Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Тома Ж.В. 1 Пашин А.А. 1 Пашковская С.С. 1
1 Пензенский Государственный Университет
В статье рассматриваются ключевые направления в изучении вопросов профессионального воспитания студентов, формирующие его проблемное поле и отражающие системный характер необходимости их решения. В представленных результатах исследования конкретизируется, что проблемное поле профессионального воспитания студентов приобрело определенную ясность и отражает видение причинно-следственных связей, которые позволяют структурировать его и наметить шаги для формирования эффективной профессионально-воспитательной среды вуза. В качестве проблемного поля профессионального воспитания студентов рассматривается среда вуза, подготовка преподавателей как субъектов воспитательного процесса, формирование социально значимой ориентации студентов на получение образования, создание и укрепление базовых ценностей как основы профессионального отношения к делу, осознанность студентами их участия в развитии страны, особенности реализации воспитательной работы со студентами в цифровом пространстве вуза. Подчеркивается необходимость личностно ориентированного подхода к профессиональному воспитанию студентов в рамках реализации индивидуальных траекторий развития. Установлено, что на основе представленного анализа и обобщения данных проблемное поле профессионального воспитания студентов прямо или косвенно представлено связанными вопросами педагогики, психологии, социологии, философии, экономики профессионального воспитания, которые должны быть решены во взаимодействии друг с другом.
профессиональное воспитание
проблемное поле
высшая школа
студенты
преподаватели
образовательная среда вуза
электронной образовательное пространство
1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Лебедева Е.В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 89-107.
2. Романцев Г.М., Ронжина Н.В. Философско-методологические аспекты профессиональной педагогики // Казанский педагогический журнал. 2013. С. 16-24.
3. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1. С. 55-58.
4. Гущина Г.А., Масягин В.П. Моделирование процесса формирования профессиональной культуры студентов вузов (на примере будущих экономистов) // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 34-39.
5. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Воспитание в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе: от теории к практике: монография. Пенза, 2015. 144 с.
6. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Из опыта воспитания учащейся молодежи в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе // Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 159-169.
7. Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Общие подходы к изучению личности // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. C. 178-190.
8. Егоренко Т.А. Роль социального интеллекта в процессе профессионального становления личности на этапе обучения в вузе // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 109-114.
9. Петрова Т.А. Анализ ценностей студенческой молодежи // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 (33). C. 106-112.
10. Бондаренко Е.В., Хоронько Л.Я. Роль учебных практик с целью превенции профессиональных ошибок в системе подготовки будущих врачей // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN120.pdf (дата обращения: 15.08.2022).

Изучение аспектов профессионального воспитания студентов как значимого условия получения ими качественного профессионального образования возникло в связи с необходимостью сформировать сообщество специалистов, которые ориентированы на значимость и необходимость повышения своего профессионализма на протяжении всей трудовой деятельности. Такая всеобъемлющая цель профессионального воспитания в целом способна вместить всю проблематику данного вопроса, но пока недостаточно представляет всю глубину и сложность такого явления, как профессиональное воспитание студентов. Поэтому важно обозначить ключевые направления, которые вмещаются в категорию проблемного поля профессионального воспитания студентов, и провести их анализ, раскрывая в будущем их естественную взаимосвязь.

Целью исследования является изучение и уточнение проблемного поля профессионального воспитания студентов в вузе.

Материал и методы исследования

В качестве методов выступили анализ, обобщение и систематизация научной литературы, рассматривающей аспекты проблемного поля профессионального воспитания студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональное воспитание изучалось и изучается с различных сторон. В попытке выявить системные явления между процессами, субъектами и объектами, имеющими прямое или косвенное отношение к профессиональному воспитанию студентов, ведется его анализ. Это находит отражение в конкретизации цели профессионального воспитания студентов и разработке его понятий, которые отражают прикладные задачи исследований на пути к разработке сущности такого явления, как профессиональное воспитание студентов.

Профессиональное воспитание является обязательной частью профессионального образования. Поэтому оно не может существовать априори и осуществляться самостоятельно, параллельно с процессом обучения. Даже процесс обучения студентов является четко структурированным, управляемым процессом, который соответствует принципам дидактики, психологии, а также опирается на передовые достижения смежных с педагогикой наук. Поэтому в данном случае проблемное поле профессионального воспитания выстраивается для обеспечения единства и интеграции воспитательного и учебного процессов, организуемых и управляемых для подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных решать любые производственные и стратегические задачи в мире неопределенности.

