Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL TRIALS AS A METHOD OF FUTURE TEACHERS’ PREPERATION FOR THE ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS

Morozova S.A. 1
1 FGBOU VO "Volgograd state socio-pedagogical University"
This study was carried out with the financial support of the Volgograd State Socio-Pedagogical University within the framework of the scientific project «Methodological preparation modelling of future teachers for inclusive education of school students on the basis of a techno park». To improve the efficiency of the process of preparing future teachers for work in an inclusive education environment, it is important to develop methodological foundations. The article actualizes the problem of introducing professional trials as a method of preparing students for work in an inclusive environment, in particular, for organizing an inclusive lesson and an extracurricular inclusive event. The experience of introducing professional trials is shown in the framework of the organization of a pedagogical workshop based on the VGSPU technopark, consisting of seven sites developed in a certain logic. Passing these sites prepares students to work with children with disabilities in the conditions of industrial (technological in the system of inclusive education) practice, based in educational institutions that work in the context of inclusion. During the practice, students develop technological maps for an inclusive lesson and an extracurricular inclusive event, conduct these classes in inclusive classes. The application of the method of professional trials allows future teachers to master labour skills, actions and knowledge in the real conditions of inclusive education at the stage of study at university.
preparation
professional trials
students
inclusive education
pedagogical workshop
inclusive lesson
extracurricular inclusive event
technological map

В современную систему российского образования все активнее внедряется инклюзивное образование, которое дает возможность каждому ребенку, несмотря на имеющиеся особенности в развитии, быть включенным в единый процесс обучения, воспитания. Результативность организации инклюзивного образования в массовой образовательной практике зависит в большей степени от готовности педагога. В стандартах высшего профессионального образования отражены требования к подготовке педагогов к инклюзии. В соответствии с этим педагогу необходимо овладеть определенными знаниями, трудовыми умениями и действиями, которые позволят ему успешно осуществлять свою педагогическую деятельность в образовательных организациях в условиях инклюзивного образования. Как показывает практика, проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья остается до сих пор актуальной. Связано это с тем, что педагоги испытывают определенные трудности в работе в условиях инклюзии, им не хватает достаточной теоретической, методической подготовки для осуществления инклюзивного образования, у них часто возникают психологические барьеры при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями. Проведенное анкетирование будущих педагогов – студентов 3-го курса Волгоградского государственного социально-педагогического университета (243 человека) – показало, что 84,5% опрошенных положительно относятся к идее инклюзивного образования, но знаний об особенностях организации инклюзивного урока, внеурочного инклюзивного мероприятия, психолого-педагогических технологий организации совместного обучения детей с нормой и детей с ограниченными возможностями здоровья у них недостаточно.

Преодоление данных проблем требует новых подходов к подготовке педагогов к инклюзивному образованию, понимающих социальную важность своей профессии.

Цель исследования: разработка методического сопровождения внедрения метода профессиональных проб в процесс подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзии.

Материал и методы исследования. Исследование было выполнено при финансовой поддержке Волгоградского государственного социально-педагогического университета в рамках научного проекта «Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников на базе технопарка». Для достижения цели исследования нами проанализирован опыт внедрения метода профессиональных проб в подготовку студентов. В рамках работы было проведено анкетирование студентов и выполнен контент-анализ работ (педагогическое эссе), разработана и апробирована педагогическая мастерская на базе технопарка Волгоградского государственного социально-педагогического университета, состоящая из семи площадок. Каждая площадка способствует погружению студентов в проблему инклюзивного образования. В работе показаны этапы подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию с использованием метода профессиональных проб.

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с требованиями ФГОС высшего образования студенту необходимо быть готовым к организации различных видов деятельности обучающихся с нормой и с различными нозологиями, к применению технологий для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся [1].

Учитывая данные требования, будущим педагогам следует не только быть готовыми к осуществлению инклюзивного образования школьников на теоретическом уровне, но и овладеть необходимыми трудовыми умениями в области организации инклюзивного урока и внеурочного инклюзивного мероприятия, «использовать и апробировать специальные подходы к обучению при включении в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья» [2].

Проблема подготовки педагогов к профессиональной деятельности отражена в работах О.А. Абдуллиной, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, З.О. Кекеевой, Н.К. Сергеева [3], Н.В. Тельтевской [4] и др. Исследованием готовности студентов к профессиональной деятельности занимались М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов и др. Готовность педагога к инклюзии показана в работах С.В. Алехиной, И.В. Возняк, Е.В.Кетриш [5], Л.М. Кобриной, О.С. Кузьминой [6], Н.А. Максимовой [7], В.Н.Поникаровой, В.В. Хитрюк, Ю.В. Шумиловской [8] и иных, а также в трудах ученых Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Е.В. Шипилова, Е.А. Сафронова, О.А. Козырева, И.А. Руднева [9] и др.).

Готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья представляет собой динамическое, интегративное профессионально-личностное образование, которое определяет использование специальных знаний, трудовых умений и навыков в реализации инклюзивного образования, проявляющееся в осознанном выборе модификации своей деятельности, возможности находить необходимые средства и методы достижения определенных результатов во взаимодействии с другими специалистами, способность легко ориентироваться в системе коррекционно-педагогической деятельности, инклюзивных и ассистивных технологиях [10, с. 22].

Одним из эффективных методов подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию, по мнению исследователей, является метод профессиональных проб, который позволяет погрузиться в атмосферу реальной профессиональной деятельности с целью приобретения опыта и овладения трудовыми действиями [11, с. 34].

В 2022 г. на факультете социальной и коррекционной педагогики в рамках внутривузовского гранта был создан научный проект «Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников на базе технопарка». Структуру модели составляют целевой, методологический, процессуально-деятельностный, аналитико-результативный блоки [12]. Одной из форм подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию в данной модели является педагогическая мастерская [12], в ходе которой были организованы профессиональные пробы.

По мнению исследователей, методика организации профессиональных проб включает в себя несколько этапов: подготовительный, практический и рефлексивный [13, с. 107].

Подготовительный этап к использованию метода профессиональных проб в подготовке студентов к инклюзивному образованию проходил на базе технопарка Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Нами была разработана мастерская, которая состояла из семи площадок.

Первая площадка – мотивационная – способствовала эмоциональному включению в проблему инклюзивного образования. На второй площадке происходило знакомство будущих педагогов с физиологическими особенностями ребенка в норме и патологии с использованием интерактивного стола «Пирогов». Данное интерактивное оборудование позволило наглядно увидеть развитие ребенка в норме и патологии в связи с его трудностями в обучении. В рамках данной мастерской были рассмотрены строение и деятельность центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата в норме и при нарушениях психофизического развития; показаны функции анализаторов (в том числе артикуляционного аппарата). На третьей площадке студенты знакомились с различными трудностями школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь будущие педагоги наблюдали, как увиденные ранее особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляются в его развитии и деятельности. Студентам были показаны видеофрагменты занятий и рабочие тетради детей с различными нозологиями, обозначены особенности организации процесса обучения с такими детьми. Четвертая площадка знакомила студентов с учебным оборудованием и ассистивными технологиями, которые можно использовать в работе с детьми. У будущих педагогов была уникальная возможность поработать с данным оборудованием (портативная индукционная информационная система, клавиатура адаптированная с крупными кнопками и накладкой, разделяющей клавиши, индукционная петля для инвалидов, цифровой маркер-диктофон и т.д.). После знакомства с особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья и учебным оборудованием на пятой площадке студенты учились заполнять технологическую карту инклюзивного урока, а на шестой площадке они получили опыт работы с технологической картой инклюзивного внеурочного мероприятия и возможность рассмотреть особенности организации внеурочного инклюзивного мероприятия. Седьмая, заключительная, площадка была посвящена рефлексии, целью которой являлась организация самоанализа степени сформированности профессиональных методических компетенций студентов для работы в условиях инклюзивного образования.

Пространство технопарка позволило в определенной логике провести мастерскую и организовать профессиональные пробы студентов (таблица).

Карта педагогической мастерской

Площадки педагогической мастерской

Профессиональная проба

Образовательный результат

Первая

Определение отношения к проблеме инклюзивного образования

Погружение в проблему инклюзивного образования

Вторая

Анализ физиологических особенностей детей с ОВЗ

Сравнительный анализ развития детей с нормой и отклонениями

Третья

Наблюдение и анализ продуктов деятельности детей с ОВЗ

Обобщенная характеристика трудностей школьного обучения детей с ОВЗ, заполнение листа-наблюдения

Четвертая

Получение опыта использования асситивных технологий в обучении детей с ОВЗ

Составление таблицы применения ассистивных технологий для работы с детьми с различными нозологиями

