Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Сафаралиев Б.С. 1 Кольева Н.С. 2
1 Челябинский государственный институт культуры
2 Уральский государственный экономический университет
В условиях социально-культурных перемен в обществе необходима подготовка будущих специалистов к полноценному взаимодействию на основе формирования культуры общения. В статье раскрыты задачи и принципы современного образования и воспитания, описаны основные методы формирования культуры общения как составной части духовно-нравственного воспитания будущих специалистов, а также представлен краткий обзор основных подходов. Культура общения рассматривается как интегральное качество личности, как составная часть духовно-нравственного воспитания. Развитие культуры общения будущих специалистов есть процесс освоения высоких духовных и нравственных ценностей бытия, определения своего духовного идеала и стремления к нему, осознания высоких смыслов, саморазвития и самосовершенствования. В статье предлагаются основные этапы социально-психологической модели (аксиологический, когнитивный, деятельностный) формирования культуры общения, направленные на решение исследуемой задачи в образовательном процессе. Модель предлагает оптимальный вариант содержательной характеристики культуры общения, показывает сложность требований социума к контактам между людьми. Модель содержит следующие этапы работы: аксиологический, когнитивный и деятельностный. Создание комфортного состояния, достижение необходимой результативности общения невозможны при игнорировании какого-либо из рассмотренных аспектов. В связи с этим формирование культуры общения как составной части духовно-нравственного воспитания особенно актуально.
культура общения
личностные качества студентов
воспитание культуры общения студентов
духовно-нравственное воспитание
1. Коробкова Е.Н. Культурно-образовательное пространство как пространство духовно-нравственного становления личности // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 174-176.
2. Сафаралиев Б.С., Кольева Н.С. Роль социально-гуманитарных знаний и образования на современном этапе // Ученые записки. Художественное образование в условиях многоуровневой системы подготовки: практика, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Алтайского государственного института культуры, состоявшейся в Алтайском государственном институте культуры. 2015. С. 92-97.
3. Каменец А.В. Совершенствование духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования. М.: Книга по требованию, 2019. 270 с.
4. Савченко Е.А., Макарова Т.П. Антропокультурологический подход к духовно-нравственному воспитанию – условия воспитания субъекта культуры // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 280-288.
5. Кольева Н.С., Мунтинова А.Е. Формирование учебной мотивации учащихся посредством педагогического взаимодействия // Непрерывное образование в XXI веке: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет, Международная академия наук педагогического образования. 2016. С. 185-187.
6. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003. 1280 с.
7. Kucher T.P., Kolyeva N.S. Historiography of developing the issue of the information skills in the social and cultural space of the further education. International Education Studies. 2015. № 8 (6). Р. 217-224.
8. Nurgaliyeva A., Sametova F. On the formation of professional competence of future social pedagogues. International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology. 2020. № 11 (3). Р. 268-275.
9. Козлова А.Г. Воспитание магистрантов как будущих наставников (в образовательной программе «духовно-нравственное воспитание») // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 112-123.
10. Дильдибекова Г.А., Бекмаганбетова Г.К. Некоторые аспекты для организации и проведения комплекса коллективных творческих дел в духовно-нравственном воспитании подростков // Евразийский союз ученых. 2018. № 8-6 (53). С. 16-18.
11. Баданина Г.А. Духовно-нравственное воспитание, как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения // Интернаука. 2020. № 16-1 (145). С. 44-45.
12. Тимофеева С.В., Илларионова Л.П. Аксиологические основы духовно-нравственного воспитания молодежи // Образование и общество. 2019. № 2 (115). С. 28-35.
13. Николаева А.С., Чеблукова Е.А. Значение патриотизма и духовно-нравственного воспитания в современной России // Интернаука. 2022. № 17-2 (240). С. 7-9.
14. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2012. № 1. С. 209-212.
15. Горбачев А.Л. Духовно-нравственная культура личности как основа развития социального доверия в образовательном процессе // Universum: психология и образование. 2016. № 12 (30). [Электронный ресурс]. URL: https://universum.com/ru/psy/archive/item/3920 (дата обращения: 05.09.2022).

