Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

READINESS OF THE FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS FOR CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES WHEN STUDYING AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Lyubimova E.S. 1 Smykovskaya T.K. 1
1 FGBOU VO "Volgograd state socio-pedagogical University"
The requirements for a new generation teacher are increasing every day, the Federal State Educational Standards, professional standards are changing, inclusive classes are opening, educational resource centers for children with disabilities are being created, special learning conditions are being created for students with disabilities. The issue of the readiness of subject teachers for correctional and pedagogical activities, in particular, mathematics teachers, becomes topical. Mathematics in the educational program of high school has always occupied one of the main places. The obtained subject knowledge and knowledge about correctional and pedagogical activities contribute to the conscious and purposeful formation of readiness for correctional and pedagogical activities among future subject teachers. The authors substantiate that in the lessons of mathematics, the teacher is able to correct the shortcomings of the cognitive sphere and personal qualities of the child, while improving the subject preparation. This article presents an analysis of the specifics of the organization of the educational process in the preparation of future mathematics teachers to work with children with special educational needs, in order to develop competencies in bachelors that contribute to the formation of skills to teach children with disabilities, taking into account individual social, age and psychophysical characteristics in accordance with GEF SOO for children with disabilities. The team of authors in this article determines the structure and composition of the components of the readiness of future mathematics teachers for correctional and pedagogical activities; criteria, levels and indicators of the formation of this type of readiness. A description of the directions of work on the formation of the readiness of future teachers of mathematics for correctional and pedagogical activities is given.
correctional and pedagogical activity
teacher readiness
components of readiness
levels of readiness
skills of the future mathematics teacher
students with special educational needs
means
methods
limited health opportunities

Согласно Концепции модернизации образования, реформа системы специального образования в настоящее время осуществляется в соответствии с мировыми тенденциями экономического развития. Концептуальная задача данной реформы заключается в реализации конституционного права доступа к формам образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Начиная с сентября 2016 г. осуществляется поэтапный ввод новых ФГОС, в которых делается акцент на обучение детей с ОВЗ [1, 2].

Подготовка учителей к коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с обозначенными требованиями Министерства просвещения к педагогам, учетом внедрения новых ФГОС основного и среднего общего образования является весьма актуальной. На сегодняшний день вопрос обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья стоит перед каждой образовательной организацией. Повышаются требования к личности учителя и его профессиональной подготовке, существенно меняется социальный заказ, основанный на реалиях современной действительности и запросах общественности.

Основной предметной областью в структуре образовательной программы средней школы является «Математика и информатика». Следовательно, максимальное использование математических знаний и освоение способов выполнения операций с предметным содержанием при решении математических задач дают возможность влиять на уровень развития детей с ОВЗ, корригируя недостатки познавательной сферы учащихся. На повышение уровня развития детей с ОВЗ оказывает влияние формирование таких умений, как планировать процесс, прогнозировать его результат и доводить до конца начатое дело. В связи с этим можно сделать вывод, что без специальной подготовки учителя математики к коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ добиться успеха в развитии таких детей невозможно.

Проблема готовности к деятельности, выделение ее основных компонентов уже несколько десятилетий вызывают интерес в психолого-педагогической среде. Основной теоретико-методологической базой являются труды таких ученых, как В.А. Сластенина, А.А.Деркач, Т.В. Иванова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, Н.В. Нижегородцева, Ю.П.Поваренкова.

Цель исследования: на основе теоретико-методологического анализа и практического опыта определить готовность будущего учителя математики к коррекционно-педагогической деятельности при обучении в педагогическом вузе, критерии, уровни и показатели готовности к данной деятельности.

Материал и методы исследования: научные и методические публикации по проблеме исследования в области истории, педагогики и психологии, дефектологии и социологии. Методами исследования выступили: разработанное авторами анкетирование через Google формы (направленное на определение уровня готовности к коррекционно-педагогической деятельности), метод теоретического анализа и синтеза.

