Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ОПЫТ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Лызь А.Е. 1 Лызь Н.А. 1 Нещадим И.О. 2
1 ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", Инженерно-технологическая академия
2 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
Ориентация вуза на успешность студентов позволяет совершенствовать подготовку специалистов и повышать качество образования. Исследование направлено на изучение субъективной успешности студентов технических направлений посредством анализа опыта обучающихся с разной академической успеваемостью. Под субъективной образовательной успешностью понимаются студенческий опыт вовлеченности и самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности, реализации в обучении базовых потребностей, а также позитивное оценочное отношение студента к условиям обучения и к себе как субъекту деятельности и развития. Полученные результаты позволяют констатировать более высокую субъективную успешность обучающихся с высокой академической успеваемостью и охарактеризовать опыт таких студентов как более сформированный и благоприятный с позиции дальнейшего обучения, профессионального развития и субъективного благополучия. Успешные студенты характеризуются высокой успеваемостью, вовлеченностью и заинтересованностью в обучении, самостоятельностью, уверенностью в своих способностях к эффективной деятельности, стремлением к профессиональному и личностному развитию и удовлетворенностью обучением. Это позволяет сделать вывод о том, что субъективная и объективная успешность могут рассматриваться как две стороны одного феномена. При этом анализ опыта обучающихся позволяет выявить внутренние факторы успеваемости, а также понять, насколько образовательная программа и вузовская среда способствуют эффективному обучению и развитию студентов.
студенты
субъективная успешность
опыт обучающихся
удовлетворенность
вовлеченность
самостоятельность
субъективное благополучие
1. Picton C., Kahu E., Nelson K. “Hardworking, Determined and Happy”: First-Year Students’ Understanding and Experience of Success. Higher Education Research & Development. 2018. vol. 37. no 6. P. 1260-1273. DOI: 10.1080/07294360.2018.1478803.
2. Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания первокурсников от обучения в вузе // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 96–105. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-96-105.
3. Галацкова И.А., Петренко Е.Л. Учебная и социальная успешность обучающихся в университетских классах: изучение и условия достижения // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 75-80. DOI: 10.33065/2307-1052-2020-2-32-75-80.
4. Карлова Е.Н., Талынёв В.Е. Социальные факторы образовательной успешности курсантов военных вузов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 92–102. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-92-102.
5. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 64–80. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80.
6. Zusho A. Toward an integrated model of student learning in the college classroom. Educational Psychology Review. 2017. vol. 29. Р. 301-324. DOI: 10.1007/s10648-017-9408-4.
7. Benckendorff P., Ruhanen L., Scott N. Deconstructing the student experience: a conceptual framework. Journal of Hospitality and Tourism Management. 2009. vol. 16. no. 1. Р. 84-93. DOI: 10.1375/jhtm.16.1.84.
8. Котрухова Р.И. Педагогические условия организации комфортной учебной деятельности студентов вуза: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2014. 274 с.
9. Kahu E.R. Framing student engagement in higher education. Studies in higher education, 2013. vol. 38. no 5. P. 758-773. DOI: 10.1080/03075079.2011.598505.
10. Vansteenkiste M., Ryan R.M., Soenens B. Basic psychological need theory: advancements, critical themes, and future directions. Motivation and Emotion. 2020. vol. 44. no 1. P. 1-31. DOI: 10.1007/s11031-019-09818-1.
11. Лызь Н.А., Нещадим И.О. Мотивация поступления в вуз как фактор компетентностно-ориентированного обучения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10. № 1. С. 13–19. DOI: 10.14529/ped180102.
12. Михайлова С.В. О проблеме развития надпрофессиональных компетенций у обучающихся технических направлений // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30308 (дата обращения: 04.07.2022).
13. Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Цифровое поколение: трудности студентов и пути их преодоления // Педагогика. 2022. Т. 86. № 6. С. 86–94.

Значимость инженерных кадров для технико-технологического развития страны требует модернизации их подготовки в организационном, содержательном, технологическом планах в соответствии с приоритетами государства, запросами рынка труда, новыми методологическими и педагогическими подходами, образовательными потребностями и особенностями самих обучающихся. Одной из актуальных идей, определяющих совершенствование образовательного процесса, является ориентация на студентов, на их опыт и успешность [1, 2]. Успешность как результативность деятельности и способность человека ее обеспечивать может рассматриваться с двух позиций: объективная успешность оценивается по степени достижения ожидаемых результатов, а субъективная определяется отношением самого человека к достижениям и отражается в самооценке, удовлетворенности собой и своей деятельностью [3]. В целом образовательная успешность представляет собой интегральную оценку эффективности учебной деятельности и характеризуется успеваемостью, готовностью к деятельности, навыками обучающихся и другими важными результатами обучения [4].

