Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Гурина И.А. 1 Болатова З.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Северо-Кавказская государственная академия"
В статье представлены теоретические и практические аспекты подготовки специалистов среднего звена для удовлетворения текущих и будущих потребностей экономики и социальной сферы. Научные изыскания большого количества исследователей определяют объектом вопросы выбора направления профессиональной подготовки и формирования у молодых людей интереса к современным рабочим профессиям и должностям служащего. Анализ мотивационных факторов у абитуриентов при выборе профессии или специальности, выполненный нами на основе опроса мнения респондентов, подчеркивает их взаимосвязь с профессиональным самоопределением студентов выпускных курсов к выбору места работы, построению профессиональных планов и готовности к самостоятельному трудоустройству. Статья также освещает аспекты образовательной среды, способствующие формированию у обучающихся образовательной организации среднего профессионального образования внутренних и внешних устремлений в жизни после колледжа. Данная работа предлагает комплекс практических мероприятий, включенных в инструментарий профориентационной работы с абитуриентами и их родителями, в том числе факультативный курс «Моя будущая профессия», апробированный в образовательном процессе старшеклассников, а также перечень направлений деятельности, содействующий усилению мотивации к профессиональному становлению и трудоустройству выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
система подготовки в профессиональных образовательных организациях
профессиональная ориентация
профессиональное самоопределение
трудоустройство специалистов среднего звена
1. Канаева Т.А. Профессиональное станов¬ление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 12 (20). С. 1.
2. Сергеев И.С. Системный анализ ошибок профессиональной ориентации // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 3. С. 2-5.
3. Шайденко Н.А., Кипурова С.Н., Сверчкова А.В. Формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности в системе СПО // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 7. С. 14-19.
4. Байтаев М.Д., Кошимбетова Г.А. Профессиональная деятельность и профессиональное становление личности в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2021. № 10 (314). С. 3-8.
5. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 2. С. 111–122.
6. Болатова З.А. Формирование ценностных ориентаций личной жизни у выпускников общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 215 с.
7. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А. Участие студентов программ среднего профессионального образования в соревнованиях профессионального мастерства» // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований. 2018. № 4 (70). С. 1-3.

В настоящее время основное предназначение системы профессионального образования, выполняющей в современном обществе социальные, экономические, образовательные, воспитательные и культурные функции, заключается в воспроизводстве человеческих ресурсов и подготовке квалифицированных специалистов среднего профессионального звена для удовлетворения текущих и будущих потребностей экономики и социальной сферы. В то же время многочисленные исследования показывают, что при приеме на работу выпускников, получивших образование в профессиональных образовательных организациях по выбранной программе, работодатели указывают на несоответствие квалификации молодых рабочих, служащих и специалистов среднего звена требованиям рабочих мест как на одно из ключевых препятствий. По мнению исследователей, разница в требованиях к молодому специалисту и сформированных у него в процессе обучения профессиональных и общих компетенциях обусловлена рядом причин, большинство из которых активно нивелируется: внедрение новых и актуализация действующих федеральных государственных образовательных стандартов определяет постоянное обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения; кардинально модернизируется ресурсная база колледжей и техникумов благодаря использованию механизма демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам профессиональной подготовки; повышается потенциал кадровой составляющей, в том числе за счет вовлечения организаций-работодателей в реализацию учебного процесса и контроля его результатов, и в целом меняется статус профессионального образования.

Однако высокому качеству подготовки компетентных специалистов также будет способствовать, во-первых, формирование высокой степени мотивации при выборе абитуриентами преимущественно совместно с родителями профессии или специальности среднего профессионального образования и понимания в общеобразовательных организациях того, что современная экономика нуждается в выпускниках системы среднего профобразования, и, во-вторых, взаимодействие профессиональных образовательных организаций с региональными субъектами рынка труда на качественной основе, направленной на профессиональное становление и трудоустройство специалистов среднего звена.

