Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЕТЕРИНАРОВ

Куламихина И.В. 1 Абросимова Е.А. 1 Винья-Тальянти Я.-. 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им П.А. Столыпина
2 Российский государственный аграрный университет-МСХА им К.А. Тимирязева
Статья посвящена вопросам качества профессиональной подготовки в вузе, показателем которого выступает профессиональная идентичность выпускника. В работе уделено внимание изучению характеристик профессиональной идентичности, на основе которых выпускник вуза может идентифицировать себя с выбранной профессией; установлена связь профессиональной идентичности специалиста с его коммуникативными характеристиками. Авторами определена специфика профессиональной коммуникации, обусловленная выполнением профессиональных задач в разных сферах ветеринарной деятельности. Результатами исследования являются уточнение понятия профессионально-коммуникативной идентичности с учетом специфики ветеринарной профессии и разработанная структурно-содержательная модель, включающая в себя совокупность когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов. Дана содержательная характеристика компонентов профессионально-коммуникативной идентичности специалиста ветеринарного профиля. Отмечена их взаимосвязь и влияние друг на друга в процессе ее становления. В работе делается вывод о том, что профессионально-коммуникативная идентичность выпускника-ветеринара - это интегративная характеристика личности, которая включает в себя совокупность знаний профессионального ветеринарного языка и норм делового общения, коммуникативное поведение, свойственное работникам ветеринарной профессии, взаимосвязь коммуникативных личностных качеств, а также потребностей и ценностных ориентаций, принятых в ветеринарном сообществе, на основе которых субъект отождествляет себя с представителями профессиональной группы. Авторами описана этапность формирования профессионально-коммуникативной идентичности в процессе профессионального обучения в вузе: студенческая, учебно-профессиональная и профессионально-коммуникативная.
профессиональная идентичность
профессионально-коммуникативная идентичность ветеринарного врача
ценностные ориентации
профессиональная коммуникация
структурно-содержательная модель
1. Сыченко Ю.А. Профессиональная идентичность студентов в контексте периодизации профессионального развития личности // Гуманитарные науки . 2020. № 4 (52). С. 17-177.
2. Чекалева Н.В., Алексеева Т.Ю. Развитие профессиональной идентичности на основе профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 3 (32). С. 159-162.
3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
4. Бугайчук Т.В. Профессиональная идентичность педагогов: изучаем и развиваем // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : материалы научно-практической конференции, Ярославль, 05–06 марта 2020 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2020. С. 192-199.
5. Цветков В.Л., Слободчикова Ю.В. Профессиональная идентичность как фактор развития коммуникативной компетентности // Психопедагогика в проавоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 30-32.
6. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / пер. с англ. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
7. Никитин И.Н., Трофимова Е.Н., Ключникова А.И. Коммуникации в сфере ветеринарии: учебное пособие. СПб.: Лань, 2022. 156 с.
8. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системогенетический подход // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 2. С. 211-217.
9. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность преподавателей как фактор внедрения инноваций в вузе // Психология обучения. 2016. № 6. С. 73-85.
10. Куламихина И.В., Есмурзаева Ж.Б. Модель развития коммуникативной компетенции бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 4 (26). С. 107-112. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2016.26.107.
11. Куламихина И.В., Абросимова Е.А., Есмурзаева Ж.Б., Камышева Е.Ю. Содержание терминологической подготовки специалистов и ее реализация на основе педагогической технологии скаффолдинга // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30063 (дата обращения: 07.05.2022).
12. Chadderdon L.M., King L.J., Lloyd J.W. The skills, knowledge, aptitudes, and attitudes of successful veterinarians: a summary of presentations to the NCVEI subgroup (Brook Lodge, Augusta, Michigan, December 4-6, 2000). Journal of Veterinary Medicine Education. 2001. vol. 28. P. 28–30.

Одним из показателей качества профессиональной подготовки является сформированная профессиональная идентичность выпускников вуза [1-3]. Обретение профессиональной идентичности является показателем высокого профессионального развития и стремления к дальнейшему росту в профессии. Понятие «профессиональная идентичность» вбирает в себя целый комплекс профессионально-личностных характеристик, благодаря которым происходит принятие выпускником себя в профессии, принятие профессиональной деятельности как способа реализации своего личностного потенциала, принятие системы ценностей и норм, свойственных данной профессиональной среде. Ряд исследователей связывают профессиональную идентичность выпускников вуза с уровнем их мотивации, установок, ценностных ориентаций на будущую профессиональную деятельность. Именно профессионально-ценностные ориентации оказывают влияние на формирование профессиональной идентичности будущего специалиста [2; 4]. Также исследователями отмечается роль речи в становлении профессиональной идентичности через усвоение языковых средств [3], обосновывается взаимосвязь формирования профессиональной идентичности и развития коммуникативной компетентности в процессе профессионального обучения [5]. В психолого-педагогических исследованиях актуальными являются вопросы, посвященные изучению природы, структуры, динамики профессиональной идентичности с учетом ее специфики в конкретной профессиональной области. Профессионально-коммуникативная идентичность как разновидность профессиональной идентичности является малоизученной областью, однако ее актуальность связана с разрешением противоречий между требованиями ФГОС ВО 3++ к образовательным результатам программы специалитета «Ветеринария» в части овладения выпускником способностью применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4) и низким уровнем владения коммуникативной компетенцией «на выходе».

Целью работы является разработка структурно-содержательной модели профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача. Цель работы определила постановку исследовательских задач: 1) изучить специфику профессиональной идентичности ветеринарного врача в контексте профессиональной коммуникации; 2) уточнить понятие профессионально-коммуникативной идентичности специалиста в области ветеринарной медицины; 3) определить компоненты в структуре профессионально-коммуникативной идентичности и описать их содержание с учетом ветеринарной специализации.

Материал и методы исследования

Исследование выполнено на основе системного подхода, позволяющего рассматривать понятие «профессионально-коммуникативная идентичность ветеринарного врача» как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов; коммуникативного подхода, на основе которого профессиональную идентичность можно изучать в контексте профессиональной коммуникации; теории личностного развития (Э. Эриксон), согласно которой становление профессионально-коммуникативной идентичности будущего ветеринарного врача происходит поэтапно от одной стадии к последующей через переживание личностного кризиса.

Результаты исследования и их обсуждение

Трудность изучения профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача заключается в том, что этот вид идентичности, с одной стороны, является индивидуально-личностным свойством и определяется совокупностью коммуникативных и поведенческих характеристик личности специалиста, с другой стороны, профессиональная идентичность связана с нормами, традициями и ценностными ориентациями профессиональной группы - сообщества ветеринарных врачей.

Для понимания сущности понятия «профессионально-коммуникативная идентичность ветеринарного врача» обратимся к рассмотрению исходных понятий «идентичность» и «профессиональная коммуникация» в контексте ветеринарной деятельности. В «Большом энциклопедическом словаре» «идентичность» определяется как тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь. В психологии идентичность раскрывается через понятия «тождественность», «целостность», «социальная солидарность», т.е. «ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл»; «ощущение внутренней солидарности с идеалами общества» [6]. По мнению Эриксона, идентичность – это важнейшая характеристика личности, показатель ее целостности и зрелости [6]. В социальных контекстах идентичность связана с соотнесением индивида с социальной группой, с которой он разделяет определенные нормы, ценности, групповые установки, а также с тем, как воспринимают человека окружающие. Таким образом, профессионально-коммуникативная идентичность - это осознание человеком своей неразрывной связи, отождествления себя с определенной профессиональной группой посредством коммуникации через принятие профессиональных норм, ценностей и установок.

В сфере ветеринарии коммуникация является основой профессиональной деятельности ветеринарных врачей, служит средством приобретения знаний и навыков. Благодаря коммуникации ветеринарные врачи могут удовлетворять социально и профессионально необходимые потребности и реализовывать социально и профессионально значимые роли: устанавливать контакты, обмениваться информацией, осуществлять взаимодействие с коллегами и работниками смежных сфер, объяснять, описывать, предупреждать, убеждать, регулировать конфликты при работе с владельцами животных, организовывать и контролировать работу коллектива и т.д. [7]. Профессиональная коммуникация ветеринарных врачей обладает рядом особенностей: она направлена на реализацию профессиональных задач во всех сферах ветеринарной деятельности; тематика общения ограничивается целями ветеринарной деятельности, а именно поддержание здоровья животных, профилактика их заболеваний, борьба с болезнями, общими для человека и животных, обеспечение безопасности продуктов питания животного происхождения, предотвращение попадания на территорию страны заразных болезней животных. Профессиональное общение ветеринаров строится в соответствии с нормами и правилами делового этикета; целью профессиональной коммуникации в среде ветеринарных врачей является получение информации, достижение взаимопонимания и продуктивного взаимодействия [7].

