Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND EMPLOYMENT OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Gurina I.A. 1 Bolatova Z.A. 1
1 North Caucasian state academy
The article presents practical and theoretical aspects of training middle-level specialists to meet the current and future needs of the economy and social sphere. The scientific research of a large number of researchers highlights the issues of choosing the direction of vocational training and the formation of young people's interest in modern working professions and employee positions. The analysis of motivational factors among entrants when choosing a profession or specialty, carried out by us on the basis of a survey of respondents' opinions, emphasizes their relationship with the professional self-determination graduates of college to choose a place of work, building professional plans and readiness for independent employment. The article describes aspects of the educational environment that help students of the educational organization of secondary vocational education to form internal and external interests and desires in life after college. This work offers a set of practical measures included in the tools of career guidance work with entrants and their parents, including an optional course "My future profession", tested in the educational process of high school students, as well as a list of activities that help to strengthen motivation for professional development and employment of graduates of educational organizations implementing educational programs of secondary vocational education.
the system of training in professional educational organizations
professional orientation
professional self-determination
employment of mid-level specialists

В настоящее время основное предназначение системы профессионального образования, выполняющей в современном обществе социальные, экономические, образовательные, воспитательные и культурные функции, заключается в воспроизводстве человеческих ресурсов и подготовке квалифицированных специалистов среднего профессионального звена для удовлетворения текущих и будущих потребностей экономики и социальной сферы. В то же время многочисленные исследования показывают, что при приеме на работу выпускников, получивших образование в профессиональных образовательных организациях по выбранной программе, работодатели указывают на несоответствие квалификации молодых рабочих, служащих и специалистов среднего звена требованиям рабочих мест как на одно из ключевых препятствий. По мнению исследователей, разница в требованиях к молодому специалисту и сформированных у него в процессе обучения профессиональных и общих компетенциях обусловлена рядом причин, большинство из которых активно нивелируется: внедрение новых и актуализация действующих федеральных государственных образовательных стандартов определяет постоянное обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения; кардинально модернизируется ресурсная база колледжей и техникумов благодаря использованию механизма демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам профессиональной подготовки; повышается потенциал кадровой составляющей, в том числе за счет вовлечения организаций-работодателей в реализацию учебного процесса и контроля его результатов, и в целом меняется статус профессионального образования.

Однако высокому качеству подготовки компетентных специалистов также будет способствовать, во-первых, формирование высокой степени мотивации при выборе абитуриентами преимущественно совместно с родителями профессии или специальности среднего профессионального образования и понимания в общеобразовательных организациях того, что современная экономика нуждается в выпускниках системы среднего профобразования, и, во-вторых, взаимодействие профессиональных образовательных организаций с региональными субъектами рынка труда на качественной основе, направленной на профессиональное становление и трудоустройство специалистов среднего звена.

Цель исследования – анализ взаимосвязи мотивационных факторов у абитуриентов при выборе профессии и мотивации студентов выпускных курсов к выбору места работы, построению профессиональных планов и готовности к самостоятельному трудоустройству.

Материал и методы исследования

Вопросам выбора направления профессиональной подготовки обучающихся, формирования у молодых людей интереса к современным профессиям рабочего и должностям служащего посвящено большое количество публикаций [1-3], что подчеркивает научный интерес, детерминированный изменениями взглядов общества на выпускника системы профессионального образования. При этом, по мнению исследователей, профессиональная ориентация и, как следствие, выбор направления подготовки, «может приводить к профессиональному самоопределению при условии, что выпускник школы выбирает профессию согласно своим способностям, интересам, склонностям и стремлениям» [4, с. 112]; в процессе профессионального самоопределения «про­исходит формирование системы ценностных ориентаций, построение модели своего буду­щего, формируется эталон в виде образа про­фессионала» [5, с. 1]; в ходе профессионального образования реализуется процесс «форми­рования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией» [1, с. 3].

Отношение к выбранному направлению профессиональной подготовки, прежде всего по образовательным программам среднего специального уровня, и личностный рост в профессиональной деятельности в значительной степени предопределяются жизненными установками и ценностями обучающегося, направленностью на достижение спектра значимых целей (достижение высокого уровня профессионализма, стремление к хорошему заработку, желание роста по карьерной лестнице и т.д.). Выбор, предопределенный субъективными ценностями и мотивами, а также выявленными в процессе профессиональной ориентации склонностями к тому или иному роду деятельности, облегчает адаптацию к процессу обучения в рамках образовательной программы, а затем, уже на следующем этапе развития личности, оказывает влияние на профессиональную самореализацию в рамках полученной профессии или специальности.

Подтверждению теоретических аспектов послужила многолетняя экспериментальная работа, проводимая со старшеклассниками - потенциальными обучающимися профессиональных образовательных учреждений, и с действующими студентами колледжа -будущими специалистами среднего звена.

