Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Шнейдер Е.М. 1 Медянская О.А. 1
1 ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется непрерывным развитием и преобразованием во всех сферах производства. В этих условиях наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу, является теоретической основой создания новых орудий и технологических способов производства. Происходит органическое соединение науки и материального производства. Ученые, исследующие тенденции, перспективы современного этапа развития экономики, образно определяют науку в качестве генератора идей, а техника, в свою очередь, представляется как ее материальное воплощение. В большинстве работ отечественных ученых, посвященных данной проблеме, отмечается непрерывный характер научно-технического прогресса, который проявляется в распространении на область науки, техники и производства, вызывая взаимодействие этих сфер. Это приводит к коренным изменениям в содержании труда специалистов различных профессий. Труд современного специалиста все более наполняется интеллектуальным содержанием и строится на научной основе. Важно отметить, что все преобразования, изменяющие содержание труда по многим специальностям, не снижают требований к формированию навыков творческого труда, которые необходимо применять на практике. Кроме того, средства производства меняются быстрее, чем содержание дисциплин и учебные программы в профессиональных учебных заведениях. Поэтому учебному заведению совместно с представителями производства приходится постоянно вносить изменения в образовательные программы подготовки специалистов. Таким образом, использование межпредметных связей в учебном процессе подготовки технологов общественного питания дает возможность расширить и углубить их представление о необходимости изучения технических наук, что позволит тем самым развить их профессиональное мышление и более глубоко понять интегративные процессы, происходящие в отрасли.
образование
обучающиеся
специалист
технолог
общественное питание
индустрия питания
межпредметные связи
общеобразовательные дисциплины
1. Ронжина Н.В., Васильев С.В. Основы профессиональной педагогики, учебное пособие. Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. С. 49-52.
2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения, учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. 335 с.
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 191 с.
4. Профессиональная педагогика / Под редакцией академиков РАО Батышева С.Я. и Новикова А.М. 3-е изд., переработанное. М., 2010. С. 442-446.
5. Профессиональная педагогика в 2-х частях / Под общ. ред. Блинова В.И. М.: Юрайт, 2021. С. 125.
6. Педагогическое мастерство (III): материалы международной научной конференции (Москва, 20-23 июня 2013 г.). М.: Буки-Веди, 2013. 154 с.

Превращаясь в непосредственную производительную силу, изменения, протекающие во всех отраслях промышленности, оказывают также огромное влияние на преобразования, происходящие в индустрии питания. Все это является теоретической основой создания новых технологических способов производства. Происходит органическое соединение науки и материального производства.

Важно отметить, что все эти преобразования (изменение программы подготовки по различным направлениям) не изменяют правил и требований к организации и созданию у будущих специалистов сферы общественного питания устойчивых навыков творческого процесса. Актуальностью данного исследования является анализ и изучение правильного применения компетенций, необходимых специалистам индустрии питания, на практике.

Целью настоящего исследования является изучение правильного применения компетенций и проведение анализа объединения общеобразовательной и профессиональной подготовки для специалистов индустрии питания.

Методы исследования: общенаучные методы исследований в рамках сравнительного, статистического и логического анализов.

Теоретические и эмпирические методы и методики исследования: виды и методы педагогических исследований (тестирование, опросы, наблюдения, анализ полученных сведений).

Проведение анализа интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста индустрии питания дает нам возможность по-новому подойти к решению вопросов дальнейшего совершенствования подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях.

Вместе с этим нужно учитывать, что обучающиеся должны не только овладевать необходимыми профессиональными компетенциями, но и научиться их самостоятельно приобретать и творчески применять на практике в условиях современного производства.

Ученые-исследователи процесса обучения представляют многие аспекты этой проблемы до сих пор не изученными либо носящими дискуссионный характер.

И поэтому педагогические работники профессиональных учебных заведений нередко затрудняются при выборе методики реализации межпредметных связей в специфических условиях учебного процесса.

Анализ, проведенный нами, показывает, что одной из причин, снижающих качество подготовки технологов общественного питания, является недостаточная разработанность научно-педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной реализации межпредметных связей в специфических условиях учебного процесса профессиональных учебных заведений, ведущих подготовку специалистов общественного питания.

Так, не выявлены в достаточной мере особенности и дидактические условия реализации межпредметных связей при подготовке специалистов для сферы общественного питания, не определены основные направления осуществления таких связей, не исследованы другие вопросы этой сложной и многогранной проблемы.

Таким образом, возникает необходимость дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов подготовки квалифицированных специалистов для отрасли общественного питания на основе реализации межпредметных связей.

В последние годы в профессиональной педагогике немало сделано для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов на основе осуществления межпредметных связей. В то же время исследование, проведенное нами, а также изучение опыта работы профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для отрасли общественного питания, дает нам основание считать, что в профессиональных учебных заведениях не всегда используются возможности для реализации межпредметных связей.