Профессиональное воспитание студентов в настоящее время является одной из главных задач на этапе подготовки к трудовой деятельности. Рассматривая вопрос образования специалистов, чаще всего обращают внимание на содержание знаний, умений и навыков и меньше всего уделяют внимание развитию личностных качеств, считая их априори существующими. Однако в условиях перехода к стратегическому типу развития экономики страны растёт необходимость формирования не только багажа необходимых знаний и умений, но и воспитания личностных качеств, свойственных профессионалу. Таким образом, в личности профессионала две составляющие: его компетенции и личностные качества.

Тенденция в переориентации образования на новые ценности экономической и социальной реальности наблюдается давно. Профессиональное воспитание активно включено в этот процесс, и требования к его результатам только растут, как и недовольство. Однако ситуация складывается не лучшим образом, поскольку подходы к выстраиванию качественного образования не ориентированы на студентов. Цель и задачи в образовании ставятся работодателями, вузами, экономической ситуацией, социальными запросами, но порой они далеки от реальной проблематики организации качественного высшего образования, поскольку могут быть совершенно оторваны от педагогических, психологических, социальных, экономических и политических научных исследований, изучающих и определяющих, как должно развиваться качественное высшее профессиональное образование. В результате необходимо найти баланс между запросами работодателей, нормами федеральных стандартов и самими участниками образовательного процесса. В этом вопросе проблемой для профессионального воспитания студентов является учет будущих запросов в содержании сегодняшнего высшего образования. Речь идет о так называемом транспрофессионализме, когда студент обладает не только определённым набором знаний и умений, но и развитой личностью, позволяющей уверенно адаптироваться к изменяющемуся будущему [1]. В этом вопросе ключевая роль принадлежит профессиональному воспитанию, которое формирует и воспитывает стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию после окончания высшей школы.

В публикациях начиная с 2000-х годов возникает проблема подготовки специалиста не только с учетом потребностей производства и экономики, но и с учетом потребностей самого студента в качественном образовании [2]. Это важное условие в обеспечении качества образования, поскольку оно предполагает развитие у студентов стремления к качеству своего обучения как личностной позиции и отношения к своему профессиональному будущему, в котором студент, будучи уже ответственным за качество своего обучения, становится заинтересованным. В результате формирование и закрепление уже с первого курса понимания личной роли студента в его собственном качественном обучении увеличивает ответственность за освоение знаний и умений. Безусловно, без личного участия и активной позиции студентов в собственном образовательном процессе снижается качество процесса обучения [3]. Таким образом, это является проблемой образовательного процесса и задачей профессионального воспитания.

По мнению В.И. Загвязинского, значение имеет развитие личности студента, реализация его уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни. Г.М. Романцев указывает на необходимость сделать переход от знаниецентризма к человекоцентризму [2]. Для профессионального воспитания такая переориентация играет большое значение. Качество образования должно стать ориентиром для студента, а не только запросом для работодателя и задачей преподавателя.

Другой проблемой профессионального воспитания студентов является воспитание базовых нравственных ценностей. Многие исследователи отмечают необходимость идти по пути воспитания у студентов нравственно-профессиональных норм и ценностей, которые не обезличивают будущего профессионала, а формируют полноценного члена общества, работающего на благо своего народа и своего государства [4].

Задачей профессионального воспитания является преодоление излишне большой значимости материальных ценностей и карьерных устремлений (есть мнение, что понятие карьеры подменяет понятие истинного профессионального мастерства у студентов) в профессии. В современном обществе очень многое переведено на материальную основу. Профессиональное воспитание должно быть нацелено на развитие таких качеств, как социальная и профессиональная ответственность, способность к сотрудничеству, творческий подход к делу, самостоятельность, самообразование [5], базирующихся на понятиях добра и зла, плохого-хорошего, честности, правды, уважения. Педагогический коллектив вуза ориентируется на традиционные ценности (добро, честность, справедливость, помощь в беде, самопожертвование, правдивость и т.д.) в работе со студентами, которые загружены противоречиями между традиционными ценностями как в жизни, так и в работе, и современными ценностями, широко насаждаемыми в обществе новыми экономическими и социальными ценностями [6]. Подмена материальным истинных ценностей вызывает противоречия. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, вся наша жизнь строится на преодолении противоречий, что находит отражение в нестабильной общественной ситуации, вызванной личными конфликтами внутри человека. Человек, прежде всего, духовный объект и субъект бытия, и поэтому противоречие внутреннего с внешним ведет к деформации мышления, поведения, обучения, общения. Молодое поколение отмечает это и пытается оградить себя от этих противоречий: выбирает либо материальный ориентир, либо духовный. Попытки объединить внешние законы с внутренними установками нуждаются в поддержке в виде целенаправленной воспитательной работы [7].

