Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEM FIELD OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS

Toma Z.V. 1 Pashin A.A. 1 Pashkovskaya S.S. 1
1 Penza State University
The article discusses the key areas in the study of issues of professional education of students, forming its problem field and reflecting the systemic nature of the need to solve them. In the presented results of the study, it is specified that the problematic field of professional education of students has acquired a certain clarity and reflects the vision of cause-and-effect relationships that allow structuring it and outlining steps to form an effective professional and educational environment of the university. As a problematic field of professional education of students, the environment of the university, the training of teachers as subjects of the educational process, the formation of a socially significant orientation of students to receive education, the creation and strengthening of basic values as the basis of a professional attitude to business, awareness by students of their participation in the development of the country, the features of the implementation of educational work with students in the digital space of the university. The necessity of a personality-oriented approach to the professional education of students in the framework of the implementation of individual development trajectories is emphasized. It has been established that on the basis of the presented analysis and generalization of data, the problem field of professional education of students is directly or indirectly represented by related issues of pedagogy, psychology, sociology, philosophy, economics of professional education, which should be solved in interaction with each other.
professional education
problem field
higher school
students
Teachers
educational environment of the university
electronic educational space

Изучение аспектов профессионального воспитания студентов как значимого условия получения ими качественного профессионального образования возникло в связи с необходимостью сформировать сообщество специалистов, которые ориентированы на значимость и необходимость повышения своего профессионализма на протяжении всей трудовой деятельности. Такая всеобъемлющая цель профессионального воспитания в целом способна вместить всю проблематику данного вопроса, но пока недостаточно представляет всю глубину и сложность такого явления, как профессиональное воспитание студентов. Поэтому важно обозначить ключевые направления, которые вмещаются в категорию проблемного поля профессионального воспитания студентов, и провести их анализ, раскрывая в будущем их естественную взаимосвязь.

Целью исследования является изучение и уточнение проблемного поля профессионального воспитания студентов в вузе.

Материал и методы исследования

В качестве методов выступили анализ, обобщение и систематизация научной литературы, рассматривающей аспекты проблемного поля профессионального воспитания студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональное воспитание изучалось и изучается с различных сторон. В попытке выявить системные явления между процессами, субъектами и объектами, имеющими прямое или косвенное отношение к профессиональному воспитанию студентов, ведется его анализ. Это находит отражение в конкретизации цели профессионального воспитания студентов и разработке его понятий, которые отражают прикладные задачи исследований на пути к разработке сущности такого явления, как профессиональное воспитание студентов.

Профессиональное воспитание является обязательной частью профессионального образования. Поэтому оно не может существовать априори и осуществляться самостоятельно, параллельно с процессом обучения. Даже процесс обучения студентов является четко структурированным, управляемым процессом, который соответствует принципам дидактики, психологии, а также опирается на передовые достижения смежных с педагогикой наук. Поэтому в данном случае проблемное поле профессионального воспитания выстраивается для обеспечения единства и интеграции воспитательного и учебного процессов, организуемых и управляемых для подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных решать любые производственные и стратегические задачи в мире неопределенности.

Профессиональное воспитание студентов в настоящее время является одной из главных задач на этапе подготовки к трудовой деятельности. Рассматривая вопрос образования специалистов, чаще всего обращают внимание на содержание знаний, умений и навыков и меньше всего уделяют внимание развитию личностных качеств, считая их априори существующими. Однако в условиях перехода к стратегическому типу развития экономики страны растёт необходимость формирования не только багажа необходимых знаний и умений, но и воспитания личностных качеств, свойственных профессионалу. Таким образом, в личности профессионала две составляющие: его компетенции и личностные качества.

