Начало XXI века – период активной разработки массовых открытых онлайн-курсов (МООК), сетевых образовательных ресурсов, приложений, которые способствуют созданию цифровой образовательной среды как значимого фактора организации образовательного процесса в высшей школе. Вопросы подготовки студентов в цифровой образовательной среде, преимущества и условия использования цифровых технологий достаточно широко представлены в работах отечественных и зарубежных исследователей. В то же время активно разрабатываются вопросы подготовки студентов, особенно лингвистов, в поликультурной образовательной среде. Бакалавр лингвистики, как субъект поликультурной образовательной среды, осуществляет многофакторную деятельность в нескольких измерениях, включая цифровое, что подразумевает его участие в диалоге культур в реальном и виртуальном формате. Следовательно, возникает необходимость рассмотреть такую подсистему поликультурной образовательной среды, как поликультурная цифровая образовательная среда, выявить её особенности в профессиональной подготовке лингвистов.
Целью исследования стал дефинитивный анализ поликультурной цифровой образовательной среды как подсистемы поликультурной образовательной среды. Поликультурность цифровой образовательной среды обусловлена спецификой подготовки субъектов исследования – бакалавров лингвистики, специалистов в сфере межкультурного общения и профессиональной коммуникации в поликультурном социуме.
Материал и методы исследования
Обратимся к рассмотрению ключевых для исследования понятий. В связи с развитием цифровых технологий и их активным внедрением во все аспекты образовательной деятельности актуализируется проблема исследования особенностей взаимодействия всех участников образовательных отношений в цифровой образовательной среде (М.Е. Вайндорф–Сысоева [1], П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев [2], J. Bersin [3] и др.). Термин «цифровая образовательная среда» вошел в оборот с утверждением Паспорта приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Одной из целей современной системы образования в проекте ставится развитие выпускника вуза – профессионала, который смог бы осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях цифровой экономики, образования и рынка труда в целом [4].
В образовательном пространстве реализуется электронное обучение, которое нацелено на реализацию одного из приоритетных направлений политики правительства России – «Цифровая экономика» в сфере образования. В Законе «Об образовании в РФ» 2012 года обозначена возможность использования дистанционных технологий для организации учебного процесса. Статьи 17 и 18 Закона дают возможность применять элементы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии [5]. В ФГОС ВО для бакалавров лингвистики также присутствует целый ряд компетенций, относящихся к требованиям в сфере применения цифровых технологий в профессиональной деятельности (ОПК–11, ОПК–12, ОПК–13, ОПК–14, ПК–8, ПК–11, ПК–19, ПК–21, ПК–22) - следующие умения: поиск информации, использование цифровых устройств, функционирование в социальных сетях, создание медиаконтента. Обучение и работа в рамках цифровой образовательной среды, несомненно, оказывает влияние на будущих бакалавров лингвистики, вызывая в них личностные изменения, повышая их мотивацию к обучению, формируя в них учебную автономию, которая необходима в их будущей поликультурной профессиональной лингвистической деятельности [6].
Дидактический потенциал использования цифровых технологий широко описан в работах отечественных и зарубежных исследователей (М.А. Акоповой [7], М.А. Бовтенко [8], А.О. Будариной, К.Л. Полупан [9], J. Barker, P. Grossman [10], J. Suhonen [11] и др.). Некоторые исследователи отмечают, что преимущества использования цифровых технологий включают в себя, например, стимулирование обучающихся к активному участию в учебной деятельности, обеспечение доступа к образовательным ресурсам в любое время и в любом месте [12]. А.О. Бударина и К.Л. Полупан указывают на неоспоримые преимущества использования цифровой образовательной среды: она позволяет индивидуализировать образовательный процесс, выстроив индивидуальную траекторию обучения; непрерывно отслеживать результаты познавательного процесса, в зависимости от успешности выполнения корректировать образовательные программы; эффективно коммуницировать со всеми субъектами образовательной деятельности [9].
С.В. Тарасов и А.Е. Марон обосновывают использование цифровой образовательной среды в современных условиях образования. По их мнению, в настоящее время активного развития цифровых технологий стоит уделить особое внимание обновлению наполнения и схеме реализации образовательного процесса. Моделирование образовательной среды может не только помочь решить данную проблему, но и стать основой для новой системы непрерывного образования [13].
Однако на данный момент нет четкого и единого понимания новых терминов и концептов, связанных с развитием цифрового образования. Под цифровым образованием понимается и применение компьютерных инструментов в образовании, и ведение блогов, и само образование с обязательным присутствием цифрового формата. Под цифровым обучением понимается обеспечение обучения в любом месте и в любое время, а также любой тип обучения, при котором применяются технологии.