Пятая

Разработка технологической карты инклюзивного урока

Заполнение технологической карты инклюзивного урока

Шестая

Разработка технологической карты инклюзивного внеурочного мероприятия

Заполнением технологической карты инклюзивного внеурочного мероприятия

Седьмая

Самоанализ

Написание педагогического эссе

После проведения мастерской мы получили отзывы студентов, которые они отразили в форме педагогического эссе. Приведем отрывки из работ: «Видеоряд и тематика были идеально подобраны, потому что связаны с темой нашей практики. Мы наглядно посмотрели на симптоматику детей с ОВЗ, как нужно с ними заниматься. Также было очень полезно познакомиться с оборудованием для работы с такими детками. Теперь я ясно осознала, через какие трудности они проходят и как им можно помочь. Нас научили заполнять тех. карту инклюзивного внеурочного мероприятия. Очень полезный опыт, теперь я без проблем выполню задания практики. Я рада, что нам организовали поход в технопарк. После таких впечатлений и полезных знаний хочется вернуться туда еще не один раз» (Анна Ю.); «Занятие меня очень впечатлило, и я действительно по-другому взглянула на концепцию инклюзивного образования» (Ирина Ю.); «Посещение технопарка в рамках практики помогло мне усвоить и структурировать знания по теме инклюзивного образования, что поможет в более успешном прохождении данной и последующих практик в университете» (Анна Ш.); «Обучение будущих педагогов и их подготовка к работе с детьми, чьи возможности здоровья ограничены, – показатель высшего уровня профессионализма. Необходимо внедрять эту систему и в других высших образовательных организациях, и я считаю, что не важно – педагогический это университет или же, к примеру, аграрный. Все мы (студенты) будущие родители, и никто не застрахован, поэтому важно уметь мыслить и относиться к людям с ОВЗ толерантно» (Ангелина Ш.); «На одной из площадок мы познакомились с конструкторами уроков для детей с ОВЗ. Хочется сказать, что данная технология очень облегчает работу педагогов, помогает им наиболее точно и эффективно разработать урок, план взаимодействия с детьми» (Алена Ч.).

Также мы попросили студентов сформулировать свои размышления и комментарии по теме инклюзивного образования. Будущие педагоги отметили: «Очень жду начала практики непосредственно в школе с детьми с ОВЗ, так как хочется получить знания в этой области и, возможно, изменить свое мнение об инклюзивном образовании», «Инклюзивное воспитание очень важно для каждого из нас, ведь каждый ребенок должен получить должное образование, несмотря на какие-то особенности», «Мне кажется, что очень важно развивать инклюзивное образование, чтобы все люди имели равные возможности для получения образования», «Я считаю, что сегодня нужно уделять большое внимание развитию инклюзивного образования в РФ, поэтому будущие педагоги должны изучать методы организации урочной и внеурочной деятельности в условиях инклюзии, дети с ОВЗ должны чувствовать себя комфортно в школе и получать образование наравне со всеми».

Анализ педагогических эссе и комментариев показал, что педагогическая мастерская – профессиональные пробы, организованная на базе технопарка, – вызвала искренний интерес студентов к проблеме инклюзивного образования, позволила студентам осознать смысл инклюзивного образования, помогла оценить будущим педагогам уровень сформированности компетенций и замотивировать их к дальнейшему профессиональному развитию. Проведенное исследование показало, что организуемые в рамках мастерской профессиональные пробы способствуют более осознанному подходу к прохождению студентами производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики. Задачами практики выступают сформированность компетенций, приобретение опыта разработки адаптированной основной образовательной программы учебного предмета, конспекта инклюзивного урока и внеурочного мероприятия, выбор технологий инклюзивного образования и организация необходимых условий для школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Практический этап организации профессиональных проб студентов к инклюзии осуществлялся в рамках производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики. В ходе практики студенты выполняли профессиональные пробы – разрабатывали технологическую карту инклюзивного урока, внеурочного инклюзивного мероприятия и сценарий к нему, проводили данные формы образовательного процесса с применением технологий инклюзивного образования в образовательных учреждениях, в которых созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Технологическая карта предоставляет возможность графически спроектировать и увидеть структуру мероприятия по выбранным параметрам. Для более эффективной работы студентам был предложен конструктор технологической карты, параметрами которой являются этапы, цели, виды, формы, содержание материала, методы и приемы организации деятельности обучающихся, деятельности педагога, инклюзивные технологии и ассистивные средства. Отличительной особенностью данной технологической карты представляется то, что студенту в конструкторе уже предлагаются варианты выбора видов и форм урока и внеурочной деятельности, ассистивных технологий, т.е. всех параметров карты.

При разработке сценария инклюзивного внеурочного мероприятия в форме викторины по предмету мы нацеливали студентов на то, что для ребенка с ограниченными возможностями здоровья участие во внеурочном мероприятии – это возможность в свободной форме, в индивидуальном темпе раскрыть свой потенциал, расширить знания и практические умения в области изучаемого предмета, повысить культурный уровень, познакомиться с культурными традициями и национальными особенностями своего края. Также участие в различных внеурочных мероприятиях позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья проявить свои организаторские способности, найти новых друзей.

Завершающим этапом применения метода профессиональных проб в процессе подготовки студентов к инклюзии стало рефлексивное осознание будущими педагогами приобретенного опыта организации урока и внеурочного мероприятия в условиях инклюзии. Студенты в своих отчетах по практике провели самооценку уровня сформированности компетенций, в качестве эксперта выступал педагог – организатор практики. Подобная форма работы предоставляет возможность будущим педагогам объективно оценить полученный опыт.

Заключение. В ходе проведенной работы по подготовке студентов к инклюзивному образованию школьников были созданы оптимальные условия применения метода профессиональных проб в организации на базе технопарка педагогической мастерской и в процессе прохождения производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики при организации и проведении инклюзивного урока и инклюзивного внеурочного мероприятия. Наше исследование показало, что применение метода профессиональных проб вносит большой вклад в процесс подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию: способствует получению опыта взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дает возможность оценить уровень своей готовности к дальнейшей профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе.