Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FUTURE TEACHERS IN MODERN EDUCATIONAL SPACE

Kobzeva L.N. 1
1 Stavropol State Pedagogical Institute
The article studies the problem of the formation of the professionally important qualities of future teachers that are most in demand in the modern educational space. The necessity of concretizing the directions of pedagogical activity at the stage of vocational training, the description of the actual STC and the psychological and pedagogical factors of their formation in a modern educational organization is substantiated. The essence of pedagogical activity is considered, its structure, main types are characterized, the relationship with the formed professional competencies is shown. Based on the analysis of the functional, staged and combined approach, the essence of the concept of «professionally important qualities» of a teacher is concretized. It has been proved that in most interpretations, the essence of the PVK is indicators of professional competence, psychological (personal) maturity, motivational orientation to the implementation of pedagogical activity. A survey was organized and conducted to study the psychological, didactic and research components in the structure of the PVC. The data of the questioning of senior students of the direction of training «Psychological and pedagogical education» are described, the specifics of the development of their professionally important qualities are described. Characteristics of underdevelopment of the ITC are revealed, their formation is associated with difficulties in mastering research competencies and prognostic skills, as well as insufficient internal motivation to perform the professional functions of a teacher. The directions of development and improvement of professional competencies are formulated in accordance with the teacher's professiogram.
professionally important qualities
teacher
professionalism
psychological and pedagogical factors
professional competence
students of pedagogical specialty

В условиях современных социокультурных преобразований, связанных с возрастающим интересом общества к совершенствованию системы образования, трансформацией отдельных эталонов профессионализма педагога, формирование четкого представления о содержании и структуре профессиональной компетентности (ПК) учителя становится необходимым звеном в обеспечении качества всех составляющих психолого-педагогической деятельности. Деятельность педагогов образовательных организаций разного уровня связана с усложнением предъявляемых требований как к личностным, так и к профессиональным критериям эффективности осуществляемой деятельности. При этом у современного учителя значительно расширяется спектр выполняемых функций, что накладывает отпечаток на совокупность показателей профессиограммы.

Актуальность исследования связана с обеспечением наиболее оптимальных психолого-педагогических условий развития всех составляющих ПК на этапе профессиональной подготовки в вузе, адекватных предъявляемым требованиям к результатам педагогического труда, а также к личности самого профессионала. Большинство исследований по проблеме статьи за последнее десятилетие подчеркивают важность обеспечения соответствия содержания профессионально важных качеств (ПВК) будущего педагога тенденциям гуманизации образовательной среды, идеям духовно-нравственных преобразований российского общества в условиях санкционной политики.

Становление личности педагога, его профессионально важных качеств как научная проблема наиболее полно представлена в трудах отечественных ученых, описывающих:

– содержательные характеристики педагогической деятельности (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Ю.П. Вавилов, Э.Ф. Зеер и др.);

– психологические основы педагогического труда (Ю.К Бабанский, Э.Ф. Зеер, А.Э.Симановский, Е.А. Сорокоумова, Б.А. Сосновский и др.);

– профессионально важные качества педагога, методы и направления их развития (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, В.И. Зверева, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Г. Рукавишникова, И.Л. Фельдман, Т.Н. Шайденкова, Е.А. Ямбург).

Несмотря на достаточную освещенность данной проблемы в научных публикациях, дополнительного внимания заслуживают конкретизация направлений педагогической деятельности в современном образовательном пространстве, описание наиболее востребованных ПВК и психолого-педагогических факторов их становления в современной образовательной организации высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Цель исследования: изучить содержание актуальных ПВК будущих педагогов для обоснования оптимальных психолого-педагогических условий их своевременного становления на этапе профессиональной подготовки в условиях вузовского обучения.

Задачи исследования:

– рассмотреть существующие виды педагогической деятельности, охарактеризовать научные подходы к описанию структуры педагогической деятельности;

– дать характеристику актуальных ПВК педагога, указать подходы к обоснованию изучения ПВК;

– описать компоненты в структуре ПВК педагога, пути и методы становления в образовательном процессе;

– сопоставить требования современной профессиограммы учителя с содержанием образовательной деятельности вуза по их развитию.

Материал и методы исследования

Методы исследования: анализ научных публикаций по проблеме исследования. Анализ документальных источников (профессиограмма). Анкетирование студентов по изучению сформированности наиболее востребованных ПВК педагога.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того чтобы проанализировать специфику профессиональной компетентности будущих педагогов, считаем важным рассмотреть сущность педагогической деятельности в целом для более системного представления о профессии учителя, о функциональных обязанностях и личностных предпосылках ее успешного осуществления. В таблице 1 представлен анализ основных научных подходов к осуществлению педагогической деятельности (ПД).

