Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SUCCESS OF STUDYING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION: THE ENGINEERING STUDENTS’ EXPERIENCE

Lyz A.E. 1 Lyz N.A. 1 Neschadim I.O. 2
1 Southern Federal University, Engineering and Technological Academy
2 Federal State-funded Educational Institution of Higher Education Bauman Moscow State Technical University
The aiming of higher education institution for student success allows improving the training of specialists as well as the quality of education. This research is focused on studying the subjective success of engineering students by analyzing the experience of learners with different academic performance. Subjective educational success is understood as the student experience of engagement and independence in educational and professional activities, realizing basic needs in learning along with the students’ positive evaluative attitude to learning conditions and towards themselves as the subjects of activities and development. The results obtained allow us to state higher subjective success of learners with high academic excellence and define the experience of such students as more formed and favorable from the standpoint of further education, professional development and subjective well-being. Successful students are characterized by high academic performance, involvement and interest in learning, independence, confidence in their ability to work effectively, striving for professional and personal development, and satisfaction with learning. This brings us to the conclusion that the subjective and objective success may be regarded as two sides of the same phenomenon. Moreover, the analysis of students' experience enables us to identify the internal factors of academic performance, as well as to understand how much the educational program and the university environment contribute to students’ effective learning and development.
students
subjective success
student experience
satisfaction
engagement
autonomy
subjective well-being

Значимость инженерных кадров для технико-технологического развития страны требует модернизации их подготовки в организационном, содержательном, технологическом планах в соответствии с приоритетами государства, запросами рынка труда, новыми методологическими и педагогическими подходами, образовательными потребностями и особенностями самих обучающихся. Одной из актуальных идей, определяющих совершенствование образовательного процесса, является ориентация на студентов, на их опыт и успешность [1, 2]. Успешность как результативность деятельности и способность человека ее обеспечивать может рассматриваться с двух позиций: объективная успешность оценивается по степени достижения ожидаемых результатов, а субъективная определяется отношением самого человека к достижениям и отражается в самооценке, удовлетворенности собой и своей деятельностью [3]. В целом образовательная успешность представляет собой интегральную оценку эффективности учебной деятельности и характеризуется успеваемостью, готовностью к деятельности, навыками обучающихся и другими важными результатами обучения [4].

При рассмотрении высшего образования возникает вопрос: что относить к ценным результатам, достижение которых свидетельствует об успешности обучения? Традиционно используемые показатели академической успеваемости не всегда предсказывают успешность трудоустройства, профессиональной деятельности и развития. Это связано со спецификой образования как искусственной системы трансляции опыта, преимущественно ориентированной на знания и исполнительность студентов, а также с утратой самоценности отметок на фоне ориентации студентов на другие цели. Например, когда студенты совмещают обучение с работой и не стремятся к высоким оценкам, иногда даже имеют академические задолженности, однако обладают ценным профессионально-практическим опытом, навыками саморегуляции и саморазвития, позволяющими им быть весьма успешными в профессиональной сфере. В связи с этим в научных подходах к успешности значимыми становятся не только формальные показатели академической успеваемости и соблюдения учебной дисциплины, но и характеристики коммуникативной, профессиональной и социальной компетентности студентов, активное и сознательное отношение к ситуациям выбора, умение преодолевать учебные трудности, ощущение комфорта, наличие позитивных эмоций в процессе обучения и общения в университетской среде [5]. Как правило, исследования успехов студентов включают определение мотивации или вовлеченности, удовлетворенности обучением и академической успеваемости. Ученые уделяют особое внимание как когнитивным результатам обучения (глубокое понимание учебного материала, успеваемость), так и поведенческим (академический риск, связанный с выбыванием из вуза, поведенческая вовлеченность, проявляющаяся во вкладываемых усилиях, способности к выбору и настойчивости) [6]. В других моделях к когнитивным и поведенческим результатам добавляются социальные, связанные с благополучием и личностным ростом. Например, P. Benckendorff с соавторами включает в число результатов вовлеченность, удержание студентов, студенческий прогресс, удовлетворенность, достижение результатов обучения, результаты трудоустройства, личностный рост и профессиональное развитие [7].