Все это приводит к отсутствию или недостатку базы для творческого роста будущих специалистов индустрии питания. Очень часто самостоятельные работы обучающихся не вызывают необходимости обращаться к справочной и профессиональной литературе и осуществлять какие-либо расчеты. Этот факт также свидетельствует о том, что многие выпускники в процессе своей профессиональной деятельности при обращении к нормативно-технологической и справочной документации испытывают трудности.

Как известно, одним из требований к учебному процессу является формирование у обучающихся целостного представления о мире, природе и обществе. Это достигается при условии соблюдения требований принципа системности знаний. Центральным моментом здесь является выбор «единицы» содержания образования или основного объекта, подлежащего целостному усвоению.

Если проанализировать содержание дисциплин естественно-математического цикла, то можно отметить, что, согласно теории усвоения, при изучении этих дисциплин действует принцип системности и поэтапности.

Отличительными чертами этой теории являются инвариантность (неизменность) ее структуры независимо от способов ее развертывания и системность входящих в нее знаний как внутреннее (невидимое) свойство теории. Важнейшей основой построения содержания профессионального образования является взаимодействие науки и производства.

Взаимосвязь общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в профессиональных учебных заведениях как условие формирования системы знаний опирается на связь производства с его научными основами, которые раскрывают основные принципы действия техники, протекания технологических процессов, свойства предметов и продуктов труда и т.д.

Производительный труд выступает для обучающихся как критерий истинности научных знаний. Поэтому содержание профессионального образования имеет много специфических черт, в нем должны быть и свои определенные «единицы» знаний, умений и навыков [1].

Например, при построении системы знаний необходимо выделять основные идеи учебной дисциплины. Эти идеи являются стержнями содержания, объединяющими учебный материал, в котором выделяется учебная тема, принятая за системную «единицу», потому что играет роль «узла знаний» и имеет в своем содержании ведущие положения, которые объединяют элементы знаний внутри темы.

Ведущие положения темы подчинены основным идеям учебной дисциплины и, конкретизируя, раскрывают их. Эти идеи осваиваемого курса соединяют темы в единую систему.

В соответствии с изложенным можно совершенно обоснованно рассматривать содержание профессионального образования как многоуровневую систему.

На первом уровне содержания образования главными элементами являются основные понятия, умения и навыки.

Второй уровень представляет их совокупность, а третий - учебные дисциплины. На четвертом уровне основными элементами являются учебные циклы.

Причем структурный элемент на каждом из более высоких уровней включает в себя ряд элементов более низкого уровня.

Так, содержание образования в профессиональных учебных заведениях состоит из трех учебных циклов: общеобразовательного; общепрофессионального; специального.

Они состоят из учебных дисциплин (первый уровень), из обобщенных структурных элементов (второй уровень), специальных и профессиональных дисциплин (третий уровень).

В результате их систематизации исследователи выделили три большие группы наиболее важных (в содержании профессионального образования) элементов: общенаучные, общепрофессиональные и специальные понятия, умения и навыки.

Каждая группа разделена на ряд подгрупп. Так, в группу специальных понятий вошли подгруппы понятий организационно-экономических, технических, технологических, о технике безопасности, санитарии и гигиене, о психофизиологических особенностях будущей специальности [2].

При этом научные понятия являются основными элементами учебного материала. А что касается обобщенных элементов, то они и составляют основу содержания обучения.

В свою очередь, учебные дисциплины являются элементами учебных циклов, а последние представляют собой элементы целостной структуры образования.

Комплектность является одной из основных и характерных особенностей содержания профессионального образования, она выражается в том, что все дисциплины общепрофессионального и специального циклов, основанные на различных технических науках, изучаются друг за другом по принципу – от простого к сложному.

В этом случае знания, умения и навыки, соответственно, имеют межнаучный, т.е. межпредметный или межцикловой характер.

Таким образом, можно утверждать, что особенностью профессионального образования является взаимосвязь дисциплин общепрофессионального и специального циклов, отражая тем самым идею комплексных межпредметных связей.

Говоря о роли межпредметных связей в содержании обучения, В.Н. Максимова считает, что они являются условием реализации принципа научности в содержании обучения, а также способствуют осознанию обучающимися общности всех дисциплин [3].

Изучение основ научных знаний и общеобразовательных дисциплин, кроме общего развития обучающихся, дает научные, политехнические знания, необходимые для овладения соответствующей техникой и технологией.

Однако это требует и специальных межотраслевых и отраслевых знаний и умений. Они и составляют содержание общепрофессиональной подготовки, представляющей собой комплекс общепрофессиональных дисциплин, включенный в структуру дисциплин специального цикла и практического обучения.