При рассмотрении высшего образования возникает вопрос: что относить к ценным результатам, достижение которых свидетельствует об успешности обучения? Традиционно используемые показатели академической успеваемости не всегда предсказывают успешность трудоустройства, профессиональной деятельности и развития. Это связано со спецификой образования как искусственной системы трансляции опыта, преимущественно ориентированной на знания и исполнительность студентов, а также с утратой самоценности отметок на фоне ориентации студентов на другие цели. Например, когда студенты совмещают обучение с работой и не стремятся к высоким оценкам, иногда даже имеют академические задолженности, однако обладают ценным профессионально-практическим опытом, навыками саморегуляции и саморазвития, позволяющими им быть весьма успешными в профессиональной сфере. В связи с этим в научных подходах к успешности значимыми становятся не только формальные показатели академической успеваемости и соблюдения учебной дисциплины, но и характеристики коммуникативной, профессиональной и социальной компетентности студентов, активное и сознательное отношение к ситуациям выбора, умение преодолевать учебные трудности, ощущение комфорта, наличие позитивных эмоций в процессе обучения и общения в университетской среде [5]. Как правило, исследования успехов студентов включают определение мотивации или вовлеченности, удовлетворенности обучением и академической успеваемости. Ученые уделяют особое внимание как когнитивным результатам обучения (глубокое понимание учебного материала, успеваемость), так и поведенческим (академический риск, связанный с выбыванием из вуза, поведенческая вовлеченность, проявляющаяся во вкладываемых усилиях, способности к выбору и настойчивости) [6]. В других моделях к когнитивным и поведенческим результатам добавляются социальные, связанные с благополучием и личностным ростом. Например, P. Benckendorff с соавторами включает в число результатов вовлеченность, удержание студентов, студенческий прогресс, удовлетворенность, достижение результатов обучения, результаты трудоустройства, личностный рост и профессиональное развитие [7].

Проведенный обзор показывает, что оценка успешности обучения невозможна без анализа опыта студентов, который позволяет посмотреть на процесс обучения с точки зрения самих обучающихся: как они сами оценивают результативность своей деятельности, удовлетворяются ли их образовательные и социальные потребности, насколько комфортно им в этом процессе. При этом комфортность не равнозначна легкости обучения, она связана с параметрами учебной деятельности, соответствующей актуальным потребностям студента, и со средой, в которой он может раскрыть и реализовать свой потенциал [8]. Помимо этого, важность анализа и учета образовательного опыта студентов заключается в его взаимосвязях с объективными показателями успешности. Так, институциональные показатели академической успеваемости и сохранения контингента связаны с вовлеченностью студентов, а также с другими аспектами студенческого опыта. Психосоциальные факторы принадлежности к курсу, эмоций, благополучия и самоэффективности повышают вовлеченность, что приводит к положительным академическим и социальным результатам [1]. Центральной составляющей опыта студентов признается вовлеченность – это переменная процесса, которая, с одной стороны, определяется предшествующими факторами (например, социальной поддержкой, целями студентов, восприятием учебной среды, предыдущими академическими достижениями), с другой – влияет на результаты обучения (оценки и удовлетворенность) [9]. Более того, с вовлеченностью в деятельность также связано удовлетворение базовых потребностей в автономии, социальной связанности и компетентности, определяющее субъективное благополучие человека [10], что также немаловажно с точки зрения ощущения успешности. Согласно теории самодетерминации [10], потребность в автономии удовлетворяется, когда студенты могут действовать в соответствии со своими собственными ценностями и целями, могут думать и чувствовать независимо. Удовлетворение потребности в социальной связанности предполагает поддержку со стороны преподавателей и других студентов. Потребность в компетентности удовлетворяется, когда студенты уверены в эффективности своей деятельности, испытывают успех в учебе, когда они смогут расширить свои способности.