В исследованиях, посвященных изучению структуры профессиональной идентичности, применяются различных подходы к выделению содержательных компонентов данного феномена. Так, Л.Б. Шнейдер выделяет три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, на основе которых субъект отождествляет себя с представителями определенной профессиональной среды. Опыт и общение обеспечивают достижение человеком идентичности, а речь является средством ее репрезентации. «Именно в единстве этих трех компонентов (опыт, общение, речь) рождается уникальная, самобытная сущность человека, именуемая идентичностью...» [3]. В концепции Ю.П. Поваренкова элементами профессиональной идентичности являются компоненты мотивационной сферы личности: потребности, установки, убеждения, интересы. Знания и способности выступают средством достижения профессиональной идентичности [8]. Согласно Н.Л. Ивановой, идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов [9]. На основе приведенных концепций мы выделили три компонента в структуре профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача: когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий (рис. 1).

Когнитивный компонент отражает нормативную основу профессионально-коммуникативной идентичности и включает совокупность компетенций, обеспечивающих способность субъекта вести профессиональную коммуникацию на русском и иностранном языках. Совокупность компетенций представлена коммуникативной, терминологической и социальной. Коммуникативная компетенция характеризуется наличием языковых знаний, умений и навыков в области русского и иностранного языков, а также способностью адекватно использовать языковые средства в речевых ситуациях профессиональной коммуникации [10]. Терминологическая компетенция включает знание понятийно-терминологического аппарата в области ветеринарии, знание терминоэлементов латинского и древнегреческого происхождения, используемых в ветеринарной медицине, способов образования терминов при помощи терминоэлементов; умение применять терминологию при постановке диагнозов, написании и чтении рецептов, историй болезни и т.д. [11]. Социальная компетенция включает в себя знание норм, традиций, этикета делового общения, принятых в среде ветеринарных врачей. Большое значение в профессии ветеринара имеют знания и умения делового взаимодействия, которое может быть как информационным при выполнении должностных обязанностей, так и межличностным в целях сотрудничества, для достижения взаимопонимания, договоренности, выработки общности, установления межличностного контакта в совместной деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент определяет отношение личности к профессиональной деятельности и к себе как профессионалу, ее направленность на достижение профессиональной идентичности и дальнейшего профессионального развития. В качестве элементов мотивационно-ценностного компонента профессионально-коммуникативной идентичности рассматриваются потребности, интересы, установки, убеждения и ценностные ориентации личности ветеринарного врача.

В проводимых за рубежом исследованиях отмечается важность природной предрасположенности людей к ветеринарной профессии и наличия определенных личностных качеств, обусловленных природой человека [12]. К ним можно отнести любовь к животным, эмпатию, способность к состраданию, эмоциональную устойчивость и отзывчивость, коммуникативную толерантность, особое отношение к пониманию успешности в профессии, не связанное с финансовой стороной. Именно с такими личностными характеристиками молодые люди приходят в профессию ветеринара и становятся хорошими профессионалами в своем деле [12]. Для ветеринарного врача свойственны потребности в профессиональном развитии, которое невозможно без освоения новых знаний и умений. Так, возникают потребности в освоении новой терминологии, в дальнейшем развитии профессионального ветеринарного языка. Соблюдение принципа «не навреди» является главным ценностным ориентиром в ветеринарии. Большое значение для ветеринарных врачей имеют ценности профессионального общения, взаимопонимание, доверительные, уважительные отношения с коллегами и клиентами.

