В условиях современных социокультурных преобразований, связанных с возрастающим интересом общества к совершенствованию системы образования, трансформацией отдельных эталонов профессионализма педагога, формирование четкого представления о содержании и структуре профессиональной компетентности (ПК) учителя становится необходимым звеном в обеспечении качества всех составляющих психолого-педагогической деятельности. Деятельность педагогов образовательных организаций разного уровня связана с усложнением предъявляемых требований как к личностным, так и к профессиональным критериям эффективности осуществляемой деятельности. При этом у современного учителя значительно расширяется спектр выполняемых функций, что накладывает отпечаток на совокупность показателей профессиограммы.
Актуальность исследования связана с обеспечением наиболее оптимальных психолого-педагогических условий развития всех составляющих ПК на этапе профессиональной подготовки в вузе, адекватных предъявляемым требованиям к результатам педагогического труда, а также к личности самого профессионала. Большинство исследований по проблеме статьи за последнее десятилетие подчеркивают важность обеспечения соответствия содержания профессионально важных качеств (ПВК) будущего педагога тенденциям гуманизации образовательной среды, идеям духовно-нравственных преобразований российского общества в условиях санкционной политики.
Становление личности педагога, его профессионально важных качеств как научная проблема наиболее полно представлена в трудах отечественных ученых, описывающих:
– содержательные характеристики педагогической деятельности (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Ю.П. Вавилов, Э.Ф. Зеер и др.);
– психологические основы педагогического труда (Ю.К Бабанский, Э.Ф. Зеер, А.Э.Симановский, Е.А. Сорокоумова, Б.А. Сосновский и др.);
– профессионально важные качества педагога, методы и направления их развития (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, В.И. Зверева, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Г. Рукавишникова, И.Л. Фельдман, Т.Н. Шайденкова, Е.А. Ямбург).
Несмотря на достаточную освещенность данной проблемы в научных публикациях, дополнительного внимания заслуживают конкретизация направлений педагогической деятельности в современном образовательном пространстве, описание наиболее востребованных ПВК и психолого-педагогических факторов их становления в современной образовательной организации высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Цель исследования: изучить содержание актуальных ПВК будущих педагогов для обоснования оптимальных психолого-педагогических условий их своевременного становления на этапе профессиональной подготовки в условиях вузовского обучения.
Задачи исследования:
– рассмотреть существующие виды педагогической деятельности, охарактеризовать научные подходы к описанию структуры педагогической деятельности;
– дать характеристику актуальных ПВК педагога, указать подходы к обоснованию изучения ПВК;
– описать компоненты в структуре ПВК педагога, пути и методы становления в образовательном процессе;
– сопоставить требования современной профессиограммы учителя с содержанием образовательной деятельности вуза по их развитию.
Материал и методы исследования
Методы исследования: анализ научных публикаций по проблеме исследования. Анализ документальных источников (профессиограмма). Анкетирование студентов по изучению сформированности наиболее востребованных ПВК педагога.
Результаты исследования и их обсуждение
Для того чтобы проанализировать специфику профессиональной компетентности будущих педагогов, считаем важным рассмотреть сущность педагогической деятельности в целом для более системного представления о профессии учителя, о функциональных обязанностях и личностных предпосылках ее успешного осуществления. В таблице 1 представлен анализ основных научных подходов к осуществлению педагогической деятельности (ПД).
Таблица 1
Структура педагогической деятельности (анализ научных подходов) [1, c. 72]
Название подхода |
Представители |
Суть и структура педагогической деятельности (ПД) |
1. Классический |
А.И. Щербаков, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина и др. |
Структура ПД включает 5 компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Их успешная реализация составляет суть ПД |
2. Деятельностный |
А.Н. Леонтьев; Ю.П. Вавилов, Э.Ф. Зеер [2] |
Структура ПД включает 3 составляющие: мотивационную, исполнительскую и контрольно-оценочную |
3. Системный |
Н.Ф. Неклюдова, Е.М. Иванова, Г.С. Сухобская |
Структура деятельности учителя: – педагогическая ситуация и задача; – эффективное взаимодействие между педагогом и обучающимися; – реализация педагогических функций; – опыт и творчество в труде учителя |
Конкретизируем суть понятия ПВК педагога. Анализ ряда научных исследований, описывающих содержание данного феномена, позволил выделить несколько трактовок (рис. 1).
