Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS - AS AN INTEGRATIVE BASIS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PUBLIC CATERING

Shneyder E.M. 1 Medyanskaya O.A. 1
1 SAEI HPT «Nevinnomyssk State Humanitory and Technical Institute»
The current stage of development of the economy of the Russian Federation is characterized by continuous development and transformation in all spheres of production. Under these conditions, science, which turns into a direct productive force, is the theoretical basis for the creation of new tools and technological methods of production. There is an organic connection of science and material production. Scientists who study trends and prospects of the current stage of economic development figuratively define science as a generator of ideas, and technology, in turn, is presented as its material embodiment. In most of the works of Russian scientists devoted to this problem, the continuous nature of scientific and technological progress is noted, which manifests itself in spreading to the field of science, technology and production, causing the interaction of these spheres. This leads to fundamental changes in the content of the work of specialists of various professions. The work of a modern specialist is increasingly filled with intellectual content and is built on a scientific basis. It is important to note that all the transformations that change the content of work in many specialties, but do not reduce the requirements for the formation of creative work skills that need to be applied in practice. In addition, the means of production are changing faster than the content of disciplines and curricula in vocational schools. Therefore, the educational institution, together with representatives of production, has to constantly make changes to the educational programs for training specialists. Thus, the use of interdisciplinary connections in the educational process of training catering technologists makes it possible to expand and deepen their understanding of the need to study technical sciences, which will thereby develop their professional thinking and more deeply understand the integrative processes taking place in the industry.
education
students
specialist
technologist
catering
food industry
interdisciplinary communication
general education disciplines

Превращаясь в непосредственную производительную силу, изменения, протекающие во всех отраслях промышленности, оказывают также огромное влияние на преобразования, происходящие в индустрии питания. Все это является теоретической основой создания новых технологических способов производства. Происходит органическое соединение науки и материального производства.

Важно отметить, что все эти преобразования (изменение программы подготовки по различным направлениям) не изменяют правил и требований к организации и созданию у будущих специалистов сферы общественного питания устойчивых навыков творческого процесса. Актуальностью данного исследования является анализ и изучение правильного применения компетенций, необходимых специалистам индустрии питания, на практике.

Целью настоящего исследования является изучение правильного применения компетенций и проведение анализа объединения общеобразовательной и профессиональной подготовки для специалистов индустрии питания.

Методы исследования: общенаучные методы исследований в рамках сравнительного, статистического и логического анализов.

Теоретические и эмпирические методы и методики исследования: виды и методы педагогических исследований (тестирование, опросы, наблюдения, анализ полученных сведений).

Проведение анализа интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста индустрии питания дает нам возможность по-новому подойти к решению вопросов дальнейшего совершенствования подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях.

Вместе с этим нужно учитывать, что обучающиеся должны не только овладевать необходимыми профессиональными компетенциями, но и научиться их самостоятельно приобретать и творчески применять на практике в условиях современного производства.

Ученые-исследователи процесса обучения представляют многие аспекты этой проблемы до сих пор не изученными либо носящими дискуссионный характер.

И поэтому педагогические работники профессиональных учебных заведений нередко затрудняются при выборе методики реализации межпредметных связей в специфических условиях учебного процесса.

Анализ, проведенный нами, показывает, что одной из причин, снижающих качество подготовки технологов общественного питания, является недостаточная разработанность научно-педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной реализации межпредметных связей в специфических условиях учебного процесса профессиональных учебных заведений, ведущих подготовку специалистов общественного питания.

Так, не выявлены в достаточной мере особенности и дидактические условия реализации межпредметных связей при подготовке специалистов для сферы общественного питания, не определены основные направления осуществления таких связей, не исследованы другие вопросы этой сложной и многогранной проблемы.

Таким образом, возникает необходимость дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов подготовки квалифицированных специалистов для отрасли общественного питания на основе реализации межпредметных связей.

В последние годы в профессиональной педагогике немало сделано для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов на основе осуществления межпредметных связей. В то же время исследование, проведенное нами, а также изучение опыта работы профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для отрасли общественного питания, дает нам основание считать, что в профессиональных учебных заведениях не всегда используются возможности для реализации межпредметных связей.

Все это приводит к отсутствию или недостатку базы для творческого роста будущих специалистов индустрии питания. Очень часто самостоятельные работы обучающихся не вызывают необходимости обращаться к справочной и профессиональной литературе и осуществлять какие-либо расчеты. Этот факт также свидетельствует о том, что многие выпускники в процессе своей профессиональной деятельности при обращении к нормативно-технологической и справочной документации испытывают трудности.

