Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИНГВИСТОВ

Ворновская А.А. 1
1 БФУ им. И. Канта
Данная статья посвящена рассмотрению поликультурной цифровой образовательной среды в профессиональном лингвистическом образовании. Понятие «поликультурная цифровая образовательная среда» раскрывается через категории «среда», «поликультурная образовательная среда», «цифровая образовательная среда». Предложен анализ существующих подходов к определению понятия «цифровая образовательная среда», описаны нормативно-правовые основы её применения в практике высшей школы. Рассмотрена возможность применения поликультурной цифровой образовательной среды в образовательном процессе вуза в контексте реализации государственной образовательной политики. Проанализирован федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Лингвистика», выделен ряд компетенций, относящихся к требованиям в сфере применения цифровых технологий. Отмечается специфика подготовки бакалавров лингвистики и актуальность поликультурной подсистемы образовательной среды в их профессиональном становлении. Делается вывод, что поликультурная образовательная среда, объективно приобретая признаки цифровой среды, интегрирует ценностно-мотивационные, рефлексивные и эмоциональные механизмы становления автономии лингвистов в процессе обучения. Дается авторское определение понятию «поликультурная цифровая образовательная среда». Исследуются характеристики и функции, присущие поликультурной цифровой образовательной среде в контексте обучения в высшей школе студентов – представителей «цифрового поколения».
поликультурная цифровая образовательная среда
бакалавры лингвистики
теория и методика профессионального лингвистического образования
цифровое поколение
организация обучения
высшая школа
1. Вайндорф–Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36.
2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно–коммуникационных интернет–технологий: учебно–методич. пособие для учителей, аспирантов и студентов. Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса–Пресс, 2010. 182 с.
3. Bersin J. The Disruption of Digital Learning: Ten Things We Have Learned. [Электронный ресурс]. URL: https://joshbersin.com/2017/03/the-disruption-of-digital-learning-ten-things-we-have-learned/ (дата обращения: 14.07.2022).
4. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/projects/selection/643/ (дата обращения: 15.07.2022).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.07.2022)
6. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/450302_B_3_31082020.pdf (дата обращения: 16.07.2022).
7. Акопова М.А. Анализ подходов к психодиагностике и формированию академических и профессиональных способностей // Психология. Социология. Педагогика. М.: ИНГН, 2011. № 2. С. 23–27.
8. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: Курс лекций: учебник. М: Изд–во РУДН, 2006. 211 с.
9. Budarina A.O., Polupan K.L. Digital Quality Management in Higher Education. Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28. No 4. P. 93-97.
10. Barker J., Gossman P. The Learning Impact of a Virtual Learning Environment: Students’ Views. Teacher Education Advancement Network Journal (TEAN). 2013. Vol. 5 (2). P. 19–38.
11. Suhonen J. FODEM: developing digital learning environment in widely dispersed learning communities. Educational Technologiey&Society. 9. Р. 43-45. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/220040754_FODEM_developing_digital_learning_environments_in_widely_dispersed_learning_communities (дата обращения: 16.07.2022).
12. Уваров А.Ю. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. М. НИУ ВШЭ, 2020. 108 с.
13. Тарасов С.В., Марон А.Е. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода // Человек и образование. 2010. № 3. С. 14-18.
14. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в СПО // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55-59.
15. Иванова Е.Г. Потенциал цифровой образовательной среды вуза в формировании проектировочной компетентности бакалавров // КПЖ. 2020. № 4 (141). С. 134-141.
16. Кязимов К.Г. Формирование и развитие инновационной среды вуза: монография. М.: АТиСО, 2012. С. 7.
17. Белогуров А. Идея поликультурности в образовательном процессе // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 109-112.
18. Везиров Т.Г., Рашидова З.Д. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров–лингвистов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 178–180.
19. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1997. № 4. С. 22–26.
20. Кривулина Э.Ф. Информационно–образовательная среда вуза как условие применения современных образовательных технология. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2017–04/statya_krivulina_ef_2.pdf (дата обращения: 16.07.2022).
21. Langgeng Budianto, Minatul Azmi, Alam Aji Putera The implementation of digital storytelling using discovery learning in EFL listening class. [Электронный ресурс]. URL: https://e-journal.iain-palangkaraya.ac.id/index.php/jefl/article/view/3036/0 (дата обращения: 16.07.2022)
22. Piccoli G., Ahmad R., Ives B. Web–Based Virtual Learning Environments: A Research Framework and a Preliminary Assessment of Effectiveness in Basic IT Skills Training, MIS Quarterly. 2001. Vol. 25. No. 4. P. 401-426.
23. Хакимов Э.Р. Модель условий поликультурного образования студентов вузов Удмуртии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4 (7). С. 300-303.
24. Prensky M. H. Digital Natives, Digital Immigrants. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nnstoy.org/download/technology/Digital+Natives+-+Digital+Immigrants.pdf (дата обращения: 15.07.2022).
25. Ворновская А.А., Локша О.М. Актуальность внедрения реверсивного обучения в практику высшего образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 6-2. С. 51-59.

