Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРОВ: ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД

Куламихина И.В. 1 Бойко М.Г. 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им П.А. Столыпина
2 Омский автобронетанковый инженерный институт
Статья посвящена проблеме развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров в процессе языковой подготовки в вузе на основе интегративно-развивающего подхода. Целью исследования является теоретическое обоснование и описание технологии процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности студентов ветеринарных специальностей. Уточнено понятие профессионально-коммуникативной идентичности в контексте ветеринарной специальности. Установлено, что развитие коммуникативной идентичности - это процесс преобразования структурных компонентов личностной коммуникативной идентичности в профессиональную путем усвоения норм профессиональной коммуникации, принятия мотивов и ценностей ветеринарной профессии, овладения коммуникативным поведением, свойственным ветеринарным врачам. Сделано заключение о том, что в процессе языковой подготовки ветеринаров профессиональная социализация служит механизмом развития профессионально-коммуникативной идентичности через реализацию совокупности педагогических функций: обучающей, воспитательной и развивающей. В основе технологии процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров лежит интеграция компонентов идентичности с элементами профессиональной социализации. Определены критерии результативности процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров: целостность и интеграция, и описаны содержательные характеристики когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов профессионально-коммуникативной идентичности на трех уровнях развития: критическом, допустимом и оптимальном. Полученные результаты исследования могут найти свое практическое применение в разработке учебных программ языковых дисциплин в аграрном вузе.
профессионально-коммуникативная идентичность
интегративно-развивающий подход
профессиональная социализация
языковая подготовка в вузе
профессиональная коммуникация
1. Барышникова Е.Л. Педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 131-139. DOI: 10.26170/2079- 8717_2021_06_15.
2. Бугайчук Т.В. Профессиональная идентичность педагогов: изучаем и развиваем // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции (Ярославль, 05–06 марта 2020 г.). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2020. С. 192-199.
3. Марчукова Ю.И. Ключевые характеристики и факторы формирования субъектно-профессиональной идентичности курсантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1 (77). С. 209-214.
4. Поварёнков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-professionalnoy-identichnosti-subekta-truda (дата обращения: 04.10.2022)/
5. Сыченко Ю.А. Профессиональная идентичность студентов в контексте периодизации профессионального развития личности // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52). С. 17-177.
6. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
7. Водяха А.А. Исследование ценностно-смысловых ориентаций личности как фактора сформированности профессиональной идентичности врача // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 7 (324). С. 321–324.
8. Чекалева Н.В., Алексеева Т.Ю. Развитие профессиональной идентичности на основе профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 3 (32). С. 159-162.
9. Цветков В.Л., Слободчикова Ю.В. Профессиональная идентичность как фактор развития коммуникативной компетентности // Психопедагогика в проавоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 30-32.
10. Gaida S., Härtl A., Tipold A. et al. Communication identity in veterinary medicine: a grounded theory approach. Veterinary Record Open. 2018. vol. 5. Р. e000310. DOI: 10.1136/ vetreco-2018-000310.
11. Куламихина И.В., Бойко М.Г. Факторы формирования профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров в процессе профессиональной подготовки // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 152-157. DOI: 10.17513/snt.39217.
12. Куламихина И.В., Абросимова Е.А., Винья-Тальянти Я. Структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31863 (дата обращения: 10.09.2022).
13. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003. 415 с.

В работе ветеринарных врачей коммуникация имеет первостепенное значение. Она служит основой взаимодействия, способом приобретения новых знаний и навыков, средством передачи профессионального опыта. В связи с этим особую значимость имеет языковая подготовка студентов ветеринарных специальностей в процессе профессионального обучения в вузе. В соответствии с учебным планом программы специалитета «Ветеринария» языковая подготовка обучающихся осуществляется в рамках реализации следующих дисциплин: «Иностранный язык» и «Латинский язык», направленных на формирование универсальной компетенции (УК-4), которая трактуется как способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. В контексте профессионального становления личности специалиста с высокими коммуникативными способностями качество языковой подготовки будущих ветеринаров должно измеряться комплексными интегративными категориями. В рамках нашего исследования проблема достижения высокого качества языковой подготовки решается через развитие профессионально-коммуникативной идентичности специалиста. Данное понятие вбирает в себя комплекс коммуникативных профессионально значимых характеристик, благодаря которым выпускник осознает свою принадлежность к профессии через овладение и принятие коммуникативных норм общения и поведения, системы ценностей и установок, свойственных данной профессиональной среде.