Объективная необходимость и ориентация современного общества на высокое качество и результативность подготовки специалистов высшей квалификации предопределяют поиски путей ее оптимизации. Одним из них может быть обучение студентов основам и культуре общения. Это положение обосновывается двумя причинами. Во-первых, общение – важный элемент любого вида деятельности и средство формирования системы общественных отношений. Сущность общения состоит в том, что оно является механизмом кооперирования людей, деятельной его субстанцией. Во-вторых, выпускники вузов испытывают потребность в знаниях механизма общения для осуществления целенаправленного воздействия на социально-психологическую атмосферу в коллективе для активизации его внутренних резервов [1]. Умение профессионально общаться, проявляя коммуникативную грамотность, регулировать систему общения и отношений не возникает у специалистов сразу после окончания вуза, а у некоторых – не появляется совсем. Знания научно-теоретических основ общения, полученные студентом в вузе, являются основой его нравственной зрелости, дадут ему возможность в будущем дифференцировать свое общение, формировать моральное единство в коллективе, прививать культуру общения своим коллегам.

Цель исследования – определить этапы, подходы и принципы, способствующие формированию культуры общения как составной части духовно-нравственного воспитания.

Материалы и методы исследования. Материалами для исследования послужили научные публи­кации последних 10 лет, раскрывающие вопросы духовно-нравственного воспитания.

Методологическую основу исследования составили: системно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать процесс формирования культуры общения как педагогическую систему и обеспечивающий духовно-нравственное воспитание; компетентностный подход, рассматривающий результат деятельности как способность человека действовать в различных ситуациях; аксиологический подход, ориентирующий ценностно-смысловое развитие личности, понимание и принятие ответственности.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научной литературы позволил выяснить, что в современной педагогической науке нет единого подхода к проблеме формирования культуры общения. Это обусловлено, в первую очередь, многообразием взглядов на сущность понятий «культура», «духовность» и «общение».

Понятие «культура» в современных научных источниках трактуется довольно широко. На обыденном уровне культура, в том числе и поведенческая, понимается как образец, на который должны равняться люди. Культуру также иногда отождествляют с образованностью и интеллигентностью, квалифицируют как определенное свойство личности. На теоретическом уровне культура рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу. Существует понимание культуры как творческой деятельности человека и человеческого общества в целом, во всех сферах бытия. Также культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, характеристику уровня развития общества и конкретного человека, творческую деятельность по созданию, сохранению и передаче ценностей [2].

По Л.С. Выготскому, категория «культура» взаимосвязана с категорией «деятельность». Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных особенностей и результатов. Освоение личностью культуры предполагает овладение способами практической, деятельностной ее реализации. Пропуская через себя общекультурные ценности, человек создает личные ценностные установки, реализуя таким способом творческий компонент воспитательного процесса. Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру [3].

В педагогических и научно-популярных изданиях понятие «духовность» рассматривается как отражение ценностей, чувств и убеждений человека, связанных с самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием личности (В.И. Андреев, С.К. Бондырева, И.М. Ильичева, А.И. Кочетов, Н.А. Пархоменко, Н.Д. Никандров и др.).

Е.А. Савченко, Т.П. Макарова считают, что целью духовного совершенствования человека является стремление к гармонии [4]. Данная категория определяется двумя концепциями духовности: светской (ценностные качества личности) и религиозной (стремление к Богу, Истине и Любви). Светское понимание духовности рассматривается как интегральное качество личности на основе активного становления его «самости», которая объединяет в себе нравственные и интеллектуальные, этические и эстетические, ценностные и поведенческие установки человека. При этом стыд и совесть являются духовным механизмом, корректирующим поведение человека в рамках морально-этических норм [5].

В философском энциклопедическом словаре духовность определяется как системообразующий фактор человеческой личности, ведущая сила в построении собственной жизни, является «главным условием и итогом духовно-нравственного становления человека» [6].

