Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGIZATION OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE IDENTITY OF FUTURE VETERINARIANS: INTEGRATIVE APPROACH

Kulamikhina I.V. 1 Boyko M.G. 2
1 FGBOU VO «Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin»
2 Omsk Tank Automotive Engineering Institute
The article focuses on the problem of the development of the professional and communicative identity of future veterinarians in the process of language training at a university based on an integrative approach. The study aims at the theoretical substantiation and description of the technology of the process of the development of professional and communicative identity in veterinarians. The concept of professional and communicative identity in the context of the veterinary specialty is described. It has been established that the development of communicative identity is the process of transforming the structural components of a personal communicative identity into a professional one by learning the norms of professional communication, accepting the motives and values of the veterinary profession, and mastering the communicative behavior of veterinarians. The proposed technology of the process of the development of professional and communicative identity in veterinarians is based on the integration of the communicative identity components and elements of professional socialization. It is concluded that in the process of language training, professional socialization serves as a mechanism for the development of professional and communicative identity of veterinarians through the implementation of pedagogical functions: teaching, educational and developing. The criteria of the effectiveness of the process of developing professional and communicative identity of future veterinarians are determined as integrity and integration; the content characteristics of the cognitive, motivational and behavioral components of professional and communicative identity are described at the three levels: critical, acceptable and optimal. The results of the study can find their practical application in the development of the curricula of language disciplines in an agricultural university.
professional-communicative identity
integrative approach
professional socialization
language training at university
professional communication

В работе ветеринарных врачей коммуникация имеет первостепенное значение. Она служит основой взаимодействия, способом приобретения новых знаний и навыков, средством передачи профессионального опыта. В связи с этим особую значимость имеет языковая подготовка студентов ветеринарных специальностей в процессе профессионального обучения в вузе. В соответствии с учебным планом программы специалитета «Ветеринария» языковая подготовка обучающихся осуществляется в рамках реализации следующих дисциплин: «Иностранный язык» и «Латинский язык», направленных на формирование универсальной компетенции (УК-4), которая трактуется как способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. В контексте профессионального становления личности специалиста с высокими коммуникативными способностями качество языковой подготовки будущих ветеринаров должно измеряться комплексными интегративными категориями. В рамках нашего исследования проблема достижения высокого качества языковой подготовки решается через развитие профессионально-коммуникативной идентичности специалиста. Данное понятие вбирает в себя комплекс коммуникативных профессионально значимых характеристик, благодаря которым выпускник осознает свою принадлежность к профессии через овладение и принятие коммуникативных норм общения и поведения, системы ценностей и установок, свойственных данной профессиональной среде.

В психолого-педагогических исследованиях последних лет проблема профессиональной идентичности изучена достаточно широко. В частности, определены механизмы, факторы и условия формирования профессиональной идентичности в процессе профессионального обучения [1-3]. Дана характеристика профессиональной идентичности с позиции психологической концепции профессионального становления и реализации личности [4]. Проведены исследования профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы, включая обоснование ее сущности и динамики, а также изучение способов достижения профессиональной идентичности в процессе профессиональной подготовки [5; 6]. Исследовано влияние ценностных ориентаций на формирование профессиональной идентичности [7; 8]. Вместе с тем проблема развития профессионально-коммуникативной идентичности обучающихся вуза является мало изученной областью. Ряд исследований посвящен вопросам влияния речевых и коммуникативных умений, коммуникативной компетентности на становление профессиональной идентичности во время обучения в вузе [6; 9; 10]. При этом нерешенными остаются вопросы, связанные с определением механизмов, условий, критериев результативности и уровней развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров в процессе языковой подготовки в вузе.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании технологии процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности студентов ветеринарных специальностей во время языковой подготовки в вузе.

Материал и методы исследования

Исследование выполнено на основе интегративно-развивающего подхода (Л.А. Шипилина), согласно которому интеграция выступает в качестве основного средства достижения результата языковой подготовки, а именно развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров. Методологически важной для разработки технологии процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности является концепция самоорганизации социальных систем (М.Т. Громкова). Исследование проводилось с использованием теоретических методов, таких как теоретический анализ и синтез, обобщение и конкретизация, изучение научной литературы, учебно-программной документации.

Результаты исследования и их обсуждение

Традиционно языковая подготовка в вузе характеризуется направленностью на формирование у обучающихся лингвистических знаний и умений, т.е. основное внимание уделяется формированию когнитивной составляющей личности и практически не учитываются возможности развития ее мотивационно-ценностной сферы. Направленность образовательного процесса на развитие мотивации и ценностных ориентаций, соответствующих выбранной профессии ветеринарного врача, в процессе языковой подготовки будет способствовать преобразованию личности обучающихся, становлению представлений о себе как о будущем профессионале, формированию их профессиональной идентичности. В процессе языковой подготовки можно решать проблему становления личности профессионала в личностном, социальном и профессиональном направлении через развитие профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров.

