Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMING A CULTURE OF COMMUNICATION AS A COMPONENT PART OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Safaraliev B.S. 1 Koleva N.S. 2
1 Chelyabinsk State Institute of Culture
2 Ural State Universuty of Economics
In the context of socio-cultural changes in society, it is necessary to prepare future specialists for full-fledged interaction based on the formation of a culture of communication. The article reveals the tasks and principles of modern education and upbringing, describes the main methods of forming a culture of communication as an integral part of the spiritual and moral education of future specialists, and also presents a brief overview of the main approaches. The culture of communication is considered as an integral quality of the personality, as an integral part of spiritual and moral education. The development of a culture of communication between future specialists is the process of mastering the high spiritual and moral values of being, determining one's spiritual ideal and striving for it, realizing high meanings, self-development and self-improvement. The article proposes the main stages of the socio-psychological model (axiological, cognitive, activity) of the formation of a culture of communication, aimed at solving the problem under study in the educational process. The model offers an optimal variant of the meaningful characteristics of the culture of communication, the complexity of the requirements of society for contacts between people. The model contains the following stages of work: axiological, cognitive and activity. Creating a comfortable state, achieving the necessary effectiveness of communication is impossible if any of the considered aspects is ignored. In this regard, the formation of a culture of communication as an integral part of spiritual and moral education is especially important.
culture of communication
personal qualities of students
education of culture of communication among students
spiritual and moral education

Объективная необходимость и ориентация современного общества на высокое качество и результативность подготовки специалистов высшей квалификации предопределяют поиски путей ее оптимизации. Одним из них может быть обучение студентов основам и культуре общения. Это положение обосновывается двумя причинами. Во-первых, общение – важный элемент любого вида деятельности и средство формирования системы общественных отношений. Сущность общения состоит в том, что оно является механизмом кооперирования людей, деятельной его субстанцией. Во-вторых, выпускники вузов испытывают потребность в знаниях механизма общения для осуществления целенаправленного воздействия на социально-психологическую атмосферу в коллективе для активизации его внутренних резервов [1]. Умение профессионально общаться, проявляя коммуникативную грамотность, регулировать систему общения и отношений не возникает у специалистов сразу после окончания вуза, а у некоторых – не появляется совсем. Знания научно-теоретических основ общения, полученные студентом в вузе, являются основой его нравственной зрелости, дадут ему возможность в будущем дифференцировать свое общение, формировать моральное единство в коллективе, прививать культуру общения своим коллегам.

Цель исследования – определить этапы, подходы и принципы, способствующие формированию культуры общения как составной части духовно-нравственного воспитания.

Материалы и методы исследования. Материалами для исследования послужили научные публи­кации последних 10 лет, раскрывающие вопросы духовно-нравственного воспитания.

Методологическую основу исследования составили: системно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать процесс формирования культуры общения как педагогическую систему и обеспечивающий духовно-нравственное воспитание; компетентностный подход, рассматривающий результат деятельности как способность человека действовать в различных ситуациях; аксиологический подход, ориентирующий ценностно-смысловое развитие личности, понимание и принятие ответственности.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научной литературы позволил выяснить, что в современной педагогической науке нет единого подхода к проблеме формирования культуры общения. Это обусловлено, в первую очередь, многообразием взглядов на сущность понятий «культура», «духовность» и «общение».

Понятие «культура» в современных научных источниках трактуется довольно широко. На обыденном уровне культура, в том числе и поведенческая, понимается как образец, на который должны равняться люди. Культуру также иногда отождествляют с образованностью и интеллигентностью, квалифицируют как определенное свойство личности. На теоретическом уровне культура рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу. Существует понимание культуры как творческой деятельности человека и человеческого общества в целом, во всех сферах бытия. Также культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, характеристику уровня развития общества и конкретного человека, творческую деятельность по созданию, сохранению и передаче ценностей [2].

По Л.С. Выготскому, категория «культура» взаимосвязана с категорией «деятельность». Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных особенностей и результатов. Освоение личностью культуры предполагает овладение способами практической, деятельностной ее реализации. Пропуская через себя общекультурные ценности, человек создает личные ценностные установки, реализуя таким способом творческий компонент воспитательного процесса. Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру [3].