Тенденция в переориентации образования на новые ценности экономической и социальной реальности наблюдается давно. Профессиональное воспитание активно включено в этот процесс, и требования к его результатам только растут, как и недовольство. Однако ситуация складывается не лучшим образом, поскольку подходы к выстраиванию качественного образования не ориентированы на студентов. Цель и задачи в образовании ставятся работодателями, вузами, экономической ситуацией, социальными запросами, но порой они далеки от реальной проблематики организации качественного высшего образования, поскольку могут быть совершенно оторваны от педагогических, психологических, социальных, экономических и политических научных исследований, изучающих и определяющих, как должно развиваться качественное высшее профессиональное образование. В результате необходимо найти баланс между запросами работодателей, нормами федеральных стандартов и самими участниками образовательного процесса. В этом вопросе проблемой для профессионального воспитания студентов является учет будущих запросов в содержании сегодняшнего высшего образования. Речь идет о так называемом транспрофессионализме, когда студент обладает не только определённым набором знаний и умений, но и развитой личностью, позволяющей уверенно адаптироваться к изменяющемуся будущему [1]. В этом вопросе ключевая роль принадлежит профессиональному воспитанию, которое формирует и воспитывает стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию после окончания высшей школы.

В публикациях начиная с 2000-х годов возникает проблема подготовки специалиста не только с учетом потребностей производства и экономики, но и с учетом потребностей самого студента в качественном образовании [2]. Это важное условие в обеспечении качества образования, поскольку оно предполагает развитие у студентов стремления к качеству своего обучения как личностной позиции и отношения к своему профессиональному будущему, в котором студент, будучи уже ответственным за качество своего обучения, становится заинтересованным. В результате формирование и закрепление уже с первого курса понимания личной роли студента в его собственном качественном обучении увеличивает ответственность за освоение знаний и умений. Безусловно, без личного участия и активной позиции студентов в собственном образовательном процессе снижается качество процесса обучения [3]. Таким образом, это является проблемой образовательного процесса и задачей профессионального воспитания.

По мнению В.И. Загвязинского, значение имеет развитие личности студента, реализация его уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни. Г.М. Романцев указывает на необходимость сделать переход от знаниецентризма к человекоцентризму [2]. Для профессионального воспитания такая переориентация играет большое значение. Качество образования должно стать ориентиром для студента, а не только запросом для работодателя и задачей преподавателя.

Другой проблемой профессионального воспитания студентов является воспитание базовых нравственных ценностей. Многие исследователи отмечают необходимость идти по пути воспитания у студентов нравственно-профессиональных норм и ценностей, которые не обезличивают будущего профессионала, а формируют полноценного члена общества, работающего на благо своего народа и своего государства [4].

Задачей профессионального воспитания является преодоление излишне большой значимости материальных ценностей и карьерных устремлений (есть мнение, что понятие карьеры подменяет понятие истинного профессионального мастерства у студентов) в профессии. В современном обществе очень многое переведено на материальную основу. Профессиональное воспитание должно быть нацелено на развитие таких качеств, как социальная и профессиональная ответственность, способность к сотрудничеству, творческий подход к делу, самостоятельность, самообразование [5], базирующихся на понятиях добра и зла, плохого-хорошего, честности, правды, уважения. Педагогический коллектив вуза ориентируется на традиционные ценности (добро, честность, справедливость, помощь в беде, самопожертвование, правдивость и т.д.) в работе со студентами, которые загружены противоречиями между традиционными ценностями как в жизни, так и в работе, и современными ценностями, широко насаждаемыми в обществе новыми экономическими и социальными ценностями [6]. Подмена материальным истинных ценностей вызывает противоречия. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, вся наша жизнь строится на преодолении противоречий, что находит отражение в нестабильной общественной ситуации, вызванной личными конфликтами внутри человека. Человек, прежде всего, духовный объект и субъект бытия, и поэтому противоречие внутреннего с внешним ведет к деформации мышления, поведения, обучения, общения. Молодое поколение отмечает это и пытается оградить себя от этих противоречий: выбирает либо материальный ориентир, либо духовный. Попытки объединить внешние законы с внутренними установками нуждаются в поддержке в виде целенаправленной воспитательной работы [7].

