Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRUCTURAL AND CONTENT MODEL OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE IDENTITY OF VETERINARIANS

Kulamikhina I.V. 1 Abrosimova E.A. 1 Vinya-Talyanti Y.-. 2
1 FGBOU VO «Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin»
2 FGBOU VO «Russian State Agrarian University named after R.A. Timiryazev»
The article focuses on the issues of the quality of professional training at university, which can be evaluated through the graduates’ professional identity. The paper pays attention to the study of the characteristics of professional identity, on the basis of which a university graduate can identify themselves with the chosen profession; the connection between the professional identity of a specialist and their communicative characteristics has been established. The authors reveal the specificity of professional communication, due to the performance of professional tasks in various areas of veterinary activities. The results of the study are the clarification of the concept of professional and communicative identity, taking into account the specifics of the veterinary profession, and the developed structural-content model, which includes a set of cognitive, motivational and behavioral components. The substantive characteristics of the components of the professional and communicative identity of a veterinary specialist are given. The interrelation of the components is noted. The authors conclude that the professional and communicative identity of a graduate veterinarian is an integrative characteristic, which includes the knowledge of the professional veterinary language and professional communication norms, communicative behavior, communicative personal qualities, needs and values adopted in the veterinary community, on the basis of which the individual identifies himself with representatives of the professional group. The authors describe the stages of the formation of professional and communicative identity in the process of university training: academic, educational-professional, and professional and communicative.
professional identity
professional and communicative identity of a veterinarian
value orientations
professional communication
structural and content model

Одним из показателей качества профессиональной подготовки является сформированная профессиональная идентичность выпускников вуза [1-3]. Обретение профессиональной идентичности является показателем высокого профессионального развития и стремления к дальнейшему росту в профессии. Понятие «профессиональная идентичность» вбирает в себя целый комплекс профессионально-личностных характеристик, благодаря которым происходит принятие выпускником себя в профессии, принятие профессиональной деятельности как способа реализации своего личностного потенциала, принятие системы ценностей и норм, свойственных данной профессиональной среде. Ряд исследователей связывают профессиональную идентичность выпускников вуза с уровнем их мотивации, установок, ценностных ориентаций на будущую профессиональную деятельность. Именно профессионально-ценностные ориентации оказывают влияние на формирование профессиональной идентичности будущего специалиста [2; 4]. Также исследователями отмечается роль речи в становлении профессиональной идентичности через усвоение языковых средств [3], обосновывается взаимосвязь формирования профессиональной идентичности и развития коммуникативной компетентности в процессе профессионального обучения [5]. В психолого-педагогических исследованиях актуальными являются вопросы, посвященные изучению природы, структуры, динамики профессиональной идентичности с учетом ее специфики в конкретной профессиональной области. Профессионально-коммуникативная идентичность как разновидность профессиональной идентичности является малоизученной областью, однако ее актуальность связана с разрешением противоречий между требованиями ФГОС ВО 3++ к образовательным результатам программы специалитета «Ветеринария» в части овладения выпускником способностью применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4) и низким уровнем владения коммуникативной компетенцией «на выходе».

Целью работы является разработка структурно-содержательной модели профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача. Цель работы определила постановку исследовательских задач: 1) изучить специфику профессиональной идентичности ветеринарного врача в контексте профессиональной коммуникации; 2) уточнить понятие профессионально-коммуникативной идентичности специалиста в области ветеринарной медицины; 3) определить компоненты в структуре профессионально-коммуникативной идентичности и описать их содержание с учетом ветеринарной специализации.

Материал и методы исследования

Исследование выполнено на основе системного подхода, позволяющего рассматривать понятие «профессионально-коммуникативная идентичность ветеринарного врача» как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов; коммуникативного подхода, на основе которого профессиональную идентичность можно изучать в контексте профессиональной коммуникации; теории личностного развития (Э. Эриксон), согласно которой становление профессионально-коммуникативной идентичности будущего ветеринарного врача происходит поэтапно от одной стадии к последующей через переживание личностного кризиса.

Результаты исследования и их обсуждение

Трудность изучения профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача заключается в том, что этот вид идентичности, с одной стороны, является индивидуально-личностным свойством и определяется совокупностью коммуникативных и поведенческих характеристик личности специалиста, с другой стороны, профессиональная идентичность связана с нормами, традициями и ценностными ориентациями профессиональной группы - сообщества ветеринарных врачей.