Профессионально-коммуникативная идентичность рассматривается нами как критерий высокого качества языковой подготовки в вузе и как ведущая профессиональная характеристика будущих специалистов. В контексте ветеринарной специальности профессионально-коммуникативная идентичность обучающихся характеризуется наличием знаний ветеринарного медицинского языка, этикета делового общения, владением способами коммуникативного поведения, которое отличается эмоциональной устойчивостью и толерантностью, а также коммуникативными личностными качествами, такими как любовь к животным, эмпатия, отзывчивость, коммуникабельность; установками и ценностными ориентациями, определяющими направленность ветеринарных врачей на сотрудничество и достижение взаимопонимания [11]. Овладевая перечисленными знаниями и умениями, развивая в себе профессионально важные качества, будущий ветеринар отождествляет себя с представителями профессиональной среды. Таким образом, благодаря развитию профессионально-коммуникативной идентичности обучающийся осознает свою неразрывную связь с профессией и оценивает себя как профессионала.

Профессионально-коммуникативная идентичность имеет внутреннюю организацию, представленную когнитивным, мотивационно-ценностным и поведенческим компонентами, образующими целостность и единство коммуникативных норм, ценностей и поведения. Так, в когнитивном компоненте соединяются коммуникативная, терминологическая и социальная компетенции, создающие нормативную основу коммуникации в ветеринарной работе. Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностное отношение ветеринара к профессиональному коммуникативному взаимодействию и включает в себя интересы, мотивы, установки и ценностные ориентации, свойственные ветеринарному сообществу. Поведенческий компонент определяет коммуникативное поведение ветеринарного врача, характеризующееся соблюдением речевых, социальных и профессиональных норм коммуникации [12]. Наличие всех трех структурных компонентов придает профессионально-коммуникативной идентичности свойство целостности и образует интегративное качество личности, на основе которого будущий ветеринар идентифицирует себя в качестве представителя данной профессии. Интеграция, как сторона процесса развития, соединяя структурные компоненты в единое целое, обеспечивает процесс развития целостности профессионально-коммуникативной идентичности. Данное заключение основано на выводе Т.М. Громковой о том, что принцип дополнительности можно приложить к динамике компонентов сознания: «потребность должна быть дополнена усвоенной информацией (внутренней нормой) и способностью; способность требует реализации в соответствии с потребностями и нормами; внутренние нормы вызывают потребности и активизируют способности в усвоении новой информации» [13, с. 332]. В этом ключе мы можем говорить, что высокий уровень мотивации, интереса к профессии, ценностные ориентации на будущую профессиональную деятельность обеспечивают устойчивое усвоение понятийно-терминологического аппарата в области ветеринарии, совершенствование языковых знаний и умений, освоение этикета делового общения. Знания коммуникативных, социальных и терминологических норм и соблюдение этих норм в процессе коммуникативного взаимодействия повышают значимость ценностей профессии, способствуют мотивации к дальнейшему профессиональному развитию. Таким образом, взаимодействие структурных компонентов на основе интеграции приводит к их преобразованию, т.е. развитию.

Также интеграция находит свое воплощение в соединении личностного (внутреннего) и социального (внешнего) в процессе развития профессионально-коммуникативной идентичности. Обучающиеся поступают в университет, обладая уже сформированной личностной коммуникативной идентичностью. Далее путем усвоения студентами существующих в профессии норм коммуникации, ценностей и способов коммуникативного поведения идет содержательное преобразование компонентов профессионально-коммуникативной идентичности.

Процесс развития профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров - это специально организованный процесс перехода из одного состояния в другое, сопровождаемый профессиональной социализацией. Рассматривая профессиональную социализацию как совокупность процессов усвоения норм, принятия ценностей и овладения поведением, можно говорить, что в процессе языковой подготовки ветеринаров профессиональная социализация служит механизмом развития компонентов профессионально-коммуникативной идентичности, выполняя при этом обучающую, воспитательную и развивающую функции в образовательном процессе. Посредством профессиональной социализации личностно-коммуникативная идентичность перерастает в профессионально-коммуникативную, поскольку через процессы обучения, развития и воспитания воздействию подвергаются все три компонента профессионально-коммуникативной идентичности. Технология процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности основана на интеграции компонентов идентичности с элементами профессиональной социализации. В единстве и целостности они представляют структуру профессионально-коммуникативной идентичности личности и процесс ее преобразования (табл. 1).

Таблица 1

Технология процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров посредством профессиональной социализации

Компоненты ПКИ

Этапы развития ПКИ

Этап личностной коммуникативной идентичности

Профессиональная социализация как механизм развития ПКИ

Этап профессионально-коммуникативной идентичности

Когнитивный

Коммуникативная компетенция (наличие языковых знаний, в области русского и иностранного языков и умений их использовать в речевых ситуациях бытового и межличностного общения).