В период обучения на вузе лежит огромная ответственность решить эту задачу. И ответственность стоит не только перед государством, но и, прежде всего, перед самими студентами. Успешная жизнь, в том числе и профессиональная, не всегда заключается в материальном благополучии. Оно может быть лишь результатом успешной профессиональной работы и значимости для людей. Отмечается, что студенты недостаточно открыты для воспитательной работы: ни политически, ни граждански. Общая социальная картина нашей государственности пока ещё слабо способствует профессиональному воспитанию студентов. Однако результаты многих социальных опросов студентов подтверждают тот факт, что ценности любви, семьи, работы ставятся превыше всего [3].

Современное вузовское образование сталкивается с проблемой подготовки обезличенных профессионалов. Это связано с причинами, мотивирующими выбор абитуриентов при поступлении в вуз: низкой стоимостью обучения, возможностью поступления на бюджет, престижностью направления подготовки, по принципу «пусть будет» и советом родителей и других родственников. Стремление сначала стать студентом, а потом дотянуть до диплома делает образование безадресным. В этом отношении высшая школа стоит на последнем рубеже, прежде чем такая когорта специалистов будет подготовлена и выпущена. Решение данной проблемы заключается в организации профориентационной воспитательной работы со студентами, суть которой заключается в формировании представлений о выбранной профессии, ее значении и перспективах. А также формирование и развитие профессионального потенциала студента в этой деятельности или смежных, схожих областях. Получается, что профессиональное воспитание не может осуществляться одинаково со всеми студентами. Требуется индивидуальный подход к каждому. Это формирует организационную и методическую проблему профессионального воспитания на основе личностно ориентированного, а может и персонального подхода, направленного на профессиональную самоактуализацию [4].

В процессе воспитания происходит самоактуализация студентами своих возможностей в развитии, восприятии самого себя в новой реальности, выстраивание путей своего движения в этой новой реальности. В этом общем процессе профессиональное воспитание обеспечивает самоактуализацию студентом своих развивающихся профессиональных качеств и умений и через них уже начинает воспринимать себя в будущей профессиональной среде. Достижение уровня самоактуализации в профессии возможно при условии формирования потребностей развиваться и расти в этой деятельности, при понимании начальных путей движения и преодолении страха и неуверенности. В процессе профессионального воспитания эти негативные тенденции должны быть устранены. Важно помочь студенту увидеть перспективы профессии, обеспечить формирование профессиональных потребностей. В ходе профессионального воспитания идёт интеллектуализация процесса. Она дает возможность студентам легче и быстрее входить в ценности профессиональной деятельности [8].

За годы обучения в вузе студент погружается в профессиональную среду и тем самым постепенно встраивает себя в новую реальность – профессиональное бытие. Задачей высшей школы является создание академической среды, формирующей профессиональную позицию к своей специальности. Профессиональное бытие человека во времени определяет общественную и личностную траекторию профессионального развития, раскрывает содержание, выявляет специфику данного бытия личности в социуме. Если следовать теории антропосоциогенеза, то данные процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены конкретным историческим процессом [2]. Профессиональное бытие человека в пространстве – это система профессионального воспитания и обучения, в которой происходит формирование профессиональной компетентности. Поэтому в условиях вуза важно создать не только учебные условия, а условия для полноценного погружения каждого студента в учебную, научную, культурную, спортивную и социальную жизнь вуза. Включенность студентов в такую среду через деятельность, участие в развитии этой среды становится фактором развития духовного мира, формой и условием реализации его культурных потребностей, является сферой реализации личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов в жизни и в профессии в будущем.