Поведенческий компонент в составе профессионально-коммуникативной идентичности представлен наличием коммуникативного поведения, свойственного представителям ветеринарной профессии. Коммуникативное поведение ветеринарного врача характеризуется соблюдением определенных норм коммуникации (речевых, социальных, профессиональных). Соблюдение речевого этикета и морально-этических норм (уважительное отношение к мнению коллег, субординация), принятых в профессии, реализация позитивной стратегии взаимодействия в работе, соблюдение профессиональной символики (ношение медицинской одежды в том случае, если она участвует в процессе коммуникации), выполнение коммуникативных ритуалов (принесение клятвы ветеринарного врача) являются примерами коммуникативного поведения в ветеринарной профессии.

Следует отметить взаимосвязь когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов в структуре профессионально-коммуникативной идентичности специалиста, их взаимовлияние друг на друга в процессе ее становления. Так, Л.Б. Шнейдер говорит о том, что в процессе становления профессионально-коммуникативной идентичности восприятие своей принадлежности к профессии и профессиональному сообществу сопровождается формированием системы мотивов и ценностей [3]. На становление профессиональной идентичности оказывает влияние приобретение специфических знаний и навыков, которые требуются для выполнения профессиональных ролей, и развитие новых ценностей, установок и компонентов идентичности [12].

 
 
Структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача

Становление профессионально-коммуникативной идентичности будущего ветеринарного врача осуществляется поэтапно в процессе обучения в аграрном вузе. В исследованиях отмечается, что в процессе обучения в университете студенты сталкиваются с кризисом идентичности в связи с переосмыслением своего профессионального выбора, сопоставляя личностные цели и ценности, принятые в профессиональной среде [2]. Студенты становятся перед необходимостью овладения языком профессии, принятия новых ценностей и норм поведения, свойственных будущей профессиональной деятельности. На 1 курсе формируется студенческая коммуникативная идентичность, на 2-3 курсах можно говорить о формировании учебно-профессиональной коммуникативной идентичности студентов-ветеринаров, на старших курсах формируется профессионально-коммуникативная идентичность, однако о ее полной сформированности можно говорить только после непосредственного вхождения в профессию.

На основе разработанного содержания профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача мы определяем данное понятие как интегративную характеристику специалиста, которая включает в себя совокупность знаний профессионального языка и норм делового общения, коммуникативное поведение, свойственное работникам ветеринарной профессии, взаимосвязь коммуникативных личностных качеств, потребностей и ценностных ориентаций, принятых в ветеринарном сообществе, на основе которых субъект отождествляет себя с представителями профессиональной среды. Если в процессе профессионального обучения выпускники овладеют профессионально-коммуникативной идентичностью, то это им позволит более успешно ориентироваться и взаимодействовать в мире ветеринарной профессии, более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе.

Выводы

В данной работе сделана попытка исследовать понятие профессиональной идентичности в контексте профессиональной коммуникации. Нами раскрыто содержание понятия «профессионально-коммуникативная идентичность ветеринарного врача» и уточнено его определение с учетом специфики ветеринарной профессии. Результатом исследования стала разработанная структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача, включающая в себя совокупность когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов.

Становление профессионально-коммуникативной идентичности в процессе профессионального обучения сопровождается изменением в когнитивной, мотивационно-ценностной и поведенческой сферах личности. В процессе изучения дисциплин гуманитарного и профессионального циклов студенты овладевают ветеринарным языком на русском и иностранном языках, учатся работать в команде и взаимодействовать друг с другом, «примеряют» на себя роли ветеринарных врачей, ветеринарных экспертов, исследователей, преподавателей, участников конференций и т.д. При этом они постигают профессиональные ценности и принятые в среде ветеринаров нормы поведения и этику общения.

Открытыми для дальнейшего изучения остаются вопросы формирования профессионально-коммуникативной идентичности студентов ветеринарных специальностей в процессе профессионального обучения в вузе, связанные с этим проблемы технологизации процесса формирования профессиональной идентичности и оценивания результатов. Данная проблема требует дальнейшего экспериментального исследования в указанных направлениях и освещения в публикациях.


Библиографическая ссылка

Куламихина И.В., Абросимова Е.А., Винья-Тальянти Я.-. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЕТЕРИНАРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31863 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674