Социальная компетенция (знание норм, этикета делового общения; умения межличностного взаимодействия)

Усвоение норм профессиональной коммуникации через выполнение заданий контекстного типа, интерактивных заданий, составление глоссариев терминологической лексики, выступления с презентациями на профессиональные темы

(обучающая функция)

Коммуникативная компетенция (наличие языковых знаний в области русского, латинского и иностранного языков и умений их использовать в речевых ситуациях профессиональной коммуникации). Терминологическая компетенция (знание понятийно-терминологического аппарата в области ветеринарии, знание терминоэлементов латинского и древнегреческого происхождения, принятых в ветеринарной медицине; умение применять терминологию при постановке диагнозов, написании и чтении рецептов, историй болезни). Социальная компетенция (знание этикета делового общения у ветеринарных врачей; умения делового взаимодействия)

Мотивационно-ценностный

Наличие природных личностных качеств, характерных для ветеринара: любовь к животным, эмпатия, способность к состраданию, эмоциональная устойчивость и отзывчивость, коммуникативная толерантность; интерес к профессии ветеринарного врача

Принятие мотивов и ценностей профессии через активную позицию в обучении, взаимодействие с наставником, использование реальных объектов в учебном процессе, субъект-субъектное взаимодействие на занятиях, участие в конкурсах профессионального мастерства, выступление на конференциях (воспитательная функция)

Потребности в совершенствовании профессионального ветеринарного языка, непрерывном профессиональном развитии; наличие профессиональных интересов, установок на сотрудничество, достижение взаимопонимания; наличие

ценностей профессионального общения; доверительные, уважительные отношения с коллегами и клиентами

Поведенческий

Соблюдение правил вежливого общения, речевого этикета в межличностном взаимодействии

Овладение коммуникативным поведением, свойственным ветеринарным врачам, посредством участия в ролевых играх, командной работе; осуществление квазипрофессиональной деятельности; приобретение опыта практической работы по специальности

(развивающая функция)

Соблюдение речевого этикета и морально-этических норм (уважительное отношение к мнению коллег, субординация), реализация позитивной стратегии взаимодействия в обучении и работе, соблюдение профессиональной символики (ношение медицинской одежды)

Критериями результативности процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров при обучении языковым дисциплинам выступают целостность и интеграция ее компонентов. Степень целостности и интеграции (полная или частичная) определяется на основе оценки уровня развития структурных компонентов профессионально-коммуникативной идентичности (критический, допустимый, оптимальный) (табл. 2).

Таблица 2

Уровни развития структурных компонентов профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров

Компоненты ПКИ

Уровни развития компонентов

 

Критический

Допустимый

Оптимальный

Когнитивный

Владение языком в повседневных речевых ситуациях; затруднения в узнавании и использовании терминологии, знание социокультурных норм бытового общения

 

Владение языком в речевых ситуациях профессионального контекста; узнавание и применение терминологии на уровне обязательного учебного минимума, определенного стандартом, знание этикета делового общения, умение работать в команде

Свободное использование языка как средства социального взаимодействия в профессиональной коммуникации, ориентация в коммуникативных средствах речевого делового этикета, свободное владение терминологией, высокие умения командной работы

Мотивационно-ценностный

Проявляется нетерпимость к чужому мнению, конфликтность, равнодушие, невнимание, недовольство.

Низкая академическая успешность и успеваемость

Проявляется ситуативно положительное отношение к партнеру общения, «вынужденная» толерантность, т.е. не принятая как ценность, но выступающая как социально желаемая форма поведения. Хорошая академическая успешность и успеваемость

Устойчивое положительное отношение к партнеру общения, ценностно осмысленное проявление эмпатии, толерантности, контактность в общении.

Высокая академическая успешность и успеваемость

Поведенческий

Речевое поведение характеризуется речью на бытовом уровне, отсутствием этикетных формул вежливости, игнорированием символики (ношение белового халата). Стратегия взаимодействия – соперничество

Речевое поведение характеризуется в целом грамотной речью с использованием этикетных формул на уровне учебного минимума; в речи отсутствует вульгарная лексика; необязательное соблюдение символики (ношение белового халата). Стратегия взаимодействия – приспособление, избегание конфликтов

Речевое поведение характеризуется грамотной культурной речью, использованием этикетных формул в речи, устойчивыми умениями вести беседу; обязательным соблюдением символики (ношение белового халата). Стратегия взаимодействия – сотрудничество

Выводы

Направленность языковой подготовки на развитие профессионально значимых коммуникативных умений обучающихся, овладение ими способами коммуникативного поведения, свойственного ветеринарным врачам, формирование ценностных ориентаций, присущих работникам ветеринарной сферы, приводит к становлению профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров. Организация процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров посредством профессиональной социализации при обучении языковым дисциплинам обеспечивает новое качество когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов профессионально-коммуникативной идентичности. Технология развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров - это процесс преобразования содержания структурных компонентов коммуникативной идентичности обучающихся путем усвоения норм профессиональной коммуникации, принятие мотивов и ценностей ветеринарной профессии, овладение коммуникативным поведением, свойственным ветеринарным врачам, в результате чего личностно-коммуникативная идентичность перерастает в профессионально-коммуникативную.