В период обучения на вузе лежит огромная ответственность решить эту задачу. И ответственность стоит не только перед государством, но и, прежде всего, перед самими студентами. Успешная жизнь, в том числе и профессиональная, не всегда заключается в материальном благополучии. Оно может быть лишь результатом успешной профессиональной работы и значимости для людей. Отмечается, что студенты недостаточно открыты для воспитательной работы: ни политически, ни граждански. Общая социальная картина нашей государственности пока ещё слабо способствует профессиональному воспитанию студентов. Однако результаты многих социальных опросов студентов подтверждают тот факт, что ценности любви, семьи, работы ставятся превыше всего [3].

Современное вузовское образование сталкивается с проблемой подготовки обезличенных профессионалов. Это связано с причинами, мотивирующими выбор абитуриентов при поступлении в вуз: низкой стоимостью обучения, возможностью поступления на бюджет, престижностью направления подготовки, по принципу «пусть будет» и советом родителей и других родственников. Стремление сначала стать студентом, а потом дотянуть до диплома делает образование безадресным. В этом отношении высшая школа стоит на последнем рубеже, прежде чем такая когорта специалистов будет подготовлена и выпущена. Решение данной проблемы заключается в организации профориентационной воспитательной работы со студентами, суть которой заключается в формировании представлений о выбранной профессии, ее значении и перспективах. А также формирование и развитие профессионального потенциала студента в этой деятельности или смежных, схожих областях. Получается, что профессиональное воспитание не может осуществляться одинаково со всеми студентами. Требуется индивидуальный подход к каждому. Это формирует организационную и методическую проблему профессионального воспитания на основе личностно ориентированного, а может и персонального подхода, направленного на профессиональную самоактуализацию [4].

В процессе воспитания происходит самоактуализация студентами своих возможностей в развитии, восприятии самого себя в новой реальности, выстраивание путей своего движения в этой новой реальности. В этом общем процессе профессиональное воспитание обеспечивает самоактуализацию студентом своих развивающихся профессиональных качеств и умений и через них уже начинает воспринимать себя в будущей профессиональной среде. Достижение уровня самоактуализации в профессии возможно при условии формирования потребностей развиваться и расти в этой деятельности, при понимании начальных путей движения и преодолении страха и неуверенности. В процессе профессионального воспитания эти негативные тенденции должны быть устранены. Важно помочь студенту увидеть перспективы профессии, обеспечить формирование профессиональных потребностей. В ходе профессионального воспитания идёт интеллектуализация процесса. Она дает возможность студентам легче и быстрее входить в ценности профессиональной деятельности [8].

За годы обучения в вузе студент погружается в профессиональную среду и тем самым постепенно встраивает себя в новую реальность – профессиональное бытие. Задачей высшей школы является создание академической среды, формирующей профессиональную позицию к своей специальности. Профессиональное бытие человека во времени определяет общественную и личностную траекторию профессионального развития, раскрывает содержание, выявляет специфику данного бытия личности в социуме. Если следовать теории антропосоциогенеза, то данные процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены конкретным историческим процессом [2]. Профессиональное бытие человека в пространстве – это система профессионального воспитания и обучения, в которой происходит формирование профессиональной компетентности. Поэтому в условиях вуза важно создать не только учебные условия, а условия для полноценного погружения каждого студента в учебную, научную, культурную, спортивную и социальную жизнь вуза. Включенность студентов в такую среду через деятельность, участие в развитии этой среды становится фактором развития духовного мира, формой и условием реализации его культурных потребностей, является сферой реализации личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов в жизни и в профессии в будущем.