Анализ исследований позволил выделить четыре основных подхода к раскрытию сущности понятия «готовность»: 1) как психологическая установка к деятельности (Д.Н.Узнадзе); 2)как социальная установка (Ю.Н. Кулюткин, В.А. Ядов); 3)как подготовленность (М.И. Дьяченко, В.А. Крутецкий) [3]; 4)как интеграция полученного опыта деятельности личности, ее самореализации и способностей человека, наделенных ею от природы (В.П. Беспалько).

Ю.А.Грачев подчеркивает: «Состояние готовности человека к деятельности аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия, она является обязательным условием не только ее начала, но и эффективного продолжения» [4]. Исследователь отмечает, что эффективная практика профессиональной готовности специалиста зависит от его психологической готовности. Постановка цели является первой ступенью состояния готовности к деятельности, после чего специалист разрабатывает план, модель и алгоритмы действий, которые предстоит выполнить. Второй ступенью идут определение средств, направленных на решение разработанных действий, рефлексия полученных результатов и первоначальных задач, корректировка действий для достижения цели. При этом ведущим служит мотив, обеспечивающий проявление и изменение готовности. Готовность зависит от подготовки человека к конкретной деятельности и меняется в зависимости от этапа подготовки [4].

В научных исследованиях Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, К.К. Платонова мы наблюдаем различные подходы к проблеме готовности к деятельности вообще; М.А.Афанасьева, Р.Б. Богдашевского, Е.А. Климова, В.А.Сластёнина – к профессиональной деятельности в частности; В.Г. Зазыкина, В.Н. Кузнецова, А.Н.Лисняк – к готовности к деятельности в особых ситуациях; О.В. Тумашева описывает готовность будущего учителя математики к реализации системно-деятельностного подхода [5].

Изучение и анализ различных фундаментальных и прикладных исследований таких педагогов и психологов, как А.Д.Гонеев, В.М. Добряков, Т.В. Добудько, М.И. Жалдак, Т.А.Креславская, В.М. Симонов, В.А.Сластенин, Н.В. Ходякова и иные, посвященных проблеме формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, позволили нам предположить, что содержание готовности бакалавра педагогического образования, будущего учителя математики, к коррекционно-педагогической деятельности основывается на следующих интегративных компонентах (табл. 1): мотивационном, когнитивном, операциональном [6].

Таблица 1

Структура готовности бакалавров педагогического образования (направление «Математика») к коррекционно-педагогической деятельности

Интегративные компоненты готовности к коррекционно-педагогической деятельности

Когнитивный

Операциональный

Мотивационный

– знание характеристики и специфики профессиональной деятельности при работе с лицами с нарушениями в развитии;

– теоретические знания о методической системе обучения и коррекционно-педагогической деятельности с лицами с ОВЗ;

– знание методики реализации требований личностно ориентированного образовательного процесса в структуре собственной профессиональной деятельности с данной категорией лиц;

– умение выделять конкретное в контексте информационного сообщения для осмысления относительного характера знаний и построения систематического знания;

– умения мыслительной деятельности (анализировать, абстрагировать, классифицировать и др.)

– сформированность умений строить положительные эмоциональные отношения к детям, проявлять общечеловеческие ценности; коммуникативные способности при решении профессиональных задач;

– организаторские и регулятивные умения, реализация которых предусматривает знания основ специальной психологии, педагогики и методик обучения;

– владение способами и приемами коррекционно-педагогической деятельности;

– умение корригировать нарушения в развитии у лиц с ОВЗ;

– владение методами и приемами коррекционно-педагогической деятельности;

– осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ

– потребность в овладении системой знаний и опытом осуществления коррекционно-педагогической деятельности;

– осознание значимости деятельности учителя математики в обучении лиц с ОВЗ как для общества, так и для профессионального саморазвития;

– стремление помочь лицам с отклонениями в развитии, скорректировать физические и психические нарушения;

– убежденность в необходимости овладения профессиональными компетенциями;

– способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности;

– потребность личности в высокой и продуктивной оценке ее деятельности;

– стремление реализовать себя в различных видах коррекционно-педагогической деятельности