Начало XXI века – период активной разработки массовых открытых онлайн-курсов (МООК), сетевых образовательных ресурсов, приложений, которые способствуют созданию цифровой образовательной среды как значимого фактора организации образовательного процесса в высшей школе. Вопросы подготовки студентов в цифровой образовательной среде, преимущества и условия использования цифровых технологий достаточно широко представлены в работах отечественных и зарубежных исследователей. В то же время активно разрабатываются вопросы подготовки студентов, особенно лингвистов, в поликультурной образовательной среде. Бакалавр лингвистики, как субъект поликультурной образовательной среды, осуществляет многофакторную деятельность в нескольких измерениях, включая цифровое, что подразумевает его участие в диалоге культур в реальном и виртуальном формате. Следовательно, возникает необходимость рассмотреть такую подсистему поликультурной образовательной среды, как поликультурная цифровая образовательная среда, выявить её особенности в профессиональной подготовке лингвистов.

Целью исследования стал дефинитивный анализ поликультурной цифровой образовательной среды как подсистемы поликультурной образовательной среды. Поликультурность цифровой образовательной среды обусловлена спецификой подготовки субъектов исследования – бакалавров лингвистики, специалистов в сфере межкультурного общения и профессиональной коммуникации в поликультурном социуме.

Материал и методы исследования

Обратимся к рассмотрению ключевых для исследования понятий. В связи с развитием цифровых технологий и их активным внедрением во все аспекты образовательной деятельности актуализируется проблема исследования особенностей взаимодействия всех участников образовательных отношений в цифровой образовательной среде (М.Е. Вайндорф–Сысоева [1], П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев [2], J. Bersin [3] и др.). Термин «цифровая образовательная среда» вошел в оборот с утверждением Паспорта приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Одной из целей современной системы образования в проекте ставится развитие выпускника вуза – профессионала, который смог бы осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях цифровой экономики, образования и рынка труда в целом [4].

В образовательном пространстве реализуется электронное обучение, которое нацелено на реализацию одного из приоритетных направлений политики правительства России – «Цифровая экономика» в сфере образования. В Законе «Об образовании в РФ» 2012 года обозначена возможность использования дистанционных технологий для организации учебного процесса. Статьи 17 и 18 Закона дают возможность применять элементы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии [5]. В ФГОС ВО для бакалавров лингвистики также присутствует целый ряд компетенций, относящихся к требованиям в сфере применения цифровых технологий в профессиональной деятельности (ОПК–11, ОПК–12, ОПК–13, ОПК–14, ПК–8, ПК–11, ПК–19, ПК–21, ПК–22) - следующие умения: поиск информации, использование цифровых устройств, функционирование в социальных сетях, создание медиаконтента. Обучение и работа в рамках цифровой образовательной среды, несомненно, оказывает влияние на будущих бакалавров лингвистики, вызывая в них личностные изменения, повышая их мотивацию к обучению, формируя в них учебную автономию, которая необходима в их будущей поликультурной профессиональной лингвистической деятельности [6].

Дидактический потенциал использования цифровых технологий широко описан в работах отечественных и зарубежных исследователей (М.А. Акоповой [7], М.А. Бовтенко [8], А.О. Будариной, К.Л. Полупан [9], J. Barker, P. Grossman [10], J. Suhonen [11] и др.). Некоторые исследователи отмечают, что преимущества использования цифровых технологий включают в себя, например, стимулирование обучающихся к активному участию в учебной деятельности, обеспечение доступа к образовательным ресурсам в любое время и в любом месте [12]. А.О. Бударина и К.Л. Полупан указывают на неоспоримые преимущества использования цифровой образовательной среды: она позволяет индивидуализировать образовательный процесс, выстроив индивидуальную траекторию обучения; непрерывно отслеживать результаты познавательного процесса, в зависимости от успешности выполнения корректировать образовательные программы; эффективно коммуницировать со всеми субъектами образовательной деятельности [9].

С.В. Тарасов и А.Е. Марон обосновывают использование цифровой образовательной среды в современных условиях образования. По их мнению, в настоящее время активного развития цифровых технологий стоит уделить особое внимание обновлению наполнения и схеме реализации образовательного процесса. Моделирование образовательной среды может не только помочь решить данную проблему, но и стать основой для новой системы непрерывного образования [13].