Новые задачи ставятся перед профессиональным воспитанием виртуальным пространством, которое заполняется образовательными ресурсами и виртуальными средами вузов, проникает тем самым в процесс высшего образования. Формируется цифровая или электронная образовательная среда, которая сейчас не просто выполняет функции администрирования и организации процесса обучения студентов, но и представляется как полноценная возможность для цифровой социализации студентов в рамках профессионального образования. На данном этапе исследований цифровая образовательная среда изучается с позиции своего социализирующего воздействия. Важность этого явления и процесса обосновывается массовым проникновением Интернета во все сферы жизни человека, в том числе и профессиональную. Перевод профессиональной деятельности, контактов, обучения в цифровую среду ведет к усвоению личностью новых правил, ценностей и норм взаимодействия в виртуальном пространстве. Поэтому естественным и необходимым видится изучение вопросов не только образования, но и воспитания студентов в рамках готовности осуществлять свою профессиональную деятельность в цифровых условиях.

В этом же отношении профессиональное воспитание стоит перед проблемой формирования у студентов понимания равноценной значимости образовательного процесса как в аудиториях, так и дистанционно. Здесь важно не только использовать новые формы и форматы обучения студентов, но и методы, и средства воспитания сознательной и активной позиции у студентов по отношению к работе в рамках цифровой образовательной среды. Особенности электронной образовательной среды предполагают перенести психолого-педагогические данные, накопленные за годы изучения изменений личности человека, что наблюдались у людей, «живущих» в Интернете, предполагает глобальное изучение цифровой среды через ее академичность и трансляцию ценностей высшего образования. При этом сформировавшееся направление педагогического дизайна, позволяющего педагогически и методически правильно строить образовательные дистанционные курсы, уже дает возможность через организованный обучающий процесс осуществлять воспитательную работу в виртуальной среде вуза.

Другой проблемной задачей профессионального воспитания стоит личность современного студента. Молодое поколение, выросшее в новых условиях, адаптирующееся к жизни с новыми требования, ждет от высшего образования такой подготовки, чтобы быть способным решать многие задачи и, соответственно, получать достойное вознаграждение в будущем. Проблема профессионального образования кроется в занижении значения знаний и умений, образования в целом. Получение диплома возведено в главную цель образования. Нивелирование самой ценности образования у молодых людей разрушает формируемую систему ценностей, одной из которых является воспитанный и образованный человек, подготовленный для эффективной профессиональной деятельности для своей страны. И преподаватели, и студенты знают, что многие после окончания вуза не смогут работать по полученной специальности по многим причинам. Большинству из них необходимо преодолеть эту ситуацию в период обучения в вузе и быть готовыми к ней, чтобы расти и развиваться профессионально в смежных направлениях. В этих условиях воспитание в вузе отвечает за формирование ценностей знаний и навыков у студентов, ответственности перед собой, своей семьей и страной за качество своей подготовки [9]. Поскольку за качественную подготовку отвечает вуз в лице преподавателя, но не студент, то это лишает профессиональное образование важного механизма профессиональной ответственности (совести) студента за свою подготовку. О качестве как о характеристике процесса учебы студента говорят не многие. Но то, как студент учится, будет отражаться на уровне его подготовленности. Поэтому нужно согласиться с Е.В. Бондаренко, что профессиональное воспитание может осуществляться через профессионально-субъектную позицию [10]. Субъектом человек становится тогда, когда он обозначает свою позицию по тому или иному вопросу, и позиция эта должна быть положительная. В этом случае субъект является не только активным участником, но и активно влияет и изменяет среду, процесс, условия и т.д. Эта позиция формируется в ходе взаимодействий студента и преподавателя.

Заключение

В результате проблемное поле в профессиональном воспитании студентов приобрело определенную ясность и видение причинно-следственных связей, которые позволяют структурировать его и наметить шаги для формирования эффективной профессионально-воспитательной среды вуза.

Анализ причин, определяющих проблемное поле профессионального воспитания, показал наличие несостоятельности той работы, которая ведется по формированию личности студентов с точки зрения их дальнейшего профессионального роста. Необходимо ориентировать на включение в процесс и деятельность ситуаций профессионально воспитывающего характера. При этих условиях многие проблемные явления и процессы могут исчезнуть и не потребуют дополнительного решения.