В работе ветеринарных врачей коммуникация имеет первостепенное значение. Она служит основой взаимодействия, способом приобретения новых знаний и навыков, средством передачи профессионального опыта. В связи с этим особую значимость имеет языковая подготовка студентов ветеринарных специальностей в процессе профессионального обучения в вузе. В соответствии с учебным планом программы специалитета «Ветеринария» языковая подготовка обучающихся осуществляется в рамках реализации следующих дисциплин: «Иностранный язык» и «Латинский язык», направленных на формирование универсальной компетенции (УК-4), которая трактуется как способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. В контексте профессионального становления личности специалиста с высокими коммуникативными способностями качество языковой подготовки будущих ветеринаров должно измеряться комплексными интегративными категориями. В рамках нашего исследования проблема достижения высокого качества языковой подготовки решается через развитие профессионально-коммуникативной идентичности специалиста. Данное понятие вбирает в себя комплекс коммуникативных профессионально значимых характеристик, благодаря которым выпускник осознает свою принадлежность к профессии через овладение и принятие коммуникативных норм общения и поведения, системы ценностей и установок, свойственных данной профессиональной среде.
В психолого-педагогических исследованиях последних лет проблема профессиональной идентичности изучена достаточно широко. В частности, определены механизмы, факторы и условия формирования профессиональной идентичности в процессе профессионального обучения [1-3]. Дана характеристика профессиональной идентичности с позиции психологической концепции профессионального становления и реализации личности [4]. Проведены исследования профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы, включая обоснование ее сущности и динамики, а также изучение способов достижения профессиональной идентичности в процессе профессиональной подготовки [5; 6]. Исследовано влияние ценностных ориентаций на формирование профессиональной идентичности [7; 8]. Вместе с тем проблема развития профессионально-коммуникативной идентичности обучающихся вуза является мало изученной областью. Ряд исследований посвящен вопросам влияния речевых и коммуникативных умений, коммуникативной компетентности на становление профессиональной идентичности во время обучения в вузе [6; 9; 10]. При этом нерешенными остаются вопросы, связанные с определением механизмов, условий, критериев результативности и уровней развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров в процессе языковой подготовки в вузе.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании технологии процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности студентов ветеринарных специальностей во время языковой подготовки в вузе.
Материал и методы исследования
Исследование выполнено на основе интегративно-развивающего подхода (Л.А. Шипилина), согласно которому интеграция выступает в качестве основного средства достижения результата языковой подготовки, а именно развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров. Методологически важной для разработки технологии процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности является концепция самоорганизации социальных систем (М.Т. Громкова). Исследование проводилось с использованием теоретических методов, таких как теоретический анализ и синтез, обобщение и конкретизация, изучение научной литературы, учебно-программной документации.
Результаты исследования и их обсуждение
Традиционно языковая подготовка в вузе характеризуется направленностью на формирование у обучающихся лингвистических знаний и умений, т.е. основное внимание уделяется формированию когнитивной составляющей личности и практически не учитываются возможности развития ее мотивационно-ценностной сферы. Направленность образовательного процесса на развитие мотивации и ценностных ориентаций, соответствующих выбранной профессии ветеринарного врача, в процессе языковой подготовки будет способствовать преобразованию личности обучающихся, становлению представлений о себе как о будущем профессионале, формированию их профессиональной идентичности. В процессе языковой подготовки можно решать проблему становления личности профессионала в личностном, социальном и профессиональном направлении через развитие профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров.
Профессионально-коммуникативная идентичность рассматривается нами как критерий высокого качества языковой подготовки в вузе и как ведущая профессиональная характеристика будущих специалистов. В контексте ветеринарной специальности профессионально-коммуникативная идентичность обучающихся характеризуется наличием знаний ветеринарного медицинского языка, этикета делового общения, владением способами коммуникативного поведения, которое отличается эмоциональной устойчивостью и толерантностью, а также коммуникативными личностными качествами, такими как любовь к животным, эмпатия, отзывчивость, коммуникабельность; установками и ценностными ориентациями, определяющими направленность ветеринарных врачей на сотрудничество и достижение взаимопонимания [11]. Овладевая перечисленными знаниями и умениями, развивая в себе профессионально важные качества, будущий ветеринар отождествляет себя с представителями профессиональной среды. Таким образом, благодаря развитию профессионально-коммуникативной идентичности обучающийся осознает свою неразрывную связь с профессией и оценивает себя как профессионала.
