Анализ теоретических подходов к исследованию проблемы адаптации студентов-сирот и их социально-педагогического сопровождения лег в основу разработки программы и модели педагогического сопровождения адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации. При разработке этой модели изучались те цели, которые были поставлены перед этим учебным заведением, а также методы, средства и пути достижения этих целей, а результаты изучения учитывались в процессе реализации данной модели.
В программу социально-педагогического сопровождения социальной адаптации обучающихся-сирот включены: технологии рефлексивного обучения, технологии интерактивного обучения, этнопедагогические технологии, различные виды диагностирования, консультирования, тренингов, деловых игр, а также обсуждение тем и направлений, необходимых для формирования у обучающихся-сирот необходимых профессиональных и личностно значимых качеств – для создания педагогических условий успешной социальной адаптации [1].
Указанные педагогические условия направлены на развитие навыков работы в социальной среде, рост общих, познавательных и социальных навыков, развитие навыков саморегуляции, самопознания, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, формирование гражданской позиции и личностной идентификации [2]. В ходе эксперимента использовались такие методы, как групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, обучение с подбором определенных упражнений в различных модификациях и сочетаниях, а также мини-уроки. Собранные по итогам эксперимента данные анализируются по разным уровням социальной адаптации (высокий, средний, низкий). Это позволило проследить динамику адаптивности студентов-сирот в поликультурной образовательной среде на этапе обучения в профессиональной организации [3].
Для оценки процесса адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде определены: структурные компоненты адаптации личности – когнитивный (социальные представления о себе и окружающих, определенные знания о социальном мире, правилах поведения, нормах, социальных ролях), этнокультурный (представления о главных жизненных ценностях, позитивные ценностные ориентации личности по отношению к собственной культуре, уважение к истории и культуре другого народа, взаимодействие личности с элементами других культур, личностное культурное самоопределение, самооценка, усвоение личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического национального содержания), коммуникативный компонент (компетентность в общении, толерантность, все многообразные способы и формы коммуникации и их использование в различных обстоятельствах деятельности и общения обучающихся-сирот), деятельностный (конативно-деятельный); критерии и показатели успешной адаптации и уровни адаптированности обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде.
Было установлено, что высокий уровень адаптации студентов-сирот характеризуется оптимальным уровнем напряженности, успешной учебой, наличием большого количества друзей и знакомых, высоким уровнем этнической идентичности, положительным отношением к новому социуму, отсутствием затруднений на поведенческом уровне.
Средний уровень адаптированности говорит о том, что личность обладает оптимальным уровнем тревожности, но успеваемость при этом уже удовлетворительная, уже нет такой активности в учебном процессе, отмечается низкий уровень мотивации, при этом в своем коллективе человек занимает не слишком благоприятное положение; это вызывает в нем некую обиженность, закрытость и замкнутость, что является причиной появления неких затруднений на поведенческом уровне.
Низкий уровень для дезадаптированных студентов-сирот характеризуется неудовлетворительной успеваемостью; отсутствием желания учиться; неприятием коллектива; негативным отношением к окружающим лицам, к другой социокультурной среде, к новым ценностям; неопределенностью этнической идентичности; плохим поведением (в некоторых случаях и неправомерным); неопределенностью в жизни.
После реализации программы экспериментального воздействия проведена диагностика соответствующих параметров.
Экспериментальную проверку эффективности выделенных нами условий активизации процесса социальной адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации мы осуществляли во время итогового этапа исследования.
Цель исследования – выявить, обосновать и экспериментально проверить заявленные педагогические условия, обеспечивающие эффективную адаптацию обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации.
Материалы и методы исследования
Теоретические методы – научный анализ и обобщение источников по проблеме адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде.
Эмпирические методы – педагогический эксперимент, опрос, беседа и диагностика. В качестве конкретных психодиагностических методик использовались:
– методика оценки социального поведения (уровень развития социальных навыков) (авт. Д.Н. Хломов, О.Ю. Казьмина, С.А. Баклушинский) [4];
– методика С.Г. Вершловского «Жизнь прожить – не поле перейти» [5];
– тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева;
– опросник по выявлению социально-коммуникативной компетентности;
– диагностика социально-психологической адаптации личности под авторством К. Роджерса и Р. Даймонда [6];
– опросник этноценностных ориентаций Р.Р. Накоховой [7].
Методы математико-статистической обработки данных: обработка результатов исследования с использованием программы IBM SPSS Statistics 22.0 (U-критерий Манна–Уитни, t-критерий Вилкоксона, расчет параметров описательной статистики) и их интерпретация.