Результаты исследования и их обсуждение

Интерпретация мнения респондентов - обучающихся общеобразовательных учреждений и первокурсников среднего профессионального колледжа – по результатам заполнения в течение ряда лет анкеты Е.А. Климова, интерпретирующей мотивы выбора профессии, привела к следующим результатам [6]:

- 13,46% - ярко выражено преобладание мотивов выбора престижной профессии, стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;

- 23,07% - больше привлекает желание материального благополучия;

- 63,46% - стремление к творчеству, интерес к новым технологиям, приобретение необходимых навыков и умений, требуемых выбранной профессией.

Доминантный результат последней группы мотивов представляется наиболее благоприятным для профессиональной самореализации, достижения профессиональных целей, карьерного роста.

С целью определения направленности студентов выпускных курсов к выбору места работы и построению профессиональных планов при поддержке Центра карьеры, психологической помощи и сопровождения инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия» выполнялся анализ ответов выпускников, которые распределились следующим образом:

- 33,82% - трудоустройство по полученной специальности;

- 32,11% - дальнейшее образование по полученной специальности;

- 15,77% - получение образования по иной специальности (профессии);

- 11,83% - трудоустройство по иной специальности (профессии);

- 6,47% - затруднение в ответе.

По данным мониторинга профессиональной и иной деятельности граждан Роструда за 2021 год, показатель трудовой и предпринимательской деятельности выпускников среднего профессионального колледжа в год выпуска и в год, следующий за годом выпуска, в среднем составляет 40,25%, что в целом коррелирует с их суммарной готовностью к самостоятельному трудоустройству.

Опрос работодателей региона позволил оценить уровень профессиональной подготовки работающих у них выпускников на 6–7 баллов из предложенной десятибалльной шкалы и показал, что большинство выпускников трудоустроились по специальности в негосударственных предприятиях и имеют средний уровень дохода. Среди факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности молодых специалистов, доминантными оказались следующие: уровень общетеоретической профессиональной подготовки, практические знания и навыки, готовность и способность к дальнейшему обучению, многозадачность, способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи, эрудиция и общая культура.

Формированию у молодых людей интереса к современным профессиям рабочего и должностям служащего, усилению мотивации у выпускников образовательных организаций к профессиональному становлению и самостоятельному трудоустройству, как представляется, способствует комплексная система содействия профессионализации студентов, обучающихся по программам среднего профессионального уровня подготовки.

Содействие профессиональному самоопределению школьников и выбору ими направления подготовки с намерением последующего трудоустройства способствует включение в инструментарий профориентационной работы образовательной организации комплекса практических мероприятий:

- осуществление информационной поддержки: распространение публикаций и сюжетов в региональных средствах массовой информации (СМИ) и в социальных сетях; размещение в интернет-источниках образовательных организаций информационных материалов для старшеклассников; информационное сопровождение лучших практик профессионального образования;

- проведение ярмарок вакансий, профессиональных проб в рамках дней открытых дверей, участие старшеклассников в открытых мероприятиях, проводимых на площадках образовательных организаций СПО и т.п.;

- индивидуальное и групповое консультирование школьников и их родителей: тематические классные часы, видеоконференции, родительские собрания;

- привлечение обучающихся общеобразовательных организаций к активному участию в профессиональных пробах, например в проекте «Билет в твое будущее», реализуемом педагогическими работниками колледжей и техникумов;

- разработка дополнительных образовательных программ для детей (например, «Юный пользователь компьютера» и т.д.) и их реализация на площадке профессиональной образовательной организации.

Эффективным стало включение в образовательный процесс старшеклассников факультативного курса «Моя будущая профессия» [6, с. 195], в структуру которого включены следующие темы.

Тема 1. Стремление к получению новых знаний. Повышение роли учебных предметов в усвоении школьниками сущности труда, его социальной значимости. Образовательная деятельность - это труд, направленный на познание окружающей действительности и себя как части мира, а также изучение способов ее преобразования. Склонность старшеклассников к фундаментальному усвоению основ наук, умение постоянно пополнять и углублять их; самостоятельное изучение новой информации, её переработка и применение в образовательной деятельности и общественной практике. Наличие опорных знаний, касающихся интересующей профессии; умение переноса усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности в новые условия. Совершенствование умения проявлять инициативу и выражать свою точку зрения. Включение приобретенных знаний в общую направленность личности и в систему ее жизненных перспектив, целей и планов.