Для понимания сущности понятия «профессионально-коммуникативная идентичность ветеринарного врача» обратимся к рассмотрению исходных понятий «идентичность» и «профессиональная коммуникация» в контексте ветеринарной деятельности. В «Большом энциклопедическом словаре» «идентичность» определяется как тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь. В психологии идентичность раскрывается через понятия «тождественность», «целостность», «социальная солидарность», т.е. «ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл»; «ощущение внутренней солидарности с идеалами общества» [6]. По мнению Эриксона, идентичность – это важнейшая характеристика личности, показатель ее целостности и зрелости [6]. В социальных контекстах идентичность связана с соотнесением индивида с социальной группой, с которой он разделяет определенные нормы, ценности, групповые установки, а также с тем, как воспринимают человека окружающие. Таким образом, профессионально-коммуникативная идентичность - это осознание человеком своей неразрывной связи, отождествления себя с определенной профессиональной группой посредством коммуникации через принятие профессиональных норм, ценностей и установок.

В сфере ветеринарии коммуникация является основой профессиональной деятельности ветеринарных врачей, служит средством приобретения знаний и навыков. Благодаря коммуникации ветеринарные врачи могут удовлетворять социально и профессионально необходимые потребности и реализовывать социально и профессионально значимые роли: устанавливать контакты, обмениваться информацией, осуществлять взаимодействие с коллегами и работниками смежных сфер, объяснять, описывать, предупреждать, убеждать, регулировать конфликты при работе с владельцами животных, организовывать и контролировать работу коллектива и т.д. [7]. Профессиональная коммуникация ветеринарных врачей обладает рядом особенностей: она направлена на реализацию профессиональных задач во всех сферах ветеринарной деятельности; тематика общения ограничивается целями ветеринарной деятельности, а именно поддержание здоровья животных, профилактика их заболеваний, борьба с болезнями, общими для человека и животных, обеспечение безопасности продуктов питания животного происхождения, предотвращение попадания на территорию страны заразных болезней животных. Профессиональное общение ветеринаров строится в соответствии с нормами и правилами делового этикета; целью профессиональной коммуникации в среде ветеринарных врачей является получение информации, достижение взаимопонимания и продуктивного взаимодействия [7].

В исследованиях, посвященных изучению структуры профессиональной идентичности, применяются различных подходы к выделению содержательных компонентов данного феномена. Так, Л.Б. Шнейдер выделяет три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, на основе которых субъект отождествляет себя с представителями определенной профессиональной среды. Опыт и общение обеспечивают достижение человеком идентичности, а речь является средством ее репрезентации. «Именно в единстве этих трех компонентов (опыт, общение, речь) рождается уникальная, самобытная сущность человека, именуемая идентичностью...» [3]. В концепции Ю.П. Поваренкова элементами профессиональной идентичности являются компоненты мотивационной сферы личности: потребности, установки, убеждения, интересы. Знания и способности выступают средством достижения профессиональной идентичности [8]. Согласно Н.Л. Ивановой, идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов [9]. На основе приведенных концепций мы выделили три компонента в структуре профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача: когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий (рис. 1).

Когнитивный компонент отражает нормативную основу профессионально-коммуникативной идентичности и включает совокупность компетенций, обеспечивающих способность субъекта вести профессиональную коммуникацию на русском и иностранном языках. Совокупность компетенций представлена коммуникативной, терминологической и социальной. Коммуникативная компетенция характеризуется наличием языковых знаний, умений и навыков в области русского и иностранного языков, а также способностью адекватно использовать языковые средства в речевых ситуациях профессиональной коммуникации [10]. Терминологическая компетенция включает знание понятийно-терминологического аппарата в области ветеринарии, знание терминоэлементов латинского и древнегреческого происхождения, используемых в ветеринарной медицине, способов образования терминов при помощи терминоэлементов; умение применять терминологию при постановке диагнозов, написании и чтении рецептов, историй болезни и т.д. [11]. Социальная компетенция включает в себя знание норм, традиций, этикета делового общения, принятых в среде ветеринарных врачей. Большое значение в профессии ветеринара имеют знания и умения делового взаимодействия, которое может быть как информационным при выполнении должностных обязанностей, так и межличностным в целях сотрудничества, для достижения взаимопонимания, договоренности, выработки общности, установления межличностного контакта в совместной деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент определяет отношение личности к профессиональной деятельности и к себе как профессионалу, ее направленность на достижение профессиональной идентичности и дальнейшего профессионального развития. В качестве элементов мотивационно-ценностного компонента профессионально-коммуникативной идентичности рассматриваются потребности, интересы, установки, убеждения и ценностные ориентации личности ветеринарного врача.