Цель исследования – анализ взаимосвязи мотивационных факторов у абитуриентов при выборе профессии и мотивации студентов выпускных курсов к выбору места работы, построению профессиональных планов и готовности к самостоятельному трудоустройству.

Материал и методы исследования

Вопросам выбора направления профессиональной подготовки обучающихся, формирования у молодых людей интереса к современным профессиям рабочего и должностям служащего посвящено большое количество публикаций [1-3], что подчеркивает научный интерес, детерминированный изменениями взглядов общества на выпускника системы профессионального образования. При этом, по мнению исследователей, профессиональная ориентация и, как следствие, выбор направления подготовки, «может приводить к профессиональному самоопределению при условии, что выпускник школы выбирает профессию согласно своим способностям, интересам, склонностям и стремлениям» [4, с. 112]; в процессе профессионального самоопределения «про­исходит формирование системы ценностных ориентаций, построение модели своего буду­щего, формируется эталон в виде образа про­фессионала» [5, с. 1]; в ходе профессионального образования реализуется процесс «форми­рования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией» [1, с. 3].

Отношение к выбранному направлению профессиональной подготовки, прежде всего по образовательным программам среднего специального уровня, и личностный рост в профессиональной деятельности в значительной степени предопределяются жизненными установками и ценностями обучающегося, направленностью на достижение спектра значимых целей (достижение высокого уровня профессионализма, стремление к хорошему заработку, желание роста по карьерной лестнице и т.д.). Выбор, предопределенный субъективными ценностями и мотивами, а также выявленными в процессе профессиональной ориентации склонностями к тому или иному роду деятельности, облегчает адаптацию к процессу обучения в рамках образовательной программы, а затем, уже на следующем этапе развития личности, оказывает влияние на профессиональную самореализацию в рамках полученной профессии или специальности.

Подтверждению теоретических аспектов послужила многолетняя экспериментальная работа, проводимая со старшеклассниками - потенциальными обучающимися профессиональных образовательных учреждений, и с действующими студентами колледжа -будущими специалистами среднего звена.

Результаты исследования и их обсуждение

Интерпретация мнения респондентов - обучающихся общеобразовательных учреждений и первокурсников среднего профессионального колледжа – по результатам заполнения в течение ряда лет анкеты Е.А. Климова, интерпретирующей мотивы выбора профессии, привела к следующим результатам [6]:

- 13,46% - ярко выражено преобладание мотивов выбора престижной профессии, стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;

- 23,07% - больше привлекает желание материального благополучия;

- 63,46% - стремление к творчеству, интерес к новым технологиям, приобретение необходимых навыков и умений, требуемых выбранной профессией.

Доминантный результат последней группы мотивов представляется наиболее благоприятным для профессиональной самореализации, достижения профессиональных целей, карьерного роста.

С целью определения направленности студентов выпускных курсов к выбору места работы и построению профессиональных планов при поддержке Центра карьеры, психологической помощи и сопровождения инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия» выполнялся анализ ответов выпускников, которые распределились следующим образом:

- 33,82% - трудоустройство по полученной специальности;

- 32,11% - дальнейшее образование по полученной специальности;

- 15,77% - получение образования по иной специальности (профессии);

- 11,83% - трудоустройство по иной специальности (профессии);

- 6,47% - затруднение в ответе.

По данным мониторинга профессиональной и иной деятельности граждан Роструда за 2021 год, показатель трудовой и предпринимательской деятельности выпускников среднего профессионального колледжа в год выпуска и в год, следующий за годом выпуска, в среднем составляет 40,25%, что в целом коррелирует с их суммарной готовностью к самостоятельному трудоустройству.

Опрос работодателей региона позволил оценить уровень профессиональной подготовки работающих у них выпускников на 6–7 баллов из предложенной десятибалльной шкалы и показал, что большинство выпускников трудоустроились по специальности в негосударственных предприятиях и имеют средний уровень дохода. Среди факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности молодых специалистов, доминантными оказались следующие: уровень общетеоретической профессиональной подготовки, практические знания и навыки, готовность и способность к дальнейшему обучению, многозадачность, способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи, эрудиция и общая культура.

