В современную систему российского образования все активнее внедряется инклюзивное образование, которое дает возможность каждому ребенку, несмотря на имеющиеся особенности в развитии, быть включенным в единый процесс обучения, воспитания. Результативность организации инклюзивного образования в массовой образовательной практике зависит в большей степени от готовности педагога. В стандартах высшего профессионального образования отражены требования к подготовке педагогов к инклюзии. В соответствии с этим педагогу необходимо овладеть определенными знаниями, трудовыми умениями и действиями, которые позволят ему успешно осуществлять свою педагогическую деятельность в образовательных организациях в условиях инклюзивного образования. Как показывает практика, проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья остается до сих пор актуальной. Связано это с тем, что педагоги испытывают определенные трудности в работе в условиях инклюзии, им не хватает достаточной теоретической, методической подготовки для осуществления инклюзивного образования, у них часто возникают психологические барьеры при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями. Проведенное анкетирование будущих педагогов – студентов 3-го курса Волгоградского государственного социально-педагогического университета (243 человека) – показало, что 84,5% опрошенных положительно относятся к идее инклюзивного образования, но знаний об особенностях организации инклюзивного урока, внеурочного инклюзивного мероприятия, психолого-педагогических технологий организации совместного обучения детей с нормой и детей с ограниченными возможностями здоровья у них недостаточно.
Преодоление данных проблем требует новых подходов к подготовке педагогов к инклюзивному образованию, понимающих социальную важность своей профессии.
Цель исследования: разработка методического сопровождения внедрения метода профессиональных проб в процесс подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзии.
Материал и методы исследования. Исследование было выполнено при финансовой поддержке Волгоградского государственного социально-педагогического университета в рамках научного проекта «Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников на базе технопарка». Для достижения цели исследования нами проанализирован опыт внедрения метода профессиональных проб в подготовку студентов. В рамках работы было проведено анкетирование студентов и выполнен контент-анализ работ (педагогическое эссе), разработана и апробирована педагогическая мастерская на базе технопарка Волгоградского государственного социально-педагогического университета, состоящая из семи площадок. Каждая площадка способствует погружению студентов в проблему инклюзивного образования. В работе показаны этапы подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию с использованием метода профессиональных проб.
Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с требованиями ФГОС высшего образования студенту необходимо быть готовым к организации различных видов деятельности обучающихся с нормой и с различными нозологиями, к применению технологий для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся [1].
Учитывая данные требования, будущим педагогам следует не только быть готовыми к осуществлению инклюзивного образования школьников на теоретическом уровне, но и овладеть необходимыми трудовыми умениями в области организации инклюзивного урока и внеурочного инклюзивного мероприятия, «использовать и апробировать специальные подходы к обучению при включении в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья» [2].
Проблема подготовки педагогов к профессиональной деятельности отражена в работах О.А. Абдуллиной, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, З.О. Кекеевой, Н.К. Сергеева [3], Н.В. Тельтевской [4] и др. Исследованием готовности студентов к профессиональной деятельности занимались М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов и др. Готовность педагога к инклюзии показана в работах С.В. Алехиной, И.В. Возняк, Е.В.Кетриш [5], Л.М. Кобриной, О.С. Кузьминой [6], Н.А. Максимовой [7], В.Н.Поникаровой, В.В. Хитрюк, Ю.В. Шумиловской [8] и иных, а также в трудах ученых Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Е.В. Шипилова, Е.А. Сафронова, О.А. Козырева, И.А. Руднева [9] и др.).
Готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья представляет собой динамическое, интегративное профессионально-личностное образование, которое определяет использование специальных знаний, трудовых умений и навыков в реализации инклюзивного образования, проявляющееся в осознанном выборе модификации своей деятельности, возможности находить необходимые средства и методы достижения определенных результатов во взаимодействии с другими специалистами, способность легко ориентироваться в системе коррекционно-педагогической деятельности, инклюзивных и ассистивных технологиях [10, с. 22].
Одним из эффективных методов подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию, по мнению исследователей, является метод профессиональных проб, который позволяет погрузиться в атмосферу реальной профессиональной деятельности с целью приобретения опыта и овладения трудовыми действиями [11, с. 34].
В 2022 г. на факультете социальной и коррекционной педагогики в рамках внутривузовского гранта был создан научный проект «Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников на базе технопарка». Структуру модели составляют целевой, методологический, процессуально-деятельностный, аналитико-результативный блоки [12]. Одной из форм подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию в данной модели является педагогическая мастерская [12], в ходе которой были организованы профессиональные пробы.