В педагогических и научно-популярных изданиях понятие «духовность» рассматривается как отражение ценностей, чувств и убеждений человека, связанных с самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием личности (В.И. Андреев, С.К. Бондырева, И.М. Ильичева, А.И. Кочетов, Н.А. Пархоменко, Н.Д. Никандров и др.).

Е.А. Савченко, Т.П. Макарова считают, что целью духовного совершенствования человека является стремление к гармонии [4]. Данная категория определяется двумя концепциями духовности: светской (ценностные качества личности) и религиозной (стремление к Богу, Истине и Любви). Светское понимание духовности рассматривается как интегральное качество личности на основе активного становления его «самости», которая объединяет в себе нравственные и интеллектуальные, этические и эстетические, ценностные и поведенческие установки человека. При этом стыд и совесть являются духовным механизмом, корректирующим поведение человека в рамках морально-этических норм [5].

В философском энциклопедическом словаре духовность определяется как системообразующий фактор человеческой личности, ведущая сила в построении собственной жизни, является «главным условием и итогом духовно-нравственного становления человека» [6].

Духовно-нравственная культура обучаемых не усваивается автоматически, а вырабатывается в процессе разнообразной, социально ценной деятельности, зависит от определенных условий: нравственно-психологического климата в коллективе, высоконравственной среды учебного заведения, стимулирования самовоспитания и активной позиции, диалогового открытого общения, взаимопонимания педагогов, кураторов и студентов, от характера ценностных ориентаций [7, 8].

Исследования А.Г. Козловой [9], Г.А. Дильдибековой [10], Г.А. Баданиной [11] посвящены проблеме нравственного воспитания. В работах С.В. Тимофеевой [12], А.С. Николаевой [13] обоснованы принципы, содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию. Е.Е. Игнатьева отмечает, что разнообразие форм позволяет использовать их для достижения самых разных воспитательных целей, в том числе и для духовно-нравственного воспитания. Кроме того, отмечается, что применение любых средств, форм и методов будет эффективным, если они будут соответствовать поставленной цели, если освоение окружающего мира с помощью выбранных форм и методов будет происходить на основе принципа концентричности, постепенного наращивания знаний и умений [14].

Понятие «культура общения» может рассматриваться как умение регулировать процессы общения, способность развивать их в нужном направлении и постоянно совершенствовать для увеличения его продуктивности. Культура общения не может развиваться отдельно от моральных принципов и норм в социуме, которые выступают как регуляторы отношений. Их развитие в обществе идет в едином направлении. Разрыв между ними воспринимается как игнорирование личностью сущности духовно-нравственных устоев общества и следование только внешним формам этикета [15].

Современный мир живет в эпоху выдающихся научно-технических достижений, глубочайших преобразований многих сфер жизни. Но все более остро перед обществом стоит вопрос, сформулированный К. Ясперсом, от решения которого, по мнению немецкого философа, «зависит вся дальнейшая судьба человека»: как человек «подчинит себе последствия технического развития и их влияния на его жизнь …». Некоторые исследователи констатируют наличие разрыва, фундаментального противоречия между неизмеримо возросшими интеллектуально-техническими возможностями современного общества и недостаточным уровнем его нравственного развития, духовно-нравственного воспитания. Здесь особую роль могут сыграть общественные, социально-гуманитарные науки, непосредственно формирующие внутренний мир, мировоззрение и культуру, личностные качества молодежи. «Я верю, – писал академик А.Д. Сахаров, – что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе» [3]. Этот оптимистический вывод не уменьшает ответственности всех социумов и их институтов и структур, не снижает значения их активных, долговременных целеустремленных усилий по утверждению в обществе гуманных, цивилизованных отношений.

Культура общения – сложное образование, сущность его характеризуется единством ряда аспектов: социально-психологических, эстетических, социальных и этических.

Этические аспекты могут быть описаны следующей моделью:

а) соответствие духовно-нравственным нормам и устоям общественной жизни;

б) проявление гуманности;

в) уважение к возрасту, полу собеседника, проявляющееся в такте и корректности.

В качестве социально-психологической модели культуры общения может быть представлена следующая:

а) навыки культурного общения;

б) мастерство ведения диалога и монолога;

в) свойства деликатного взаимовлияния субъектов общения.

Социальная модель культуры общения выявляет себя следующими параметрами: следование идеалу общения социума и личности; способствование всеобщей продуктивности общения; развитие содержательного, социально значимого общения.

