Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Кобзева Л.Н. 1
1 Ставропольский государственный педагогический институт
В статье изучается проблема становления наиболее востребованных в современном образовательном пространстве профессионально важных качеств будущих педагогов. Обоснована необходимость конкретизации направлений педагогической деятельности на этапе профессиональной подготовки, описания актуальных ПВК и психолого-педагогических факторов их становления в современной образовательной организации. Рассмотрена сущность педагогической деятельности, охарактеризованы ее структура, основные виды, показана взаимосвязь с формируемыми профессиональными компетенциями. На основе анализа функционального, стадиального и комбинированного подхода конкретизирована суть понятия «профессионально важные качества» педагога. Доказано, что в большинстве трактовок сущность ПВК составляют показатели профессиональной компетентности, психологической (личностной) зрелости, мотивационной направленности к осуществлению педагогической деятельности. Организовано и проведено анкетирование по изучению психологических, дидактических и исследовательских компонентов в структуре ПВК. Описаны данные анкетирования студентов старших курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», описана специфика развития их профессионально важных качеств. Выявлены характеристики ПВК с недостаточным развитием, их становление связано с трудностями освоения исследовательских компетенций и прогностических умений, а также недостаточной внутренней мотивированностью к выполнению профессиональных функций учителя. Сформулированы направления развития и совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с профессиограммой педагога.
профессионально важные качества
педагог
профессионализм
психолого-педагогические факторы
профессиональная компетентность
студенты педагогической специальности
1. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2022. 149 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
3. Чекмарева Т.Н. Психолого-педагогические основания развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в условиях современного российского образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-1 (64). С. 99-105.
4. Симановский А.Э. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2022. 203 с.
5. Лезина Ю.Ю. Теоретические аспекты изучения проблемы профессионально-важных качеств, необходимых для получения педагогической профессии // НАУ. 2016. № 4-2 (20). С. 12-14.
6. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 03100 - Педагогика и психология. М.: Академия, 2004. 318 с.
7. Сосновский Б.А. , Асадуллина Ф.Г., Калинова О.В., Маркова А.К., Молчанова О.Н., Телегина Э.Д. Психология в 2 ч. Часть 2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / под ред. Б.А. Сосновского. М.: Издательство Юрайт, 2022. 347 с.
8. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 5.

В условиях современных социокультурных преобразований, связанных с возрастающим интересом общества к совершенствованию системы образования, трансформацией отдельных эталонов профессионализма педагога, формирование четкого представления о содержании и структуре профессиональной компетентности (ПК) учителя становится необходимым звеном в обеспечении качества всех составляющих психолого-педагогической деятельности. Деятельность педагогов образовательных организаций разного уровня связана с усложнением предъявляемых требований как к личностным, так и к профессиональным критериям эффективности осуществляемой деятельности. При этом у современного учителя значительно расширяется спектр выполняемых функций, что накладывает отпечаток на совокупность показателей профессиограммы.

Актуальность исследования связана с обеспечением наиболее оптимальных психолого-педагогических условий развития всех составляющих ПК на этапе профессиональной подготовки в вузе, адекватных предъявляемым требованиям к результатам педагогического труда, а также к личности самого профессионала. Большинство исследований по проблеме статьи за последнее десятилетие подчеркивают важность обеспечения соответствия содержания профессионально важных качеств (ПВК) будущего педагога тенденциям гуманизации образовательной среды, идеям духовно-нравственных преобразований российского общества в условиях санкционной политики.

Становление личности педагога, его профессионально важных качеств как научная проблема наиболее полно представлена в трудах отечественных ученых, описывающих:

– содержательные характеристики педагогической деятельности (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Ю.П. Вавилов, Э.Ф. Зеер и др.);

– психологические основы педагогического труда (Ю.К Бабанский, Э.Ф. Зеер, А.Э.Симановский, Е.А. Сорокоумова, Б.А. Сосновский и др.);

– профессионально важные качества педагога, методы и направления их развития (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, В.И. Зверева, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Г. Рукавишникова, И.Л. Фельдман, Т.Н. Шайденкова, Е.А. Ямбург).

Несмотря на достаточную освещенность данной проблемы в научных публикациях, дополнительного внимания заслуживают конкретизация направлений педагогической деятельности в современном образовательном пространстве, описание наиболее востребованных ПВК и психолого-педагогических факторов их становления в современной образовательной организации высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Цель исследования: изучить содержание актуальных ПВК будущих педагогов для обоснования оптимальных психолого-педагогических условий их своевременного становления на этапе профессиональной подготовки в условиях вузовского обучения.

Задачи исследования:

– рассмотреть существующие виды педагогической деятельности, охарактеризовать научные подходы к описанию структуры педагогической деятельности;

– дать характеристику актуальных ПВК педагога, указать подходы к обоснованию изучения ПВК;

– описать компоненты в структуре ПВК педагога, пути и методы становления в образовательном процессе;

– сопоставить требования современной профессиограммы учителя с содержанием образовательной деятельности вуза по их развитию.