Духовно-нравственная культура обучаемых не усваивается автоматически, а вырабатывается в процессе разнообразной, социально ценной деятельности, зависит от определенных условий: нравственно-психологического климата в коллективе, высоконравственной среды учебного заведения, стимулирования самовоспитания и активной позиции, диалогового открытого общения, взаимопонимания педагогов, кураторов и студентов, от характера ценностных ориентаций [7, 8].

Исследования А.Г. Козловой [9], Г.А. Дильдибековой [10], Г.А. Баданиной [11] посвящены проблеме нравственного воспитания. В работах С.В. Тимофеевой [12], А.С. Николаевой [13] обоснованы принципы, содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию. Е.Е. Игнатьева отмечает, что разнообразие форм позволяет использовать их для достижения самых разных воспитательных целей, в том числе и для духовно-нравственного воспитания. Кроме того, отмечается, что применение любых средств, форм и методов будет эффективным, если они будут соответствовать поставленной цели, если освоение окружающего мира с помощью выбранных форм и методов будет происходить на основе принципа концентричности, постепенного наращивания знаний и умений [14].

Понятие «культура общения» может рассматриваться как умение регулировать процессы общения, способность развивать их в нужном направлении и постоянно совершенствовать для увеличения его продуктивности. Культура общения не может развиваться отдельно от моральных принципов и норм в социуме, которые выступают как регуляторы отношений. Их развитие в обществе идет в едином направлении. Разрыв между ними воспринимается как игнорирование личностью сущности духовно-нравственных устоев общества и следование только внешним формам этикета [15].

Современный мир живет в эпоху выдающихся научно-технических достижений, глубочайших преобразований многих сфер жизни. Но все более остро перед обществом стоит вопрос, сформулированный К. Ясперсом, от решения которого, по мнению немецкого философа, «зависит вся дальнейшая судьба человека»: как человек «подчинит себе последствия технического развития и их влияния на его жизнь …». Некоторые исследователи констатируют наличие разрыва, фундаментального противоречия между неизмеримо возросшими интеллектуально-техническими возможностями современного общества и недостаточным уровнем его нравственного развития, духовно-нравственного воспитания. Здесь особую роль могут сыграть общественные, социально-гуманитарные науки, непосредственно формирующие внутренний мир, мировоззрение и культуру, личностные качества молодежи. «Я верю, – писал академик А.Д. Сахаров, – что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе» [3]. Этот оптимистический вывод не уменьшает ответственности всех социумов и их институтов и структур, не снижает значения их активных, долговременных целеустремленных усилий по утверждению в обществе гуманных, цивилизованных отношений.

Культура общения – сложное образование, сущность его характеризуется единством ряда аспектов: социально-психологических, эстетических, социальных и этических.

Этические аспекты могут быть описаны следующей моделью:

а) соответствие духовно-нравственным нормам и устоям общественной жизни;

б) проявление гуманности;

в) уважение к возрасту, полу собеседника, проявляющееся в такте и корректности.

В качестве социально-психологической модели культуры общения может быть представлена следующая:

а) навыки культурного общения;

б) мастерство ведения диалога и монолога;

в) свойства деликатного взаимовлияния субъектов общения.

Социальная модель культуры общения выявляет себя следующими параметрами: следование идеалу общения социума и личности; способствование всеобщей продуктивности общения; развитие содержательного, социально значимого общения.

Параметры эстетической модели: руководство принципами красоты в оформлении контактов; цельность и соразмерность использования его особенностей пространственно-видовых и сущностно-видовых (опосредованное, деловое, вертикальное общение и т.д.); совершенство (мимических и пантомимических средств общения, культуры голосового, тембрового и тонального оформления акта общения).

Модель духовно-нравственного воспитания с использованием системного подхода включает следующие компоненты:

- целевой – достижение определенных целей, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- содержательный – включает в себя формы, методы, этапы освоения духовно-нравственных ценностей.