Таким образом, под субъективной образовательной успешностью будем понимать студенческий опыт вовлеченности и самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности, реализации в обучении базовых потребностей, а также позитивное оценочное отношение студента к условиям обучения и себе как субъекту деятельности и развития. На основании теоретического обзора предполагается, что субъективная успешность связана с объективными академическими показателями. Однако восприятие студентами – будущими инженерами и ИТ-специалистами собственного обучения с позиции опыта, формирующего успешность, в науке детально не изучено. Наш интерес к студентам именно технических направлений подготовки, включая информационные технологии, обусловлен следующим. С одной стороны, значимыми условиями достижения обучающимися учебной и социальной успешности являются высокий уровень субъектности, автономность личности в образовательном процессе, мотивация на достижение успеха [3]. С другой стороны, внутренняя мотивация, универсальные компетенции, рефлексивность и другие субъектные качества, являющиеся внутренними факторами достижения успеха, у таких обучающихся часто развиты недостаточно [11, 12].

Цель исследования: изучить и охарактеризовать субъективную образовательную успешность студентов технических направлений посредством сравнительного анализа опыта обучающихся с разной академической успеваемостью.

Материал и методы исследования

В исследовании использован метод опроса, реализованный в онлайновой форме. Авторская анкета включала 48 вопросов, соотносимых с восемью составляющими образовательного опыта студентов: 1) вовлеченность как качество вкладываемых усилий и заинтересованность в обучении; 2) самостоятельность в обучении, включая целеполагание, планирование, самоконтроль и коррекцию деятельности; 3) автономия – возможность реализации деятельности в соответствии со своими интересами; 4) воспринимаемая социальная поддержка от преподавателей и сокурсников; 5) удовлетворенность условиями обучения; 6) самооценка формирующихся компетенций и развития; 7) самоэффективность – уверенность в своих способностях к эффективной деятельности; 8) стремление к профессиональному и личностному развитию. Респонденты оценивали предлагаемые утверждения по 5-балльной шкале Лайкерта от «Совершенно не согласен» до «Совершенно согласен». Также у студентов запрашивались социально-демографическая информация и сведения об их успеваемости и дальнейших планах. В обработке результатов использовались методы описательной математической статистики, t-критерий Стьюдента.

В исследовании приняли добровольное участие 203 студента (148 юношей и 55 девушек) 1–4-х курсов двух вузов (Южного федерального университета и Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана), обучающиеся по техническим направлениям, включая информационные технологии, на уровнях бакалавриата (155 человек) и специалитета (48 человек). Возраст респондентов – 18–23 года (средний 19,0 года).

Результаты исследования и их обсуждение

Из всей выборки выделены две подвыборки студентов с высокой и низкой успеваемостью: 1) обучающихся только на «отлично» или на «хорошо» и «отлично» (111 человек) и 2) имеющих «удовлетворительно» и/или академические задолженности (92 человека). Средние оценки по составляющим опыта студентов представлены в таблице.

Образовательный опыт студентов с разной успеваемостью

Составляющие опыта студентов

Подвыборка 1

Подвыборка 2

Вся выборка

Вовлеченность

3,03

2,78

2,92

Самостоятельность в обучении

3,82

3,66

3,75

Автономия

3,67

3,48

3,58

Воспринимаемая социальная поддержка

3,56

3,37

3,47

Удовлетворенность обучением

3,80

3,57

3,70

Самооценка компетенций и развития

4,06

3,91

3,99

Самоэффективность

4,01

3,66

3,85

Стремление к развитию

3,78

3,53

3,66

Примечание: полужирным шрифтом выделены достоверные различия, значимые на уровне р<0,01.

Результаты ранжирования полученных средних оценок по составляющим опыта показывают, что опрошенные студенты независимо от успеваемости наиболее высоко оценили свои компетенции, профессиональный и личностный рост, а также самоэффективность – свою способность к результативной деятельности, что говорит о позитивном взгляде на себя и свое развитие. Наиболее низкие баллы получила вовлеченность – оценка качества вкладываемых усилий и заинтересованности в обучении. Это можно объяснить преобладанием престижно-материальных мотивов поступления в вуз и недостатком внутренней мотивации обучающихся технических направлений [2, 11], а также такими особенностями цифрового поколения, как неустойчивость интересов и недостаточная заинтересованность в профессиональных достижениях, требующих усилий [13].

