Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АДАПТАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Иманмухаметова Б.М. 1
1 Филиал СГПИ в г. Буденновске
В статье анализируются многообразие взглядов на определение понятий «социализация» и «социальная адаптация», проблема адаптации человека как важнейщего направления исследований многих фундаментальных наук, а также адаптация рассматривается как процесс, как проявление, как результат. Изучаются феномен социальной компетентности, основные характеристики социально-компетентной личности, а также структура социальной компетентности. По мнению доктора педагогических наук, психолога А.Н. Леонтьева, личность появляется на свет субъектом, у которого имеется только одна способность – стать личностью. Достижение данной цели происходит в результате накопления, обобщения и анализа общечеловеческого опыта. Процесс присвоения общечеловеческого опыта называется социализацией личности. Личность, становясь участником общества, проходит процесс адаптации. Данный процесс представляет особую важность, так как от успешной адаптации в обществе зависит вся дальнейшая деятельность человека. Особенность человека во многом проявляется в его определении как «общественного» индивида. Человек, живущий вне общества, лишен многих социальных качеств и навыков. Процесс «очеловечивания» представляет собой важный этап социализации личности, предполагающий включение и интеграцию в социум через овладение принятыми в обществе нормами и ценностями и их передачу.
адаптация
социализация
социальная адаптация
социальная компетентность
социально-компетентная личность
формы социальной адаптации
адаптированность
дезадаптация
социальная дезадаптация
признаки дезадаптации личности
1. Леонтьев ʹА.Н. ʹДеятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по Требованию, 2012. 130 с.
2. Касаткина С.Н., Тарасова Е.И., Гущина Н.А. Взгляды В.П. Вахтерова на воспитание в свете современных проблем детства // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/59PDMN216.pdf (дата обращения: 06.06.2022).
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2017. 817 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2017. 363 с.
5. Галагузова М.А., Беляева М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С., Ларионова И.А., Молчанова Н.В. Социальная педагогика. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 320 с.
6. Растова ʹЛ.М. ʹСоциальная ʹадаптация ʹличности ʹв ʹколлективе: ʹдис. ... канд.фил.наук. ʹБарнаул, ʹ1973.189 с.
7. Накохова Р.Р. Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа. М.: Линкор, 2008. 378 с.

Анализ теоретических подходов к исследованию проблемы адаптации студентов-сирот и их социально-педагогического сопровождения лег в основу разработки программы и модели педагогического сопровождения адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации. При разработке этой модели изучались те цели, которые были поставлены перед этим учебным заведением, а также методы, средства и пути достижения этих целей, а результаты изучения учитывались в процессе реализации данной модели.

В программу социально-педагогического сопровождения социальной адаптации обучающихся-сирот включены: технологии рефлексивного обучения, технологии интерактивного обучения, этнопедагогические технологии, различные виды диагностирования, консультирования, тренингов, деловых игр, а также обсуждение тем и направлений, необходимых для формирования у обучающихся-сирот необходимых профессиональных и личностно значимых качеств – для создания педагогических условий успешной социальной адаптации [1].

Указанные педагогические условия направлены на развитие навыков работы в социальной среде, рост общих, познавательных и социальных навыков, развитие навыков саморегуляции, самопознания, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, формирование гражданской позиции и личностной идентификации [2]. В ходе эксперимента использовались такие методы, как групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, обучение с подбором определенных упражнений в различных модификациях и сочетаниях, а также мини-уроки. Собранные по итогам эксперимента данные анализируются по разным уровням социальной адаптации (высокий, средний, низкий). Это позволило проследить динамику адаптивности студентов-сирот в поликультурной образовательной среде на этапе обучения в профессиональной организации [3].