Как известно, одним из требований к учебному процессу является формирование у обучающихся целостного представления о мире, природе и обществе. Это достигается при условии соблюдения требований принципа системности знаний. Центральным моментом здесь является выбор «единицы» содержания образования или основного объекта, подлежащего целостному усвоению.

Если проанализировать содержание дисциплин естественно-математического цикла, то можно отметить, что, согласно теории усвоения, при изучении этих дисциплин действует принцип системности и поэтапности.

Отличительными чертами этой теории являются инвариантность (неизменность) ее структуры независимо от способов ее развертывания и системность входящих в нее знаний как внутреннее (невидимое) свойство теории. Важнейшей основой построения содержания профессионального образования является взаимодействие науки и производства.

Взаимосвязь общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в профессиональных учебных заведениях как условие формирования системы знаний опирается на связь производства с его научными основами, которые раскрывают основные принципы действия техники, протекания технологических процессов, свойства предметов и продуктов труда и т.д.

Производительный труд выступает для обучающихся как критерий истинности научных знаний. Поэтому содержание профессионального образования имеет много специфических черт, в нем должны быть и свои определенные «единицы» знаний, умений и навыков [1].

Например, при построении системы знаний необходимо выделять основные идеи учебной дисциплины. Эти идеи являются стержнями содержания, объединяющими учебный материал, в котором выделяется учебная тема, принятая за системную «единицу», потому что играет роль «узла знаний» и имеет в своем содержании ведущие положения, которые объединяют элементы знаний внутри темы.

Ведущие положения темы подчинены основным идеям учебной дисциплины и, конкретизируя, раскрывают их. Эти идеи осваиваемого курса соединяют темы в единую систему.

В соответствии с изложенным можно совершенно обоснованно рассматривать содержание профессионального образования как многоуровневую систему.

На первом уровне содержания образования главными элементами являются основные понятия, умения и навыки.

Второй уровень представляет их совокупность, а третий - учебные дисциплины. На четвертом уровне основными элементами являются учебные циклы.

Причем структурный элемент на каждом из более высоких уровней включает в себя ряд элементов более низкого уровня.

Так, содержание образования в профессиональных учебных заведениях состоит из трех учебных циклов: общеобразовательного; общепрофессионального; специального.

Они состоят из учебных дисциплин (первый уровень), из обобщенных структурных элементов (второй уровень), специальных и профессиональных дисциплин (третий уровень).

В результате их систематизации исследователи выделили три большие группы наиболее важных (в содержании профессионального образования) элементов: общенаучные, общепрофессиональные и специальные понятия, умения и навыки.

Каждая группа разделена на ряд подгрупп. Так, в группу специальных понятий вошли подгруппы понятий организационно-экономических, технических, технологических, о технике безопасности, санитарии и гигиене, о психофизиологических особенностях будущей специальности [2].

При этом научные понятия являются основными элементами учебного материала. А что касается обобщенных элементов, то они и составляют основу содержания обучения.

В свою очередь, учебные дисциплины являются элементами учебных циклов, а последние представляют собой элементы целостной структуры образования.

Комплектность является одной из основных и характерных особенностей содержания профессионального образования, она выражается в том, что все дисциплины общепрофессионального и специального циклов, основанные на различных технических науках, изучаются друг за другом по принципу – от простого к сложному.

В этом случае знания, умения и навыки, соответственно, имеют межнаучный, т.е. межпредметный или межцикловой характер.

Таким образом, можно утверждать, что особенностью профессионального образования является взаимосвязь дисциплин общепрофессионального и специального циклов, отражая тем самым идею комплексных межпредметных связей.

Говоря о роли межпредметных связей в содержании обучения, В.Н. Максимова считает, что они являются условием реализации принципа научности в содержании обучения, а также способствуют осознанию обучающимися общности всех дисциплин [3].

Изучение основ научных знаний и общеобразовательных дисциплин, кроме общего развития обучающихся, дает научные, политехнические знания, необходимые для овладения соответствующей техникой и технологией.

Однако это требует и специальных межотраслевых и отраслевых знаний и умений. Они и составляют содержание общепрофессиональной подготовки, представляющей собой комплекс общепрофессиональных дисциплин, включенный в структуру дисциплин специального цикла и практического обучения.

К содержанию общепрофессиональной подготовки относится и часть знаний и умений, на базе которых формируются умения обучающихся решать творческие технические задачи.