Профессионально-коммуникативная идентичность имеет внутреннюю организацию, представленную когнитивным, мотивационно-ценностным и поведенческим компонентами, образующими целостность и единство коммуникативных норм, ценностей и поведения. Так, в когнитивном компоненте соединяются коммуникативная, терминологическая и социальная компетенции, создающие нормативную основу коммуникации в ветеринарной работе. Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностное отношение ветеринара к профессиональному коммуникативному взаимодействию и включает в себя интересы, мотивы, установки и ценностные ориентации, свойственные ветеринарному сообществу. Поведенческий компонент определяет коммуникативное поведение ветеринарного врача, характеризующееся соблюдением речевых, социальных и профессиональных норм коммуникации [12]. Наличие всех трех структурных компонентов придает профессионально-коммуникативной идентичности свойство целостности и образует интегративное качество личности, на основе которого будущий ветеринар идентифицирует себя в качестве представителя данной профессии. Интеграция, как сторона процесса развития, соединяя структурные компоненты в единое целое, обеспечивает процесс развития целостности профессионально-коммуникативной идентичности. Данное заключение основано на выводе Т.М. Громковой о том, что принцип дополнительности можно приложить к динамике компонентов сознания: «потребность должна быть дополнена усвоенной информацией (внутренней нормой) и способностью; способность требует реализации в соответствии с потребностями и нормами; внутренние нормы вызывают потребности и активизируют способности в усвоении новой информации» [13, с. 332]. В этом ключе мы можем говорить, что высокий уровень мотивации, интереса к профессии, ценностные ориентации на будущую профессиональную деятельность обеспечивают устойчивое усвоение понятийно-терминологического аппарата в области ветеринарии, совершенствование языковых знаний и умений, освоение этикета делового общения. Знания коммуникативных, социальных и терминологических норм и соблюдение этих норм в процессе коммуникативного взаимодействия повышают значимость ценностей профессии, способствуют мотивации к дальнейшему профессиональному развитию. Таким образом, взаимодействие структурных компонентов на основе интеграции приводит к их преобразованию, т.е. развитию.
Также интеграция находит свое воплощение в соединении личностного (внутреннего) и социального (внешнего) в процессе развития профессионально-коммуникативной идентичности. Обучающиеся поступают в университет, обладая уже сформированной личностной коммуникативной идентичностью. Далее путем усвоения студентами существующих в профессии норм коммуникации, ценностей и способов коммуникативного поведения идет содержательное преобразование компонентов профессионально-коммуникативной идентичности.
Процесс развития профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров - это специально организованный процесс перехода из одного состояния в другое, сопровождаемый профессиональной социализацией. Рассматривая профессиональную социализацию как совокупность процессов усвоения норм, принятия ценностей и овладения поведением, можно говорить, что в процессе языковой подготовки ветеринаров профессиональная социализация служит механизмом развития компонентов профессионально-коммуникативной идентичности, выполняя при этом обучающую, воспитательную и развивающую функции в образовательном процессе. Посредством профессиональной социализации личностно-коммуникативная идентичность перерастает в профессионально-коммуникативную, поскольку через процессы обучения, развития и воспитания воздействию подвергаются все три компонента профессионально-коммуникативной идентичности. Технология процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности основана на интеграции компонентов идентичности с элементами профессиональной социализации. В единстве и целостности они представляют структуру профессионально-коммуникативной идентичности личности и процесс ее преобразования (табл. 1).