Проведенный обзор показывает, что оценка успешности обучения невозможна без анализа опыта студентов, который позволяет посмотреть на процесс обучения с точки зрения самих обучающихся: как они сами оценивают результативность своей деятельности, удовлетворяются ли их образовательные и социальные потребности, насколько комфортно им в этом процессе. При этом комфортность не равнозначна легкости обучения, она связана с параметрами учебной деятельности, соответствующей актуальным потребностям студента, и со средой, в которой он может раскрыть и реализовать свой потенциал [8]. Помимо этого, важность анализа и учета образовательного опыта студентов заключается в его взаимосвязях с объективными показателями успешности. Так, институциональные показатели академической успеваемости и сохранения контингента связаны с вовлеченностью студентов, а также с другими аспектами студенческого опыта. Психосоциальные факторы принадлежности к курсу, эмоций, благополучия и самоэффективности повышают вовлеченность, что приводит к положительным академическим и социальным результатам [1]. Центральной составляющей опыта студентов признается вовлеченность – это переменная процесса, которая, с одной стороны, определяется предшествующими факторами (например, социальной поддержкой, целями студентов, восприятием учебной среды, предыдущими академическими достижениями), с другой – влияет на результаты обучения (оценки и удовлетворенность) [9]. Более того, с вовлеченностью в деятельность также связано удовлетворение базовых потребностей в автономии, социальной связанности и компетентности, определяющее субъективное благополучие человека [10], что также немаловажно с точки зрения ощущения успешности. Согласно теории самодетерминации [10], потребность в автономии удовлетворяется, когда студенты могут действовать в соответствии со своими собственными ценностями и целями, могут думать и чувствовать независимо. Удовлетворение потребности в социальной связанности предполагает поддержку со стороны преподавателей и других студентов. Потребность в компетентности удовлетворяется, когда студенты уверены в эффективности своей деятельности, испытывают успех в учебе, когда они смогут расширить свои способности.

Таким образом, под субъективной образовательной успешностью будем понимать студенческий опыт вовлеченности и самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности, реализации в обучении базовых потребностей, а также позитивное оценочное отношение студента к условиям обучения и себе как субъекту деятельности и развития. На основании теоретического обзора предполагается, что субъективная успешность связана с объективными академическими показателями. Однако восприятие студентами – будущими инженерами и ИТ-специалистами собственного обучения с позиции опыта, формирующего успешность, в науке детально не изучено. Наш интерес к студентам именно технических направлений подготовки, включая информационные технологии, обусловлен следующим. С одной стороны, значимыми условиями достижения обучающимися учебной и социальной успешности являются высокий уровень субъектности, автономность личности в образовательном процессе, мотивация на достижение успеха [3]. С другой стороны, внутренняя мотивация, универсальные компетенции, рефлексивность и другие субъектные качества, являющиеся внутренними факторами достижения успеха, у таких обучающихся часто развиты недостаточно [11, 12].

Цель исследования: изучить и охарактеризовать субъективную образовательную успешность студентов технических направлений посредством сравнительного анализа опыта обучающихся с разной академической успеваемостью.