Для оценки процесса адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде определены: структурные компоненты адаптации личности – когнитивный (социальные представления о себе и окружающих, определенные знания о социальном мире, правилах поведения, нормах, социальных ролях), этнокультурный (представления о главных жизненных ценностях, позитивные ценностные ориентации личности по отношению к собственной культуре, уважение к истории и культуре другого народа, взаимодействие личности с элементами других культур, личностное культурное самоопределение, самооценка, усвоение личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического национального содержания), коммуникативный компонент (компетентность в общении, толерантность, все многообразные способы и формы коммуникации и их использование в различных обстоятельствах деятельности и общения обучающихся-сирот), деятельностный (конативно-деятельный); критерии и показатели успешной адаптации и уровни адаптированности обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде.

Было установлено, что высокий уровень адаптации студентов-сирот характеризуется оптимальным уровнем напряженности, успешной учебой, наличием большого количества друзей и знакомых, высоким уровнем этнической идентичности, положительным отношением к новому социуму, отсутствием затруднений на поведенческом уровне.

Средний уровень адаптированности говорит о том, что личность обладает оптимальным уровнем тревожности, но успеваемость при этом уже удовлетворительная, уже нет такой активности в учебном процессе, отмечается низкий уровень мотивации, при этом в своем коллективе человек занимает не слишком благоприятное положение; это вызывает в нем некую обиженность, закрытость и замкнутость, что является причиной появления неких затруднений на поведенческом уровне.

Низкий уровень для дезадаптированных студентов-сирот характеризуется неудовлетворительной успеваемостью; отсутствием желания учиться; неприятием коллектива; негативным отношением к окружающим лицам, к другой социокультурной среде, к новым ценностям; неопределенностью этнической идентичности; плохим поведением (в некоторых случаях и неправомерным); неопределенностью в жизни.

После реализации программы экспериментального воздействия проведена диагностика соответствующих параметров.

Экспериментальную проверку эффективности выделенных нами условий активизации процесса социальной адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации мы осуществляли во время итогового этапа исследования.

Цель исследования – выявить, обосновать и экспериментально проверить заявленные педагогические условия, обеспечивающие эффективную адаптацию обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации.

Материалы и методы исследования

Теоретические методы – научный анализ и обобщение источников по проблеме адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде.

Эмпирические методы – педагогический эксперимент, опрос, беседа и диагностика. В качестве конкретных психодиагностических методик использовались:

– методика оценки социального поведения (уровень развития социальных навыков) (авт. Д.Н. Хломов, О.Ю. Казьмина, С.А. Баклушинский) [4];

– методика С.Г. Вершловского «Жизнь прожить – не поле перейти» [5];

– тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева;

– опросник по выявлению социально-коммуникативной компетентности;

– диагностика социально-психологической адаптации личности под авторством К. Роджерса и Р. Даймонда [6];

– опросник этноценностных ориентаций Р.Р. Накоховой [7].

Методы математико-статистической обработки данных: обработка результатов исследования с использованием программы IBM SPSS Statistics 22.0 (U-критерий Манна–Уитни, t-критерий Вилкоксона, расчет параметров описательной статистики) и их интерпретация.

Работа проводилась в профессиональных образовательных организациях г. Буденновска – Филиале Ставропольского государственного педагогического института в г. Буденновске и Буденновском медицинском колледже. В исследовании было задействовано 150 обучающихся-сирот в возрасте 17–18 лет на момент поступления и 21–22 лет при выпуске. В экспериментальную группу были отобраны 74 студента из числа детей-сирот Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Буденновске. В контрольную группу были определены 76 обучающихся из числа сирот Буденновского медицинского колледжа.

Первый этап исследования проходил в 2015–2016 гг. В данный период проводилась первичная диагностика, направленная на выявление уровня социальной адаптации учащихся. На основе полученных результатов нами была разработана программа эксперимента по эффективной адаптации детей данной категории.

Второй этап проходил в период 2016–2018 гг. В рамках данного исследования была проведена разработка модели педагогического сопровождения обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде для участников экспериментальной группы.