По мнению исследователей, методика организации профессиональных проб включает в себя несколько этапов: подготовительный, практический и рефлексивный [13, с. 107].
Подготовительный этап к использованию метода профессиональных проб в подготовке студентов к инклюзивному образованию проходил на базе технопарка Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Нами была разработана мастерская, которая состояла из семи площадок.
Первая площадка – мотивационная – способствовала эмоциональному включению в проблему инклюзивного образования. На второй площадке происходило знакомство будущих педагогов с физиологическими особенностями ребенка в норме и патологии с использованием интерактивного стола «Пирогов». Данное интерактивное оборудование позволило наглядно увидеть развитие ребенка в норме и патологии в связи с его трудностями в обучении. В рамках данной мастерской были рассмотрены строение и деятельность центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата в норме и при нарушениях психофизического развития; показаны функции анализаторов (в том числе артикуляционного аппарата). На третьей площадке студенты знакомились с различными трудностями школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь будущие педагоги наблюдали, как увиденные ранее особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляются в его развитии и деятельности. Студентам были показаны видеофрагменты занятий и рабочие тетради детей с различными нозологиями, обозначены особенности организации процесса обучения с такими детьми. Четвертая площадка знакомила студентов с учебным оборудованием и ассистивными технологиями, которые можно использовать в работе с детьми. У будущих педагогов была уникальная возможность поработать с данным оборудованием (портативная индукционная информационная система, клавиатура адаптированная с крупными кнопками и накладкой, разделяющей клавиши, индукционная петля для инвалидов, цифровой маркер-диктофон и т.д.). После знакомства с особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья и учебным оборудованием на пятой площадке студенты учились заполнять технологическую карту инклюзивного урока, а на шестой площадке они получили опыт работы с технологической картой инклюзивного внеурочного мероприятия и возможность рассмотреть особенности организации внеурочного инклюзивного мероприятия. Седьмая, заключительная, площадка была посвящена рефлексии, целью которой являлась организация самоанализа степени сформированности профессиональных методических компетенций студентов для работы в условиях инклюзивного образования.
Пространство технопарка позволило в определенной логике провести мастерскую и организовать профессиональные пробы студентов (таблица).
Карта педагогической мастерской
Площадки педагогической мастерской |
Профессиональная проба |
Образовательный результат |
Первая |
Определение отношения к проблеме инклюзивного образования |
Погружение в проблему инклюзивного образования |
Вторая |
Анализ физиологических особенностей детей с ОВЗ |
Сравнительный анализ развития детей с нормой и отклонениями |
Третья |
Наблюдение и анализ продуктов деятельности детей с ОВЗ |
Обобщенная характеристика трудностей школьного обучения детей с ОВЗ, заполнение листа-наблюдения |
Четвертая |
Получение опыта использования асситивных технологий в обучении детей с ОВЗ |
Составление таблицы применения ассистивных технологий для работы с детьми с различными нозологиями |
Пятая |
Разработка технологической карты инклюзивного урока |
Заполнение технологической карты инклюзивного урока |
Шестая |
Разработка технологической карты инклюзивного внеурочного мероприятия |
Заполнением технологической карты инклюзивного внеурочного мероприятия |
Седьмая |
Самоанализ |
Написание педагогического эссе |
После проведения мастерской мы получили отзывы студентов, которые они отразили в форме педагогического эссе. Приведем отрывки из работ: «Видеоряд и тематика были идеально подобраны, потому что связаны с темой нашей практики. Мы наглядно посмотрели на симптоматику детей с ОВЗ, как нужно с ними заниматься. Также было очень полезно познакомиться с оборудованием для работы с такими детками. Теперь я ясно осознала, через какие трудности они проходят и как им можно помочь. Нас научили заполнять тех. карту инклюзивного внеурочного мероприятия. Очень полезный опыт, теперь я без проблем выполню задания практики. Я рада, что нам организовали поход в технопарк. После таких впечатлений и полезных знаний хочется вернуться туда еще не один раз» (Анна Ю.); «Занятие меня очень впечатлило, и я действительно по-другому взглянула на концепцию инклюзивного образования» (Ирина Ю.); «Посещение технопарка в рамках практики помогло мне усвоить и структурировать знания по теме инклюзивного образования, что поможет в более успешном прохождении данной и последующих практик в университете» (Анна Ш.); «Обучение будущих педагогов и их подготовка к работе с детьми, чьи возможности здоровья ограничены, – показатель высшего уровня профессионализма. Необходимо внедрять эту систему и в других высших образовательных организациях, и я считаю, что не важно – педагогический это университет или же, к примеру, аграрный. Все мы (студенты) будущие родители, и никто не застрахован, поэтому важно уметь мыслить и относиться к людям с ОВЗ толерантно» (Ангелина Ш.); «На одной из площадок мы познакомились с конструкторами уроков для детей с ОВЗ. Хочется сказать, что данная технология очень облегчает работу педагогов, помогает им наиболее точно и эффективно разработать урок, план взаимодействия с детьми» (Алена Ч.).