Мотивационный компонент готовности к коррекционно-педагогической деятельности будущего учителя математики заключается в отношении к своей профессии, основанной на изучении, образовании и социализации детей с ОВЗ. В составе данного компонента мы определили такие мотивы, как стремление к овладению знаниями и умениями, необходимыми для реализации при коррекционно-педагогической деятельности; желание и способность к применению полученных знаний и умений в деятельности; готовность передать полученные знания обучающимся; адекватная оценка своих возможностей; установка на готовность учителя математики осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность, направленную на личностное развитие ребенка; желание помочь детям с ОВЗ улучшить физическое и психическое состояние, способствовать саморазвитию личности ребенка с ОВЗ; устойчивая профессиональная направленность; активная позиция в вопросе овладения профессиональными компетенциями; потребность в креативной деятельности, получающей высокую оценку в профессиональном сообществе; желание осуществить работу в различных видах педагогической деятельности.

Е.С. Любимова, Т.К. Смыковская выделили базовые методологические знания, входящие в когнитивный компонент готовности будущего учителя математики к коррекционно-педагогической деятельности: «знание природы профессиональной деятельности и особенностей их реализации в современных социокультурных условиях» [4]; знания о компонентах и содержании методической системы коррекционно-педагогической деятельности; «методические, объединяющие знания методики реализации требований личностно ориентированного образовательного процесса в структуре собственной профессиональной деятельности; технологические, основанные на знании современных педагогических технологий обучения и воспитания» [6]. Мы исходим из того, что входящие в когнитивный компонент знания, а также прогностические, проектировочные, аналитические и рефлексивные умения способствуют пониманию сущности и осознанию специфики профессиональной деятельности.

В рамках исследования нами была определена сущность когнитивного компонента коррекционно-педагогической деятельности будущего учителя математики и дана характеристика умений, связанных с выделенными знаниями (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика умений, связанных с элементами когнитивного компонента коррекционно-педагогической деятельности будущего учителя математики

ух.jpgух2.jpg

Е.С. Любимова, Т.К. Смыковская в своем исследовании отметили, что основу операционального компонента составляют умения, позволяющие применять полученные знания в коррекционно-педагогической деятельности: «опыт практического применения системы умений, навыков собственной коррекционно-педагогической деятельности (начальные умения), психологических приемов, обеспечивающих ее выработку новых форм педагогического взаимодействия педагога и ребенка, практических навыков и умений в конкретной профессиональной деятельности, составляют специфику реализации общенационального компонента готовности к коррекционно-педагогической деятельности педагога» [6].

Внедрение системы формирования готовности к коррекционно-педагогической деятельности будущих учителей математики невозможно без проектирования целей и задач, ее основного содержания этапов на основе анализа предъявляемых требований к данному виду деятельности. В рамках данного исследования в теоретическую базу исследования вошли такие понятия, как «коррекционно-педагогическая деятельность», «готовность к деятельности», «мотив деятельности», «субъект деятельности», «действие», «задача», «операции», которые позволили определить сущность коррекционно-педагогической деятельности учителя математики, а также разработать модель выпускника социально-педагогического вуза – будущего учителя математики в части его готовности к данной деятельности, определить критерии, уровни и показатели готовности. Показатели готовности представлены в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика уровней готовности будущего учителя математики социально-педагогического вуза к коррекционно-педагогической деятельности

Показатель

Уровни готовности

Низкий

Средний

Высокий

Ориентация на будущую профессиональную деятельность и реализацию коррекционно-педагогической деятельности

Незначительны, негативны

Устойчивы

Ярко выражены и устойчивы

Знания в области коррекционно-педагогической деятельности

Фрагментарные

Обладают полнотой, структурированные

Глубокие, системные

Решение профессиональных задач

Осуществляют при внешнем контроле; испытывают трудности при планировании собственной деятельности; часто проявляют неорганизованность

Осуществляют осознанно, самостоятельно, требуется консультационная помощь

Инициативны; дисциплинированы и самоорганизованы; самостоятельны в принятии решений; быстро адаптируются к новым условиям

Отношения с субъектами профессиональной деятельности

Испытывают затруднения в установлении контактов с людьми; не проявляют отзывчивости и сочувствия к лицам, нуждающимся в специальной коррекционно-педагогической помощи

Умеют устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт; проявляют чуткость, доброжелательность, но рефлексивная позиция не связана с осознанием значимости коррекционно-педагогической деятельности