Материал и методы исследования

Методы исследования: анализ научных публикаций по проблеме исследования. Анализ документальных источников (профессиограмма). Анкетирование студентов по изучению сформированности наиболее востребованных ПВК педагога.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того чтобы проанализировать специфику профессиональной компетентности будущих педагогов, считаем важным рассмотреть сущность педагогической деятельности в целом для более системного представления о профессии учителя, о функциональных обязанностях и личностных предпосылках ее успешного осуществления. В таблице 1 представлен анализ основных научных подходов к осуществлению педагогической деятельности (ПД).

Таблица 1

Структура педагогической деятельности (анализ научных подходов) [1, c. 72]

Название подхода

Представители

Суть и структура педагогической деятельности (ПД)

1. Классический

А.И. Щербаков,

Ф.Н. Гоноболин,

Н.В. Кузьмина и др.

Структура ПД включает 5 компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Их успешная реализация составляет суть ПД

2. Деятельностный

А.Н. Леонтьев;

Ю.П. Вавилов,

Э.Ф. Зеер [2]

Структура ПД включает 3 составляющие: мотивационную, исполнительскую и контрольно-оценочную

3. Системный

Н.Ф. Неклюдова,

Е.М. Иванова,

Г.С. Сухобская

Структура деятельности учителя:

– педагогическая ситуация и задача;

– эффективное взаимодействие между педагогом и обучающимися;

– реализация педагогических функций;

– опыт и творчество в труде учителя

Конкретизируем суть понятия ПВК педагога. Анализ ряда научных исследований, описывающих содержание данного феномена, позволил выделить несколько трактовок (рис. 1).

Рис. 1. Сущность ПВК современного педагога [3]

Большинство авторов определяют значимую роль ПВК как ключевых факторов освоения профессиональной роли, базирующихся на совокупности «общих и частных способностей и профессиональных компетенций». Факторы и составляющие профессиональной компетентности и профессионально важных качеств педагога наиболее полно изучались такими учеными, как А.К. Маркова, Б.Г. Ананьев, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др. Данные исследования достаточно подробно раскрывают три подхода в описании ПВК будущего педагога (рис. 2).

Рис. 2. Подходы к описанию ПВК педагога [4]

Интересен авторский анализ концепций по проблеме сущности ПВК педагога, представленный в исследованиях Ю.Ю. Лезиной [5], указывающей на наличие как минимум трех подходов в описании изучаемого феномена.

1. Согласно первому подходу, ПВК формируются на биологически заданной основе (психофизиологических особенностях, задатках и т.д.), благодаря которой и обеспечивается «успешность, а также уровень адаптированности личности к профессиональной деятельности».

2. Во втором подходе под ПВК понимают индивидуально-психологические особенности и свойства личности специалиста.

3. Третий подход постулирует сущность ПВК педагога как сочетание некоторых новообразований, формируемых благодаря обучению через совокупность умений и способностей, компетенций.

На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает подход Л.М. Митиной, которая выделяет три компонента педагогической деятельности. Они определяют ее эффективность, а значит, коррелируют понятием профессиональной педагогической компетентности. К ним автор относит: «мотивацию, компетентность и эмоциональную гибкость» [6, c. 234]. Соответственно, в структуре ПВК специалиста должны присутствовать, помимо «функциональных» компетенций, наработанных навыков и умений, еще и качества эмоционального интеллекта, позволяющие создавать соответствующую направленность педагогической деятельности и адекватное эмоциональное наполнение всех его этапов. В таблице 2 мы описали содержание и направления развития данных компонентов.

Таблица 2

Содержание и направления развития компонентов эффективной педагогической деятельности и ПВК учителя

Компоненты педагогической компетентности

Содержание

Направления развития

1. Мотивация (педагогическая направленность)

1) В соответствии с эмоционально-ценностным подходом:

– структура ценностей профессионала, которая, в идеале, отражает специфику профессии педагога – понимание педагогического долга, чести, ответственности

Использовать метод проектирования, творческого освоения деятельности с порождением оригинального педагогического инструментария

2) В соответствии с рефлексивным подходом:

– в основе мотивации – рефлексивные процессы, постоянный самоанализ эффективности ПД и собственной позиции

Учить в ходе тренингов и деловых игр смене функциональных позиций, пониманию специфики «методиста», «воспитателя», «тьютора», «творческого наставника» и т.д.

2. Профессиональная компетентность

Совокупность знаний и умений выполняемой деятельности. Компоненты: деятельностный и коммуникативный.

Развитые способности реализовать как глобальные, так и тактические педагогические задачи.

Умения воздействовать на обучающихся с применением ряда психолого-педагогических методов

 

Систематическая отработка на занятиях (в виде кейсов), а также на практиках – умений «анализа и осмысления педагогической ситуации».

Развитие коммуникативных навыков педагога посредством тренингов риторического мастерства, активного слушания и т.д.