Рис. 1. Сущность ПВК современного педагога [3]
Большинство авторов определяют значимую роль ПВК как ключевых факторов освоения профессиональной роли, базирующихся на совокупности «общих и частных способностей и профессиональных компетенций». Факторы и составляющие профессиональной компетентности и профессионально важных качеств педагога наиболее полно изучались такими учеными, как А.К. Маркова, Б.Г. Ананьев, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др. Данные исследования достаточно подробно раскрывают три подхода в описании ПВК будущего педагога (рис. 2).
Рис. 2. Подходы к описанию ПВК педагога [4]
Интересен авторский анализ концепций по проблеме сущности ПВК педагога, представленный в исследованиях Ю.Ю. Лезиной [5], указывающей на наличие как минимум трех подходов в описании изучаемого феномена.
1. Согласно первому подходу, ПВК формируются на биологически заданной основе (психофизиологических особенностях, задатках и т.д.), благодаря которой и обеспечивается «успешность, а также уровень адаптированности личности к профессиональной деятельности».
2. Во втором подходе под ПВК понимают индивидуально-психологические особенности и свойства личности специалиста.
3. Третий подход постулирует сущность ПВК педагога как сочетание некоторых новообразований, формируемых благодаря обучению через совокупность умений и способностей, компетенций.
На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает подход Л.М. Митиной, которая выделяет три компонента педагогической деятельности. Они определяют ее эффективность, а значит, коррелируют понятием профессиональной педагогической компетентности. К ним автор относит: «мотивацию, компетентность и эмоциональную гибкость» [6, c. 234]. Соответственно, в структуре ПВК специалиста должны присутствовать, помимо «функциональных» компетенций, наработанных навыков и умений, еще и качества эмоционального интеллекта, позволяющие создавать соответствующую направленность педагогической деятельности и адекватное эмоциональное наполнение всех его этапов. В таблице 2 мы описали содержание и направления развития данных компонентов.
Таблица 2
Содержание и направления развития компонентов эффективной педагогической деятельности и ПВК учителя
Компоненты педагогической компетентности |
Содержание |
Направления развития |
1. Мотивация (педагогическая направленность) |
1) В соответствии с эмоционально-ценностным подходом: – структура ценностей профессионала, которая, в идеале, отражает специфику профессии педагога – понимание педагогического долга, чести, ответственности |
Использовать метод проектирования, творческого освоения деятельности с порождением оригинального педагогического инструментария |
2) В соответствии с рефлексивным подходом: – в основе мотивации – рефлексивные процессы, постоянный самоанализ эффективности ПД и собственной позиции |
Учить в ходе тренингов и деловых игр смене функциональных позиций, пониманию специфики «методиста», «воспитателя», «тьютора», «творческого наставника» и т.д. |
|
2. Профессиональная компетентность |
Совокупность знаний и умений выполняемой деятельности. Компоненты: деятельностный и коммуникативный. Развитые способности реализовать как глобальные, так и тактические педагогические задачи. Умения воздействовать на обучающихся с применением ряда психолого-педагогических методов
|
Систематическая отработка на занятиях (в виде кейсов), а также на практиках – умений «анализа и осмысления педагогической ситуации». Развитие коммуникативных навыков педагога посредством тренингов риторического мастерства, активного слушания и т.д. |
3. Эмоциональная гибкость |
Оптимальное сочетание качеств отзывчивости и эмоциональной устойчивости педагога (по Л.М. Митиной) |
Развитие качеств толерантности, гибкости и стрессоустойчивости в социально-психологических тренингах |
Изучив основные подходы к описанию ПВК педагога, а также их содержательные характеристики, мы провели исследование психолого-педагогических умений в структуре ПВК студентов педагогического направления подготовки. В анкетировании приняли участие 50 студентов 4-го курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Ставропольского государственного педагогического института (филиал в г. Ессентуки). Цель анкетирования: оценить степень сформированности выделенных групп психолого-педагогических умений. При разработке критериев анкетирования в качестве ориентира мы использовали описание видов компетентности педагога по Б.А. Сосновскому, среди которых выделяют: «предметную, методическую, диагностическую, инновационную и исследовательскую» [7, c. 324]. Также мы ориентировались на труды Е.А. Сорокоумовой [1], которая рассматривает ПВК будущих педагогов с точки зрения их реализации в инновационной образовательной среде. Основные психолого-педагогические умения, которые оценивались студентами посредством опроса:
- дидактические умения (умение ставить педагогическую задачу, конкретизировать ее условия и решать наиболее оптимальным способом; педагогическое истолкование информации, использование традиционных и инновационных образовательных технологий, навыки работы с содержанием учебного материала и т.д.);
- психологические компетенции (понимание психологической основы педагогической деятельности, обеспечение всех психологических условий безопасности ОС);
- коммуникативные умения, в том числе в рамках оказания социального влияния, выбора наиболее действенных средств общения со всеми субъектами образовательного процесса и т.д.;
- умения реализовать воспитательные практики с разным контингентом обучающихся;
- исследовательские умения, реализуемые в рамках научной, проектной деятельности;
- умения педагогического прогнозирования, в том числе конструкторско-проектировочные умения;
- умение «удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога» [1, c. 76] в разных (постоянных и нестабильных) педагогических ситуациях.