Некоторые исследователи под цифровой образовательной средой понимают, например, все цифровые ресурсы в целом (J. Suhonen) [11], другие рассматривают цифровую образовательную среду как совокупность ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс с помощью технологий (В.Г. Лапин) [14], также в неё включаются все информационные и цифровые средства, обеспечивающие формирование личности обучающегося, саоморганизацию и рефлексию его деятельности [15].
Анализ различных источников, нормативных актов по толкованию понятия «цифровая образовательная среда» позволил принять следующее определение К.Г. Кязимова за базовое: «Цифровая образовательная среда – совокупность информационных, цифровых и образовательных ресурсов и технологий, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между обучающимися и преподавателями, позволяя обучающимся усваивать образовательную программу независимо от местоположения с учетом личностных целей и потребностей» [16]. Цифровая образовательная среда значима для развития персональных способностей, раскрытия потенциала каждого обучающегося, овладения определенными знаниями и умениями, создания условий для формирования учебной автономии. Таким образом, взаимодействие становится не только коммуникацией между обучающимися и преподавателем, но и организацией совместной работы, благодаря чему достигаются заявленные цели. В отличие от традиционной парадигмы взаимодействия обучающийся, погружаясь в цифровую среду, может ее трансформировать под собственный темп деятельности, стиль обучения, образовательные запросы. Цифровая среда не осязаема, она не материальна, характеризуется полисенсорным восприятием и многофункциональностью при воздействии с ней.
Результаты исследования и их обсуждение
Проанализировав источники по теме исследования, мы можем сделать вывод о тенденции к переходу к принципиально новому типу обучения, которое направлено на поддержку субъекта учения, на создание максимально удобных условий для усвоения новых знаний, умений, для развития творческих способностей. Для перехода к такому способу организации взаимодействия необходимы методы активного обучения, признающие возможность самообучения, где обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, его соорганизатором. В таком случае студент выступает как субъект обучения, он планирует и анализирует свои цели, задачи, действия. Цифровая образовательная среда тогда трактуется как пространство, обеспечивающее динамическое и результативное развитие личности, саморазвитие и рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса.
Однако необходимо отметить, что в нашем исследовании мы обращаемся к анализу понятия «поликультурная цифровая образовательная среда», поскольку именно поликультурная цифровая образовательная среда является платформой обучения будущих специалистов в сфере межкультурного взаимодействия, обеспечивая их приобщение к «диалогу культур». Поликультурность цифровой образовательной среды обусловливается спецификой подготовки бакалавров лингвистики, результатом обучения которых является формирование универсальной языковой личности, вобравшей в себя ценности родной и иноязычных культур и готовой к межкультурной коммуникации.
К исследованию поликультурности образовательной среды в подготовке лингвистов обращались многие ученые: Я. Пэй, Р. Лисиер, Дж. Юэнкс, Р.Х. Кузнецова, Э.Р. Хакимов, В.А. Козырев, Е.В. Бондаревская, Г.Д. Дмитриев, Дж. Бэнкс, Ги Лефрансуа, О.В. Гукаленко, М.Ф. Пафова и др. [17]. Т.Г. Везиров, З.Д. Рашидова указывают на обязательность использования цифровой образовательной среды в рамках подготовки бакалавров лингвистики, в контексте которой цифровые технологии обладают значительным дидактическим потенциалом [18], однако необходимо заметить, что проблема определения дидактического потенциала поликультурной цифровой образовательной среды в профессиональной лингвистической подготовке принадлежит к числу наименее исследованных, хотя имеет хорошую общетеоретическую базу в трудах, посвященных вопросам подготовки студентов в условиях цифровой образовательной среды (Е.И. Дмитриева [19], О.П. Крюкова [20], L. Budianto [21], G. Piccoli [22] и др.).
Под поликультурной цифровой образовательной средой мы понимаем такую цифровую среду, взаимодействуя в которой бакалавры лингвистики становятся готовыми к осуществлению межкультурного взаимодействия, пониманию иноязычной культуры и самопозиционированию себя как профессионалов в поликультурном сообществе, осуществлению профессиональной лингвистической деятельности в поликультурной цифровой образовательной среде.