3. Эмоциональная гибкость

Оптимальное сочетание качеств отзывчивости и эмоциональной устойчивости педагога (по Л.М. Митиной)

Развитие качеств толерантности, гибкости и стрессоустойчивости в социально-психологических тренингах

Изучив основные подходы к описанию ПВК педагога, а также их содержательные характеристики, мы провели исследование психолого-педагогических умений в структуре ПВК студентов педагогического направления подготовки. В анкетировании приняли участие 50 студентов 4-го курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Ставропольского государственного педагогического института (филиал в г. Ессентуки). Цель анкетирования: оценить степень сформированности выделенных групп психолого-педагогических умений. При разработке критериев анкетирования в качестве ориентира мы использовали описание видов компетентности педагога по Б.А. Сосновскому, среди которых выделяют: «предметную, методическую, диагностическую, инновационную и исследовательскую» [7, c. 324]. Также мы ориентировались на труды Е.А. Сорокоумовой [1], которая рассматривает ПВК будущих педагогов с точки зрения их реализации в инновационной образовательной среде. Основные психолого-педагогические умения, которые оценивались студентами посредством опроса:

- дидактические умения (умение ставить педагогическую задачу, конкретизировать ее условия и решать наиболее оптимальным способом; педагогическое истолкование информации, использование традиционных и инновационных образовательных технологий, навыки работы с содержанием учебного материала и т.д.);

- психологические компетенции (понимание психологической основы педагогической деятельности, обеспечение всех психологических условий безопасности ОС);

- коммуникативные умения, в том числе в рамках оказания социального влияния, выбора наиболее действенных средств общения со всеми субъектами образовательного процесса и т.д.;

- умения реализовать воспитательные практики с разным контингентом обучающихся;

- исследовательские умения, реализуемые в рамках научной, проектной деятельности;

- умения педагогического прогнозирования, в том числе конструкторско-проектировочные умения;

- умение «удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога» [1, c. 76] в разных (постоянных и нестабильных) педагогических ситуациях.

На рисунке 3 представлены результаты анкетирования.

Рис. 3. Результаты анкетирования студентов 4-го курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Данные диаграммы демонстрируют наличие сформированных компетенций с преобладающими показателями среднего и высокого уровня развития, среди которых: дидактические и методические умения, психологические и коммуникативные компетенции, а также умения реализовывать образовательные практики. Низкие показатели доминируют по критериям педагогических умений, связанных с исследовательскими навыками, а также компетенциями педагогического прогнозирования. Студенты указали на сложность разработки учебно-исследовательских проектов, методологической основы научного исследования и понимания применения данных навыков в организации учебного процесса с обучающимися. Низкие показатели по навыкам педагогического прогнозирования обусловлены недостаточным опытом работы, а также отсутствием базы знаний по данной учебной дисциплине.

Преобладающие средне-низкие показатели по критерию «устойчивая профессиональная позиция» свидетельствуют о недостаточной внутренней осмысленности, понимании значимости педагогической профессии. В связи с отсутствием ценностной основы происходит «торможение» в развитии педагогических способностей, видении перспектив профессионального роста и творческой самореализации.

Заключение

Изучив специфику и проблемные области в развитии наиболее востребованных ПВК будущих педагогов, мы сформулировали направления их развития, соотнеся с соответствующими разделами профессиограммы (табл. 3).

Таблица 3

Направления развития ПВК будущих педагогов в соответствии с разделами профессиограммы

Разделы профессиограммы педагога

Содержание направлений развития соответствующих ПВК

Четкая формулировка профессионально-педагогических задач, востребованных в современной образовательной системе

Описание в ходе практик нормативов педагогической профессии, требований к задачам и результатам учительского труда.

Выполнение анализа компонентов педагогического мастерства педагога-наставника.

Помощь в самообразовании, повышении квалификации согласно социальному запросу образовательной организации

Описание видов педагогической деятельности как объектов освоения в профессии учителя

Отработка навыков осуществления обучающей, диагностической, исследовательской, воспитательной, коррекционной ПД.

Творческие задания, исследовательские проекты и кейсы по реализации всех видов ПД

Освоение комплекса психологических компетенций как основы педагогического профессионализма

Становление совокупности психологических знаний и умений: психологического анализа урока, методов развития мотивации учения, психологии воспитания.

Развитие личностных качеств и психолого-педагогической позиции как нравственной установки отношения к педагогическому долгу

Понимание результатов педагогического труда

Формирование четких представлений о показателях обученности, развитости и воспитанности обучающихся.

Знакомство с нормативными документами ОО

Понимание уровней компетентности

Формирование осведомленности о стадиях профессионализации. Мастер-классы наставников

Таким образом, становление профессионально важных качеств будущего педагога на этапе обучения в вузе должно осуществляться комплексно, с воздействием на совокупность интеллектуальных, социально-коммуникативных, мотивационно-ориентированных качеств студентов [8, с. 5]. При этом в приоритете должны быть практико-ориентированные образовательные технологии формирования профессиональных компетенций, стимулирования творческого саморазвития будущего педагога. Благодаря системе профессиональной подготовки в вузе у студентов происходит становление «эталонов» педагогической деятельности как образца профессионального развития и планирования индивидуального образовательного маршрута по формированию недостающих ПВК.


Библиографическая ссылка

Кобзева Л.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32054 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674