Формированию у молодых людей интереса к современным профессиям рабочего и должностям служащего, усилению мотивации у выпускников образовательных организаций к профессиональному становлению и самостоятельному трудоустройству, как представляется, способствует комплексная система содействия профессионализации студентов, обучающихся по программам среднего профессионального уровня подготовки.

Содействие профессиональному самоопределению школьников и выбору ими направления подготовки с намерением последующего трудоустройства способствует включение в инструментарий профориентационной работы образовательной организации комплекса практических мероприятий:

- осуществление информационной поддержки: распространение публикаций и сюжетов в региональных средствах массовой информации (СМИ) и в социальных сетях; размещение в интернет-источниках образовательных организаций информационных материалов для старшеклассников; информационное сопровождение лучших практик профессионального образования;

- проведение ярмарок вакансий, профессиональных проб в рамках дней открытых дверей, участие старшеклассников в открытых мероприятиях, проводимых на площадках образовательных организаций СПО и т.п.;

- индивидуальное и групповое консультирование школьников и их родителей: тематические классные часы, видеоконференции, родительские собрания;

- привлечение обучающихся общеобразовательных организаций к активному участию в профессиональных пробах, например в проекте «Билет в твое будущее», реализуемом педагогическими работниками колледжей и техникумов;

- разработка дополнительных образовательных программ для детей (например, «Юный пользователь компьютера» и т.д.) и их реализация на площадке профессиональной образовательной организации.

Эффективным стало включение в образовательный процесс старшеклассников факультативного курса «Моя будущая профессия» [6, с. 195], в структуру которого включены следующие темы.

Тема 1. Стремление к получению новых знаний. Повышение роли учебных предметов в усвоении школьниками сущности труда, его социальной значимости. Образовательная деятельность - это труд, направленный на познание окружающей действительности и себя как части мира, а также изучение способов ее преобразования. Склонность старшеклассников к фундаментальному усвоению основ наук, умение постоянно пополнять и углублять их; самостоятельное изучение новой информации, её переработка и применение в образовательной деятельности и общественной практике. Наличие опорных знаний, касающихся интересующей профессии; умение переноса усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности в новые условия. Совершенствование умения проявлять инициативу и выражать свою точку зрения. Включение приобретенных знаний в общую направленность личности и в систему ее жизненных перспектив, целей и планов.

Тема 2. Проблема воспитания трудолюбия как одна из ключевых в системе формирования личности. Формирование сознательного отношения к работе, стремления и умения постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Творческое отношение к работе. Воспитание трудолюбия как признака общечеловеческой морали. Развитие психофизиологических функций организма, значимых для трудовой, профессиональной деятельности, профессионально важных качеств личности общих (интеллектуальных, физических, творческих и т.д.) и специальных (математических, художественных и т.д.) способностей. Включение старшеклассников в реальные трудовые отношения в процессе творческой деятельности, накопление социального опыта в индивидуальном и коллективном свободном труде. Воспитание самостоятельности, инициативы, формирование готовности творчески решать проблемные ситуации. Овладение современными экологическими знаниями, формирование предприимчивости, участие в настоящей производственной деятельности. Воспитание культуры труда во всех ее проявлениях.

Тема 3. Знание основ профес­сионального мастерства и технологических основ предполагаемого направления профессиональной деятельности. Понимание цели и миссии интересующей профессии. Выбор данной деятельности в качестве постоянного занятия, превращение этого занятия в профессию. Овладение нормами выбранной деятельности, высокая степень работоспособности. Достижение стабильно высоких результатов. Профессиональные навыки. Социальная ответственность за результаты своих действий. Умение сотрудничать, вступать в контакты, коммуникабельность. Построение личной стратегии профессионального роста. Обогащение профессии средствами собственной изобретательности.