Т.Ю. Фадеева отмечает, что специальное поликультурное образование необходимо студентам для подготовки к межкультурной коммуникации [23]. Поликультурная среда – взаимодействие в пространстве нескольких равноправных культур. Открытость и толерантность по отношению к представителям «чужих» культур являются основными маркерами эффективной работы по созданию поликультурной образовательной среды вуза, когда студенты в культурном многообразии видят источник для взаимообогащения и взаиморазвития. Таким образом, поликультурная образовательной среда вуза формирует то интегративное качество личности, которое характеризуется положительным отношением представителей одной культуры к представителям другой, «чужой» для них культуры, а также умением сосуществовать с её представителями. Следовательно, обучение в поликультурной образовательной среде способствует ситуациям сотрудничества и взаимопонимания её субъектов, что особенно важно в рамках обучения бакалавров лингвистики, целью подготовки которых является формирование личности, готовой к эффективному межкультурному общению, осуществлению профессиональной коммуникации с представителями других культур, эмпатии, сохранению собственной национальной идентичности и принятию других культур и этносов.
В результате профессиональной лингвистической подготовки формируется универсальная языковая цифровая личность – результат профессиональной иноязычной коммуникативной деятельности в поликультурной цифровой образовательной среде, когда обучающийся по окончании учебного заведения усвоил не только информацию, посвященную лексико–грамматическим особенностям изучаемого языка, но и овладел необходимыми знаниями в области культуры страны изучаемого языка, способен осуществлять коммуникацию соответственно ситуации общения, осведомлен о социопсихологических особенностях носителей языка.
Таким образом, под поликультурной цифровой образовательной средой мы понимаем подсистему поликультурной образовательной среды, совокупность условий, влияющих на формирование у субъекта поликультурной многофакторной профессиональной деятельности и возможности развивать навыки межкультурного общения и профессиональной коммуникации в поликультурном социуме, в том числе в цифровом формате, сохраняя при этом собственную идентичность.
Поликультурная цифровая образовательная среда позволяет обеспечить образовательный процесс таким образом, чтобы результатом обучения явилась личность, готовая к активной жизни в поликультурной среде, обладающая способностью к эмпатии по отношению к другим культурам, людям других национальностей и рас, конфессий. Цифровой компонент поликультурной среды в данном случае указывает на форму организации учебного взаимодействия, являясь оптимальным выбором в рамках поиска наилучшего способа взаимодействия с представителями «цифрового поколения» (от англ. digital natives).
Термины «Digital Native» и «Digital Immigrant» впервые были использованы в 2001 году. Так, представители цифрового поколения (Digital Natives) – выросшие в эпоху активного и повсеместного использования технологий. Представители данного поколения окружены компьютерами, видеоиграми, мобильными телефонами. Именно эти гаджеты используются для поиска информации, получения писем и звонков. Студенты – digital natives – в своей репрезентации в цифровом пространстве характеризуются таким типом сознания, как «клиповое». Клиповый тип мышления обусловлен тем массивом информации, с которым языковая личность сталкивается во время работе в цифровом мире [24].
Исходя из основных характеристик, присущих цифровому поколению, представителями которого являются студенты вузов, мы можем говорить о том, что организация образовательного процесса в рамках цифровой образовательной среды может выступать ключом к работе с представителями поколения digital natives. Если материал представлен посредством цифровых технологий, к которому обучающиеся могут иметь доступ из любой точки мира в любое время, они не ограничены во времени выполнения заданий, что и обеспечивает обучение в поликультурной цифровой образовательной среде [25].
Таким образом, на основе анализа источников отечественных и зарубежных исследователей, посвященных вопросам применения поликультурной цифровой образовательной среды, среди её функций мы можем перечислить следующие: формирование положительного отношения к процессу и результату обучения; содействие усвоению содержания обучения; оптимизация учебного процесса; формирование основ успешности обучения на протяжении всей жизни (концепции life–long learning).
Выводы
В рамках данной статьи авторами был произведен анализ существующих подходов к определению сущности понятия «поликультурная цифровая образовательная среда». Делается вывод о том, что в современных реалиях цифрового общества формирование компетенций бакалавров лингвистики происходит через их «погружение» в образовательную среду как систему коммуникаций различного рода, в том числе в цифровом формате. В результате исследования сформулировано положение о поликультурной цифровой образовательной среде, обоснован потенциал использования данной формы организации взаимодействия в высшей школе. На основе изучения отечественных и зарубежных исследований делается вывод о недостаточном теоретическом изучении вопроса сущности поликультурной цифровой образовательной среды в рамках профессиональной подготовки лингвистов, что может явиться перспективным направлением дальнейших научных поисков.