Также мы попросили студентов сформулировать свои размышления и комментарии по теме инклюзивного образования. Будущие педагоги отметили: «Очень жду начала практики непосредственно в школе с детьми с ОВЗ, так как хочется получить знания в этой области и, возможно, изменить свое мнение об инклюзивном образовании», «Инклюзивное воспитание очень важно для каждого из нас, ведь каждый ребенок должен получить должное образование, несмотря на какие-то особенности», «Мне кажется, что очень важно развивать инклюзивное образование, чтобы все люди имели равные возможности для получения образования», «Я считаю, что сегодня нужно уделять большое внимание развитию инклюзивного образования в РФ, поэтому будущие педагоги должны изучать методы организации урочной и внеурочной деятельности в условиях инклюзии, дети с ОВЗ должны чувствовать себя комфортно в школе и получать образование наравне со всеми».
Анализ педагогических эссе и комментариев показал, что педагогическая мастерская – профессиональные пробы, организованная на базе технопарка, – вызвала искренний интерес студентов к проблеме инклюзивного образования, позволила студентам осознать смысл инклюзивного образования, помогла оценить будущим педагогам уровень сформированности компетенций и замотивировать их к дальнейшему профессиональному развитию. Проведенное исследование показало, что организуемые в рамках мастерской профессиональные пробы способствуют более осознанному подходу к прохождению студентами производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики. Задачами практики выступают сформированность компетенций, приобретение опыта разработки адаптированной основной образовательной программы учебного предмета, конспекта инклюзивного урока и внеурочного мероприятия, выбор технологий инклюзивного образования и организация необходимых условий для школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Практический этап организации профессиональных проб студентов к инклюзии осуществлялся в рамках производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики. В ходе практики студенты выполняли профессиональные пробы – разрабатывали технологическую карту инклюзивного урока, внеурочного инклюзивного мероприятия и сценарий к нему, проводили данные формы образовательного процесса с применением технологий инклюзивного образования в образовательных учреждениях, в которых созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Технологическая карта предоставляет возможность графически спроектировать и увидеть структуру мероприятия по выбранным параметрам. Для более эффективной работы студентам был предложен конструктор технологической карты, параметрами которой являются этапы, цели, виды, формы, содержание материала, методы и приемы организации деятельности обучающихся, деятельности педагога, инклюзивные технологии и ассистивные средства. Отличительной особенностью данной технологической карты представляется то, что студенту в конструкторе уже предлагаются варианты выбора видов и форм урока и внеурочной деятельности, ассистивных технологий, т.е. всех параметров карты.
При разработке сценария инклюзивного внеурочного мероприятия в форме викторины по предмету мы нацеливали студентов на то, что для ребенка с ограниченными возможностями здоровья участие во внеурочном мероприятии – это возможность в свободной форме, в индивидуальном темпе раскрыть свой потенциал, расширить знания и практические умения в области изучаемого предмета, повысить культурный уровень, познакомиться с культурными традициями и национальными особенностями своего края. Также участие в различных внеурочных мероприятиях позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья проявить свои организаторские способности, найти новых друзей.
Завершающим этапом применения метода профессиональных проб в процессе подготовки студентов к инклюзии стало рефлексивное осознание будущими педагогами приобретенного опыта организации урока и внеурочного мероприятия в условиях инклюзии. Студенты в своих отчетах по практике провели самооценку уровня сформированности компетенций, в качестве эксперта выступал педагог – организатор практики. Подобная форма работы предоставляет возможность будущим педагогам объективно оценить полученный опыт.
Заключение. В ходе проведенной работы по подготовке студентов к инклюзивному образованию школьников были созданы оптимальные условия применения метода профессиональных проб в организации на базе технопарка педагогической мастерской и в процессе прохождения производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики при организации и проведении инклюзивного урока и инклюзивного внеурочного мероприятия. Наше исследование показало, что применение метода профессиональных проб вносит большой вклад в процесс подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию: способствует получению опыта взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дает возможность оценить уровень своей готовности к дальнейшей профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе.
Библиографическая ссылка
Морозова С.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК МЕТОД ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32056 (дата обращения: 11.10.2024).