Сравнительный анализ подвыборок свидетельствует о том, что образовательный опыт академически более успешных студентов по всем составляющим более благоприятен. Проверка достоверности различий показала, что студенты с высокой успеваемостью значимо отличаются от студентов второй подвыборки по вовлеченности, самостоятельности, удовлетворенности обучением, самоэффективности, стремлению к профессиональному и личностному развитию. Анализ достоверных различий по отдельным утверждениям анкеты показывает, что высокоуспевающие студенты более уверенно планируют свою учебную деятельность и контролируют свой прогресс; изменяют свою стратегию обучения, если у них что-то не получается; участвуют в необязательных, но полезных для своего развития мероприятиях; самостоятельно накапливают опыт, общаясь с другими людьми или используя интернет-ресурсы. Они уверены, что в процессе обучения решают сложные и интересные задачи, тщательно выполняют учебные задания и могут в вузе реализовать свои интересы. Успешные студенты отмечают, что интерес к предметной области, в которой они специализируются, не снижается, а курсы вдохновляют их на дальнейшее изучение этой тематики. Также их привлекает участие в реальных проектах; они хотели бы освоить дополнительную программу или онлайн-курс, чтобы расширить свои компетенции. Студенты с высокой успеваемостью по сравнению с остальными более уверены в том, что их способностей достаточно, чтобы освоить даже самые сложные дисциплины, а также в том, что сокурсники или преподаватели окажут помощь, если у них возникнут трудности. Они весьма довольны организацией учебного процесса в вузе, возможностями профессионально-практической деятельности, качеством преподавания и методического обеспечения, взаимоотношениями студентов, преподавателей, сотрудников, а также своей студенческой жизнью.

Полагаем, что одним из важных факторов субъективной и объективной успешности студентов являются сформированные профессиональные планы и намерения. Так, среди студентов с высокой успеваемостью значительно больше тех, кто планирует после окончания вуза работать по специальности или в близкой к ней сфере (70,3% против 48,9% среди студентов с низкой успеваемостью), и значительно меньше тех, у кого нет четких планов относительно будущей учебы или трудовой деятельности (5,4% против 20,7%). Освоить данную образовательную программу, но в дальнейшем работать или учиться в другой профессиональной сфере собираются 8,1% и 9,8%; получить диплом, а потом принимать решение о работе планируют 14,4% и 17,4% опрошенных студентов соответственно.

Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать более высокую субъективную успешность обучающихся технических направлений с высокой академической успеваемостью и охарактеризовать опыт таких студентов как более сформированный и благоприятный в плане дальнейшего обучения, профессионального развития и субъективного благополучия. Данный вывод согласуется с результатами других исследований, показавших, что, с одной стороны, вовлеченность в учебную деятельность, реализация в ней образовательных и социальных потребностей, стремление к развитию, а также удовлетворенность и уверенность в успешности своей деятельности влияют на результативность обучения, а с другой стороны, академическая успешность укрепляет у студентов веру в себя и повышает удовлетворенность [1, 9]. Однако анализ успешности нельзя сводить к академической успеваемости. Помимо результатов образования, отраженных в отметках, для успешности весьма важна позитивность субъективного восприятия обучения студентом. Благоприятность образовательного опыта свидетельствует о том, что студент находится в среде, соответствующей его интересам, возможностям, задачам профессиональной и личностной самореализации, а также в социальном пространстве, где есть единомышленники и где ему комфортно развиваться. Это и служит основанием субъективного ощущения успеха, дополняющего внешний успех в образовательной деятельности.

Заключение

Изучение субъективной образовательной успешности студентов посредством анализа опыта обучающихся с разной академической успеваемостью позволяет говорить о том, что субъективная и объективная успешность взаимосвязаны и могут рассматриваться как две стороны одного феномена. Успешные студенты характеризуются как высокой успеваемостью, так и вовлеченностью и заинтересованностью в обучении, самостоятельностью и уверенностью в своих способностях к эффективной деятельности, стремлением к профессиональному и личностному развитию и высокой удовлетворенностью обучением.

Полученные результаты требуют обратить особое внимание на вовлеченность студентов – будущих инженеров и ИТ-специалистов в учебную деятельность. При высокой значимости вовлеченности для успешности обучения более половины опрошенных продемонстрировали ее низкий уровень. Можно выдвинуть предположение о важной роли намерений студентов работать по специальности в успешности обучения в вузе, в том числе и в формировании вовлеченности, требующее проверки в дальнейших исследованиях. Результаты исследования дополняют научные представления об образовательной успешности и расширяют понимание опыта студентов и его составляющих. Анализ опыта обучающихся как индикатора субъективной успешности позволяет выявить внутренние факторы, определяющие успеваемость студентов, а также понять, какой психологической ценой достигаются результаты обучения, насколько образовательная программа и вузовская среда вовлекают студентов в процесс освоения знаний и умений, способствуя эффективному профессионально-личностному развитию.

Авторы выражают благодарность О.Н. Истратовой и Е.В. Голубевой за участие в разработке анкеты.


Библиографическая ссылка

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Нещадим И.О. УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ОПЫТ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31915 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674