Работа проводилась в профессиональных образовательных организациях г. Буденновска – Филиале Ставропольского государственного педагогического института в г. Буденновске и Буденновском медицинском колледже. В исследовании было задействовано 150 обучающихся-сирот в возрасте 17–18 лет на момент поступления и 21–22 лет при выпуске. В экспериментальную группу были отобраны 74 студента из числа детей-сирот Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Буденновске. В контрольную группу были определены 76 обучающихся из числа сирот Буденновского медицинского колледжа.
Первый этап исследования проходил в 2015–2016 гг. В данный период проводилась первичная диагностика, направленная на выявление уровня социальной адаптации учащихся. На основе полученных результатов нами была разработана программа эксперимента по эффективной адаптации детей данной категории.
Второй этап проходил в период 2016–2018 гг. В рамках данного исследования была проведена разработка модели педагогического сопровождения обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде для участников экспериментальной группы.
Третий этап – 2018–2019 гг. Цель данного этапа – оценка разработанной программы и результатов проведенной работы. В этот период была проанализирована информация об эффективности заявленных педагогических условий для процесса адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации; проанализированы результаты проведенного педагогического эксперимента, сделаны необходимые выводы и заключения; завершено оформление отчета по исследованию, определены перспективы дальнейших исследований по данному вопросу.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведена экспериментальная проверка эффективности выделенных нами условий для активизации процесса социальной адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации на завершающем этапе исследования.
Контрольная диагностика проводилась с использованием методов и показателей, использованных на констатирующем этапе исследования проблемы адаптации обучающихся-сирот в профессиональной организации.
Диагностирование критерия социальной адаптации экспериментальной и контрольной групп представлено на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Диагностика социально-психологической адаптации обучающихся-сирот экспериментальной группы (контрольный срез)
Рис. 2. Диагностика социально-психологической адаптации обучающихся-сирот контрольной группы (контрольный срез)
Результаты сравнительного статистического анализа экспериментальной и контрольной групп по параметрам социальной адаптации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнения групп респондентов по параметрам социальной адаптации (контрольный срез)
Параметры |
Адаптация |
Самоприя тие |
Принятие других |
Эмоциональный комфорт |
Интернальность |
Доминирование |
U-критерий |
10,5 |
191,0 |
42,0 |
20,0 |
19,5 |
187,0 |
р-уровень |
0,000 |
0,132 |
0,013 |
0,003 |
0,003 |
0,119 |
Как видно в таблице 1, между экспериментальной и контрольной группами респондентов существуют статистически значимые различия по шкалам «адаптация» (р=0,000), «принятие других» (р=0,013), «эмоциональный комфорт» (р=0,003) и «интернальность». Не обнаружены различия по таким шкалам, как «самопринятие» (р=0,132) и «доминирование» (р=0,119). Отсутствие различий можно трактовать статистически как маленький потенциал роста высоких и средних значений на этапе контрольного среза по отношению к начальному.
Проведенная экспериментальная работа и ее презентация показывают, что разработанная нами модель социальной адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации и предложенный комплекс педагогических условий эффективной адаптации способствуют достижению цели: повышению уровня адаптации обучающихся среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом свидетельствуют анализ и интерпретация полученных данных о параметрах когнитивного, этнокультурного (ценностно-ориентированного), коммуникативного и поведенческого (критериального) компонентов социальной адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде.
Выводы
1. Для обеспечения эффективности процесса адаптации обучающихся-сирот нами выделены педагогические условия, включающие следующие личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания для организации педагогического сопровождения: технологии рефлексивного обучения (диалог, дискуссия, самоанализ, резюме), технологии интерактивного обучения (тренинги социализации, коммуникативные, когнитивные тренинги, психолого-педагогическое консультирование), этнопедагогические технологии (факультативы, курсы, внеаудиторные мероприятия – выставки, кураторские часы, круглые столы, встречи и т.д.).
2. Экспериментально проверена эффективность разработанной модели и программы педагогического сопровождения адаптации сирот на этапе профессионального образования. Результаты экспериментальной работы на контрольном этапе показали положительную динамику в экспериментальной группе в овладении социальными навыками. Повысился общий показатель осмысленности жизни, прослеживается положительная динамика по параметрам социально-психологической адаптации (высокий уровень адаптации имеют 53,3% респондентов (было 21,6%)).
3. Используемые в представленной экспериментальной работе методы диагностики позволили подтвердить теоретические выводы об эффективности авторской модели и программы адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде. Достоверность, обоснованность и значимость результатов подтверждены методами математической статистики.
Проведенное исследование создает условия для дальнейшего изучения проблемы обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде. Особо актуальными представляются вопросы разработки и апробации технологий развития коммуникативных навыков обучающихся из числа сирот, специальной подготовки педагогов для работы с указанной категорией обучающихся.