Материал и методы исследования

В исследовании использован метод опроса, реализованный в онлайновой форме. Авторская анкета включала 48 вопросов, соотносимых с восемью составляющими образовательного опыта студентов: 1) вовлеченность как качество вкладываемых усилий и заинтересованность в обучении; 2) самостоятельность в обучении, включая целеполагание, планирование, самоконтроль и коррекцию деятельности; 3) автономия – возможность реализации деятельности в соответствии со своими интересами; 4) воспринимаемая социальная поддержка от преподавателей и сокурсников; 5) удовлетворенность условиями обучения; 6) самооценка формирующихся компетенций и развития; 7) самоэффективность – уверенность в своих способностях к эффективной деятельности; 8) стремление к профессиональному и личностному развитию. Респонденты оценивали предлагаемые утверждения по 5-балльной шкале Лайкерта от «Совершенно не согласен» до «Совершенно согласен». Также у студентов запрашивались социально-демографическая информация и сведения об их успеваемости и дальнейших планах. В обработке результатов использовались методы описательной математической статистики, t-критерий Стьюдента.

В исследовании приняли добровольное участие 203 студента (148 юношей и 55 девушек) 1–4-х курсов двух вузов (Южного федерального университета и Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана), обучающиеся по техническим направлениям, включая информационные технологии, на уровнях бакалавриата (155 человек) и специалитета (48 человек). Возраст респондентов – 18–23 года (средний 19,0 года).

Результаты исследования и их обсуждение

Из всей выборки выделены две подвыборки студентов с высокой и низкой успеваемостью: 1) обучающихся только на «отлично» или на «хорошо» и «отлично» (111 человек) и 2) имеющих «удовлетворительно» и/или академические задолженности (92 человека). Средние оценки по составляющим опыта студентов представлены в таблице.

Образовательный опыт студентов с разной успеваемостью

Составляющие опыта студентов

Подвыборка 1

Подвыборка 2

Вся выборка

Вовлеченность

3,03

2,78

2,92

Самостоятельность в обучении

3,82

3,66

3,75

Автономия

3,67

3,48

3,58

Воспринимаемая социальная поддержка

3,56

3,37

3,47

Удовлетворенность обучением

3,80

3,57

3,70

Самооценка компетенций и развития

4,06

3,91

3,99

Самоэффективность

4,01

3,66

3,85

Стремление к развитию

3,78

3,53

3,66

Примечание: полужирным шрифтом выделены достоверные различия, значимые на уровне р<0,01.

Результаты ранжирования полученных средних оценок по составляющим опыта показывают, что опрошенные студенты независимо от успеваемости наиболее высоко оценили свои компетенции, профессиональный и личностный рост, а также самоэффективность – свою способность к результативной деятельности, что говорит о позитивном взгляде на себя и свое развитие. Наиболее низкие баллы получила вовлеченность – оценка качества вкладываемых усилий и заинтересованности в обучении. Это можно объяснить преобладанием престижно-материальных мотивов поступления в вуз и недостатком внутренней мотивации обучающихся технических направлений [2, 11], а также такими особенностями цифрового поколения, как неустойчивость интересов и недостаточная заинтересованность в профессиональных достижениях, требующих усилий [13].

Сравнительный анализ подвыборок свидетельствует о том, что образовательный опыт академически более успешных студентов по всем составляющим более благоприятен. Проверка достоверности различий показала, что студенты с высокой успеваемостью значимо отличаются от студентов второй подвыборки по вовлеченности, самостоятельности, удовлетворенности обучением, самоэффективности, стремлению к профессиональному и личностному развитию. Анализ достоверных различий по отдельным утверждениям анкеты показывает, что высокоуспевающие студенты более уверенно планируют свою учебную деятельность и контролируют свой прогресс; изменяют свою стратегию обучения, если у них что-то не получается; участвуют в необязательных, но полезных для своего развития мероприятиях; самостоятельно накапливают опыт, общаясь с другими людьми или используя интернет-ресурсы. Они уверены, что в процессе обучения решают сложные и интересные задачи, тщательно выполняют учебные задания и могут в вузе реализовать свои интересы. Успешные студенты отмечают, что интерес к предметной области, в которой они специализируются, не снижается, а курсы вдохновляют их на дальнейшее изучение этой тематики. Также их привлекает участие в реальных проектах; они хотели бы освоить дополнительную программу или онлайн-курс, чтобы расширить свои компетенции. Студенты с высокой успеваемостью по сравнению с остальными более уверены в том, что их способностей достаточно, чтобы освоить даже самые сложные дисциплины, а также в том, что сокурсники или преподаватели окажут помощь, если у них возникнут трудности. Они весьма довольны организацией учебного процесса в вузе, возможностями профессионально-практической деятельности, качеством преподавания и методического обеспечения, взаимоотношениями студентов, преподавателей, сотрудников, а также своей студенческой жизнью.

Полагаем, что одним из важных факторов субъективной и объективной успешности студентов являются сформированные профессиональные планы и намерения. Так, среди студентов с высокой успеваемостью значительно больше тех, кто планирует после окончания вуза работать по специальности или в близкой к ней сфере (70,3% против 48,9% среди студентов с низкой успеваемостью), и значительно меньше тех, у кого нет четких планов относительно будущей учебы или трудовой деятельности (5,4% против 20,7%). Освоить данную образовательную программу, но в дальнейшем работать или учиться в другой профессиональной сфере собираются 8,1% и 9,8%; получить диплом, а потом принимать решение о работе планируют 14,4% и 17,4% опрошенных студентов соответственно.

Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать более высокую субъективную успешность обучающихся технических направлений с высокой академической успеваемостью и охарактеризовать опыт таких студентов как более сформированный и благоприятный в плане дальнейшего обучения, профессионального развития и субъективного благополучия. Данный вывод согласуется с результатами других исследований, показавших, что, с одной стороны, вовлеченность в учебную деятельность, реализация в ней образовательных и социальных потребностей, стремление к развитию, а также удовлетворенность и уверенность в успешности своей деятельности влияют на результативность обучения, а с другой стороны, академическая успешность укрепляет у студентов веру в себя и повышает удовлетворенность [1, 9]. Однако анализ успешности нельзя сводить к академической успеваемости. Помимо результатов образования, отраженных в отметках, для успешности весьма важна позитивность субъективного восприятия обучения студентом. Благоприятность образовательного опыта свидетельствует о том, что студент находится в среде, соответствующей его интересам, возможностям, задачам профессиональной и личностной самореализации, а также в социальном пространстве, где есть единомышленники и где ему комфортно развиваться. Это и служит основанием субъективного ощущения успеха, дополняющего внешний успех в образовательной деятельности.

Заключение

Изучение субъективной образовательной успешности студентов посредством анализа опыта обучающихся с разной академической успеваемостью позволяет говорить о том, что субъективная и объективная успешность взаимосвязаны и могут рассматриваться как две стороны одного феномена. Успешные студенты характеризуются как высокой успеваемостью, так и вовлеченностью и заинтересованностью в обучении, самостоятельностью и уверенностью в своих способностях к эффективной деятельности, стремлением к профессиональному и личностному развитию и высокой удовлетворенностью обучением.

Полученные результаты требуют обратить особое внимание на вовлеченность студентов – будущих инженеров и ИТ-специалистов в учебную деятельность. При высокой значимости вовлеченности для успешности обучения более половины опрошенных продемонстрировали ее низкий уровень. Можно выдвинуть предположение о важной роли намерений студентов работать по специальности в успешности обучения в вузе, в том числе и в формировании вовлеченности, требующее проверки в дальнейших исследованиях. Результаты исследования дополняют научные представления об образовательной успешности и расширяют понимание опыта студентов и его составляющих. Анализ опыта обучающихся как индикатора субъективной успешности позволяет выявить внутренние факторы, определяющие успеваемость студентов, а также понять, какой психологической ценой достигаются результаты обучения, насколько образовательная программа и вузовская среда вовлекают студентов в процесс освоения знаний и умений, способствуя эффективному профессионально-личностному развитию.

Авторы выражают благодарность О.Н. Истратовой и Е.В. Голубевой за участие в разработке анкеты.