На рисунке 3 представлены результаты анкетирования.
Рис. 3. Результаты анкетирования студентов 4-го курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»
Данные диаграммы демонстрируют наличие сформированных компетенций с преобладающими показателями среднего и высокого уровня развития, среди которых: дидактические и методические умения, психологические и коммуникативные компетенции, а также умения реализовывать образовательные практики. Низкие показатели доминируют по критериям педагогических умений, связанных с исследовательскими навыками, а также компетенциями педагогического прогнозирования. Студенты указали на сложность разработки учебно-исследовательских проектов, методологической основы научного исследования и понимания применения данных навыков в организации учебного процесса с обучающимися. Низкие показатели по навыкам педагогического прогнозирования обусловлены недостаточным опытом работы, а также отсутствием базы знаний по данной учебной дисциплине.
Преобладающие средне-низкие показатели по критерию «устойчивая профессиональная позиция» свидетельствуют о недостаточной внутренней осмысленности, понимании значимости педагогической профессии. В связи с отсутствием ценностной основы происходит «торможение» в развитии педагогических способностей, видении перспектив профессионального роста и творческой самореализации.
Заключение
Изучив специфику и проблемные области в развитии наиболее востребованных ПВК будущих педагогов, мы сформулировали направления их развития, соотнеся с соответствующими разделами профессиограммы (табл. 3).
Таблица 3
Направления развития ПВК будущих педагогов в соответствии с разделами профессиограммы
Разделы профессиограммы педагога |
Содержание направлений развития соответствующих ПВК |
Четкая формулировка профессионально-педагогических задач, востребованных в современной образовательной системе |
Описание в ходе практик нормативов педагогической профессии, требований к задачам и результатам учительского труда. Выполнение анализа компонентов педагогического мастерства педагога-наставника. Помощь в самообразовании, повышении квалификации согласно социальному запросу образовательной организации |
Описание видов педагогической деятельности как объектов освоения в профессии учителя |
Отработка навыков осуществления обучающей, диагностической, исследовательской, воспитательной, коррекционной ПД. Творческие задания, исследовательские проекты и кейсы по реализации всех видов ПД |
Освоение комплекса психологических компетенций как основы педагогического профессионализма |
Становление совокупности психологических знаний и умений: психологического анализа урока, методов развития мотивации учения, психологии воспитания. Развитие личностных качеств и психолого-педагогической позиции как нравственной установки отношения к педагогическому долгу |
Понимание результатов педагогического труда |
Формирование четких представлений о показателях обученности, развитости и воспитанности обучающихся. Знакомство с нормативными документами ОО |
Понимание уровней компетентности |
Формирование осведомленности о стадиях профессионализации. Мастер-классы наставников |
Таким образом, становление профессионально важных качеств будущего педагога на этапе обучения в вузе должно осуществляться комплексно, с воздействием на совокупность интеллектуальных, социально-коммуникативных, мотивационно-ориентированных качеств студентов [8, с. 5]. При этом в приоритете должны быть практико-ориентированные образовательные технологии формирования профессиональных компетенций, стимулирования творческого саморазвития будущего педагога. Благодаря системе профессиональной подготовки в вузе у студентов происходит становление «эталонов» педагогической деятельности как образца профессионального развития и планирования индивидуального образовательного маршрута по формированию недостающих ПВК.
Библиографическая ссылка
Кобзева Л.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32054 (дата обращения: 06.10.2024).