В психолого-педагогических исследованиях последних лет проблема профессиональной идентичности изучена достаточно широко. В частности, определены механизмы, факторы и условия формирования профессиональной идентичности в процессе профессионального обучения [1-3]. Дана характеристика профессиональной идентичности с позиции психологической концепции профессионального становления и реализации личности [4]. Проведены исследования профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы, включая обоснование ее сущности и динамики, а также изучение способов достижения профессиональной идентичности в процессе профессиональной подготовки [5; 6]. Исследовано влияние ценностных ориентаций на формирование профессиональной идентичности [7; 8]. Вместе с тем проблема развития профессионально-коммуникативной идентичности обучающихся вуза является мало изученной областью. Ряд исследований посвящен вопросам влияния речевых и коммуникативных умений, коммуникативной компетентности на становление профессиональной идентичности во время обучения в вузе [6; 9; 10]. При этом нерешенными остаются вопросы, связанные с определением механизмов, условий, критериев результативности и уровней развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров в процессе языковой подготовки в вузе.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании технологии процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности студентов ветеринарных специальностей во время языковой подготовки в вузе.

Материал и методы исследования

Исследование выполнено на основе интегративно-развивающего подхода (Л.А. Шипилина), согласно которому интеграция выступает в качестве основного средства достижения результата языковой подготовки, а именно развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров. Методологически важной для разработки технологии процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности является концепция самоорганизации социальных систем (М.Т. Громкова). Исследование проводилось с использованием теоретических методов, таких как теоретический анализ и синтез, обобщение и конкретизация, изучение научной литературы, учебно-программной документации.

Результаты исследования и их обсуждение

Традиционно языковая подготовка в вузе характеризуется направленностью на формирование у обучающихся лингвистических знаний и умений, т.е. основное внимание уделяется формированию когнитивной составляющей личности и практически не учитываются возможности развития ее мотивационно-ценностной сферы. Направленность образовательного процесса на развитие мотивации и ценностных ориентаций, соответствующих выбранной профессии ветеринарного врача, в процессе языковой подготовки будет способствовать преобразованию личности обучающихся, становлению представлений о себе как о будущем профессионале, формированию их профессиональной идентичности. В процессе языковой подготовки можно решать проблему становления личности профессионала в личностном, социальном и профессиональном направлении через развитие профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров.

Профессионально-коммуникативная идентичность рассматривается нами как критерий высокого качества языковой подготовки в вузе и как ведущая профессиональная характеристика будущих специалистов. В контексте ветеринарной специальности профессионально-коммуникативная идентичность обучающихся характеризуется наличием знаний ветеринарного медицинского языка, этикета делового общения, владением способами коммуникативного поведения, которое отличается эмоциональной устойчивостью и толерантностью, а также коммуникативными личностными качествами, такими как любовь к животным, эмпатия, отзывчивость, коммуникабельность; установками и ценностными ориентациями, определяющими направленность ветеринарных врачей на сотрудничество и достижение взаимопонимания [11]. Овладевая перечисленными знаниями и умениями, развивая в себе профессионально важные качества, будущий ветеринар отождествляет себя с представителями профессиональной среды. Таким образом, благодаря развитию профессионально-коммуникативной идентичности обучающийся осознает свою неразрывную связь с профессией и оценивает себя как профессионала.