Новые задачи ставятся перед профессиональным воспитанием виртуальным пространством, которое заполняется образовательными ресурсами и виртуальными средами вузов, проникает тем самым в процесс высшего образования. Формируется цифровая или электронная образовательная среда, которая сейчас не просто выполняет функции администрирования и организации процесса обучения студентов, но и представляется как полноценная возможность для цифровой социализации студентов в рамках профессионального образования. На данном этапе исследований цифровая образовательная среда изучается с позиции своего социализирующего воздействия. Важность этого явления и процесса обосновывается массовым проникновением Интернета во все сферы жизни человека, в том числе и профессиональную. Перевод профессиональной деятельности, контактов, обучения в цифровую среду ведет к усвоению личностью новых правил, ценностей и норм взаимодействия в виртуальном пространстве. Поэтому естественным и необходимым видится изучение вопросов не только образования, но и воспитания студентов в рамках готовности осуществлять свою профессиональную деятельность в цифровых условиях.

В этом же отношении профессиональное воспитание стоит перед проблемой формирования у студентов понимания равноценной значимости образовательного процесса как в аудиториях, так и дистанционно. Здесь важно не только использовать новые формы и форматы обучения студентов, но и методы, и средства воспитания сознательной и активной позиции у студентов по отношению к работе в рамках цифровой образовательной среды. Особенности электронной образовательной среды предполагают перенести психолого-педагогические данные, накопленные за годы изучения изменений личности человека, что наблюдались у людей, «живущих» в Интернете, предполагает глобальное изучение цифровой среды через ее академичность и трансляцию ценностей высшего образования. При этом сформировавшееся направление педагогического дизайна, позволяющего педагогически и методически правильно строить образовательные дистанционные курсы, уже дает возможность через организованный обучающий процесс осуществлять воспитательную работу в виртуальной среде вуза.

Другой проблемной задачей профессионального воспитания стоит личность современного студента. Молодое поколение, выросшее в новых условиях, адаптирующееся к жизни с новыми требования, ждет от высшего образования такой подготовки, чтобы быть способным решать многие задачи и, соответственно, получать достойное вознаграждение в будущем. Проблема профессионального образования кроется в занижении значения знаний и умений, образования в целом. Получение диплома возведено в главную цель образования. Нивелирование самой ценности образования у молодых людей разрушает формируемую систему ценностей, одной из которых является воспитанный и образованный человек, подготовленный для эффективной профессиональной деятельности для своей страны. И преподаватели, и студенты знают, что многие после окончания вуза не смогут работать по полученной специальности по многим причинам. Большинству из них необходимо преодолеть эту ситуацию в период обучения в вузе и быть готовыми к ней, чтобы расти и развиваться профессионально в смежных направлениях. В этих условиях воспитание в вузе отвечает за формирование ценностей знаний и навыков у студентов, ответственности перед собой, своей семьей и страной за качество своей подготовки [9]. Поскольку за качественную подготовку отвечает вуз в лице преподавателя, но не студент, то это лишает профессиональное образование важного механизма профессиональной ответственности (совести) студента за свою подготовку. О качестве как о характеристике процесса учебы студента говорят не многие. Но то, как студент учится, будет отражаться на уровне его подготовленности. Поэтому нужно согласиться с Е.В. Бондаренко, что профессиональное воспитание может осуществляться через профессионально-субъектную позицию [10]. Субъектом человек становится тогда, когда он обозначает свою позицию по тому или иному вопросу, и позиция эта должна быть положительная. В этом случае субъект является не только активным участником, но и активно влияет и изменяет среду, процесс, условия и т.д. Эта позиция формируется в ходе взаимодействий студента и преподавателя.

Заключение

В результате проблемное поле в профессиональном воспитании студентов приобрело определенную ясность и видение причинно-следственных связей, которые позволяют структурировать его и наметить шаги для формирования эффективной профессионально-воспитательной среды вуза.

Анализ причин, определяющих проблемное поле профессионального воспитания, показал наличие несостоятельности той работы, которая ведется по формированию личности студентов с точки зрения их дальнейшего профессионального роста. Необходимо ориентировать на включение в процесс и деятельность ситуаций профессионально воспитывающего характера. При этих условиях многие проблемные явления и процессы могут исчезнуть и не потребуют дополнительного решения.


Библиографическая ссылка

Тома Ж.В., Пашин А.А., Пашковская С.С. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32000 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674