Третий этап – 2018–2019 гг. Цель данного этапа – оценка разработанной программы и результатов проведенной работы. В этот период была проанализирована информация об эффективности заявленных педагогических условий для процесса адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации; проанализированы результаты проведенного педагогического эксперимента, сделаны необходимые выводы и заключения; завершено оформление отчета по исследованию, определены перспективы дальнейших исследований по данному вопросу.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведена экспериментальная проверка эффективности выделенных нами условий для активизации процесса социальной адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации на завершающем этапе исследования.

Контрольная диагностика проводилась с использованием методов и показателей, использованных на констатирующем этапе исследования проблемы адаптации обучающихся-сирот в профессиональной организации.

Диагностирование критерия социальной адаптации экспериментальной и контрольной групп представлено на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Диагностика социально-психологической адаптации обучающихся-сирот экспериментальной группы (контрольный срез)

Рис. 2. Диагностика социально-психологической адаптации обучающихся-сирот контрольной группы (контрольный срез)

Результаты сравнительного статистического анализа экспериментальной и контрольной групп по параметрам социальной адаптации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнения групп респондентов по параметрам социальной адаптации (контрольный срез)

Параметры

Адаптация

Самоприя

тие

Принятие других

Эмоциональный комфорт

Интернальность

Доминирование

U-критерий

10,5

191,0

42,0

20,0

19,5

187,0

р-уровень

0,000

0,132

0,013

0,003

0,003

0,119

Как видно в таблице 1, между экспериментальной и контрольной группами респондентов существуют статистически значимые различия по шкалам «адаптация» (р=0,000), «принятие других» (р=0,013), «эмоциональный комфорт» (р=0,003) и «интернальность». Не обнаружены различия по таким шкалам, как «самопринятие» (р=0,132) и «доминирование» (р=0,119). Отсутствие различий можно трактовать статистически как маленький потенциал роста высоких и средних значений на этапе контрольного среза по отношению к начальному.

Проведенная экспериментальная работа и ее презентация показывают, что разработанная нами модель социальной адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде профессиональной организации и предложенный комплекс педагогических условий эффективной адаптации способствуют достижению цели: повышению уровня адаптации обучающихся среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом свидетельствуют анализ и интерпретация полученных данных о параметрах когнитивного, этнокультурного (ценностно-ориентированного), коммуникативного и поведенческого (критериального) компонентов социальной адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде.

Выводы

1. Для обеспечения эффективности процесса адаптации обучающихся-сирот нами выделены педагогические условия, включающие следующие личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания для организации педагогического сопровождения: технологии рефлексивного обучения (диалог, дискуссия, самоанализ, резюме), технологии интерактивного обучения (тренинги социализации, коммуникативные, когнитивные тренинги, психолого-педагогическое консультирование), этнопедагогические технологии (факультативы, курсы, внеаудиторные мероприятия – выставки, кураторские часы, круглые столы, встречи и т.д.).

2. Экспериментально проверена эффективность разработанной модели и программы педагогического сопровождения адаптации сирот на этапе профессионального образования. Результаты экспериментальной работы на контрольном этапе показали положительную динамику в экспериментальной группе в овладении социальными навыками. Повысился общий показатель осмысленности жизни, прослеживается положительная динамика по параметрам социально-психологической адаптации (высокий уровень адаптации имеют 53,3% респондентов (было 21,6%)).

3. Используемые в представленной экспериментальной работе методы диагностики позволили подтвердить теоретические выводы об эффективности авторской модели и программы адаптации обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде. Достоверность, обоснованность и значимость результатов подтверждены методами математической статистики.

Проведенное исследование создает условия для дальнейшего изучения проблемы обучающихся-сирот в поликультурной образовательной среде. Особо актуальными представляются вопросы разработки и апробации технологий развития коммуникативных навыков обучающихся из числа сирот, специальной подготовки педагогов для работы с указанной категорией обучающихся.


Библиографическая ссылка

Иманмухаметова Б.М. АДАПТАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31858 (дата обращения: 18.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674