Однако на данный момент нет четкого и единого понимания новых терминов и концептов, связанных с развитием цифрового образования. Под цифровым образованием понимается и применение компьютерных инструментов в образовании, и ведение блогов, и само образование с обязательным присутствием цифрового формата. Под цифровым обучением понимается обеспечение обучения в любом месте и в любое время, а также любой тип обучения, при котором применяются технологии.

Некоторые исследователи под цифровой образовательной средой понимают, например, все цифровые ресурсы в целом (J. Suhonen) [11], другие рассматривают цифровую образовательную среду как совокупность ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс с помощью технологий (В.Г. Лапин) [14], также в неё включаются все информационные и цифровые средства, обеспечивающие формирование личности обучающегося, саоморганизацию и рефлексию его деятельности [15].

Анализ различных источников, нормативных актов по толкованию понятия «цифровая образовательная среда» позволил принять следующее определение К.Г. Кязимова за базовое: «Цифровая образовательная среда – совокупность информационных, цифровых и образовательных ресурсов и технологий, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между обучающимися и преподавателями, позволяя обучающимся усваивать образовательную программу независимо от местоположения с учетом личностных целей и потребностей» [16]. Цифровая образовательная среда значима для развития персональных способностей, раскрытия потенциала каждого обучающегося, овладения определенными знаниями и умениями, создания условий для формирования учебной автономии. Таким образом, взаимодействие становится не только коммуникацией между обучающимися и преподавателем, но и организацией совместной работы, благодаря чему достигаются заявленные цели. В отличие от традиционной парадигмы взаимодействия обучающийся, погружаясь в цифровую среду, может ее трансформировать под собственный темп деятельности, стиль обучения, образовательные запросы. Цифровая среда не осязаема, она не материальна, характеризуется полисенсорным восприятием и многофункциональностью при воздействии с ней.

Результаты исследования и их обсуждение

Проанализировав источники по теме исследования, мы можем сделать вывод о тенденции к переходу к принципиально новому типу обучения, которое направлено на поддержку субъекта учения, на создание максимально удобных условий для усвоения новых знаний, умений, для развития творческих способностей. Для перехода к такому способу организации взаимодействия необходимы методы активного обучения, признающие возможность самообучения, где обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, его соорганизатором. В таком случае студент выступает как субъект обучения, он планирует и анализирует свои цели, задачи, действия. Цифровая образовательная среда тогда трактуется как пространство, обеспечивающее динамическое и результативное развитие личности, саморазвитие и рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса.

Однако необходимо отметить, что в нашем исследовании мы обращаемся к анализу понятия «поликультурная цифровая образовательная среда», поскольку именно поликультурная цифровая образовательная среда является платформой обучения будущих специалистов в сфере межкультурного взаимодействия, обеспечивая их приобщение к «диалогу культур». Поликультурность цифровой образовательной среды обусловливается спецификой подготовки бакалавров лингвистики, результатом обучения которых является формирование универсальной языковой личности, вобравшей в себя ценности родной и иноязычных культур и готовой к межкультурной коммуникации.

К исследованию поликультурности образовательной среды в подготовке лингвистов обращались многие ученые: Я. Пэй, Р. Лисиер, Дж. Юэнкс, Р.Х. Кузнецова, Э.Р. Хакимов, В.А. Козырев, Е.В. Бондаревская, Г.Д. Дмитриев, Дж. Бэнкс, Ги Лефрансуа, О.В. Гукаленко, М.Ф. Пафова и др. [17]. Т.Г. Везиров, З.Д. Рашидова указывают на обязательность использования цифровой образовательной среды в рамках подготовки бакалавров лингвистики, в контексте которой цифровые технологии обладают значительным дидактическим потенциалом [18], однако необходимо заметить, что проблема определения дидактического потенциала поликультурной цифровой образовательной среды в профессиональной лингвистической подготовке принадлежит к числу наименее исследованных, хотя имеет хорошую общетеоретическую базу в трудах, посвященных вопросам подготовки студентов в условиях цифровой образовательной среды (Е.И. Дмитриева [19], О.П. Крюкова [20], L. Budianto [21], G. Piccoli [22] и др.).

Под поликультурной цифровой образовательной средой мы понимаем такую цифровую среду, взаимодействуя в которой бакалавры лингвистики становятся готовыми к осуществлению межкультурного взаимодействия, пониманию иноязычной культуры и самопозиционированию себя как профессионалов в поликультурном сообществе, осуществлению профессиональной лингвистической деятельности в поликультурной цифровой образовательной среде.