Тема 4. Карьерный рост. Динамика социально-экономических условий в российском обществе, влияющая на состояние рынка труда. Возрастающее значение личной субъективной активности индивида в выборе и реализации профессиональной карьеры. Трактовка дефиниции «профессиональная карьера». Выбор направления трудоустройства как одно из главных условий благополучной карьеры. Учет наличия профессиональных склонностей и способностей; знание рынка труда и его региональных особенностей; получение необходимого образования. Влияние профессионального роста и профессионального развития на рост карьерного уровня.

Тема 5. Прогнозирование перспективности избранной профессии. Осознание ценности честного труда. Понимание значимости честного труда. Общая ориентация в социально-экономической ситуации региона и страны (прогнозирование перспектив выбранного вида деятельности). Понимание необходимости получения профессионально­го образования. Выделение дальней профессиональной цели и ее согласование с другими важными жизненными целями (личными, семейными и т.д.). Собст­венные недостатки, которые могут повлиять на достижение намеченных целей и пути их преодоления. Резервные варианты выбора профессии на случай неудачного профессионального выбора.

Перечень практических мероприятий, содействующих усилению мотивации к профессиональному становлению и трудоустройству выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, предполагает:

- включение в вариативную часть программ профессиональной подготовки новых дисциплин и междисциплинарных курсов, отвечающих запросам работодателей соответствующего сектора экономики;

- привлечение профильных специалистов высших учебных заведений для чтения лекций по профессиональным модулям образовательных программ СПО;

- разработку тем курсового и дипломного проектирования, значимых для производства, и реализацию практической подготовки студентов на площадках предприятий-партнёров;

- привлечение предприятий-работодателей к заключению договоров о целевом обучении;

- создание современных мастерских по компетенциям «Ворлдскиллс» в рамках проекта «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования);

- привлечение студентов и школьников к участию в конкурсах, олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства по перспективным и востребованным специальностям. Полезность участия в таких мероприятиях подтверждается результатами мониторинга, по данным которого «от 41% до 44% студентов массовых профессий и специальностей СПО считают подготовку к участию в соревнованиях "Ворлдскиллс" полезной для их будущей трудовой деятельности, что указывает на достаточно широкое признание практической ценности данных мероприятий среди его потенциальных участников» [7, с. 2];

- развитие студенческого потенциала посредством участия в научно-практических конференциях, тренингах, образовательных форумах, например: «День карьеры в республике», «Я – предприниматель», с привлечением работодателей и состоявшихся в профессии успешных выпускников образовательных учреждений;

- получение дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки с целью расширения спектра трудоустройства;

- расширение представлений о региональном рынке труда, знакомство с требованиями специалистов центров занятости населения и кадровых агентств в ходе совместных «круглых столов» и встреч с руководителями местных органов самоуправления;

- презентация профильных предприятий посредством организации экскурсий и практической подготовки;

- внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;

- обучение по индивидуальной траектории, сочетающей участие в образовательном процессе и производственной деятельности по специальности, родственной с профессией или специальностью обучения;

- определение статуса молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, на профильных предприятиях.

Результативность всего комплекса мероприятий по профессиональной ориентации абитуриентов, профессиональному становлению и трудоустройству выпускников, получивших квалификацию по выбранному направлению профессионального образования, во многом зависит от деятельности по обеспечению максимально широкого информационного освещения в СМИ и сети Интернет. Также немаловажным представляется наличие обратной связи.

Заключение

Таким образом, практическая реализация комплексной системы содействия профессионализации студентов способствует успешной адаптации выпускников на рынке труда. Полученные знания и опыт способствуют четкому представлению профессиональных перспектив, целенаправленной подготовке к будущей профессиональной деятельности, достижению позитивных результатов личностного роста в профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Гурина И.А., Болатова З.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31927 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674