В процессе обучения в вузе происходят не только усвоение совокупности профессиональных знаний, совершенствование компетенций, но и личностное становление студента. Кроме набора знаний, он приобретает и позитивные социально значимые качества, усваивает систему социальных и культурных норм и ценностей, правила социального бытия, которые направлены на достижение вполне определенных целей и задач – формирование его как личности, включенной в систему общественных отношений. Это предопределяется, разумеется, содержанием всех изучаемых в вузе наук, но особое место здесь принадлежит, конечно, социально-гуманитарным наукам.

Образование и воспитание тесно связаны между собой, находятся в неразрывном единстве. Поскольку функционирование системы образования и воспитания определяет судьбу государства, его место в современном мире, уровень цивилизации и культуры общества, то общество вправе и должно определять вектор развития, основные направления и цели деятельности этой системы, ставить перед ней адекватные вызовам времени задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих нравственностью и гражданской ответственностью, проникнутых идеями толерантности и гуманизма, способных воспринимать и развивать сложившиеся в обществе морально-этические, культурные ценности и идеалы.

Согласно разработанной модели (рисунок) выделены следующие этапы работы:

- аксиологический – изучение духовно-нравственных норм и ценностей;

- когнитивный – усвоение духовно-нравственных норм и ценностей;

- деятельностный – развитие личностных качеств (самообразования, самосовершенствования, самореализации и др.) путем включения в практическую деятельность.

Системно-деятельностный подход позволяет эффективно организовать педагогическое управление процессом формирования культуры общения как составной частью духовно-нравственного воспитания, создает условия для проявления личностных качеств.

Компетентностный подход позволяет раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания, рассматривать формируемые личностные качества как комплексное явление, компонентный состав которых выявляется исходя из специфики выполняемой деятельности.

Аксиологический поход в процессе развития культуры общения формирует собственную устойчивую систему ценностных ориентаций, твердую субъектную ценностную позицию, ценностное поведение, которые образуют содержательную основу духовно-нравственного воспитания.

Принцип преемственности предполагает, что культурно-ценностная составляющая в большей мере осуществляется в процессе взаимодействия, обмена ценностями.

Принцип индивидуальной адаптируемости обеспечивает реализацию духовно-нравственного воспитания, адаптированного через диагностику индивидуальных особенностей, и направлен на готовность к самосовершенствованию и самореализации.

Принцип сотрудничества считается одним из основополагающих, поскольку именно взаимодействие с внешним (информационным, образовательным, культурным, социальным) окружением служит залогом формирования культуры общения.

Принцип индивидуализации определяется необходимостью оперирования различными видами информации, обеспечивающими развитие интеллектуальной сферы.

       
  Мотивы, потребности, оптимизация содержания, средств, форм, методов,Цели и задачи модели формирования культуры общения как составной части духовно-нравственного воспитания,Этапы,Подходы,деятельностный,когнитивный,аксиологический,системно-деятельностный

,личностно-ориетированный

,коммуникативный

,компетентностный

,преемственности,сотрудничества,индивидуализации,индивидуальной адаптируемости,Принципы
 
    Диагностика духовно-нравственного воспитания
Модель формирования культуры общения как составной частидуховно-нравственного воспитания

Заключение

Таким образом, представленная модель формирования культуры общения как составной части духовно-нравственного воспитания демонстрирует оптимальный вариант содержательной характеристики культуры общения, сложность требований социума к контактам между людьми. Создание комфортного состояния, достижение необходимой результативности общения невозможны при игнорировании какого-либо из рассмотренных аспектов. В связи с этим обучение в условиях вуза культуре общения, привитие навыков гуманного общения особенно актуальны. Знание проблем общения, изучение путей гуманизации, ориентация на совершенствование процессов являются элементами духовно-нравственного воспитания студентов, помогут в будущем специалистам качественнее выполнять свои профессиональные обязанности.


Библиографическая ссылка

Сафаралиев Б.С., Кольева Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32074 (дата обращения: 28.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674