацией. Так, в региональном графике проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования, еще в 2020 [7], 2021 [8] и на 2022 гг. [9] были прописаны региональные мониторинговые исследования, в том числе и в Республике Бурятия. Своей целью они ставят получение актуальной и достоверной информации, характеризующей качество образования, предоставляемого на рынке образовательных услуг, для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях – от регионального и муниципального и до уровня отдельной образовательной организации [10].
Образовательный процесс ввиду своей многоаспектности нуждается в определении и фиксации результатов образования с применением специальных измерений, параметров, описаний, характеристик, инструментов. Результат оценки образовательной деятельности невозможно определить при этом однозначно: положительно или отрицательно. Причинами такой неоднозначности являются сложность интеграции результатов образования, проявление этих результатов в течение всей жизни, а не конкретно в момент образовательного процесса. К результатам образования относятся и отрицательные эффекты, которые обусловлены недостаточным уровнем «здоровьесберегающих технологий», уровнем компетенций педагога и его мотивационной направленности, изменением роли и престижа школы в обществе, а также степенью включения обучающегося в самостоятельный процесс (рис. 1).
Рис. 1. Включение обучающегося в самостоятельный процесс
А.С. Асмолов утверждает, что такое обогащение информацией приводит к сдвигу ценностей, к «штампам», а «если не изменить подход к обучению и воспитанию, не создать условия для развития личности, не воспитывать у нее вкуса к свободе, не формировать потребность к жизненному росту, деградация общества неизбежна». А.С. Асмолов проводит параллель между образованием как трансляцией знания и образованием как мотивацией к действию. Образование как мотив к действию, возможность и смысл, по А.С. Асмолову, приводит к противоположному результату. А именно, образование как мотив способствует мотивации стать первичной, отчего обучение – это уже не «натаскивание», а системное мышление, универсальность, развивающая самостоятельность. А.С. Асмолов, опираясь на деятельностный подход Л.С Выготского и А.Н Леонтьева, говорит о необходимости развития образования с точки зрения области возможностей, где мотивация действия должна стать ключевой задачей образования [6]. Таким образом, самостоятельность становится тем результатом, к которому непосредственно приводит мотивация (рис. 2, 3).
Рис. 2. Построение образования как зоны возможностей
Рис. 3. Сравнение результатов образовательного процесса в зависимости от подхода к расстановке приоритетов и места мотивации в процессе
Следовательно, самостоятельность обучаемого, формирующаяся в процессе самообразования, составляет основу внутреннего стимула обучения, характеризует укрепление готовности учащихся включаться в познавательную деятельность. При этом мотивация является движущей силой к возникновению возможностей, которые, в свою очередь, приводят к индивидуализации личности. Индивидуализация помогает метапредметному познанию, улучшению понимания. А.С. Асмолов при этом акцентирует внимание на трех характеристиках, которые необходимы школе: мотивация, возможности, индивидуализация [11]. Так, в 2021–2022 гг. был проведен опрос случайной выборки респондентов посредством размещения электронной формы анкеты на открытых интернет-ресурсах на предмет их удовлетворенности качеством образования и характером, длительностью и качеством самостоятельной работы учащегося. Средний возраст анкетируемых, проживающих в г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, составил 30–40 лет. Основная масса респондентов (150 человек) являются родителями учащихся 1–4-х классов. Опрос показал, что 70% родителей считают, что школа не мотивирует ребенка к развитию.
Респонденты в ходе анкетирования ответили на такие вопросы, как:
1) Пользуетесь ли вы услугами репетиторов?
2) Сколько времени ваш ребенок выполняет домашнее задание?
3) Нуждается ли ваш ребенок в помощи при выполнении домашнего задания?
4) Как вы оцениваете качество профессиональной подготовки педагогического состава в школе?
5) Какие способы мотивации ребенка к учебе вы считаете наиболее эффективными?
6) Как вы думаете, мотивирует ли школа ребенка к развитию?
7) Считаете ли Вы, что информационная среда, в которой находится ребенок, влияет на него?
8) Считаете ли Вы, что информационная среда, в которой находится ребенок, должна мотивировать его к развитию?
Распределение ответов выглядит следующим образом (рис. 4–13)
Рис. 4. Мотивирует ли школа ребенка к развитию?
Рис. 5. Считаете ли Вы, что информационная среда влияет на него?
Рис. 6. Каким образом информационная среда влияет на него?
Рис. 7. Какие способы мотивации ребенка к учебе вы считаете наиболее эффективными (приемлемыми)?
Рис. 8. Как вы оцениваете качество профессиональной подготовки педагогического состава в школе?
Рис. 9. Как влияет на ребенка время, проведенное за играми на устройстве? (макроуровень)
Рис. 10. Стараетесь ли Вы ограничить время, проведенное с гаджетами?
Рис. 11. Среднее «телефонное» время ребенка в день?
Рис. 12. Сколько времени занимает выполнение домашнего задания?
Рис. 13. Необходима ли ребенку помощь в выполнении домашнего задания?
На основании данных опроса мы можем сделать вывод о необходимости формирования навыка самоорганизации у школьников. Школа, по данным опроса, не способствует мотивированию развития учащихся, и это отражается на отношении ребенка к школе. Это подтверждает преобладание в сфере интересов ребенка информационной среды, не повышающей мотивацию учиться. При этом имеется понимание со стороны родителей, что информационная среда оказывает влияние на ребенка, однако характер влияния оценивают по-разному: как нейтральный, положительный и негативный. Отсутствие мотивации, по мнению родителей, оказывает то положительное влияние информационной среды, которое может быть расценено как «удобное» для родителей, но не для ребенка. Нейтральное влияние в таком контексте может быть расценено как негативное. При этом поддержка ребенка родителями в виде морального поощрения говорит о понимании роли мотивации в процессе учебной деятельности. При влиянии информационной среды, отсутствии мотивации со стороны школы и оценке опрошенными качества профессиональной подготовки педагогов в школе как «среднего» (86%) родители ищут решение вопроса повышения качества в обращении к репетиторам. Так, услугами репетиторов из числа опрошенных пользуются 60%, при этом почти 50% обозначили успеваемость в школе как на 4 и 5, это позволяет сделать вывод о том, что большинство учащихся на «хорошо» и «отлично» имеют такой результат благодаря услугам репетиторов. Посещение репетиторов обычно прекращается после наступления первого результата, на этапе, когда нет закрепления навыка проработки пробелов и чувства удовольствия от состояния успеха в учебе.
В ходе анкетирования мы получили данные объема «телефонного» времени, его ограничения и влияния на ребенка; времени, необходимого на выполнение домашнего задания, и необходимости при этом помощи родителей или ее отсутствии.
Заключение
Таким образом, в условиях цифровизации необходима комплексная информационная инфраструктура, включающая в себя информационные ресурсы, систему мотивации для саморазвития. При этом становится необходимым сочетание информации и мотивации, направленное на повышение самоорганизации и качества образования.
Библиографическая ссылка
Кучумова О.П. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОЦЕНТРИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32092 (дата обращения: 06.10.2024).