Умеют противостоять психологической манипуляции; эмоционально устойчивы; легко устанавливают контакты с разными людьми, проявляют инициативу в общении; обладают высоким чувством такта, доброжелательны, чутки

Стремление к самосовершенствованию в профессиональной деятельности и при организации коррекционно-педагогической деятельности

Принятие ситуации по необходимости

Готовы к самоанализу и самооценке, способны критически оценивать результаты деятельности

Проявляют заинтересованность в результатах коррекционно-педагогической деятельности, демонстрируют готовность к системному совершенствованию профессионально значимых качеств

Каждый уровень создает новую ступень для последующего развития профессиональной готовности к коррекционно-педагогической деятельности будущего учителя математики.

Результаты исследования и их обсуждение. В основу разработки модели готовности будущего учителя математики к коррекционно-педагогической деятельности легли эмпирические исследования уровня сформированности готовности к данной деятельности у выпускников ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» в период с 2015 по 2021 гг. включительно, направления «Педагогическое образование», профиля «Математика». В диагностическом исследовании приняли участие 268 студентов, анкетирование было проведено через Google формы, вопросы разработаны нами самостоятельно. Цель диагностического эксперимента – определить уровень готовности будущих учителей математики к коррекционно-педагогической деятельности. Количественный анализ полученных данных свидетельствует о том, что 78% студентов стараются не контактировать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (инвалидность), они переживают, что могут причинить неприятность как в физическом, так и в психическом плане. Будущие учителя не готовы к работе с данной категорией детей, не владеют набором компетенций в области особенности обучения детей с различными нозологическими нарушениями. Респонденты поддерживают инклюзивное образование, считают, что дети с ОВЗ имеют на это полное право, но в своем классе принять такого учащегося не готовы. Будущие учителя не готовы создавать для учащегося с особыми образовательными потребностями специальные условия и разрабатывать индивидуальные программы обучения.

Анализ учебной документации по основным, профилирующим предметам будущих учителей математики дал нам возможность определить, что работа по формированию готовности к коррекционно-педагогической деятельности в рамках осуществления профессиональной подготовки носит фрагментарный характер, основанный на собственном опыте. Наши заключения позволили определить стратегию формирования готовности к коррекционно-педагогической деятельности у будущих учителей математики.

Таким образом, анализ практики и теории для достижения высокого уровня готовности позволил нам определить соответствующие средства формирования готовности к коррекционно-педагогической деятельности у выпускников направления 43.03.01 в соответствии с ФГОС ВО [7]. Мы установили, что при формировании готовности к коррекционно-педагогической деятельности должны быть созданы необходимые условия (использование инновационных технологий, включение в квазипрофессиональную и профессиональную деятельность, создание условий по освоению профессиональных действий в работе с детьми с ОВЗ и др.).

В качестве основополагающих в плане реализации системы формирования коррекционно-педагогической деятельности будущих учителей математики нами были использованы системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Особое внимание уделяли самостоятельной работе студентов, предусматривающей такие виды работ, как реферирование, составление обзоров по проблематике; аннотирование статей, книг; составление библиографических списков; визуализация текстов в виде таблиц; разработка презентаций.

При обучении будущих учителей математики наша работа была направлена на формирование готовности и опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ, формирование чувства эмпатии к ним, умение взаимодействовать с коллективом и профессионально общаться с родителями этих детей, что позволило сохранить основные наиболее важные принципы деонтологии. Мы использовали следующие формы работы: научные конференции среди студенческого сообщества, научно-практические семинары, научно-исследовательские конкурсы, олимпиады, организацию и проведение благотворительных акций, мастер-классов с участием детей с ОВЗ, взаимодействие с общественными организациями, образовательными учреждениями, центрами социально-трудовой реабилитации. Полученные результаты являлись основополагающей базой для выступлений с докладами на пленарных заседаниях научных конференций различного уровня.

Заключение

Данное исследование позволило определить содержание готовности будущего учителя математики к коррекционно-педагогической деятельности, выделить критерии, уровни и показатели готовности к коррекционно-педагогической деятельности, конкретизировать соответствующие средства формирования готовности и условия обучения в педагогическом вузе.