Таблица 1
Технология процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров посредством профессиональной социализации
Компоненты ПКИ |
Этапы развития ПКИ |
||
Этап личностной коммуникативной идентичности |
Профессиональная социализация как механизм развития ПКИ |
Этап профессионально-коммуникативной идентичности |
|
Когнитивный |
Коммуникативная компетенция (наличие языковых знаний, в области русского и иностранного языков и умений их использовать в речевых ситуациях бытового и межличностного общения). Социальная компетенция (знание норм, этикета делового общения; умения межличностного взаимодействия) |
Усвоение норм профессиональной коммуникации через выполнение заданий контекстного типа, интерактивных заданий, составление глоссариев терминологической лексики, выступления с презентациями на профессиональные темы (обучающая функция) |
Коммуникативная компетенция (наличие языковых знаний в области русского, латинского и иностранного языков и умений их использовать в речевых ситуациях профессиональной коммуникации). Терминологическая компетенция (знание понятийно-терминологического аппарата в области ветеринарии, знание терминоэлементов латинского и древнегреческого происхождения, принятых в ветеринарной медицине; умение применять терминологию при постановке диагнозов, написании и чтении рецептов, историй болезни). Социальная компетенция (знание этикета делового общения у ветеринарных врачей; умения делового взаимодействия) |
Мотивационно-ценностный |
Наличие природных личностных качеств, характерных для ветеринара: любовь к животным, эмпатия, способность к состраданию, эмоциональная устойчивость и отзывчивость, коммуникативная толерантность; интерес к профессии ветеринарного врача |
Принятие мотивов и ценностей профессии через активную позицию в обучении, взаимодействие с наставником, использование реальных объектов в учебном процессе, субъект-субъектное взаимодействие на занятиях, участие в конкурсах профессионального мастерства, выступление на конференциях (воспитательная функция) |
Потребности в совершенствовании профессионального ветеринарного языка, непрерывном профессиональном развитии; наличие профессиональных интересов, установок на сотрудничество, достижение взаимопонимания; наличие ценностей профессионального общения; доверительные, уважительные отношения с коллегами и клиентами |
Поведенческий |
Соблюдение правил вежливого общения, речевого этикета в межличностном взаимодействии |
Овладение коммуникативным поведением, свойственным ветеринарным врачам, посредством участия в ролевых играх, командной работе; осуществление квазипрофессиональной деятельности; приобретение опыта практической работы по специальности (развивающая функция) |
Соблюдение речевого этикета и морально-этических норм (уважительное отношение к мнению коллег, субординация), реализация позитивной стратегии взаимодействия в обучении и работе, соблюдение профессиональной символики (ношение медицинской одежды) |
Критериями результативности процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров при обучении языковым дисциплинам выступают целостность и интеграция ее компонентов. Степень целостности и интеграции (полная или частичная) определяется на основе оценки уровня развития структурных компонентов профессионально-коммуникативной идентичности (критический, допустимый, оптимальный) (табл. 2).
Таблица 2
Уровни развития структурных компонентов профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров
Компоненты ПКИ |
Уровни развития компонентов |
||
|
Критический |
Допустимый |
Оптимальный |
Когнитивный |
Владение языком в повседневных речевых ситуациях; затруднения в узнавании и использовании терминологии, знание социокультурных норм бытового общения
|
Владение языком в речевых ситуациях профессионального контекста; узнавание и применение терминологии на уровне обязательного учебного минимума, определенного стандартом, знание этикета делового общения, умение работать в команде |
Свободное использование языка как средства социального взаимодействия в профессиональной коммуникации, ориентация в коммуникативных средствах речевого делового этикета, свободное владение терминологией, высокие умения командной работы |
Мотивационно-ценностный |
Проявляется нетерпимость к чужому мнению, конфликтность, равнодушие, невнимание, недовольство. Низкая академическая успешность и успеваемость |
Проявляется ситуативно положительное отношение к партнеру общения, «вынужденная» толерантность, т.е. не принятая как ценность, но выступающая как социально желаемая форма поведения. Хорошая академическая успешность и успеваемость |
Устойчивое положительное отношение к партнеру общения, ценностно осмысленное проявление эмпатии, толерантности, контактность в общении. Высокая академическая успешность и успеваемость |
Поведенческий |
Речевое поведение характеризуется речью на бытовом уровне, отсутствием этикетных формул вежливости, игнорированием символики (ношение белового халата). Стратегия взаимодействия – соперничество |
Речевое поведение характеризуется в целом грамотной речью с использованием этикетных формул на уровне учебного минимума; в речи отсутствует вульгарная лексика; необязательное соблюдение символики (ношение белового халата). Стратегия взаимодействия – приспособление, избегание конфликтов |
Речевое поведение характеризуется грамотной культурной речью, использованием этикетных формул в речи, устойчивыми умениями вести беседу; обязательным соблюдением символики (ношение белового халата). Стратегия взаимодействия – сотрудничество |
Выводы
Направленность языковой подготовки на развитие профессионально значимых коммуникативных умений обучающихся, овладение ими способами коммуникативного поведения, свойственного ветеринарным врачам, формирование ценностных ориентаций, присущих работникам ветеринарной сферы, приводит к становлению профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров. Организация процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров посредством профессиональной социализации при обучении языковым дисциплинам обеспечивает новое качество когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов профессионально-коммуникативной идентичности. Технология развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров - это процесс преобразования содержания структурных компонентов коммуникативной идентичности обучающихся путем усвоения норм профессиональной коммуникации, принятие мотивов и ценностей ветеринарной профессии, овладение коммуникативным поведением, свойственным ветеринарным врачам, в результате чего личностно-коммуникативная идентичность перерастает в профессионально-коммуникативную.