Профессионально-коммуникативная идентичность имеет внутреннюю организацию, представленную когнитивным, мотивационно-ценностным и поведенческим компонентами, образующими целостность и единство коммуникативных норм, ценностей и поведения. Так, в когнитивном компоненте соединяются коммуникативная, терминологическая и социальная компетенции, создающие нормативную основу коммуникации в ветеринарной работе. Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностное отношение ветеринара к профессиональному коммуникативному взаимодействию и включает в себя интересы, мотивы, установки и ценностные ориентации, свойственные ветеринарному сообществу. Поведенческий компонент определяет коммуникативное поведение ветеринарного врача, характеризующееся соблюдением речевых, социальных и профессиональных норм коммуникации [12]. Наличие всех трех структурных компонентов придает профессионально-коммуникативной идентичности свойство целостности и образует интегративное качество личности, на основе которого будущий ветеринар идентифицирует себя в качестве представителя данной профессии. Интеграция, как сторона процесса развития, соединяя структурные компоненты в единое целое, обеспечивает процесс развития целостности профессионально-коммуникативной идентичности. Данное заключение основано на выводе Т.М. Громковой о том, что принцип дополнительности можно приложить к динамике компонентов сознания: «потребность должна быть дополнена усвоенной информацией (внутренней нормой) и способностью; способность требует реализации в соответствии с потребностями и нормами; внутренние нормы вызывают потребности и активизируют способности в усвоении новой информации» [13, с. 332]. В этом ключе мы можем говорить, что высокий уровень мотивации, интереса к профессии, ценностные ориентации на будущую профессиональную деятельность обеспечивают устойчивое усвоение понятийно-терминологического аппарата в области ветеринарии, совершенствование языковых знаний и умений, освоение этикета делового общения. Знания коммуникативных, социальных и терминологических норм и соблюдение этих норм в процессе коммуникативного взаимодействия повышают значимость ценностей профессии, способствуют мотивации к дальнейшему профессиональному развитию. Таким образом, взаимодействие структурных компонентов на основе интеграции приводит к их преобразованию, т.е. развитию.

Также интеграция находит свое воплощение в соединении личностного (внутреннего) и социального (внешнего) в процессе развития профессионально-коммуникативной идентичности. Обучающиеся поступают в университет, обладая уже сформированной личностной коммуникативной идентичностью. Далее путем усвоения студентами существующих в профессии норм коммуникации, ценностей и способов коммуникативного поведения идет содержательное преобразование компонентов профессионально-коммуникативной идентичности.

Процесс развития профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров - это специально организованный процесс перехода из одного состояния в другое, сопровождаемый профессиональной социализацией. Рассматривая профессиональную социализацию как совокупность процессов усвоения норм, принятия ценностей и овладения поведением, можно говорить, что в процессе языковой подготовки ветеринаров профессиональная социализация служит механизмом развития компонентов профессионально-коммуникативной идентичности, выполняя при этом обучающую, воспитательную и развивающую функции в образовательном процессе. Посредством профессиональной социализации личностно-коммуникативная идентичность перерастает в профессионально-коммуникативную, поскольку через процессы обучения, развития и воспитания воздействию подвергаются все три компонента профессионально-коммуникативной идентичности. Технология процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности основана на интеграции компонентов идентичности с элементами профессиональной социализации. В единстве и целостности они представляют структуру профессионально-коммуникативной идентичности личности и процесс ее преобразования (табл. 1).

Таблица 1

Технология процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров посредством профессиональной социализации

Компоненты ПКИ

Этапы развития ПКИ

Этап личностной коммуникативной идентичности

Профессиональная социализация как механизм развития ПКИ

Этап профессионально-коммуникативной идентичности

Когнитивный

Коммуникативная компетенция (наличие языковых знаний, в области русского и иностранного языков и умений их использовать в речевых ситуациях бытового и межличностного общения).

Социальная компетенция (знание норм, этикета делового общения; умения межличностного взаимодействия)

Усвоение норм профессиональной коммуникации через выполнение заданий контекстного типа, интерактивных заданий, составление глоссариев терминологической лексики, выступления с презентациями на профессиональные темы

(обучающая функция)

Коммуникативная компетенция (наличие языковых знаний в области русского, латинского и иностранного языков и умений их использовать в речевых ситуациях профессиональной коммуникации). Терминологическая компетенция (знание понятийно-терминологического аппарата в области ветеринарии, знание терминоэлементов латинского и древнегреческого происхождения, принятых в ветеринарной медицине; умение применять терминологию при постановке диагнозов, написании и чтении рецептов, историй болезни). Социальная компетенция (знание этикета делового общения у ветеринарных врачей; умения делового взаимодействия)

Мотивационно-ценностный

Наличие природных личностных качеств, характерных для ветеринара: любовь к животным, эмпатия, способность к состраданию, эмоциональная устойчивость и отзывчивость, коммуникативная толерантность; интерес к профессии ветеринарного врача