К общепрофессиональным знаниям можно отнести основные виды и методы новейших техник и технологий, их применение в технологических процессах производства кулинарной продукции, а также знания основ экономики производства. К общепрофессиональным умениям необходимо отнести умения для выполнения работ на различных видах технологического оборудования.

В программе общепрофессиональной подготовки осваиваются компетенции, на основании которых определяются и решаются технические и творческие задачи.

К знаниям, имеющим общепрофессиональный характер, которые являются основой или базой научных познаний, относится совокупность сведений о законах материаловедения, принципах работы машин и механизмов, основах технологии конструкционных материалов, а также основах экономических знаний.

К умениям, связанным с общепрофессиональным блоком, можно отнести способность выбирать оборудование или инструменты для выполнения определенных технологических заданий, выполнение и настройку машин и механизмов для осуществления определенных операций и работ, а также способность устранять неисправности оборудования во время проведения технологических работ [4].

Областью труда и профессий называют сообщество организаций, предприятий, учреждений, включая рабочих и служащих, занимающихся производственной и хозяйственной деятельностью, а также выполняющих логистические функции.

Область труда и профессий можно заменить понятием «сфера профессиональной деятельности», которая в себя включает комплекс различных отраслей производства, объединенных по определенным показателям или признакам.

Различаются две основные сферы профессиональной деятельности: сфера, связанная с производством и созданием материальных услуг, и сфера, производящая нематериальные услуги.

Все предприятия и учреждения, относящиеся к сфере материальных услуг, выступают по отношению к профессиональному образованию как предприятия-работодатели.

Из вышеописанного можно сделать вывод, что высококвалифицированные кадры для предприятий определенной отрасли должны готовиться на протяжении обучения в высшем учебном заведении [5].

Поэтому очень важно, чтобы система профессионального обучения обеспечивала не только основное академическое образование, но и специальную профессиональную подготовку.

Это может и должно достигаться целевым набором, т.е. предприятие должно себе готовить кадры, начиная с первого курса учебного заведения [6].

Вывод

Нами были проведены опросы и анкетирование обучающихся Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (производство продовольственных продуктов (продуктов общественного питания). Опросы проводились для студентов 3 курса, очной формы обучения. Анкетировалось 25 студентов, которые отвечали на 20 вопросов об общепрофессиональной и профессиональной подготовке.

На основании анализа полученных при анкетировании данных можно сделать следующий вывод: основная часть общепрофессиональных знаний, полученных студентами, основывается на изучении общеобразовательных дисциплин, поскольку они содержат общепрофессиональные и профессиональные компетенции (ОПК и ПК) и поэтому являются основами полученных профессиональных знаний. Можно сделать заключение: чем лучше освоены общеобразовательные дисциплины, тем легче будет освоена профессиональная подготовка.

Кроме того, формирование общетехнических и технических компетенций связано с изучением специальных дисциплин, которые основываются на тематике общетехнических, а также на изучении и прохождении практического обучения.

В настоящее время средства производства меняются быстрее, чем содержание дисциплин и учебные программы в профессиональных учебных заведениях. Поэтому учебному заведению совместно с представителями производства приходится постоянно вносить изменения в образовательные программы подготовки специалистов.

Следовательно, использование межпредметных связей в учебном процессе подготовки студентов (технологов общественного питания) дает возможность расширить и углубить их представление о необходимости изучения специальных дисциплин, что позволит тем самым развить их профессиональное мышление и более глубоко понять интегративные процессы, происходящие в отрасли.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что назначение системы профессионального образования состоит не только в обезличенном обучении грамотных кадров, но и подготовке высококвалифицированных молодых специалистов.

Заключение

Все вышеперечисленные компетенции (знания, умения, владения) называются поливалентными (или «имеющими общую ценность»), т.к. их возможно перенести без изменений из одной области производства в другую.

Профессиональные или технические компетенции, в сущности, имеют конкретный и четкий характер. С их помощью легче ориентироваться в структуре и системе производства. Они могут указать на определенные недостатки или достоинства той или иной отрасли промышленности. Также компетенции носят межотраслевое или отраслевое направление.

Первое, межотраслевое, направление освоения компетенций подразумевает под собой:

· знание техники и технологии производства;

· знание основных материалов и умение ими пользоваться;

· знание и умение применять на практике виды электрических и электротехнических материалов;

· знание и умение применения видов и способов организации труда.

Второе, отраслевое, освоение компетенций подразумевает под собой: знания и умения применения техник и технологий для конкретной отрасли производства, в которой и будут работать выпускники профессионального учебного учреждения.