К содержанию общепрофессиональной подготовки относится и часть знаний и умений, на базе которых формируются умения обучающихся решать творческие технические задачи.

К общепрофессиональным знаниям можно отнести основные виды и методы новейших техник и технологий, их применение в технологических процессах производства кулинарной продукции, а также знания основ экономики производства. К общепрофессиональным умениям необходимо отнести умения для выполнения работ на различных видах технологического оборудования.

В программе общепрофессиональной подготовки осваиваются компетенции, на основании которых определяются и решаются технические и творческие задачи.

К знаниям, имеющим общепрофессиональный характер, которые являются основой или базой научных познаний, относится совокупность сведений о законах материаловедения, принципах работы машин и механизмов, основах технологии конструкционных материалов, а также основах экономических знаний.

К умениям, связанным с общепрофессиональным блоком, можно отнести способность выбирать оборудование или инструменты для выполнения определенных технологических заданий, выполнение и настройку машин и механизмов для осуществления определенных операций и работ, а также способность устранять неисправности оборудования во время проведения технологических работ [4].

Областью труда и профессий называют сообщество организаций, предприятий, учреждений, включая рабочих и служащих, занимающихся производственной и хозяйственной деятельностью, а также выполняющих логистические функции.

Область труда и профессий можно заменить понятием «сфера профессиональной деятельности», которая в себя включает комплекс различных отраслей производства, объединенных по определенным показателям или признакам.

Различаются две основные сферы профессиональной деятельности: сфера, связанная с производством и созданием материальных услуг, и сфера, производящая нематериальные услуги.

Все предприятия и учреждения, относящиеся к сфере материальных услуг, выступают по отношению к профессиональному образованию как предприятия-работодатели.

Из вышеописанного можно сделать вывод, что высококвалифицированные кадры для предприятий определенной отрасли должны готовиться на протяжении обучения в высшем учебном заведении [5].

Поэтому очень важно, чтобы система профессионального обучения обеспечивала не только основное академическое образование, но и специальную профессиональную подготовку.

Это может и должно достигаться целевым набором, т.е. предприятие должно себе готовить кадры, начиная с первого курса учебного заведения [6].

Вывод

Нами были проведены опросы и анкетирование обучающихся Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (производство продовольственных продуктов (продуктов общественного питания). Опросы проводились для студентов 3 курса, очной формы обучения. Анкетировалось 25 студентов, которые отвечали на 20 вопросов об общепрофессиональной и профессиональной подготовке.

На основании анализа полученных при анкетировании данных можно сделать следующий вывод: основная часть общепрофессиональных знаний, полученных студентами, основывается на изучении общеобразовательных дисциплин, поскольку они содержат общепрофессиональные и профессиональные компетенции (ОПК и ПК) и поэтому являются основами полученных профессиональных знаний. Можно сделать заключение: чем лучше освоены общеобразовательные дисциплины, тем легче будет освоена профессиональная подготовка.

Кроме того, формирование общетехнических и технических компетенций связано с изучением специальных дисциплин, которые основываются на тематике общетехнических, а также на изучении и прохождении практического обучения.

В настоящее время средства производства меняются быстрее, чем содержание дисциплин и учебные программы в профессиональных учебных заведениях. Поэтому учебному заведению совместно с представителями производства приходится постоянно вносить изменения в образовательные программы подготовки специалистов.

Следовательно, использование межпредметных связей в учебном процессе подготовки студентов (технологов общественного питания) дает возможность расширить и углубить их представление о необходимости изучения специальных дисциплин, что позволит тем самым развить их профессиональное мышление и более глубоко понять интегративные процессы, происходящие в отрасли.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что назначение системы профессионального образования состоит не только в обезличенном обучении грамотных кадров, но и подготовке высококвалифицированных молодых специалистов.

Заключение

Все вышеперечисленные компетенции (знания, умения, владения) называются поливалентными (или «имеющими общую ценность»), т.к. их возможно перенести без изменений из одной области производства в другую.

Профессиональные или технические компетенции, в сущности, имеют конкретный и четкий характер. С их помощью легче ориентироваться в структуре и системе производства. Они могут указать на определенные недостатки или достоинства той или иной отрасли промышленности. Также компетенции носят межотраслевое или отраслевое направление.

Первое, межотраслевое, направление освоения компетенций подразумевает под собой:

· знание техники и технологии производства;

· знание основных материалов и умение ими пользоваться;

· знание и умение применять на практике виды электрических и электротехнических материалов;

· знание и умение применения видов и способов организации труда.

Второе, отраслевое, освоение компетенций подразумевает под собой: знания и умения применения техник и технологий для конкретной отрасли производства, в которой и будут работать выпускники профессионального учебного учреждения.


Библиографическая ссылка

Шнейдер Е.М., Медянская О.А. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31833 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674