Параметры эстетической модели: руководство принципами красоты в оформлении контактов; цельность и соразмерность использования его особенностей пространственно-видовых и сущностно-видовых (опосредованное, деловое, вертикальное общение и т.д.); совершенство (мимических и пантомимических средств общения, культуры голосового, тембрового и тонального оформления акта общения).

Модель духовно-нравственного воспитания с использованием системного подхода включает следующие компоненты:

- целевой – достижение определенных целей, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- содержательный – включает в себя формы, методы, этапы освоения духовно-нравственных ценностей.

В процессе обучения в вузе происходят не только усвоение совокупности профессиональных знаний, совершенствование компетенций, но и личностное становление студента. Кроме набора знаний, он приобретает и позитивные социально значимые качества, усваивает систему социальных и культурных норм и ценностей, правила социального бытия, которые направлены на достижение вполне определенных целей и задач – формирование его как личности, включенной в систему общественных отношений. Это предопределяется, разумеется, содержанием всех изучаемых в вузе наук, но особое место здесь принадлежит, конечно, социально-гуманитарным наукам.

Образование и воспитание тесно связаны между собой, находятся в неразрывном единстве. Поскольку функционирование системы образования и воспитания определяет судьбу государства, его место в современном мире, уровень цивилизации и культуры общества, то общество вправе и должно определять вектор развития, основные направления и цели деятельности этой системы, ставить перед ней адекватные вызовам времени задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих нравственностью и гражданской ответственностью, проникнутых идеями толерантности и гуманизма, способных воспринимать и развивать сложившиеся в обществе морально-этические, культурные ценности и идеалы.

Согласно разработанной модели (рисунок) выделены следующие этапы работы:

- аксиологический – изучение духовно-нравственных норм и ценностей;

- когнитивный – усвоение духовно-нравственных норм и ценностей;

- деятельностный – развитие личностных качеств (самообразования, самосовершенствования, самореализации и др.) путем включения в практическую деятельность.

Системно-деятельностный подход позволяет эффективно организовать педагогическое управление процессом формирования культуры общения как составной частью духовно-нравственного воспитания, создает условия для проявления личностных качеств.

Компетентностный подход позволяет раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания, рассматривать формируемые личностные качества как комплексное явление, компонентный состав которых выявляется исходя из специфики выполняемой деятельности.

Аксиологический поход в процессе развития культуры общения формирует собственную устойчивую систему ценностных ориентаций, твердую субъектную ценностную позицию, ценностное поведение, которые образуют содержательную основу духовно-нравственного воспитания.

Принцип преемственности предполагает, что культурно-ценностная составляющая в большей мере осуществляется в процессе взаимодействия, обмена ценностями.

Принцип индивидуальной адаптируемости обеспечивает реализацию духовно-нравственного воспитания, адаптированного через диагностику индивидуальных особенностей, и направлен на готовность к самосовершенствованию и самореализации.

Принцип сотрудничества считается одним из основополагающих, поскольку именно взаимодействие с внешним (информационным, образовательным, культурным, социальным) окружением служит залогом формирования культуры общения.

Принцип индивидуализации определяется необходимостью оперирования различными видами информации, обеспечивающими развитие интеллектуальной сферы.

       
  Мотивы, потребности, оптимизация содержания, средств, форм, методов,Цели и задачи модели формирования культуры общения как составной части духовно-нравственного воспитания,Этапы,Подходы,деятельностный,когнитивный,аксиологический,системно-деятельностный

,личностно-ориетированный

,коммуникативный

,компетентностный

,преемственности,сотрудничества,индивидуализации,индивидуальной адаптируемости,Принципы
 
    Диагностика духовно-нравственного воспитания
Модель формирования культуры общения как составной частидуховно-нравственного воспитания

Заключение

Таким образом, представленная модель формирования культуры общения как составной части духовно-нравственного воспитания демонстрирует оптимальный вариант содержательной характеристики культуры общения, сложность требований социума к контактам между людьми. Создание комфортного состояния, достижение необходимой результативности общения невозможны при игнорировании какого-либо из рассмотренных аспектов. В связи с этим обучение в условиях вуза культуре общения, привитие навыков гуманного общения особенно актуальны. Знание проблем общения, изучение путей гуманизации, ориентация на совершенствование процессов являются элементами духовно-нравственного воспитания студентов, помогут в будущем специалистам качественнее выполнять свои профессиональные обязанности.