Принятие мотивов и ценностей профессии через активную позицию в обучении, взаимодействие с наставником, использование реальных объектов в учебном процессе, субъект-субъектное взаимодействие на занятиях, участие в конкурсах профессионального мастерства, выступление на конференциях (воспитательная функция)

Потребности в совершенствовании профессионального ветеринарного языка, непрерывном профессиональном развитии; наличие профессиональных интересов, установок на сотрудничество, достижение взаимопонимания; наличие

ценностей профессионального общения; доверительные, уважительные отношения с коллегами и клиентами

Поведенческий

Соблюдение правил вежливого общения, речевого этикета в межличностном взаимодействии

Овладение коммуникативным поведением, свойственным ветеринарным врачам, посредством участия в ролевых играх, командной работе; осуществление квазипрофессиональной деятельности; приобретение опыта практической работы по специальности

(развивающая функция)

Соблюдение речевого этикета и морально-этических норм (уважительное отношение к мнению коллег, субординация), реализация позитивной стратегии взаимодействия в обучении и работе, соблюдение профессиональной символики (ношение медицинской одежды)

Критериями результативности процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров при обучении языковым дисциплинам выступают целостность и интеграция ее компонентов. Степень целостности и интеграции (полная или частичная) определяется на основе оценки уровня развития структурных компонентов профессионально-коммуникативной идентичности (критический, допустимый, оптимальный) (табл. 2).

Таблица 2

Уровни развития структурных компонентов профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров

Компоненты ПКИ

Уровни развития компонентов

 

Критический

Допустимый

Оптимальный

Когнитивный

Владение языком в повседневных речевых ситуациях; затруднения в узнавании и использовании терминологии, знание социокультурных норм бытового общения

 

Владение языком в речевых ситуациях профессионального контекста; узнавание и применение терминологии на уровне обязательного учебного минимума, определенного стандартом, знание этикета делового общения, умение работать в команде

Свободное использование языка как средства социального взаимодействия в профессиональной коммуникации, ориентация в коммуникативных средствах речевого делового этикета, свободное владение терминологией, высокие умения командной работы

Мотивационно-ценностный

Проявляется нетерпимость к чужому мнению, конфликтность, равнодушие, невнимание, недовольство.

Низкая академическая успешность и успеваемость

Проявляется ситуативно положительное отношение к партнеру общения, «вынужденная» толерантность, т.е. не принятая как ценность, но выступающая как социально желаемая форма поведения. Хорошая академическая успешность и успеваемость

Устойчивое положительное отношение к партнеру общения, ценностно осмысленное проявление эмпатии, толерантности, контактность в общении.

Высокая академическая успешность и успеваемость

Поведенческий

Речевое поведение характеризуется речью на бытовом уровне, отсутствием этикетных формул вежливости, игнорированием символики (ношение белового халата). Стратегия взаимодействия – соперничество

Речевое поведение характеризуется в целом грамотной речью с использованием этикетных формул на уровне учебного минимума; в речи отсутствует вульгарная лексика; необязательное соблюдение символики (ношение белового халата). Стратегия взаимодействия – приспособление, избегание конфликтов

Речевое поведение характеризуется грамотной культурной речью, использованием этикетных формул в речи, устойчивыми умениями вести беседу; обязательным соблюдением символики (ношение белового халата). Стратегия взаимодействия – сотрудничество

Выводы

Направленность языковой подготовки на развитие профессионально значимых коммуникативных умений обучающихся, овладение ими способами коммуникативного поведения, свойственного ветеринарным врачам, формирование ценностных ориентаций, присущих работникам ветеринарной сферы, приводит к становлению профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров. Организация процесса развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров посредством профессиональной социализации при обучении языковым дисциплинам обеспечивает новое качество когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов профессионально-коммуникативной идентичности. Технология развития профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров - это процесс преобразования содержания структурных компонентов коммуникативной идентичности обучающихся путем усвоения норм профессиональной коммуникации, принятие мотивов и ценностей ветеринарной профессии, овладение коммуникативным поведением, свойственным ветеринарным врачам, в результате чего личностно-коммуникативная идентичность перерастает в профессионально-коммуникативную.


Библиографическая ссылка

Куламихина И.В., Бойко М.Г. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРОВ: ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32085 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674