Таблица 1

Структура педагогической деятельности (анализ научных подходов) [1, c. 72]

Название подхода

Представители

Суть и структура педагогической деятельности (ПД)

1. Классический

А.И. Щербаков,

Ф.Н. Гоноболин,

Н.В. Кузьмина и др.

Структура ПД включает 5 компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Их успешная реализация составляет суть ПД

2. Деятельностный

А.Н. Леонтьев;

Ю.П. Вавилов,

Э.Ф. Зеер [2]

Структура ПД включает 3 составляющие: мотивационную, исполнительскую и контрольно-оценочную

3. Системный

Н.Ф. Неклюдова,

Е.М. Иванова,

Г.С. Сухобская

Структура деятельности учителя:

– педагогическая ситуация и задача;

– эффективное взаимодействие между педагогом и обучающимися;

– реализация педагогических функций;

– опыт и творчество в труде учителя

Конкретизируем суть понятия ПВК педагога. Анализ ряда научных исследований, описывающих содержание данного феномена, позволил выделить несколько трактовок (рис. 1).

Рис. 1. Сущность ПВК современного педагога [3]

Большинство авторов определяют значимую роль ПВК как ключевых факторов освоения профессиональной роли, базирующихся на совокупности «общих и частных способностей и профессиональных компетенций». Факторы и составляющие профессиональной компетентности и профессионально важных качеств педагога наиболее полно изучались такими учеными, как А.К. Маркова, Б.Г. Ананьев, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др. Данные исследования достаточно подробно раскрывают три подхода в описании ПВК будущего педагога (рис. 2).

Рис. 2. Подходы к описанию ПВК педагога [4]

Интересен авторский анализ концепций по проблеме сущности ПВК педагога, представленный в исследованиях Ю.Ю. Лезиной [5], указывающей на наличие как минимум трех подходов в описании изучаемого феномена.

1. Согласно первому подходу, ПВК формируются на биологически заданной основе (психофизиологических особенностях, задатках и т.д.), благодаря которой и обеспечивается «успешность, а также уровень адаптированности личности к профессиональной деятельности».

2. Во втором подходе под ПВК понимают индивидуально-психологические особенности и свойства личности специалиста.

3. Третий подход постулирует сущность ПВК педагога как сочетание некоторых новообразований, формируемых благодаря обучению через совокупность умений и способностей, компетенций.

На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает подход Л.М. Митиной, которая выделяет три компонента педагогической деятельности. Они определяют ее эффективность, а значит, коррелируют понятием профессиональной педагогической компетентности. К ним автор относит: «мотивацию, компетентность и эмоциональную гибкость» [6, c. 234]. Соответственно, в структуре ПВК специалиста должны присутствовать, помимо «функциональных» компетенций, наработанных навыков и умений, еще и качества эмоционального интеллекта, позволяющие создавать соответствующую направленность педагогической деятельности и адекватное эмоциональное наполнение всех его этапов. В таблице 2 мы описали содержание и направления развития данных компонентов.

Таблица 2

Содержание и направления развития компонентов эффективной педагогической деятельности и ПВК учителя

Компоненты педагогической компетентности

Содержание

Направления развития

1. Мотивация (педагогическая направленность)

1) В соответствии с эмоционально-ценностным подходом:

– структура ценностей профессионала, которая, в идеале, отражает специфику профессии педагога – понимание педагогического долга, чести, ответственности

Использовать метод проектирования, творческого освоения деятельности с порождением оригинального педагогического инструментария

2) В соответствии с рефлексивным подходом:

– в основе мотивации – рефлексивные процессы, постоянный самоанализ эффективности ПД и собственной позиции

Учить в ходе тренингов и деловых игр смене функциональных позиций, пониманию специфики «методиста», «воспитателя», «тьютора», «творческого наставника» и т.д.

2. Профессиональная компетентность

Совокупность знаний и умений выполняемой деятельности. Компоненты: деятельностный и коммуникативный.

Развитые способности реализовать как глобальные, так и тактические педагогические задачи.

Умения воздействовать на обучающихся с применением ряда психолого-педагогических методов

 

Систематическая отработка на занятиях (в виде кейсов), а также на практиках – умений «анализа и осмысления педагогической ситуации».

Развитие коммуникативных навыков педагога посредством тренингов риторического мастерства, активного слушания и т.д.