Тема 2. Проблема воспитания трудолюбия как одна из ключевых в системе формирования личности. Формирование сознательного отношения к работе, стремления и умения постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Творческое отношение к работе. Воспитание трудолюбия как признака общечеловеческой морали. Развитие психофизиологических функций организма, значимых для трудовой, профессиональной деятельности, профессионально важных качеств личности общих (интеллектуальных, физических, творческих и т.д.) и специальных (математических, художественных и т.д.) способностей. Включение старшеклассников в реальные трудовые отношения в процессе творческой деятельности, накопление социального опыта в индивидуальном и коллективном свободном труде. Воспитание самостоятельности, инициативы, формирование готовности творчески решать проблемные ситуации. Овладение современными экологическими знаниями, формирование предприимчивости, участие в настоящей производственной деятельности. Воспитание культуры труда во всех ее проявлениях.

Тема 3. Знание основ профес­сионального мастерства и технологических основ предполагаемого направления профессиональной деятельности. Понимание цели и миссии интересующей профессии. Выбор данной деятельности в качестве постоянного занятия, превращение этого занятия в профессию. Овладение нормами выбранной деятельности, высокая степень работоспособности. Достижение стабильно высоких результатов. Профессиональные навыки. Социальная ответственность за результаты своих действий. Умение сотрудничать, вступать в контакты, коммуникабельность. Построение личной стратегии профессионального роста. Обогащение профессии средствами собственной изобретательности.

Тема 4. Карьерный рост. Динамика социально-экономических условий в российском обществе, влияющая на состояние рынка труда. Возрастающее значение личной субъективной активности индивида в выборе и реализации профессиональной карьеры. Трактовка дефиниции «профессиональная карьера». Выбор направления трудоустройства как одно из главных условий благополучной карьеры. Учет наличия профессиональных склонностей и способностей; знание рынка труда и его региональных особенностей; получение необходимого образования. Влияние профессионального роста и профессионального развития на рост карьерного уровня.

Тема 5. Прогнозирование перспективности избранной профессии. Осознание ценности честного труда. Понимание значимости честного труда. Общая ориентация в социально-экономической ситуации региона и страны (прогнозирование перспектив выбранного вида деятельности). Понимание необходимости получения профессионально­го образования. Выделение дальней профессиональной цели и ее согласование с другими важными жизненными целями (личными, семейными и т.д.). Собст­венные недостатки, которые могут повлиять на достижение намеченных целей и пути их преодоления. Резервные варианты выбора профессии на случай неудачного профессионального выбора.

Перечень практических мероприятий, содействующих усилению мотивации к профессиональному становлению и трудоустройству выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, предполагает:

- включение в вариативную часть программ профессиональной подготовки новых дисциплин и междисциплинарных курсов, отвечающих запросам работодателей соответствующего сектора экономики;

- привлечение профильных специалистов высших учебных заведений для чтения лекций по профессиональным модулям образовательных программ СПО;

- разработку тем курсового и дипломного проектирования, значимых для производства, и реализацию практической подготовки студентов на площадках предприятий-партнёров;

- привлечение предприятий-работодателей к заключению договоров о целевом обучении;

- создание современных мастерских по компетенциям «Ворлдскиллс» в рамках проекта «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования);

- привлечение студентов и школьников к участию в конкурсах, олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства по перспективным и востребованным специальностям. Полезность участия в таких мероприятиях подтверждается результатами мониторинга, по данным которого «от 41% до 44% студентов массовых профессий и специальностей СПО считают подготовку к участию в соревнованиях "Ворлдскиллс" полезной для их будущей трудовой деятельности, что указывает на достаточно широкое признание практической ценности данных мероприятий среди его потенциальных участников» [7, с. 2];

- развитие студенческого потенциала посредством участия в научно-практических конференциях, тренингах, образовательных форумах, например: «День карьеры в республике», «Я – предприниматель», с привлечением работодателей и состоявшихся в профессии успешных выпускников образовательных учреждений;

- получение дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки с целью расширения спектра трудоустройства;

- расширение представлений о региональном рынке труда, знакомство с требованиями специалистов центров занятости населения и кадровых агентств в ходе совместных «круглых столов» и встреч с руководителями местных органов самоуправления;

- презентация профильных предприятий посредством организации экскурсий и практической подготовки;

- внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;

- обучение по индивидуальной траектории, сочетающей участие в образовательном процессе и производственной деятельности по специальности, родственной с профессией или специальностью обучения;

- определение статуса молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, на профильных предприятиях.

Результативность всего комплекса мероприятий по профессиональной ориентации абитуриентов, профессиональному становлению и трудоустройству выпускников, получивших квалификацию по выбранному направлению профессионального образования, во многом зависит от деятельности по обеспечению максимально широкого информационного освещения в СМИ и сети Интернет. Также немаловажным представляется наличие обратной связи.

Заключение

Таким образом, практическая реализация комплексной системы содействия профессионализации студентов способствует успешной адаптации выпускников на рынке труда. Полученные знания и опыт способствуют четкому представлению профессиональных перспектив, целенаправленной подготовке к будущей профессиональной деятельности, достижению позитивных результатов личностного роста в профессиональной деятельности.