Т.Ю. Фадеева отмечает, что специальное поликультурное образование необходимо студентам для подготовки к межкультурной коммуникации [23]. Поликультурная среда – взаимодействие в пространстве нескольких равноправных культур. Открытость и толерантность по отношению к представителям «чужих» культур являются основными маркерами эффективной работы по созданию поликультурной образовательной среды вуза, когда студенты в культурном многообразии видят источник для взаимообогащения и взаиморазвития. Таким образом, поликультурная образовательной среда вуза формирует то интегративное качество личности, которое характеризуется положительным отношением представителей одной культуры к представителям другой, «чужой» для них культуры, а также умением сосуществовать с её представителями. Следовательно, обучение в поликультурной образовательной среде способствует ситуациям сотрудничества и взаимопонимания её субъектов, что особенно важно в рамках обучения бакалавров лингвистики, целью подготовки которых является формирование личности, готовой к эффективному межкультурному общению, осуществлению профессиональной коммуникации с представителями других культур, эмпатии, сохранению собственной национальной идентичности и принятию других культур и этносов.

В результате профессиональной лингвистической подготовки формируется универсальная языковая цифровая личность – результат профессиональной иноязычной коммуникативной деятельности в поликультурной цифровой образовательной среде, когда обучающийся по окончании учебного заведения усвоил не только информацию, посвященную лексико–грамматическим особенностям изучаемого языка, но и овладел необходимыми знаниями в области культуры страны изучаемого языка, способен осуществлять коммуникацию соответственно ситуации общения, осведомлен о социопсихологических особенностях носителей языка.

Таким образом, под поликультурной цифровой образовательной средой мы понимаем подсистему поликультурной образовательной среды, совокупность условий, влияющих на формирование у субъекта поликультурной многофакторной профессиональной деятельности и возможности развивать навыки межкультурного общения и профессиональной коммуникации в поликультурном социуме, в том числе в цифровом формате, сохраняя при этом собственную идентичность.

Поликультурная цифровая образовательная среда позволяет обеспечить образовательный процесс таким образом, чтобы результатом обучения явилась личность, готовая к активной жизни в поликультурной среде, обладающая способностью к эмпатии по отношению к другим культурам, людям других национальностей и рас, конфессий. Цифровой компонент поликультурной среды в данном случае указывает на форму организации учебного взаимодействия, являясь оптимальным выбором в рамках поиска наилучшего способа взаимодействия с представителями «цифрового поколения» (от англ. digital natives).

Термины «Digital Native» и «Digital Immigrant» впервые были использованы в 2001 году. Так, представители цифрового поколения (Digital Natives) – выросшие в эпоху активного и повсеместного использования технологий. Представители данного поколения окружены компьютерами, видеоиграми, мобильными телефонами. Именно эти гаджеты используются для поиска информации, получения писем и звонков. Студенты – digital natives – в своей репрезентации в цифровом пространстве характеризуются таким типом сознания, как «клиповое». Клиповый тип мышления обусловлен тем массивом информации, с которым языковая личность сталкивается во время работе в цифровом мире [24].

Исходя из основных характеристик, присущих цифровому поколению, представителями которого являются студенты вузов, мы можем говорить о том, что организация образовательного процесса в рамках цифровой образовательной среды может выступать ключом к работе с представителями поколения digital natives. Если материал представлен посредством цифровых технологий, к которому обучающиеся могут иметь доступ из любой точки мира в любое время, они не ограничены во времени выполнения заданий, что и обеспечивает обучение в поликультурной цифровой образовательной среде [25].

Таким образом, на основе анализа источников отечественных и зарубежных исследователей, посвященных вопросам применения поликультурной цифровой образовательной среды, среди её функций мы можем перечислить следующие: формирование положительного отношения к процессу и результату обучения; содействие усвоению содержания обучения; оптимизация учебного процесса; формирование основ успешности обучения на протяжении всей жизни (концепции life–long learning).

Выводы

В рамках данной статьи авторами был произведен анализ существующих подходов к определению сущности понятия «поликультурная цифровая образовательная среда». Делается вывод о том, что в современных реалиях цифрового общества формирование компетенций бакалавров лингвистики происходит через их «погружение» в образовательную среду как систему коммуникаций различного рода, в том числе в цифровом формате. В результате исследования сформулировано положение о поликультурной цифровой образовательной среде, обоснован потенциал использования данной формы организации взаимодействия в высшей школе. На основе изучения отечественных и зарубежных исследований делается вывод о недостаточном теоретическом изучении вопроса сущности поликультурной цифровой образовательной среды в рамках профессиональной подготовки лингвистов, что может явиться перспективным направлением дальнейших научных поисков.


Библиографическая ссылка

Ворновская А.А. К ВОПРОСУ О ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИНГВИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32016 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674