3. Эмоциональная гибкость

Оптимальное сочетание качеств отзывчивости и эмоциональной устойчивости педагога (по Л.М. Митиной)

Развитие качеств толерантности, гибкости и стрессоустойчивости в социально-психологических тренингах

Изучив основные подходы к описанию ПВК педагога, а также их содержательные характеристики, мы провели исследование психолого-педагогических умений в структуре ПВК студентов педагогического направления подготовки. В анкетировании приняли участие 50 студентов 4-го курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Ставропольского государственного педагогического института (филиал в г. Ессентуки). Цель анкетирования: оценить степень сформированности выделенных групп психолого-педагогических умений. При разработке критериев анкетирования в качестве ориентира мы использовали описание видов компетентности педагога по Б.А. Сосновскому, среди которых выделяют: «предметную, методическую, диагностическую, инновационную и исследовательскую» [7, c. 324]. Также мы ориентировались на труды Е.А. Сорокоумовой [1], которая рассматривает ПВК будущих педагогов с точки зрения их реализации в инновационной образовательной среде. Основные психолого-педагогические умения, которые оценивались студентами посредством опроса:

- дидактические умения (умение ставить педагогическую задачу, конкретизировать ее условия и решать наиболее оптимальным способом; педагогическое истолкование информации, использование традиционных и инновационных образовательных технологий, навыки работы с содержанием учебного материала и т.д.);

- психологические компетенции (понимание психологической основы педагогической деятельности, обеспечение всех психологических условий безопасности ОС);

- коммуникативные умения, в том числе в рамках оказания социального влияния, выбора наиболее действенных средств общения со всеми субъектами образовательного процесса и т.д.;

- умения реализовать воспитательные практики с разным контингентом обучающихся;

- исследовательские умения, реализуемые в рамках научной, проектной деятельности;

- умения педагогического прогнозирования, в том числе конструкторско-проектировочные умения;

- умение «удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога» [1, c. 76] в разных (постоянных и нестабильных) педагогических ситуациях.

На рисунке 3 представлены результаты анкетирования.

Рис. 3. Результаты анкетирования студентов 4-го курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Данные диаграммы демонстрируют наличие сформированных компетенций с преобладающими показателями среднего и высокого уровня развития, среди которых: дидактические и методические умения, психологические и коммуникативные компетенции, а также умения реализовывать образовательные практики. Низкие показатели доминируют по критериям педагогических умений, связанных с исследовательскими навыками, а также компетенциями педагогического прогнозирования. Студенты указали на сложность разработки учебно-исследовательских проектов, методологической основы научного исследования и понимания применения данных навыков в организации учебного процесса с обучающимися. Низкие показатели по навыкам педагогического прогнозирования обусловлены недостаточным опытом работы, а также отсутствием базы знаний по данной учебной дисциплине.

Преобладающие средне-низкие показатели по критерию «устойчивая профессиональная позиция» свидетельствуют о недостаточной внутренней осмысленности, понимании значимости педагогической профессии. В связи с отсутствием ценностной основы происходит «торможение» в развитии педагогических способностей, видении перспектив профессионального роста и творческой самореализации.

Заключение

Изучив специфику и проблемные области в развитии наиболее востребованных ПВК будущих педагогов, мы сформулировали направления их развития, соотнеся с соответствующими разделами профессиограммы (табл. 3).

Таблица 3

Направления развития ПВК будущих педагогов в соответствии с разделами профессиограммы

Разделы профессиограммы педагога

Содержание направлений развития соответствующих ПВК

Четкая формулировка профессионально-педагогических задач, востребованных в современной образовательной системе

Описание в ходе практик нормативов педагогической профессии, требований к задачам и результатам учительского труда.

Выполнение анализа компонентов педагогического мастерства педагога-наставника.

Помощь в самообразовании, повышении квалификации согласно социальному запросу образовательной организации

Описание видов педагогической деятельности как объектов освоения в профессии учителя

Отработка навыков осуществления обучающей, диагностической, исследовательской, воспитательной, коррекционной ПД.

Творческие задания, исследовательские проекты и кейсы по реализации всех видов ПД

Освоение комплекса психологических компетенций как основы педагогического профессионализма

Становление совокупности психологических знаний и умений: психологического анализа урока, методов развития мотивации учения, психологии воспитания.

Развитие личностных качеств и психолого-педагогической позиции как нравственной установки отношения к педагогическому долгу

Понимание результатов педагогического труда

Формирование четких представлений о показателях обученности, развитости и воспитанности обучающихся.

Знакомство с нормативными документами ОО

Понимание уровней компетентности

Формирование осведомленности о стадиях профессионализации. Мастер-классы наставников

Таким образом, становление профессионально важных качеств будущего педагога на этапе обучения в вузе должно осуществляться комплексно, с воздействием на совокупность интеллектуальных, социально-коммуникативных, мотивационно-ориентированных качеств студентов [8, с. 5]. При этом в приоритете должны быть практико-ориентированные образовательные технологии формирования профессиональных компетенций, стимулирования творческого саморазвития будущего педагога. Благодаря системе профессиональной подготовки в вузе у студентов происходит становление «эталонов» педагогической деятельности как образца профессионального развития и планирования индивидуального образовательного маршрута по формированию недостающих ПВК.