В проводимых за рубежом исследованиях отмечается важность природной предрасположенности людей к ветеринарной профессии и наличия определенных личностных качеств, обусловленных природой человека [12]. К ним можно отнести любовь к животным, эмпатию, способность к состраданию, эмоциональную устойчивость и отзывчивость, коммуникативную толерантность, особое отношение к пониманию успешности в профессии, не связанное с финансовой стороной. Именно с такими личностными характеристиками молодые люди приходят в профессию ветеринара и становятся хорошими профессионалами в своем деле [12]. Для ветеринарного врача свойственны потребности в профессиональном развитии, которое невозможно без освоения новых знаний и умений. Так, возникают потребности в освоении новой терминологии, в дальнейшем развитии профессионального ветеринарного языка. Соблюдение принципа «не навреди» является главным ценностным ориентиром в ветеринарии. Большое значение для ветеринарных врачей имеют ценности профессионального общения, взаимопонимание, доверительные, уважительные отношения с коллегами и клиентами.

Поведенческий компонент в составе профессионально-коммуникативной идентичности представлен наличием коммуникативного поведения, свойственного представителям ветеринарной профессии. Коммуникативное поведение ветеринарного врача характеризуется соблюдением определенных норм коммуникации (речевых, социальных, профессиональных). Соблюдение речевого этикета и морально-этических норм (уважительное отношение к мнению коллег, субординация), принятых в профессии, реализация позитивной стратегии взаимодействия в работе, соблюдение профессиональной символики (ношение медицинской одежды в том случае, если она участвует в процессе коммуникации), выполнение коммуникативных ритуалов (принесение клятвы ветеринарного врача) являются примерами коммуникативного поведения в ветеринарной профессии.

Следует отметить взаимосвязь когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов в структуре профессионально-коммуникативной идентичности специалиста, их взаимовлияние друг на друга в процессе ее становления. Так, Л.Б. Шнейдер говорит о том, что в процессе становления профессионально-коммуникативной идентичности восприятие своей принадлежности к профессии и профессиональному сообществу сопровождается формированием системы мотивов и ценностей [3]. На становление профессиональной идентичности оказывает влияние приобретение специфических знаний и навыков, которые требуются для выполнения профессиональных ролей, и развитие новых ценностей, установок и компонентов идентичности [12].

 
 
Структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача

Становление профессионально-коммуникативной идентичности будущего ветеринарного врача осуществляется поэтапно в процессе обучения в аграрном вузе. В исследованиях отмечается, что в процессе обучения в университете студенты сталкиваются с кризисом идентичности в связи с переосмыслением своего профессионального выбора, сопоставляя личностные цели и ценности, принятые в профессиональной среде [2]. Студенты становятся перед необходимостью овладения языком профессии, принятия новых ценностей и норм поведения, свойственных будущей профессиональной деятельности. На 1 курсе формируется студенческая коммуникативная идентичность, на 2-3 курсах можно говорить о формировании учебно-профессиональной коммуникативной идентичности студентов-ветеринаров, на старших курсах формируется профессионально-коммуникативная идентичность, однако о ее полной сформированности можно говорить только после непосредственного вхождения в профессию.

На основе разработанного содержания профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача мы определяем данное понятие как интегративную характеристику специалиста, которая включает в себя совокупность знаний профессионального языка и норм делового общения, коммуникативное поведение, свойственное работникам ветеринарной профессии, взаимосвязь коммуникативных личностных качеств, потребностей и ценностных ориентаций, принятых в ветеринарном сообществе, на основе которых субъект отождествляет себя с представителями профессиональной среды. Если в процессе профессионального обучения выпускники овладеют профессионально-коммуникативной идентичностью, то это им позволит более успешно ориентироваться и взаимодействовать в мире ветеринарной профессии, более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе.

Выводы

В данной работе сделана попытка исследовать понятие профессиональной идентичности в контексте профессиональной коммуникации. Нами раскрыто содержание понятия «профессионально-коммуникативная идентичность ветеринарного врача» и уточнено его определение с учетом специфики ветеринарной профессии. Результатом исследования стала разработанная структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача, включающая в себя совокупность когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов.

Становление профессионально-коммуникативной идентичности в процессе профессионального обучения сопровождается изменением в когнитивной, мотивационно-ценностной и поведенческой сферах личности. В процессе изучения дисциплин гуманитарного и профессионального циклов студенты овладевают ветеринарным языком на русском и иностранном языках, учатся работать в команде и взаимодействовать друг с другом, «примеряют» на себя роли ветеринарных врачей, ветеринарных экспертов, исследователей, преподавателей, участников конференций и т.д. При этом они постигают профессиональные ценности и принятые в среде ветеринаров нормы поведения и этику общения.

Открытыми для дальнейшего изучения остаются вопросы формирования профессионально-коммуникативной идентичности студентов ветеринарных специальностей в процессе профессионального обучения в вузе, связанные с этим проблемы технологизации процесса формирования профессиональной идентичности и оценивания результатов. Данная проблема требует дальнейшего экспериментального исследования в указанных направлениях и освещения в публикациях.